Законы, принципы и функции управления. Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов. Закон соотносительности управляющей

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

1. Закон единства управления (основной)

2. Закон целостности.

3. Закон соотносительности.

4. Закон согласованности.

5. Закон заинтересованности.

6. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

7. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

8. Закон сбалансированности планирования.

9. Закон обратной связи.

10.Закон ответственности.

11.Закон сбалансированности механизма управления.

Каждый из законов отражается в одном или нескольких принципах управления.

1. Принцип соответствия структуры предприятия его целям: Любое предприятие (фирма) должно быть постоянно ориентировано на достижение поставленных перед ним целей. Генеральной целью определяется структура предприятия. Цель – системообразующий фактор. Изменяется цель – меняется структура. Этим достигается эффективность работы предприятия в условиях постоянно меняющихся целей и ее адаптируемость к изменчивости окружающей среды.

2. Принцип соответствия структур управляемой и управляющих подсистем: Этот принцип предусматривает четкую зависимость структуры подсистемы управления от вида элементов и их сочетания в социально-экономической системе, то есть от ее состава и принципов построения. Отсюда же вытекает требование определенной степени полномочности уровней управления соотносительно принципам построения предприятия по территориальному, производственному или другим признакам.

3. Принцип целевой функциональности: Сотрудники предприятия обязаны функционально знать свою цель, то есть работать со стремлением достойно решить поставленные перед ними задачи, а не просто выполнять должностные обязанности. Естественно, что они должны иметь четко сформулированную цель, а не общее представление о направлении деятельности.

4. Принцип мотивационной обусловленности деятельности: Комплекс стимулов и санкций, действующих на предприятии, необходимо сориентировать на эффективное достижение поставленных целей. Этот комплекс базируется на использовании сбалансировано подобранной совокупности методов управления. Такой механизм управления следует создавать с учетом теории и конкретных условий работы предприятия. Соответственно понадобятся и научные знания, и интуиция.

5. Принцип нормирования и пропорциональности: Распределение работ между отдельными элементами социально-экономической системы и сотрудниками необходимо осуществлять исходя из существующих норм, нормативов или эталонных показателей. Аналогично определяются временные интервалы этапов работ. Надо учитывать, что данное распределение должно быть соотнесено с возможными объемами финансирования как в общем, так и по этапам. Перед началом работ следует установить требуемые объемы средств и определить гарантированные источники их поступления в заданные сроки. При недостатке средств придется сократить объемы выполняемых работ в соответствии с установленными приоритетами.

6. Принцип развития: Основное требование этого принципа постоянное возрастание показателей эффективности социально-экономической системы. Если рост их показателей прекращается, начинается постепенно ускоряющаяся деградация системы. Непринятие оперативных мер приведет к ее развалу.

7. Принцип обеспеченности: При рассмотрении принципа нормирования и пропорциональности уже отмечалась необходимость финансового обеспечения работ. Но не только это подразумевается в принципе обеспеченности. Кроме того для каждого этапа работ должны быть предусмотрены требуемые материальные ресурсы. Это же относится и к кадровым ресурсам. Для выполнения работ на каждом этапе необходимо определенное количество соответствующих специалистов. Идеальный вариант управления, когда требуемые по количеству (без излишеств) и качеству ресурсы оказываются в нужном месте и в установленное время.

8. Принцип эффективного контроля: Процесс управления немыслим без контроля за результатами деятельности социально-экономической системы, включая подсистему управления. Как только отклонение показателей системы в процессе ее функционирования превысит допустимые пределы потребуется управляющее воздействие на нее с целью их возврата на заданный уровень, если предыдущие воздействие не обеспечивает автоматическое их устранение. Без этого рассогласования в работе системы могут достигнуть критического уровня и привести к ее распаду.

9. Принцип соответствия обязанностей и ответственности: Подразумевается, что уровень ответственности зависит от приоритетности обязанностей. Отсутствие такого соответствия приводит либо к безответственности, либо к подавлению инициативы.

10. Принцип научности: Принятие рационального управленческого решения и оказания эффективного управляющего воздействия немыслимы без научного обеспечения. Только использование современной научной базы – путь к высокому качеству управленческого решения.

11. Принцип коммуникативности: Без своевременной и необходимой информации о состоянии социально-экономической системы, и окружающей среды невозможно оказать действенного управляющего воздействия. Необходим системный подход к информационному обеспечению деятельности предприятия, в том числе процесса управления.

Напомним, что к законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые чер­ты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позво­ляет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

К законам управления относятся:

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия уп­равляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляю­щая подсистема должна обладать достаточным разнообразием уп­равляющих воздействий и пропускной способностью для перера­ботки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной програм­мой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных услови­ях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сфе­рах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демогра­фической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интег­рирует, объединяет многознание в принятых управленческих реше­ниях, проектах, программах и концепциях.



Закон интеграции управления означает объединение в управле­нии различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма - системы. В качестве интегриру­ющих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоян­ными изменениями внутренней и внешней среды.

Одним из основополагающих законов управления является за­кон экономии времени, который характеризует эффективность уп­равления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и фи­нансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекват­ности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

К числу основополагающих законов социального управления относятся также:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика явля­ются целью развития общества и условием поддержания его равно­весия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерыв­ное совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело цивилизованные стра­ны к построению социального государства, социально-ориентиро­ванного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только каче­ственных, но и количественных характеристик в достижении соци­альной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для боль­шинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно раз­витие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма общественного развития - не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежно­сти продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависи­мости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэ­тому природа управленческих отношений двойственная - объек­тивно-субъективная .

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономиче­ским базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъ­ектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребно­стей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъек­тивности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон домини­рования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заклю­чается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организа­ционной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности воз­можно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.

В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования зако­на в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изуче­ние законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных про­цессов. Интегральное исследование этих закономерностей - во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспе­чение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы - одна из важ­нейших закономерностей социального управления.

Это, в свою очередь, актуализирует такую закономерность социального управления, как ее доктринальность, разработка и реа­лизация которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной законо­мерностью современного социального управления.

Доктрина социальная - разновидность глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом пространстве, - выделяет приоритеты в реализации коренных со­циальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для опре­деления стратегических целей социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социаль­но-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого историче­ского опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них опреде­ляет ряд интересов, от удовлетворения которых, в первую очередь, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть исполь­зованы для достижения стратегических социальных целей, сохра­нения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества как теоре­тической основы общих исходных положений не только социаль­ной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:

1) определение границ социальной сферы, которая является объектом управленческих воздействий;

2) оценка проблемной ситуации в этой области;

3) раскрытие алгоритма разработки социальной программы дей­ствий, как долгосрочных, так и среднесрочных;

4) выявление принципиальных механизмов социального обуст­ройства общества, которыми руководствуются при разработке кон­цепции социальной безопасности.

Общим вектором разработки современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.

Само слово «корпоратизм» происходит от «корпорация» (лат. corporatio - объединение, сообщество). В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т. е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем мно­гообразии ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации, со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политиче­ской, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и ме­стной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распо­ряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким обра­зом, корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структу­ры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необхо­димыми полномочиями и ресурсами.

Ясно, что в основу современной доктрины социального управ­ления в России должна быть положена иная парадигма обществен­ного развития, не либерально-рыночная, а корпоративная.

С нашей точки зрения, именно корпоратизм является теорией и методологией современного социального управления в России, именно он определяет социальные цели ее возрождения и последу­ющего развития. Пока социальные цели в российской Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоратизм как основ­ной метод реализации социальной доктрины стал мировой практи­кой общественного развития. Именно на его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведе­ния стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоратизм как самая динамичная сила в истории цивили­зации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбу большей части человечества. Из великих стран не воспользовалась корпоративным опытом только Россия, продолжающая и сегодня бездумный поиск «заемных опытов».

Важным, во многом определяющим законом общественного развития, прежде всего относящегося к главному субъекту сегодняшнего управления, являются выработка и осуществление соци­альной политики как главного механизма реализации принципов «социального государства», «социально ограниченного рынка». Она, в свою очередь, разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества - корпоратизма, которая яв­ляется его генеральной объединяющей целью, и ее части - социальной доктрины, механизмом реализации которой, в свою очередь, является социальная политика.

Одним из важнейших законов современного социального уп­равления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и само­развития.

На наш взгляд, корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Почему? Прежде всего потому, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образова­ния, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования, которые при корпоративном хозяй­ствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечи­вать здоровый образ жизни своего населения.

Решение этих задач возможно при одном условии: население - хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.

Поэтому самоуправление - основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию прива­тизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка реформировать Россию в интересах общества зашла в тупик, теория и практика социального управления пока крайне несовершенны.

Особое внимание следует обратить на единство теории и прак­тики: в практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управления;

Система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами обще­ственного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отноше­ний управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его состав­ными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления;

Между управляемой и управляющей подсистемами социаль­ной системы должна соблюдаться пропорциональность, предпола­гающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функци­онирования этих подсистем;

Между централизацией и децентрализацией функций соци­ального управления должно соблюдаться оптимальное соотноше­ние. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом соци­ального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентра­лизации);

Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управ­ления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим нача­лом их деятельности. Следовательно, принципы социального уп­равления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития ®социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития ® законы и закономерности социального управления ® принципы социального управления. При этом важное различие между прин­ципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают - им следуют.

К основным принципам социального управления относят прин­ципы:

Единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

Единства воздействия всех методов управления для поддержа­ния целостности социальной системы;

Сочетания отраслевого и территориального управления;

Приоритетности в достижении стратегических целей;

Научности социального управления;

Прогнозирования социального управления;

Мотивации (стимулирования) труда;

Ответственности за результаты социального управления;

Рационального подбора, подготовки, расстановки и использо­вания кадров;

Экономичности и эффективности управления;

Системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

Иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

Необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляе­мая система);

Обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

Сочетания единоначалия и коллегиальности;

Ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

Программно-целевого обеспечения;

Делегирования полномочий;

Гуманизма и нравственности в управлении;

Гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют формировать систему мето­дов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

Основываться на законах развития общества, на законах уп­равления;

Соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

Учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

В необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе разви­тия социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Выводы

1. К законам управления относятся наиболее общие, существен­ные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, до­минирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.

2. На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руково­дящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать си­стему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.

3. Являясь в определенной мере искусством, живым творчест­вом, эффективное рациональное управление невозможно без по­знания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управлен­ческих решений.

Вопросы для повторения и размышления

1. Что такое закон и закономерности управления? Назовите их.

2. Принципы управления. Назовите те из них, которые считаются главными..

3. Покажите связь между законами и принципами управления. Как она прояв­ляется?

4. Могут ли меняться законы и принципы управления? Если да, то каким образом?

5. Какие из них сегодня являются приоритетными, незнание или слабое использование которых усиливает кризисное состояние российского общества?

Литература

Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.

Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.

Социальный менеджмент /Отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 1998.

Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.- Белгород, 1995.

Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

Управление основывается на системе экономических законов, за­кономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности - это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благ и услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики.

Все законы и закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся законы, присущие управлению вооб­ще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономер­ности управления.

К числу законов управления (их называют общими законами) относятся следующие:

Закон специализации управления;

Закон интеграции управления;

Закон экономии времени.

Закон специализации управления. Современное производство товаров и услуг характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний в различных областях науки и техники, что неизбежно приводит к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявле­нию их в конкретных условиях, на различных уровнях. Управление в этих условиях становится видом профессиональной деятель­ности, нуждающейся в специальном образовании, обладании оп­ределенными способностями.

Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм - предприятие, фирму, с другой - это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленчес­кий процесс.

Организации, предприятия, фирмы в рыночных условиях могут объединяться в различные новые формы хозяйственных комплек­сов: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответ­ствующим информационным обеспечением.

Закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых уп­равленческих действий, а следовательно, достижение поставлен­ных целей, определяется скоростью реакции управления на по­требности рынка. Принятие решения менеджером в более корот­кое время по сравнению с конкурирующей стороной обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организа­ции. Закон экономии времени имеет важнейшее значение в управ­лении организацией, отраслью народного хозяйства, государством в целом.



Закономерности управления - это логически последовательное про­явление основных законов управления.

Принципы управления - исходные положения теорий управления, основные правила деятельности в этой области по осуще­ствлению управления организацией.

Общими принципами управления являются: объективность (науч­ность), системность (рассмотрение управления организацией как целостного явления), эффективность, конкретность, принцип глав­ного звена, рационального сочетания централизма и демократиз­ма, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориаль­ного управления.

Ведущим принципом управления является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномо­чий по принятию решений, при котором централизованно прини­маются стратегические решения, а оперативное управление осуще­ствляется децентрализованно. Принцип сочетания централизации и децентрализации предпола­гает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

Единоначалие, по сути, - это предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального реше­ния на основе мнений руководителей разного уровня, а также мне­ний исполнителей конкретных решений. Соблюдение наилучшего соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспе­чивает эффективность и действенность принятых решений.



Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществля­лись на базе использования научных методов и подходов.

Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, когда первич­ные звенья управления подчиняются органам руководства следую­щего уровня, и т. д. Соответственно цели управления перед низ­шими звеньями структуры ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Контроль за деятельностью всех зве­ньев управления организацией осуществляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода управленческого процесса.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем (в перспективе).

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности пред­полагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Суть принципа мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мо­тивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека - на этом строится стимулирова­ние, одна из основных функций управления.

Важнейшим принципом управления в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данно­го принципа - в участии всех сотрудников в управлении организа­цией, в партнерских отношениях между предпринимателем и ра­ботником. Формы проявления участия могут быть самыми различными - от широкого участия работников в собственности, прибы­ли и до принятия решений на всех уровнях управления.

Управление реализует систему принципов микросоциального управления:

Принцип «гуманизации производственных отношений», требую­щий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника;

Принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение раз­ных групп работников во имя процветания фирмы;

Принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном организации.

7.Общая характеристика моделей управления .

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты раз­рабатывают, а затем и реализуют на практике с целью решить возникшие проблемы.

Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют сово­купность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические за­дачи. Все это и определяет «плоть» и «душу» моделей управле­ния. Сами модели не застывают, а трансформируются и преоб­разуются вместе и в соответствии с изменениями, которые про­исходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности и тогда она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Главная задача руководителя в том и состоит, чтобы правильно проинтегрировать все главные тенденции и принять на воору­жение самую эффективную модель.

Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основ­ные системы управления. По сути, модель управления - это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками, и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому жи­вотрепещущему вопросу, как управлять вверенным ему объ­ектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать. Модель управления позволяет сде­лать это.

Можно сказать, что модель управления вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей - родной, выстраданной, орга­ничной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Восприимчивость ко всему положительному, умение приоб­щиться к мировому Знанию является одним из самых уважае­мых качеств любого человека, любой организации, любой уп­равленческой системы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:

Во-первых, изменения не должны рушить основы, на кото­рых держится сложившаяся модель управления;

Во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.

Вопрос о моделях управления один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связыва­ют свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

В словарях дается несколько значений слова «модель». В широком смысле «модель» - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, кото­рые для того, кто осуществляет моделирование, являются ори­гиналом.

Модель - это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосред­ственно осуществляет). В зависимости от критериев, политических и эконо­мических пристрастий, установок и задач, которыми руково­дствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выяв­ляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет ре­ально происходящие явления.

Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, на­учные знания, тенденции и закономерности развития, надо де­лать прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель пере­страивать действующую систему управления.

Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким об­разом, управление есть процесс, а система управления - меха­низм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управле­ния, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных це­лей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совмест­но вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодей­ствия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Модель, которая руководителю или управленческой коман­де, представляется идеальной или наиболее подходящей мож­но, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество мо­делей, которые в свое время и при определенных условиях дали положительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми бу­дут являться наиболее эффективно работающие элементы раз­личных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую мо­дель управления, которая в максимальной мере отвечает предъ­являемым требованиям, исключить из нее нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отве­чают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; и, в-четвертых, создать и за­пустить принципиально новую модель, опирающуюся на со­вершенно новую парадигму, способную уловить едва наметив­шиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать до­минантными в будущем.

Задача описать модель управления, например, народного хо­зяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслево­го) комплекса, и даже муниципального образования или кор­порации во всей полноте и широте внешних и внутренних свя­зей представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ра­курс. Именно точка зрения автора - политическая, экономи­ческая, социальная, технократическая, организационная, тер­риториальная, дивизиональная, операциональная - и связан­ные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управления.

В этой связи можно выделить следующие основные модели управления:

По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулиро­вания, социальная рыночная, модель государственного управ­ления с развитыми рыночными отношениями, модель центра­лизованного управления с элементами рынка (плановая).

По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндуст­риальная.

По территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская.

По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

1) школа научного менеджмента (Р.Оуэн, Ф.Тейлор, Ф.Джилбрет, Г.Эмерсон)

2) школа рациональной бюрократии (М.Вебер)

3) административная школа (А.Файоль)

4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик)

5) школа НОТ (А.Богданов, А.Журавский, Ф.Дунаев, А.Гос­тев, Н.Витке, Ф.Дунаевский, П.Керженцев)

6) школа «человеческих отношений» (Э.Мэйо)

7) мотивационная школа (А.Маслоу, Ф.Херцберг, В.Врум, Адаме, У.Джемс, Д.Маклелланд)

8) школа «организационного поведения» (К.Арджирис, РЛайкерт, А.Этциони, Б.Басе, Р.Блейк, Дж.Моутон).

По роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора (теория X и теория Y), модель У.Оучи (теория Z).

По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счаст­ливый атом» (У.Питерс, Р.Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т.Санталайнен), ситуационная модель.

По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состоя­ния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная, развития).

Модель управления должна отражать реальные потребнос­ти развития экономики. Она также должна соответствовать экономической, социальной и культурно-исторической среде, в которой она применяется. Степень адекватности отражения текущих и перспективных потребностей, а также степень соот­ветствия конкретным условиям применения определяют цен­ность модели, ее эффективность.

Наука и практика предложили обществу достаточно много моделей управления. Если взять за критерий место человека в производстве и управлении, то их можно условно объединить в следующие базовые модели: жесткая модель, исповедующая агрессивный менеджмент; мягкая модель, опирающаяся на де­мократические методы управления, тотальное творчество, участие работников в управлении и коллективном принятии решений, коллективизм, экономические и социальные стиму­лы труда; комбинированная модель, сочетающая в себе элемен­ты жесткой и мягкой модели. Каждая из этих моделей имеет свои объективные предпосылки и оптимальные условия при­менения.

Россия (так же как и любая другая страна) может взять на вооружение только ту модель и только те методы управления, которые наиболее полно соответствуют ее историческому опы­ту, традициям и культуре. Слепое копирование зарубежного опыта без его критического осмысления и строгой (пристраст­ной) оценки реальных возможностей его адаптации неприем­лемо и должно решительно осуждаться.

Вопросы для повторения и размышления

1. Что такое закон и закономерности управления? Назовите их.

2. Принципы управления. Назовите те из них, которые считаются главными..

3. Покажите связь между законами и принципами управления. Как она прояв­ляется?

4. Могут ли меняться законы и принципы управления? Если да, то каким образом?

5. Какие из них сегодня являются приоритетными, незнание или слабое использование которых усиливает кризисное состояние российского общества?

Литература

Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.

Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.

Социальный менеджмент /Отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 1998.

Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.- Белгород, 1995.

Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

Глава 5

Реализация рассмотренных ранее законов и принципов управ­ления осуществляется применением различных методов управле­ния.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos - в пере­воде означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой дея­тельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления выражает их ориентирован­ность на конкретную систему (объект) управления.

Организационная форма - специфическое воздействие на реаль­но сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредст­венное) или косвенное (постановка задачи и создание стимули­рующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равно­весия.

Можно выделить следующие методы управления:

- социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- самоуправление как разновидность саморегулирования соци­альной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный ас­пект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, эконо­мических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются ком­бинации основных методов.



Социальные методы управления связаны со способами достиже­ния социальных целей общества не только экономическими, орга­низационно-административными способами мотивации челове­ческого поведения, но и непосредственно: через постановку соци­альных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его от­дельных структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основ­ными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защи­щенностью, качеством социального воздействия, чувством социаль­ной сопричастности к делам фирмы и т. п.

Социальные методы включают широкий спектр методов соци­ального нормирования, социального регулирования, морального стиму­лирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различ­ных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нор­мирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воз­действия. Методы социального регулирования используются для упо­рядочения социальных отношений путем выявления и регули­рования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных по­требностей. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс фор­мирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социаль­но-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, лич­ности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотно­шений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целя­ми применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности кол­лективов.

Психологические методы управления направлены на регулирова­ние отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отноше­ния между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологи­ческого воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профес­сионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процес­сы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понима­ется экономический расчет, основанный на сознательном исполь­зовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатывае­мых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование ба­зируется на следующих основных принципах:

Взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

Дифференциация экономического стимулирования, направ­ленная на реализацию необходимых изменений в структуре произ­водства;

Сочетание экономического стимулирования с другими мето­дами мотивации;

Сочетание экономического стимулирования с экономиче­скими санкциями, предусматривающими материальную ответствен­ность организаций и отдельных работников.

Организационно-административные методы базируются на вла­сти, дисциплине и ответственности. Организационно-администра­тивное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

Прямое административное указание, которое имеет обяза­тельный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

Установление правил, регулирующих деятельность подчи­ненных (нормативное регулирование), выработка стандартных про­цедур административного воздействия;

Контроль и надзор за деятельностью организаций и отдель­ных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях коор­динации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-адми­нистративной деятельности состоит в координации действий подчи­ненных. Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолю­тизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обес­печивает четкость, дисциплинированность и порядок работы. Важ­но определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социальных методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомер­ным ни с научной, ни с практической точки зрения. Органи­зационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержа­ния трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить орга­низационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламен­тируются правовыми актами трудового и хозяйственного законода­тельства, социального регулирования.

В рамках организации возможны такие формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);

2) согласительные меры (консультации, компромиссы);

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоря­жений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой опре­деленные взыскания. Это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благода­ря использованию разных методов управляющего воздействия, рас­ширяющих права и ответственность разных субъектов самоуп­равления.

При изучении проблемы самоуправления возникает ряд вопро­сов: как понимать самоуправление и каковы внешние и внутренние формы его проявления? Каков уровень развития самоуправления в современных условиях? Как зависят система планирования, орга­низационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие подсистемы управления от степени развития самоуправле­ния?

Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каж­дый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработ­ка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределе­ние по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъ­ектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу». Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объек­тивно предполагает демократизацию управления (самоуправление). Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участ­никами управления производственными и социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и раз­вития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом самоуправление рассматривается не как антипод управления, а как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управле­ния.

В сложившихся условиях необходимо отойти от рассуждений о том, насколько следует ослабить или усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и децентрализации в управлении, согласно которому централизация обеспечит гармоничное, системное развитие в целом, а децентрализация - принятие и реализацию «сво­бодных решений» каждым субъектом управления, работающим на принципах самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта управления не только за государственными органами и общественными организациями, но и за социальными группами и трудовыми коллективами. Следует учитывать и то, что «прямые» демократические принципы имеют свои пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без исключения управленческих вопросов. В итоге выявляются функции (обязанности) и их распре­деление по уровням управления, при котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства, где родились и получили распространение различные формы прогрессивной организации труда и всей обще­ственной жизни. В этих условиях принцип демократического цен­трализма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению.

Характер самоуправления в рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует развитию и совершен­ствованию самоуправления, так как личный экономический и социальный интерес каждого участника производственного процес­са ставится в зависимость от эффективности управления организа­цией в целом. Коллективная материальная и моральная заинте­ресованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений на коллективной основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда и потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом, функция контроля трансформируется в самоконтроль.

Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоя­тельное принятие субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений. С одной стороны, оно предполагает определенную самостоятельность орга­низационно-хозяйственных звеньев учреждения по отношению к высшим органам управления, то есть наделение правом принимать самостоятельные решения по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой стороны, полную самостоятельность на базе слияния субъекта и объекта управления.

Самоуправление возможно только в таких экономических усло­виях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоуправле­ния труд соединяется с управлением через отношения собственности. Так как экономической формой их реализации является корпоратизм, то более благоприятные условия для развития самоуп­равления складываются на нижнем уровне, где корпоративные отношения проявляются наиболее значимо, их развитие и внедре­ние подводит прочный экономический фундамент под процессы самоуправления и демократизации всей деятельности местных субъ­ектов управления.

Однако корпоративное самоуправление реализуется с большим трудом. Наряду с общими причинами торможения процесса (сохра­нение старых методов руководства (администрирования), вызван­ных инерционным характером общественного сознания) сущест­вуют и индивидуальные причины внутри трудовых коллективов (конфликтность, различная профессиональная пригодность). Кро­ме того, в действительности сложно определить соотношение между самостоятельностью и самоуправлением. Данные понятия не тож­дественны. За термином самостоятельность скрываются неодно­значные, разнородные явления. Так, в преобладающем большинстве случаев расширение самостоятельности в определенных ее формах означало усиление экономической власти администрации на разных уровнях, а не развитие самоуправления. Это одно из основных противоречий становления самоуправления в организации.

Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается управлением активно, а другая (боль­шая часть) - пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в компетентности, предполагающей, кроме профессиональных качеств, и информиро­ванность членов трудового коллектива о течении производственно-хозяйственных процессов. Не имея достаточного количества информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены) лишены возможности не только принимать управленческие реше­ния, но и участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию контроля.

В целом методика комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

1) приемы мотивации работников: постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модифи­кация поведения (применение наказаний и наград с целью улучше­ния поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

2) приемы мотивирования работы: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работ­ников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окон­чания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

3) приемы мотивирования организационной деятельности: рас­ширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах органи­зации); участие в достижении целей (получение регулярных денеж­ных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.

В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъек­тами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления .

Важно отметить, что использование сложной техники управле­ния, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возмож­но: а) с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных, политических, духовно-культурных); б) с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.

Сила научных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объеме анализа, обеспечи­вают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают средства воздействия, обес­печивающие желанное изменение его. Они могут рационализиро­вать процесс принятия решений в социальной сфере.

Такие научные методы, как моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, имеют многовековую историю. И все же име­ются достаточные основания органически связывать современный инструментарий управления с научно-технической революцией, с ее эпохальными достижениями.

Она не только обновляет и повышает эффективность традици­онных, веками используемых методов и средств, но и провоцирует революцию в методах и средствах управления. Все большее значение в принятии управленческих решений играет моделирование социаль­ных процессов.

Иногда модель понимают как прототип, или шаблон, который механически прилагается к различным конкретным явлениям и процессам. Это понимание ошибочно. Для достижения хороших результатов при решении практических проблем необходимо всегда «работать по заказу», то есть модель должна отражать специфиче­ские признаки определенного процесса. Разумеется, различные модели могут иметь общие признаки как отражение реальных свойств предметов и явлений. Отсюда вытекает и значение изомор­физма для моделирования и управления.

Большие возможности оптимизации управления раскрывает кибернетическое моделирование. Как считают крупные ученые, ха­рактерной чертой кибернетического подхода является тенденция к упрощению (аппроксимации) сложных объектов с целью изучения их основных параметров и на этой основе раскрытия их глубокой сущности. Основной путь современной научной характеристики таких объектов связан с построением моделей для них с последую­щим увеличением информационной содержательности этих моде­лей.

Процесс совершенствования моделей полезно рассматривать как процесс их постепенного обогащения или проработок, начиная обычно с самых простых моделей.

В настоящее время наука и практика располагают самыми разнообразными по характеру и предназначению методами и фор­мами моделирования. В данном случае нас интересуют те модели, которые непосредственно обслуживают управление, создают пред­посылки его оптимизации. Для управления сложными системами следует выработать качественно новые модели, но полезно исполь­зовать и семантические и прагматические отношения.

Нет сомнений, что внедрение математики в эту область имеет огромное значение. Математическое моделирование дает возмож­ность использовать современные методы и технические устройства в познании и повышать точность моделей. Наряду с этим следует моделировать и качественную сторону социальных явлений, специ­фика которых полно раскрывается философией, социологией и целым комплексом общественных наук.

Важное место в управлении социальными системами в настоя­щее время занимает прогнозирование. Всякое, даже самое элемен­тарное, решение предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и стратеги­ческого характера, требует умения предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями. Прогноз как форма социального предвидения описывает воз­можную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно неуправляемые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, норма­тивную, предупредительную и др. Они нацеливают органы управ­ления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую модель, предуп­реждают о возможных отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Роль и значение прогнозирования особенно сильно проявляют­ся в условиях научно-технической революции, которая усложняет связи в социальном организме и повышает динамику общества. Научно-техническая революция требует еще в большей степени, чем прежде, идеального опережения, верного предвидения возмож­ного развития последствий деятельности субъекта управления.

Прогнозирование, как и моделирование, - это сложная науч­но-исследовательская и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так, чтобы давать необходимую инфор­мацию при подготовке управленческих решений. Значение прогно­зов в управлении социальными процессами заключается прежде всего в том, что они выступают предплановыми документами. Прогнозирование имеет задачей не констатировать возможное бу­дущее, а помогать плановой деятельности, содействовать ее опти­мизации. Разумеется, следует иметь в виду, что для выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа, посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, трансформируется так, что может служить основой оптимального планирования.

Моделирование и прогнозирование социальных систем - тесно связанные между собой виды деятельности. В известном смысле прогноз можно рассматривать как модель будущего. С другой стороны, модель какой-либо системы неминуемо повышает свою познавательную и управленческую роль, если базируется на перс­пективных изменениях в ней, а значит, на прогностической инфор­мации. Метод моделирования широко используется в прогностической деятельности.

Науке и практике известны и различные методы экспертных оценок, которые успешно используются в прогнозировании и в выработке управленческих решений. Сопоставление различных суждений, внимательный разбор, анализ аргументов, которые они содержат, синтез оценок обеспечивают необходимую достоверность прогноза и способствуют подготовке и принятию оптимальных решений.

В современных условиях в связи с возросшей сложностью управленческого процесса формируется специфический вид труда, обслуживающего управление, - консультативный труд и соответствующий метод управления. В развитых капиталистических стра­нах функционирует множество обществ, бюро, организаций, которые вырабатывают экспертные оценки и дают консультации руководителям. Крупные ученые отстаивают создание системы коммуникаций между специалистами по управлению и руководст­вом организаций.

В структуру управления компаниями все чаще вводится фигура (informal man), которой не дана власть и которая не несет ответст­венности за какой-либо сектор работы. Это советник президента или генерального управляющего, независимый эксперт, оцениваю­щий положение вещей в компаниях не с позиции какого-либо подразделения или службы, а в широком, стратегическом масштабе. В отличие от специалистов, привлекаемых из консультативных фирм по управлению на основе договоров, этот эксперт является как бы доверенным лицом высшего руководства, посвященным во все намерения и тайны, относящиеся к долгосрочной стратегии и предстоящей тактике. Его не тяготит бремя текущей оперативной работы, груз прежних традиций и ошибок, он не ограничен тесными рамками служебной иерархии. От него требуются объективные оценки, смелые рекомендации крупного масштаба, которые могут существенно повлиять на положение дел.

Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров компаний ученых, которые специализируются по вопросам экономики, рыночных отношений, финансов, капи­таловложений, социального управления. Постоянно работающий в университете или научном центре ученый является одновременно и одним из директоров компании. Не отвечая за определенный участок работы и не будучи связан какой-либо отдельной произ­водственной функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего руководства.

Когда рассматриваются пути и средства оптимизации работы по подготовке руководящих решений, следует иметь в виду и роль конкретных социальных и социологических исследований. Через них обеспечивается сбор представительной информации об изуча­емом объекте, раскрываются его характерные черты и тенденции развития, формируются выводы и рекомендации, которые помогают руководителю в его деятельности.

Процесс сбора и обработки информации качественно меняется в результате применения электронно-вычислительной техники, зна­чение которой состоит в том, что она служит технической базой для разрешения исторического парадокса - наличие информационно­го голода на фоне изобилия первичной информации. Современное производство, техника и наука требуют от человека такой быстроты и точности реакций, которые находятся вне пределов его физиоло­гических и психологических возможностей. Электронно-вычисли­тельная техника обеспечивает ускоренную обработку огромных объемов информации и таким образом помогает руководителям в подготовке и принятии управленческих решений.

Большие возможности наиболее полно реализуются в автоматизированных системах управлениях (АСУ). Они повышают степень научной обоснованности управления, так как принятие решений не находится в зависимости от субъективного мнения и интуиции руководителя, а основывается на количественных характеристиках существующей и ожидаемой ситуации, которые формируются на базе использованных социальных моделей и вычислительной тех­ники. АСУ содействуют освобождению руководства от механиче­ского выполнения большой текущей работы и сосредоточению внимания на творческом решении наиболее важных перспективных вопросов управления. Повышая оперативность управления, авто­матизированная система предполагает активное участие человека в управленческом процессе. Именно человек принимает окончатель­ное решение на основе оценки различных вариантов, учитывая дополнительную информацию.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль в управлении социальными процессами. Эпохальные научно-технические дости­жения открывают принципиально новые возможности рационали­зации управления, преодоления субъективизма и волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения управ­ленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются раз­личным образом в зависимости от характера социальных отношений, политической надстройки.

Выводы

1. Методы социального управления являются важнейшим сред­ством реализации законов и принципов управления. Все их много­образие (экономические, социальные, психологические, органи­зационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, полити­ческих и духовно-культурных).

2. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возмож­ностей управляемой системы, которые появляются только с расши­рением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов самораз­вития и самоуправления.

3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, про­граммирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).

Каждый руководитель должен знать и осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества - законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будут способствовать эффективности его деятельности, в противном случае его ожидает неудача.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Различают общие и специфические законы управления.

К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;
  • закон интеграции управления;
  • закон экономии времени.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

  • закон единства и целостности системы управления;
  • закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
  • закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
  • закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
  • закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Принципы управления отражают наиболее общие закономерности, отношения и взаимосвязи между элементами системы управления. Они являются отправной точкой при решении любых вопросов управления, отражают общий подход при решении разнообразных управленческих задач в складывающихся конкретных условиях и ситуациях.

Система принципов управления включает общие и частные принципы. Общие принципы значимы для управления как целостного социального явления, реализуются в нем независимо от уровня и специфики сферы управления. Следование им обязательно для руководителя любого уровня. Общие принципы управления конкретизируются, получают свое развитие и дополняются частными принципами. Частные (функциональные) принципы применяются при реализации отдельных функций управления. Так, большое значение для практики управления имеют частные принципы: выработки и принятия управленческих решений; планирования; контроля; делового этикета и пр.

Общие принципы были сформулированы французским горным инженером, теоретиком и практиком менеджмента, основателем административной (классической) школы управления Анри Файолем. До сих пор они считаются классическими и основополагающими при изучении системы управления.

Принципы управления по Файолю:

  • разделение труда - перепоручена работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания на конкретной операции;
  • власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия;
  • дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка;
  • единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения;
  • единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели;
  • подчиненность интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации;
  • вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников;
  • централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая;
  • иерархия - организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую при необходимости можно сократить во избежание вреда;
  • порядок - определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте;
  • справедливость - уважение и справедливость администрации к подчиненным, сочетание благожелательности и правосудия;
  • стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента;
  • инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам;
  • корпоративный дух - сплоченность работников, единство силы. В настоящее время в качестве дополнений и уточнений используются и другие принципы управления :
  • принцип единства цели и руководства (целенаправленности). Управление всегда должно быть ориентировано на достижение его целей. Виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны координироваться и направляться на достижение единой цели. Это означает, что деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип, по существу, обосновывает необходимость наличия руководителя для координации деятельности различных субъектов, имеющих общую цель;
  • принцип баланса централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией. Это соотношение определяет главным образом фигура руководителя. Степень централизации отражает распределение функций управления по вертикали организационной структуры системы управления. Чрезмерная централизация в управлении организацией имеет своим следствием недостаточный учет специфики деловой обстановки на местах; усложнение внутрисистемных отношений, сковывает творческое начало на нижестоящих уровнях управления, сдерживает развитие их самостоятельности и ответственности, ограничивает оперативность в решении возникающих проблем. В свою очередь, превышение разумных пределов децентрализации приводит к потере или ослаблению управляемости;
  • принцип связей. Речь идет о том, чтобы каждый руководитель учитывал существование не только вертикальных, но и горизонтальных связей, осуществлял необходимые контакты с коллегами, по крайней мере на том же уровне управления, и использовал получаемую информацию при выполнении своих служебных обязанностей;
  • принцип законности. Различные аспекты действия принципа законности отражают следующие положения:
    • - верховенство закона. Все нормативные правовые акты организации должны основываться на действующем законодательстве и не противоречить ему;
    • - равенство всех субъектов и объектов управленческой деятельности перед законом;
    • - единообразное понимание и применение законов и иных нормативных актов в управлении организацией на всей территории их действия;
    • - обеспечение систематического контроля за соблюдением работниками требований законов и других нормативных правовых актов, предотвращение и своевременное пресечение возможных правонарушений;
  • принцип научности предполагает знание субъектом управления объективных закономерностей управления и тенденций развития общества, науки, технологий. Умение руководителя действовать с учетом этих закономерностей, тенденций, направлять и координировать усилия работников (участников) организации на достижение необходимого конечного результата;
  • принцип связи с общественностью приобретает все большее значение для управления организацией в современных условиях. Без связи с общественными организациями, прежде всего с местными территориальными сообществами, со средствами массовой информации, в значительной мере формирующими общественное сознание и мнение, современная организация зачастую не может рассчитывать на успех в своей деятельности, а иногда и на нормальное функционирование;
  • принцип гибкости обязывает руководителя предусматривать возможность маневра имеющимися силами и средствами, использования тех форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают изменившейся ситуации, возможность корректировки тактики реализации принятых решений, чтобы обеспечить последовательное продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредвиденных препятствий и осложнений;
  • принцип этичности предполагает соблюдение руководителем и подчиненными некоей совокупности этических правил, что обеспечивает нравственный характер взаимоотношений в сфере управления организацией.

Функции управления - это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.

Функции управления должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции управления носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей.

Существуют различные классификации функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации.

Наиболее простым и доступным для понимания является деление функций управления на две группы: общие и специальные.

Общие функции управления сформулированы А. Файолем. Он выделяет пять функций менеджмента, представляющих собой самостоятельные направления, но в то же время связанных с другими направлениями процесса управления. Управлять, по Файолю, значит: планировать (prevoir); организовывать (iorganiser ); отдавать распоряжения (приводить в действие) (commander ); координировать (coordonner ); контролировать (controler ). Они проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.

Среди общих функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).

Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределение работы среди подразделений, сотрудников и координацию их деятельности.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Особое место в системе управления занимают специализированные функции , т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации, основными функциями организации и бизнес-процессами, протекающими в организации).

Каждый из этих объектов управления включает в себя множество своих объектов управления. Так, основные функции предприятия включают в себя следующие элементы (объекты управления): производство; материально-техническое снабжение; исследования и разработки; маркетинг и сбыт готовой продукции; кадры; финансы, включая учет и анализ хозяйственных процессов, и пр.

Управление этими объектами и составляет содержание специализированных функций управления (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Название

специальной

Управление

производством

Планирование объема выпуска продукции.

Расстановка оборудования и создание рабочих мест.

Организация выполнения работ (обеспечения рабочих мест материалами, сырьем, комплектующими, информацией).

Организация своевременного ремонта оборудования и техники.

Оперативное устранение сбоев и неполадок в техническом процессе.

Контроль качества

Управление

материально-

техническим

снабжением

Заключение договоров поставки.

Организация закупки, доставки и хранения производственных запасов

Управление исследованием и разработками (инновациями)

Организация научных исследований и прикладных разработок.

Создание опытных образцов.

Организация внедрения новинок в производство

Управление маркетингом и сбытом готовой продукции

Изучение рынков.

Формирование каналов сбыта.

Организация отправки готовой продукции покупателям