Утренняя церковная служба. О порядке церковных богослужений. Когда можно приложиться к Плащанице

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Нижеизложенное вседневное богослужение – вечерня и утреня, совершаются в седмичные дни, то есть с понедельника по субботу в так называемые период пения Октоиха. В этот период не входит время от начала Великого поста до Недели Всех Святых, а также пред- и попразднства Двунадесятых праздников, когда вечерня и утреня в большей или меньшей степени отличаются от вседневных. В период пения Октоиха вседневное богослужение не совершается, если святой в Минее имеет какой-либо праздничный знак и служба идет праздничным порядком.

Вседневная (будничная) вечерня

С вечерни начинается суточный богослужебный круг . Богослужение – вечерня (и, по современной практике, утреня с 1-ым часом) в честь какого-либо праздника или святого совершается накануне праздника вечером . Характер и содержание песнопений и молитв вечерни прекрасно переданы митрополитом Вениамином (Федченковым): «Там почти нет хвалебного элемента. …Объясняется это просто. Человек к вечеру устал: и телесно – от работы, и душевно – от забот, скорбей и духовной борьбы. Поэтому ему трудно славословить, легче каяться, сокрушаться, хочется мира, отдыха, покоя. …Потому здесь поется «Свете Тихий…» …Поэтому так уместна здесь примиренная, предсмертная песнь Святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром». …Характер вечерни… мирно-покаянный . …Кстати, какие утешительные, успокаивающие, обнадеживающие все прокимны на вечерне…».

Существует несколько видов вечерни :

    Малая вечерня . Краткая служба, которую полагается совершать перед всенощным бдением. В современной практике почти нигде не совершается (исключение - Св. Гора Афон).

    Вседневная или будничная вечерня . Совершается в седмичные дни, если нет памяти святого, имеющего знак полиелей и бдение.

    Великая вечерня . Совершается в воскресные дни, Двунадесятые и великие праздники и дни памяти святых, имеющих знак полиелей и бдение.

Порядок совершения вседневной вечерни изложен в 9-й главе Типикона ,где перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также его можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной вечерни

103-й псалом – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Господи, воззвах…» – Ч, неизменяемое

стихиры «на Господи, воззвах» – О и М, изменяемое

«Свете Тихий…» – Ч, неизменяемое

Прокимен – Ч, Сл, неизменяемое

«Сподоби, Господи…» – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

«Ныне отпущаеши…» – Ч, неизменяемое

Тропарь – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) вечерни

Свящ.: "Благословен Бог наш..."

Начало обычное, если не читался 9-й час

"Приидите, поклонимся..." (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

"Господи, воззвах..." [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры Октоиха

3 стихиры святому Минеи

* (если в Минее служба двум святым, то: 3 стихиры 1-му св., 3 стихиры 2-му св.)

Слава: святому Минеи (если есть)

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Свете Тихий…"

Прокимен дня

"Сподоби, Господи…"

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то, после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи,

И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Ныне отпущаеши…"

Трисвятое по Отче наш

Тропарь святому Минеи

Слава, и ныне: Богороднчен (по гласу тропаря св. из 4-го приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то тропари поются в следующем порядке:

Тропарь 1-у св.,

Слава: тропарь 2-у св.,

И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость"

Х.: "Благослови"

С.: "Сый благословен..."

Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

__________________________________________________________________

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

Содержание статьи

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ. Богослужение – ритуально оформленная, соборная (общественная) молитва, обращенная к Богу. Православное богослужение (как литургическая система) было разработано в патриархате Константинополя, а затем принята православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, и используется по сей день всеми церквами, ведущими свое происхождение от этих патриархатов. Православная литургическая система явилась синтезом константинопольских и палестинских обрядов, который оформился в монастырях православного мира в течение 9–14 вв.

В православное богослужение входят Божественная литургия, таинства (евхаристия, или причащение; крещение; миропомазание; соборование, или елеосвящение; покаяние; таинство брака; таинство священства – рукоположение в священный сан), суточное богослужение (утреня, вечерня, полунощница, часы, всенощная) и службы литургического года с календарем фиксированных и подвижных праздников, а также ряд менее значительных последований, как освящение вод, плодов и т.д. Все богатство богослужебного обряда собрано в канонических литургических книгах.

Богослужения суточного круга.

Согласно традициям, восходящим к ветхозаветному времени, служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера). О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга. Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).

Вечернее богослужение.

Вечерня – служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения наступающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохранении их во время сна.

Утреннее богослужение.

Полунощница совершается в полночь (в настоящее время – перед утреней). Ее главное содержание составляет мысль о втором пришествии Христа; всем строем этого богослужения церковь внушает верующим мысль о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога. Молитвы утрени призваны возблагодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.

Дневное богослужение.

Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состоящие из нескольких избранных псалмов и назидательных молитв. См . ЧАСЫ .

Всенощная.

Накануне воскресных и праздничных дней совершается всенощная. Она включает в себя вечерню, утреню и службу первого часа. Всенощная (или всенощное бдение) была установлена в 4 в. архиепископом Константинопольским Иоанном Злотоустом. В 8 и 9 вв. оно было существенно дополнено Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом и приняло тот торжественный строй, который по сей день отличает этот вид богослужения. В отличие от ежедневных вечерни и утрени, на службе всенощного бдения совершается т.н. вечерний вход. Священник и диакон с кадилом выходят из алтаря на амвон (возвышение, расположенное напротив царских врат перед солеей храма) и после молитв, обращенных к Богоматери, и пения гимна Иисусу Христу Свете тихий возвращаются в алтарь через царские врата. Накануне великих праздников на всенощной читаются паремии – избранные места из книг Ветхого Завета – и совершается лития (общее усиленное моление), в ходе которой священник благословляет вино, хлеб и елей. Включение этого обряда связано с тем, что в древности на Востоке всенощное богослужение продолжалось всю ночь и по окончании его первой части для подкрепления сил верующих им раздавали пшеницу, вино и масло. Самая торжественная часть всенощной называется полиелей (греч. «многомаслие», или «многое освящение»). В это время в храме зажигаются все светильники. Священник и диакон с кадилом и свечою обходят храм и выносят из алтаря Евангелие. По прочтении главы из него Евангелие возлагается на аналой в центре храма для поклонения. После полиелея читается канон – молитвословие, составленное по особым правилам из девяти песен. Заканчивается всенощное бдение торжественной песней в честь Богоматери Взбранной воеводе победительная .

Литургия.

Несмотря на подчеркнутую торжественность всенощного богослужения, это, в сущности, просто общая молитва, сопровождаемая пением и чтением священных текстов. В отличие от него литургия, или обедня, – кульминация всего, что происходит в храме, средоточие всей литургической системы, поскольку ее центральным моментом является таинство евхаристии, или благодарения. Прообразом литургии явилась описанная в Евангелии Тайная вечеря, во время которой Иисус, подняв чашу с вином со словами «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови», дал ученикам-апостолам отпить из нее, а затем, преломив пасхальный опреснок и назвав его Своим Телом, дал апостолам вкусить его. Воспоминание об этом событии стало ядром литургической службы. Однако в литургии воспоминание о Тайной вечере преображено в мистическую трапезу единения всех верных Христу. Это не обычное воспоминание о минувших событиях, а ежедневное подтверждение подлинного пребывания Богочеловека в его церкви. Это богослужение, которое, через воспоминание деяний и страданий Христа и через чувственное вкушение жертвенной пищи, соединяет верующих с самим Спасителем и возводит ум их к познанию сокровенных тайн трансцендентного мира.

Проскомидия.

Первая часть литургии называется проскомидией и представляет собой обряд приготовления к собственно Литургии. Проскомидия совершается незримо для молящихся в левой части алтарного пространства на особом столе, жертвеннике, на котором священник подготавливает вещество для таинства евхаристии – жертвенный хлеб и вино. В качестве жертвенного хлеба в Православной церкви употребляются не опресноки (пресный хлеб), как в западной церкви, а квасные, испеченные из дрожжевого теста просфоры, представляющие собой небольшие круглые хлебы с изображением креста и надписью ИС ХС НИКА. Из самой большой просфоры священник «вынимает» (т.е. вырезает) часть, называемую Агнцем, и полагает ее на дискос (тарель), а в потир (чашу) вливает нужное количество вина, смешанного с водой. Из второй просфоры вынимается часть в честь Богоматери и полагается рядом с Агнцем справа от него. Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, Иоакима и Анны, родителей Марии, в честь святого, поминаемого в этот день, и всех чинов святости. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие живых, а из пятой – за упокой умерших. Их кладут слева от Агнца. В ритуалах проскомидии вспоминаются события жизни Христа до его вступления на путь общественного служения.

Литургия оглашенных

– вторая часть литургии. В древней церкви на ней разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным, проходящим оглашение, т.е. катехизацию). Во время совершения Литургии оглашенных вспоминается жизнь Христа от его воплощения до страданий, а в исполняемых хором т.н. изобразительных псалмах «изображаются» плоды пришествия Сына Божия на землю. В великие праздники вместо изобразительных псалмов левый и правый хор попеременно поют торжественные песнопения – антифоны. Важной составной частью Литургии оглашенных является чтение Евангелия, которому предшествует ритуал малого входа: дьякон выносит из алтаря Евангелие, за ним следует священник. Перед Евангелием, которое знаменует собой Иисуса Христа и его учение, несут зажженную свечу. В воскресные и праздничные дни Евангелие читают на амвоне, в будние дни – на престоле. Завершается вторая часть литургии произнесением ектении (молитвенного прошения) об оглашенных, после чего в древней церкви оглашенные покидали храм.

Литургия верных

– заключительная часть литургии. Ее ритуалы символически изображают Тайную вечерю, страдания Иисуса Христа, Его воскресение, вознесение и второе пришествие на землю. Приготовленные жертвенный хлеб и вино (Дары) священник и диакон переносят с жертвенника на престол. Этот ритуал называется великим входом. Шествие двигается из левого пастофория (см . ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ), где находится жертвенник, к царским вратам. Впереди идут диаконы со свечами и кадилом, за ними – священнослужители, несущие потир и дискос с Дарами, а также воздýх, ткань, которой покрывались приготовленные хлеб и вино. Дары торжественно вносятся в алтарь. Зрительно великий вход представляет собой самый драматичный обряд литургии, сопровождаемый пением Херувимской песни . В нем видели символическое изображение смерти и погребения Христа. После Великого Входа начинается приготовление к освящению Даров. Особое внимание верующих к этой части Литургии возбуждается пением Символа веры. Священник же, вспоминая Тайную вечерю, произносит слова самого Христа: «Примите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и далее: «Сия есть кровь моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом он берет крестообразно дискос и потир и со словами молитвы возносит их в дар Богу, произнося молитву эпиклезы – призывания Святого Духа на предложенные Дары. В это время силою и действием Святого Духа Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Об этом торжественном и таинственном действе верующие оповещаются ударами колокола. После освящения Даров они приносятся Богу с молитвой как жертва благодарственная (за святых), как жертва умилостивительная (за умерших, но пока еще не достигших блаженства) и как очистительная – за живых христиан, т.е. за всю церковь. Как сам Иисус окончил Тайную вечерю молитвой к Отцу о всех верующих в него, так и церковь по освящении Даров совершает молитву о всех своих членах, живых и умерших. Эта молитва имеет особое значение: священник молится о том, чтобы причащение Телу и Крови Спасителя стало залогом спасения верных, чтобы через причастие они соединялись с самим Богом. Затем начинается само причастие. Сначала в алтаре Святым Дарам приобщаются священники, после чего открываются царские врата и диакон призывает к причащению верующих. Священник выходит из алтаря на солею храма и выносит чашу с Кровью и Телом Спасителя. Причастники, сложив на груди крестообразно руки, поочередно подходят к чаше, принимая частицу Тела и Крови. После причастия следует последнее благословение присутствующих. Священник произносит отпуст, или отпустительную молитву, а хор поет многолетие всем христианам. На этом литургия заканчивается. См. также ЛИТУРГИЯ ; МЕССА . Православное богослужение, совершаемое в храме, отличается особой красотой и торжественностью своих ритуалов и до сих пор поражает всех, кто впервые присутствует на нем. Церковные обряды и хоровое пение в соединении с архитектурой храма и богатством его внутреннего убранства, включающего иконы, фрески, светильники, литургические сосуды, ткани и одежды священников, породили своеобразный символический образ литургического действа, о силе воздействия которого свидетельствует легенда о посещении Константинополя послами русского князя Владимира. Описывая свои впечатления от службы в Святой Софии, они выразили их в следующих словах: «Мы не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе "Время совершения церковных служб") девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца - вечер, вторая - полночь, третья - петлоглашение, четвертая - утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в "Учительном известии".

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами - царские часы. В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня. Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5). Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком. В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера. Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста. Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9). Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня. На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении "Помилуй нас, Боже" произносится всего четыре прошения, опускается ектения "Исполним вечернюю молитву", и вместо великого бывает малый отпу́ст. Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня - это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник. Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники - Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: "Аще волит настоятель, творим бдение". Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней - 68 бдений - "по изволению настоятеля", всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием. Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней - в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров - в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого - в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста - в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня. Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы - диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней. Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице. В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

После первых молитв вечернего богослужения читается 103 псалом, который называется предначинательным. В нем изображается мироздание, в том порядке, как это изложено у Моисея и прославляется Господь-Создатель. После торжественного прославления Бога следует молитвенное исповедание наших согрешений. Во время чтения этого псалма священнослужитель становится перед царскими вратами и читает вечерние молитвы, и напоминает собой Адама, который был изгнан из рая и каялся перед райскими вратами. Эти молитвы называются светильничными, так как в храме зажигаются светильники, и священник в этих молитвах просит Господа даровать свет невещественный, просвещающий наши души.

Последование вечерни

После псалма следует великая ектения, в которой мы испрашиваем у Господа то, чего мы были лишены вследствие грехопадения, - мир с Богом, ближними и с самим собой. Далее читается отрывок из Псалтири и малая ектения. Стихиры на Господи воззвах завершаются богородичным – кратким песнопением, обращенным к Пресвятой Богородице. Во время чтения стихир священник совершает каждение алтаря и всего храма. После Богородична поется песнь «Свете тихий», которая изображает пришествие на землю тихого света в кротком лице Иисуса Христа, который ради нашей немощи смирил себя даже до крестной смерти.

Прокимен и стихиры вечерни

Далее произносится прокимен дня. Церковь в последующих текстах просит Господа сподобить нас без греха сохраниться в наступающий вечер и эту просьбу подробнее раскрывает в просительной ектенье: исполним вечернюю молитву нашу Господеви, в которой мы испрашиваем у господа духовные блага в продолжение настоящей жизни, в конце ее и за пределами – в жизни будущей. В стихирах на стиховне Церковь воспевает оправданных и прославленных святых или различные важнейшие события в Церковной истории, которые укрепляют в душе христианина желание искать и найти блаженство, которое предназначено Господом для праведных. В этом желании он обращается словами Симеона богоприимца, который в конце своих дней увидел спасение Израиля: «ныне отпущаеши раба твоего Владыко». Таким образом, увидев пришествие тихого света, мы переносимся теперь, отходя ко сну, образу смерти, и просим у Господа христианского завершения нашей жизни.

Далее следуют «Трисвятое», молитвы к Пресвятой Троице, и молитва Господня , в которых мы выражаем то, что мы уже видели свет Израиля. Затем поется тропарь святому и богродичен, произносится сугубая ектения и отпуст. Так совершается служение вседневной вечерни, помимо которой существует малая и великая вечерня. Этот состав богослужения был известен начиная с 4 века.

Утреня

Утреня следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои Богу, хранящему и милующему его грешного, затем вспоминает и созерцает благодатные дела Божии, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец - просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей..», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142.

Вторая раскрывается в каноне, который содержит 8 песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветные, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большей частью со стихами псалмов: 89, 14. 17 и 91, 2. 3, а иногда и с другими стихами, по празднованию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь возсылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира.

Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии - «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «Благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает эти молитвы. Между тем как священвик в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. Далее следует возглас: - «слава святей».., и шестопсалмие, в которомъ выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

Шестопсалмие

По намерению церкви, христианин должен в это время приготовить себя к собеседованию с Богом, явившимся на земле, почему шестопсалмию предшествует Ангельское славословие; «слава в вышних Богу», которое воспевает святая церковь, относя к родившемуся Господу. А как приближение к Богу и собеседование с Ним требует очищешя души и сердца от всякой скверны; то для этого святая церковь предлагает 6 псалмов, исполненных глубокого покаянного чувства и заповедует слушать их с особенным настроением души: «глаголем сия псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу, невидимо беседующе, и молящеся о грехах наших», говорится в начале их чтения. Поэтому и внешние действия церкви, во время чтения шести псалмов, направляются к тому, чтобы расположить душу к умилению и сокрушению: в это время погашаются свечи, чтобы побудить нас к благоговейному слушанию чтения, и, как бы поставив верных в уединении и сокровенности, возбудить в них умиление и слезы покаяния.

Такому намерению церкви вполне соответствует само содержание шестопсалмия. В нем выражается вопль души, скорбящей о Боге, с твердой надеждой на помощь Божию. Поэтому в самом начале его мы слышим, как христианин, среди опасностей со стороны врагов, ищет успокоения в страждущем Спасителе, Который, охраняя его всюду, сохраняет и в ночное время, подавая ему сон мирен и безмятежен - аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя (пс. 37).

Далее, ощущение тяжкого бремени греховного, сознание собственной виновности в грехах поражают душу исповедующего глубокою скорбь. Он вместе с царем Давидом взывает: несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица гргех моих, яко беззакония моя превзыдоша главу мою.... Но эта скорбь, ощущающего греховное бремя, растворяется упованием на близость помощи Божией; поэтому удрученный тяжестью грехов вопит: яко на тя, Господи, уповах, Ты услыши, Господи, Боже мой не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от менге, вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Потом,в 62 псалме слышим вопль души, утреннюющей ко Господу своему и жаждущей быть вблизи с Ним, чтобы под кровом крылу Его найти успокоение от напастей вражиих, радость и веселие: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя.... Поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крылу Твоею возрадуюся. После трех первых псалмов возглашается молящимся через чтеца песнь: “аллилуия” и славословие Пресвятой Троице, которым освящается и как бы ободряется внимание верных, и вместе отделяется первое трехпсалмие от последующего; а священник после этого выходит из алтаря в среднюю часть храма и читает тайно перед царскими вратами утренние молитвы, в которых от лица всех верных, как ходатай наш перед Богом, прежде всего благодарит Бога, возставившего нас от ложа нашего, просить отогнать от сердец наших утреннюющих всякий мрак и показать нас сынами света и наследниками вечных благ.

Далее молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать миру мир, церквам, священникам и всем людям, и, «утвердив нас духом Владычним, за не помолитися, яко же подобает, не вемы, аще не Господь Святым Духом Своим не наставит нас и радость спасения сказав нам, сподобить нас даже до последнего издыхания нашего приносить Богу жертву правды и возношение во святых Его жертвенницех, яко во дни благообразно ходяще путем заповедей Его, при свете истинного солнца правды, достигнем в жизнь вечную и сподобимся в наслаждении быти непристуинаго Его света».

Появление этих 12 утренних молитв, читаемых от священника тайно, как и молитв вечерних, объясняется точно таким же образом, как и молитв вечерних. Затем следует чтение последних трех псалмов, в которых слышим, (пс. 87) что сознание тяжкого недуга греховного заставляет искренно кающегося днем и ночью взывать к Богу, без Которого нет ему помогающего. Друзья и знакомые не избавят его от этой лютой греховной язвы: исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися.... очи мои изнемогосте от нищеты, воздех к Тебе руце мои..., приклони ухо Твое к молению моему. Потом (пс. 102-й) от тяжкой скорби о грехах, человек, подкрепленный твердым упованием на Бога, переходит к славословию Его, изливающего на него беччисленные благодеяния, очищающего его от всех беззаконий, избавляющего от истления живот его и вообще ущедряющего его, по безконечной Своей милости, якоже щедрит отец сына.

Наконец, в чувстве сыновнего упования (пс. 142), христианин грешный и обрадованный взывает, да услышит Господь молитвы его, сотворит заутра милость свою с ним, избавит его от врагов и наставит Духом своим Святым на землю праву: услыши мя, Господи, в правде твоей и не вниди в суд с рабом твоим. Дух Твой благгй наставит мя на землю праву. Последняя половина шестопсалмия, как и первая, заканчивается тоже песнью: «аллилуия» и славословием Пресвятой Троице. За великой ектенией, следуемой за шестопсалмием, как продолжением безпомощного моления, святая церковь воодушевляет сокрушенного и опечаленного по Боге молящегося пением стиха: «Бог Господь и явися нам», указывая в явлении Бога во плоти на милость и благость Божию, на спасение Им нас грешных, и, в доказательство очевидного и осязательного милосердия Божия к христианам, повелевает петь со стихами 117 псалма тропарь дневного святого или события из истории церкви, возвещающий об этой милости и благости Божией.

В тропаре святая церковь изображает сущность празднуемого дня и указывает на ту милость Божию к согрешившим, что из числа членов церкви, святыми могут быть нашими ходатаями перед Богом.

Потом для поддержания в душе молитвенного расположения читаются три - в великом посте и две - в будничное время кафизмы с седальнами, заимствуемыми из Минеи, Октоиха или Трюди постной и цветной, в честь праздника или празднуемого святаго; за кафизмами следует покаянный псалом (50) и дневной канон, как подробное раскрытие прославляемого святого или празднуемого событя. Далее произносится просительная ектения и молитва с главоприклонением о даровании «от святого жилища Его прощения вольных и невольных грехов и ниспослании мирных и премирных благ своих.

За просительной ектенией на повседневной утрени следуют стихиры на стиховне, раскрывающие чувство радости и благодарения, что Господь покрывает своих праведных светом благодати, память которых в назначенный день прославляется, что Он Всеблагий и милующий нас может помочь и нашей духовной немощи и удостоит нас тех благ, которые раскрываются в событях истории церкви; поэтому церковь внушает нам, по порядку за стихирами на стиховне, произносит песнь: «благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, Вышний». За этой песнью следуют: трисвятое, Отче наш, тропарь дневной, слава: и ныне: богородичен, называемый отпустительным, сугубая ектения: «помилуй нас, Боже...» и обыкновенный отпуст с указанием на празднуемое событие.