Строгание древесины. Строгание. Для того, чтобы придать заготовке из древесины нужную форму и размер, а также получить ровную поверхность, выполняют операцию строгание. Она. Наладка инструмента и способы эксплуатации

Под строганием древесины понимают процесс обработки деревянных заготовок со снятием стружки. Обработка при этом происходит в результате возвратно-поступательного движения инструмента͵ оснащённого строгальным резцом. Столярные строгальные резцы обычно называют ножами. В процессе прямого хода резца (рабочего хода) происходит, собственно, снятие стружки - резец срезает относительно тонкий слой древесины. После чего следует обратный ход (холостой ход), когда строгальный инструмент возвращается в исходное положение, подготавливаясь тем самым к очередному рабочему ходу. Этот циклический процесс повторяется до тех пор, пока не будет закончена обработка деревянной заготовки должным образом. Древесина после строгания имеет чистую гладкую поверхность. Такой результат достигается в том случае, в случае если строгальный инструмент правильно отрегулирован и нож его (или несколько ножей) правильно заточен. В предыдущей статье узнали историческое происхождение РУБАНКОВ, основные характеристики данного ИНСТРУМЕНТА, а также элементы, из которых состоит непосредственно сам РУБАНОК. А теперь предлагаю остановиться на нескольких видахРУБАНКОВ, имеющих специальное назначение. Итак, поехали… ШЕРХЕБЕЛЬ . Применяется для первоначального грубого строгания досок и заготовок. Нож ШЕРХЕБЕЛЯ выпускается за плоскость подошвы до 3 мм. Лезвие его имеет овальную режущую кромку, снимает толстую стружку и оставляет на обрабатываемой поверхности глубокие ложбинки. Овальность режущей кромки позволяет строгать ШЕРХЕБЕЛЕМ направлении поперёк волокон без их продольного разрыва. РУБАНОК ОДИНАРНЫЙ . Применяется для выравнивания поверхности после строганияШЕРХЕБЕЛЕМ. Лезвие у ножа прямое, но края режущей кромки имеют небольшой радиус закругления, чтобы при строгании не происходило задирания древесины и не оставалось нежелательных следов. РУБАНОК ДВОЙНОЙ . Отличается от ОДИНАРНОГО РУБАНКА тем, что имеет СТРУЖКОЛОМАТЕЛЬ (ГОРБАТИК). Нижнюю кромку стружколомателя располагают параллельно режущей кромке ножа на расстоянии 0.2 – 2 мм от неё. Чем ближе нижняя кромка стружколомателя к режущей кромке, тем чище строгание. ДВОЙНОЙ РУБАНОКприменяется для окончательной обработки, зачистки задиров и свилеватых мест. При направлении движения ДВОЙНОГО РУБАНКА под углом 30 – 40 градусов к его продольной оси можно застругивать торцы заготовок. ШЛИФТИК . Отличается от ДВОЙНОГО РУБАНКА укороченной колодкой и увеличенным углом присадки (угол наклона ножа к подошве РУБАНКА). ШЛИФТИКОМзастругивают задиры, свилеватые места и торцы заготовок. ФУГАНОК Предназначен для точной обработки больших плоскостей, для выравнивания (сфуговывания) кромок. Нож у ФУГАНКА снабжён стружколомателœем, а колодка превышает длину РУБАНКА 2 – 3 раза. У большинства ФУГАНКОВ позади ножа укреплена ручка, что существенно облегчает работу. В переднюю часть колодки вклеена невысокая вставка (ударная кнопка или пробка), которая служит для выбивания ножа из летка. Укороченный ФУГАНОК носит название ПОЛУФУГАНОК. ЦИНУБЕЛЬ . Это СТРУГ с оодинарным ножом, режущая кромка которого со стороны, противоположной фаске, покрыта мелкой насечкой. Насечку выполняют на строгальном станке перед закаливанием. Насечка, выходя на режущую кромку, создаёт на ней зубцы. При строгании они снимают (каждый – свою) узкую (0.8 – 1 мм.) стружку. Поверхность становится рифлёной, что крайне важно для работ по фанерованию или при склеивании очень твёрдых пород древесины. Вместе с тем, при строгании свилеватой поверхности твёрдых пород (красное и чёрное дерево) ЦИНУБЕЛЕМ можно заменить РУБАНОК. Но после цинубления поверхность обязательно зачищается ЦИКЛЕЙ. В связи со сложностью изготовления ножа ЦИНУБЕЛЯ некоторые умельцы заменяют его куском НОЖОВОЧНОГО ПОЛОТНА от ПИЛКИ по металлу – затачивают с одной стороны и зажимают между ножом и стружколомателœем ДВОЙНОГО РУБАНКА. Особое внимание следует обратить на СТРУГИ с металлическим корпусом. У таких ИНСТРУМЕНТОВ регулируются не только положения стружколомателя по отношению к ножу, но и ширина пролёта. Особенно удобны работе с твёрдыми породами древесины ПОЛУФУГАНКИ . Заслуженным уважением пользуется маленький металлический РУБАНОК – ОБОРОТНИК , у которого нож поворачивается фаской вперёд. По этой причине он имеет большой передний угол и применяется для чистового строгания ГОРБАЧ . Данный вид СТРУГА предназначен для обработки фигурных кромок с внешними и внутренними диаметрами. Соответственно имеет два вида подошвы, предназначенную для своего вида работ. ШПУНТУБЕЛЬ . Или ПАЗНИК – используется для выборки продольных пазов (шпунтов) на пласти и кромках заготовок. Он состоит из двух колодок, скреплённых между собой винтами. Одна колодка направляющая, другая при этом служит для закрепления сменных желœезных ножей. С помощью ШПУНТУБЕЛЯ выбирают в ЦИКЛЯ . Данный ИНСТРУМЕНТ также относится к строганию.ЦИКЛЯ представляет собой тонкую (0.7 – 1 мм.) стальную пластинку шириной 25 – 30 мм из пружинной стальной ленты. Приведение ЦИКЛИ в рабочее состояние принято называть НАВОДКОЙ. Рабочая кромка затачивается под прямым углом, при этом образуются два острых прямоугольных ребра. Одно или оба ребра заваливают (наводят), проводя по ним ребром наводки, в качестве чего можно использовать старый напильник. На кромке образуется очень тонкий заусенец – само рабочее лезвие. При небольшом наклоне ЦИКЛИзаусенец будет снимать очень тонкую стружку. Движения, совершаемые ЦИКЛЕЙ, должны совпадать с направлением слоёв древесины. Иногда, к примеру, при циклевании дек, допускается движение ЦИКЛИ под углом до 45 градусов к направлению слоя. Следует помнить, что у ЦИКЛИ специальной оправки для ножа, как правило, нет. В наши дни, наравне с обычным, появился ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РУБАНОК (ЭЛЕКТРОРУБАНОК), который снабжён системой регулировки толщины стружки и её выброса. И, что немаловажно, специальной защитой от ножей – как пальцев работающего, так и обрабатываемой поверхности. Важно заметить, что для строгания древесины используются оба типа РУБАНКОВ. Лекция №4 Долбление и резание Долбление древесины выполняют в том случае, в случае если крайне важно изготовить шиповые соединœения деталей, сквозные и несквозные прямоугольные отверстия. Инструменты для долбления и резания. К ручному долбежному инструменту относятся долота и стамески .Долота имеют рабочую часть длиной 130, 150 или 160 мм, шириной 6, 8, 10, 12, 15, 18 и 20 мм, толщиной 8, 9 и 11 мм. Стамески бывают плоскими и полукруглыми . Плоские стамески делят на толстые и тонкие . Плоские тонкие стамески изготовляют длиной 110 и 120 мм, шириной 12, 15, 18, 20, 25, 30 и 40 мм и толщиной 3 мм. Плоские толстые стамески изготовляют длиной 105, 110 и 120 мм. Стамески шириной 4, 6, 8 мм имеют толщину 3 мм, а стамески шириной 10, 12, 18, 20, 25, 30, 40 мм имеют толщину 4 мм. Полукруглые стамески применяют для обработки выпуклых и вогнутых поверхностей (стамески с наружной заточкой), выдалбливания и зачистки закругленных гнезд и пазов (стамески с внутренней заточкой). Длина рабочей части этих стамесок 105, 110 и 120 мм. Стамески шириной 6, 8 и 10 мм имеют толщину 2,0-2,5 мм, а стамески шириной 12, 15, 20, 25, 30 и 40 мм - толщину 2,5-3,0 мм. Вы можете посмотреть ниже фрагмент фильма о том, как делают долота и стамески. Полную версию фильма можно скачать здесь и здесь. Подготовка долбежного инструмента к работе. Она включает в себя следующие операции: заточку и доводку режущей кромки ; проверку целостности ручки, наличия на ручке кольца и колпачка. Угол заострения стамесок равен 18-25°, а долот - 30-40°. Заточку и доводку долбежного инструмента осуществляют аналогично тому, как и ножей строгальных инструментов. Выполнение операции долбления и резания древесины. Перед выполнением данной технологической операции следует разметить заготовку по чертежу. При изготовлении сквозного отверстия разметку производят с обеих сторон заготовки. Разметочные риски должны быть видны после долбления и даже после окончательной зачистки гнезда стамеской. Для большей надежности крепления и лучшего прижима заготовки используют струбцину , которой заготовку крепят к крышке верстака (рис. справа, а ). Заготовка должна быть укреплена прочно и без прогиба. Для предупреждения смятия древесины опорными поверхностями струбцины под них кладут подкладку. Заготовки значительной длины следует крепить несколькими струбцинами.
При долблении сквозных отверстий под заготовку кладут подкладку (дощечку), чтобы не повредить крышку верстака. Часть заготовки с размеченным на ней отверстием должна находиться на крышке верстака. При долблении нужно стать лицом к верстаку, напротив заготовки, корпус держать прямо, слегка наклонив голову вперед. Ступню левой ноги располагают перпендикулярно крышке верстака. Правой ногой делают полшага назад и ставят ступню под углом 70-80° к левой (рис. справа, б ). Долото берут в левую руку, киянку - в правую. Ширина долота должна соответствовать ширинœе отверстия. Долото держат за ручку на расстоянии 15-20 мм от ее верхнего конца, а киянку - на расстоянии 20-30 мм от нижнего конца. Последовательности долбления сквозных и несквозных отверстий различны. Несквозные отверстия размечают и долбят с одной стороны. Долбление же сквозных отверстий может проводиться либо только с одной стороны, либо с двух: сначала с одной стороны заготовки (до половины), а затем, повернув ее на 180°, с другой. Такой метод долбления (встречный) применяют при обработке толстых заготовок. Полученные отверстия зачищают стамесками. Стамесками срезают фаски, строгают и зачищают заготовки (рис. ниже). При выполнении этих работ стамеску берут левой рукой за рабочую часть, а правой за ручку. Правая рука сообщает инструменту направление движения, а левая регулирует направление и толщину стружки.
Резание древесины стамеской: а - строгание; б - срезание фаски на торце; в - срезание фаски вдоль волокон; г - зачистка шипа. Контроль качества долбления осуществляют различными контрольно-измерительными инструментами. Глубину несквозных отверстий измеряют штангенциркулем. Длину и ширину отверстий проверяют масштабными линœейками и штангенциркулями, но наибольшую точность контроля и экономию времени дает использование шаблонов. При долблении и резании во избежание травматизма следует придерживаться следующих правил. Работать можно только инструментом, режущая часть которого надежно закреплена в ручке и правильно заточена. Движение стамески должно осуществляться в направлении от себя. ЗАПРЕЩАЕТСЯ упирать обрабатываемый материал в любой участок тела. Передавать режущий инструмент разрешается только ручкой вперед. ЗАПРЕЩАЕТСЯ класть инструмент на край стола, чтобы избежать ранение ног падающим инструментом. Инструкционная карта. Долбление и зачистка прямоугольных отверстий.
Наименование и последовательность выполнения операций Рекомендации по выполнению операций и самоконтролю Эскиз
Долбление несквозных отверстий:
1. Установить долото поперёк волокон у правой стороны размеченной заготовки Фаска долота должна быть обращена внутрь размеченного отверстия, а долото установлено, отступив на 1-2 мм от размеченной риски; угол между обрабатываемой заготовкой и передней гранью долота должен составлять 90º
2. Лёгкими ударами киянки по торцу ручки углубить долото в древесину. Вынуть лезвие долота из образовавшегося углубления После ударов киянкой лезвие долота перережет волокна древесины и углубится на 3-5 мм (при большей глубинœе ухудшается качество обрабатываемого отверстия), лёгкими покачиваниями поперек волокон вынуть долото из древесины
3. Установить долото, расположив лезвие перпендикулярно волокнам древесины с левой стороны размеченного отверстия; перерезать волокна и вынуть долото Фаска долота должна быть обращена внутрь размеченного отверстия, отступив на 1-2 мм от линии разметки; слегка ударяя киянкой по ручке долота͵ его лезвие вводят в древесину на 3-5 мм
4. Подрезать древесину вдоль волокон Фаска стамески должна быть обращена внутрь размеченного отверстия; нажимая правой рукой на ручку стамески, её лезвие вводят в древесину на 3-5 мм, вынув стамеску из древесины, ее устанавливают на новом месте и опять перерезают древесину по линии разметки и т.д.
5. Установить фаску долота перпендикулярно волокнам древесины на расстоянии 15-20 мм от первой зарубки (правой, см. эскиз), ударяя по ручке киянкой, а затем, покачивая долото, вынуть древесину и, таким образом, продолжить долбление до середины размеченного отверстия Фаска долота должна быть установлена к серединœе размеченного отверстия. Толщина срезаемой стружки должна составлять 2-3 мм. Порезанная часть древесины вынимается, используя долото в качестве рычага
6. Установить фаску долота перпендикулярно волокнам древесины на расстоянии 15-20 мм от второй зарубки (левой). Подрезать волокна и вынуть стружку. Срезать долотом оставшуюся часть древесины, используемую в качестве опоры долота на 5-м и 6-м этапах обработки. Для получения гнезда определœенной глубины крайне важно выполнить те же операции, что и при снятии первой стружки Фаска долота должна быть установлена к средней (невырезанной) части размеченного отверстия; толщина срезаемой стружки не более 2-3 мм. Подрезанную часть древесины вынимают, используя долото в качестве рычага. Установить долото на дно гнезда и, легко ударяя киянкой по ручке, срезать серединку, вынуть стружку. Толщина стружки должна быть увеличена до 5-10 мм Помните! Срезание более толстой стружки ускоряет выполнение операции долбления, но ухудшает качество поверхности стенок отверстия
Зачистка гнезда стамеской:
1. Взять стамеску правой рукой за ручку, а левой за рабочую часть Правая рука сообщает инструменту прямолинœейное движение, а левая регулирует направление и толщину стружки
2. Зачистить стенки гнезда При резании стамеской, обращенной к поверхности резания плоскостью полотна, задний угол между плоскостью полотна и поверхностью резания должен быть 0-3º; сообщая рабочее движение стамеске, зачистить гнездо Помните! Резание значительно облегчается, а поверхность получается чище, в случае если стамеску двигать под небольшим углом к направлению волокон
3. Зачистить дно гнезда Установить стамеску фаской к поверхности обработки; задний угол между фаской и поверхностью должен составлять 3-5º; зачистить поверхность. Толщина срезаемой стружки при черновой обработке 2-3 мм, при окончательной зачистке 0,5-1 мм; выдолбленное и зачищенное гнездо не должно быть суженным книзу, так как конец шипа, попадая в зауженную часть, будет сжиматься и выдавливаться обратно

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

5 класс « »»

Выполнил:

Кузьмин Сергей Ильич,

Учитель

МБОУ СОШ №6 г. Озёры

Пояснительная записка.

Представленный мной конспект соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта. За основу взят деятельностный подход в обучении.

Материал состоит из конспекта урока. Данный урок проходит в рамках учебного курса технологии « Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» .

Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие: развивать творческую активность обучающихся и навыки самооценки.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД: умение строить выражать свои проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализ

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (вопросительных) слов; преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

Личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и оценке результатов труда.

Планируемые результаты:

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Для подготовки учащихся к восприятию нового материала, активизации их умственной деятельности в качестве мотивационного начала урока и актуализации опорных знаний организованно целенаправленное повторение ранее пройденного материала в форме фронтальной работы с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Рядом вопросов и учебных задач обучающиеся были подведены к формулированию цели урока. Акцент урока был поставлен на самостоятельную индивидуальную работу детей. Где каждый ребенок к концу урока должен придти к результату, изготовить клинышек для верстака.

Для самооценки учащихся на этапе рефлексии, я использовал ряд вопросов. Дети должны были оценить свою работу и работу одноклассников. Какие были допущены ошибки или нарушения. Что получилось, и что нет, объяснить почему.

В конце урока дано домашнее задание, которое поможет расширить знания по данной теме. Таким образом, урок построен на деятельной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решения поставленных учебных задач.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к предмету.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс

Тема урока: « Строгание заготовок из древесины »

1. Цель урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме.

Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.

Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки.

Формировать УУД:

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализ ировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.

2. Задачи:

1. Раскрыть понятия «строгание», «рубанок», «шерхебель», «рабочая поза» .

2. Раскрыть технологию процесса строгания заготовок из древесины.

3. Уметь готовить инструмент к работе, осуществлять наладку.

4. Осуществлять визуальный контроль качества изделия.

5. Соблюдение правил безопасного труда.

6. Делать выводы, обобщать.

3. Ожидаемые результаты:

Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

4.Тип урока: Комбинированный урок.

5.Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении.

6.Ооборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, рубанок, шерхебель.

7. Объект работы: клинышек для верстака.

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Строгание заготовок из древесины»

Основное содержание

Методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

предметные

УУД:

РегулятивныеПознавательные; Коммуникативные

личностные

Организационный момент мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли вы готовы к уроку? Сегодня мы будем изучать еще один способ обработки древесины и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал и изготовить изделие. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

Словесный

Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.

Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятельности

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию,

умеют мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности».

Мотивация к учебной деятельности

Мы уже познакомились с некоторыми столярными операциями. Перечистите их. Сегодня мы будем знакомиться еще с одной.

Проблемный вопрос:

Демонстрирую две одинаковых по размерам доски. Одна остругана, другая имеет шероховатую пиленую поверхность. Вопрос. Давайте сравним две заготовки?

Чем она обработана?

Кто догадался о чём идет речь? С какой операцией мы сегодня будем знакомиться?

Словесный

(беседа), наглядный,

практический

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают об обработке древесины.

Обращается к классу с вопросами.

Слушают учителя; Определяют тему урока;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

Регулятивные:

определяют цели и задачи урок);

Коммуникативные :

участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества

Познавательные: работают с таблицей

Учебно-познавательная деятельность .

Чтобы получить ровную поверхность детали её строгают. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины – стружка. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием мы будем использовать рубанок и шерхебель. Давайте сравним два инструмента. В чем различия. Шерхебель служит для предварительного (чернового) строгания заготовок. Рубанок предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок.

Объясняю устройство рубанка. Особенности крепления ножа. Демонстрирую наладку рубанков с креплением ножа клином и винтом.

Словесный

(беседа), наглядный,

практический

Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выяснения различия между стругами и понять их назначение.

Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

Делают вывод о применении стругов.

Осуществляют сравнение инструментов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Знают отличие рубанка от шерхебеля, в каких случаях их применять. Знают устройство стругов.

Познавательные:

Формулирование проблемы, поиск путей решения;

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Целеполагание;

Планирование;

Контроль;

Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

Изложение собственных мыслей и идей, диалог, умение вести дискуссию.

Проявлять познавательный интерес. Понимать: свою успешность при изучении темы.

Уважительное отношение к другому человеку, его мнению .

Самостоятельная работа. Инструктаж.

Перед строганием заготовку устанавливают в на верстаке. Как это сделать? Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Для того, чтобы строганная поверхность получилась гладкой и ровной. Надо закрепить заготовку так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании. В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. Если леток забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или прочистить щепкой. Качество остроганной поверхности проверяют линейкой, прикладывая её в разных положениях.

Наглядный,

практический

Раздает заготовки. Предлагает закрепить её на верстаке. Контролирует. Демонстрирует хватку инструмента, рабочую позу, процесс строгания. Контроль строганных поверхностей. Подгонка клинышка к верстаку.

Устанавливают заготовки на верстаки. Готовят инструмент к работе. Строгают, контролируют остроганные поверхности, подгоняют в отверстия верстака.

Индивидуальная деятельность.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной деятельности

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.

Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь?

Словесный

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест.

Что вызвало интерес?

Что показалось трудным? Какие ошибки были допущены?

Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.

Регулятивные:

Участие в подведении итогов урока; выработка критериев оценивания работы.

Самооценка.

Познавательные:

Контроль и оценка способов своей деятельности

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственную работу

Самооценка на основе критериев успешности; Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

Следование моральным нормам и этическим требованиям

Домашнее задание

Знать материал параграфа § 13 из учебника;

Творческое д/з (какой еще существует для строгания древесины).

Оценивают свои возможности при выборе д/з.

Записывают д/з в дневник.

Список использованной литературы

1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Технология: Технический труд. 5кл.: учебник/под ред. В.М. Казакевича, Г.А.Молевой.-2-е изд.,стериотип. – М.:Дрофа,2014.-192 с.:ил.

3. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Инструменты для ручного строгания. После распиливания за­готовки имеют риски, шероховатость, покоробленность. Все эти дефекты устраняют строганием. Кроме того, при строгании за­готовкам придают нужную форму. Для ручного строгания исполь-

зуют деревянные рубанки. Рубанок (рис. 18, а) состоит из дере­вянного корпуса, в который вставлен нож, прочно закрепленный клином. Клин опирается на заплечики, сделанные с боков летка. Плоскость поверхности летка, к которой прилегает нож, должна обеспечить его плотное прилегание. Качание ножа не допускается. В подошве рубанка, т. е. в нижней части корпуса, имеется узкая прорезь (пролет) шириной (5,7 ± 0,5... 1) мм, через которую за подошву выступает лезвие ножа.

Для лучшей работы рубанком и удобного^продвижения его по материалу в передней части имеется рог.^Швдошва рубанка, фуганка должна быть ровной, гладкой. Ввиду того что подошва работает на истирание, в ней делают вклейку из древесины граба, клена, белой акации, ясеня или бука. Рог, упор, клин, накладки выполняют из древесиной, предусмотренной для изготовления по­дошвы корпуса, и из древесины березы, ильма. Ручки изготовляют из фанерной необлицованной плиты ПФ-А. Склеивают подошву рубанка и накладку на водостойких клеях. Древесина для изго­товления рубанка, фуганка не должна иметь трещин, гнили, про­рости, червоточин, сучков больших размеров, несросшихся сучков, смоляных кармашек и др. Влажность древесины должна быть (10 ±2) %. Поверхности деталей рубанков, фуганков, за исклю­чением подошвы корпусов (колодок) и поверхности клина, приле­гающей к ножу, покрывают светлым водостойким лаком.

Шерхебель (ГОСТ 14666-79) (рис. 18, б) предназначен для грубого строгания древесины вдоль, поперек и под углом к волок­нам. После строгания шерхебелем поверхность древесины получа­ется неровной со следами углублений в виде желобков. Это вы­звано тем, что лезвие ножа имеет овальную форму с радиусом 35 мм. При работе нож выпускают до 3 мм. При работе шерхебе­лем стружка получается узкая и толстая. Масса шерхебеля со­ставляет 0,82 кг.

Рубанок с одиночным ножом (ГОСТ 14664-77) (рис. 18, в) применяют для выравнивания поверхности после распиливания или для строгания ее после обработки шерхебелем. Лезвие у ножа шириной 40...50 мм прямолинейное, выпускают его на 1 мм. Так как в этом рубанке нет стружколома (горбатика), стружка обра­зуется без излома, поэтому на поверхности обрабатываемой дре­весины часто получаются задиры, а иногда отколы. Масса рубанка 0,9 кг.

Рубанок с двойным ножом (ГОСТ 14665-77) (рис. 18, г) ис­пользуют для чистового строгания древесины, застрагивания тор­цов, а также свилеватой древесины и древесины с задирами. Этот рубанок помимо ножа имеет контрнож - стружколом. Наличие стружколома улучшает качество строгания, так как стружка после отделения поднимается вверх по ножу, отгибается и, попадая на стружколом, ломается. Излом стружки после отделения пре­дотвращает возможность ее отщепа или откола от поверхности древесины. Масса рубанка 0,97 кг.

Чем ближе к ножу будет установлен стружколом, тем скорее

Рис, 18. Рубанки:

а - общий вид, б - шерхебель, в - с одиночным ножом, г - с двойным ножом; / - кор­пус» 2 - рог, 3 - леток, 4 - клин, 5 - нож, 6 - упор, 7 - пробка, 8 - подошва, 9 - нож шерхебельный, 10 - нож одиночного рубанка, II - нож двойного рубанка, 12 - стружколом, 13 - нож со стружколомом

Рис. 19. Металлические рубанки:

а - шерхебель, б - рубанок с одиночным ножом, в - рубанок с

двойным ножом; / - корпус, 2 - рог-рукоятка, 3 - винт, 4 -

нож, 5 - ручка, 6 - стержень, 7 - прижим, 8 - основание под

он обломит стружку, поэтому для более качественной обработки древесины стружколом ставят ближе к ножу. Но вместе с тем сле­дует учесть, что очень близко (менее 2 мм) стружколом ставить нельзя, так как стружка при этом будет забиваться под лезвие и процесс строгания затруднится.

Помимо деревянных рубанков для строгания древесины приме­няют металлические шерхебели и рубанки с одиночным и двойным ножами (рис. 19). Рубанки представляют собой металлический корпус, в который вставлен нож, закрепленный в корпусе винтом. Рог и ручку делают из древесины. Величину снимаемой стружки регулируют вылетом ножа. Для этого надо освободить винт и пере-

3 Столярные, плотничные и паркетные работы "

Рис. 20. Фуганок:

а - общий вид; б - нож фуганка; / - пробка, 2 - ручка


Рис. 21. Цинубель:

а - общий вид, б - цинубельный нож

местить нож вверх или вниз на нужную величину, а затем снова закрепить винт.

Фуганок (ГОСТ 14670-77) служит для окончательного чисто­вого строгания, а также для прифуговки отдельных деталей (рис. 20). Фуганок почти в три раза длиннее рубанка, что позво­ляет строгать им длинные детали. В передней части фуганка на корпусе расположена пробка, ударом молотка по которой из кор­пуса выбивают нож из летка. Лезвие ножа должно выступать на 1 мм. При обработке фуганком древесины с волнистой поверх­ностью получается стружка в виде небольших кусков, а при по­вторном проходе образуется непрерывная тонкая стружка, показы­вающая, что строгание следует закончить, так как поверхность получается гладкой. Масса фуганка 3,25 кг.

Более короткие детали обрабатывают полуфуганком (ГОСТ 14671-77), имеющим более короткий корпус (530 вместо 650 мм).

Для зачистки древесины, имеющей задиры и свилеватость, применяют рубанок с укороченным корпусом - шлифтик. Шлиф- тик имеет узкую щель (шириной 5 мм) и увеличенный угол при­садки (60°), благодаря чему при работе им снимается тонкая

Рис. 22. Торцовый рубанок: - общий вид, б - подошва рубанка

стружка и поверхность древесины обрабатывается чище. Лезвие ножа выпускается на 0,5 мм.

Цинубель (ГОСТ 14667-79) (рис. 21) служит для обра­зования на поверхности древесины мелких, едва заметных борозд и ворсистости под склеивание (облицовывание). Нож имеет зазуб­ренное лезвие. При замене в цинубеле зазубренного ножа на обычный его используют как шлифтик.

Торцовый рубанок (рис. 22) используют как обычный руба­нок и для строгания торцов, так как установленный в нем под углом к боковой поверхности нож облегчает процесс строгания и повышает качество обработки. При строгании под углом к оси доски обычный рубанок можно использовать как торцовый.

Зензубель (ГОСТ 14668-79) (рис. 23) служит для руч-

а - общий вид, б - клин,

Рис. 23. Зензубель:

вид корпуса сбоку, г - вид снизу, д - нож зензубеля

ной отборки и зачистки чет­вертей в деталях столярных изделий. Корпус у зензубеля высокий (80 мм) и узкий с прямой подошвой. Наличие в корпусе бокового отверстия обеспечивает свободный вы­ход стружки в процессе стро­гания и повышает качество обработки. Нож зензубеля имеет заточку сбоку и снизу, благодаря чему при работе им образуется четверть. Мас­са зензубеля 0,38 кг.

Фальцгебелъ (ГОСТ

14669-79) (рис. 24) служит

для выборки четвертей в

Рис 24. Фальцгебель:деталях столярных изделий;

в отличие от зензубеля имеет а - общий вид, б - ножступенчатую подошву. Масса

фальцгебеля 0,5 кг. Шпунтубель (рис. 25, а) предназначен для ручной выбор­ки пазов-шпунтов на кромках и пластях деталей. Состоит из двух корпусов, соединенных винтами, причем в одном из корпусов крепят нож. Корпуса устанавливают на требуемом расстоянии паза (шпунта) от кромки детали. Для выборки пазов разной ши­рины имеется набор ножей. Длина шпунтубеля 250, ширина 20, высота 80 мм; масса 1,1 кг.

Грунтубель (рис. 25, б) служит для выборки паза, а также зачистки трапециевидного паза, выбранного наградкой.

Галтелью (рис. 25, в) образуют желобки разной ширины или глубины с различным радиусом закругления. Корпус галтели име­ет подошву выпуклой формы. Длина галтели 250, ширина 10...25, высота 60...80 мм.

Штап (рис. 25, г) предназначен для образования закругле­ний на кромках деталей. Подошва корпуса и нож имеют вогнутую форму.

Калевкой (рис. 25, д) производят профильную обработку кромок деталей. Подошва имеет зеркальную (обратную) форму профиля детали. Для обработки разных профилей имеется набор калевок.

Горбач (рис. 25, е, ж) служит для строгания вогнутых и выпуклых поверхностей. Корпус горбача имеет по всей длине вы­пуклую или вогнутую форму (с постоянной кривизной), которая должна соответствовать профилю (кривизне) обрабатываемой де­тали. Нож у горбача имеет прямое лезвие. Длина горбача 100... , ширина и высота 60 мм.

Ручное строгание. Работы по строганию древесины заключают-в подборе материала для строгания, заточке ножей, наладке

Рис. 25. Инструменты для профильного строгания:

а - шпунтубель, б - грунтубель, в - галтель, г - штап, д - калевка, е - горбач с вогну­тым корпусом, ж - горбач с выпуклым корпусом; / - винты, 2 - гайки, 3 - нож, 4 - корпус, 5 - направляющая планка

инструмента, строгании, проверке качества выполненных работ.

При подборе материала определяют лицевую сторону и направ­ление волокон, устанавливают, имеет ли он выпуклости или вогну­тости, подлежащие снятию строганием, выявляют пороки древе­сины и определяют, допустимы ли они для деталей, изготовляемых из этого материала.

Ножи рубанков и фуганков затачивают на точилах с карборун­довым или песчаниковым кругом (рис. 26). Точило для заточки ножей представляет собой металлический вал, на котором укреп­лен круглый точильный камень диаметром около 500 мм. Вал расположен над металлическим корытом, в которое наливают воду для смачивания круга в процессе заточки. Привод вала осущест­вляется от электродвигателя.

Точило следует оборудовать упором, на котором нож будет иметь опору, фиксирующую его положение по отношению к то­чильному камню, и защитным козырьком.

При заточке ножей точильный круг вращается против лезвия, при этом нож держат правой рукой под необходимым углом пря­мо, без перекосов, равномерно прижимая его к кругу, а левой рукой поддерживают нож. Затачивают ножи на мокром точиле до тех пор, пока на противоположной стороне не образуются заусен­цы. Если заусенцы незначительны и видны в виде тонких и ров-

Рис. 26. Заточка ножей для рубанка:

а - положение ножа при заточке на мокром точиле, б - положение ножа при работе на оселке, в - проверка заточки фаски, г - порядок проверки лезвия ножа «на глаз» (1,2 - неправильно, 3 - правильно), д - заточка на абразивном бруске (прямолинейными дви­жениями), е - то же, круговыми движениями

ных полосок, затачивание считается удовлетворительным. Боль­шие, крупные заусенцы образуются при сильном нажиме на нож в процессе затачивания. Поэтому нож прижимают к кругу плотно, но не сильно. В процессе заточки надо сохранить угол заострения (25 ± 5)°. Если с ножа не удалить заусенцы, им работать нельзя, так как он быстро затупится.

При затачивании ножей на точиле следует стоять несколько в стороне от круга и работать в предохранительных очках, так как образующиеся искры и отлетающие мелкие кусочки камня (абразивы) могут попасть в глаза.

Ножи точат также на мелкозернистых точильных брусках типа БП, с помощью которых с фаски ножей снимают заусенцы и зазубрины. Бруски следует смачивать несколькими каплями керо­сина или водой.

При затачивании прямолинейными движениями нож берут за хвостовую часть правой рукой и фаской кладут плотно на брусок, а левой рукой прижимают его к бруску. Затем равномерными движениями двигают нож вперед и назад вдоль бруска с сохране­нием угла заострения (см. рис. 26, д). При затачивании кругооб­разными движениями нож также берут за хвостовую часть руками и, прижимая фаской к бруску, непрерывными и равномерными кругообразными движениями двигают его по поверхности камня (см. рис. 26, е).

Профильные ножи шерхебеля и галтели точат на брусках, а

Рис. 27. Электрическое точило ЭТ-1:

/ - токоподводящий кабель, 2 - корпус, 3 - кожух, 4 - абразивный круг, 5 - подручник, 6 - основание (ста­нина)

правят на оселках или затачивают напильниками и правят наждач­ным порошком с маслом (в виде пасты). Правильность заточки ножей (рис. 26, в) проверяют с помощью шаблона, линейки и угольника, причем угол заострения - шаблоном, а прямолиней­ность - линейкой и угольником. У правильно заточенного ножа лезвие должно прилегать к линейке плотно, без просветов. Лезвие ножа считается острым, когда им можно срезать волос.

Правят ножи оселком - мелкозернистым точильным бруском. Перед правкой оселок смачивают минеральным маслом или керо­сином. Так как оселки в процессе затачивания засаливаются, их периодически промывают керосином. Лезвие на оселке правят кругообразными движениями, но можно править путем движения оселка по фаске закрепленного ножа. Работающий прикладывает нож фаской к оселку и кругообразными движениями ведет по нему, сохраняя угол заострения, затем он прокладывает нож к оселку другой стороной и правит также кругообразными движе­ниями до полного снятия заусенцев.

Для заточки столярно-плотничных инструментов (ножей ру­банков, долот, стамесок) применяют электрическое точило ЭТ-1 (рис. 27). Точило совершает 45 (2700) с -1 . Мощность электродви­гателя точила 0,32 кВт, напряжение 220 В. На станке устанавли­вают точильный (абразивный) круг диаметром 100 мм. Размеры станка 310 X 166 X 205 мм, масса 7 кг.

Наладка рубанков и фуганков состоит из разборки инструмента для смены ножей, установки и крепления ножа.

Разбирают рубанок следующим образом. Берут его в левую руку и, слегка ударяя молотком по заднему торцу, ослабляют клин, после чего клин и нож легко вынимаются. Затем острый нож и клин вставляют в леток и ударяют по переднему торцу рубанка (по лобовой части) (рис. 28). Клин должен плотно прилегать к ножу, лезвие ножа - равномерно выступать из подошвы рубанка

Рис. 28. Наладка рубанка:

а - положение рубанка при закреплении или ослаблении ножа, б - положение

молотка при ударе по торцу рубанка для ослабления или закрепления ножа, в -

положение рубанка при установке или выемке ножа, г - проверка правильности

выпуска ножа за подошву корпуса «на глаз»

на необходимую величину (без перекоса). Уменьшают величину выступа лезвия ударами молотка по заднему торцу рубанка, а уве­личивают слабыми ударами молотка по хвосту (торцу) ножа там, где угол лезвия виден больше. Правильность выпуска лезвия про­веряют «на глаз», поднимая рубанок подошвой вверх на уровень глаза. Если при этом лезвие будет видно в виде узкой полосы - нитки, нож «присажен» правильно. Нож устанавливают передней гранью по отношению к горизонтальной плоскости (плоскости подошвы) под углом 45° - у шерхебеля, рубанков с одиночным и двойным ножом, зензубеля и фальцгебеля и под углом 80° - у цинубеля.

Приемы строгания. До начала строгания ручным ин­струментом следует тщательно осмотреть обрабатываемую деталь, определить направление волокон и лицевую сторону. Строгать древесину следует вдоль волокон, так как при этом поверхность получается более гладкой и затрачивается меньше усилий на строгание.

Строгать нужно движением рук на полный размах, по прямой линии с равномерным нажимом на инструмент. При этом корпус тела должен быть немного наклонен вперед и при строгании оста­ваться неподвижным. Строгание должно производиться за счет движения рук, а не корпуса тела, иначе работающий быстро уста­нет.

Обрабатываемую заготовку закрепляют на верстаке между гребенкой (упором) и тисками так, чтобы направление волокон совпадало с направлением строгания. Заготовка должна лежать на верстаке плотно, не выгибаясь.

Правой рукой берут хвостовую часть корпуса, а левой - рог и устанавливают рубанок на обрабатываемую заготовку. В начале строгания (рис. 29, а, 1) нажимают левой рукой на переднюю часть рубанка, а правой - слегка на заднюю часть.

В середине строгания (рис. 29, а, 2) нажимают одинаково и

Рис. 29. Приемы строгания:

а - рубанком, б - фуганком, в - строгание торца от себя, г - строгание торца на себя, д - отборка четверти зензубелем, фальцгебелем и грунтубелем; 1, 2, 3 - нажим на руба­нок в начале, середине и в конце строгания соответственно, 4 - начальная отборка чет­верти, 5 - отборка четверти, 6 - зачистка четверти

равномерно на весь рубанок, а в конце строгания (рис. 29, а, 3), когда рубанок сходит с обрабатываемой заготовки, следует уси­лить нажим на правую руку, с тем чтобы не «завалить» конец обрабатываемой заготовки. Если необходимо отвести рубанок назад, поднимают его заднюю часть и передвигают.

Сначала строгают заготовку шерхебелем под некоторым (ост­рым) углом по направлению волокон, так как если строгать этим инструментом вдоль волокон, можно снять лишнюю древесину.

При обработке шерхебелем свилеватых мест не следует сни­мать толстую стружку, так как может образоваться откол дре­весины и брусок-заготовка сделается непригодной к дальнейшей обработке.

После строгания шерхебелем поверхность детали выравнивают рубанком с одиночным ножом. Окончательно зачищают деталь рубанком с двойным ножом или полуфуганком, которые сглажи­вают поверхность обрабатываемого бруска.

Прямоугольные заготовки начинают строгать с лицевой сто­роны, имеющей меньшее число дефектов. После обработки лице­вой стороны проверяют качество строгания линейкой вдоль и по­перек волокон, а если заготовка широкая, то и по диагонали. Если между линейкой и кромкой обработанной заготовки нет просветов, обработку следует считать удовлетворительной. После этого стро­гают кромку заготовки рубанком с одиночным или двойным но­жом. Прямоугольность кромки и пласти проверяют угольником. Затем строгают нелицевую пласть и вторую кромку, соблюдая при этом требуемые размеры.

Бруски строгают следующим образом: укладывают их на вер­стак и закрепляют; неровности на поверхности бруска сострагива­ют шерхебелем, рубанком, а затем зачищают поверхность фуган­ком, после чего брусок поворачивают и строгают соответственно другие стороны.

При работе фуганком (рис. 29, б) правой рукой берут за ручку, а левой поддерживают корпус немного позади пробки. Прострогав один участок детали по ширине, переходят к обработке другого участка. Фуганком строгают в один прием, не прерывая стружки. При обработке очень длинных заготовок рабочий должен двигать­ся вперед вдоль заготовки.

При фуговании под склеивание заготовки следует обрабатывать попарно и даже по три штуки.

При работе инструментом стоят у верстака, наклонив корпус немного вперед и поставив левую ногу вдоль верстака вперед, а правую по отношению к левой под углом 70°.

При торцовом строгании сначала строгают один край торца от себя (рис. 29, в) до середины детали, а затем с другой на себя (рис. 29, г). При этом способе строгания отщепов и отколов на поверхности и кромках не получается. Во избежание образования отщепов рекомендуется обрабатывать торцы до строгания боковых сторон бруска.

Зензубелем отбирают четверть (рис. 29, д, 4) по заранее сде­ланной разметке. Начальную отборку четверти производят сле­дующим образом: берут правой рукой за заднюю часть корпуса, а левой за подошву позади ножа, причем большой палец распо­лагают сверху корпуса, как показано на рисунке. Строгание ведут на небольшом расстоянии от линии разметки (риски) и снимают стружку на глубину четверти (примерно на 3...4 мм). После отбор­ки части четверти по всей длине бруска зензубелем работают в полный размах рук, следя за тем, чтобы не зайти за пределы раз-

Рис. 30. Рубанок ручной электрический ИЭ-5708:

/ - ручка, 2 - корпус, 3 - электродвигатель, 4 - основ­ная ручка, 5 - подводящий кабель, 6 - задняя неподвиж­ная лыжа, 7 - передняя подвижная лыжа

метки. После отборки четверти ее зачищают, для чего берут пра­вой рукой задний торец корпуса зензубеля, а левой рукой - его верхнюю часть.

Фальцгебелем (рис. 29, д, 5) четверти выбирают так же, как и зензубелем, но без предварительной разметки, так как ступенчатая подошва фальцгебеля определяет размер четверти. Выборка паза грунтубелем показана на рис. 29, д, 6 .

Инструменты для механизированной обработки древесины. Ручные электрические рубанки (ИЭ-5701А, ИЭ-5708, ИЭ-5707А) предназначены для фрезерования древесины вдоль волокон. Руба­нок (рис. 30) состоит из встроенного электродвигателя, ротор ко­торого вращается в двух шарикоподшипниках. На конце вала ро­тора насажен ведущий шкив, приводящий во вращение клиноре-менную передачу. Вращение ножевого барабана (фрезы) с двумя плоскими ножами осуществляется посредством клиноременной передачи от вала ротора. На рубанке имеются передняя (под­вижная) и задняя (неподвижная), отлитая вместе с корпусом, панели (лыжи). Специальным механизмом опускают и поднимают переднюю лыжу, регулируя этим глубину фрезерования (строга­ния). Рубанок можно использовать как полустационарный станок, закрепив на столе или верстаке панелями вверх и установив съем­ное защитное ограждение, защищающее руки от попадания на барабан (фрезу) с ножами.

Работа электрорубанками. Перед работой проверяют правиль­ность заточки и установки ножей. Лезвия ножей должны быть выпущены одинаково и находиться на одном уровне с задней панелью (лыжей)." Масса ножей также должна быть одинаковой. До установки ножи следует тщательно заточить и отбалансиро­вать так, чтобы ножевой вал (барабан) вращался без биения. Угол заострения ножей должен быть 40...42 0 . Крепить ножи к валу нужно прочно, причем режущая кромка должна выступать на ве­личину 1...1,5 мм за цилиндрическую поверхность барабана, а лез­вие ножей должно быть строго параллельно оси барабана (вала).

Работают электрорубанком следующим образом. Вставляют штепсельную вилку в сеть, нажимают на курок, включают электро­двигатель. Когда ножевой вал достигнет нужной частоты враще­ния, электрорубанок опускают на обрабатываемый материал, за­крепленный на верстаке или столе. Материалы, подлежащие об­работке, должны быть очищены от пыли, грязи, снега. Электрору­банок нужно подавать вперед медленно, чтобы при соприкосно­вении с древесиной не произошло резкого толчка, и равномерно, без больших усилий на рукоятку. Усилие работающего должно быть затрачено лишь на продвижение электрорубанка. При обра­ботке древесины средней твердости скорость подачи должна быть 1,5.-2 м/мин. При работе электрорубанок продвигают по мате­риалу по прямой линии, без перекосов, следя за тем, чтобы под панели (лыжи) не попадала стружка или опилки.

После первого прохода (если необходимо начать обработку вдоль участка или на участке рядом с обработанным) электродви­гатель выключают и с выключенным электрорубанком возвра­щаются в исходное положение, после чего электродвигатель включают и вновь начинают работать. В перерывах электрорубанок выключают и ставят панелями (лыжами) вверх или кладут на бок.

При вибрировании рубанка проверяют балансировку ножей, а также люфт в подшипниках барабана. При получении нечистой поверхности обработки проверяют заточку ножей и очищают руба­нок от стружек.

При работе электрорубанком следят за тем, чтобы токоведущие части были надежно защищены от случайного соприкосновения с ними. Все электрические соединения должны иметь надежную изоляцию. Питающий кабель не следует укладывать с большими перегибами. Во избежание повреждения цеховым транспортом его не следует прокладывать по полу. К работе электроинстру­ментом допускают лиц, прошедших инструктаж по технике безопасности.

При работе рубанками и электрорубанками могут возникнуть следующие дефекты: мшистость или ворсистость - при работе тупыми ножами; продольные полосы - при работе ножами, име­ющими выкрошенные места на лезвии, и др.

Качество обработки по длине и торцу бруска проверяют уголь­ником (рис. 31, а, б) в нескольких точках: на концах детали и в середине, а в длинных деталях - ив других точках между сере­диной и концами детали.

Проверка «на глаз» (рис. 31, в) требует большого навыка. Рабочий берет брусок в руки и приподнимает его, устанавливая против света на уровне глаз. Неровности, полученные вследствие некачественной обработки, обнаруживаются по легкой тени, кото­рая на бруске будет казаться пятном. Качество обработки можно проверить также линейками (рис. 31, г).

Качество фрезерования детали проверяют двумя строго выве­ренными брусками (рис. 31, д), которые ставят на поверхности детали параллельно один другому, и после этого смотрят на бруски

Рис. 31. Проверка качества строгания:

а - угольником по длине бруска, б - угольником по торцу бруска, в - «на глаз» против света, г - линейками, д - парными брусками

против света. Если поверхность детали хорошо обработана, грани брусков сольются в одну линию, а если нет, грани будут в виде пересекающихся неслившихся линий.

Качество профильной обработки проверяют шаблонами и визу­ально. Поверхность обработанных деталей должна быть гладкой, без шероховатостей, задиров и вырывов.

Цель урока: Обучить учащихся приемам строгания древесины, ознакомить учащихся с правилами безопасной работы при строгании.

Задачи:

Образовательная: Формирование у учащихся навыков по строганию древесины, научить учащихся правилам ТБ при строгании древесины.

Развивающая: Развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы со столярными инструментами.

Воспитательная: Воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, воспитание самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, метод выработки умений и навыков, метод закрепления изученного материала, метод оценки знаний, умений и навыков.

Репродуктивный - инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Индуктивный - от простого к сложному.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: физика.

Материально-техническое оснащение урока: верстаки, рубанки, измерительный инструмент, приспособления, пиломатериал.

Наглядные пособия: образцы изделий, таблицы по технике безопасности.

Объекты труда: декоративная доска.

Профориентация: профессии столяра, плотника, станочника строгальных станков.

Новые термины и слова: шерхебель, плакирующий.

Ход урока.

I .Организационный момент:

Взаимоприветствие

Проверка готовности рабочих мест учащихся.

Контроль посещаемости учащихся.

II .Постановка целей и задач урока.

III.Изучение нового материала.

План изложения нового материала:

I .Основы резания древесины.

А) Строгание.

С) Наладка рубанков.

II .Техника безопасности при строгании древесины.

III

А) Строгание - это срезание с заготовки слоя древесины при помощи рубанков для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей.

В) Инструменты для строгания и ножи рубанков.

Рубанок состоит из деревянной или металлической колодки, ножа, клина. Основная деталь рубанка - колодка. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.

В зависимости от назначения рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и фуганок.

Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.

Термин « шерхебель » - видоизмененное немецкое слово, которое переводится как «рубанок для грубого срезания».

Для предварительного чистового строгания вдоль волокон, а также после обработки шерхебелем используют рубанок с одним ножом.

Для чистового строгания торцовой, свилеватой, задиристой поверхности с одновременным обламыванием стружки при помощи стружколома используют рубанок с двойным ножом.

Для выравнивания чистовой поверхности большого размера (гладкое строгание) используют фуганок.

Ножи изготавливают из двуслойной стали: основной слой - стали марки 30, плакирующий - из стали марок 9ХФ, 9Х5ВФ, Х6ВФ, 9ХС.

Термин « плакирующий » - видоизмененное французское слово, которое переводится как «накладывать, покрывать». Плакирующий слой более устойчив к коррозии.

С) Наладка рубанков.

Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он должен выступать на 1…3 мм, у остальных рубанков - на 0,1…0,3 мм без перекоса.

Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.

Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой - за рог-рукоятку. Деревянный рубанок правой рукой плотно обхватывайте за упор, а левой удерживайте за рожок. Фуганок держите правой рукой за ручку, а левую накладывайте сверху колодки.

Стойте у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед. Ступню левой ноги ставьте примерно параллельно кромки крышки верстака, правой - под углом 70° к ней.

Е) Приемы и контроль строгания.

Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует по направлению волокон древесины, по прямой линии, на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. Корпус тела оставляйте неподвижным. В начале движения его прижимают сильнее левой рукой, в середине - обеими, в конце движения- правой. При обработке торца строгайте рубанком сначала от себя до середины заготовки, а затем от другого края торца на себя.

Строгание рубанком выполняйте в несколько приемов, простругивая один участок за другим. Фуганком обрабатывайте заготовку на всю длину, не прерывая стружки. Вдоль верстака можно перемещаться.

В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.

Прямолинейность и плоскостность строгания бруска проверяйте на глаз или парными линейками. Качество строгания проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности. Плоскостность строгания доски и линейные размеры отстроганной детали контролируйте линейкой. Перпендикулярность строгания контролируйте угольником, правильность строгания фаски - малкой, настроенной по транспортиру.

II .Техника безопасности при строгании древесины:

а) Надежно закрепляйте заготовку на верстаке.

б) Работайте рубанком с остро заточенным ножом. Остроту лезвия нельзя проверять, проводя пальцем вдоль его кромки.

в) Крепко удерживайте рубанок при строгании.

г) При перемещении рубанка не касайтесь пальцами правой руки заготовки, не держите их близко к подошве инструмента.

е) Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности.

ж) При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы.

з) В перерывах кладите рубанки в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака.

и) Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой -сметкой.

й) При получении травмы немедленно обратитесь к учителю.

III .Рассказ о профессиях столяра, плотника, станочника строгальных станков.

На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке деталей выполняют столяры и плотники, а на станках - станочники строгальных станков.

Ребята, а теперь я хочу вам рассказать о профессиях, связанных с деревообработкой. Профессии плотника, столяра, станочника строгальных станков связаны с деревом. Это одни из самых древних профессий - ведь вначале человечество овладело обработкой дерева. Дерево.… Это и дом человека, и топливо, и пища, и транспортное средство, и одежда, и обувь, и лекарство, и первый писчий материал - береста. Дерево, наконец, производит кислород, которым мы дышим. Слава дереву! И значит, слава тем, кто работает с ним, кто, познав его секреты, умеет изготавливать из него бесчисленное множество нужных и прекрасных вещей. Плотник обычно делает крупную работу: дом ставит, лодки и мосты строит. Столяр мастерит более тонкие вещи, делает красивую мебель. Но совсем уж разделять работников по дереву никак нельзя. Столяры и плотники - это братья и по материалу, и своими навыками. Они всегда друг друга подменить смогут.

Но все таки сначала плотник, столяр - потом. Плотников зовут «чистодеревщиками». Столяров высшего класса называют краснодеревщиками (прекрасно, красиво). Хорошим воином можно стать, только досконально освоив оружие, а для мастера главное оружие - инструмент. В каждом инструменте много красоты скрыто, много нужности. Не только осмысленно оно всесторонне, но и делом опробовано. А в работе, сами понимаете, любой скрытый изъян сразу проявиться, самая малая недоделка наружу выйдет. Вот почему, ребята, инструмент нужно держать в порядке. Относиться к нему и к материалам бережно. Трудовые навыки, гибкость ума и эстетический вкус - важные качества каждого человека. Они развиваются только в практической деятельности. Чтобы овладеть приемами, способами и навыками обработки древесины надо стараться при выполнении каждой столярной операции. Ребята, если вы выберите другую профессию, не связанную с деревообработкой или металлообработкой, навыки и умения приобретенные в школьных мастерских всегда пригодятся вам в жизни. Ибо сначала вы должны стать настоящими мужчинами, которые умеют не только мыслить, но и строгать, и держать молоток, и выполнить любую мужскую работу по дому, а потом уже быть врачами, юристами, артистами и т.д. Мужчина познается в труде.

IV . Практическая работа.

Строгание заготовок для изготовления декоративной доски.

А) Ознакомьтесь с рубанками, изучите правила строгания.

В) Выберите базовую сторону заготовки, определите лучшую и худшую пласти.

С) Отстрогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания. Покажите учителю.

V . Анализ выполнения практической работы.

VI . Сдача инструментов и заготовок.

VII . Уборка рабочих мест (Привести себя в порядок, помыть руки).

VIII . Подведение итогов урока.

Муниципальное казенное

образовательное учреждение

«Лицей № 1»

Конспект урока по технологии

5 класс

Тема занятия: Строгание древесины

подготовил

Емельянов Олег Борисович,

учитель технологии

г. Шадринск, 2013

План конспект.

Тема занятия: Строгание древесины

Цель занятия:

1. Обучающая: Дать учащимся начальное представление о технологии строгания заготовок из древесины.

2. Воспитывающая: Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

3. Развивающая: Развивать координацию движений при выполнении столярных операций.

Оснащение занятия:

1. Материально-техническое оснащение:

Инструменты: столярная ножовка (16 шт.), столярный угольник (16 шт.), линейка (16 шт.), рубанок (16 шт.), шило (16 шт.), сверло  10 мм (2 шт.), карандаш (16 шт.), рашпиль (16 шт.), лобзик (16 шт.), шлифовальная колодка (16 шт.).

Оборудование: сверлильный станок (2 шт.) столярный верстак (16 шт.), подкладная доска (2 шт.), выпиловочный столик (16 шт.).

Материалы: Брусок (береза) 15х40х320мм (16 шт.).

2. Дидактическое оснащение: Презентация: «Строгание древесины», технологическая карта изготовления рукоятка, критерии оценки практической работы.

3. Методическое оснащение: План-конспект занятия, Казакевич, В.М. Технология. Технический труд. 5 класс [Текст]: метод. пособие / В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2005. – 127 с.

Место проведения: учебная мастерская

Тип занятия: комбинированный

Структура занятия:

1. Организационный момент – 1 – 2 мин.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.

3.1. Строгание заготовок из древесины.

3.2. Виды строгальных инструментов.

3.3. Устройство рубанка, фуганка и шерхебеля.

3.4. Приемы строгания рубанком.

3.5. Закрепление.

4. Практическая работа – 45 – 50 мин.

4.1. Вводный инструктаж. Правила безопасной работы при строгании древесины.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.

ИТОГО: 80 мин.

Оформление доски

Тема занятия

Строгание древесины

Ход занятия:

    Организационный момент.

Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель занятия.

2. Актуализация знаний.

1. Какие инструменты применяются для пиления древесины. (Столярная ножовка, выкружная пила, лучковая пила)

2. Из каких частей состоит ножовка? (Ручка, полотно)

3. Как различают ножовки с различной формой зуба? (Для поперечного, продольного и смешанного пиления.)

4. Какая ножовка применяется для продольного пиления? (Для продольного пиления нужно выбрать пилу с наклонным профилем зуба)

5. Для каких целей используют стусло? (Стусло используют для точного пиления заготовок поперек волокон под различными углами 30°, 45°, 90°)

Выслушав ответы обучающихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

3. Изложение нового материала.

    Более подготовленным обучающимся учитель предлагает выступить с докладом о видах столярных строгальных инструментов.

Методические рекомендации: Затем учащимся сообщают, что им предстоит ознакомиться с новой операцией обработки древесины - строганием. Оно применяется для придания изделиям необходимой формы, размеров и требуемого качества поверхности. Учащимся предлагают привести примеры использования строгания при изготовлении различных изделий. Технические сведения об этой операции целесообразно излагать постепенно. Так, на этом занятии можно ознакомить обучающихся с устройством рубанка и с приемами работы этим инструментом, па последующих - с другими строгальными инструментами, их наладкой, с механизацией строгальных работ на деревообрабатывающих предприятиях и т.п.

Пиломатериалы или заготовки из древесины после распиловки имеют шероховатости, риски, покоробленности и другие дефекты, которые устраняют путем строгания. В процессе строгания заготовке придают нужную форму и размеры.

Строгание – процесс, обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей с помощью стругов.

На Руси все виды инструментов, применяемых для строгания древесины, называли стругами или стружками. В настоящее время на мебельных и деревообрабатывающих производствах существует ручное и профильное строгание, а также строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Эту работу выполняют плотники, столяры, станочники строгальных станков.

Ручное строгание выполняют деревянными и металлическими рубанками. Деревянные рубанки делятся на две группы: рубанок с одинарным ножом применяют для предварительного строгания, рубанок с двойным ножом – для чистового.

Рубанок металлический с одинарным ножом состоит из передней ручки, колодки, прижима, упорного стрежня, прижимного винта, ножа, задней ручки. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Деревянный рубанок с одинарным ножом состоит из колодки, ручки- рожка, летка, деревянного клина, ножа.

Деревянный рубанок с двойным ножом состоит из колодки, летка, ножа, стружколома, винта (крепление стружколома), клина, рожка, упора, подошвы. Учитель при объяснении опирается на презентацию

Среди деревянных рубанков выделяют шерхебель и рубанок – фуганок. Шерхебель применяется для чернового строгания заготовок. Фуганок ручной инструмент для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок. Фуганком строгают (фугуют), как правило, после обработки поверхности рубанком, чтобы сделать её более гладкой. Это достигается благодаря большой длине колодки рубанка – более 600 мм.

Режущая часть всех столярных инструментов имеет форму клина. Например, нож рубанка в своей режущей части затачива­ется в виде острого клина. Две поверхности клина на своем пересечении образуют острую режущую кромку. Эта режущая кромка разрезает волокна древесины, а передняя поверхность ножа отгибает срезанный слой в виде стружки.

Методические рекомендации: Перед тем как объяснить и продемонстрировать приемы строгания, учителю рекомендуется рассказать о строгании древесины вдоль и поперек волокон, о торцевании, пояснить, что при строгании вдоль волокон затрачивается небольшое усилие, получается менее шероховатая поверхность.

Перед строганием следует проверить, правильно ли налажен инструмент. У правильно установленного ножа лезвие расположе­но над подошвой колодки без перекосов и выступает на 1...3 мм у шерхебеля или на 0,1...0,3 мм у рубанка.

Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой - за колодку или ручку с передней стороны.

Рубанок устанавливают на обрабатываемую деталь лезвием вниз и проталкивают вперед. В начале строгания осуществляют нажим на переднюю часть рубанка, а в конце - на заднюю, чтобы обрабатываемая поверхность получалась плоской. При возвратном движении рубанка его поднимают над поверхностью. Так, совершая движение вперед и назад, постепенно сострагивают обрабатываемую поверхность до тех пор, пока она не станет ровной и гладкой.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Рубанок надо держать крепко, чтобы руки не соскользнули с него и не ударились об острые боковые ребра заготовок. При этом возможны ушибы и порезы рук. Упоры заготовки не должны выступать выше обрабатываемой поверхности. Проверка и контроль качества строгания. Строганные поверхности заготовки – пласти, кромки и торцы проверяют с помощью контрольно-измерительных инструментов.

Правильность выстроганной пласти проверяют «на просвет» линейкой. Правильно выстроганная пласть лицевой пластью или лицевой стороной. На ней столяр или плотник проводит карандашом волнистую линию. Это означает, что лицевая пласть при дальнейшей работе будет базовой.

Методические рекомендации: Учитывая, что учащимся трудно сразу освоить строгание, рекомендуется предложить им тренировочные упражнения. Во время этих упражнений учитель обходит рабочие места, следит за правильным выполнением приемов работы, соблюдением правил безопасности труда, помогает тем, кто испытывает затруднения. После того как пятиклассники усвоят навыки строгания, можно разрешить им приступить к практической работе по изготовлению изделия.

Закрепление:

1. Какими инструментами осуществляется строгание поверхностей заготовок? (Рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, шерхебель, фуганок, калевка, галтель и др.)

2. Для каких целей используют шерхебель? (Для чернового строгания)

3. Для каких целей используют рубанок с двойным ножом? (Для чистового строгания)

4. Для чего применяют фуганок? (Для получения плоских поверхностей длинномерных заготовок )

5. Перечислите основные части рубанка? (Передняя ручка, колодка, прижим, упорный стрежень, прижимной винт, нож, задняя ручка )

6. Какие инструменты применяют для профильного строгания? (Калевки, фальцгобель, зензубель, галтель, горбачи и др. )

4. Практическая работа учащихся.

4.1. Вводный инструктаж.

Методические рекомендации: Перед выполнением практической работы учитель объясняет ее содержание на образце, показывает, какие поверхности следует зачищать рашпилем и шлифовальной шкуркой, дает рекомендации по зачистке кромок деталей. Перед тем как приступить к выполнению практической работы учитель объясняет обучающимся критерии оценки практической работы.

Правила безопасной работы при строгании древесины:

    Проверь надежность крепления заготовки на верстаке.

    Работу выполняй исправным, хорошо заточенным и правильно налаженным инструментом.

    Леток от стружки очищай деревянной палочкой (щепкой).

    Не проверяй качество строгания рукой. Ты можешь занозить руку.

    Струги храни на ребре (боку), лезвием от себя.

    Не оставляй струги на краю верстака.

    Используй инструменты строго по назначению.

    Выполняй только ту работу, которую поручил учитель.

    По окончании работы убери рабочее место.

4.2. Изготовление рукоятки и текущий инструктаж.

Изготовление изделия в соответствии с технологической картой .

    Для менее подготовленных обучающихся учитель предлагает изготовить бруски для подкладной доски.

Методические рекомендации: Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приемов, соблюдением правил безопасности труда и т.д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

5. Подведение итогов занятия.

Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося. Оценки учитель выставляет, опираясь на критерии оценки практической работы .