Диагностика по определению уровня развития деловых качеств. Эмпирическое исследование по оценке личностных качеств руководителя. желание учиться и самосовершенствоваться дальше

В основу теории был положен диалектический принцип марксистской философии: «Бытие порождает сознание». Он утверждал первичность материи и вторичность сознания. Леонтьев на основе этого считал, что психика это особый вид деятельности. Деятельность понималась как такое взаимодействие со средой, в результате которого возникает идеальный образ этой среды, который затем начинает регулировать поведением.

Основные положения: - основной характеристикой человеческой деятельности является её предмет, т.е. начало взаимодействия с предметом, а потом с его образом. Предмет деятельности это то, на что направлена активность. В качестве предмета может выступать материальный предмет или идеальный предмет (мысли, чувства, переживания). – генетически исходной является предметная практическая деятельность человека. От неё возникают все другие виды психической деятельности, познавательной, интеллектуальной, мыслительной. Происходит это благодаря процессу интериоризации, при котором внешние практические действия становятся внутренними действиями, переходят во внутренний план сознания.

Структура деятельности человека . В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты - цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

В процессе развития человека деятельность становится более сложной, самостоятельная деятельность может превращаться в действие, а отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность.

П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратяп, Б. Г. Ананьев и др., исследуя механизмы планирования, контроля и регулирования действий, установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь - информация о результатах совершаемого действия н сравнения их с заданной моделью - обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назвали акцептором действия.

Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев - из грех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Выделяются и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация и согласованность движений.

Разнообразные действия человека выполняемые во внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

Существуют четыре вида умственной деятельности: перцептивная, мнемическая. мыслительная и имажитивная.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производив от внешней (предметной). По мере накопления опыта приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация, благодаря которой психика человека способна совершать операции с образами предметов, находящимися вне поля зрения). Затем действия в уме, направленные па преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному преобразованию (зкетериоризация. реализующаяся в форме движений, воздействий па предметы, манипулирование с ними).

При всем многообразии конкретных видов деятельности в каждом из них возможно выделить некоторые общие структурные элементы. Всеобщая структура деятельности : - цель - - предмет - действия и операции - контроль - оценка - результа т.

Сущность деятельности

Действия - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему у.

Различают действия сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойства предметов внешнего мира), и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Исходя из истик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие - это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д.

Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией.

Интериоризация - процесс перехода от внешнего материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Благодаря интериоризации человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности свойственны всем людям. Они соответствуют видам специальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего уального развития.

Основные виды человеческой деятельности

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду:

Филогенетическое развитие системы деятельности человека;

Включение человека в различные виды деятельности в процессе его уального развития (онтогенез);

Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития;

Дифференциацию деятельности.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно :

Умениями

Навыками

Привычками

Умения - способы успешного выполнения действия, соответствующие целям, условиям деятельности. Контролируются сознанием.

Навыки - полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Условия и этапы формирования навыка

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений.

Положительное влияние - перенос.

Отрицательное влияние - интерференция.

Большое значение для формирования всех типов умений и навыков имеют упражнения.

Привы́чка - устойчивые способы действий человека, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для а потребности , которые «побуждают совершать какие-нибудь

Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия.

По степени осознанности целей ("зачем я это делаю") и последствий ("к чему это может привести") действия делятся на импульсивные и волевые. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля. Импульсивное действие возникает по преимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, а волевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможных последствий. В импульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения. Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связно с аффективным переживанием. Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышка увлеченного или аффективный выпад раздраженного человека, который не в состоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном в импульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, в которых нормальное волевое действие невозможно.

Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.

Каждое действие состоит из системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) и внутренние (психические, умственные). В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1).

Рис. 1.

К внешним действиям относят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относят перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические движения, входящие в состав деятельности по запоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия.

Сенсорные действия - это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия - это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяются в трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (в частности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторное действие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называют предметным действием. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. .

Исследования советских психологов показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Действие - основная единица анализа деятельности и имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Действие - процесс, направленный на реализацию цели, где цель - это сознательный образ желаемого результата. Можно сказать, что действие - это пpоцесс pешения задачи, включающий в себя процессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. Мотивы порождают действия. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву - смысл действия; форма переживания смысла действия - осознание его цели. Действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

По способу функционирования действия могут быть произвольными и преднамеренными. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.

ПОНЯТИЕ

Наиболее полно это понятие отражено в психологической теории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и изложена в книге А.Н.

Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

Деятельность рассматривается в психологии в двух функциях: как предмет исследования и как объяснительный принцип.

Деятельность как предмет исследования предполагает рассмотрение ее с точки зрения понятия и структуры.

Деятельность - это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это деятельность памяти, мышления и т.п.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает:

1. Предметное содержание:

а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;

б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;

в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

2. Операциональная часть:

а) действия - это относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение определенной, промежуточной, сознательной цели. Цель действия, как правило, осознается. Если это не так, то действие называют импульсивным. Действия могут быть внешними (например, двигательные, внешняя речь) или внутренними (например, мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные и пр.). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.

Переход внешнего действия во внутреннее называется интери-оризацией. Например, действие сложения ребенок сначала про-

Изводит с посмощыо внешних действий, на палочках, и только потом они становятся внутренними умственными действиями. Переход внутреннего действия вовнешнее называют экстериоризацией. Например, рассуждения ребенка о том, как он выполнил действие счета, и есть перевод его внутренних действий (мыслей) вовнешние (внешнюю речь). Важное значение для достижения результата деятельности имеют контрольные и самооценочные действия;

б) действия состоят из элементов, которые называют операци-иями - это способы выполнения действий. Цели операций не осознаются. Операции тоже могут быть внешними и внутренними (внешние - взять, переместить, опустить; внутренние - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация).

Активность - свойство всего живого. Активность личности про-является в ее сознательных, избирательных действиях.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата.

Антиципация - представление результата действия в сознании человека до того, как оно будет реально осуществлено.

Действие- относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной, сознательной цели.

Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Действия импульсивные - поступки, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Действия перцептивные - основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образцами памяти.

Действия мнемические- действия запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала.

Действия контрольные - действия сличения с образцом.

Действия умственные - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Категория деятельности как объяснительный принцип используется при изучении познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности и др. Это означает, что психика может рассматриваться как психическая деятельность со всеми ее структурными элементами, а не только как психический процесс. Так, рассматривая память как психическую деятельность, мы должны выделять: цель этой деятельности, мотивы, мнемические действия, а также действия контроля и самооценки. Это позволяет рассматривать память совершенно с другой стороны, а следовательно, выделять другие ранее неизвестные ее стороны и познавать эту психическую функцию глубже и основательнее. Объяснительный принцип лежит в основе принципов анализа психики в психологии: 1) принцип единства сознания и деятельности; 2) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 3) принцип интериоризации - экстерио-ризации как механизм усвоения общественно-исторического опыта; 4) принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и др.

Концепция деятельности распространяется на широкий круг проблем (развития, обучения, профессиональной деятельности). Однако в научном мире она еще вызывает сомнения как определяющий принцип психологии.

Деятельность, с одной стороны, есть условие развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности, выступая субъектом этой деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А, Бернштейна, теории «функциональных систем» П.К. Анохина и представлений о системной организации высших корковых функций А.Р. Лурия.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Существует огромное многообразие человеческой деятельности. В психологии принято выделять основные виды деятельности: игру, учение и труд.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра (детская) - вид деятельности, заключающийся в воспроиз-ведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Игра деловая - особый вид игры, использующийся в профессиональном обучении. Сущностью деловой игры является воссоздание с помощью имитационной и игровой моделей предметного, соци-ального и психологического содержания совместного, профессионального труда специалиста, задается целостный контекст его профессиональной деятельности.

Учение- процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

По другой классификации выделяют: индивидуальную, групповую деятельности и общественно-историческую практику.

Деятельность индивидуальная - деятельность отдельного индивида.

Деятельность групповая - совместная деятельность группы людей

Деятельность ведущая - вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например, игра в период дошкольного детства.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность. Предметность означает, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему до-

стигается большая адекватность их отражения в сознании. Предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Субъективность деятельности выражается: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а также в личностном смысле, придаваемом различным событиям, действиям и деяниям.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

В психологии установлено (П.Я. Гальперин и др.), что по своему происхождению внутренняя деятельность (умственная, психическая) производна от внешней (предметной) деятельности. Первоначально ребенок совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, он приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризует). Однако затем действия в уме подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс формирования умственного действия проходит в несколько этапов: 1) этап внешнего, предметного действия, 2) внешнерече-вого, 3) внутреннеречевого и 4) умственного действия.

НАРУШЕНИЯ

Нарушения деятельности связаны с нарушениями ее структурных компонентов (целеполагания, мотивации, условий, несформи-рованности навыков и умений и пр.).

Нарушение целевой структуры деятельности может проявляться в рассогласованности реальных и идеальных целей или в их сближе-нии.

Нарушение движений может быть следствием травм головного мозга.

ОСВОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овладение деятельностью предполагает:

1) овладение целеполаганием, которое включает мотивацию;

2) овладение специфическими для конкретной деятельности действиями. Формирование действий и операций происходит двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации дейс

твий. Автоматизация может выполняться на разном уровне - на уровне умения, навыка и привычки. Навыки, умения и привычки формируются в многократных упражнениях.

В зависимости от характера деятельности, в которой навыки используются, выделяют: бытовые, производственные, спортивные, игровые, учебные, трудовые и пр. По форме психического отражения различают: сенсорные, перцептивные, мнемические, умственные и пр. навыки.

Процесс формирования навыков у разных людей может проходить с «положительным» или «отрицательным» ускорением. Если формирование навыка идет сначала медленно, а потом быстро, навык формируется с «положительным» ускорением. Если же он формируется сначала быстро, а потом замедляется, то говорят, что навык формируется с «отрицательным» ускорением.

В процессе формирования навыков старые и новые навыки могут взаимодействовать. Если навыки сходны, старый может помогать формированию нового (явление переноса). Так, навык игры на фортепиано помогает формированию навыка печатания на печатной машинке. Если же навыки различны, то старый навык мешает формированию нового (явление интерференции). Перенос элек-тровыключателя в квартире на другую стену затрудняет некоторое время его поиск. Показателями выработки навыка являются элементы структуры навыка:

1) изменение приемов исполнения (несколько действий объединяются в одно, уменьшается время выполнения действия, исчезают лишние движения);

2) изменение способа контроля (зрительный заменяется тактильным, например при печатании вслепую);

3) изменение приемов центрального регулирования (внимание переносится на цель).

Если навык становится потребностью, то его называют привыч-кой.