Сретение господне ударение. Что за праздник Сретение Господне: история, традиции, приметы. «Тебе Самой оружие пройдет душу»

Среди православных праздников можно встретить праздник Сретения. И у некоторых сразу может возникнуть вопрос о том, а что такое Сретение. Какие события породили его? Сретение Господне — один из самых почитаемых Двунадесятых христианских праздников. Почитаются события, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Богородицы. Праздник Сретение — непереходящий, и его принято отмечать 15 февраля. Слово «сър?тение» с церковнославянского переводится как «встреча».

День Сретения определил точку времени, когда встретился Ветхий Завет с Новым Заветом — древний мир с миром христианства. Все это произошло благодаря одному человеку, в Евангелии этому отведено особенное место. Однако начнем по порядку. В Евангелии от Луки написано, что Сретение Господне произошло ровно через 40 дней после Христова Рождества.

Существует очень интересный факт, связанный с ответом на вопрос о том, какого числа сретение. В 528 году в Антиохие прошло сильное землетрясение, и много народа погибло. Потом в тех же землях (в 544-м) возникла эпидемия моровой язвы, и люди стали умирать тысячами. В эти дни страшных бедствий одному благочестивому христианину было открыто провидение, чтобы праздник Сретения народ совершал торжественнее. И тогда в этот день были проведены всенощное бдение (общественное богослужение) и крестный ход. И только тогда эти страшные бедствия в христианской Византии прекратились. Тогда Церковь в благодарность Богу установила Сретение Господне праздновать 15 февраля торжественно и благоговейно.

История праздника

В то время у иудеев существовали две традиции, которые были связаны с рождением младенца в семье. Женщине после родов запрещалось приходить в Иерусалимский Храм 40 дней, это если родился мальчик, а если девочка — то и все 80. По истечении срока роженица должна была принести очистительную жертву в Храм. Для жертвы всесожжения и для очищения грехов приносили молодого ягненка и голубка. Бедная семья вместо ягненка приносила в жертву еще одного голубка.

Родители новорожденного мальчика на 40-й день должны были прийти с ним в Храм, чтобы совершить таинство посвящения Богу. И это была не простая традиция, а закон Моисеев, установленный в память об освобождении евреев из рабства и исхода из Египта. И вот теперь мы подходим к самому главному Евангельскому событию, которое подробно объяснит, что такое Сретение.

Из Вифлеема в Иерусалим прибыли Мария и Иосиф. На руках у них был Богомладенец. Их семья жила бедно, поэтому они принесли в жертву двух голубков. Пречистая Богородица, несмотря на то что родился Иисус в результате непорочного зачатия, все равно принесла положенную жертву с кротостью, смирением и большим уважением к иудейским законам.

Теперь, когда обряд был совершен и Святое Семейство собиралось выйти из Храма, тут к ним приблизился старец по имени Симеон. Это был великий праведник. Взяв Богомладенца в руки, он с огромной радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…»

Симеон

На момент встречи с Младенцем Христом старцу Симеону насчитывалось более 300 лет. Это был очень почитаемый и уважаемый человек, один из 72 ученых, которым было поручено перевести Евангелие с еврейского на греческий язык. В этот субботний день он оказался в этом Храме совсем не случайно, ведь именно Святой Дух привел его сюда.

Когда-то очень давно Симеон занялся переводом книги пророка Исаии, он сильно удивился, прочитав там такие непонятные для его разума слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Тогда он про себя подумал, что не может девственница родить, и хотел изменить слово «Дева» на «Жено». Как вдруг явился Ангел с Небес и запретил делать это, а также сказал ему, что пока тот не увидит своими глазами Господа Иисуса — не умрет, и что истинно пророчество.

«Ныне отпущаеши»

С того момента он долго ждал этой минуты, и наконец-то исполнилось пророчество Ангела — Симеон увидел Младенца, которого родила Пренепорочная Дева. Теперь он мог спокойно почить с миром. Церковь же назвала Симеона Богоприимцем, и он прославился как святой.

Уже потом Епископ Феофан Затворник написал, что с момента Сретения Ветхий Завет уступает место христианству. Теперь же эта евангельская история каждый день упоминается в христианском богослужении — «Песнь Симеона Богоприимца», или по-другому — «Ныне отпущаеши».

Предсказания Симеона

Симеон, взяв в руки свои Младенца Пречистой Девы, сказал ей: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец».

Что он имел ввиду? Оказывается, споры в народе обозначают преследования, уготованные Ее сыну, открытие помышлений — Суд Божий, оружие, которое пронзит Ее сердце — пророчество о Распятии Иисуса Христа, ведь смерть он принял от гвоздей и копья, страшной болью прошедших через сердце матери.

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» стала яркой иллюстрацией пророчества Симеона. Иконописцы изобразили Божью матерь, стоящей на облаке с воткнутыми в сердце семью мечами.

Пророчица Анна

Еще одно важное событие произошло в этот день, и еще одна встреча случилась. К Богородице подошла 84-летняя старица Анна-пророчица, так называли ее горожане. Она работала и жила при храме и была благочестивой, так как находилась в постоянном посте и молитве. Анна поклонилась Младенцу Христу, вышла из Храма и стала рассказывать всем горожанам Великую новость о том, что в мир пришел Мессия. А тем временем Иосиф и Мария с Младенцем, исполнив все, что положено было по закону Моисея, вернулись в Назарет.

Теперь понятно, что такое Сретение? Ведь Сретение — это встреча со Спасителем. Имена старца Симеона и Анны-пророчицы вписаны в Священное Писание, они дали нам пример, так как с чистым и открытым сердцем приняли Господа. После встречи с Богомладенцем Иисусом Симеон отошел к праотцам.

Праздник Сретения

Сретение Господне — древний праздник во христианстве. В IV-V веках народом произносились первые сретенские проповеди, взять, например, святителей Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Григория Нисского.

Некоторых интересует вопрос о том, какого числа Сретение. В церковном календаре неизменное место занимает праздник Сретения, который всегда отмечается 15 февраля. Но если же дата Сретения Господня попадает на понедельник первой седмицы в Великий пост, что тоже может быть, то праздничное богослужение переносится на 14 февраля.

Отвечая на вопрос о том, что такое Сретение, в первую очередь надо сказать, что это праздник, посвященный Господу Иисусу. В первые века это был день чествования Богородицы. Поэтому тот, кто назовет этот праздник Богородичным, отчасти тоже будет прав. Ведь и по строю богослужения в этот день обращения в молитвах и песнопениях к Богородице занимают центральное положение. Такая двойственность праздника Сретения оказала влияние и на цвет одежд, в которые облачаются священнослужители на службе. Белый цвет стал символом Божественного света, голубой — непорочность и чистота Богоматери.

Свечи. Сретение

Традиция в праздник Сретения святить церковные свечи пришла в православие от католиков. В 1646 году Киевский митрополит Петр Могила очень подробно описал этот католический чин в своем требнике, когда устраивался крестный ход, представляющий собой шествие с факелами. Таким образом Римская Церковь отвлекала свою паству от языческих традиций, связанных поклонением огню.

В Православной Церкви к сретенским свечам относились по-особенному трепетно и благоговейно. Эти свечи хранились весь год и использовались во время домашней молитвы.

Традиция празднования Сретения

В итоге традиция праздновать христианское Православное Сретение перемешалась с языческими обрядами. Со встречей Симеона со Святым Семейством нашлась еще одна календарная аналогия. День Сретения стал праздником встречи зимы с весной. Люди отмечают на Сретение приметы разного рода. Например, существуют различные поговорки типа: «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотили», «на Сретение зима с весною встречается» и т. д. Первые оттепели или морозы имели название Сретенские. На Сретение приметы подсказывают, скоро ли наступит тепло или еще долго будет холодно.

Отметив народными гуляниями праздник Сретения, крестьяне начинали готовиться к весне. Скотину отправляли из хлева в загон, семена подготавливали к посеву, занимались побелкой деревьев и т. д.

Интересно то, что в США и Канаде праздник Сретение отмечается 2 февраля и приурочен к нему еще один известный праздник — День сурка.

А вот в Читинской области есть город Сретенск, названный в честь этого Великого праздника.

В некоторых других странах в этот день празднуют День православной молодежи, утвержденный в 1992 году главами поместных Православных церквей. Эта идея принадлежит Всемирному Православному Движению молодежи «Синдесмосу».

Сюжеты икон

Икона Сретение иллюстрирует сюжет повествования от евангелиста Луки, где Благочестивая Дева Мария отдает в руки своего младенца Иисуса старцу Симеону. За спиной Матери Божьей стоит Иосиф Обручник, который несет клетку с двумя голубями. А позади Симеона изображена Анна-пророчица.

Один из самых древнейших образов можно найти в мозаике собора Санта-Мария Маджоре города Рима, которая была создана в начале V века. На ней можно рассмотреть, как Святая Дева Мария с Богомладенцем на руках направляется к святому Симеону, и в это время ее сопровождают ангелы.

Православное Сретение на Руси было изображено на двух фресках XII века. Первая находится в Кирилловской церкви города Киева. Вторая икона Сретение — в Новгороде, в церкви Спаса на Нердице. Довольно необычное изображение Сретения на иконах есть в средневековом грузинском искусстве, там вместо алтаря изображается символ жертвы Господу — горящая свеча.

Икона Благодатной Марии «Умягчение злых сердец» (по-другому она имеет название «Симеоново проречение», «Семистрельная») связана с событиями Сретения. У этой иконы острые стрелы пронзают сердце стоящей на облаке Богородицы, по три стрелы с одной и другой стороны и одна снизу. Но есть икона, где Божью Матерь пронизывает кинжал, а не стрелы.

Эти иконы символизирует пророчество святого старца Симеона Богоприимца, которое он сделал после встречи с Богоматерью и ее Младенцем.

Верующие люди всегда обращаются к этим иконам с молитвой. При смягчении сердца облегчаются не только их телесные, но и душевные страдания. Им известно, что если молиться перед образом Богородицы за своих врагов, то постепенно начнет гаснуть враждебное чувство и исчезнет злость, уступив место милосердию и доброте.

Сретение

СРЕ́ТЕНИЕ , СРЕ́ТЕНЬЕ , -я; ср.

1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся.. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

Сре́тенский, -ая, -ое (2 зн.). С-ие морозы.

Сре́тение

один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

СРЕТЕНИЕ

СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) , посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей (Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви - Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) .
Содержание праздника
По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности - двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.
История праздника и богослужебное празднование
Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская) ), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.
Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий) , перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.
В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе - в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.
Праздник Сретения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 1 (14) февраля - и семь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) . Отдание - 9 (22) февраля.
На Западе только после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (см. МЕССА) , а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа - «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).
Сретение в народной традиции
В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.
У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.
Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.
Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.
Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сретение" в других словарях:

    Встреча Словарь русских синонимов. сретение сущ., кол во синонимов: 2 встреча (50) праздник … Словарь синонимов

    Господне. По закону ветхозаветному, в 40 й день порождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храмиерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40 й день после… … Современная энциклопедия

    Один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном мессии ребенка Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля … Большой Энциклопедический словарь

    СРЕТЕНИЕ, сретения, мн. нет, ср. (действие по старин. гл. сретити встретить) (устар.). 1. Встреча (поэт. ритор.). «Феб лучезарный из морей поднялся… и в сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов. 2. Один из т.н.… … Толковый словарь Ушакова

    СРЕТЕНИЕ, я, ср. (С прописное). Один из двенадцати основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Заутреня на С. Толковый словарь … Толковый словарь Ожегова

    Сретение - СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40–й день после… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В православии много великих и важных праздников, один из них - Сретение. Этот день одновременно и радостный, и скорбный, напоминает нам о прошлом и наполняет размышлениями о будущем, о жизни вечной.

Православный праздник Сретение Господне отмечается верующими людьми ежегодно 15 февраля. Если же дата выпадает на дни Великого поста , то праздник отмечается скромно, без «размаха». Смысл его особый, и совсем не тот, который привыкли ему придавать в народе, считая, что именно в этот день зима встречается с весной.

Происхождение праздника

В переводе с церковнославянского языка «сретенье» означает «встреча».

Семья исполнила ветхозаветный обычай: на 40 или 30 день после рождения ребенка (в зависимости от пола) мать была обязана прийти в святую обитель для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Мария принесла пару голубиных яиц - такая жертва была позволена лишь беднякам. Священник после ее принесения принимал из материнских рук в свои руки дитя и высоко понимал его, обратившись в сторону алтаря. Это означало вручение чада Богу. Одновременно он прочитывал молитвы о принесении выкупа и благодарении за рождение первенца.

В этот праздничный день православные христиане вспоминают, как Иисуса Христа Его родители принесли в Иерусалимский храм. Там его встретил старец Симеон. Ему Господь предсказал долгую жизнь - он не должен умереть, пока не увидит новорожденного Спасителя мира. Симеон, взяв Христа на руки, воскликнул, что это именно тот ребенок, который спасет весь род человеческий. Так и произошла встреча Ветхого и Нового Заветов, знакомство с Мессией.

При встрече в храме присутствовала Анна-пророчица, 84-летняя женщина. Она, взглянув на малыша, тоже признала в Нем Сына Божиего. Они вместе прославили Господа.

Симеон умер со спокойным сердцем в возрасте 360 лет. Он никогда не боялся смерти, но ждал ее. Он всем рассказывал, что держал в своих руках Мессию!

Важно! Отсюда и сохранился обычай очищения женщин после родов на 40-й день. Обычно в это время мать приносит дитя в церковь, над женщиной читаются специальные очистительные молитвы, после чего она как полноправная прихожанка вновь сможет посещать богослужения и участвовать в таинствах.

Хотя Дева Мария не имела нужды в очищении, потому что была источником чистоты и святости, она, имея глубокое смирение, подчинилась предписанию закона.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Божественная суть праздника

История события Сретения Господня исходит от самого события встречи новорожденного Мессии и Пречистой Марии с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает «слушание».

Верующие стараются соблюдать праздничные традиции:

  • люди посещают храм и стараются причаститься;
  • родители стараются в этот день окрестить своих детей;
  • если нет возможности посетить церковь, то люди совершают моление дома;
  • по окончании богослужения происходит освящение свечей, прихожане их забирают домой;
  • все стараются творить добро, помогают нуждающимся, заботятся о родных;
  • перед праздником люди наводят порядок в доме, но 15 февраля любые работы запрещены;
  • принято дарить друг другу Богородичные иконы.
Это интересно! Ранее на Руси было принято делать предложение руки и сердца невестам. Это считалось показателем истинного и горячего чувства к женщине. Так же ранее было принято венчаться на Сретение.

Сретение Господне. Миниатюра. Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Запреты на Сретение

  • нельзя ругаться, сквернословить;
  • запрещено заниматься физическим трудом, рукодельничать, стирать белье, работать в огороде;
  • люди старались в праздничный день не мыться, но принять душ все же позволительно (толкование запрета таково: чтобы протопить баню - нужно наколоть дрова, принести воды, следить за печью - а это все есть работа);
  • не рекомендуется отправляться на Сретение в путешествие, считается, что дорога может плохо закончиться для путников.

Исключение в отношении разнообразных работ составляют те случаи, когда труд направлен во благо других людей, а путешествия являются паломническими.

Языческие традиции

  • в праздничный день особенно обильно кормили кур, им давали много сена и корма для увеличения яиц и отличного приплода;
  • совершался подсчет зимних запасов: зерна, овса, хлеба - если осталась половина из запасенного - то все хорошо, если же меньше - то пора «затягивать поясок;
  • хозяюшки выпекали хлеба, блины, пироги и прочие вкусности исключительно круглой формы, прославляя Солнце и угощая всех страждущих;
  • люди гуляли пели, танцевали, веселились, скучать и горевать было запрещено и считалось плохой приметой;
  • сжигали чучело - богиню Любви, основой которого служила солома и ветки, снаружи ее украшали цветами, лентами, надевали специально сшитую праздничную яркую одежду;
  • когда солнце достигало небесного зенита, люди совершали обряд: они призывали богатый урожай и теплые дни;
  • влюбленные просили у богини Любви гармонии в отношениях, взаимопонимания, счастья и покровительства;
  • богиню упрашивали незамужние девушки даровать им суженого, а парни упрашивали о встрече с красивой и любящей будущей женой;
  • сретенская вода считалась волшебной, ее набирали в полночь в трех колодца (считалось, что обрызгав ею тяжелобольного человека, он непременно выздоровеет);
  • младенцев старались искупать в сретенской водице, дабы малыш рос здоровым.

Нужно помнить, что все языческие традиции — пережитки нашего прошлого. Христианство всегда негативно относилось к подобным верованиям, поэтому православным людям не нужно участвовать в языческих действиях и культах.

Еще о суевериях:

Важно! Рождественский цикл церковных праздников завершается на 40-й день после Рождества Христова. В Сретение священники освящают свечи и воду перед заказными молебнами, прихожане потом ее набирают и несут домой.

В период земной жизни Иисус Христос звал всех людей к Себе, так же и сейчас он зовет к вере и праведному житию каждого человека, а пришедшим к Нему дарует благодать, душевный покой, Спасение и жизнь вечную.

Посмотрите видео о Сретении

15 февраля Церковь отмечает Сретение Господне. Слово «сретение» означает встречу, лицезрение чего-то или кого-то значительного. В данном случае – встречу человечества в лице святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы с Господом Иисусом Христом.

Значение и события праздника

В День Сретения Господня праведники ветхого завета, такие как Симеон Богоприимец или Анна Пророчица наконец увидели обещанного им Спасителя, который примирит с Богом томящееся падшее человечество. В этот день Ветхий Завет в лице закона также встречается с Новым Заветом и его благодатью, привносящей в закон жизненную силу и делающей его тем самым «лёгким игом» о котором позднее будет говорить Господь.

Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм (тогда единственный для всего еврейского народа), дабы принести жертву очищения. Если же у неё при этом рождался первенец мужского пола, его следовало также принести в храм для обряда посвящения Богу (в память об освобождении иудеев из египетского плена, где еврейские первенцы уцелели во время десятой казни египетской).

Жертвой очищения служил голубь, а жертвой посвящения – ягнёнок (агнец), но если семья была бедна, то в жертву приносились два голубя. Поскольку Мария с Иосифом жили очень скромно, они принесли в жертву двух голубиных птенцов.

В Иерусалимском храме служили не только священники. При нём также воспитывались до определённого возраста посвящённые Богу дети (как сама Пресвятая Богородица). Также туда ежедневно приходили на молитву живущие поблизости праведники. Среди них были два особенных человека – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.

Из Предания нам известно о том, что Симеон был в числе 72 переводчиков Септуагинты – версии Ветхого Завета на греческом языке, которая была создана в III веке до Рождества Христова по желание египетского царя Птолемея II Филадельфа для пополнения знаменитой Александрийской Библиотеки.

Птолемей попросил еврейских старейшин отрядить для перевода самых грамотных и опытных переписчиков, знающих греческий. Каждому досталась определённая часть работы. Симеону выпало переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошёл до места, где говорилось: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то посчитал это ошибкой предыдущего переписчика и решил исправить слово на: «жена» (женщина).

В эту минуту к Симеону явился ангел Господень. Он удержал его руку и уверил в правильности пророчества, в которой он сможет убедиться сам, так как по воле Божией доживёт до рождения Спасителя. Учитывая то, что Симеон уже был опытным переводчиком на момент приглашения царя Птолемея, ко времени встречи со Спасителем ему могло быть 300-350 лет.

О праведной Анне нам известно из Евангелия от Луки: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».

Эти праведные люди и были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Проповедовала о появлении Мессии и праведная Анна, рассказывая о Нём жителям Иерусалима.

Симеон принял и благословил младенца и его родителей, но также пророчествовал Деве Марии о скорби, которая ожидает её в будущем при крестной смерти её ребёнка и спорах, которые поразят после его проповеди еврейский народ: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Становление и особенности праздника

Сретение Господне относится к числу двунадесятых праздников – 12 самых главных церковных праздников после Воскресения Христова (Пасхи). В Русской Православной Церкви и ряде других Поместных Православных Церквей, придерживающихся юлианского календаря, отмечается 2 февраля (15 февраля по григорианскому календарю).

Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста (редко) праздничное богослужение, переносится на предыдущий день – 1 февраля, Неделю Адамова изгнания (прощёное воскресенье).

Праздник Сретения возник в Иерусалимской Церкви и появился в её богослужебном календаре в IV веке.

Древнейшим свидетельством о чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко святым местам» западной паломницы Этерии, датируемое концом IV века. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его «сороковым днем от Богоявления», а также кратко и эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, уже литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века, где Сретение определено, как: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

В качестве самостоятельного праздника годового календаря Сретение утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской в первой половине VI века, в противовес осуждённому на Халкидонском соборе 451 года монофизитству, утверждавшему, что Иисус Христос является только Богом в человеческом теле, а не Богочеловеком.

В богослужении Сретения сочетаются особенности господских и богородичных двунадесятых праздников. Праздничные стихиры и канон, повествующие о событиях праздника и его великом значении, написаны известными церковными гимнографами – Анатолием, патриархом Константинопольским (V век); преподобным Андреем Критским (VII век); преподобными Космой Маиумским и Иоанном Дамаскиным (VII-VIII века), Германом, патриархом Константинопольским (VIII век) и преподобным Иосифом Студитом (IX век).

Иконография Сретения носит глубокий символический смысл: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя представляет собой как бы ветхий мир, наполняющийся и оживотворяемый Божеством, а Матерь Божия, отдающая сына как бы отпускает его на крестный путь и спасение мира.

Интересно, что также существует и икона, символизирующая собой пророчество Симеона Богоприимца, сделанное Деве Марии. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец».

На данной иконе Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

Традиции праздника

В праздник Сретения Господня в конце шестого часа принято освящать церковные свечи и раздавать верующим.

Традиция освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришла в Русскую Православную Церковь от католиков через требник митрополита Петра (Могилы) в 1646 году.

Католики освящали свечи и пускались с ними в крестный ход, которым пытались отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня (Имболк, Луперкалии, Громницы и т.п. в зависимости от местности и народности). В Православии к сретенским свечам относились проще и благоговейнее – их хранили в течение года, зажигая во время домашней молитвы.

Также Сретение Господне является Днём православной молодёжи с 1953 года. Идея праздника принадлежит Всемирному православному молодежному движению «Синдесмос», объединяющему уже более 100 молодёжных организаций из 40 государств.

В этот день во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры и другие интересные мероприятия.

В России с 2002 года молодёжная активность дополнилась традицией проведения красивейших Сретенских балов.

В народе принято говорить, что в день Сретения «зима с весной встречаются», то есть основные холода уже позади, день заметно удлинился и совсем скоро наступит весенний сезон. После праздника крестьяне начинали белить плодовые деревья, готовить к посеву семена и высаживать рассаду (дома).

От редакции журнала «Православие.фм» поздравляем всех наших читателей с праздником Сретения Господня! Пусть Ваша встреча с Богом будет столь же радостна, как и для праведного Симеона Богоприимца!

Андрей Сегеда

Вконтакте

В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки - встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.

Сретение Господне - один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник - его всегда отмечают 15 февраля.

Что означает слово «сретение»?

Сретение Господне. Джеймс Тиссо.

На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка - то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную - годовалого ягнёнка, и во оставление грехов - голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырёхвекового рабства.

Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.

Кто такой Симеон Богоприимец?

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».

Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.

Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник - святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.

Сретение. Андреа Селести. 1710.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».

Кто такая Анна-пророчица?

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 - 38).

Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 - 38).

Как начали праздновать Сретение Господне?

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе - с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

Сретение. Рогир ван дер Вейден. Фрагмент

При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.

С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».

В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т.е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) - так его называют католики.

Наш Богослужебный Устав - Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.

Что значит икона «Умягшение злых сердец»?

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).

Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ