Интимно личностное общение. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Особенности общения подростка со взрослыми

Подростковый возраст характеризуется неоднозначностью в определении ведущей деятельности. Наиболее распространенными являются точки зрения, согласно которым ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение (Д.Бы.Эльконин), общественно полезный труд (Д.И.Фельдштейн).

Общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию. В отличие от младшего школьного возраста, когда взрослый занимает авторитетное положение, подросток имеет сильное стремление к общению со сверстниками. Наибольшее желание подростка - заслужить уважение и признание сверстников, стать авторитетным в группе. Поэтому он должен соответствовать ожиданиям сверстников, а это иногда противоречит моральным нормам.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодексы чести". В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодекс чести". Подросток начинает ценить такие качества как принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту, силу, а также качества, которые относятся к его взаимодействию со сверстниками.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Часто подростки для усиления этого "Мы" используют автономную групповую язык, автономные невербальные знаки.

В неформальных подростковых в " соединениях формируется своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг создает впечатление усиления чувства "Мы" тем, что сокращает дистанцию между теми, кто общается, через идентификацию всех членов группы общими знаками общения.

Кроме автономной сленгового языка, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы-агрессивные, снимающие дистанцию, иногда откровенно циничные. Невербальное общение может вызывать протест со стороны взрослых.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом невербальных средств, которые они используют в общении. Конечно, значительную роль в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще.

Для подросткового возраста большое значение имеет обретение друга, который имеет особую ценность. Характерной чертой дружбы в подростковом возрасте является непостоянство, изменяемость отношений и интересов, авторитетов, усиление или ослабление влияния сверстников в группе. Это является проявлением процесса внутреннего осмысления, переживания поступков друзей, соответствие их морали.

Подросток начинает больше времени проводить вне дома, с друзьями. Большое значение приобретает подражание рис высокостатусных, авторитетных сверстников и старших по возрасту подростков или юношей. Появляется дружба, которая основывается на общих интересах и симпатиях. Друзья вместе проводят время, имеют сходство в манере одеваться и вести себя, читают одинаковые книги, слушают одинаковую музыку. Подростки положительно оценивают своих друзей, наделяя их такими качествами как ум, веселость, искренность, а все негативные реплики взрослых по поводу друзей отрицаются и не имеют никакого влияния.

в то же Время для подростка важное значение имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. Друзья лучше, чем взрослые проявляют сочувствие, адекватное восприятие радостей и невзгод друг друга.

Подростковая дружба, начавшись в 11-12 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации.

Общение подростка со взрослыми также отводится важная роль. В общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий. При этом подросток находится в позиции младшего, подчиненного, а это не всегда способствует усвоению морально-этических норм.

из-За возникновения у подростка чувства взрослости, он стремится выглядеть как взрослый, иметь его права и возможности. Для него характерно подражание взрослого, поэтому в совместной деятельности взрослый имеет возможности влиять на становление личности подростка, его взросления.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, что возникло. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к требованиям со стороны взрослых, которые раньше выполнял, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, которая отождествляется в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Вместе с тем подросток начинает критично оценивать взрослых, их слова, поступки, поведение, отношения, социальную позицию. Однако, требования подростка к взрослому являются категоричными и противоречивыми. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, с другой испытывает страх и тревогу при необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, хотя не всегда откровенно признается в этом.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Подросток скорее притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, что исходит от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отрицается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс не всегда происходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет, ряд факторов, прежде всего, экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроений. В течение незначительного промежутка времени оно может меняться на прямо противоположный. Смена настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении освободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побег из дома.

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на ее внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Это бывает кто-то из родителей, что принесли много горя и обид подростку.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком, поскольку он чувствует себя лишним. В таких случаях подросток начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль со стороны родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изоляцией подростка от сверстников. Противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

При условии привязанности взрослых, подростки способны во многом доверять им. Наличие взрослого друга является важным условием нормального развития личности подростка. Позитивным в отношениях со взрослыми является включение подростка в совместной деятельности, которая организуется на основе единства интересов, увлечений. В ходе выполнения такой деятельности возникают совместные переживания, чувства, настроения, намерения, обусловливающих эмоциональную и духовную близость.

Общение с взрослыми помогает подростку понять особенности взрослой жизни, сопоставлять свои поступки и поступки взрослого. Подросток категорически и критически относится к просчетов и ошибок взрослого, особенно остро реагирует на несправедливость учителя.

Несмотря на важное место, которое занимает общение подростка со взрослыми, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявлений грубости, упрямства, агрессии. Это связано с тем, что подросток чувствует себя взрослым и требует соответствующего отношения к себе, а взрослый все еще продолжает относиться к нему как к ребенку. При условии изменения отношения взрослого к подростку ситуация может нормализоваться и их общение станет более продуктивным.

Таким образом, интимно-личностное общение в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, в ходе которой происходит полноценное развитие личности подростка.

Общественно полезная деятельность является не только средством освоения знаний, развития умений и навыков, но и развития личности подростка. В ходе этой деятельности подросток усваивает правила поведения, общественной морали, у него формируются взгляды, убеждения, принципы, идеалы, жизненные цели.

Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы занимался Д. И. Фельдштейн, который считал эту деятельность ведущей в подростковом возрасте. Исходными положениями для исследования были: во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основы для реализации потребности в самостоятельности, потребности в признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей; во-вторых, развитие у подростков ориентирован на нормы человеческих отношений.

Д.Л.Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. В связи с переустройством государственной системы с 1991 года, потребность в общественно полезной деятельности не исчезла - она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.

Как правило, ученики средних классов охотно берутся за любое общественно полезное дело, их увлекает содержание и форма внеклассной или внешкольной деятельности, романтика, им нравятся походы, путешествия. Эта деятельность обеспечивает условия для самовыражения подростка в общественно значимых делах, что дает возможность занять более весомое положение в системе общественных отношений. Главной положительной чертой здесь является возможность моделирования реальных общественных отношений, что отвечает потребности подростка войти в активную жизнь общества.

уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия. Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. В ее основе лежит то, что Берн назвал потребностью в структурировании времени, объяснив это следующим образом: «Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, незаполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. <...> Одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе» (Берн, 1988, с. И).

Выделенные Берном способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения – четыре основные и два пограничных случая.

1) На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем, если только оно не превращается в привычку.


2) Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения – возможность провести время совместно, но не сближаясь.

3) Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.

5) Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому Берн видит в следующем.

Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Кроме того, многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют осмотрительности. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь, повторяющиеся времяпрепровождения в конце концов приедаются.

Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвергаясь опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6) За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость. Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.

Времяпрепровождения и игры – это суррогат истинной близости. Их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только она может полностью удовлетворить сенсорный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Сравнивая приведенные классификации, легко заметить принципиальное сходство в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. В последующих главах мы более подробно рассмотрим взаимодействие между людьми на каждом из названных уровней. Здесь отметим, что структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;

2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности);

3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации.

Таким образом, характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.

Особенности общения подростка со сверстником:

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;

3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Новообразования:

младший подростковый возраст - чувство взрослости как субъективное переживание отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

старший подростковый возраст - «Я - концепция» - как новый уровень самосознания. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Кризис подросткового возраста. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.

Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ОВЗ №3» г. Курска

Доклад на методическом объединении воспитателей

на тему: «Воспитание основ интимно-личностного поведения у старшеклассников»

Подготовила:

воспитатель Л.В. Будылина

2017-

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности и свои сложности. Не исключением является и юношеский возраст. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение . Одной из значимых сфер активности личности на этапе ранней юности является воспитание интимно-межличностного общения. В этом возрасте меняется его содержание и общая направленность, оно становится избирательным и выполняет собой функцию главного, социального полигона самоутверждения и самовыражения юношей и девушек.

Период обучения в старших классах коррекционных школ - юношество - особая пора. Именно в это время границы между душой и телом очень размыты. Недаром во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию молодых, юных людей. Овладение пространством собственного тела как психологическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сил подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развивается быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими.

Из-за особенностей развития мышечной системы и ее координации нервной системой подросток с ОВЗ очень быстро утомляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной. Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью предотвращения переутомления, раннего истощения нервной системы.

Исследователи подросткового возраста считают что, подросток-девочка и подросток-мальчик - это две различные биологических величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать.

В подростковом возрасте расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах. Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка переходит в образование жаргона. Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с их точки зрения, словесные выражения.

Для подростков с ОВЗ совершенно естественно в своем умственном образовании стремиться к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке старших по решению жизненно важной задачи - развития своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела.

Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми. На поверхности бытового поведения подростков с умственной отсталостью видно, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может только человек зрелый.

В юношеском возрасте человек сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необходима огромная работа по его построению, - выстраиванию. Без необходимого психологического материала этого не сделать. Подростку с ОВЗ требуется психологическая информация для дальнейшего осуществления жизни его Я, как проявления в конкретной, индивидуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека. Основным условием получения такой психологической информации может быть его встреча со взрослым человеком, который воплощает в отношении с подростком обобщенную, но персонифицированную, сущность человека. Является, говоря педагогическим языком, нравственным идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкретным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении подростка. Слово “воплощение” можно было бы заменить без потери смысла словами “труд”, или “любовь” как синонимами. Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающими, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к другому человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве.

Подростки с умственной отсталостью чувствуют себя загнанными в трудный период своей жизни, потому что взрослые не находят для них места - элементарного пространства - в жизни, так как не знают, что для осуществления Я ребенка необходимо и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, переживать границы своего Я, своего психологического пространства как надежные.

В этот период подросток ставит главный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема подросткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музыкальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций.

Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка с ОВЗ. Напряжение, вызванное этим требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка систем оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

У роста есть свои законы, у растущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вызреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость естественно связана с жизнью тела молодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построения новых переживаний.

В это время юным людям снятся космические сны - они видят, как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или положению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Обращает на себя внимание общность сюжетов: во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкивания. В этих снах юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (воплощения) своей сущности, своего назначения.

В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы такой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Женская роль в этом смысле очевиднее, - давно замечено, что девушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, связанных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости. Недаром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом возрасте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.

У юношей диапазон колебаний в переживаниях значительно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ своего Я и его динамической силы. Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огромную работу по построению своего мирового психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе.

Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по ее построению. Это одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил юных людей. Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих сил, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека - одно из важнейших переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации и осуществлению жизни.

Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром постоянно актуальной оказывается важнейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку то достоинство, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще называют чувством социальной принадлежности, может быть это его формула: «Я не чужой на этом свете». Когда возникают проблемы в становлении этого переживания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плотностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, снижающей как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтированностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответствующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдателя это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, например, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное.

Потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии. Значительное большинство старшеклассников испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношения с подростками - переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не понимают, чем понимают потребности детей.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое».

Совершенно иная картина характерна для старшеклассников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В поведении этих подростков отмечается агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

Подросток с ОВЗ потенциально готов к освоению морали, как он уже переживает необходимость в интегративных механизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни.

В период юности подросток открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах. Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети с ОВЗ проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей - изоляция ребенка. Изолированный ребенок - одинокий ребенок. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой само регуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Остается значимым и общение со сверстниками, более значимым становится общение со взрослыми, родителями. Общение носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с человеком, который подростку нравится, в котором он нуждается.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек бывают недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей

Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в открытии своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремлении к самопознанию; формировании личной идентичности, чувство индивидуальной преемственности и единства; самоуважении; становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1)юношество - особо важный период в становлении личности; 2)юношеству присущи некоторые особенности развития: быстрое развитие мышечной системы; стремление к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я; необходимость в общении с противоположным полом; интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные; осязаемость проблем взрослой жизни; нарастающий груз ответственности; готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни и др.; 3)период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста.

В подростковом возрасте изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола.

В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина».

Вначале интерес к другому полу проявляется в неадекватных формах: «задирание», приставание, игнорирование. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении: проявляется демонстрация безразличия или стеснительность. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако

внешне возникает еще большая изолированность.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Они побуждают к мечте, фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Отрок учится действовать в своих фантазиях,

но отрабатывает свои действия и поступки понастоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью.

Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и

собственными внутренними табу. Социально приемлемой формой таких контактов считаются танцы.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров.

37. Особенности общения подростка со взрослыми.

Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится

к родительской семье.

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено

отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот

раз это «Мы» составляют сверстники.

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Друг здесь обретает особую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (подвержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.