Святой нил столобенский в чем помогает. Преподобный Нил Столобенский: житие, акафист, молитва, икона. Полное житие преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский, Селигерский

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна - центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (U 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать

Пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи - там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины -7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник - игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (U 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем - Патриарх Всероссийский; U 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее - крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.

В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы». Существует две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей. Скульптуры украшали вотивными приношениями (крестиками, образками, кольцами и серьгами, бусами, лоскутками ткани) в знак благодарности за исцеления по молитвам к святому.

Чёткой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) - «Одни мастера изображали его как щуплого старика, другие - как былинного богатыря». Отмечают, что схима преподобного на скульптурах традиционно окрашивается в черный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золочёные, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными.

Строгий аскетизм , столпничество

Нил Столобенский (конец XV века , Деревская пятина - 7 декабря 1555 года , остров Столобный на оз. Селигер) - святой Русской православной церкви , основатель Нило-Столобенской пустыни . Причислен к лику святых как преподобный , память совершается 7 (20) декабря , 27 мая (9 июня) (обретение мощей), а также в Соборе Тверских святых и в Соборе Новгородских святых .

Жизнеописание

О жизни преподобного Нила известно из его жития, написанного в конце XVI века иноком вологодской Свято-Троицкой Герасимовой пустыни Филофеем Пироговым на основе записей о жизни и чудесах преподобного, составленных Германом, первым игуменом Нило-Столобенской пустыни . Им же был составлен канон преподобному .

Для своего погребения Нил заранее вырыл в часовне для себя могилу и поместил в неё вытесанный гроб, к которому приходил сокрушаться о своих грехах. Скончался преподобный Нил 7 декабря 1555 года . Перед смертью его посетил его духовник - настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Прибыв на остров на следующий день, Сергий и другие монахи нашли Нила мёртвым и совершили его погребение.

Через пять лет после смерти Нила над его могилой в часовне была устроена гробница, которую покрыли покровом. В 1595 году была написана первая икона преподобного и вслед за этим, по мнению Е. Е. Голубинского , началось его местное почитание (начало общецерковного почитания остаётся неизвестным).

Гимнография

Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.

См. также

Напишите отзыв о статье "Нил Столобенский"

Примечания

  1. Монастырь Нило-Столобенская пустынь//Московский патриархат. Тверская епархия, 2011. - С. 14
  2. // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия »
  3. Макарий (Булгаков)
  4. Димитрий Ростовский .
  5. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 3. - № 8. - С. 229
  6. Грибков-Майский В.М. // Русская линия, 25.09.2007 г.
  7. Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995. Табл. 162, 163
  8. Буркин А.И. , кандидат искусствоведения . Престолу Божию предстоя // Россия Православная. – 2004. – №5/6. – С. 24-74

Ссылки

  • в проекте
  • на сайте
  • Буркин А. И. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2002. № 1(7). С. 43-46.

Отрывок, характеризующий Нил Столобенский

– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.
Только подъезжая к Багратиону, Ростов опять пустил свою лошадь в галоп и, держа руку у козырька, подъехал к нему.
Долгоруков всё настаивал на своем мнении, что французы отступили и только для того, чтобы обмануть нас, разложили огни.
– Что же это доказывает? – говорил он в то время, как Ростов подъехал к ним. – Они могли отступить и оставить пикеты.
– Видно, еще не все ушли, князь, – сказал Багратион. – До завтрашнего утра, завтра всё узнаем.
– На горе пикет, ваше сиятельство, всё там же, где был с вечера, – доложил Ростов, нагибаясь вперед, держа руку у козырька и не в силах удержать улыбку веселья, вызванного в нем его поездкой и, главное, звуками пуль.
– Хорошо, хорошо, – сказал Багратион, – благодарю вас, г. офицер.
– Ваше сиятельство, – сказал Ростов, – позвольте вас просить.
– Что такое?
– Завтра эскадрон наш назначен в резервы; позвольте вас просить прикомандировать меня к 1 му эскадрону.
– Как фамилия?
– Граф Ростов.
– А, хорошо. Оставайся при мне ординарцем.
– Ильи Андреича сын? – сказал Долгоруков.
Но Ростов не отвечал ему.
– Так я буду надеяться, ваше сиятельство.
– Я прикажу.
«Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу».

Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l"empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий:
«Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации.
Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.

Преподобный Нил Столобенский родился в XV веке в Новгородской земле. Родина Преподобного – селение Деревской Пятины Жабенского погоста, по ряду источников – селение Жабна. Нил Столобенской жил в благочестивой семье, с детсва был приучен к чтению душеспасительных книг и молитвы. Во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Описывающие житие преподобного упоминают его послушание, кротость и незлобление.

Нил Столобенский избегал мирской славы и в 1515 году покинул Крыпецкий монастырь, чтобы жить в пустыне. Преподобный жил в Ржевской земле близ реки Серемхи (или Черемхи). В небольшой келье пией ему служили желуди и лесные плоды, принимал дары от рыбаков. Преподобный неустанно молился. Житие его отличалось аскетизмом. Просил святой не того, о чем молятся простые люди – просил иноческого подвига. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов, но святой подвижник продолжал молиться и спасался, оспеняя их крестным знамением. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников. Преподобный Нил, помолившись вышел к ним с иконой Божией Матери в руках. Разбойники увидели, будто со святым идет войско и покаялись. Нил Столобенский с миром отпустил их.

К святому стали приходить за благословением и советами, узнав, чем помогают его наставления. Преподобный Нил не искал мирской славы и просил Пресвятую Богородицу позволить ему совершить иноческий подвиг. Однажды во сне он услышал повеление идти на остров Столбный на озере Селигер. Там Нил Столобенский жил в горной пещере. Бесы не оставляли его и научили местных жителей, чтобы те вырубили на острове лес, распахали пашню. Срубленный лес подожгли, но огонь не тронул келью по молитве преподобного. Тогда на пещеру вновь напали разбойники, но, бросившись к иконе в углу, они ослепли. Разбойники раскаялись, по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену.

Преподобному открылся день его кончины – 7 декабря 1554 года. За несколько лет до того, как отойти ко Господу, Нил Столобенский выкопал могилу, сделал гроб и приходил к нему оплакивать свои грехи. Преподобный предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Перед кончиной святого навестил его духовник - настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Братия Рожковской обители обнаружила, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом. Монахи совершили погребение преподобного.

Монастырь

Вскоре монастырь действительно возник. Первым настоятелем Ниловой пустыни был иеромонах Герман. Над могилой преподобного установили гробницу, у которой совершались исцеления болящих.

Икона Преподобного Нила Столобенского

Монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали икону преподобного Нила, который позже возложили на его гробницу. После пожара в монастыре, во время постройки нового временного храма, было обнаружено, что мощи святого нетленны. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. Начало общецерковного почитания остается неизвестным.

О чем молятся, и чем помогают молитвы у мощей преподобного Нила Столобенского?

Множество исцелений было засвидетельствовано по молитвам у святых мощей преподобного. В благодарность за исцеление по молитвам создавалось множество скульптур, где преподобный старец был изображен сидящим, как во время сна. В иконографии святого отмечается преобладание деревянной резной скульптуры.

В православном христианстве имеется множество способов сохранения собственной души в чистоте. Это уход от мирской жизни, пост, молитвенный подвиг, подвижничество, отшельничество. На русской земле проживало в свое время достаточно последователей Христа, взявших на вооружение чуть ли не все перечисленные методы ну, или, по крайней мере, львиную их долю. Причем, действовали они не столько из соображений личной выгоды в виде очищения духа, сколько по зову сердца, подчиняясь сильному желанию служить Богу, посвятить ему свое существование. К этой категории праведников относился среди прочих , память которого Церковь чтит 20 декабря.


Вступление на путь подвижника

Святой Нил родился на исходе XV-го столетия, в Новгородском краю. Конкретным местом появления его на свет стал Жабенский погост Деревской пятины. Имя Нил праведник получил позже, когда влился в ряды служителей Господних. Как же нарекли его при рождении отец и мать, неизвестно. Не располагают историки и сведениями, которые могли бы пролить свет на детство и воспитание будущего подвижника. Правда, сохранились данные, свидетельствующие о крестьянском происхождении Нила Столобенского и о том, что родители последнего являлись благочестивыми христианами.

Преподобный рано остался сиротой. После кончины матери и отца он подался в Крыпецкий монастырь, располагавшийся в Псковской губернии. Там-то отрок и получил имя, что значится сегодня в православных календарях праздничных дат. Нилом святой был назван в честь преподобного Нила Постника.


Пробыв какое-то время в стенах упомянутой обители, праведник принял решение сменить монашеский образ жизни на отшельнический. Испросив на то благословение настоятеля Крыпецкого монастыря, юноша уединился в лесу, простиравшемся по берегу реки Серемхи, что в Ржевском уезде. В этой пустыне Нил Столобенский провел долгих 13 лет. В течение данного периода времени святой вел борьбу с дьяволом и бесами, то и дело нападавшими на него и пытавшимися смутить дух подвижника. Нечистая сила атаковывала преподобного Нила, принимая страшный облик диких зверей и омерзительных гадов. Но служитель Господень успешно отражал сей натиск падших ангелов, используя в качестве оружия молитву и крестное знамение.

Сообщение Бога

Пока преподобный Нил сражался с сатаною, о нем по округе распространились людские слухи. Скоро к святому начали захаживать местные жители с просьбами помолиться об их грешных душах, наставить на путь истинный, помочь мудрым советом. Никого из прибывающих с покаянием гостей Нил Столобенский не отпускал без благословения, каждый уходил от подвижника утешенным и ободренным. И, разумеется, такое доброе отношение к людям еще больше прославило святого: со всех сторон он слышал в свой адрес похвалы и восхищенные отзывы.

Данное положение дел стало мало-помалу тяготить ярого последователя Христа. В сложившейся ситуации Нил Столобенский видел опасность для души своей, ведь так и возгордиться было не долго. Сердце отшельника воспылало желанием дать Богу обет молчания. Стал святой молиться Творцу и Деве Марии с еще пущим усердием. В каждой молитве его содержалась искренняя просьба о наставлении, об указании верного выхода и пути. И помощь не замедлила явиться.

Однажды преподобный Нил отдыхал после долгого, изнурительного общения с Господом. Вдруг услышал праведник голос, велевший ему отправляться на остров Столобенский, что находился на озере Селигер . Голос невидимого собеседника утверждал, будто именно в этом месте святой сумеет спастись. Подвижника очень заинтересовала полученная информация, потому он стал спрашивать у своих прихожан об острове, надеясь получить от них хоть какие-то сведения. Ожидания не обманули святого: вскоре праведник узнал, что место, упомянутое божественным голосом, находится на расстоянии семи верст от города Осташкова, что там нет ни души и по этой причине оно превосходно подходит для проживания отшельника. В 1528 году Нил ушел из обжитой им Серемхской пустыни, держа путь на Столобенский остров.



Жизнь в безмолвии

Когда преподобный достиг цели своего путешествия, он убедился в правдивости сказанного невидимым советчиком. Остров действительно как будто был создан для уединения. Он занимал небольшую по размеру площадь и оказался, в самом деле, совершенно безлюден. В то же время, проживая здесь, невозможно было умереть с голоду, поскольку в раскинувшемся на Столобенском острове лесу росло множество ягод. Нилу здесь очень понравилось, и праведник, обустроившись, начал вести безмолвный образ жизни на новом месте. Перезимовал подвижник в пещере, выкопанной собственноручно в горе. Весной же служитель Господень построил себе небольшую келью, а рядом поставил часовню.

Существование Нила Столобенского было в этих краях крайне суровым. Святой беспрестанно совершал молитвенный подвиг, а отдыхал всегда стоя. Питался он хлебом, возделанным самостоятельно, и посеянными собственноручно овощами. Выручали также лесные ягоды, о которых уже упоминалось ранее. И все бы хорошо, но дьявол не оставлял праведника в покое. Он насылал на Нила кошмарные видения, пытаясь сломить дух святого. Как-то раз нечистый, явившись к преподобному со своей бесовской свитой, чуть не утопил келию в Селигере, но праведнику хватило сил молитвенных, чтобы защитить свое жилище и прогнать чертей.


Нескончаемое терпение, доброта и крепость духа Нила Столобенского были вознаграждены Творцом. У подвижника открылся дар прозрения тайн и мыслей других людей. Населявший окрестности народ глубоко почитал святого и даже помогал тому с пропитанием, посылая частенько свежую рыбу. Нил Столобенский провел на острове 27 лет.

Кончина

Задолго до своей смерти праведник выкопал в своей часовенке могильную яму, приготовив себе место последнего упокоения. Там же он поставил гроб. Ежедневно подвижник посещал это место, где сокрушался о собственных грехах, проливая слезы.

Почувствовав, что недолго ему осталось, святой Нил осознал: он безумно желает причаститься. Святой стал молить о том Бога. Господь услышал пламенные просьбы своего преданного слуги: вскоре по промыслу Творца остров посетил отец Сергий, настоятель Никольского монастыря. Он-то и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн.


По завершении обряда преподобный обошел с кадилом свою келью. Сразу же после этого он отошел ко Господу. Примечательно, что преставился подвижник в положении стоя, опершись на торчавшие из стены сооружения деревянные крюки. Это случилось в 1554 году.


В честь совершенных Нилом Столобенским духовных подвигов на острове, где он подвизался без малого три десятилетия, иеромонах Герман воздвиг монастырь, названный Богоявленским Нило-Столобенским. Иначе обитель сию называют Ниловой пустынью. Появилась она на Столобенском острове спустя 40 лет с момента кончины преподобного, в 1594 году. А 27 мая 1667 года были обретены мощи подвижника. Тогда-то Церковь и установила ежегодное празднование дня памяти святого Нила Столобенского.

Из книги «Жития Святых» , Москва, Синодальная Типография 1908 год

Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в одном из сёл Деревской пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Кто были родители преподобного и какое имя они носили в мире, неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием. С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу, и, оставив родительский дом после их кончины, удалился в Псковскую область, в обитель преподобного Саввы Крыпецкого (†1495, память 28 августа). Здесь он принял пострижение в монашество, и назван Нилом, во имя Нила Постника, подвижника Синайской горы (память 12 ноября). Приняв на себя ангельский образ, преподобный Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть свою строгим воздержанием. Сколько лет подвизался преподобный в обители, неизвестно. Оставив Крыпецкий монастырь, преподобный около 1515 года ушел в лесную пустыню и остановился в Ржевском узде, в дремучем лесу, близ реки Серемхи. Подвижник питался здесь лесными травами и желудями. Измождая плоть свою, он укреплял душу непрестанным богомыслием, постом, бдением и молитвою.

Видя высокую жизнь пустынника, исконный враг нашего спасения, диавол, восстал на него со всею злобою. Первоначально он старался устрашить святого и изгнать его из пустыни разными привидениями. Принимая на себя вид страшных зверей, змиев и гадов, бесы устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Святой же, как мечем, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами. Посрамленный твердостью пустынника, диавол внушил разбойникам замысел убить святого Нила. Но преподобный, принесши молитву Богу о помощи, бестрепетно вышел к ним навстречу с своею келейною иконою Пресвятой Богородицы,- и сила Небесной Заступницы превратила злодеев в боязливых и кротких людей. Разбойникам показалось, что святого сопровождает целый полк вооруженных воинов; в ужасе они упали на землю к ногам преподобного Нила, и, открыв ему свое злое намерение, просили прощения в грехе. Кроткий и незлобивый подвижник сказал им:
— Не ваше это дело, чада, но общего вашего врага, диавола, ненавистника всего доброго в роде человеческом.
И преподав им наставление бросить злодейства, преподобный с миром отпустил разбойников. IIо прежнему он прилагал труды к трудам и подвиги к подвигам, воссылая и день и ночь благодарственные молитвы к Богу.

Прошло несколько лет ‚со времени поселения преподобного Нила в пустыни Серемхской. По окрестным селениям прошел слух об его богоугодной жизни, и многие из благочестивых жителей этих селений стали приходить к святому за молитвою и наставлениями. И все они получали от него; как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение;- и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Боясь потерять награду от Бога за свои труды, он сказал сам себе:
- Что мне делать? За грехи свои я несу подвиг пустыни. Сам Владыка мой Христос дал нам образ смирения, и не велел добрые дела творить напоказ людям, но совершать их в тайне, чтобы Отец Небесный, видя в тайне, воздал явно. Лучше мне отойти от места сего, ибо, принимая честь от людей, могу сделать тщетными труды свои и, изнурив свою плоть, боюсь лишиться награды.

И с того времени преподобный Нил начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери, взывая к Ней:
- Пресвятая Владычица, Мати Христа Бога нашего! Ты знаешь, что всю мою надежду по Боге я на Тебя возлагаю. Ты же Сама, как ведаешь, наставь меня на путь, которым я должен идти, чтобы спастись.
Матерь Божия исполнила его прошение: однажды преподобный на молитве немного задремал и вдруг слышит голос, говорящий ему:

Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобный; на нем ты можешь спастись.
Преподобный исполнился радости, слыша небесный глас, благодаря Пречистую Богородицу, что не презрела моления его. С тех пор подвижник стал расспрашивать об этом острове своих посетителей. Ему сказали, что остров Столобное находится на озере Селигер, в 7 верстах от города Осташкова, что место то пустынно и никто не живёт на нём. Получив нужные сведения об острове, преподобный оставил Серемхскую пустынь, в которой подвизался 13 лет (с 1515 по 1528 год), и с радостью отправился в путь, возложив надежду на Бога, спасителя человеков.

Пришедши на остров Столобное, преподобный Нил обошел его, увидел, что он весьма удобен для уединенного, безмолвного жития, и поселился там. Остров этот очень невелик; на нем рос вековой лес, а в лесу вызревало множество всяких ягод. Преподобный возлюбило то красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. На острове Столобном возвышается гора, тогда покрытая сосновым бором. Поднявшись на гору, преподобный молитвой благодарил Бога за то, что не презрел моление его, но привел на место сие.
- Се, Господи, покой мой,- говорил пустьнник,- се жилище мое во веки веков.

После слезных молитв, подвижник начал устраивать себе жилище. Он выкопал в горе небольшую пещеру, в которой находил кратковременный покой от трудов своих. В ней он прожил одну зиму; с наступлением весны, из леса, росшего на острове, построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Тело и душу он упражнял во всенощных стояниях и молитвах, беспрестанно поучался в законе Господнем в псалмах и песнях духовных, поя и воспевая в сердце своем Господа. Ибо на Него,- говорил святой,- уповала душа моя и Он был мне Помощником.

Пищу преподобный приобретал своими трудами: он возделывал землю мотыгой,сеял хлеб и сажал овощи, и таким образом ел хлеб, по слову Писания, в поте лица своего.
Ненавистник добра – диавол, воздвиг брань на преподобного и здесь, на острове Столобном, как прежде в пустыни Серемхской.
Однажды он явился подвижнику видимым образом и обратился к нему с такими словами:
-Выйди отсюда, монах! Зачем ты пришел на это место? Сам видишь, что место это пусто и ни к чему непригодно, а окрестные жители злы. Зачем ты хочешь трудиться здесь без пользы?
Преподобный же, оградив себя крестным знамением, произнес псалом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» , тогда Диавол исчез, как дым, и стал невидим.

В другой раз, когда Нил оканчивал в келье своей всенощное бдение, диавол пришел к нему в видении с целым полчищем бесов; они принесли с собой веревки и, окружив келью святого, как будто оцепили ее веревками и неистово кричали:
— Потащим келью и бросим ее в озеро!
Но блаженный не устрашился; он вознес пламенную молитву к Богу об избавлении от напасти и говорил:
— Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Господи, Защитниче мой! Обыдоша мя беси, яко пчелы сот и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им.

Услышав слова молитвы, сатана со всем воинством возопил:
— Не знаю что мне и делать теперь? Вот ты совершенно победил меня и все воинство моё. Но знай, что я не отступлю от тебя, пока не одолею и не смирю тебя!
Преподобный, с твердым упованием на Бога, дерзновенно ответил диаволу:
— Будь ты проклят, нечистый, и все дела твои. Слава же и честь и поклонение Единому Истинному Богу нашему, попирающему и повергающему тебя под ноги любящим Его. Знай ныне, окаянный и бесстыдный, что я и все уповающие на имя Господне не убоимся тебя и всех привидений твоих.

Так, при всех ухищрениях своих, дух злобы не мог отвлечь преподобного от любви Христовой, удалить его с пустынного острова и, побежденный крепким дерзновением к Богу, оставил святого.

Ненависть людей также осталась бессильной против подвижника, одинокого и безоружного, но сильного надеждой на Господа.
Так, в одно время, жившие против Столобного острова поселяне, завидуя святому, что он - дальний и чуждый пришлец - один владеет и пользуется островом, а они, соседние жители, не извлекают из него никаких выгод, пришли на остров рубить лес, чтобы потом сжечь его здесь же и распахать землю для посева. Преподобный умолял их:
- Оставьте мне бор по крайней мере на одной горе.
На этой горе была келья его. Но они не послушали подвижника. Возбуждаемые бесовским внушением и завистью, крестьяне хотели совсем прогнать преподобного с уединенного острова или предать его смерти. Они вырубили весь лес, оставив одну только сосну близ жилища преподобного. Затем зажгли срубленные деревья, надеясь, что огонь дойдет до кельи святого и она сгорит. Действительно, огонь разлился по острову, с шумом и треском сжигая срубленные деревья, угрожая сосне, стоявшей близ кельи преподобного, и самой келье, и её обитателю. Тогда святой Нил слезно молился к Богу об избавлении от напасти, воспевая псалом Давида:
— Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.
И милосердный Господь не оставил Своего раба, уповающего на Него, но услышал молитву его вскоре и избавил от напасти. Когда огненное пламя, с яростью потреблявшее деревья, дошло до горы, где стояла келья святого, то вдруг, по мановению Божию, угасло, как бы залитое водой. Увидев скорую милость Божию, преподобный возрадовался духом и возблагодарил Господа, а его недоброжелатели со стыдом и страхом возвратились домой.

Но диавол чем более терпел поражений от святого, тем с большею яростью нападал на него. Он возбудил против святого разбойников. Пришли однажды на остров к преподобному разбойники, называемые «Кочененки» . Они думали, что у преподобного много сокровищ и хотели воспользоваться ими. Преподобный в то время трудился вне кельи. С угрозой они кричали пустыннику:
- Старик, сказывай где твое сокровище?
Святой, ничего не имея у себя, кроме ветхого рубища и одной келейной иконы Пресвятой Богородицы, которая уже раз спасла его от разбойников, сказал им:
- Чада! Все мое сокровище — в углу кельи.
Они бросились в келью святого; но как только посмотрели в передний угол, где стояла икона, внезапно ослепли, пораженные её чудным сиянием. Объятые страхом, они пали ниц на помост келейный и плакали. Преподобный вошел в келью и, увидев разбойников в таком положении, сказал им:
— За чем пришли, чада, то и собирайте.
Разбойники просили у святого прощения в своих согрешениях и открыли ему все бывшие у них злые помышления на него. Преподобный увещевал их удаляться от худых дел; они же с горькими слезами умоляли святого:
- Прости нас, отче, Бога ради прости, в чем мы согрешили пред Богом и пред тобою, и молись о нас.
Видя, что разбойники с сердечным сокрушением каются в своих грехах, преподобный сжалился над ними, встал на молитву и долго со слезами молился о них Богу. И Господь, милостиво поклоняющийся на молитвы рабов Своих, скоро даровал прощение покаявшимся разбойникам. После того они припали к ногам святого и воздали ему благодарение. Он отпустил их с миром, заповедав при этом никому не рассказывать о случившемся. Разбойники при жизни молчали, но по преставлении же его подробно рассказали о том.

Очистившись от страстей пустынными подвигами и терпением, преподобный Нил удостоился особых даров Святого Духа, которые проявлялись в дивных знамениях и чудесах. Преподобный сподобился дара прозрения. Наиболее богобоязненные из селигерских рыболовов посещали пустынника, когда ловили на озере рыбу и приносили ему часть своего улова. Преподобный принимал от них рыбу с благодарением, как посланную Богом, и питался ею во славу Божию. Один раз, окончив свою ловлю на озере, рыболовы пристали к Столобному острову и одного товарища послали с рыбой к преподобному Нилу. Увидев его еще издалека,- святой закрыл оконце кельи и не отзывался на стук и зов посетителя. Рыболов возвратился к товарищам своим и рассказал о происшедшем. Товарищи спросили его:
- Не сделал ли ты, брат, какого греха, что святой отвернулся от тебя?
Он сознался и в плотском грехе. Тогда рыболовы послали с рыбой к преподобному другого товарища. Святой охотно
принял дар усердия и, благословив принесшего, отпустил его с миром. Придя к своим, он рассказал, как охотно принял дар от него пустынник, как благословил его. И рыболовы дивились дару прозрения, которым обладал преподобный Нил.

Много лет подвизался преподобный на указанном ему от Бога острове. На месте вырубленного и сожженного прежде селигерцами леса поднялся новый,- и вот опять нашелся дерзкий человек, который приехал ночью на остров и стал рубить вновь выросший лес на дрова. Имя этого поселянина было Стефан, прозвание Шамъ. Он или забыл, что было прежде при порубке леса на острове, или не верил рассказам о знамениях благодати Божий, ограждавшей преподобного, и не считал его святым. И вот когда Стефан нарубил целый воз дров и хотел уже ехать, вдруг, как страшный гром, раздался голос, говоривший:
- Человече, перестань делать неприятности рабу Божию!

Крестьянин упал на землю и долго лежал как мертвый. Когда он очнулся, как-бы от крепкого сна, то опять пытался уехать с нарубленным лесом домой, но лошадь его не могла двинуться с места. Долго трудился Стефан, но все без успеха, и отсюда понял, что сила Божия не попускает ему съехать с острова с возом дров, ради молитв преподобного Нила. Поэтому, сложив с воза нарубленные дрова и обещаясь впредь никогда не рубить леса на Столобном острове, он отправился домой, но рассказал о чуде только после преставления святого.

Преподобный Нил обладал также даром совета и разума духовного. Поселянин Федор Харитонов живший нерадиво, пришел к нему, оскверненный плотским грехом. Преподобный, хотя и допустил его к себе, но обличил в грехе и дал ему наставление и увещание вести чистую жизнь. Слушая со вниманием наставления святого, Феодор пришел в страх Божий, начал часто посещать преподобного для душеполезных наставлений, провел остальное время жизни в целомудрии и чистоте и скончался добрым христианином. Для простого народа, косневшего во тьме невежества, преподобный Нил был поистине светильником всесветлым. На уединенный Столобный остров, как прежде в пустыню Серемхскую, к подвижнику приходило множество народа, жаждавшего получить от него наставление, совет, утешение, или молитвенную помощь. Особенно почитали святого и часто бывали на острове Осташковские жители. Видя, какие чудеса творить Бог по молитвам угодника Своего - преподобного Нила, благочестивые Осташковцы с верою начали призывать угодника Божия на помощь и прибегать к его молитвам. Замечая на озере обуреваемых волнами пловцов, святой Нил своими молитвами укрощал ветры и избавлял плавающих от опасности потопления; и во всяких скорбях и напастях он был скорым помощником и утешителем для всех призывавших его имя в подкрепление молитв своих.
Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, преподобный Нил не позволял себе и на краткое время ложиться на одр. Когда же доходил до крайнего изнеможения, то стоя на коленах, для отдыха он опирался руками на два больших деревянных крюка, вбитые в стене его кельи. Преподобный Нил живо содержал всегда смерть в памяти своей. Но чтобы еще более усилить память смертную, подвижник еще за много лет до кончины, выкопал в часовне могилу и, поставил в ней вытесанный своими руками гроб, приходил к нему каждый день плакать о грехах своих.

Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитв, преподобный приблизился к исходу из сей временной жизни, и Господь даровал ему извещение об этом. Теперь подвижник усердно молил Бога, да сподобит его причаститься Святых Христовых Таин, и молитва его была услышана.
Вскоре после того, по устроению Божию, прибыл на остров Столобное, для посещения преподобного, настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, духовный отец подвижника, и принес с собою святые Дары. Увидев отца духовного, преподобный исполнился великой радости. По его просьбе, игумен Сергий исповедал его и приобщил святых Таин. После того, беседуя с Сергием, преподобный Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал своему духовному отцу:
-Отче святой! По моем отшествии к Богу, на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего Имени и место
сие будет жилищем иноков.
Когда же игумен расставался с подвижником, то преподобный сказал ему:
- Отчв святый! Приди опять, посети меня грешного, приди Господа ради, приди.

Игумен обещался опять посетить преподобного и отправился в свой монастырь. Оставшись один, преподобный Нил всю наступившую ночь провел в своей келье на молитве. По окончании её, почувствовав крайнее изнеможение, он опёрся подмышками на крюки и, в таком положении, предстоя пред Богом на молитве, уснул вечным сном. Кончина преподобного Нила последовала 7-го декабря 1554 года. На другой день игумен Сергий и братия пришли посетить подвижника и нашли его уже почившим. Лицо святого было светло, как у живого; вся келья наполнилась благоуханием. Опрятав честное тело преподобного и совершив надгробное пение, игумен Сергий с братией положили его во гроб, который сам угодник приготовил для себя в часовне. Всего преподобный прожил в пустыни 40 лет: у реки Серемхи 13 лет и 27- на Столобном острове все это время он неисходно пребывал в пустыне: не выходил ни в город, ни в села, непрестанно молился Богу, Которого возлюбил от утробы матери своей и от Которого восприял за то блага, уготованные любящим Его.

Спустя немного лет по преставлении преподобного Нила, на Столобенский остров пришел иеромонах Герман, из братии близ лежащего Николаевского Рожковского монастыря. Много слыша о жизни и подвигах преподобного Нила, он питал к нему в душе великое благоговение и любовь и желал, пополнив сведения о святом, написать его житие. Поэтому несколько раз он посещал Столобенский остров, как для мысленного общения с преподобным, так и для того, чтобы слышанное о нем поверить и пополнить на месте свидетельствами лиц, знавших преподобного. В то время пустынный остров стали посещать любители уединения, и некоторые проживали в келье преподобного Нила довольно долгое время.
Первым поселился здесь игумен одного из Новгородских монастырей Антоний, с которым Герман прожил вместе на острове три года; пустынники возобновили над могилой преподобного Нила часовню, а поверх могилы устроили гробницу и накрыли ее покровом. Прожив три года, Антоний и Герман оставили остров. В это время над мощами преподобного, время от времени, начали совершаться чудеса и знамения.
Приходящие ко гробу угодника Божия, с теплою верою, больные и немощные получали исцеление от своих недугов. Но те, которые не почитали почившего святого, не берегли места его подвигов, получали грозное вразумление. Проезжал раз озером в Осташков Иоанн Куров. Онъ завернул к острову Столобному, потом пошел в часовню на гроб преподобного Нила. Здесь Куров прельстился покровом, лежавшим на гробе святого, и думал присвоить его себе. Когда он начал поднимать покров, то увидел, что вместе с ним поднимается и гробница. Иоанн так испугался, что помешался умом, проболел полгода и исцелился только тогда, когда покаялся пред гробом чудотворца.

Один житель Осташкова хотел срубить большую сосну близ кельи преподобного Нила, но неведомой силой был откинут далеко от неё, вразумился и просил прощения у гроба святого. Другой, рубя это дерево, сломал три топора и также с раскаянием вернулся домой. И долго, после кончины преподобного Нила, на горе пустынного острова стояла эта сосна, видимая со всех сторон издалека, напоминавшая проезжавшим о месте подвигов пустынника.
Около 1590 года Герман снова пришел в пустыню преподобного, которая уже славилась чудесами. В то время здесь жиль странник Борис Холмогорец. При помощи многих боголюбивых окрестных жителей, Герман и Борис построили на Столобном острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Вскоре после устроения храма, написан лик преподобного Нила двумя иноками Вознесенского Оршина монастыря. Лик преподобного писан был по рассказам тех, кто знал его при жизни и хорошо его помнил.

Вслед за этим, через сорок лет по преставлении преподобного Нила, при содействии Божием, собрались на острове иноки, построили кельи, обнесли все строения оградой и начали здесь жить. Таким образом, устроился на Столобном острове, в честь и память преподобного Нила, общежительный монастырь. Обитель эта приняла название по имени преподобного Нила и называется с того времени и поныне Ниловой Пустынью. Первым настоятелем (строителем) монастыря поставлен был иеромонах Герман. После устроения обители на Столобенском острове, чудеса при гробе преподобного Нила не переставали совершаться. Упомянем два из них.

В праздник Василя Блаженного (2 августа), когда в пустыни собирались богомольцы-миряне с женщинами и детьми два мальчика зашли в часовню, где гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей, дети возвратились домой здоровыми.

Исайя Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил пред своими спутниками:
- Хотя ты, Нил, и свят, а я все-таки проеду мимо.
Когда Исайя вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исайя почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным и просил привести его на остров Столобное. Как только вынесли Исайю на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, пред гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исайе во сне и сказал:
- Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?

И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исайя почитал преподобного Нила великим чудотворцем.
Однако, не смотря на многочисленные чудеса, более ста лет святые мощи преподобного Нила пролежали в земле. Они были обретены при таких обстоятельствах.
В августе 1665 года в Ниловой пустыни произошел пожар: церковь и все другие деревянные здания монастыря сгорели. Архиепископу Нектарию, управлявшему тогда Ниловым монастырем, пришла мысль построить в обители каменную церковь.

Он испросил на это разрешения у царя Алексия Михайловича; но до начала строительства не дожил (скончался 15 января 1668 г.) . Строение каменной церкви пришлось начинать его преемнику по управлению монастырем, игумену Герману Второму. По грамоте патриаршего местоблюстителя, Новгородского митрополита Питирима в мае месяце 1667 года, приступили к работам. Разобрана была деревянная часовня, временно устроенная после пожара над гробницею преподобного Нила, и 24 мая начали копать рвы под фундамент нового храма по составленному заранее чертежу; на другой день ров довели до того места, где по чертежу линия его проходила в полутора аршинах от гробницы преподобного.

Копали в этом месте братия монастыря, под наблюдением игумена, чтобы не потревожить святые мощи; но 27 мая земля, закрывавшая их, сама собой внезапно осыпалась, и мощи преподобного обнаружились: гроб и тело истлели, а кости все оказались целы.
Обретение мощей святого Нила предуказано было монастырю некоторыми чудесными знамениями и явлениями самого преподобного. С 17 на 18 мая, в третьем часу ночи, иеромонах Ниловой Пустыни Леонтий и монастырские работники ловили рыбу на озере, в 6 верстах от монастыря и видели над ним столп огненный, который стоял от земли до неба и потом спустился на землю. За два дня до обретения мощей, на восходе солнца, когда братия начинали копать ров близ гробницы преподобного, работники монастыря, ловившие рыбу в 2 верстах от обители, видели над гробницею большую горящую свечу и подумали, что пред гробом чудотворца совершают молебен. В самый день обретения мощей явился преподобный Нил иеромонаху пустыни Александру, во время дневного отдыха его, повелевая ему воспрянуть от сна. В тот же день преподобный явился, лежа на одре, и самому игумену Герману, как бы живой и повелевая поднять себя с одра.

Игумен Герман с братьею монастыря, воздав благодарение Богу, с глубоким благоговением вынули святые мощи из земли, положили их в новый деревянный гроб и, накрыв их, поставили поверх земли. Потом отправили донесение об этом царю Алексею Михайловичу и митрополиту Питириму. В июне месяце от митрополита отправлена была в Нилову пустынь грамота, которою поручалось самому игумену с братиею совершить открытие святых мощей. При этом предписывалось, переложив святые мощи в новую раку, поставить их до окончания каменного соборного храма-в построенной на время деревянной Покровской церкви, а обретение святых мощей ежегодно праздновать 27 мая. Когда постройка каменного храма была окончена, 30 октября 1669 года в нем были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила торжественно перенесли сначала в придел (в 1669 г.) святого Иоанна Богослова, а затем, в 1671 году, поставлены здесь на правой стороне, повыше правого клироса.С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из Осташкова. Со времени открытия мощей, как и до него, при гробе преподобного Нила совершались многочисленные чудеса. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Неиссякаемо изливаются они для всех истинно верующих и доныне.
В советское время монастырь закрыли. Над мощами преподобного Нила было совершено святотатство: в 1919 году они были вскрыты и переданы в Осташковский краеведческий музей, располагавшийся в Вознесенском (Знаменском) соборе Знаменского монастыря города Осташкова. В 1947 году в этом соборе возобновили богослужение, здесь же святые мощи находились до 1995 года. В 1991 году была возрождена обитель преподобного Нила на острове Столобное. 9 июля 1995 года прошел праздничный крестный ход, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси Алексием ΙΙ. Торжественно святые мощи преподобного были перенесены из Осташкова в Богоявленский собор Ниловой пустыни. С этого времени Русская Православная Церковь ежегодно отмечает новый праздник 9 июля — перенесение святых мощей преподобного Нила, Столобенского чудотворца.