Малое и среднее предпринимательство. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

 

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.

Что такое малый бизнес? Каковы истоки возникновения предпринимательства в России? Как самостоятельно начать малый бизнес новичку?

Здравствуйте, уважаемые читатели! На связи Эдуард Стембольский!

Статья поможет вам открыть своё дело с нуля: я предоставлю вам пошаговую инструкцию по открытию собственного бизнеса и объясню, как избежать типичных ошибок новичков.

Прочитайте статью до конца, и у вас не останется ни одного вопроса или сомнений по данной теме.

Начнем друзья!

1. Что представляет собой малый бизнес и предпринимательство в целом

Малый бизнес это синоним частного предпринимательства. В специальной экономической литературе определение данного понятия звучит следующим образом:

– это совокупность юридических структур и физических лиц, занятых предпринимательством и не входящих в состав монополий и крупных корпораций.

Для малого предпринимательства характерны ограниченные объёмы производства и небольшая численность штатных сотрудников. Иногда можно встретить и такое определение:

– предпринимательская деятельность, которую осуществляет ограниченная группа лиц или компания, управляемая одним собственником.

Эксперты по экономике относят малый бизнес к виду высокорисковой финансовой и коммерческой деятельности.

Конечной целью предпринимательства выступает получение постоянной прибыли от производства либо реализации товаров (услуг).

Эффективность малого предприятия определяется ростом доходов за определенный период. Рентабельность бизнеса (экономическая выгода) – соотношение затрат на организацию предпринимательской деятельности к получаемой прибыли.

Практический пример

Для наглядности приведу в пример расчет рентабельности квартиры, которую сдают в аренду. Для этого нужно доход от сдачи квартиры поделить на ее стоимость и умножить на 100%.

Предположим, что вы сдаете квартиру стоимостью 3 000 000 рублей за 20 000 рублей в месяц.

Тогда рентабельность в месяц составит: 20 000 / 3 000 000 * 100% = 0,6% в месяц или 8% в год.

Сумма первоначальных денежных вложений в компанию рассчитывается в индивидуальном порядке: небольшие затраты на фоне солидных прибылей свидетельствуют об успешности предприятия и эффективности .

Согласно закону, принятому Госдумой в 2007 году, микропредприятиями и предприятиями малого бизнеса считаются организации с количеством сотрудников до 100 человек. Если штатных единиц больше, такие компании относят к среднему бизнесу. Владельцами предприятий могут быть юридические лица и частные предприниматели.

Малый бизнес – созидательная сила экономических отношений. Именно предприятия малого бизнеса были первыми коммерческими структурами в истории человечества. В конце прошлого века малое предпринимательство обрело второе рождение: такие организации стали играть важнейшую роль в возникновении новых товаров и услуг и создании рабочих мест.

В РФ малый бизнес зародился в конце 1980-х. Предпосылкой для развития самостоятельных структур, независимых от государства, стало образование в те годы многочисленных комсомольских и производственных объединений, научно-технических центров.

Многие известные сегодня руководители и учредители крупнейших отечественных корпораций начинали как представители ныне забытых структур позднесоветского периода – кооперативов, комсомольских и молодежных ассоциаций.

В те времена законодательная основа, регулирующая деятельность субъектов малого бизнеса, отсутствовала. Представители коммерческих структур вынуждены были объединять свои усилия, добиваясь легальности и признания государством.

Начало 90-х считается временем «теневой» экономики и полной переориентацией государства на частный капитал. Основным видом деятельности предприятий того времени была торговля – при этом большая часть товара поставлялась из-за рубежа.

В середине 1990-х начался некоторый подъём производственной деятельности среди представителей малого бизнеса, но общее развитие частного предпринимательства в РФ в последующие годы имело волнообразный характер.

Текущая государственная экономическая политика в РФ предполагает (в теории) поддержку малого бизнеса.

Были осуществлены следующие шаги в этом направлении:

  • введены некоторые программы поддержки и развития предпринимательства;
  • работают особые правила регулирования деятельности малых предприятий;
  • действует льготный налоговый режим.

Несмотря на послабления со стороны государства, организация малого бизнеса представляет собой довольно сложный и многоступенчатый процесс. Предпринимательство требует определенной теоретической и практической подготовки.

2. Основные характеристики малого бизнеса

В различных государствах определяющие критерии малого бизнеса несколько разнятся. Тем не менее, можно выделить наиболее показательные характеристики малого предпринимательства.

К ним относятся:

  • численность персонала;
  • сумма уставного капитала;
  • финансовые показатели – размер чистой прибыли, совокупный доход, оборотный капитал;
  • вид предпринимательской деятельности.

Главная причина, по которой современные российские предприниматели стремятся попасть в категорию малого бизнеса, это упрощенная система налогообложения.

Действующий закон от 2007 года «О поддержке малого и среднего бизнеса» определяет малое предпринимательство как деятельность с годовым доходом до 400 млн. рублей.

Значение малого бизнеса в современной экономике велико, поскольку крупный бизнес далеко не всегда способствует созданию новых рабочих мест. Скорее, наоборот, за счет автоматизации, оптимизации и компьютеризации производства рабочие места в штате крупных корпораций сокращаются, тогда как средние и малые предприятия постоянно требуют привлечения новых сотрудников.

Таким образом, небольшие частные предприятия способствуют снижению безработицы. Кроме того, малый бизнес ориентирован преимущественно на удовлетворение массового спроса и занимается производством и реализацией товаров/услуг широкого потребления.

Отчасти это решает проблему инфляции. Именно поэтому государство благоволит малым и средним предприятиям и создаёт для их развития благоприятные условия.

Однако в сравнении с долей трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе в европейских странах, процент участия российских граждан в таких структурах гораздо ниже.

Данный факт объясняется просто: закон принят на государственном уровне, в то время как местные и региональные власти зачастую не проявляют заинтересованности в развитии свободной коммерции.

Скорее, напротив: любое малое предприятие (МП), особенно созданное с нуля, не имеет защиты перед бюрократическим произволом. Местные чиновники могут создавать препятствия на всех этапах существования МП – начиная с регистрации, заканчивая налоговыми выплатами.

Но не стоит отчаиваться – закон всё-таки на стороне представителей малого бизнеса. Далее мы расскажем, как начать и запустить такой бизнес с наименьшими затратами времени, нервной энергии и денежных средств.

3. Как начать малый бизнес – 7 простых шагов на примере вымышленного начинающего предпринимателя Васи Пупкина

Перед тем, как перейти к истории про Васю Пупкина, рекомендую вам рассмотреть вариант открытия малого бизнеса на примере продажи товаров из Китая с большой наценкой (200-500%).

Как это работает: вы можете оптом закупить товары в Китае или у поставщика в крупном городе и начать их продавать через интернет. Часто такую схему еще называют «Бизнес с Китаем» - деятельность востребованная и перспективная.

Команда нашего сайта лично знакома с успешным предпринимателем в этой теме . Он давно и успешно ведет свой бизнес, обучая при этом других ребят.

Если вам хочется уже в ближайшее время запустить собственный прибыльный проект по продаже китайских товаров и начать зарабатывать 100-200 или даже 500 тысяч рублей через несколько месяцев - обращайтесь к Евгению и он проведет вас за руку по всем вопросам создания успешного малого бизнеса.

Что такое малый бизнес в России, может понять лишь тот, кто занимался этим самым бизнесом. Поскольку я являюсь в этом деле практиком, а не теоретиком, могу рассказать нашим читателям, как всё устроено в российском малом предпринимательстве на самом деле.

Представляю пошаговую инструкцию – , как минимизировать потери и грамотно организовать производственный процесс.

Инструкцию я составил на примере вымышленного предпринимателя – Васи Пупкина, который начал бизнес по продаже джинсов на рынке города Ставрополя.

Это некая вымышленная история, которая вполне могла произойти на самом деле, но в ней приведены факты, цифры и этапы правильной организации своего дела и его дальнейшего развития.

Шаг 1. Определяем свои возможности

Василий Пупкин - герой нашей истории и начинающий предприниматель работал обычным продавцом-реализатором на рынке.

Ему 29 лет, а доход оставлял желать лучшего. В свои годы 25 тысяч рублей Вася зарабатывал в самые лучшие месяцы.

Торговал он одеждой и обувью на рынке «Южный» в городе Ставрополе. Работал на Сергея Богатого - местного предпринимателя, который владел 12 торговыми точками в разных частях города.

Вася понимал, что Сергей зарабатывает в районе миллиона рублей чистой прибыли в месяц, при этом лишь контролирует процесс своего малого бизнеса и занимается открытием новых точек продаж.

Наш будущий предприниматель не блистал хорошими оценками в школе и не имел стартового капитала. Объективно оценив свои возможности, он понял, что лучше идти проторенной дорогой, ведь в торговле он уже был в тому времени 4 года.

Какие ресурсы были у Васи:

  • знание технологии продаж в рознице;
  • понимание ассортимента и сезонности продаваемых вещей;
  • амбиции стать независимым предпринимателем;
  • небольшие сбережения в банке на сумму 100 000 рублей.

Возможно ли с такими ресурсами открыть свой малый бизнес? Однозначно, да! Идем дальше. Как можно мой коллега уже писал ранее.

Шаг 2. Анализируем рынок и выбираем нишу

От правильного выбора ниши зависит больше половины успеха будущего проекта.

Рыночная ниша - это направление бизнеса, которым вы планируете заниматься.

Вася не стал изобретать велосипед и решил открыть свою торговую точку по продаже джинсов и аксессуаров для мужчин.

Похожие товары он продавал во время работы «на дядю» Сергея Богатого.

Сам Василий был парнем толковым, в то же время внимательным и мыслил цифрами. Ведь без аналитического мышления в бизнесе никуда - нужно понимать причину и следствие возникновения прибыли.

Вывод

Если вы уже чем-то занимались на предыдущем месте работы, то первое с чего стоит начать - рассмотреть вариант открытия своего бизнеса в этой же рыночной нише .

Теперь от вас будет требоваться больше ответственности, но и финансовые результаты могут вырасти в разы.

Шаг 3. Составляем бизнес-план

Бизнес-план - это не просто формальность с заумными цифрами и графиками.

Составление грамотного бизнес-плана – обязательный подготовительный этап любого бизнеса и малого в том числе. На тему мы уже писали в одной из наших статей.

Бизнес-план - это ваша предпринимательская идея (зафиксированная письменно), которая разбита на смысловые группы, описана в цифрах с пошаговым планом дальнейших действий.

Василий - человек практичный и не стал пренебрегать составлением бизнес-плана.

Наш будущий предприниматель просчитал, что ему необходимо порядка 500 000 рублей на открытие своего малого бизнеса по продаже джинсов.

В эту сумму входит:

  • закупка товара - 350 000 рублей;
  • аренда торговой точки за 3 месяца по 30 тысяч в месяц - 90 000 рублей;
  • покупка торгового оборудования - 25 000 рублей;
  • организационные расходы (регистрация деятельности, транспортные расходы) - 35 000 рублей.

Вася подсчитал, что окупит эти средства за 8 месяцев торговли, если не будет нанимать продавца, а сам будет стоять на точке.

Но денег у него не было кроме своих сбережений в 100 000 рублей.

Тогда Василий обратился к своему нынешнему работодателю Сергею Богатому с просьбой занять необходимую сумму.

Сергей не отказал, ведь уже 4 года Вася стабильно и добросовестно работал у него и приносил прибыль. Сергей был опытным предпринимателем 42-х лет и видел горящие глаза Васи, который дорабатывал последний месяц и затем планировал открыть свое дело.

Пример

Кстати, вот реальная возможность для вас запустить свой бизнес с высоким доходом, даже если нет опыта!

Это франшиза услуг грузчиков и разнорабочих - доход 150 000 рублей в месяц уже через 28 дней! Не нужен товар, дорогой офис и оборудование. Окупаемость от 2 до 5 месяцев.

Опыт в бизнесе не нужен: научат, подскажут, поддержат - !

Шаг 5. Открываем свой малый бизнес

Василий арендовал торговую площадь, закупил товар, зарегистрировал ИП. Все остальное ему уже было знакомо.

Так ка Василий начал бизнес на рынке. Единственное, что ему пришлось сделать в плане рекламы - заказать штендер* и привлекательную вывеску для своего магазина.

Шаг 6. Анализируем результаты

Вася подвел через месяц первые итоги и просчитал свою

Всего было продано товаров на сумму 250 000 рублей, средняя наценка в этой сумме составила 40%, значит «грязная» прибыль Васи составила 300 000 / 100 * 40% = 120 000 рублей. С нее наш уже действующий предприниматель заплатил налоги, арендную плату и прочие расходы.

В итоге у него сталось 70 000 рублей - прибыль за первый месяц функционирования его малого бизнеса по продаже джинсов и аксессуаров.

Еще несколько месяцев показали прибыльность торговой точки Василия в районе 65 000 рублей в месяц.

За 4 месяца своей деятельности Василий заработал 265 000 рублей. Получается, что средняя чистая прибыль в месяц составила 66 250 рублей . Вася смекнул, что пора бы задуматься о расширении своего бизнеса. О том как Васе удалось «масштабироваться» читайте в шаге 7.

Шаг 7. Масштабируем деятельность

Сергей Богатый - бывший работодатель Васи поинтересовался его успехами спустя 4 месяца. Увидел цифры и понял, что парень - не промах. К тому же Вася отдал часть долга Сергею, помните, что Вася занял деньги на открытие своего бизнеса?!

Тогда Сергей предложил Васе помощь в открытии очередной торговой точки, ведь наш молодой человек понимал, что большие доходы требуют больших объемов продаж, а для этого нужны дополнительные места сбыта.

Василий, спустя еще месяц, открыл очередную торговую точку на том же рынке, только в другой его части. Она оказалась чуть менее доходной, так как пришлось нанять продавца. Теперь Вася зарабатывал со второй точки 60 000 рублей, из которых 15-20 тысяч уходило на зарплату продавца-реализатора.

Но Василий не жаловался, ведь теперь он зарабатывал в среднем в 4 раза больше, чем во времена своей работы «на дядю».

Спустя пару лет Вася владел уже 7-ю торговыми точками, причем его ассортимент теперь включал и женскую одежду, а география бизнеса расширилась: 2 их 7 торговых точек Василия располагались в соседнем городе Михайловске.

А еще через год Васе его бывший работодатель Сергей Богатый предложил стать его бизнес-партнером. На тот момент Сергей уже владел 18 торговыми точками. Василий согласился и стал управляющим партнером совместной с Сергеем компании, которую они назвали «Васер» по первым буквам их имен Ва силий и Сер гей.

Вот такая история получилась.

Давайте еще раз посмотрим, что нужно сделать, чтобы начать малый бизнес.

В виде таблицы ниже я представил основные шаги и раскрыл их суть:

Шаг Что нужно сделать Цель
1 Определение возможностей Оценить свои финансовые, интеллектуальные и прочие ресурсы Минимизация риска
2 Выбор ниши Найти наиболее перспективное направление бизнеса Увеличение шансов на успех предприятия
3 Составление бизнес-плана Письменно зафиксировать вашу идею с цифрами и планом реализации Повышение эффективности затраченных ресурсов: время, деньги и т.д.
4 Регистрация деятельности (фирмы) Зарегистрировать ИП или ООО Легализация коммерческой деятельности
5 Начало бизнеса Запустить бизнес согласно бизнес-плана Получение прибыли
6 Анализ результатов Подвести итоги и выделить количественные и качественные показатели Располагать данными для дальнейшего принятия решения и корректировки плана действий
7 Масштабирование проекта Открыть дополнительные бизнес-единицы, получая прибыль с новых рынков сбыта Получение более высокого дохода с течением времени

4. Покупка франшизы - бизнес с минимальными рисками

В этом разделе я хочу предложить альтернативный вариант малого бизнеса: покупку франшизы - готовой коммерческой модели с рабочими технологиями и продуманным воплощением. У меня даже есть конкретный вариант - франшиза

6 января 2019 , О поддержке центров молодёжного инновационного творчества Предоставленные Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере субсидии разрешается направлять на поддержку проектов по вовлечению молодёжи в инновационную деятельность, реализуемых центрами молодёжного инновационного творчества.

4 января 2019 , О включении микропредприятий в систему страхования вкладов в российских банках С 1 января 2019 года система страхования вкладов физических лиц в российских банках распространяется на малые и микропредприятия. Максимальный размер страхового возмещения будет аналогичен размеру возмещения для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 1,4 млн рублей.

31 декабря 2018 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений в сфере социального предпринимательства Законопроектом предлагается выделить социальное предпринимательство в отдельную область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодательно закрепляется понятие «социальное предприятие». Определяются критерии отнесения субъектов МСП к социальным предприятиям, специальные формы и виды поддержки социальных предприятий. Принятие законопроекта позволит оказывать адресную государственную поддержку социальным предприятиям.

28 декабря 2018 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №572-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 13 октября 2018 года №2200-р. Федеральным законом устанавливается, что договор аренды на новый срок с надлежащим образом исполнившим свои обязанности арендатором будет перезаключаться без проведения конкурса, аукциона, если другое не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством, при одновременном соблюдении установленных условий.

28 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о совершенствовании государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №537-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 22 января 2018 года №54-р. Федеральным законом устанавливается, что ежегодный обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчётности региональной гарантийной организации может проводиться индивидуальным аудитором, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством обязательный аудит проводится только аудиторской организацией.

25 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №487-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 ноября 2018 года №2586-р. Федеральным законом устанавливается, что для исполнения АО «Корпорация МСП» обязательств по независимым гарантиям, выдаваемым в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства, ей будет предоставляться государственная поддержка за счёт средств федерального бюджета в порядке, формах и размерах, которые определяются бюджетным законодательством.

24 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство Доклад Максима Орешкина на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам О национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство».

5 декабря 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2677-р. Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

3 декабря 2018 , Общие вопросы реализации национальных проектов В повестке: о национальных проектах «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».

27 ноября 2018 , Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам Распоряжение от 26 ноября 2018 года №2586-р. В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

27 ноября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал федеральные законы о проведении в ряде субъектов Федерации эксперимента по упрощённой уплате налога на профессиональный доход для самозанятых граждан Федеральные законы от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ, 423-ФЗ, 425-ФЗ. Федеральными законами предусмотрено проведение в Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

26 ноября 2018 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Об утверждении плана развития системы поставщиков Распоряжение от 21 ноября 2018 года №2549-р. Утверждён план по развитию системы поставщиков, обеспечивающий расширение масштабов субконтрактации, в том числе в рамках деятельности крупнейших компаний с государственным участием и центров субконтрактации. Цель принятых решений – обеспечивать выполнение международных обязательств по формированию российского сегмента сети промышленной кооперации и субконтрактации, стимулировать развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

23 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Основная цель форума – обсуждение и популяризация механизмов реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы.

18 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О привлечении субъектов малого и среднего предпринимательства к оказанию услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов Постановление от 18 октября 2018 года №1245. В Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов для регионального оператора, внесены изменения, в соответствии с которыми не менее 15% объёма услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов должно выделяться в отдельные лоты для проведения торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

16 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство О внесении в Госдуму законопроекта об установлении единого порядка пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов Распоряжение от 13 октября 2018 года №2200-р. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на установление единого подхода к регулированию порядка перезаключения договоров аренды государственного и муниципального имущества при реализации арендатором, надлежащим образом выполняющим принятые на себя обязательства, преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. Предлагается установить единый порядок перезаключения договоров аренды имущества на новый срок вне зависимости от того, когда были заключены такие договоры, а также процедур, по результатам которых они были заключены.

15 октября 2018 , Малое и среднее предпринимательство Об изменениях в порядке кредитования по льготной ставке субъектов малого и среднего предпринимательства в целях реализации проектов в приоритетных отраслях Постановление от 10 октября 2018 года №1212. Направлено на повышение доступности программы льготного кредитования, в том числе кредитов на реализацию инвестиционных проектов, для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях повышения доступности льготного кредитования для субъектов МСП максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд рублей до 400 млн рублей. При этом максимальный размер суммарного объёма кредитов, которые могут быть выданы одному заёмщику на эти цели, не меняется и составляет 1 млрд рублей. Таким образом, банки предоставят кредиты большему количеству субъектов МСП. Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал Федеральный закон о страховании вкладов в российских банках Федеральный закон от 3 августа 2018 года №322-ФЗ. Федеральным законом, в частности, предусматривается распространение системы страхования вкладов на юридических лиц, относящихся к малым предприятиям, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

3 августа 2018 , Малое и среднее предпринимательство Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 3 августа 2018 года №313-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 апреля 2018 года №617-р. Федеральным законом устанавливается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные товарищества, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и соответствующие установленным условиям.

1

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Значение для предпринимателей государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта. На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций . Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов . Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

Экспертное мнение со стороны федеральной электронной площадки РТС-тендер

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить г осударственную поддержку МСП?

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках. Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка. В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты. Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем ( , рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ. Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить бизнес-план. Готовый проект нужно подать в центр занятости. Гражданин должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев.

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО. Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане. Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Интересный факт! Несмотря на обширный перечень документации, основной бумагой является бизнес-план. Опираясь на него, сотрудники учреждения будут принимать решение о возможности предоставления помощи в создании своей компании. По этой причине к составлению проекта стоит подойти тщательно.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Если предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять займ на развитие своего дела, владелец компании должен посетить фонд, специализирующийся на поддержке малого предпринимательства в конкретном регионе. Деньги в долг предоставляются на следующих условиях:

  • сумма кредита – 50 000-1 000 000 рублей;
  • период возврата денежных средств – 3-12 месяцев;
  • величина переплаты – 10%.

Деньги выдаются под залог, поручительство или банковскую гарантию. Воспользоваться государственной программой могут предприниматели, зарегистрировавшиеся в качестве ИП или создавшие ООО. Предоставление залога повысит вероятность вынесения положительного решения по заявке.

Обратиться можно и непосредственно в банк, принимающий участие в государственной программе. Фонд поддержки МСП в этом случае выступит в роли поручителя. Процедура получения кредита имеет следующий вид:

  1. Предприниматель обращается в Фонд поддержки МСП. Специалисты организации предоставляют список банков, принимающих участие в программе.
  2. Предприниматель знакомится с перечнем и выбирает наиболее подходящее учреждение.
  3. Владелец бизнеса узнает список необходимых бумаг, заполняет заявку и относит готовый перечень документации в банк.
  4. Бизнесмен дожидается решения кредитного учреждения. Если компания согласна выдать деньги в долг, потребуется повторно посетить Фонд поддержки МСП и попросить о поручительстве.

Деньги можно получить и на безвозмездной основе. Государство готово предоставить субсидию на развитие бизнеса. Чтобы воспользоваться ей, необходимо:

  1. Встать на учет в качестве безработного.
  2. Пройти тесты, а затем посетить специализированные курсы предпринимательства.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП.
  5. Открыть счет в банке.

Деньги, предоставляемые государством, имеют строго целевое назначение. За потраченные средства придется отчитаться. Кроме того, владелец бизнеса должен быть готов к внезапным проверкам.

Отечественный опыт поддержки малого бизнеса

Государство стремится оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело. Помощь оказывается в соответствии с программами:

  • федеральной;
  • региональными;
  • отраслевыми и межотраслевыми;
  • муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Интересный факт! Зарубежный опыт показал, что малый бизнес нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства. Помощь должна оказываться стабильно. Чтобы малое и среднее предпринимательство чувствовало себя комфортно, политика должна быть направлена в сторону поддержки сферы.

Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании проблематично.

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Интересный факт! В США ежегодно регистрируются больше 600 000 предпринимателей. Однако уже через 12 месяцев 500 000 из них закрывают созданные предприятия. Дело в том, что американцы очень мобильны. Почувствовав, что компания не приносит ожидаемую прибыль, они закрывают ее и начинают ведение деятельности в другой сфере.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .