Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение. Вербное воскресенье

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье - великий дву­надесятый переходящий праздник, кото­рый празднуется в шестое воскресенье Великого поста. Этот праздник иначе называют Неделею Ваий или Цветонос­ною. В этот день празднуется торжест­венный вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой водой, распускаю­щиеся ветки вербы (ваиа) или других растений.

Обряд освящения веток вербы ухо­дит своими корнями в глубокую древ­ность, когда с зелеными ветвями встре­чали царей, возвращавшихся с торжест­вом после победы над врагами. Освященные ветки в Вербное воскресе­нье служат знаком победы Христа над смертью и напоминают о будущем вос­кресении всех нас из мертвых. Эти вет­ки раздаются молящимся, с которыми при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, прославляя Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день

входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и веч­ных мук.

Из Евангелия известно, что вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Хрис­тос совершил торжественный вход в Ие­русалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добро­вольно. Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Вифании, к горе Елеон-ской, Иисус Христос послал двух учени­ков Своих, сказав: «Идите в селение, ко­торое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей ни­когда не садился; отвяжите их и приве­дите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Гос­поду».

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, Иисус Христос сел на него и въехал в Иерусалим на осле, что символизировало кротость и миролюбие. Толпа приветствовала Его как Мессианского Царя. А Он показывал толпе, что можно быть Царем-Мессией, описанным пророками, и в то же время оставаться чуждым земного владычест­ва. Царство же Господне - не земной Иерусалим, который будет разрушен, и не Иудея, которую поработят, но Цер­ковь, которую и «врата адовы не одоле­ют» (Мф. 16:18).

Между тем в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший умершего четыре дня назад Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народу, собравшегося ото­всюду к празднику Пасхи, вышло к Не­му навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встре­чавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (достоин хвалы, идущей от имени Госпо­да, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Приблизившись к Иерусалиму, Спа­ситель со скорбью смотрел на этот город. Иисус знал, что народ отвергнет Его, своего Спасителя, и Иерусалим бу­дет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Придут на тебя дни, когда враги окружат тебя и стеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего».

Когда Иисус Христос вошел в Иеру­салим, весь город пришел в движение и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?» Народ отвечал: «Это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, го­воря им: «Написано: Дом Мой домом мо­литвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников».

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!»

Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «Слы­шишь ли, что они говорят?» Иисус Хрис­тос ответил им: «Да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных де­тей ты устроил хвалу?» (Пс. 8:3).

В следующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне горо­да. Первосвященники, книжники и ста­рейшины искали возможность погубить Его, но не находили, потому что весь на­род неотступно следовал за Ним и слу­шал Его (Мф. 21:1 -17; Мк. 11:1 - 19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19).

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА ТОРЖЕСТВЕННОГО ВХОДА ГОСПОДНЯ

В ИЕРУСАЛИМ, ГЛАС 1-й

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе - Победителю смер­ти - вопием: Осанна в вышних, бла­гословен грядый во имя Господне.

празднование совершается в последнее воскресение перед Пасхой

В оспоминанию одного из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа - Его торжественного прибытия в Иерусалим накануне праздника Пасхи - посвящен один из главных церковных праздников, в православной Церкви входящий в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную Седмицу. Это событие описали все четыре Евангелиста (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19).

За 5 дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Христа, постилая одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «...осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21. 9; ср.: Мк 11. 9; Лк 19. 38; Ин 12. 13). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися в том числе как мессианское приветствие. Евангелист Матфей пишет, что вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф 21. 10); Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф 21. 12-13; Лк 19. 45-46).

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9. 9) и по толкованию святителя Иоанна Златоустого"… подъяремная ослица, которую вместе с осленком привели ученики к своему Господу, символически означала народ Иудейский. Господь не восхотел сесть на нее, давая тем понять, что избранный народ отвержен за свое неверие, что отнято от него Царство Божие и отдано народу, приносящему плоды его (Мф. XXI, 43). Молодой осленок, на которого никто не садился, означал, по его словам, все те новые, малоизвестные в ветхозаветной истории языческие народы, которые составили на первых порах молодую Церковь Христову и приняли легкий ярем Евангелия. Одежда, которой покрыли апостолы осленка, означала Его учение. Таким образом, все событие отмечало коренной перелом в плане Домостроительства Божия о спасении человека, когда то исключительное, руководящее значение, которое имел народ Израильский в Ветхом Завете, перешло от него к другим народам. Садясь на осленка, Господь показал, что Он принимает эти народы под Свое водительство. (Беседы на Евангелие от Марка, епископ Василий Кинешемский, глава XI, ст. 1-10)

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (греч. ваия), праздник Вход Господень в Иерусалим обычно называют Неделей ваий. В славянской традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Тропарь, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Глас 4-й

Песнь 1

Ирмос: Явишася источницы бездны, влаги непричастны, и открышася моря волнующася основания бурею: манием бо запретил еси ему, изрядныя же люди спасл еси, поющия победную песнь Тебе, Господи.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Из уст младенец незлобивых, и ссущих, хвалу Твоих раб совершил еси, разрушити супостата, и отмстити страстию Креста, падение древняго Адама, древом же воскресити сего, поюща победную песнь Тебе, Господи (Дважды).

Слава: Хваление Церковь преподобных, живущему в Сионе, Тебе, Христе, приносит: Израиль же о Тебе, Творце своем, радуется: и горы языцы противообразнии каменосердечнии, от лица Твоего возвеселишася, поюще победную песнь Тебе, Господи.

И ныне: Хваление Церковь...(Повторить предыдущий тропарь)

Песнь 3

Ирмос: Точащий краесекомый повелением Твоим, твердый ссаша камень израильтестии людие. Камень же Ты еси Христе и Жизнь, на Немже утвердися Церковь зовущая: осанна, благословен еси Грядый.

Мертвеца чертверодневна повелением Твоим, из мертвых с трепетом ад испусти Лазаря, Воскресение бо Ты Христе и Жизнь, в Немже утвердися Церковь зовущи: осанна, благословен еси Грядый (Дважды).

Слава: Воспойте людие благолепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иерусалиме. Сам грядет во славе со властию, в Немже утвердися Церковь зовущи: осанна, благословен еси Грядый.

И ныне: Воспойте людие...(Повторить предыдущий тропарь).

Господи помилуй (трижды)

Ипакои, глас 6-й

В ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша Христа Бога неблагодарнии иудее. Мы же верою непреложною присно почитающе яко Благодетелся, всегда возопиим Ему: благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Песнь 4

Ирмос: Христос грядый явственно Бог наш, приидет и не закоснит, от горы приосененныя чащи, Отроковицы раждающия неискусомужныя, пророк древле глаголет. Темже вси вопием: слава силе Твоей, Господи.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Да точат веселие крепкое мастительное горы, и все холми, и древа дубравная да взыграют: Христа хвалите языцы, и тому вси людие радующеся возопийте: слава силе Твоей, Господи (Дважды).

Слава: Крепостию веки царствуяй Господь, облечен приидет, Сего красоты и славы, несравненно есть благолепие в Сионе, Темже вси вопием: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Пядию измеривый небо, дланию же землю, Господь, прииде: Сион бо избра, в немже жити и царствовати изволи, и возлюби люди, верно вопиющия: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознеси глас: преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В вышних седяй на Херувимех Бог, и призираяй на смиренная, Той грядет во славе со областию, и исполнятся всяческая Божественныя хвалы Его, Мир на Израиля, и спасение языком. (Дважды)

Слава: Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе: се бо приидоша издалеча, поклонитися Царю твоему. Мир на Израиля, и спасение языком.

И ныне: Сионе Божий... (Повторить предыдущий тропарь).

Песнь 6

Ирмос: Возопиша с веселием праведных дуси: ныне мирови Завет новый завещается, и кроплением да обновятся людие Божия Крове.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Приими, Израилю, Божие Царство, и пребываяй во тьме, свет да узрит великий, и кроплением да обновятся людие Божия Крове (Дважды).

Слава: Разрешены своя юзники Сионе испусти и от рова неведения безводна изведи, и да обновятся людие кроплением Божественныя Крове.

И ныне: Разрешены своя: (Повторить предыдущий тропарь).

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, от Ангел хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Икос

Понеже ада связал еси Безсмертие, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко Победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. Не ктому на нас вместится меч, Твоя бо ребра прободутся копием. Темже радующееся глаголем: благословен, Грядый Адама воззвати.

Песнь 7

Ирмос: Спасый во огни Авраамския Твоя отроки и халдеи убив, яже правда праведно уловляху, препетый Господи Боже отец наших, благословен еси.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Покланяющеся людие, и со ученики радующеся, с ваием, осанна Сыну Давидову зовяху препетый Господи Боже отец, благословен еси (Дважды).

Слава: Неискусозлобное множество, еще младенствующее естество, боголепно Тя, Царю Израилев и Ангельский, воспет: препетый Господи Боже отец, благословен еси.

И ныне: С ваием Тя Христе, ветвьми похваляху множества: благословен пришедый Царь веков. Вопияху же: препетый Господи Боже отец, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Веселися Иерусалиме, торжествуйте любящии Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде, да благоговеет вся земля от лица Его, и да вопиет: благословите вся дела Господня Господа.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

На жребя младо всед Царь твой Сионе, предста Христос: безсловесное бо идольское прельщение разрушити, и неудержанное стремление уставити всех язык прииде, во еже пети: вся дела пойте Господа (Дважды)

Слава: Радуйся Сионе зело: Бог твой воцарися во веки Христос. Сей, якоже писано есть, кроткий и спасаяй, праведный Избавитель наш, прииде на жребяти, конское свирепство убити врагов, не вопиющих: благословите вся дела Господня Господа.

И ныне: Оскудевает Божественных ограждений, законопреступное сонмище непокоривых, понеже дом молитвы Божия, вертеп сотвориша разбойническ, от сердца Избавителя отринувше, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Языцы, вскую шатаетеся? Писменницы и священницы, почто тщетным поучистеся, рекше: кто Сей, Емуже дети с ваием и ветвьми, песньми зовут: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего (Дважды).

Слава: Сей Бог наш, Емуже никтоже подобен, праведный всяк путь изобрет, даде возлюбленному Израилю: по сих же с человеки поживе явлься. Благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

И ныне: Соблазны стези, что близ вас положисте непокоривии? Ноги ваша скоры кровь излияти Владычню. Но воскреснет всяко спасти зовущия: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе)

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

История установления празднования: Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника - Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле - царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Иконография праздника: На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами - Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие - ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим - это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь - вход в Новый Иерусалим.

Молитвословия Входу Господню во Иерусалим

Тропарь

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвйгл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко бтроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, /Осанна в вышних /и мы Тебе вопием /Благословен Грядый во Имя Господне.

Акафист в неделю Ваий

Кондак 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

Икос 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

Святые отцы:

Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его "стольный град царский", Его столицу, во св. град Иерусалим. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии - Спасителя мира. Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит...

Никогда народ не встречал Иисуса Христа столь торжественно и с такими царскими почестями, как во время Его шествия в Иерусалим на крестные страдания и добровольную смерть. В то время, когда первосвященники и книжники положили предать Христа позорной смерти и многие из жителей Иерусалима готовы были содействовать своим старейшинам, многочисленные толпы иудеев, собравшихся на праздник, во главе с их детьми неожиданно и чудесным образом вышли в сретение Господа Иисуса Христа и прославили Его как давно ожидаемого своего Царя и Спасителя. Не удивительно ли это? Как объяснить такое чудесное явление? Оно станет понятным, когда мы уясним себе мировое значение происходившего события и увидим, что над Иерусалимом...

Совершаем праздник Ваий или торжественный послед-ний вход Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалим на всеискупительныя страдания и смерть. Вход этот совер-шился необычайно, в сопровождении учеников и множества народа и незлобивых детей, - не на коне, а на молодом осленке, покрытом одеждами учеников. Народ резал зеленыя ветви древесныя, держал их в руках и бросал под ноги Путешествовавшему и...

Современные проповеди:

Праздники бывают разные. Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы - все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: "Осанна Сыну Давидову!", то есть...

Говорили мы в прошедшую неделю о тайне святаго причащения, для каких притчин она уставлена, и с каким уважением и благоговением древние Христиане оную совершали и принимали. Кажется уже из того самого довольно видеть могли, какое обязательство на нас лежит, чтоб не отступать нам от славных следов оных Христиан, и что мы не можем ни изъявить благодарности своей Богу за великия Его благодеяния, ни засвидетельствовать взаимнаго между собою и со всею церковию соединения, как токмо сим торжественным священнаго...

Иконы:

С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 1-й

О бщее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы яко отроцы, победныя образы носяще, Тебе Победителю смерти вопием, осанна в вышних благословен грядыи во имя Господне. (2 раза). Слава, и ныне.

Тропарь, глас 4-й.

С погребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем, благословен грядыи во имя Господне.

Канон, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

Я вишася источницы бездны, югу непричастни, и открышася моря волнующася основания бурею, манием бо запретив ему, избранныя же люди спасл еси поюща, победную песнь Ти Господи.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон) .

И зо уст младенец незлобивых и ссущих, хвалу Твоих раб свершил еси. Разрушити супостата, и отмстити страстию Креста, падение древняго Адама, древом же воздвигнути сего поюща, победную песнь Ти Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. П ение церкви преподобных, живущему в Сионе, Тебе Христе приносит, о Тебе же Израиль Творце своем радуется, и горы языцы противнии закону и каменосердечнии, от лица Ти возвеселишася, и поюще победную песнь Ти Господи.

И ныне. (Повторяем стих).

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Т очащь несекомыи повелением Твоим, твердыи ссавше камень израильстии людие. Камень же Ты еси Христе и Жизнь, на Нем же утвердися церковь зовущи, осанна благословен еси грядыи.

Запев. М ертвеца четверодневна повелением Твоим, из мертвых с трепетом ад испусти Лазаря. Воскресение бо Ты еси Христе и Жизнь, о Нем же утвержена бысть церкви зовущи, осанна благословен еси грядыи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. В оспойте людие боголепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иеросалиме, Сам грядет во славе со областию, о Нем же утвердися церкви зовущи, осанна благословен еси грядыи.

Слава, и ныне. Ипакой, глас 8-й. С ветвьми воспевше первее, последи с древесы яша неразумивии иудее Христа Бога. Мы же верою непреложною присно почитающе, яко благодателя, всегда поюще вопием Ему, благословен еси грядыи Адама воздвигнути.

Песнь 4. Ирмос

Х ристос грядыи яве Бог наш, приидет и не закоснит, из горы присенныя часты, Девы раждающия неискусомужныя, пророк древле рече. Темже вси вопием, слава силе Твоей Господи.

Запев. Д а каплют облацы веселие крепко, на масличней горе, и вси холми, и древа дубравная да воспоют Христа, хваляще с языки. Тому вси людие вопием, слава силе Твоей Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. В крепости царьствуяи вечныи Господь, оболчен приидет, сего убо красоты же и славы, несказанно есть благолепие в Сионе. Тем же вси вопием, слава силе Твоей Господи.

И ныне. П ядию измеривыи небо, дланию же землю, Господь прииде. Сиона бо избра, в том жити и царьствовати изволи, и возлюби люди верно поющия, слава силе Твоей Господи. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Н а Сион гору взыди, благовествуяи, и Иеросалиму проповедуяи, крепостию вознеси глас, преславная глаголашася о тебе граде Божии, мир на Израиля и спасение языком.

Запев. И же в вышних седяи на херувимех Бог, и призираяи на смиренныя, Той грядет во славе со областию, да исполнятся всяческая божественыя хвалы Его, мир на Израиля, и спасение языком.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. С ионе, горо Божия святая, Иеросалиме окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе, се бо приидоша издалеча поклонитися Царю твоему, мир на Израиля, и спасение языком.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

В озопиша с веселием праведных дуси, ныне мирови завет нов завещается, и кроплением да обновятся людие, божественою кровию.

Запев. П риими Израилю Божие Царство, и пребываяи во тме, свет да узриши велик, и кроплением да обновятся людие, божественою кровию.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Р азрешены своя юзники Сионе испусти, и от рова неведения безводна возведи, и кроплением да обновятся людие, божественою кровию.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 6-й. Н а престоле на Небеси, на жребяти на земли носимь Христе Боже, от Ангел хваление, и от детей воспевание приимаше, зовущих Ти, благословен еси пришедыи Адама воздвигнути.

Икос. П онеже ада связав, и смерть умертвил еси, и мира воставил еси, с ваием отроцы восхваляху Тя Христе яко Победителя, и вопиюще Ти днесь, осанна Сыне Давыдов. Не к тому бо рече, закалаются младенцы, за Младенца Мариина, но за вся и младенцы и старцы, Един распинаешися, и к тому на нас не вместится мечь. Твоя бо ребра прободутся копием, тем же радующеся глаголем, благословен еси грядыи Адама воздвигнути.

Песнь 7. Ирмос

С пасыи во огни авраамския си дети, и халдеи убивыи яже без правды праведныя уловляху, препетыи Господи Боже отец благословен еси.

Запев. П оклоняющеся людие, и со ученики радующеся, с ваиями осанна Сыну Давыдову зовяху, препетыи Господи Боже отец благословен еси.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Н еискусозлобное множество, еще младенствующее естество, боголепно Тя Царя израилева отрочески пояху, препетыи Господи Боже отец благословен еси.

И ныне. С ваиями Тя Христе, и ветвьми хваляще множество, благословен пришедыи Царь веком вопияху, препетыи Господи Боже отец благословен еси. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

В еселися Иеросалиме, торжествуйте любящии Сиона, царьствуяи бо во веки Господь силам прииде, да говеет от лица Его вся земля, и да вопиет, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. Н а жребя младо всед, царствуяи тобою Сионе Христос, прииде бо безсловесную идольскую прелесть разрушити, и неудержанное стремление уставити всех языков, во еже пети, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Б ог твой Сионе, радуися зело, царствуяи бо во веки Христос, Сей яко же пишет, кроток и спасаяи, праведный Избавитель наш прииде на жребяти, конечное вражие убити шатание, Ему же вопием, благословите вся дела Господня Господа.

И ныне. О скуде божественых даров, законопреступное сонмище непокоривых: дом бо молитвы Божия, вертеп сотвориша разбойническ, и от сердца Избавителя отринувше, Ему же поем, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Б ог Господь и явися нам, составите праздник, и радующеся приидите. Возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще, благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего.

Запев с поклоном. Я зыцы почто шатаетеся писаньми; и священницы почто тщетным поучистеся; кто Сей рекше, Ему же дети с ваиями и ветвьми и песньми зовут: благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. С е убо Бог наш, Ему же никто же подобен: праведен всяк путь изобрет, и даде возлюбленному Израилю. По сих же с человеки поживе и явлься: благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего.

И ныне. С облазны стези, что близ вы положисте непокоривии: ноги ваша скоры кровь излияти Владычню. Но воскреснет всех спасти зовущих: благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего. Катавасия.

Задостойник: Б ог Господь и явися нам, составите праздник, и радующеся приидите. Возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще, благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего. (Поклон земной).

Отпуст: П ришедыи во град Иеросалим, и хвалу прием от детей еврейских, Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.