Человек как субъект социальных отношений. Личность как субъект социальных отношений понятие личности

А.В. и В.А. Петровские выделяют три составляющие структуры личности :

    внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема – систем­ная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека;

    межиндивидная (интериндивидная) подсистема структуры личности, находящаяся в «пространстве» вне органического тела индивида. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия;

    метаиндивидная (надындивидная) подструктура – «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности; продолжение себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами.

Персонализация – процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них.

Становление личности

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

    усвоение социального опыта;

    производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует :

    способность к опосредованному поведению , предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

    способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов,предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения с более широким контекстом жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности .

Личностные подсистемы регуляции деятельности

Подсистема

Мотив поступка

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, ᴇᴦο природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется ᴇᴦο социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – её потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, её отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только её позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, ᴇᴦο способностей, знаний и умений, ᴇᴦο эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Данные свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет ᴇᴦο анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, ᴇᴦο природе заложены возможности ᴇᴦο психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять ᴇᴦο социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

Лекция. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

2.Социализация как процесс. Культурно-исторические особенности социализации.

3.Современные социальные концепции личности.

1 .Понятие личности в социологии. Личность как субъект общественных отношений. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens )человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального по ведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р.Дарендорфа, Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

На рисунке 2а. в детальном виде показана связь «общие социальные условия - личность как объект». Эта схема дана в монографии российского социолога В. А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы». Общие социальные условия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Социальная структура общества - это основа социальных отношений.

Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обусловливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.

Важным компонентом макросреды являются социальные институты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологическими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение - социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 26. развернуто содержание системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь - от субъекта к его социальному поведению, т. е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio - расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальны установки на типичные социальные объекты и ситуации; З) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие - поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

2/ Структура личности

Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность, многоплановость структуры личности в начале ХХ века обратил внимание австрийский психоаналитик З.Фрейд. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта.

З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психологических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» - это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» - сфера сознания, «Сверх-Я» - сфера интериоризоватнной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.

Подсознание («Оно»­) представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых Э.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и агрессивную. Так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Подсознанием правит принцип удовольствия. З.Фрейд считал, «что в каждом человеке как бы сидит такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но, поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Сознание («Я») - компонент личности, управляющий ее контактами с внешним миром. В начале своего жизненного пути, когда человек появляется на свет, у него существуют только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако по мере роста человек под влиянием окружающих людей учится ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что от него требуется. Постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобренного поведения.

Сферой сознания («Я») управляет принцип реальности. Он вынуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека расчетливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.

Сверхсознание («Сверх-Я») - это пересаженные в голову человека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нор мы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. данный слой психики личности формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

Вычленив в структуре личности три основных компонента, 3.Фрейд не считает их равноценными для ее существования. Определяющую роль он отводит подсознательному компоненту «Оно». «Оно» - это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, психическая самость, то зерно, из которого произрастает в процессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Иначе говоря, это строительный материал личности. «Я» - находится на поверхности жизни. «Я» - сфера сознательного, посредине между «Оно» и внешним ми ром, в том числе между природными и социальными институтами. «Я» воспринимает бессознательные инстинкты и пытается реализовать их в приемлемой для конкретной ситуации форме.

Сверхсознание («Сверх-Я») - это сфера обитания нравственных чувств, которые выполняют роль внутреннего «цензора», постоянно контролирующее «Я».

В динамическом плане все эти три элемента структуры личности харак-теризуются конфликтом. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойные осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я»,что создает для человека невыносимое напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. А это значит, что если бессознательные инстинкты остановлены в одном из своих проявлений, то они неизбежно в другом должны произвести какие-то эффекты. Окультуривание этих эффектов производится на основе действия «Сверх-Я». «Сверх Я» обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, тех раз личных форм, в которые они выливаются, и, прежде всего, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства), является, по Фрейду, символизацией вытесненных в «подполье» бессознательных потребностей.

Идеи 3.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П.Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх Я>, утверждая, что его содержание находится в сфере бессознательного. Сверхсознание, по П.Сорокину, - это сфера абсолютных нравственных законов, которые содержание базовых ценностей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.

В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть человеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание - сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в непреходящие абсолютные ценности.

3/ Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль

Социальный статус и социальная роль

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули, Дж.Мидом, Р.Линтоном, Т.Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением (позицией), которую они занимают в обществе в целом и в социальной группе, в частности. В соответствии с этим положением (позицией) индивид обладает определенными функциональными правами и обязанностями в отношениях с другими индивидами. Определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, называется социальным статусом. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутрённей позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набором прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый чело век включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отношений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор являётся мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.

Таким образом, каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть так же расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой - это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т.д.) . Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный - это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д. достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р.Линтона, ожидаемое по ведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль - это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблон вый тип поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социальную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институциовализиро-ванных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, ин том ин другом случае они определяются статусом. Так статус преподавателя вуза - это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юридически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного вуза. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания, служить примером культурного поведения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами - это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них системой ценностей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное место занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов.

Т.Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками 1) способом получения - одни предписываются, другие - завоевываются; 2) эмоциональностью - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 3)масштабом часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действия в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией - на общее благо, на личную прибыль и т.д.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус преподавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии зачетов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена неформальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально сливаются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает общаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Максимальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (связанными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от роли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому другу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Данный конфликт индивида с группой, обществом или другими индивидами следуёт отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, напри мер, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожиданиями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, например, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины - разбито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, чтобы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не донес на нарушителя: Учитель не требует, чтобы он назвал этого нарушителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требованию и назвал нарушителя. Существует несколько способов пре одоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их исполнению придается приоритетное значение.

Теперь, когда мы рассмотрели основные характеристики личности, необходимо уяснить, как же происходит ее формирование. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Коротко говоря, социализация - это процесс становления социального «Я». Социализация охватывает все формы приобщения индивида к куль туре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

По своему содержанию социализация - это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой - их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию.

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ран них стадиях - поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) ос мьтсление своего «Я». Осознание и осмысление своего «Я» - это два разных момента в процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я-образа». Осознание своего ((Я» происходит в раннем детстве. Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве - таковы основные стадии 1 в осознании своего «Я».

Осмысление своего «Я» - это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же, как «Я». Входе этого процесса формируются представления о добре и зле, цёли и смысле жизни и другие духов- - но-нравствен и мировоззренческие установки.

Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность - это ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной

от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение - осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализация и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют сего. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты

- это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. Их воздействие охватывает практически все сферы жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют узко специализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы - это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» - дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализа ции - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Одним из первых выделил элементы социализации индивида З.Фрейд. В соответствии со своей теорией структуры личности, включающей «Оно», «Я» и «Сверх-Я», 3.Фрейд представил социализацию как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление всех этих трех составляющих элементов личности.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до II стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее из меняет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией по ведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как все- могущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Теория зеркального «Я» Ч.Кули, зафиксирован воздействие на формирование личности окружающей среды и отмечая избирательный характер, не в достаточной мере учитывала активность личности в этой избирательности. Развитием теории «зеркального «Я» является концепция, «обобщенного другого» Дж.Мура. В соответствии с данной концепцией «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я - образ». Индивид в процессе общения как бы встает наместо других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Это опознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или другой роли. Принятие роли претендует на игру. В детских играх их участники принимают на себя различные роли. Классический пример - игра в «дочки-матери>: ты будешь мама, ты будешь папа, ты будешь ребенок и т.д. Исполнение роли связано с действительным ролевым поведением.

В соответствии с этой концепций выделяются три стадии обучения ребенка: подготовительная, игровая, исполнения роли. В ходе подобного процесса индивид проходит последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других людей. В сознании личности формируется «обобщенный другой». Повторяя и принимая роль «обобщенного другого» индивид постепенно формирует образ своего «Я».

Уточнением концепции Дж.Мура является концепция «значимого другого» А.Таллера. «Значимый другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи указания он по пре имуществу принимает. В качестве «значимых других» могут вы ступать родители, замечательные учителя, наставники, товарищи, популярные личности.

Понятие личности Человек - представитель специфического биологического вида. Понятие указывает на качественное отличие людей от животных (мужчины и женщины, старики и дети, чернокожие и белые. Различия между людьми социально не обусловлены). Индивид - единичный представитель человеческого рода, обладающий психофизиологическими особенностями (темперамент, характер, специфика памяти, чувств, способности, склонности). Качества личности социально обусловлены, они формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой.

Личность - целостная система социальных качеств индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми Социальные качества личности – обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, т. е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности: Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды, осознание себя как «Я» , противостоящего другим и неразрывно связанного с ними. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Активность – способность личности самостоятельно и интенсивно производить социально значимые действия. Интересы – побудительный механизм познания и деятельности личности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; устремленность к достижению определенной цели. Убеждения – идеи и принципы, определяющие отношение индивида к действительности. Установки – готовность индивида к активной деятельности в определенной сфере социальной деятельности. Ценностные ориентации – значимые для индивида цели жизни и основные средства их достижения. Идентичность – результат самоотождествления с другими людьми, социальной общностью или иным идеалом.

Социальные качества в своей совокупности образуют сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится в постоянном взаимодействии. Особенности личности как системы: целостность открытость динамичность самопознание саморегуляция саморазвитие

Социализация - многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом, позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта социальных отношений.

Формы социализации направленная – специально разработанная система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в обществе идеалами и ценностями; ненаправленная – стихийное формирование определенных социальных качеств в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении. Эти формы социализации могут согласовываться, гармонировать или противоречить другу. В случае противоречия возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей процесс социализации.

Процесс социализации Существуют разные подходы к классификации этапов социализации. По мнению Дж. Мида, социализация включает 3 стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей: имитация; игровая; коллективная игра. З. Фрейд также анализирует этапы социализации в детстве и выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости. Э. Эриксон выделил 8 стадий социализации, в основе которых лежит специфический кризис. Переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса.

Ряд авторов неоправданно рассматривает процесс социализации, как происходящий только в детские и юношеские годы. В юные годы создается фундамент духовного развития личности, но лишь вступив во взрослую жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно как и для чего жить В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформулированы в предыдущие годы ресоциализация. Десоциализация - утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Агенты социализации – индивиды, группы и социальные институты, воздействующие на индивида в процессе социализации: семья группа сверстников образование трудовой коллектив средства массовой информации другие социальные институты

Структура личности По основанию деятельности в структуре личности можно выделить 6 подсистем: система общего ориентирования (направляет поведение человека во времени и пространстве); система мотивации (стимулирует поведение); система целеполагания и волевого решения, (обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующие решениям); технологическая система (обеспечивает реализацию ориентации необходимыми способами и средствами деятельности); поведенческая система (весь потенциал субъекта в поведенческой сфере); рефлексивная система (регулирует и контролирует все стадии деятельности).

По 3. Фрейду личность состоит из 3 основных систем: Ид – оно (врожденные состояния и инстинкты человека), эго - я (исполнительный орган личности - посредник между инстинктами и условиями среды; разум, рассудок), суперэго – сверх-я (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль). Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид - как биологическую, эго - как психологическую и суперэго - как социальную составляющие.

Социологическое изучение структуры личности связано с представителями ролевой и поведенческой концепций. В ролевой концепции личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) структура личности рассматривается с точки зрения строения человеческого Я. Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули личность состоит из 3 элементов: представления о том, как нас воспринимают другие люди; представления о том, как они реагируют на наше поведение; представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Дж. Мид характеризует личность как Я, состоящее из 2 частей: I - Я-сам (реакция личности на воздействие других людей и общества в целом) Me - Я-меня или Я-другой (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этом основании строится образ обобщенного другого, благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

В отечественной социологии принято рассматривать структуру личности по основанию социальных отношений или как производную от социальной структуры общества. В объективном смысле социальная структура - сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами, которые предполагают: наличие статусов, которые занимают участники взаимодействия относительно друга и всей системы в целом, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли).

Ролевая теория личности - результат синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ч. Кули, Дж. Мид и Р. Линтон заложили ее теоретические предпосылки и сформулировали основные положения. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» впервые ввел в научный оборот в 30 -е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон. Социальный статус – позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.

Каждый человек занимает несколько социальных позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Положение личности может быть обусловлено социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Статусный набор – вся совокупность статусов отдельного индивида.

В статусном наборе не все позиции одинаковы. Интегральный (главный) статус – статус, с которым индивида отождествляют окружающие; тот, который определяет основное содержание его деятельности.

Виды социальных статусов 1. Предписанный (аскриптивный) – позиция, занимаемая индивидом благодаря наследуемым признакам; задается индивиду от рождения независимо от его желания и деятельности. Можно разделить их на: прирожденные и приписываемые (величина не постоянная, но биологически определяемая, не зависящая от воли человека) 2. Достигаемый – приобретается индивидом в ходе жизни благодаря усилиям, желаниям, деятельности (или их отсутствию). 3. Смешанный – обладает чертами обоих типов; приобретается в ходе жизни, но благодаря усилиям, воле, деятельности других людей.

Социальная роль - модель поведения, в соответствии с которой должна вести себя личность, обладающая определенным социальным статусом. Человек выполняет множество ролей, связанных с его социальным статусом. Ролевой набор – совокупность ролей, характерных для индивида в определенных ситуациях.

Типы социальных ролей представляемая роль – ожидания индивидов и социальных групп, ориентированные на субъекта ролевого поведения; субъективно воспринимаемая роль – ожидания, который индивид – субъект ролевого поведения – приписывает самому себе; играемая роль – реальное воплощение поведения индивида, обладающего определенным статусом

Дж. Морено различал: психосоматические роли психодраматические роли социальные роли. Т. Шибутани выделял: конвенциальные роли межличностные роли. По мнению И. Гофмана, роли бывают: сценические закулисные.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: статус определяет место индивида в социальной системе, а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса; понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики отношений между статусами и ролями ученые ввели целый ряд понятий: «противоречивость статуса» и «статусная кристаллизация» - разная мера согласованности между собой различных статусов личности (Ж. Ленски), «ролевая дистанция» - отдаленность индивида от исполняемой им социальной роли (И. Гоффман); «ролевые напряжения» - факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. «ролевой конфликт» - ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей (Р. Мертон); «ритуалы перехода» и др.

Ритуалы перехода - специальные процедуры и практики перехода от одного статуса к другому. А. Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее сложности освоения нового статуса и комплекса ролей. В структуре ритуала он выделял 3 стадии: долиминальная (отделение), лиминальная (переход) постлиминальная (воссоединение). Эти процедуры сохранили свое значение по сей день.

Типологии личности В психологии наиболее известны типологии Э. Шпрангера, К. Хорни, К. Юнга и Э. Фромма. Э. Шпрангер - автор книги «Типы людей» , в которой описаны 6 типов личности с разным видом активности: - теоретический - экономический - эстетический - социальный - политический - религиозный. Среди отечественных авторов можно выделить типологическую модель личности К. А. Абульхановой. , которая опирается на различия в уровне активности, характере притязаний, а также характеристиках саморегуляции.

Среди представителей социальной и культурной антропологии наиболее известны типологические модели личности Р. Линтона, А. Кардинера, М. Мид. Р. Линтон (1893- 1953) - автор концепций базисной и статусной личности. Базисная личность - особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Этот тип личности передается из поколения в поколение посредством культуры. Статусная личность - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом, свойственная большинству индивидов данного общества с данным статусом. Общие элементы статусных личностей того или иного общества - базисный тип личности.

По мнению А. Кардинера, изменения в социальной организации неизбежно ведут к радикальной перестройке базисного типа личности. В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность» . Ее авторами считают Ф. Боаса и К. Дюбуа. Модальная личность - наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества.

Р. Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам: 1)конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые культурные цели и средства; 2)новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными средствами; 3)ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность, 4)изолированный тип - личность, которая отходит как от культурных целей, так и от институциональных средств; 5)мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Р. Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял 4 типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага) человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением) человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности) человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, этапы социализации; средства и направления воспитания; теории воспитания; социальный статус и социальные роли.

В социально-гуманитарных науках принято различать близкие по значению понятия: «человек», «индивид», «личность». Используя слово «человек », обычно имеют в видубиологический вид – homo sapiens (человек разумный). Термин «индивид » (от лат. individuum: неделимое)применяется для обозначения конкретного представителя этого вида. То есть, индивид – это единица биологического вида. Понятие «личность » определяет положение индивида среди конкретных социальных общностей.

Личность – это социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых , в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными группами (коллективами, этническими общностями, классами и др.) и, во-вторых , с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.

Личность в системе социальных отношений

Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в роли объекта этих отношений. С другой стороны – каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, то есть быть в качестве субъекта этих отношений. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и в качестве объекта и в роли субъекта окружающих ее социальных отношений (см. рис. 2).

Социальные отношения Личность (субъект)

Личность (объект) Социальные отношения

Рис. 2. Личность в роли объекта и субъекта социальных отношений.

Можно сказать иначе. Взаимодействия личности с социальной среды наглядно характеризуют две ее формы :

1) адаптация , то есть, пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;

2) интеграция – активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

Каждый индивид уникален, не похож на других. Причем не только по внешним, физическим качествам, но и с точки зрения социальных характеристик. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими факторами.

Социологическая наукаисследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимается педагогика, психология и ряд других наук, ориентированных на решение конкретных проблем поведения индивидов. Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, личность учителя, личность рабочего, то есть типологизированная личность , которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей, с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и ряду других показателей.

Процесс усвоения личностью окружающих ее социальных норм и ценностей принято называть социализацией. Здесь личность выступает в роли объекта отношений. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием индивидуализация.

Воспитание личности можно определить, во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения личности к социальным нормам и ценностям, характерным для того или иного общества в конкретных исторических условиях (социализация ) и, во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей в интересах общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация ).

Доминирование в воспитании элементов социализации над индивидуализацией не желательно. В процессе такого воспитания сформируется конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, неспособный самостоятельно принимать решения. Если преобладает индивидуализация, будет воспитан индивидуалист, ориентированный на эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам.

Иначе говоря, основные цели воспитания связаны, с приобщением индивида к социальным нормам и ценностям, то есть к основным составляющим духовной культуры . Э тот процесс должен учитывать также особенности, способности, интересы и потребности индивида. То есть, социализация личности должна оптимально сочетаться с ее индивидуализацией . Только в этом случае может сформироваться гармонично развитая личность.

К основным механизмам целенаправленного развития личности можно отнести наличие ряда условий и факторов, среди которых нередко выделяют так называемые средства воспитания . Их примерный перечень:

1. Семья – ребенок тяготеет к выбору стиля жизни и образа поведения, которые присущи его семье, его родителям.

2. Группы «равных» – включают друзей одного возраста.

3. Школа – кроме формального процесса обучения существует скрытый процесс воспитания: правила школьной жизни, авторитет учителя, его реакции на те или иные действия, влияние особой «школьной среды.

4. Средства массовой коммуникации – газеты, журналы, кино, радио, телевидение, которые влияют на воспитание личности.

5. Трудовые коллективы – важнейший фактор социализации индивида.

6 . Религиозные организации – нередко являются сильным средством духовно-нравственного воздействия на личность.

7. Общественное объединения – создают неповторимую для каждого индивида социальную среду, формирующую его как личность.

Выделяют важнейшие направления воспитания, среди которых:

идейно-политическое – формирование политической культуры;

трудовое – развитие добросовестного отношения к труду;

нравственное – усвоение норм и принципов морали;

эстетическое – расширение потребности в прекрасном;

экологическое – оптимизация отношения человека к природе;

религиозное – приобщение к религиозным ценностям;

физическое – развитие физических возможностей индивида.

Часто выделяют и другие средства и направления воспитания. Но, видимо, говоря о воспитании, следует, прежде всего, иметь в виду приобщение к культуре . Например: к политической культуре, культуре труда, религиозной культуре, физической культуре.

Этапы социализации личности

С оциализация – это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодействия друг с другом, взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Она должна согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни людей, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ним в конфликт.

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство , юность , зрелость , старость . На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа :

1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

На начальномэтапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья , дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:

● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;

● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;

● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты , включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:

ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;

десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

Социологические теории воспитания

1) имитация – неосмысленное копирование поступков взрослых;

2) игра – осмысленное воспроизведение поведения взрослых;

3) коллективные игры – ребенок начинает учитывать групповые ожидания и считаться с ними.

Дети младшего возраста развиваются, в первую очередь, за счет имитации поведения родителей. Подражание родителям особенно заметно в процессе игры ребенка. Уже к четырем-пяти годам дети умеют играть роли взрослых: водитель автомобиля, врач, продавец магазина. Нередки роли «мамы» или «папы». Ребенок в процессе коллективной игры начинает отличать свое «Я» от «Мы». Под «Я» скрывается индивид с его спонтанными желаниями, игнорирующими потребности окружающих, а «Мы» – это уже «социальное Я», ограниченное интересами других людей.

Известный швейцарский педагог и социолог Жан Пиаже (1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:

Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.

Вторая – «преддействие », соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии дети активно общаются, у них развивается речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм, интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами.

Третья – «конкретные действия », проявляется в возрасте от семи до одиннадцати лет как способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.

Четвертая – «формальные действия ». Это стадия развития ребенка в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. На этом этапе у ребенка появляется способности к построению гипотез, к выбору оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов поведения. Воспитание на этой стадии неотделимо от образования.

Оригинальные исследования проблем воспитания проводил известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основное внимание он сосредотачивал на внутреннем мире человека. Фрейд считал, что даже новорожденный нуждается не только в еде, тепле и т.п., но также и в ласке, в телесных контактах с взрослыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые активно проявляются у ребенка особенно в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период воспитания детей, считает Фрейд, может сформироваться на уровне подсознательного эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу - так называемый «эдипов комплекс ». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к родителям. Последствия этого явления могут быть самые неожиданные: нервные срывы, «непослушание», агрессивность, нравственная деградация.

В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы ), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.

К таким мифам воспитания, можно отнести противопоставление воспитателя и воспитуемого . Процесс воспитания при этом выглядит как набор способов манипулирования поведением воспитуемого. Здесь уместно вспомнить принцип «назад к Сократу». Великий философ не стремился навязывать ученику какие-либо истины. Учитель, по-мнению Сократа, должен быть в роли «повивальной бабки», то есть помогать ученику самому «родить» истину. (Кстати, само понятие «школа» берет свое начало от греческого слова «досуг», или «развлечение»).

Другой «миф» – это попытка найти единый шаблон воспитания , то есть, убеждение в том, что можно составить единую теорию воспитания и прикладывать ее к любому человеку. (Акцент на социализацию в ущерб индивидуализации).

К «мифам воспитания» относят, так называемый, комплексный подход к воспитанию, обеспечивающий «единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», с помощью которого можно решить все основные воспитательные задачи в «коллективе». Но люди не одинаковы по своей природе. У каждого свои потребности, интересы, ориентиры. Цель воспитания – не только приобщить человека к коллективным нормам и ценностям, но и развить индивидуальные дарования, способности, чтобы он мог их применить с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Можно сказать, насколько эффективно каждый человек реализует свои индивидуальные возможности на благо общества, настолько общество станет богаче. Иной подход ведет к социальному застою, к деградации общества.

Социальный статус и социальные роли личности

Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус », «социальный престиж » и «социальная роль ».

Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

В западных странах, например, наиболее престижно быть адвокатом или врачом. В США наиболее высокий статус имеет президент – 90 баллов по 100-балльной шкале. Астронавт оценивается в 80 баллов. Столько же (80) – университетский профессор. Физик оценивается в 78 баллов. Архитектор – 72, биолог, химик – 69, психолог, социолог – 67. Столько же (67) – банкир. Пилот самолета – 66, ветеринар – 61, почтальон – 58, артист – 57, брокер – 56, журналист – 55, библиотекарь – 54, танцор – 45, клерк офиса – 43, полицейский – 40, солдат – 39, повар – 31, водитель такси – 28, рыбак – 28, мальчик в отеле – 14, продавец наркотиков – 6.

Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:

1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный , достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:

1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовой статус– имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные ,то есть существовать длительное время(например, роль матери) и временные , выполняемые в течение короткого периода(например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания , то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение , состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Назовите отличительные признаки понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Личность как объект и субъект социальных отношений.

3. Адаптация и интеграция, как два взаимосвязанных условия формирования личности.

4. Воспитание личности как социальный процесс.

5. Основные средства воспитания.

6. Примерные направления воспитания. Какие цели имеет каждое из направлений?

7. Сравните различные социологические теории воспитания (Джордж Мид, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд).

8. Назовите основные проблемы, возникающие в сфере воспитания школьников (см. гл. 8, п. 8.1).

9. Понятие социализации. Соотношение социализации и индивидуализации личности в процессе воспитания.

10 . Основные этапы социализации личности.

11. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация и десоциализация.

12 . Понятия социального статуса и социального престижа.

13 . Социальные роли. Ролевые ожидания и ролевое поведение.

14. Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

15 . Ознакомьтесь с рекомендациями по валеологическому воспитанию подростков.

15.1. Какое значение в процессе социализации имеет гигиеническое воспитание индивида?

15.2. Нужно ли заранее обучать ребенка бесконфликтным отношениям с окружающими?

15.3. Нужно ли и зачем половое воспитание подрастающего поколения? В каком возрасте его лучше начинать и каких формах?

15.4. Для чего необходимо физическое развитие и закаливание детей?

15.5. Какие вредные привычки характерны для молодежи? Значение воспитания против вредных привычек?