Падает снег, каждая снежинка на своем месте. Культурно-историческое наследие села

 /   / 52.49694; 47.88083 (G) (Я) Координаты : 52°29′49″ с. ш. 47°52′51″ в. д.  /  52.49694° с. ш. 47.88083° в. д.  / 52.49694; 47.88083 (G) (Я)

Показать/скрыть карты

Сосновая Маза - село в Хвалынском районе Саратовской области . Население около 800 человек.

История

Село было основано стрельцами в начале 18 века. Сосновая Маза с давних пор была центром старообрядчества белокриницкого согласия, «австрийского толка» . В 1911 году здесь была построена Спасо-Вознесенская церковь, сгоревшая в 1922 году . Более старая Покровская церковь постройки 1877 года была закрыта большевиками в 1937 году , впоследствии разрушена. Сейчас в селе действует старообрядческий храм, построенный на основе старого кирпичного особняка. Не менее половины населения - старообрядцы.

Напишите отзыв о статье "Сосновая Маза"

Отрывок, характеризующий Сосновая Маза

И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Из Демкино мы выезжали другой дорогой - держа курс на Апалиху.
Окраина села была живописна, и я опять подумала, что обязательно вернусь сюда поздней весной или летом, когда природа в цвету...

Миновали мы, меж тем, и груду загадочных полуразрушенных строений, не старых, судя по виду - но совершенно покинутых.
Надежда пояснила, что несколько лет назад была здесь община Богема, по которой обитателей ее именовали богемцами.
Что за богемцы и какого рода это было поселение - мне в интернете выяснить не удалось. Спутница же моя всего и знала, что были это какие-то сектанты, искали связь с Космосом - именно здесь, на окраине Демкино, в силу каких-то исключительных местных свойств, что были в этой общине люди очень образованные и состоятельные, считающие себя особо избранными, что продавали они все свое имущество, вплоть до жилья, чтоб сюда попасть - и за несколько месяцев на вложенные членами общины средства выросли здесь и корпуса для проживания и коровник современный - а заправляла всем, некая Надежда Косова. После смерти которой все дело и развалилось.

Пока писала - еще раз запрос в интернете сделала - и, как ни странно - нашла информацию. От 2008 года.
На сайте, посвященном сектам и так называемым авторским религиям...

20 марта 1991 г. в частной квартире председателя Ассоциации народных целителей города Балаково Надежды Косовой, которая проживала с сыном и престарелой матерью, произошло видение. Надежда в течение нескольких дней общалась с "Центральным Разумом Вселенной", который открыл ей тайное знание и учение Религии Богемы. "Богема" - это, по признанию Центрального Разума, первое наименование нашей планеты и происходит от слова "бог".

Н. Косова поделилась своими знаниями с соседями и приступила к формированию организации. Надя формулировала учение, разрабатывала обрядность, символику, ритуалы. Через два года подробно описанное учение было отправлено на экспертизу в Верховный Совет России. Богомудрые депутаты и окружающий их сонм экспертов пришли к выводу, что учение Нади Косовой действительно религия. Богема была зарегистрирована органами юстиции, что указано в справочниках, составленных теми же экспертами.

Религия Богемы синтезирована на основе учения Рерихов, христианства, религиозных представлений контактеров. Священные тексты - Новый Завет и Агни-Йога.

Суть учения. 6000 тысяч лет назад Земля называлась Богемой и была населена богемцами - представителями высокоорганизованной цивилизации. Богемцы были богоподобными существами, продолжительность жизни достигала 1000 лет. Богема была "девственным" садом, ее никто не пахал. Жившие по закону космоса богемцы имели наивысшую духовность и преображали по своей воле энергии, с помощью чего питались и одевались. Каждый богемец имел "телепатическую связь с Создателем" и после смерти, завершив жизнь "в первом измерении", переходил в жизнь "во втором измерении", которая протекала на иных планетах.

Однако некая "богоподобная женщина" допустила в свой разум Зло. Инфицированная силой зла, Богема пришла в упадок. К счастью, Центральный Разум сохранял на Земле "контактеров" - людей с повышенным духовным потенциалом, которые компенсировали дисгармонию Земли и не давали ей развалиться окончательно. Одним из таких контактеров является Н. Косова.

Богема была и остается планетой "женского рода", здесь женщины обладают великой силой. Женщина - носитель положительных энергий, мужчина - отрицательных, и только под воздействием женщины он может приблизиться к нормальному духовному состоянию. С момента видений в квартире Косовой началась на Земле эпоха Женщины-Матери.

Всем процессом возрождения Богемы руководит "Троица", которая понимается богемцами как Триединство Создателя, Богоматери и Христа. "Две земные сущности", мать и сын (подразумеваются Богоматерь и Иисус) стали "символами человечности Вселенной". Сегодня Надежда выполняет роль Главного Ведущего Учителя Религии Богемы.

Напомню - текст относится к 2008 году.

Все, что осталось от общины богемцев в Демкино:

Апалиха встретила большим стадом упитанных коров, которые живописно паслись на околице.
Само село - не впечатлило. Обычное. Да и что мне та Апалиха). Основано оно было беглыми староверами и стрельцами. Точно существовало уже в начале 18 века. О названии я читала 2 версии. Первая - от слова опала. Т.е. селились сюда те, кто в опале у государя пребывал. Вторая версия - происхождение названия от слова пал - т.е. опаленное под пашню место.

Попрощавшись с Надеждой - решили мы с Николаем не старой дорогой в Хвалынск вернуться, что через Алексеевку идет - а проехать крюком - через несколько древних старообрядческих сел.

И пролег наш путь через Белогорье, Акатную Мазу и Сосновую Мазу.
Оптом могу сказать - села современные, крепкие, сравнительно большие (население 600 - 900 человек), и друг от друга мало чем отличающиеся.
Не было здесь живописных видов - как в Демкино, но по дороге между селами встречались запоминающиеся участки.
Вот их и представлю.

Акатная Маза ничем не впечатлила. Ее мы просто проехали, и ничто не заинтересовало меня, во все стороны головой вертящую...Отмечу, что село было основано в начале все того же 18 века - Петр Первый выслал в эти места стрельцов - старообрядцев.

А вот Белогорное обратило внимание двумя объектами:
Во-первых, как ни странно - кладбищем.
По моему рассказу о поездке можно заподозрить, что я просто какой-то любитель погостов... На самом деле - наоборот. Боюсь, избегаю, и обычно очень угнетенно себя чувствую при необходимости посещения... И только, как ни странно, в этой поездке иные чувства испытала...
Так вот - кладбище показалось внезапно. Среди полей, вдоль дороги. В светлой березовой чаще. Судя по крестам - старообрядческое. Внутри стояла маленькая аккуратная часовенка. А поразило оно меня - именно светлым настроением, которое здесь, вопреки обыкновению таких мест, создавалось.

Эти бескрайние поля...
Это бездонное небо...
Эти белоснежные, прозрачные березы...
И вот впервые ко мне мысль пришла - когда придет мой срок - хочу в таком же месте вечный покой обрести.
Как ужасны эти перенаселенные кладбища больших городов!
Там душно даже в могилах....
Нет! Так хочу! На воле!
Под березами...

Второй объект, который привлек внимание - новенький храм на пригорке - естественно - тоже построенный с помощью Володина.
Вот как бы внимание этого благодетельного Володина на Демкино обратить... Мелькнула мысль...

Касаясь истории села - основано оно было в 1666 году, естественно - старообрядцами, но в 19 веке было известно под названием Самодуровка, и встречалось мне в источниках того времени, как центр поморского согласия (беспоповцев). Самодуровкой деревню, собственно, в честь ее жителей и назвали, ничего не сумев поделать с их неколебимыми религиозными воззрениями. Современное название было получено селом в 1961 году.

Природа за селом - вполне показывала причины его такого нового наименования... И срезы холмов и каррозия почвы обнажали большое содержание меловых отложений...

Меж тем, мы подбирались к самому интересному из запланированных к посещению сел - Сосновой Мазе.
Замечательно это древнее село тем, что с момента основания (нач. 18 века) и по нынешние дни - является оно, можно сказать, твердокаменным оплотом староверия, а наиболее распространенным здесь является австрийское согласие.

Село внешне ничем от прочих не выделялось. Дома - современные, колорита местного - не чувствуется.
Но есть здесь старообрядческий храм, к которому Николай, лихо развернувшись, меня и подвез.
Храм представляет собой старинный особняк с пристроенным небольшим куполом.

Дверь была открыта, но войти внутрь я медлила.
Отчего?
Староверческие храмы в отличие от новообрядческих, открыты бывают не постоянно, а только во время службы. Посторонних там в целом - не жалуют, а зевак с фотоаппаратами - тем паче. Была я еще и одета совершенно неподобающим образом - в джинсах и без платка. Оскорблять же чувства верующих, и смущать народ во время священнодействия в планы мои не входило.

Стая гусей, внимательно изучала меня, пока я предавалась сомнениям - тоже как будто размышляя - ущипнуть - или пройти мимо...

Наконец - один гусак зашипел -и ничего мне не оставалось - как проскользнуть в открытую дверь храма - спасаясь...
Внутри - были как бы сени - с обувью находящихся на богослужении (видимо - при входе в моленную здесь принято разуваться), дверь в само помещение храма была прикрыта - но слышались песнопения и слова молитв.
И я нашла компромиссное решение - между своим любопытством и особенностями ситуации - приоткрыв дверь - засунула в щель объектив - и сделала единственный кадр. Вопреки здравому смыслу - он получился!

На снимке видно, что все без исключения иконы в храме - старинные. Без следов реставрации. И опять-таки - все они рукописные. Иных староверы не признавали и не признают.

Выехав из села - взяли мы путь на Хвалынск - и мимо удивительных пейзажей вела нас дорога.. Вообще - долго потом не хватало моему взору этих белых гор, и очень хочется вновь к ним вернуться...

21.11.13, рано утром - когда солнце еще и не встало - покинула я гостеприимный Хвалынск - и - старым путем, с пересадкой в Сызрани, вернулась в Самару.

Изначальная цель поездки была достигнута наполовину - я увидела, наконец, родное село, узнала его историю, почувствовала дух мест, в которых жили мои предки, но - ничего не узнала конкретно о прошлом своей семьи.
Эту задачу, возможно, решит только посещение Саратовских архивов...

Но вот итог поездки - пожалуй тот, что вернулась я из нее ДРУГОЙ.
Мало на свете событий, которые нас резко меняют.
И в основном - это трагедии и неприятности. А вот здесь - неожиданно - иное случилось.
Соприкосновение с тем, к чему давно было внутреннее стремление.
С тем чего не хватало - и вдруг было найдено.
Некая цельность, появившаяся в душе.
Обретение давно утраченного.
Новый взгляд - на жизнь, людей, и себя...

Описание

География

Сосновая Маза находится в центральной части района в 167 километрахот Саратова и 15 километрах от Хвалынска. Координаты:+52°29"49", +47°52"51" (G |Y |W ). Ближайшие железнодорожные станции – Маза и Буровка в нескольких километрах. В селе останавливаются рейсовые автобусы в направлении Вольска и Хвалынска. Сосновая Маза входит в территорию национального парка Хвалынский.

История

Первые люди на месте современного села Сосновая Маза жили примерно в XI веке до нашей эры, о чём свидетельствуют открытия, сделанные в 1901 году. Вес Сосново-Мазинского клада составлял21 килограмм, всего было найдено около 70 орудий, в том числе серпы и кинжалы, характерные для Закавказья и Ирана позднего Бронзового века. Вероятно, вещи принадлежали вождю одного из степных племён, устраивавших стоянки в этих краях.
После церковной реформы патриарха Никона и Большого Московского Собора 1667 года в глухие, малозаселённые хвалынские леса начали съезжаться скрывавшиеся от гонений противники нововведений. В 1669 году на речке Маза образовалось старообрядческое поселение Сосновая (Старая) Маза. Места эти были достаточно безопасными, и вскоре начали привлекать и простых беглых крестьян. В начале XVIII века Петром I сюда были высланы из Нижегородской губернии опальные стрельцы-раскольники. Первая моленная в Сосновой Мазе была построена в 1765 году.Амнистированное в правление Екатерины II поселение стало государственным, земли были переданы Чудову монастырю, которому жители обязаны были платить подать. В середине XIX века с распространением старообрядчества Белокриницкого согласия в селе появилось большое количество его последователей. Большинство по прежнему составляли беглопоповцы. Также в Сосновой Мазе имелась православная община и церковь в честь Покрова Божией Матери, по которой село также называли Покровским. На момент крестьянской реформы 1861 года в селе насчитывалось 317 дворов и2236 жителей, образовавших одно сельское общество. Через Сосновую Мазу проходила дорога из Хвалынска в квартиру2-го стана. Село являлось центром Сосново-Мазинской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии. В 1877 годутщанием прихожан была построена новая православная церковь. Здание было деревянным, холодным, с колокольней и престолом как у старого храма. Позже был также организован отапливаемый придел во имя святителя Алексия. Дома для священника и псаломщика были церковные, к приходу была также приписана соседняя деревня Елховый Гай (Елховка). Начали работу почтовая контора, земская (в 1870 году) и церковно-приходская школы. В 1892 году было образованоцерковно-приходское попечительство, при котором 25 августа 1906 года было учреждено общество трезвости. 7 февраля1910 года в селе состоялся беглопоповский собор поволжских (иргизских) часовенных. По данным 1910 года в Сосновой Мазе проживало 3614 человек, из них 1615 беглопоповцев, 611 беспоповцев и 666 старообрядцев Австрийского толка. У каждой общины была своя моленная. Последними в 1911 году была заложена церковь, строительство которой было завершено за год. Деревянное здание с колокольней было освящено в честь Вознесения Господня. Открытие состоялось3 мая 1912 года, в престольный праздник. Первое богослужение совершил саратовский епископ Мелетий.
После Октябрьской революции в Сосновой Мазе был сформирован сельсовет. Вознесенская церковь сгорела в 1922 году.Некоторое время службы проводились в приспособленном доме, затем в село была перенесена церковь из Черемшанского женского монастыря, впоследствии закрытая и разобранная на строительные материалы для корпуса местноймашинно-тракторной станции. Православная церковь также была упразднена, 22 февраля 1937 года её здание было передано под клуб. В годы активной коллективизации в Сосновой Мазе образовались колхозы "Борьба за мир", "Год великого перелома" и имени Молотова. Великая Отечественная война унесла жизни более 200 жителей села. Здание Покровской церкви было окончательно разрушено в 1970-е годы.
Сегодня Сосновая Маза является центром одноимённого муниципального образования. В селе проживает около900 человек, имеются пункт связи и филиал Сбербанка, на центральной улице Ленина находятся дом культуры и двухэтажная средняя общеобразовательная школа. В 1995 году в бывшем особняке была вновь открыта старообрядческая церковь, освящение которой было ознаменовано крестным ходом.

Достопримечательности

В центре Сосновой Мазы установлен памятник погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны жителям села. Композиция состоит из скульптуры воина, четырёх стел с именами погибших и вечного огня у подножия.