Рогожский духовный центр русской православной старообрядческой церкви. Президент россии владимир путин впервые посетил рогожский духовный центр. Рогожское после октябрьской революции

Всех православных христиан, не согласных с нововведениями и продолжавших молиться по старым книгам, ожидало положение, во многом напоминающее удел мучеников Римской империи в первые века христианства. Гонения были масштабными, тотальными и жестокими. Чтобы сохранить жизнь и веру, русские христиане вынуждены были бежать подальше от крупных городов и дорог, селиться в укромных глухих местах и там уже налаживать церковный обиход и быт. В результате в России постепенно появляются целые центры старообрядческой культуры. Сегодня они являются историческим и национальным достоянием нашего Отечества. Вот некоторые из них.

В Нижегородской области протекает река Керженец, левый приток Волги. Уже с XVII века в обширных и густых лесах этой местности существовали старообрядческие поселения и иноческие скиты. Самый известный из них - Комаровский скит. Здесь переписывали книги, принимали священников, переходящих в старообрядчество. Керженец - родина прекрасного сочинения, защищающего старый обряд, известного под названием «Диаконовы ответы», которое написано иеродиаконом Александром (1674 - 21 марта 1720гг.), принявшим жестокую мученическую смерть от гонителей.

Керженские скиты начали планомерно уничтожаться Петром I по наущению новообрядствующего архиепископа Питирима, тогдашнего правящего архиерея Нижегородской епархии. Насельники скитов - кто был умерщвлен, кто отправлен на каторгу. Остальные разошлись по другим местам.

Разорение Керженских скитов ещё раз доказывает, что именно новообрядное духовенство было истинным инициатором гонений на древлеправославных христиан. Светская власть впоследствии мало-помалу начинает понимать экономическую выгоду государства от хозяйственной деятельности старообрядцев. Но постоянные подстрекания таких деятелей, как патриарх Московский Иоаким, архиепископ Питирим Нижегородский, митрополит Дмитрий Ростовский, митрополит Филарет Дроздов и иже с ними, сделали гонения на старообрядцев почти никогда не прекращавшимися на протяжении всей так называемой «синодальной эпохи новообрядчества».

Стародубье - географическая область современных Черниговской и Брянской областей. Заболоченная местность, покрытая густыми лесами, а также обилие рек сделали Стародубье одним из мест, где старообрядцы смогли укрыться от гонений. Ещё одно благоприятное условие - близость к Польше и Литве обусловило терпимость местных властей и ослабление преследований. Относительно спокойная жизнь здесь продолжалась до конца XVII в., после чего жившие здесь христиане ушли на Ветку, принадлежавшую тогда царству Польскому. Потомки древлеправославных христиан Стародубья сегодня компактно проживают в городах Клинцы, Гомеле, Новозыбкове и близлежащих к этим городам землях.

Ветка - старообрядческий духовный центр, расположенный на территории Гомельской области современной Беларуси. Находясь в то время на территории другого государства (Польша), ветковские старообрядцы не опасались гонений со стороны Москвы. Когда Польское государство ослабело, в середине XVIII века состоялась так называемая «первая выгонка» старообрядцев. Затем последовали «вторая» и «третья» выгонки, однако Ветка снова и снова заселялась староверами.
Примечательно, что в 1734 году ветковские священники, вторым чином, через миропомазание приняли к себе из новообрядчества епископа Епифания, который успел поставить четырнадцать священников. Архиерейских хиротоний, к сожалению, не состоялось.

Иргиз - довольно крупный и полноводный приток реки Волги, несущий свои воды по просторам Саратовской и Самарской губерний. Человеколюбивая политика просвещённой императрицы Екатерины II поспособствовала созданию ещё одного старообрядческого центра. Манифест императрицы по случаю коронации от 1762 года предусматривал более гуманное отношение к древлеправославным христианам. Призыв Екатерины II к старообрядцам вернуться из-за границы на свою родину нашёл достойный отклик в сердцах истосковавшихся по России христиан, вынужденных бежать за пределы государства, спасаясь от гонений.

Иргиз как старообрядческий центр интересен тем, что он был назначен властями как место для поселения старообрядцев, вернувшихся из-за границы. Со временем на Иргизе появились многочисленные старообрядческие селения, церкви, монастыри и скиты. Относительная свобода иргизских староверов позволила превратить его фактически в церковный канонический центр, откуда осуществлялось духовное руководство над старообрядческими приходами Российской империи. Жестокое и циничное предательское разорение иргизских монастырей и приходов произошло во время безбожной и полицейской по отношению к староверам политики императора Николая I, получившего в народе меткое прозвище Николай Палкин.

Старообрядческое Рогожское кладбище в Москве также ведёт свою историю от эпохи правления императрицы Екатерины II. У старообрядцев особое место в религиозной культуре занимают старообрядческие кладбища как негласные места, где верующие без особых препятствий могли собраться для совместной молитвы.

В 1771 году в Москве эпидемия чумы достигла своего апогея вплоть до того, что людей, умерших от этой болезни, некому было хоронить. Для погребения своих единоверных старообрядцам было отведено место за пределами Москвы, близ Рогожской заставы. Постепенно возле старообрядческого кладбища стали селиться иноки и отдельные молитвенники. Была построена часовня во имя святителя Мир-Ликийских Николы Чудотворца. Также на Рогожском были возведены приют для бездомных и богадельня.

Сегодня Рогожская слобода - духовный и административный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви. О настоящем расцвете старообрядческого храмостроительства и более подробной удивительной истории уголка русского старообрядчества - Рогожской слободы будет рассказано в последующих статьях.

Гуслицы - географическая область старообрядчества, выделявшаяся культурной спецификой, нашедшей своё воплощение в иконописи и стиле оформления религиозных рукописных книг. Гуслицы располагаются на территории современных Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области - мест компактного проживания приемлющих священство старообрядцев. Следовательно, само появление самобытной Гуслицкой культуры стало возможно только благодаря проживавшим здесь с конца XVII века старообрядцам. Самыми известными гуслицкими поселениями являются Орехово-Зуево, Егорьевск, Куровское, Шувое, Устьяново, Селиваниха, Беливо и др.

До революции, особенно в золотой век старообрядчества, Гуслицы являлись крупным промышленным центром, производственные мощности которого находились в ведении известных старообрядческих предпринимателей и меценатов Морозовых, Солдатёнковых, Кузнецовых и пр.

Крупные старообрядческие центры с литургической жизнью и христианским просвещением имелись также в других районах Подмосковья, таких как Верея, Лыткарино, Глазово. Недалеко от живописного городка Вереи находится исторический город Боровск, славящийся своей насыщенной историей, духовными и культурными традициями. Древние богохранимые старообрядческие города Боровск и Верея имеют свою отдельную историю.

Выговская Пустынь обязана своим появлением деятельности Андрея Денисова (1674–1730) и его брата Симеона Денисова (1682–1740), ведущих свой род от известных князей Мышецких. На территории Олонецкой губернии (между Петрозаводском и Архангельском) на реке Выг, впадающей в Выгозеро, братья Денисовы по примеру монастырского общежития (киновии) основали Выговскую пустынь. Жизнь в этой пустыни отличалась, с одной стороны, ревностью к уставному богослужению и масштабами ведения монастырского хозяйства, что напоминало деятельность преподобного Иосифа Волоцкого. С другой стороны, углубление в культуру, развитие книжности и иконотворчества, имевшего источником возвышенное молитвенное бдение, делают Выговскую пустынь сонаследницей традиции преподобного Нила Сорского.
Перу Андрея Денисова принадлежит одно из самых популярных догматических сочинений старообрядчества «Поморские ответы», на которых необходимо остановиться более подробно.

В 1722 г. император Петр I издает специальный указ, в котором предусматривалось применение политики «насильственного миссионерства» ведомства господствующего вероисповедания в отношении насельников Выговского старообрядческого общежития для обращения оных в лоно «официального православия». В этом же году для выполнения императорского указа в Поморье направляется миссионерская группа во главе с синодальным иеромонахом Неофитом, которым было составлено 106 вопросов вероучительно-полемического характера, предназначавшихся для написания на них ответов живущими там старообрядцами. Результатом кропотливого труда выговских староверов оказался выход в свет в 1723 году «Поморских ответов».

Андрей Денисов первым в истории отечественной науки применил палеографический метод для своего исследования. Обладая глубоким умом и обширными познаниями в истории, философии, религиоведении и языкознании, Денисов составил фундаментальное систематическое богословское сочинение, которое определяет вероучительные основы русского старообрядчества - древлеправославную догматику.

«Поморские ответы» - своеобразный старообрядческий опыт систематизации и исследования основ Православной Веры, который еще не имеет себе равных на протяжении всей истории русской религиозной мысли. Стиль написания этого сочинения характеризуется полным отсутствием публицистического субъективизма, от чего были иногда несвободны главные лидеры раннего старообрядчества - протопопы Аввакум и Неронов, а также известный старообрядческий историк и богослов XX века Федор Ефимович Мельников. На страницах «Ответов» мы не встретим резких выпадов в сторону противоборствующей религиозной группы. Денисов сумел на протяжении всей книги выдержать умеренный и деликатный полемический тон, шаг за шагом разбирая спорные церковные моменты. Если бы Андрей Денисов воплотил в жизнь своё интеллектуальное творение в наши дни, то это была бы одна из лучших докторских диссертаций по религиоведению.

«Поморские ответы» являются одним из самых богословски развернутых и до конца завершенных первоисточников защиты Старой Веры. Значимость «Поморских ответов» остается актуальной в старообрядческой среде до сегодняшнего дня. Этот памятник религиозной мысли, рожденный в идейном мире русского старообрядчества, является ценным источником для изучения истории староверия и русской религиозной мысли в целом.

Старообрядцы за рубежом. Нечеловеческие условия выживания и политика искоренения по религиозному признаку обусловили массовую эмиграцию древлеправославных христиан-старообрядцев из Российской империи за границу. Таким образом появляются многочисленные старообрядческие диаспоры вне пределов Российской империи.

Одним из ярких примеров сохранения Старой Веры за пределами Отечества является липованская старообрядческая культура, отличающаяся многочисленными уникальными самобытными традициями.
Точное происхождение названия «липоване» не установлено. Есть предположение, что эти староверы берут своё название от селения Липовень. Другая версия говорит нам о том, что эти старообрядцы жили в огромном липовом лесу, от которого произошло название. Исторические корни липованских староверов ведут от переселения православных христиан, не согласных с «реформой», в пределы Турции и Австро-Венгрии. Сегодня липоване - это потомки зарубежных русских старообрядцев, вернувшихся после революции на Родину. Проживают на территории современной Румынии (Добруджа, Яссы, Браила, Тульча, Журиловка, Липовень, Слава Черкесская, Слава-Русская), Украины.
Общины липован имеются также в некоторых городах Молдавии (Кишинёв, Кагул, Оргеев, Бельцы) и Кубани Краснодарского края Российской Федерации (Приморско-Ахтарск, Сочи, Новопокровский, Некрасовская, Бриньковская и др.).
В Румынии во времена правления Николы Чаушеску проводилась государственная политика «румынизации» липован. Старообрядцам в Румынии приписывались румынские фамилии, а румынский язык целенаправленно и методично прививался со школьной скамьи.

Образование крупных духовных центров старообрядчества, широкая и разносторонняя деятельность общин - всё это свидетельствовало об оптимизме православных христиан, отвергнувших церковную «реформу» XVII века. Несмотря на гонения и всяческие притеснения со стороны синодальных и светских властей, бытие старообрядческой Древлеправославной Церкви Христовой продолжается, несмотря ни на какие преграды, попущенные Богом и придуманные врагом рода человеческого.
Церковь Христова продолжает жить.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Мэр Москвы посетил Рогожскую слободу, объекты которой в 2006-2016 годах отреставрировали и восстановили за счет бюджета города.

1 июня посетил Рогожскую слободу и поздравил с юбилеем митрополита Московского и всея Руси Корнилия — предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви.

«Поздравляю вас с днем ангела, с юбилеем. Хотел поблагодарить за ту большую работу, которую вы вместе с городом проводите по восстановлению исторического наследия. В Рогожской слободе восстановлены храмы. И сегодня это действительно большой духовный центр. Но помимо этого, это, конечно, историческое место, которое, я уверен, знают и любят все москвичи. Спасибо вам за вашу работу», — отметил Мэр Москвы.

Митрополит Корнилий поблагодарил его в ответ: «Мы очень благодарны за те великие труды Вам, Вашим помощникам, по возрождению нашего духовного исторического центра — Рогожского». Вместе с Сергеем Собяниным он открыл в Рогожской слободе выставку об истории старообрядчества «Сила духа и верность традиции».

Историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода»

Рогожская слобода появилась на левом берегу Яузы в конце XVI века. Тогда в местности Рогожка селились ямщики, которые перевозили товары из Москвы в село Старый Рогожский Ям (позже — Рогожь, затем — город Богородск, а в советское время город переименовали в Ногинск).

Как архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась в 1860-1880-х годах. Его планировочная ось — три храма, расположенных на одной прямой. А бульвар, идущий от южных ворот к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей.

Каменную колокольню напротив Святых ворот на территории кладбища возвели в начале ХХ века. Тогда же появилась и лечебница имени С.И. Морозова.

В 1928-1929 годах Рогожскую слободу фактически ликвидировали: часть старообрядческих объектов снесли, землю застроили зданиями Московского завода автоматических линий и специальных станков.

В 1995 году ансамбль «Рогожская слобода» передали в безвозмездное и бессрочное пользование митрополии Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви. Такое решение приняли в Правительстве Москвы.

В 2005 году вернули историческое название Старообрядческой улице. С 1965 года она называлась улицей Войтовича. Это продолжение улицы Рогожский Поселок.

Сейчас территория Рогожской слободы (улица Рогожский Поселок, дом 29) — памятник истории и культуры. Ее площадь — почти девять гектаров.

В 2006-2016 годах за счет бюджета Москвы отреставрировали и восстановили:

— Покровский собор, 1790-1792 годы, архитектор — Матвей Казаков;

— церковь Рождества на Рогожском кладбище, 1804 год;

— колокольню Рогожской старообрядческой общины, начало XX века, архитектор — Федор Горностаев;

— Никольскую единоверческую церковь, 1863 год;

— дом причта (Новая богадельная), вторая половина XIX века.

Также провели комплекс работ по благоустройству территории Рогожской слободы, построили новые инженерные коммуникации и дорожную сеть.

Выставка «Сила духа и верность традиции»

С 1 июня по 1 июля на территории Рогожской слободы проходит выставка, посвященная истории старообрядчества. Посетители увидят более 200 уникальных экспонатов как религиозного характера (церковные облачения, утварь и книги), так и памятники — предметы быта купцов-старообрядцев. Многие из них представят впервые.

Основой выставки станут подлинные памятники XVI-XX веков. Они хранятся в митрополии Русской православной старообрядческой церкви и Покровском соборе. Это, например, экземпляр старопечатного напрестольного Евангелия издания 1633 года, дополнительно украшенный старообрядческими мастерами в 1830 году. Его изготовили по заказу московского купца 1-й гильдии Ивана Царского.

Организатор выставки — Московская митрополия Русской православной старообрядческой церкви. Общая площадь экспозиции составит 800 квадратных метров. Ожидается, что ее будут посещать 500 человек в день, это около 15 тысяч гостей за все время работы.

О Русской православной старообрядческой церкви

Русская православная старообрядческая церковь зародилась в 1846 году — после соединения русских старообрядцев с иерархией Боснийского митрополита Амвросия. В нее входили беглые священники русской и греческой церквей. Акт соединения подписали в селе Белая Криница (сейчас это Черновицкая область Украины).

Сегодня Церковь имеет 150 зарегистрированных приходов в России, 60 на Украине, 20 в Молдове, а также в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Германии и Австралии.

Общее число старообрядцев в России — около двух миллионов человек (Русской православной старообрядческой церкви и других согласий). Среди старообрядцев было много выдающихся предпринимателей и одновременно меценатов (Савва Морозов, Козьма Солдатенков, Сидор Шибаев и другие), героев Отечественной войны 1812 года (например, атаман Матвей Платов), Первой мировой войны (казак Козьма Крючков), Великой Отечественной войны.

В составе Русской православной старообрядческой церкви 11 епархий, которые возглавляют епископы. Предстоятель Церкви — митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Константин Титов).

Рогожская слобода — это духовно-административный центр Русской православной старообрядческой церкви и резиденция митрополита. Именно там находятся главные храмы старообрядчества, в том числе Покровский кафедральный собор — место постоянного служения митрополита.

В прошлом во владении общины находился большой некрополь (в настоящее время — Рогожское кладбище). Его основали во время эпидемии чумы в 1771 году.

В 1853 году появилась Московская архиепископия. В 1988 году ее преобразовали в самостоятельную митрополию под управлением митрополита Московского и всея Руси.

История Рогожского кладбища от его основания и до наших дней

Рогожское кладбище (другие названия: Рогожский поселок , Рогожская станица , Рогожская слобода ) - главный духовный центр старообрядцев белокриницкого согласия.

Основание Рогожского кладбища

Место, на котором расположено современное Рогожское кладбище, издревле почиталось священным. Здесь, рядом с деревней Новоандроновкой, были казнены и захоронены первые московские мученики, пострадавшие за древнюю православную веру в ХVII веке. Во время чумы 1771 года в благодарность за помощь, оказанную во время ликвидации морового поветрия, Екатерина II даровала эту местность под организацию древлеправославного духовного центра и кладбища. В конце XVIII - начале XIX веков территория Рогожского поселка занимала площадь более чем в 22 десятины. За древней, почерневшей от времени оградой размещался целый городок. Его население постепенно возрастало: в 1823 году по официальным цифрам составляло 990 человек, в 1845 году - 1588. Впрочем, эти цифры трудно назвать точными, поскольку они составлены по числу так называемых «лицевых», по-современному - прописанных жителей. На самом деле на Рогожском проживало как минимум в 5, а то и в 10 раз больше. Среди них были лица духовного звания, приезжавшие служить в церквях духовного центра, насельники рогожских монастырей, жители окрестных городов, посещавшие кладбище для совершения треб, паломники, друзья и родственники постоянных кладбищенских жителей, гостившие у них по целым годам.

Во время учреждения Рогожского кладбища в 1771 году была построена небольшая деревянная часовня. Через пять лет она была заменена обширною каменною во имя Николы Чудотворца. В 1790 году рядом с нею была построена огромная холодная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, едва ли не самая обширная из всех московских церквей. В начале ХIХ века было построено самое новое храмовое сооружение кладбища - обширная зимняя каменная часовня во имя Рождества Христова . В этой часовне собирались Большие церковные Соборы. На них съезжалось духовенство древлеправославной Церкви, представители монастырей, делегаты от иногородных общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей, часовни были украшены не хуже, чем кафедральные соборы древней Руси. Собранные поколениями иконы были превосходного письма - рублевского, строгановского. Поскольку часовни не были освящены, то и литургий в них не совершалось.

Подробнее об истории непосредственно самого кладбища и нынешнем его состоянии читайте в статье « » на нашем сайте.

Богослужебный уклад на Рогожском

Богослужение ограничивалось вечернями, утренями, всенощными Бдениями и часами. Примечательно, что богослужебный круг тогда совершался в строгом соответствии с уставом: вечерня - вечером, а утреня - утром. Кроме того в часовнях совершались венчания свадеб, исповедь, причащение, крещение младенцев и взрослых. Упокоившихся отпевали преимущественно в Никольской часовне. Свадеб венчалось много, особенно в мясоед перед масленицей. Венчаться приезжали на Рогожское кладбище не только жившие в Москве старообрядцы, но и жители уездов Московской губернии. Во множестве приезжали и из других губерний, иногда самых отдаленных. Исповедь проходила как в часовнях, так и в других помещениях поселка.

Причащали запасными дарами в часовне после часов. Для этого четверо священников с потирами в руках выходили из алтаря в ризах и становились по двое у правого и левого клиросов, двое на самих клиросах и двое позади их, в северных и южных дверях алтаря. Чтобы судить о числе привозимых для крещения детей из Московской и соседних с нею губерний, достаточно сказать, что в Рождественской часовне находилось 46 купелей. Иногда приходилось крестить и взрослых - вовсе не крещенных или не получивших достойного крещения в новообрядной Церкви.

Крестные ходы на Рогожском кладбище проходили несколько раз в год: шестого января, в день , первого августа для освящения воды, а также в заутрени Великой субботы и и в некоторые другие праздники. Весь путь был устилаем зеленым сукном и коврами. Для освящения воды невдалеке от часовен существовал специально выкопанный пруд (60 сажен длины, 15 ширины) с обделанным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом.

Поскольку рогожские часовни не были освящены, то литургии служились в походных полотняных церквах. До Отечественной войны 1812 года литургии совершались редко и в большинстве случаев сокровенно, дабы не привлекать лишнего внимания властей. Во время тайных Евхаристий освящалось большое количество запасных Святых Даров, которыми затем причащались в течение целого года.

Относительно свободное совершение таинства Евхаристии стало возможным благодаря ходатайству известного старообрядца, героя войны 1812 года - атамана Платова. Московский градоначальник дал Матвею Платову словесное разрешение на это. Впоследствии принадлежащая Платову походная церковь, освященная во имя Пресвятой Троицы, была подарена московским старообрядцам. Кроме платовской и иргизской полотняных церквей, на Рогожском кладбище были и другие, находившиеся в женских обителях.

Свою полотняную церковь, освященную во имя Симеона Столпника, имел священноинок старец Иларий. Пострадавший за веру, известный своими духовными подвигами, он обладал огромным авторитетом среди старообрядчества. За годы своей жизни Иларий стал духовным отцом многих тысяч христиан, число же постриженных им иноков и инокинь составило более 1000 человек. По своей кончине Иларий почитался как преподобный. Епископ Геннадий впоследствии писал о старце: «У всех благоговение о нем и его чистоте телесной на устах носится. Господь прославил его нетлением ».

Рогожские монастыри

В первой половине XIX века на территории духовного центра древлеправославия находилось целых пять женских монастырей. Среди них была обитель матери Пульхерии с 6 монахинями и 40 послушницами, обитель Александры с 28 монахинями и послушницами, Деворы с 38 послушницами, Маргариты с 4 монахинями и 38 послушницами и Мелании с 10 послушницами. Все эти обители были разорены в 1854 году.

Сооружения рогожских монастырей были построены по образцу керженских скитов. Большого размера дом делился на множество помещений с целым лабиринтом внутренних переходов, боковушек, светелок, чуланов, подклетов и подпольев с несколькими выходами наружу. Здесь находилось место для спален, трапезной, моленных. В потайных помещениях стояли походные церкви с переносными иконостасами и престолами.

Наибольшей известностью из настоятельниц рогожских обителей пользовалась матушка Пульхерия. В обители Пульхерии была полотняная церковь. В годы николаевских репрессий и в ней тайно, по ночам служили литургию, а в 50-е годы рукополагали в священный сан. Отсюда предстоятель Церкви святитель Антоний посылал священнослужителей во все приходы древлеправославной Церкви.

Неподалеку от Пульхерьиной обители находилась другая женская обитель, настоятельницей которой была мать Александра. Обитель эта помещалась в доме, нарочно для того построенном попечителем Рогожского кладбища Степаном Тихоновичем Миловым. Этот известный мирянин сделал немало для учреждения архиерейской кафедры. После учреждения митрополии в Белой Кринице мать Александра туда перенесла свою обитель. В июле 1852 года она была избрана игуменьей Успенского Белокриницкого женского монастыря. С Александрой переселились в Белую Криницу бывшие при ней на Рогожском инокини: Варсонофия, Порфирия и Алевтина Великодворская. Последняя была родной матерью знаменитого инока Павла Белокриницкого, который вместе с иноком Алимпием (Зверевым-Милорадовым) смог убедить босно-сараевского митрополита Амвросия присоединиться к древлеправославной Церкви.

Гонения императора Николая I

Практически сразу после вступления Николая I на престол правительство начало принимать самые энергичные меры по уничтожению древлеправославия. Началась эпоха так называемых «николаевских гонений», которая по сути продолжалась до 1855 года. Настойчивость и беспощадность Николая I в глазах старообрядческой России поставили его в один ряд с такими гонителями христиан, как императоры-язычники Нерон и Диоклетиан и императоры-иконоборцы Лев Исаврианин и Константин Копроним.

Николаевская эпоха борьбы с древлеправославием началась с правительственного постановления 1826 года. Согласно ему со всех староверческих молитвенных зданий были сняты кресты. Была запрещена постройка новых и ремонт старых зданий.

10 мая 1827 года последовало новое узаконение: решительно воспретить переезд старообрядческих священников из одного уезда в другой. В случае переезда местным властям предписывалось ловить священников и «поступать с ними, как с бродягами».

8 ноября 1827 года было воспрещено принимать новых священников на Рогожское кладбище. В том же году переход в старообрядчество стал рассматриваться как уголовное преступление. В 1832 году были окончательно отменены «Секретные правила» 1822 года, дозволявшие в определенных случаях оставлять в покое священнослужителей, перешедших в древлеправославие.

Страшный удар по русскому иночеству был нанесен в 1837 году. В январе правительство постановило закрыть все староверческие монастыри, расположенные в районе реки Иргиз. Войсками были полностью опустошены Средне-Никольский, Верхне-Спасопреображенский, Средне-Успенский, Покровский монастыри и окрестные скиты. Еще раньше был насильственно обращен в единоверие Нижне-Воскресенский монастырь. Из обителей было изгнано более 3000 иноков и инокинь. Многие из них были приговорены к каторжным работам и ссылке на поселение.

Под особым вниманием синодальных и государственных властей находился один из главных духовных центров староверия - Рогожское кладбище. На его территории постоянно находился особый государственный чиновник - смотритель. Он регулярно отчитывался перед правительством о принимаемых мерах. Один из смотрителей так писал о своей деятельности: «Приняты были мною самыя строгия меры, вследствии коих не только я сам, но и через агентов своих, должен был следить за всяким шагом раскольников» . Особым доверием чиновника-смотрителя пользовались разного рода доносы. Так, купец Яков Игнатьев довел до сведения начальства, что литургии, служимые в полотняной церкви-часовне, подаренной Рогожскому казаком Платовым, отправляются весьма торжественно и проходят при огромном стечении народа. Этим де службы и соблазняют православных. По этому доносу был сделан осмотр всех заведений кладбища, и в алтаре Рождественской часовни была обнаружена полотняная церковь. Она была тут же отобрана. После этого попечители были обязаны подпиской впредь не дозволять на их Рогожском кладбище служения литургий.

С этого момента Евхаристию приходилось совершать тайно, под постоянной угрозой обыска и расправы. По этой причине христиане стали причащаться редко и в большинстве случаев запасными дарами.

Серьезные утеснительные меры против Рогожского кладбища начались еще в 1827 году. Тогда духовный центр древнерусского православия лишился возможности принимать новых священников. В храмах кладбища оставалось служить пять «дозволенных» священников и два дьякона. Одним из последних «дозволенных» священников Рогожского был легендарный настоятель Покровского собора о. Иоанн Ястребов. Во время оккупации Москвы французами в 1812 году он смог сохранить церковные святыни. В 1832 году он выступил одним из организаторов Собора, благословившего восстановление трехчинной церковной иерархии, а также первым признал архипастырскую власть митрополита Амвросия Белокриницкого. Также благодаря ему Рогожское смогло в середине XIX века выстоять перед нажимом церковных и светских властей, принуждавших его прихожан перейти в единоверие и новообрядчество.

Отнятие храмов

В 1848 году митрополит синодальной церкви Филарет (Дроздов) предложил программу «репрессалий», которые должны были послужить переходу Рогожского кладбища в так называемую православную унию или единоверие. Филарет надеялся, что как только в Москве скончаются последние «дозволенные» древлеправославные священники, тогда христиане поневоле будут вынуждены обратиться к господствующей Церкви.

При активном участии министра внутренних дел Бибикова правительство утвердило новый закон о купеческих гильдиях. Согласно этому нормативному акту купеческий статус могли получить лишь члены господствующей Церкви. Купцы-староверы теряли все купеческие права, превращались в бесправных людей, им запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью. Выход был один - присоединение к синодальной Церкви. Многие христиане выбрали потерю имущества, но сохранение православной веры. Однако среди 40 000 прихожан Рогожского кладбища нашлось несколько малодушных. После упокоения о. Иоанна Ястребова к синодальным властям обратился купец Владимир Сапелкин и еще несколько человек. 17 сентября 1854 года они подали митрополиту Филарету прошение с просьбой присоединить их к господствующей Церкви и передать один из храмов Рогожского кладбища единоверцам.

Через неделю в руках полутора десятка единоверцев оказался , который был сразу же «освящен». Рогожский богодельный дом был передан в ведение правительства. Из 36 домов, построенных благотворителями, двенадцать лучших и более поместительных домов обращены были на помещение единоверческого духовенства и должностных лиц. Полиция изъяла сотни священных облачений и икон. Во время обыска библиотеки было найдено 517 ценных книг.

Наиболее ценные облачения, книги и церковные ценности были разобраны единоверцами. Большая часть древних икон была передана в новообрядческие храмы. Священнические облачения, согласно личной инструкции митрополита Филарета, как «бывшие в святотатственном употреблении… предавались огню» .

Запечатание алтарей

С восшествием на престол нового императора, Александра Второго, российское общество связывало большие надежды. 15 января 1856 года распоряжением министра внутренних дел Ланского, направленного на имя московского губернатора - графа Закревского, после двухлетнего перерыва было вновь дозволено совершать богослужения в храмах Рогожского кладбища. Радости древлеправославных христиан не было предела. 21 января 1856 в теплой часовне Рогожского кладбища была отслужена вечерня, а на следующий день утреня и часы. На богослужении присутствовало около 6 000 человек. Многие присутствующие плакали.

Однако не всех порадовало возобновление публичной христианской молитвы в стенах духовного центра старообрядчества. Один из отступников, единоверческий иеромонах Парфений (Гуслицкий), написал донос. Его поддержал митрополит Московский Филарет, который в своем послании на имя государя указал на многочисленные «преступления» рогожских старообрядцев.

Во-первых, митрополит был крайне возмущен «необыкновенно большим собранием» молящихся. Во-вторых, он сообщал о неслыханной дерзости раскольников - «против царских врат была поставлена курительница с ладаном». В третьих, он разоблачал то, что в служении «начальствовал конторщик Иван Кручинин» . В-четвертых, Филарет доносил, что соглядатаи Рогожского видели во время службы некоего человека, одетого и остриженного по-мещански. «Но могло быть, - делает ужасное предположение московский “святитель”, - что он под верхнею одеждою скрывал епитрахиль» . Перечисленные деяния Филарет полагает «особо вредными», «имеющими уже неблагоприятное действие и могущими иметь вредные последствия».

12 марта, 5 апреля и 16 мая были созваны заседания секретного противораскольничьего комитета. Представители господствующей Церкви митрополит Никанор, архиепископ Григорий, протопресвитер Бажанов и исполняющий обязанности обер-прокурора Синода требовали закрытия духовного центра древлеправославия с последующей передачей его храмов в собственность св. Синода. Другие члены секретного комитета - граф Блудов, граф Киселев, министр Ланской и граф Панин - полагали, что достаточно временно «воспретить раскольникам торжественные сборища для богомолений» до выяснения обстоятельств дела.

В результате острой дискуссии обе стороны согласились на компромисс. Члены комитета постановили:

Рогожские часовни, хотя и следовало бы закрыть, но единственно из снисхождения к призреваемым в богаделенном доме раскольникам запечатать в них одни лишь алтари .

Что же касается молитвы Богу, то она запрещалась во всех ее церковно-общественных проявлениях. Единственной поблажкой христианам было разрешение «молиться про себя, без чтения и пения » .

Не имея личного нерасположения к старообрядцам, но наивно доверившись мнению иерархов господствующей церкви, Александр Второй, рассмотрев 12 июня протоколы заседания секретного комитета, утвердил его решение. 7 июля 1856 года на территорию Рогожского кладбища в сопровождении жандармов явились чиновники, которые закрыли на замки и опечатали алтари храмов.

Вместе с тем в этот период происходят и отрадные события. В 1855 году в Москве восстанавливается старообрядческая первосвятительская кафедра. Ее возглавляет архиепископ (Шутов), который совершает тайные богослужения в храмах города, не исключая и домашние моленные Рогожского. Таким образом, несмотря на все жестокие гонения в середине XIX века, Рогожское кладбище становится духовным центром Древлеправославной Церкви Христовой белокриницкой иерархии.

Распечатание алтарей Рогожского кладбища

7 ноября 1903 года старообрядческие уполномоченные подали императору Николаю II прошение о распечатании алтарей Рогожского кладбища. Обеспокоенный ненормальным положением своих подданных, царь наконец созвал Особое совещание, посвященное проблемам старообрядчества. На нем он впервые узнал всю правду о миллионах незаслуженно гонимых граждан России.

Царь поручил министру внутренних дел П. Д. Святополку-Мирскому подготовить для него отдельный доклад и сообщить его в приватной беседе. После этого Царь благословил дарование свободы всем древлеправославным христианам. Царь утвердил Особый журнал Особого совещания, в котором среди прочего отметил, что враждебное отношение староверов к господствующей Церкви «осложнялось постоянным обращением Церкви к светской власти за помощью» .

К началу марта 1905 года Комитет министров подготовил проект Указа о веротерпимости и передал его на утверждение монарху. Практически одновременно с завершением работ по подготовке нового закона 30 марта 1905 года на имя императора поступило ходатайство, подготовленное князем Дмитрием Дмитриевичем Оболенским и поддержанное Великими князьями Николаем Николаевичем и Александром Михайловичем. В нем говорилось о старообрядцах Рогожского:

Пожелания их скромны, дозвольте им молиться за Вас в алтарях своих Церквей… Наступает Великий Праздник Воскресения Христова. Повелите Государь к этому дню открыть хотя бы в Москве Алтари старообрядческих храмов. (Старообрядцы. Ежемесячный журнал. 1908. С. 569).

16 апреля, за день до официального оглашения Указа, Николай II отправил московскому генерал-губернатору телеграмму, в которой приказал немедленно распечатать алтари и разрешить богослужения во всех храмах духовного центра древлеправославной Церкви:

Повелеваю в сегодняшний день наступающего светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью престолу. (Старообрядческий вестник. 1905. № 5. Май С. 253).

С амвона Покровского храма был прочитан Царский Указ об открытии обоих алтарей. Князь Голицын собственноручно снял печати с царских врат и южной алтарной двери. Радостная весть быстро разнеслась по Москве. Уже через несколько часов в храмах Рогожского собралось более 10 000 человек. Состоявшийся 22 августа 1905 года Освященный Собор постановил отмечать день распечатания алтарей Рогожского кладбища, ежегодно проводя во всех старообрядческих храмах 17 апреля Литургию и молебен во здравие Его величества. После февральской революции и свержения монархии этот обычай был забыт, а в конце XX века появилась новая традиция - отмечать распечатание алтарей в неделю св. Жен Мироносиц.

Рогожское после октябрьской революции

Уже в 1918 г. большевиками был закрыт старообрядческий учительский институт, действовавший на Рогожском с 1911 года, другие духовные и благотворительные учреждения на Рогожском. В 1921 году эта же судьба постигла . В 1924 г. хранящееся в нем богатейшее собрание рукописей, старопечатных книг и архив Рогожской общины были перевезены в Государственную библиотеку имени Ленина (ныне РГБ), а сам храм, воздвигнутый в ознаменование свободы вероисповедания, был превращен в склад.

В 1929 году президиум Моссовета постановил закрыть кафедральный собор Московской Архиепископии - на Рогожском кладбище и открыть в нем объединенный клуб для близлежащих заводов. К счастью, этот проект не был осуществлен благодаря активной позиции ряда советских культурных и музейных учреждений, а также настоятельным просьбам рогожских прихожан во главе с архиепископом (Картушиным). Вместо этого в 1929 г. власти отобрали у верующих на Рогожском, и на Пасху 1930 года в нем открылись столовая и буфет с продажей ликеро-водочных изделий. В пользу государства были отсуждены и все остальные здания старообрядческого духовного центра.

До середины сороковых годов последний храм на Рогожском, Покровский собор, находился под угрозой закрытия, архиерейских богослужений в нем почти не совершалось. Лишь в 1941-1943 годах после ослабления гонений на религию на московскую архиерейскую кафедру был возведен архиепископ (Парфенов), помощником которого стал вернувшийся из заключения епископ (Лакомкин). На тот момент все здания Рогожского, кроме Покровского собора, были экспроприированы государством, и архиепископ Иринарх вместе с помощниками ютился в дворницкой, принадлежавшей Никольскому храму Московской Патриархии.

К началу 80-х годов духовная жизнь на Рогожском слабеет, архиепископ (Латышев) под давлением властей оставляет свою Московскую резиденцию и уезжает на постоянное место проживания в Молдавскую ССР. В годы перестройки у властей созрел план передачи зданий, некогда принадлежащих старообрядческому центру, Московской Патриархии. Однако к чести главы издательского Отдела Московской Патриархии митрополита Питирима (Нечаева), которому предлагались эти здания, он отказался поддержать подобный «проект».

Рогожское после перестройки и распада СССР

В 1988 году на юбилейном Освященном Соборе, посвященном 1000-летию Крещения Руси, архиепископ (Гусев) был избран митрополитом Московским и всея Руси. На этом же Соборе древлеправославная Церковь Христова (христиан, приемлющих белокриницкую иерархию) приняла официальное наименование: .

Постоянной резиденцией митрополита стала «гробовая часовня» на Рогожском, которая к этому моменту была возвращена старообрядческой Церкви.

В 90-е годы началось поэтапное возвращение исторических зданий старообрядческой Церкви. В 2005 году стараниями предстоятеля Церкви Митрополита (Четвергова) была одобрена программа реконструкции Рогожского историко-архитектурного ансамбля. Мэр столицы Ю.М. Лужков подписал постановление московского правительства № 1213 о проведении всех необходимых реставрационных работ, которые были завершены к 2015 году. Однако несколько зданий Рогожского поселка, переданные Церкви сравнительно недавно, пока не отреставрированы и находятся в аварийном состоянии. Сегодня официальная резиденция Московской митрополии находится в бывшем здания дома причта, ныне именуемого как Новые Палаты.

Беликов В. Деятельность московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1895. С. 389.
Фирсов С. Русская церковь накануне перемен. 2002. Москва. С. 277.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин посетил 31 мая Рогожский административно-духовный центр. В сопровождении предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия глава государства осмотрел храм Рожества Христова, Покровский каферальный собор, Музей иконы в Доме причта.

Визит президента на «Рогожское» начался с осмотра выставки «Сила духа и верность традиции» , которая открывается 1 июня в храме Рожества Христова. Об экспонатах президенту рассказали автор выставки главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко и куратор выставки иерей Алексей Лопатин . Основу выставки составляют уникальные памятники XVI–XX вв., хранящиеся в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и Покровском кафедральном соборе.

После выставки в сопровождении митрополита Корнилия Владимир Путин посетил Покровский кафедральный собор. Владыка Корнилий провел краткую экскурсию по храму, рассказал об истории хранящихся здесь икон и утвари, а также о повседневной молитвенной жизни собора.

Обстановка в храме была максимально приближена к богослужебной: мужской и женский хоры пели знаменные песнопения, перед иконами были возжжены лампады, а под сводом храма - свечи на паникадиле. Покидая кафедральный собор, глава государства поприветствовал архиереев и настоятеля собора протоиерея Виктора Жельцова, которые накануне прибыли на Рогожское, чтобы принять участие в службе к юбилейному Дню ангела митрополита.

Затем высокий гость осмотрел постоянную экспозицию в Музее иконы в Доме причта, после чего состоялась беседа президента с предстоятелем Церкви. В беседе подробно обсудили вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения священномученика протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Владыка Корнилий поблагодарил Владимира Путина за одобрение и поддержку обращения старообрядцев о масштабном праздновании в 2020 году 400-летия со дня рождения ревнителя благочестия и родоначальника русской словесности протопопа Аввакума, а также за содействие в проведении состоявшейся позавчера в Москве конференции «Международные старообрядческие связи», где вновь встретились представители старообрядчества разных стран мира. Также в ходе беседы была затронута тема возвращения соотечественников-старообрядцев, живущих за рубежом. Была отмечена необходимость в комплексных мерах государственной поддержки добровольного переселения в Россию соотечественников-старообрядцев, в том числе создания механизма предоставления им земельных участков для ведения сельскохозяйственной деятельности.

К сожалению, в нашей стране мало знают о старообрядцах, которые во все времена являлись защитниками Отечества, были примером христианской любви и мира. История нашей Родины своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России. Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение - глава государства впервые посетил с официальным визитом духовный центр Православной старообрядческой Церкви, - отметил митрополит Корнилий.

Президент поздравил владыку Корнилия с 70-летним юбилеем и преподнес в подарок древнюю книгу « Служба и житие святителя Николы». В свою очередь, на память о визите в Рогожский духовный центр митрополит Корнилий подарил президенту образ старообрядческого письма ХIХ века - икону Пресвятой Троицы.

Остоженская старообрядческая община также поздравляет митрополита Корнилия с этим замечательным юбилеем! Многая лета, святыи владыко!

Просветительский отдел Русской Православной Старообрядческой Церкви создан на Освященном Соборе в Москве в октябре 2015 г. Руководитель отдела: священноиерей Михаил Родин. Заместитель руководителя: Сергей Владимирович Маркус. Куратор: Ольга Захарова.

Просветительский отдел - церковное сообщество христиан-добровольцев - приглашает всех желающих потрудиться на ниве просвещения во славу Божию.

Оглядываясь на путь, пройденный старообрядчеством, мы преклоняемся перед исповедническим подвигом наших благочестивых предков, которые в середине XVII века ради спасения чистоты и непорочности Православия не приняли реформ патриарха Никона, оберегая древлее благочестие от насаждения церковных новшеств. Боголюбцы не жалели самой жизни за истинную веру и за соборность церковную. Подвиг страдальцев за древлее благочестие мы свято чтим.

После великого церковного раскола наши предки подверглись не только «телесным озлоблениям», но и духовному испытанию, которым для них стало временное лишение архиерейства. Об этом говорит пророк: «И будет в то время, вооружатся друзья против друзей, как враги, и устрашится земля с живущими на ней» (3 кн. Ездры 6: 24).

«Когда на Московской Руси в середине XVII века совершился погром Церкви под видом реформ, — пишет историк-публицист Б. П. Кутузов, — старообрядцы остались при святом, не размытом различными сомнительными нововведениями, Православии, и в этом главная ценность старообрядчества на все времена». После церковного раскола XVII века перед старообрядцами встала задача сохранить в незыблемости чистоту веры и православный уклад жизни в условиях потрясения русского народа нововведениями. С целью сохранения веры во время гонений многим пришлось покинуть свой дом, уйти с обжитых мест в леса и на болота, на далекие окраины своей Родины, сохраняя традиции православной Руси.

История старообрядчества говорит о высоком патриотизме поборников истинного православия, вызывает чувство благодарности за мужественное сохранение национальных традиций. «Неизвестно, чем была бы сегодня Россия, — говорит писатель В. Распутин, — когда бы не живое и предостерегающее напоминание о силах, способных во имя ее утверждения на безоглядный и всемогущий порыв.

Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани.

Что завещала нам Русь? Саму себя и завещала… свою самобытность и самостоятельность, свое достоинство, трезвость и творческие возможности».

Старообрядчество — это не только замечательное прошлое Руси, но и ее будущее!

В конце XX века наша Церковь обрела долгожданную свободу. Сейчас, на протяжении более 20 лет, идет хотя и трудное, но неуклонное духовное возрождение и материальное созидание.

Сегодня актуально понятие «импортозамещение». В духовном смысле это замещение также весьма актуально. Необходимо отбросить враждебный и разрушительный дух Запада и возвращаться к русской самобытности и самостоятельности.

Если Русь, пережив татаро-монгольское иго, хотя и огрубела, но все же осталась в духовной сущности сама собой, то ныне, когда распалась связь времен, появилась угроза опаснее порабощения Чингисханом, эта угроза направлена против наших душ. Либеральная свобода, легкая доступность греха (вызванная, например, бесконтрольным и бездумным использованием Интернета), пропаганда, навязываемая Западом, разрушающая нравственность — все это, подобно радиации, невидимо и постепенно губит души наших соотечественников. Нам, русским, нельзя терять свою самобытность и веру.

Ныне наша страна, а вместе с ней и старообрядцы, переживают ответственный период выбора своего будущего. С одной стороны, сегодня много ложных ценностей, соблазнов, а с другой стороны, хорошо, что есть свобода выбора — возможность избрать лучшую в духовно-нравственном и культурном отношении дорогу. Россия не должна слепо идти по западному пути, иначе русские могут исчезнуть как этнос, потеряв свои традиции и особенности, оставшись Россией лишь по историко-географическому признаку.

В книге мыслителя начала ХХ века И. Кириллова «Правда старой веры» мы находим такие слова: «Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется (если суждено Высшим Промыслом) истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой России — она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого». Россия — это не Запад и не Восток, это — своеобразный отдельный мир, сильный только в православном славянском союзе, который может быть посредником в примирении Запада и Востока. Старообрядцы несут «русскость» в своем многовековом укладе как генетическую память, зная, что во все времена Россию спасала вера православная, нравственные ценности и устои, накопленные за тысячелетнюю историю.

Прошлое, настоящее и будущее нашей страны невозможно постигнуть, не зная историю старообрядчества, причин церковного раскола, и поэтому интерес к истории православия в России возрастает и ее осмысление актуально в наше время.

Писатель И. Солоневич сказал: «Старообрядчество — самая исконная и самая мощная форма православия». Несмотря на то, что сегодня многие почти ничего не знают о старообрядчестве и воспринимают его как «обломок истории», все же в настоящее время в России обнаруживается сочувствие и благосклонность к старообрядцам, к их вере, обычаям, культуре.

Надо отметить, что ныне те, кто хочет найти дорогу ко спасению, проявляют неподдельный, возрастающий интерес к древлеправославию, понимая, что во время нынешнего духовно-нравственного кризиса важен опыт выживания в сложных условиях, которого старообрядцам не занимать.

О каком опыте идет речь? Старообрядчество всегда отличалось крепким укладом жизни, честным трудом, сохранением здорового образа жизни и любовью к отечеству. Старообрядцами накоплен опыт христианского просвещения. Последнее особенно важно в наше время, когда в стране нарушены духовные традиции, чувствуется разобщенность родителей и детей, у молодежи нет твердых убеждений в выборе добра и отстранении от греха. Старообрядческая Церковь, школа и семья дают духовные ориентиры детям, позволяющие противопоставить греху понятие о нравственности, покаянии, о последствиях безверия и греха.

Надо понимать, что определяющая задача для Церкви — это не решение внешних вопросов устроения общества (таких как демография, спад производства, преступность, безработица и т.д.), а возможность научить людей жить по заповедям Божиим, в вере, мире и христианской жертвенной любви. И если каждый начнет жить по Божиим законам, т.е. создавать Царствие Божие внутри себя, то это и будет залогом начала оздоровления нашего общества, что, в свою очередь, позволит решить многие нравственные и экономические проблемы.