Швейцарская Конфедерация. Справка. Швейцария - Швейцарская Конфедерация. Государственное устройство. Правовая система. Гражданское право. Уголовное право. Судебная система

Государство в Центральной Европе.
Территория - 41,3 тыс. кв.км. Столица - г.Берн.
Население - 7 млн.чел. (1998 г.).
Официальные языки - немецкий, французский и итальянский, государственные - немецкий, французский, итальянский и ретороманский.
Религия - 46% верующих - католики, 40% - протестанты.
В 58 г. до н. э. территорию современной Швейцарии, которую населяли кельтские племена гельветов, завоевали римляне. С 536 г. - в составе Франкского государства. Официальная дата основания Швейцарской Конфедерации - 1 августа 1291 г., когда 3 кантона - Швиц, Ури и Унтервальден - заключили военный союз о дружбе и взаимопомощи и создали самостоятельное формирование в рамках Священной Римской империи. В течение XIII - XVI вв. к этому союзу примкнуло еще 10 кантонов. В 1499 г. Швейцария получила фактическую независимость. В 1798 г. в страну вступили французские войска. Венский конгресс 1815 г. восстановил национальную независимость Швейцарии и провозгласил ее "вечный нейтралитет". В гражданской войне 1847 г. федеральные войска разгромили союз отсталых католических кантонов. Это позволило ликвидировать остатки феодализма и провести централизацию страны. В 1848 г. была принята Конституция, официально провозгласившая Швейцарию федеративным государством.

Государственное устройство

Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).
Ныне действующая Конституция принята референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в силу с 1 января 2000 г. Она не внесла радикальных изменений в государственное устройство страны, а лишь объединила накопившиеся многочисленные поправки к прежней Конституции 1874 г. в новый текст. Из последнего были удалены анахронизмы и внесены некоторые новые положения, как правило, пользующиеся широкой поддержкой среди населения. Так, в обновленный Основной закон вошли статьи, закрепляющие права детей, молодежи, право на забастовку.
По форме правления Швейцария - парламентская республика оригинального типа. Политический режим - демократический.
Законодательную власть осуществляет парламент - Федеральное собрание, которое состоит из 2 палат - Национального совета и Совета кантонов. В Национальный совет входят 200 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. В Совете кантонов заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов и по 1 от полукантонов); часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. Срок полномочий членов Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются федеральным правительством. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.
В качестве рабочих органов в обеих палатах образуются постоянные и временные комиссии. Так, в комиссиях происходит первоначальное рассмотрение законопроектов, поступающих затем на пленарные заседания палат. На пленарных заседаниях после обсуждения законопроекта депутатами он ставится на голосование. Если за него проголосовало большинство в обеих палатах, законопроект считается принятым. Когда мнения палат расходятся, из их представителей на паритетных началах образуется согласительная комиссия. Если и она не приходит к положительному решению, законопроект больше не рассматривается.
Помимо законодательной деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению федерации", Федеральное собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей. Федеральное собрание также правомочно решать вопросы о мерах по охране "внутреннего порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме того, контролирует федеральную администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования. Контроль за деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.
Высшую исполнительную власть осуществляет Федеральный совет - правительство Швейцарии. В его состав входят 7 человек, избираемых Федеральным собранием. Правительство формируется из представителей коалиционных партий, обладающих большинством в парламенте. Во главе Федерального совета стоит Президент, ему помогает Вице-президент. И тот и другой ежегодно избираются Федеральным собранием из числа членов правительства. Один и тот же человек не может быть избран Президентом или Вице-президентом 2 раза подряд. Президент председательствует в Федеральном совете и выступает от имени федерации в отношениях с другими государствами. Иных прерогатив по сравнению с остальными членами правительства он не имеет.
Выборы членов Федерального совета происходят каждые 4 года после избрания Национального совета. Члены парламента, избранные в Федеральный совет, уже не могут осуществлять депутатские полномочия, а также состоять на службе федерации или кантонов. Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит внешней политикой, решает споры между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним закреплено право принятия чрезвычайных мер.
Определенные полномочия возложены на Федеральный совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами Федерального собрания или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные акты, а при осуществлении им чрезвычайных полномочий - общеобязательные постановления. Заседания правительства проводятся каждую неделю, решения принимаются единогласно. Руководство различными сферами государственной жизни распределено в правительстве между департаментами (внутренних дел, иностранных дел, финансов и таможен и др.).

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Швейцарии входит в романо-германскую правовую семью. Первые в истории положения собственно швейцарского права были сформулированы в договоре об образовании Швейцарского Союза, заключенном свободными крестьянами 3 кантонов (Швиц, Ури и Унтервальден) в 1291 г. Этот договор, заложивший фундамент швейцарской государственности, одновременно закрепил принцип самостоятельности правовых систем и судебных органов каждого из кантонов. Исключение составляли лишь вопросы совместной вооруженной борьбы против Габсбургов, а также единообразного уголовного преследования наиболее опасных преступлений - убийства, поджога, разбоя. На протяжении последующих столетий существования Швейцарского Союза, к которому последовательно присоединялись все новые кантоны (к началу XVI в. их стало и до 1789 г. оставалось 13), в отдельных его частях действовали собственные собрания правовых обычаев городских и сельских районов (городское и земское право). Неписаное обычное право, основные нормы которого оглашались городскими и сельскими старейшинами накануне судебных заседаний, со временем стало записываться и даже приобретать более или менее кодифицированный характер. Например, в кантоне Гларус в 1387 г. были записаны конституция и правила судебной процедуры, а в 1448 г. издан земский кодекс. Такие правила и кодексы нередко заимствовались кантонами у своих соседей.
Важным источником права со временем стали совместные акты, принятые всеми или большинством кантонов. Например, так называемая Поповская хартия 1370 г. провела четкие разграничения между светской и церковной юрисдикцией, а также запретила всем проживавшим на территории Швейцарского Союза обращаться к иностранным судам с исковыми заявлениями, за исключением некоторых категорий брачных и церковных дел, подсудных епископскому суду в Констанце.
Существенным дополнением к местным источникам права нередко служили, как и в других частях средневековой Европы, отдельные принципы и нормы римского права, а также "Каролина" - уголовно-судебное уложение, изданное в 1532 г. императором Священной Римской империи Карлом V. В отношении швейцарских наемников, состоявших на иностранной военной службе, "Каролина" была официально признана действующим швейцарским уголовным правом, а в 3 кантонах она подлежала применению ко всем гражданам.
В период Гельветической республики (1798-1803 гг.), провозглашенной на территории Швейцарии после вступления туда французских войск, был издан ряд законодательных актов, преследовавших цель создать и укрепить "единое и неделимое" государство. Среди них - Уголовный кодекс 1799 г., составленный по образцу французского УК 1791 г. Он отменил пытки, калечащие и другие телесные наказания, а вместо квалифицированных видов смертной казни (сожжение, четвертование и т.п.) ввел гильотину. Однако упразднение Гельветической республики, возврат Швейцарии к конфедерации, а затем (по Конституции 1848 г.) образование федерации кантонов привело к созданию такой правовой системы, в которой союзное (общефедеральное) законодательство находится в достаточно определенных (для того или иного периода), но исторически изменяющихся взаимоотношениях с законодательством отдельных кантонов.
С начала XIX в. в Швейцарии наблюдался процесс постепенного вытеснения устаревших норм средневекового обычного права, в том числе и кодифицированного, законодательными актами, которые более соответствовали складывающимся в стране капиталистическим отношениям. При этом долгое время решающая роль в развитии законодательства принадлежала отдельным кантонам, а не федеральным органам власти.
Поскольку до 1814 г. Швейцария находилась в зависимости от наполеоновской Франции, ее законодательство испытало сильное влияние французских законов, прежде всего ГК 1804 г. (это влияние сказывалось и спустя много десятилетий после обретения Швейцарией полной государственной независимости). По образцу французского ГК были составлены гражданские кодексы в кантонах с франкоязычным населением. Кантоны с преобладанием немецкоязычных граждан ориентировались на австрийский ГК 1811 г. Так были составлены, например, достаточно оригинальные гражданские кодексы кантонов Берн (1824) и Цюрих (1853), в свою очередь послужившие образцом для кодексов ряда других кантонов. Но вместе с тем в нескольких кантонах на протяжении почти всего XIX в. нормы обычного права оставались основным источником права, в том числе в сфере гражданских и торговых отношений.
Процесс унификации законодательства начался в Швейцарии по существу лишь с принятием в 1874 г. Конституции и в особенности с внесением в нее в 1898 г. поправок, предусматривающих расширение полномочий федерации и передачу в ее ведение основных вопросов гражданского и практически всех вопросов уголовного права. В том же 1874 г. был издан федеральный Закон о гражданском состоянии и браке (впоследствии отмененный), а в 1881 г. федеральный Обязательственный кодекс, которым регулировался широкий круг вопросов, прежде всего относящихся к торговле. Обязательственный кодекс, составленный с участием видного швейцарского юриста И. Блюнчли, преследовал цель облегчить гражданский оборот между разноязычными кантонами. Тенденции унифицировать законодательство в масштабе всей страны выявились и в проекте общешвейцарского Гражданского кодекса, принятого в 1907 г. Он был подготовлен известным швейцарским цивилистом Е. Губером на базе тщательного изучения системы и истории гражданского права кантонов и с учетом опыта законодательства в области гражданского права других европейских государств.
Швейцарский ГК стал заметной вехой в истории буржуазного гражданского права. В некоторых странах, например в Турции, он служил образцом при подготовке реформы национального законодательства. Этому в немалой степени способствовали простота и четкость формулировок Кодекса, поскольку он был составлен в расчете на его правильное понимание не только юристами, но и гражданами (в том числе непрофессиональными судьями). К тому же Кодекс подлежал переводу и изданию на всех 3 официальных языках - немецком, французском и итальянском.
Гражданский кодекс Швейцарии вступил в силу лишь с 1912 г., поскольку с его принятием потребовалось внести немало изменений в законодательство как федерации, так и кантонов, в каждом из которых были изданы довольно пространные законы о введении Кодекса в действие. В результате в сфере гражданского и торгового права в компетенции кантонов остались лишь отдельные, не столь существенные вопросы (регулирование имущественных отношений между соседями, между братьями и сестрами и др.).
За время действия Конституции 1874 г. к ней было принято несколько десятков поправок, с помощью которых компетенция федерации последовательно все более и более расширялась за счет компетенции кантонов. К полномочиям органов федерации отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни, законодательство в области финансов, промышленности, транспорта, связи, труда, социального страхования, гражданского и уголовного права. Компетенция кантонов, хотя и имеющих свои конституции, ограничивается по некоторым из названных вопросов лишь возможностями издавать нормативные акты, детализирующие либо дополняющие федеральное законодательство. Наиболее важный предмет, сохраняющийся в ведении кантонов, - регулирование вопросов судоустройства, судебной процедуры по гражданским и уголовным делам и деятельности полиции.
Среди источников швейцарского права основная роль принадлежит законодательству, а в нем главенствующую позицию занимает Конституция. Вопросы об изменении Конституции, так же как об издании иных союзных законов общегосударственного значения, должны ставиться на всенародное голосование, если этого потребуют путем сбора подписей 30 тыс. граждан либо власти 8 из 26 ныне существующих кантонов и полукантонов (факультативный референдум). Однако правительство может объявить внесенный им законопроект "срочным" и тем самым избежать референдума. В последние десятилетия все большее распространение получает принятие подзаконных актов (ордонансов) правительством либо, по его поручению, департаментами федерации.
После Второй мировой войны была проведена большая работа по кодификации действующего федерального законодательства, закончившаяся изданием тщательно подготовленного, составленного по тематическому принципу Систематического собрания законов федерации, принятых за период с 1848 по 1947 г. Те законодательные акты, которые не вошли в 14 томов Систематического собрания, с 1 января 1953 г. (дата вступления Собрания в силу) считались утратившими силу. Законодательные акты, принятые после 1947 г., публикуются в хронологических собраниях и в дополнениях к томам Систематического собрания. С 1986 г. федеральное законодательство публикуется не только на французском, немецком и итальянском языках, как это было установлено ранее, но и на четвертом - ретороманском языке. Свои собрания законов имеют и кантоны: во многих из них существует весьма давняя традиция издания хорошо подготовленных сборников такого рода. Публикуются они, как правило, на языке большинства населения соответствующего кантона.
Наряду с законодательством источником права в Швейцарии могут служить местные и торговые обычаи, когда это непосредственно предписывается Гражданским кодексом либо если обнаруживаются пробелы в законе. При определенных условиях в качестве источника права могут выступать и судебные решения, прежде всего вынесенные Федеральным судом. Гражданский кодекс допускает, что при наличии пробелов в законе судьи вправе "замещать" законодателя.
Исследования по вопросам права проводятся в основном под эгидой юридических факультетов университетов в Базеле (основан в 1460 г.), Берне, Женеве, Лозанне, Невшателе, Фрибуре и Цюрихе. Преподавание в них ведется на немецком либо французском языке (во Фрибуре - на обоих).

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

Обращаясь к современному состоянию основных отраслей швейцарского законодательства, следует отметить, что в регулировании отношений в сфере гражданского и торгового права решающая роль ныне по-прежнему принадлежит Гражданскому кодексу 1907 г. с дополняющими его законами и подзаконными актами. Он состоит из небольшой вводной главы (10 статей) и 4 частей, в которых регулируются следующие вопросы: физические и юридические лица (часть I), семейное право (часть II), наследственное право (часть III), вещное право, включая вопросы собственности, ограничения имущественных прав и владения (часть IV). В качестве раздела (или части V) в ГК нередко включается самостоятельный Обязательственный кодекс 1881 г., подвергшийся существенной переработке в 1911 г. (накануне вступления в силу ГК) и в 1936 г. Он, в свою очередь, состоит из разделов, содержащих общие положения об обязательствах, нормы, регулирующие отдельные виды договоров, обязательства из правонарушений, право торговых обществ, в том числе товариществ с ограниченной ответственностью, правовой режим ценных бумаг и др.
Для швейцарского ГК характерно предоставление участникам правоотношений, прежде всего частным собственникам и их объединениям, весьма широких возможностей действовать по своему усмотрению при заключении договоров, создании юридических лиц. Ограничения диктуются лишь необходимостью соблюдать наиболее важные интересы государства и общества. Кодекс предусматривает и достаточно широкие пределы судейского усмотрения. Существенная особенность швейцарского законодательства последних десятилетий - нередко одновременное регулирование материального и процессуального права (например, в 1985 г. вступили в силу такого рода дополнения к ст.28 ГК относительно защиты личных прав граждан).
В последние годы начался процесс пересмотра норм ГК, регулирующих вопросы семейного права и наследования. Расширены права замужних женщин, в том числе при наследовании (законы 1984 и 1987 гг.), готовится реформа в области процедуры развода и его правовых последствий. Торговое право и деятельность компаний регулируются нормами Гражданского и в особенности Обязательственного кодексов, а также рядом иных федеральных законов: о банках 1934 г. (содержит нормы об охране "банковской тайны", разглашение которой объявлено преступлением), о картелях 1985 г., о недобросовестной конкуренции 1986 г. (имеет целью создание условий для справедливой конкуренции "в интересах всех участников торгового оборота").
К полномочиям федерации относится регулирование основных вопросов трудового права. С 1911 г. Обязательственный кодекс содержит нормы о коллективном трудовом договоре. Эти нормы неоднократно подвергались изменениям (в частности, в результате реформы 1956 г.), и ныне в основном именно коллективным договором определяются заработная плата и условия труда рабочих (некоторые положения об охране труда сформулированы в кантональном законодательстве). Распространена практика, по которой в коллективных договорах предприниматели берут на себя обязательство не прибегать к локаутам, а работники вынуждены в ответ отказываться от своего права на проведение забастовок.
Вопросы социального страхования регулируются большей частью на уровне законодательства федерации, однако относительно некоторых видов страхования кантоны вправе самостоятельно определять, насколько оно обязательно. Системы социального страхования, финансируемые совместно федеральными и кантональными властями, частными учреждениями и общественными организациями, а также самими застрахованными, получили развитие в основном лишь после Второй мировой войны. Выплачиваются пенсии и пособия по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, болезни и др. С 1951 г. введено страхование от несчастных случаев на производстве и выплата пособий по безработице. Вопросы охраны окружающей среды регулируются в Швейцарии как законодательством федерации, так и нормативными актами кантонов. В 1971 г. создано Федеральное управление охраны окружающей среды, соответствующие органы учреждены и в каждом кантоне. На уровне законодательства федерации наибольшее значение в этой области имеют следующие акты: об охране вод - 1955 и 1972 гг., об охране природы и ландшафта - 1966 г., о национальных парках - 1980 г., об охоте и охране птиц и млекопитающих - 1986 г. и, наконец, принятое в 1988 г. постановление о чрезвычайных мерах по сохранению лесов.
Поскольку Конституция Швейцарской Конфедерации оставила в ведении кантонов вопросы правосудия, в стране действуют 26 кантональных гражданских процессуальных кодексов и соответствующий федеральный ГПК от 4 декабря 1947 г., регулирующий процедуру разбирательства дел в Федеральном суде. Кодексы эти принимались в разное время и отражают местные особенности, но имеют и немало общего: во всех признается возможность свободного формулирования сторонами своих исковых требований и допускается достаточно активная роль судьи, в частности, при разбирательстве исков по семейным делам и мелких имущественных споров, если стороны не представлены адвокатами. Процедура арбитража, к которой нередко прибегают участники торговых сделок, ныне регулируется межкантональной арбитражной конвенцией 1969 г. (к ней присоединились почти все кантоны).

Уголовное право и процесс

Развитие уголовного права в Швейцарии после упразднения в 1803 г. Гельветической республики и ее законодательства определялось противоречивыми тенденциями - к партикуляризму (первоначально более сильная) и к унификации законодательства кантонов, которая диктовалась потребностями более эффективной борьбы с преступностью (в конечном счете она и возобладала). Некоторые кантоны после 1803 г. сохранили у себя Уголовный кодекс Гельветической республики в качестве кантонального права, другие объявили своим действующим уголовным и процессуальным законом средневековую "Каролину". Наконец, в ряде кантонов были изданы в 1803 - 1848 гг. собственные уголовные кодексы, составленные под сильным влиянием законодательства соседних государств, прежде всего французского УК 1810 г., австрийского УК 1803 г., баварского УК 1813 г. За принятием Конституции 1848 г., передавшей в ведение Союза некоторые вопросы уголовного законодательства, последовало издание в 1853 г. Закона об уголовном праве Швейцарского Союза. Этот Закон состоял из Общей и из небольшого числа норм Особенной части, устанавливавших ответственность за общегосударственные преступления. Его принятие стимулировало обновление уголовных кодексов во многих кантонах (некоторые из них следовали образцу германского УК 1871 г.). Однако в 2 кантонах даже в XX в. продолжало действовать обычное уголовное право.
В конце XIX в. в Швейцарии начались работы по подготовке проекта общего уголовного кодекса, который должен был полностью заменить собой кантональные уголовные кодексы. Эти работы возглавил бернский профессор Карл Штосс. Его проект, составленный на базе сравнительного анализа кантонального и современного ему зарубежного уголовного права, в 1896 г. был одобрен экспертной комиссией. В результате после всенародного референдума в Конституцию Швейцарии в 1898 г. была включена ст.64-бис, провозгласившая, что "Союз имеет право законодательства по вопросам уголовного права". Однако издание общешвейцарского УК, несмотря на наличие проекта К. Штосса, задержалось на несколько десятилетий, в течение которых был составлен еще не один предварительный проект. После обсуждения, начавшегося в 1928 и закончившегося в 1937 г., Федеральное собрание одобрило текст "Гражданского уголовного" (как его называют в отличие от Военно-уголовного) кодекса. В противоположность ГК 1907 г. его пришлось поставить на всенародный референдум, поскольку этого потребовало около 70 тыс. избирателей. Входе референдума "за" высказалось 53% участников голосования. Он вступил в силу с 1 января 1942 г., после того как власти каждого кантона издали законы о вступлении его в силу. В ведении кантонов (согласно ст.335 УК) осталось только установление наказаний за некоторые малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УК, за нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также кантонального налогового законодательства.
В швейцарском УК нашли отражение противоречивые тенденции в развитии буржуазного уголовного законодательства, связанные прежде всего с идеями социологической школы уголовного права, одним из видных представителей которой был К. Штосс. Кодекс установил широкие пределы судейского усмотрения при выборе наказания (иных мер). В месте с тем введение в действие УК 1937 г. было связано с осуществлением ряда либеральных реформ: отменялась смертная казнь за общеуголовные преступления (до этого она сохранялась в некоторых кантонах; полностью смертная казнь отменена в 1992 г.), расширялась сфера условного осуждения и условного досрочного освобождения и др.
Противоречивость тенденций развития швейцарского уголовного законодательства проявляется и в реформах, которым подвергся Кодекс после его вступления в силу. Так, в 1950 г. усилены санкции за преступления "политического характера" и одновременно расширены возможности вынесения условных приговоров. В 1966 г. в текст УК внесены нормы, направленные на усиление воспитательного воздействия лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним и молодым людям в возрасте до 25 лет. В 1971 г. проведена большая реформа системы наказаний: по существу, отменены различия в условиях содержания в каторжной тюрьме и при "обычном" тюремном заключении, предусмотрено широкое применение режима "полусвободы" для заключенных, отдельное содержание лиц, впервые приговоренных к лишению свободы, и т.п. Последующие реформы уголовного законодательства касаются, главным образом, изменений в Особенной части УК (в частности, усилены наказания для участников вооруженных ограблений и других насильственных преступлений).
Регулирование вопросов уголовного (как и гражданского) процесса находится в компетенции кантональных законодательных органов, за исключением деятельности Федерального суда, руководствующегося правилами, которые издаются федеральными властями (важнейший среди них акт Федеральный закон об уголовном правосудии 1934 г. с последующими изменениями). В кантонах действуют свои законы о судоустройстве и уголовно-процессуальные кодексы, большинство из которых были существенно обновлены после Второй мировой войны. Входе этих реформ были расширены некоторые права обвиняемого, но одновременно существенно упрощена процедура разбирательства дел о малозначительных преступлениях, в частности установлена возможность применения штрафных санкций органами полиции без передачи дела в суд. В сфере регулирования кантональных властей находятся также вопросы исполнения наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, хотя ряд весьма важных норм в этой области был включен за последние десятилетия в общешвейцарский Уголовный кодекс.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Швейцарии включает федеральные суды (только на самом высоком уровне) и суды кантонов, причем и те и другие могут применять как общешвейцарское право, так и право отдельных кантонов.
Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26-28 судей и 11-13 их заместителей - все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием (допускается повторное избрание). В составе суда, согласно Конституции, должны быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вице-председатель суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального суда, который никогда практически не собирается в полном составе, функционируют постоянные палаты из 5-7 судей каждая. 2 из них занимаются вопросами конституционного и административного права, 2 - гражданского права, 1 палата разбирает дела о взыскании долгов и 1 - о банкротстве, и, наконец, палата, называемая Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. Кроме того, при необходимости создаются другие палаты - на временной основе.
В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав. Суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры, если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает по первой инстанции с участием присяжных уголовные дела о государственной измене, о преступлениях против международного права, о преступлениях и проступках политического характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он выступает в качестве высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, рассматривая жалобы по вопросам права на решения и приговоры высших судебных инстанций кантонов (для обращения в Федеральный суд имеются некоторые ограничения).
Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и пособий.
Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных инстанций. Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они выступают в качестве высшей судебной инстанции, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единоличный судья). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо полицейские суды, в которых единоличный мировой судья рассматривает дела о малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо, наконец, суды присяжных - по делам о тяжких преступлениях. Уголовно наказуемые преступления и проступки подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.
В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные специализированные суды. В частности, для разбирательства коммерческих споров созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи (обычно 2-3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители предпринимателей и наемных работников. В 1-2 кантонах имеются также суды по аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют специальные органы (комиссии и т.п.) административной юстиции.
Судьи в кантонах избираются на свои должности либо населением, либо кантональными советами на различные сроки (от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во многих кантонах должности судей занимают лица, не имеющие юридического образования.
Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим, в зависимости от кантона, контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживает федеральный прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица федеральной прокуратуры.
Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам также часто представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.

Литература

Уголовный кодекс Швейцарии. М., 2000.

Государство в Центральной Европе. Столица - г. Берн. Форма государственного устройства - федеративное государство. Название "конфедерация" - результат компромисса, достигнутого при одобрении Конституции 1848 г., положившего конец противостоянию (принявшему в 1830-1332 гг. вооруженную форму) между сторонниками унитарной Гельветической Республики, провозглашенной в 1798 г. под влиянием Французской революции (упразднена в 1803 г.), и сторонниками союза независимых кантонов по Договору о Союзе 1815 г. Ныне действующая Конституция 1874 г. определяет (ст. 3) пределы суверенитета кантонов: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти". Это позволяет характеризовать Ш. именно как федеративное государство, причем как федерацию конституционную, а не договорную. Территориальное деление - 23 кантона (даны названия в соответствии с языком, на котором говорит большинство жителей данного кантона): Ааргау, Аппенцелль, Базель, Берн, Вале, Во, Гларус, Граубюнден, Женева, Золотурн, Люцерн, Невша-тель, Санкт-Галлен, Тичино, Тур-гау, Унтервальден, Ури, Фрибург, Цуг, Цюрих, Шафхаузен, Швиц, Юра. Каждый кантон имеет свою Конституцию, парламент и правительство. В пределах своей компетенции кантоны издают законодательные акты. Глава государства - президент, избираемый Федеральным собранием (парламентом) из числа членов Федерального совета (правительства) сроком на 1 год без права переизбрания на следующий срок. Обычно на этом посту чередуются представители различных кантонов. Одновременно избирается и вице-президент, представляющий, как правило, другую языковую и религиозную общность. Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета кантонов (верхняя палата) и Национального совета (нижняя палата). Совет кантонов состоит из 49 депутатов (каждый кантон избирает по два депутата). Национальный совет состоит из 200 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Помимо законотворческой деятельности в компетенцию парламента входит избрание правительства, Федерального суда, канцлера, главнокомандующего армией, а также одобрение конституций кантонов, контроль за исполнением кантонами своих обязанностей как членов федерации. Исполнительная власть осуществляется Федеральным советом - правительством - во главе с президентом. В состав правительства входят на коалиционной основе 7 федеральных советников (министров), являющихся начальниками департаментов. Вице-президент также входит в состав правительства, возглавляя один из департаментов. Правительство избирается парламентом сроком на 4 года. Помимо обычных для правительства полномочий, Федеральный совет вправе решать споры между кантонами, в том числе и по вопросам применения федерального законодательства. Он также дает заключения по законопроектам, внесенным палатами Федерального собрания или законодательными органами кантонов. Судебная система имеет два уровня: федеральный и кантональный. Федеральный суд, все члены которого избираются Федеральным собранием, состоит из нескольких палат по отраслям права. На него возложены также функции конституционной юрисдикции. В виде отдельной его палаты заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Судебные органы кантонов не единообразны и несут на себе печать местных традиций. Они имеют в своем составе мировых судей, полицейские суды, исправительные трибуналы и т. д. В ряде кантонов суды избираются населением; мировыми судьями могут быть и лица без юридического образования. Однако следствие и защита осуществляются на профессиональной основе. (А. К.)


Смотреть значение Швейцария (швейцарская Конфедерация) в других словарях

Конфедерация — ж. лат. тесный союз государей или государств. Польские конфедерации были заговоры, возмущенья.
Толковый словарь Даля

Конфедерация Ж. — 1. Союз независимых государств, имеющих объединенные органы для координации военной, внешнеполитической и некоторых других задач. // Соответствующая форма государственного........
Толковый словарь Ефремовой

Швейцарская Ж. — 1. Комната швейцара.
Толковый словарь Ефремовой

Конфедерация — конфедерации, ж. (латин. confoederatio). 1. Союз, сообщество, объединение каких-н. организаций (право). государств. Всеобщая унитарная конфедерация труда во Франции (объединение........
Толковый словарь Ушакова

Конфедерация — (от лат. confoederatio - союз, объединение) - форма межгосударственного объединения, при которой государства-субъекты К. образуют постоянный союз в целях координации своей........
Политический словарь

Конфедерация — -и; ж. [лат. confederatio]
1. Союз, объединение каких-л. организаций. Всемирная к. труда. К. профсоюзов.
2. Союз государств, сохраняющих свою независимость и объединяющихся........
Толковый словарь Кузнецова

Конфедерация — (позднелат. confoederatio -
союз,
объединение) - временный союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных........
Экономический словарь

Форма Счетоводства, Швейцарская — - разновидность французской формы счетоводства. Ее особенность заключалась в
переносе статей из памятной
книги в Главную.
Техника переноса предполагала........
Экономический словарь

Швейцарская Биржа Финансовых Фью — (Swi Option and Financial Future Exchange, SOFFEX) учреждена в 1988 г. фондовыми биржами Цюриха, Базеля и Женевы при участии пяти
банков. Находится в Цюрихе. Среди совершаемых сделок -
........
Экономический словарь

Швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опционов — Первая полностью автоматизированная мировая система торговли с полностью интегрированной и автоматизированной клиринговой системой. Контракты включают свободно........
Экономический словарь

Swiss Options And Financial Futures Exchange (soffex) (швейцарская Биржа Финансовых Фьючерсов И Опци — Расположенная в Цюрихе биржа финансовых фьючерсов (financial futures). Среди совершаемых на ней сделок присутствуют индексные фьючерсы (index futures) на базе индекса швейцарского........
Экономический словарь

Швейцарская — -ой; ж. Комната швейцара в подъезде.
Толковый словарь Кузнецова

Ашанти Конфедерация — раннеполитическое образование ашанти на территориисовременной Ганы. Основана в кон. 17 - нач. 18 вв. ЗахваченаВеликобританией и в 1901 включена в состав колонии Золотой Берег.

Барская Конфедерация — в 1768-72 вооруженный союз польской шляхты противкороля Станислава Понятовского и России. Образовалась в г. Бар (Подолье).Подавление королевскими войсками Барской конференции........
Большой энциклопедический словарь

Всемирная Конфедерация Труда (вкт) — основана в 1920 при поддержкеВатикана под названием Международная конфедерация христианских профсоюзов(МКХП). Св. 14 млн. членов (кон. 1990). Местопребывание - Брюссель.
Большой энциклопедический словарь

Всеобщая Итальянская Конфедерация Труда — крупнейший национальныйпрофцентр Италии. Основан в 1944. 4,5 млн. членов (1992).
Большой энциклопедический словарь

Всеобщая Конфедерация Труда — Франции - крупнейший национальный профцентр.Основан в 1895. Входит во Всемирную федерацию профсоюзов. 1,3 млн. членов(1988).
Большой энциклопедический словарь

Ирландская Конфедерация — революционная организация в 1847-48. Созданалевыми элементами Ассоциации рипилеров. Организованное Ирландскойконфедерацией восстание (1848) было подавлено английскими........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация — (от позднелат. confoederatio - союз - объединение),1) формагосударственного устройства, при которой государства, образующиеконфедерацию, полностью сохраняют свою независимость,........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация Журналистских Союзов — самоуправляемая независимая творческаяорганизация. Создана в 1991 в Москве (ведет историю от Союза журналистовСССР, основан в 1959).
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация Союзов Кинематографистов — творческая общественнаяорганизация, объединяющая деятелей киноискусства различных государств.Создана в 1990 в Москве на основе Союза кинематографистов СССР (образованв........
Большой энциклопедический словарь

Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (мксп) — основана вдекабре 1949 в Лондоне в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов(ВФП); в 1989 - 142 национальных организации 100 стран и территорий общейчисленностью ок.........
Большой энциклопедический словарь

Международная Конфедерация Христианских Профсоюзов — до 1968 названиеВсемирной конфедерации труда.
Большой энциклопедический словарь

Саксонская Швейцария — (Sachsische Schweiz) - предгорья Рудных гор, наюго-востоке Германии, в Саксонии. Высота 500-700 м. Прорезана ущельями р.Эльба и ее притоков. Причудливые формы рельефа (башни, иглы,........
Большой энциклопедический словарь

Тарговицкая Конфедерация — союз польских магнатов (акт Тарговицкойконфедерации опубликован 14.5.1792 в местечке Тарговица, Targowica).Стремясь ликвидировать реформы Четырехлетнего сейма, Тарговицкаяконфедерация........
Большой энциклопедический словарь

Французская Демократическая Конфедерация Труда (фдкт) — национальныйпрофессиональный центр Франции. Основан в 1964. Ок. 470 тыс. членов (1992).
Большой энциклопедический словарь

Швейцария — (нем. Schweiz - франц. Suisse, итал. Svizzera), ШвейцарскаяКонфедерация, государство в Центр. Европе. 41,3 тыс. км2. Население 6,99млн. человек (1993). Городское население 60% (1991). Официальные........
Большой энциклопедический словарь

Конфедерация — конфедера́циясоюз государственных образований на основе принципов федерализма. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свою независимость и имеют собственные........
Географическая энциклопедия

Саксонская Швейцария — Саксо́нская Швейца́рия(Sächsische Schweiz), сев. предгорья Рудных гор на ЮВ. Германии, между городами Пирна (Германия) и Дечин (Чехия). Высота 500–700 м. Сложены песчаниками и конгломератами,........
Географическая энциклопедия

Швейцария — (немецкое Schweiz, французское Suisse, итальянское Svizzera, английское Switzerland), Швейцарская Конфедерация, гос-во в Центр. Европе. Пл. 41,3 тыс. км², столица Берн. Федерация в составе........
Географическая энциклопедия

В горных долинах Альп средневековые республиканские учреждения дожили до наших дней. Уже в 1291 г. три крестьянских, или лесных, кантона – Швиц, Ури и Унтервальден – заключили «Вечный союз» для поддержания законов и взаимопомощи против австрийских Габсбургов. 124 В последующие два столетия эти кантоны заключили союзы и конфедеративные договоры с городами Цюрих, которым правили ремесленные цехи, и Берн, где власть принадлежала военному патрициату. Со временем в состав конфедерации вошли десять кантонов, объединенных в многоуровневую конфедеративную систему, и потребовался немалый срок, чтобы в этом этнически и лингвистически неоднородном регионе выработалось чувство национального единства.

Границы союза оставались весьма неустойчивыми, и в различные времена многие соседние города и земли выражали желание присоединиться к конфедерации. Господство над Сен‑Готардом и другими перевалами на торговых путях из Италии в Германию давало ей большие стратегические преимущества. Но, вероятно, еще более важным следствием географического положения стало то, чем никогда не обладали итальянские и немецкие города – местные патриотически настроенные войска, состоявшие из прекрасно обученных и воинственных копейщиков, которых в изобилии поставляли перенаселенные горные деревни. В XIV в. и в начале XV в. швейцарцы отразили несколько нападений Габсбургов; в 1476 и 1477 гг. они разбили феодальную армию бургундского герцога Карла Смелого, а в 1499 г. вынудили отступить императора Максимилиана I. После этих событий ни одна великая держава не осмеливалась нападать на швейцарцев вплоть до самой Французской революции. Уже в XIV в. сложилась легенда о национальном швейцарском герое Вильгельме Телле, метком стрелке, которого габсбургский наместник заставил сбить стрелой яблоко с головы его маленького сына.

Города Западной и Восточной Европы

К востоку и к западу от широкого пояса немецких и итальянских городов‑государств города Европы никогда не имели полной независимости, хотя нередко пользовались значительной административной автономией. Начиная с XV в. территориальные правители стремились всеми путями ограничить эту автономию. Им без труда удалось достичь своей цели в Восточной Европе, где относительно мелкие и слабые города не могли противостоять союзу князей и крупных землевладельцев. На Западе этот процесс шел медленнее. Следует признать вместе с тем, что английская монархия почти не встречала сопротивления со стороны городов. Лондон, который испытывал благоговейный страх перед королевским Тауэром и экономически был связан с Вестминстерским двором, не мог да и не хотел играть самостоятельную роль. Другие английские города были слишком малы, чтобы питать подобные чаяния. Больше проблем было у герцогов Бургундских, правителей Нидерландов. Во Фландрии, самой богатой и населенной провинции, господствовали три крупнейших города – Гент, Брюгге и Ипр. Подобно многим другим городам, процветавшим в XII–XIII вв., они пострадали от сокращения населения и экономического упадка в XIV–XV вв. Но Гент и Брюгге тем не менее оставались самыми крупными и богатыми городами к северу от Альп, если не считать Парижа. Им удалось добиться от графов Фландрийских значительного самоуправления и установить фактический контроль над собраниями фламандских сословий, которые обычно созывались несколько раз в год. Немало мест в городских советах имели цехи. В течение XIV столетия в Генте цех ткачей дважды поднимал народ на восстания, хотя во главе учрежденных затем новых правительств раз за разом становились патриции, состоятельные представители правящих городских кланов. Движения городских масс никогда не достигали сколько‑нибудь значительных результатов, но сами революционные традиции крупнейших фламандских городов всегда были живы и прорывались в периодических столкновениях горожан с Бургундскими герцогами. Лишь со временем герцогам удалось усилить контроль за городами, и одной из причин восстания Нидерландов против Филиппа II Испанского 125 стали попытки городов вернуть себе некоторые из прежних свобод. Похожая ситуация сложилась во Франции. «Общая власть и управление в королевстве… а также в наших добрых городах, больших и малых… принадлежат только нам», – заявил Людовик XI (1461–1483); но по‑настоящему строгий контроль за городами стал возможен лишь с появлением системы королевских интендантов в XVII в. 126

Шопинг

В сознании огромного количества людей Швейцария ассоциируется с сыром и часами. И, конечно, сюда едут затем, чтобы убедиться, что швейцарский сыр самый вкусный, а часы - самые точные. Вряд ли будет преувеличением сказать, что так оно и есть.

Швейцарские сыры и блюда на их основе турист может попробовать в любом уголке страны. А вот в Женеву многие специально отправляются затем, чтобы приобрести часы и ювелирные украшения. Кстати, оригинальные изделия здесь можно купить на любой центральной улице.

Весенние месяцы в Швейцарии особенно привлекательны для тех, кто любит приобретать дизайнерские вещи. Дело в том, что именно в это время многие производители делают скидки (до 70%!) на свои товары - от одежды до сувениров. Купить вещи от именитых дизайнеров можно в Тичино, на юге страны.

Среди крупнейших торговых центров можно назвать Shop Ville (Цюрих) и Fox Town Faktory (Менндризио). Последний - самый крупный торговый комплекс в Европе.

Огромное удовольствие доставит вам шоппинг в Берне. В торговых бульварах протяженностью до 6-и километров вы сможете найти все - от сувениров до пирожных.

Что касается расписания работы магазинов, то к нему придется попривыкнуть. Во-первых, в воскресенье большинство учреждений не работает. В субботу рабочий день длится, как правило, до 16-ти часов. Раньше закрываются магазины в среду, особенно в сельской местности, зато в четверг они работают дольше – примерно до 21:00. Довольно строго у швейцарцев с обедом: с 12:00 до 14:00 большинство учреждений не работает.

Вне конкуренции - заправочные станции: работают каждый день с 08:00 до 22:00. Правда, продукты питания и напитки здесь стоят дороже.

Транспорт

Крупнейшие международные аэропорты Швейцарии находятся в Цюрихе, Базеле и Женеве. Они обслуживаются швейцарской компанией Swiss.

Вообще, транспортное сообщение в Швейцарии является одним из самых плотных. Следование поездов осуществляется примерно через каждые полчаса. Крупные города имеют очень плотную сеть автобусов и трамваев. Большинство линий метро в Швейцарии напоминает наши трамвайные линии: они проходят над землей. Только в 2008 году в Лозанне открылось первое подземное метро.

Междугородние перевозки тоже налажены безупречно. Даже в отдаленные населенные пункты регулярно хотят автобусы. В любое место города и страны вы можете добраться быстро, легко и на том транспорте, который вам больше по душе.

По многочисленным озерам Швейцарии точно по расписанию курсируют паромы. В горах действуют канатные дороги: не только очень удобно, но и захватывающе!

В общем, транспорт в этой стране работает - простите за каламбур - как швейцарские часы.

Что касается дорог, то путешествие на собственном авто тоже может доставить немалое удовольствие. Хотя бы из-за пейзажей, которые простираются вокруг. Кроме того, нельзя пожаловаться на качество покрытия и инфраструктуру. Важную роль играют дороги, которые проходят через горные перевалы.

Важный момент: чтобы передвигаться на авто по некоторым автомагистралям, ваша машина должна быть оснащена специальным талоном. Его можно купить при въезде в Швейцарию, на таможне. Стоит он в пределах 30 $. Допустимая скорость на автомагистралях - 120 км/ч, до 80км/ч - вне населенных пунктов, до 50 км/ч - в населенных пунктах. На всех дорогах стоят видеокамеры, которые помогают отлавливать нарушителей, так что будьте осторожны. Кстати, за превышение скорости в Швейцарии могут судить. Штраф вы можете заплатить даже за превышение скорости на 5 км/ч.

Полезный совет: не водите машину в солнечных очках. Дело в том, что на дорогах Швейцарии очень много тоннелей. Въехав в солнечный день в тоннель, вы попадете в кромешную тьму, что небезопасно для вас и, возможно, для движущегося навстречу транспортного средства.

Связь

Связь в Швейцарии, как вы уже догадались, тоже работает бесперебойно. Более того, современные общественные телефоны открывают весьма непривычные возможности для многих туристов. Так, они имеют сенсорный экран, через который можно не только сделать звонок, отправить электронное письмо или полистать телефонный справочник, но и заказать билеты на поезд.

Что касается мобильной связи, то здесь используется стандарт GSM.

Доступ к Интернету можно найти везде: в местах общественного доступа или в виртуальном кафе - бесплатно или за пару франков.

Почтовые отделения открыты по будням (понедельник-пятница) с 07:30 до 18:30 (обед - с 12:00 до 13:30). В холлах большинства отелей есть один-два подключенных к интернету компьютера, которыми вы можете воспользоваться.

Безопасность

Туристам, намеревающимся провести в Швейцарии отпуск с проживанием в съемном жилье или гостинице, необходима туристическая виза. Для ее получения нужно представить следующие документы: заграничный паспорт и копию его первой страницы, заполненную анкету с подписью и фотографией, оригинал и копию билета в обе стороны, подтверждение предоплаты жилья, подтверждение о наличии денежных средств. В некоторых случаях Посольство может потребовать иные документы.

Швейцария считается безопасной страной, и все-таки специалисты рекомендуют получить страховку, которая может спасти от выплаты внушительных сумм на неотложную медицинскую помощь (мало ли что). А в случае кражи вашего имущества страховка поможет восполнить ущерб.

Вообще, уровень преступности в Швейцарии очень низок. Однако карманных воришек все-таки следует остерегаться, особенно в разгар сезона или во время выставок и конференций. Особенно осторожно рекомендуется вести себя на вокзалах и во время ночных поездок на поезде.

В случае кражи немедленно обратитесь в полицейский участок за рапортом. При себе лучше всегда иметь паспорт, если хотите избежать проблем с полицией. Кстати, представители закона здесь не отличаются ангельским характером.

Уровень дорожной безопасности в этой стране также очень высок. Однако повышенную опасность могут представлять извилистые горные дороги, особенно во время летних и зимних каникул, когда загруженность возрастает.

Бизнес

Швейцария является богатейшей страной мира. Кроме того, это один из важнейших финансовых центров во всем мире: здесь функционирует огромное количество филиалов иностранных банков. Секрет надежности швейцарских банков прост: они находятся в стране со стабильной экономической и правовой системой, а потому не могут разориться.

Совершенно логичным кажется тот факт, что в стране с таким статусом ежегодно проходят международные конференции и выставки, на которые съезжаются десятки, сотни тысяч людей из разных точек планеты. Так, наиболее популярными из выставок являются: FESPO ZURICH («Отдых, путешествия, спорт»), SICHERHEIT («Международная ярмарка безопасности»), IGEHO («Международная выставка индустрии снабжения, гостиничного и ресторанного дела»), Internationaler Automobil-Salon Genf («Международный автомобильный салон»), Blickfang Basel («Выставка дизайна мебели, украшений и моды») и многие другие. Регулярно здесь проходят конференции, посвященные политическим, финансовым, банковским, промышленным и культурным вопросам.

Недвижимость

Швейцария уже давно считается одной из самых закрытых стран для покупателей недвижимости из зарубежья. Здесь невозможно купить недвижимость, если у вас отсутствует вид на жительство категории В (а это постоянное продление визы в течение 10 лет). Причем покупатель еще обязан соблюдать правила «игры» государства: приобретенная недвижимость не может использоваться в коммерческих целях. Иностранцу разрешается использовать жилье только для собственных нужд, причем с ограничением по времени проживания - 6 месяцев в году. Постоянно проживать в этом доме можно лишь получив вид на жительство в данной стране. При этом существует еще ограничение по площади.

Дома и апартаменты в Швейцарии стоят очень недешево, причем рынок недвижимости страны продемонстрировал свою устойчивость даже во время кризиса. Эксперты отметили даже некоторое повышение цен на ряд объектов.

Стоимость жилья в Швейцарии зависит от множества факторов. Один из важнейших - расположение. Так, маленькую квартирку в Вилларе, в жилом комплексе, можно приобрести за каких-нибудь 60 тыс. евро. Квартиры на более дорогих курортах могут стоить от 150 тыс. до 800 тыс. евро (это зависит от площади и вида из окна). Те, кто располагает более серьезными средствами и ищет уединения на лоне природы и огромного личного пространства, конечно, выбирают шикарные виллы и шале. Такое жилье будет стоить порядка 5-8 млн. евро.

Вопреки расхожему мнению, путешествие по Швейцарии обходится ничуть не дороже, чем путешествие по Германии или Италии. Просто швейцарцы очень хорошо понимают, что «хорошие деньги» равно «хороший сервис». В этой стране турист всегда получает то, за что заплатил.

Если вы хотите потратить по минимуму, то лучший вариант - жить на турбазе, готовить самому, перемещаться на небольшие расстояния и только на велосипеде. При таком отдыхе в день у вас может уйти примерно 30 $. Не намного больше вы потратите, если будете питаться в ресторанах быстрого питания или студенческих столовых при университетах: там обеды сравнительно недорогие (7-9 $).

Комфортные условия в пределах разумного - трехзвездочная гостиница или постоялый двор - «потянут» около 100 $ в день. Обед в ресторане может ощутимо облегчить ваш кошелек. Кстати, чаевые там (+15 %) включены в счет. То же самое касается стоимости услуг такси.

Посещение музея или знакомство с какой-нибудь достопримечательностью обойдется примерно в 4 $. Примерно столько же вы потратите на перемещение по городу на общественном транспорте.

Визовая информация

Гражданам СНГ и РФ для поездки на территорию Швейцарию, которая входит в состав стран Шенгенского соглашения, необходима виза. Краткосрочная шенгенская виза (категория С) может быть туристической (при бронировании отеля или тура по стране), гостевой (при визите к родственникам или друзьям), деловая (при необходимости встреч с деловыми партнерами) и транзитная (при поездке транзитом в те страны, которые не являются членами Шенгена).

Помимо этого швейцарское посольство выдает учебные визы для лиц, направляющихся на учебу сроком более 90 дней, и рабочие визы для лиц, которые приняты на работу по найму.

Швейцарское Посольство в Москве располагается по адресу: пер. Огородная Слобода, д. 2/5. Также можно обратиться в Генконсульство в Санкт-Петербурге (пр. Чернышевского, д. 17) или Визовый отдел посольства (г. Москва, Пречистенская наб., д. 31).

История

История Швейцарии счисляется с XII тысячелетия до нашей эры. Именно тогда территория, покрытая вечными снегами, под натиском глобального потепления климата стала освобождаться ото льда. Постепенно сменила белый покров превратился в зеленый, и «ожившая» земля обрела первых своих обитателей из рода человеческого.

В древности Швейцария была населена кельтскими племенами гельветов, отсюда ее древнее название - Гельвеция. Примерно в I веке до нашей эры после походов Юлия Цезаря, страна была завоевана римлянами и приобрела мировую известность. В V веке нашей эры, в эпоху Великого переселения народов, ее захватили алеманны, бургунды и остготы; в VI веке - франки. В XI веке Швейцария вошла в состав «Священной римской империи германской нации».

Изначально швейцарцы не были единой нацией, сама же Швейцария представляла собой союз общин (кантонов), стремившихся к самоуправлению. В начале августа 1291 года крестьяне лесных кантонов Швиц, Ури и Унтервальден, жившие на берегах Фирвальдштетского озера, заключили между собой союз и дали клятву помогать друг другу в борьбе против владычества династии Габсбургов; в упорной борьбе они отстояли свою независимость. Это радостное событие швейцарцы празднуют и по сей день: 1 августа - Национальный праздник Швейцарии - салюты и фейерверки озаряют швейцарское небо в память о событиях более чем семивековой давности.

В течение двух веков швейцарские войска одерживали победы над феодальными армиями герцогов, королей и кайзеров. К первоначальному союзу стали присоединяться провинции и города. Объединившиеся союзники стремились изгнать Габсбургов, постепенно расширяя свои границы. В 1499 году, после победы над кайзером Максимилианом I Габсбургом, Швейцария освободилась от господства империи. В 1513 году в союзе насчитывалось уже 13 кантонов. Каждый кантон был абсолютно суверенным - не было ни общей армии, ни общей конституции, ни столицы, ни центрального правительства. В XVI веке в Швейцарии наступил тяжелый кризис. Причиной тому послужил раскол в христианской церкви. Женева и Цюрих стали центрами деятельности протестантских реформаторов Кальвина и Цвингли. В 1529 году в Швейцарии началась религиозная война. Только серьезная опасность, исходящая извне, предотвратила полный распад государства. В 1798 году в Швейцарию вторглись французы и преобразовали ее в унитарную Гельветическую республику. Пятнадцать лет страна находилась под их властью. Положение изменилось только в 1815 году, когда швейцарцы ввели собственную конституцию с равными правами для 22 суверенных кантонов. В том же году Венский конгресс мира признал «постоянный нейтралитет» Швейцарии и определил ее границы, которые незыблемы до сих пор. Однако единство союза кантонов не было надежно обеспечено организацией достаточно крепкой центральной власти. Только по конституции 1948 года непрочный союз превратился в единое государство - федеративную Швейцарию.

Национальные особенности

Швейцария - высокоразвитая страна с интенсивным сельским хозяйством. Это крупнейший экспортер капитала, финансовый центр капиталистического мира. Швейцарские банки - самые надежные. Может быть, это объясняется тем, что страна никогда не примыкала ни к каким блокам. Она была и остается стабильной страной Европы.

В Швейцарии говорят и пишут на четырех языках: по-немецки (на разнообразных местных диалектах швейцаро–немецкого и на литературном верхненемецком говорят 65% населения), по-французски (18%), по-итальянски (в основном на одном из ломбардских диалектов, 12%), и по-реторомански (на пяти разных диалектах). Имея возможность в школе изучить все языки страны, каждый швейцарец, как правило, понимает их, хотя не всегда способен на всех изъясняться.

Швейцарцы весьма религиозны: по переписи 1980 года, около 50% исповедуют протестантскую веру, 44% - католическую, 6% придерживаются иных вероисповеданий или атеизма. Путешествуя по Швейцарии, нельзя не заметить всемирно известную добродетель швейцарцев - любовь к чистоте и порядку. Они чистят улицы пылесосом! Джеймс Джойс заметил однажды, что суп здесь можно есть без тарелок, прямо с мостовой. В Швейцарии невозможно пройти мимо швейцарских часов, ставших воплощением точности, элегантности, своеобразным мировым эталоном. Для этой маленькой страны часы стали самым престижным и значительным видом экспорта.

Культура

В Восточной Швейцарии находится Рейнский водопад (средний расход воды - 1100 куб.м в секунду). Вблизи водопада расположен город Шаффхаузен. Эта часть страны изобилует пестрыми цветочными коврами: альпийская роза (рододендрон), эдельвейс, камнеломка, проломник. Большинство растений - многолетние травы и кустарники. Цветы их относительно велики и ярки; и цветы, и сами растения часто душисты. Маленькие городки и деревеньки, обладающие ненавязчивым шармом, прекрасно вписываются в такой природный ландшафт. В Центральной Швейцарии можно полюбоваться горой Пилатус - любимое место отдыха и жителей страны, и иностранных туристов.

Швейцария - удивительная страна. На малом пространстве в ней сосредоточены и красоты природы, и выдающиеся творения рук человеческих. На каждом шагу - следы различных цивилизаций. О римлянах напоминают развалины в Ньоне (Nyon) и Аванше (Avenches), в частности амфитеатр на 10000 посетителей. В Базеле, Женеве и Лозанне привлекают внимание разнообразные романские и готические памятники архитектуры. Сохранилась крепость Кастелло-ди-Монтебелло (Castello di Montebello) времен Ренессанса - одно из мест паломничества туристов. Богато представлено барокко, в основном это монастыри Айнзидельн (Einsiedeln), Энгельберг (Engelberg) и церкви Кройцлинген (Kreuzlingen) и Арлесхайм (Arlesheim).

В архитектурном облике города Шаффхаузена преобладают барокко и рококо, а старейшие сохранившиеся здания относятся ко времени поздней готики. По вымощенной камнями дорожке можно подняться к старинной крепости Мюно (Munot). Центр Восточной Швейцарии - город Санкт-Галлен, который, согласно легенде, был обязан своим рождением ирландскому монаху Галлусу. При строительстве скита Галлусу помогал медведь; его изображение можно увидеть сегодня на городском гербе. Знаменитый собор в Санкт-Галлене и монастырская библиотека считаются главными памятниками стиля барокко в Швейцарии.

Разнообразна и богата культурная жизнь страны. Каждый большой город имеет свой театр и симфонический оркестр. Из музыкальных театров наиболее известны Оперный театр в Цюрихе, Гранд-театр (Grand Theatre) в Женеве и Базельский городской театр. Лето в Швейцарии - пора фестивалей, они проходят в Лозанне, Цюрихе, Монтре и многих других городах. Кроме всемирно известных международных музыкальных фестивалей в Люцерне ежегодно проходит карнавал. Праздник начинается всегда в четверг и длится до первой среды великого поста.

Швейцарская кухня

Кухня Швейцарии пользуется заслуженным признанием у гурманов всего мира, да и сами швейцарцы у себя дома отнюдь не чуждаются лукулловых услад. Так, любимое занятие жителей Цюриха - прогулка по ресторанчиками и кафе, и если они похвалят вам какую-нибудь из закусочных, вы можете смело отправляться туда. Местная кухня испытала сильное влияние своих соседей, в первую очередь «старшей французской кузины» и итальянской кухни, а также чисто швабского стола, но все таки у нее достаточно своих собственных деликатесов, получивших широкое распространение и в других странах. Типично швейцарское блюдо - знаменитое фондю, которым лучше всего лакомиться, когда на улице холодно и идет дождь или снег. Тогда усаживайтесь поудобнее перед камином и, наколов на длинную вилку кусочки хлебного мякиша, обмакивайте их в расплавленный сыр. Запивать это лакомство лучше всего белым вином или чаем.

Другое известное блюдо из сыра, получившее широкое распространение, - раклетт из Валлиса. Само название блюда («raclette» (фр.) - крупная терка) выдает принцип его приготовления. Сыр натирают на крупной терке или ломают на мелкие кусочки, разогревают и подают с картофелем. Впрочем, чтобы насладиться вкусом и ароматом сыра, его вовсе не обязательно разогревать. Лучший пример - эмментальский (чаще называемый швейцарским) и аппенцелльский сыры, пользующиеся заслуженным признанием у гурманов, а также грайерцский сыр. Изысканным вкусом и ароматом отличаются «Вашерен» - который готовят только зимой, и «Шабцигер» - сыр с пряными травами из Глернерланда.

В числе тичинских деликатесов следует назвать в первую очередь небольшие мягкие сыры формаджини, которые варят из творога, а также различные сорта горного сыра, наибольшей известностью из которых пользуется Пиора. Еще один знаменитый швейцарский деликатес - цюрихский шницель (телятина в сливочном соусе). Любители плотно поесть отдают предпочтение закуске по-бернски (Berner Platte) - блюду из квашеной капусты с бобами и жареным картофелем. Берн считается также родиной знаменитого рёшти (Rosti) - тонко нарезанного жареного картофеля со шкварками.

А теперь самое время вспомнить о супах, например, базельской мучной похлебке, ячменном супе из Бюндена или Бусекка - тичинском супе с требухой. Национальное блюдо солнечной южной Швейцарии - это, кончено, поленту, блюдо из кукурузной крупы со сливками и кусочками фруктов. К югу от Сен-Готарда очень любят ризотто - блюдо из риса, которое готовят по-милански (с шафраном), с грибами или по-крестьянски (с овощами).

В меню швейцарской кухни есть и рыбные блюда: красноперка, форель, щука и эгли (пресноводный окунь), которые готовят всюду по-разному. Поздней осенью и зимой во многих ресторанах вы сможете отведать деликатесы из дичи, например спинку косули. И еще один деликатес, славящийся по обе стороны швейцарской границы, заслуживает вашего внимания. Это - мясо по-бюнденски, вяленая говядина, нарезанная тончайшими ломтиками. Те, кто впервые отведал ее в Вале, а не в Граубюндене, называют это блюдо «мясом по-валлийски».

Альпийская республика славится своими винами. Широкой известностью пользуются белые вина - «Dezaley» и «St.-Saphorin», «Fendant» и «Johannisberg», «Twanner». Лучшие сорта красных вин - изысканно тонкое «Rose der CEil-de-Perdrix», крепкое «Dole», «Pinot Noir» и «Merlot». Но, пожалуй, лучшие бюнденские вина делают в итальянском городке Вельталин, с 1815 г. ставшим швейцарским кантоном Граубюнден. «Sassella», «Grumello», «Inferno» - так называются крепкие рубиново-красные вина, обязанные своим роскошным букетом щедрому южному солнцу. Осталось только сказать несколько слов и о всевозможных сладостях, подаваемых и на десерт, и в полдник, и к вечернему кофе. Это и фруктовые пирожки, и цугский вишневый торт, и морковный пирог, и энгадинский ореховый торт, и конечно, же знаменитый швейцарский шоколад.

Экономика

Швейцария одна из самых развитых и богатых стран мира. Швейцария - высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых. По подсчетам западных экономистов, она входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики. Швейцарская экономика тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС, тысячами нитей производственной кооперации и внешнеторговых сделок. Ок. 80-85 % товарооборота Швейцарии приходится на государства ЕС. Через Швейцарию транзитом проходит более 50 % всех грузов из северной части Западной Европы на юг и в обратном направлении. После заметного роста в 1998-2000 гг. экономика страны вступила в полосу спада. В 2002 г. ВВП вырос на 0,5 % и составил 417 млрд шв. фр. Инфляция была на отметке 0,6 %. Уровень безработицы достиг 3,3 %. В экономике занято ок. 4 млн человек (57 % населения), из них: в промышленности - 25,8 %, в том числе в машиностроении - 2,7 %, в химической промышленности - 1,7 %, в сельском и лесном хозяйстве - 4,1 %, в сфере услуг - 70,1 %, в том числе в торговле - 16,4 %, в банковском и страховом деле - 5,5 %, в гостинично-ресторанном бизнесе - 6,0 %. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн.

Политика

Швейцария - федеративная республика. Действующая конституция принята в 1999. В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.

Глава страны - президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета.

Высший орган законодательной власти - двухпалатный парламент - Союзное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов (Палаты равноправные).

Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства.

Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 гг.

Сейчас Швейцария - федерация из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). До 1848 года (кроме короткого периода Гельветической республики) Швейцария представляла собой конфедерацию). Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная - Федеральному совету (правительству).

В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах - на 3 года).

Все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном (факультативном) референдуме. Для этого после принятия закона в 100-дневный срок необходимо собрать 50 тыс. подписей.

Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Высшая исполнительная власть принадлежит правительству - Федеральному совету, состоящему из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств). Члены Федсовета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочередно занимают посты президента и вице-президента.

Основы швейцарского государства были заложены в 1291. До конца XVIII века в стране не существовало центральных государственных органов, но периодически созывались общесоюзные соборы - тагзатцунг.

Официально Швейцария является конфедерацией (что означает союз нескольких независимых государств), но по сути представляет собой федеративную республику, объединяющую несколько суверенных кантонов под единой властью и с единым федеральным центром.
Такое расхождение возникло по причине исторического названия страны на латинском языке - Confoederatio Helvetica, соответствующего государственному устройству до 1848 года.

В 1848 году была объявлена новая конституция Швейцарии, согласно которой несколько отдельных кантонов объединились в прочное союзное государство с единым политическим строем. С этого момента начинается современная история Швейцарии как страны с полным порядком в политической системе. Новая конституция также заложила основы федеративной парламентской системы , которые действуют до сих пор.

Швейцарию нельзя назвать настоящей парламентской или президентской республикой, так как в стране действуют уникальные правила в государственном устройстве. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Союзному собранию, которое делится на Национальный Совет и Совет кантонов, полностью равноправных. Национальный совет состоит из 200 депутатов, выбираемых на 4 года путем всеобщего голосования. Совет кантонов составляют по 2 представителя из каждого кантона и по одному из полукантонов.

Любые принимаемые законы должны быть одобрены депутатами обеих палат, чтобы минимизировать риск принятия законов, не соответствующих интересам жителей страны. Кроме того, в течение 10 дней после принятия парламентом какого-либо закона проводится всенародный референдум, на котором нужно набрать как минимум 50 тысяч подписей для утверждения. Таким образом осуществляется политика прямой демократии в Швейцарии. Изменения в Конституции утверждаются только путем всенародного обязательного референдума.

Депутаты Парламента назначают 7 членов Федерального Совета, который представляет собой правительство, обладающее исполнительной властью. Каждый год один из этих 7 представителей назначается на пост президента, таким образом, глава государства меняется ежегодно. Остальные члены Федерального Совета возглавляют департаменты или министерства, один из них также назначается вице-президентом. Состав Федерального Совета подбирается таким образом, чтобы в нем были представители всех основных политических партий и географических районов страны.

Все правительственные органы расположены в столице страны, городе Берне. Швейцарский федеральный суд, которому принадлежит высшая судебная власть, находится в Лозанне. Несмотря на то, что этот орган по сути является верховным судом государства, он не может объявлять федеральные законы неконституционными.

В составе Швейцарии находятся 26 кантонов и полукантонов, каждый из которых имеет свои органы власти и свою конституцию, ограниченную основной швейцарской конституцией. Федеральные власти решают вопросы войны, внешней политики, армии, ведения федерального бюджета, железных дорог. Исполнительная власть в кантонах принадлежит правительственному совету, состоящему из нескольких членов - от 5 до 11 человек, с президентом во главе. В небольших кантонах правительство работает на общественных началах.