Сложение числа в пределах 20. I. Организационный момент

18=10+8 17 = 10 +7 12=10+□

10= 10+0 16 = 10+6 11=□+1

14=10+4 19 = 10+9 15=10+□

Сравнение чисел

Рассмотрите данные схемы. Прочитайте запись в схеме: 10 < ,12> ,20=

< 12 10< 20)

Итог урока:

Тема: Числа и цифры от 16 до 20

Цель : создать условия для закрепления знаний нумерации чисел от11 до 20, закрепление умения сравнивать, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, складывать и вычитать, опираясь на знание разрядного состава числа.

уметь выполнять работу в парах, в группах; уметь выполнять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

уметь ориентироваться в информационном материале учебника, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, стремиться к расширению своей познавательной сферы.

Ход урока:

Все зашли спокойно в класс, Тихо сели, спинки прямо.

Встали все у парт красиво, Все легонечко вздохнем

Поздоровались учтиво. И урок начнем!

Я хочу наш урок сегодня начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Ж.Ж. Руссо

У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены, красный – мне немного тревожно.

Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.

Устный счет

В числовых выражениях найдите ошибки и исправьте их.

1+0=10 10+2=12 13-1=12 10-0=1 20-1=10 12-2=1

Назови число, в котором: 1дес.2ед., 1дес.7ед., 1дес.3ед., 2дес., 0ед. (12,17,13,20)

Назови числа по порядку

начиная с самого маленького: 13, 15, 12, 17, 14, 19, 18, 16. (12,13,14,15,16,17,18,19)



начиная с самого большого: 11, 4, 10, 3, 6, 9, 7, 5, 8. (11,10,9,8,7,6,5,4,3)

Я задумала число в котором 1 десяток и 5 единиц. Какое число я задумала? (15)

Придумайте сами загадку об этом числе (число больше 14, но меньше 16; число на 1 единицу меньше 16; число предыдущее числу 16 и др.).

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже –

Руки за спин положим. Голову поднимем выше. И легко – легко подышим.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

Как можно одним словом назвать числа, которые встретились в

задании? (двузначные). В каждом числе подчеркните разряд десятков красным цветом, а разряд единиц – синим. Что заметили?

Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

18=10+8 17 = 10 +7 12=10+□

10= 10+0 16 = 10+6 11=□+1

14=10+4 19 = 10+9 15=10+□

Сравнение чисел

Рассмотрите данные схемы.Прочитайте запись в схеме: 10 < ,12> ,20=

Какие из данных чисел можно вписать в «окошко» так, чтобы знак был выбран верно? (8,12, 5,20) (10 < 12 10< 20)

Итог урока:

Понравился ли вам урок? Какие задания вы выполнили с удовольствием.

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам!

За то что упорно и дружно трудились Что на уроке вы не ленились!

Тема: Знакомство с линейкой.

Цель : Познакомить детей с понятием «линейка», обучить её практичному применению. Учить строить на листе бумаге разные геометрические фигуры при помощи точек и прямых линий. Совершенствовать знания геометрических фигур. Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо). Формировать измерительную деятельность на базе знании числа и счета. Сравнивать числа между собой. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять действие и сопровождать их словами.

Ход занятия:



Воспитатель: - Добрый день, ребята. Давайте приготовимся:
Уши слушают - и всё слышат,
Глаза смотрят - и всё видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова - хорошо думает.

(Стук в дверь, заходит «Карандаш» со своей линейкой)

Карандаш: - Здравствуйте ребята! Дети: - Здравствуйте! Посмотрите, кто к нам пришел. Вы знаете, кто это? Дети: - «Карандаш». А какой предмет он держит в руках? Дети: - Линейку. Правильно! А для чего они нам нужны? (Ответы детей….)

Конечно, карандашом мы рисуем, а линейкой строим прямые линии. Слово линейка образовано от слова «линия», «линеить», проводить линии. Вы правильно угадали. Но линейки бывают по материалу разные, вот у «Карандаша» линейка деревянная, а какие ещё бывают, я прочитаю Вам сказку. (Воспитатель читает сказку, дети рассматривают линейки, Карандаш вместе с ними).

На линейке есть коротенькие полосочки, затем длиннее, затем цифра, снова полосочки. А всё для того, что с помощью линейки можно измерять. («Карандаш» плачет)

Что случилось? (Карандаш рассматривает свою линейку и говорит, моя линейка совсем старая, она деревянная, а хуже всего на ней совсем нет цифр и измерять я ничего не смогу)

Не расстраивайся, ребята тебе помогут. Правда, ребята? Дети: - Да!

Задание. Разложить цифры от 0 до 10 в порядке возрастания.

Вот линейка готова. Ребята, а давайте посчитаем, что у нас получилось, обратный счёт.

Карандаш: - Спасибо большое ребята, что Вы помогли, но мне пора уходить, много чего надо ещё нарисовать и измерить! До свидания! Вы сказали, что с помощью линейки можно проводить линии? Ответы детей: - Да, можем.

2. Задание. Дети на листах белой бумаги проводят линии по линейке цветными карандашами.
А давайте с вами попробуем по линейке провести линии. Берём цветные карандаши и сначала красную линию проведём, красным карандашом, затем – синим, жёлтым, зелёным, чёрным. У всех получилось? А какие у вас получились линии – кривые или прямые? Посмотрите внимательно на ваши линии. Линии получились прямые. Правильно ребята. Молодцы! А теперь давайте посчитаем наши линии. Сколько же линий вы нарисовали? Мы нарисовали 5 линий.
Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, у всех правильно проведены линии. А какая по счёту синяя линия? Синяя линия вторая.
Правильно дети. Синяя линия у нас вторая по счёту. Давайте все вместе повторим. (Дети вместе повторяют.) А зелёная у нас линия, какая по счёту? Зелёная линия четвёртая по счёту.
Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите и скажите, синяя линия стоит по соседству с какими линиями? Синяя линия стоит с красной и жёлтой.
Нет, дети. Синяя линия стоит за красной, но перед жёлтой. Давайте все вместе скажем правильно. (Дети вместе повторяют.)
Или можно сказать, за первой, но перед третей, или между первой красной и третьей жёлтой линиями. Запомнили? Давайте все вместе повторим, чтобы запомнить. (Дети повторяют все вместе). Молодцы ребята! Мы с вами провели 5 линий.
Молодцы дети. Давайте с вами немного отдохнём

Физминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Задание. С помощью линейки соединить точки на листе бумаги.

Молодцы ребята! Я вам раздам листы бумаги, и вы при помощи линейки и простого карандаша, должны соединить точки. Дети у всех получилось? Какие у вас получились фигуры? Назовите их.
Ответы детей: - Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник. Правильно дети. У нас с вами получились: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и круг. А как можно ещё назвать эти фигуры одним словом?
Ответы детей: - Это геометрически фигуры.

Задание. «Геометрические логические цепочки».

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру на внимательность «Геометрические логические цепочки». У вас у каждого на столе набор геометрических фигур, ваша задача создать по образцу «цепочки». Но прежде чем начать игру, главное условие игры, что цепочки мы должны собирать слева направо. Поднимите левую руку. Условия понятны?

Какая цепочка ребята, оказалась самой длинной? (последняя.) Из скол. фигур она состоит? (5)

Задание. Задача. Измерь длину.

Однажды Лиса собралась в гости к Зайцу, но столкнулась с препятствием по дороге к зайцу протекала река, и через неё она никак не могла пройти. Как помочь Лисе, что мы можем дорисовать, чтоб лиса перебралась на другой берег? (Мост.) Давайте соединим точки с помощью линейки и получится мост. Но у каждого из Вас мост получился разной длины, давайте измерим его с помощью линейки. И скажем, какой длины мост у каждого из Вас. (Ответы детей:2, 3, 5, 8,4,3.)

Задание. Сравнение чисел.

А теперь давайте сравним, чей мост длиннее, короче или равный.

2 < 3 ; 4 = 4; 8 >5; и т.д.

Итог занятия :

Молодцы ребята. Мы с вами сегодня многое узнали. Мы теперь можем проводить прямые линии при помощи линейки, чертить геометрически фигуры, измерять длину. Пришло время заканчивать наши познания о линейке. Но мы с ней не прощаемся, а говорим – до свидания. Ведь теперь мы с линейкой и дальше будем дружить. До свидания, до новых встреч.

Тема: Деление целого. Упражнения.

Цель: Познакомить детей с делением целого на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на 4 части). Научить отражать в речи действие и результаты деления на (сложили пополам, получили) 2(4) равные части, половина целого, одна из 2 частей (одна из 4 частей). Дать представление о том, что половина – это одна из 2 равных частей целого. Организовать отработку понимания, что чем больше частей получится при делении целого, тем меньше его часть и наоборот.Контроль действия детей и рефлексивной оценки.

Чтение стихотворения « Мы делили апельсин…»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда

Что делали звери? На сколько частей делили?

На прошлом занятии мы узнали с вами, какими способами можно поделить квадрат на равные части. Сегодня мы с вами будем продолжать учиться делить целое на 2 и 4 части (круги, полоски)

Вот эти полоски и круги помогут нам узнать как делить на 2 и 4 части.

Сядьте удобно, - сегодня мы узнаем много нового! Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать.

У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы, проглажу линию сгиба и разрежу по линии сгиба.

На сколько частей я разделила полоску? Ответ: на две части

Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части.Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части.

Равны ли эти части? (складываю полоску, убеждая детей в равенстве её частей) .

Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина (показываю)

Ребята, а теперь вы попробуйте разделить одну из полосек пополам на 2 равные части. Молодцы. Что я сейчас показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?

Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили на две равные части.

Сколько всего таких частей в целой полоске? Как мы получила 2 равные части?

Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?

Что меньше: целая полоска или одна из ее половин? Ответ детей.

А если я сложу полоску вот так (не пополам), на сколько частей я разделила её?

Можно ли эти части назвать половинами? Почему?

Давайте и вы попробуйте поделить полоску на 4 части.

Когда мы делили полоску на две равные части, каждая часть называлась одной второй. Сейчас мы разделили на четыре части. Как называется каждая часть? Каждая из частей называется одной четвертой, потому мы целое разделили на четыре части, также эта часть называется четвертинка.

Физкультминутка.

Что мы сегодня научились делать?

Пожалуйста, сложите круг 1 раз пополам.

Что вы сделали?

Что получилось?

Что больше целый круг или одна из 2 равных частей?

Что меньше? Одна равная часть или целый круг?

А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам.

Сколько раз сложили круг пополам?

Сколько получилось частей?

Равны ли эти части?

Что больше одна из четырех частей целого или целый круг?

Что меньше?

Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам?

Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?

ГБОУ РМЭ «Школа - интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»

Образовательная система «Школа 2100»

Урок математики

«Сложение и вычитание чисел

в пределах 20»

Ф.И.О. учителя : Любимова Наталья Николаевна

Предмет : математика

Класс : 1

Дата : 14.04.2015г.

Тип урока : закрепление

Форма проведения: комбинированный урок

Цель: развитие навыков счета в пределах 20.

Задачи:

  • Образовательные: формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20; решать задачи в два действия на нахождение остатка; решать уравнения; находить сумму длин сторон прямоугольника.
  • Развивающие: развивать математическую речь, внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать любовь к прекрасному.

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД : формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20.

Коммуникативные УУД : формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД : формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Основная мысль урока: сложение и вычитание чисел мы можем применять не только в нахождении выражений.

Основные понятия: сумма, слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

Основные : Козлова С.А., Демидова Тонких «Моя математика» 1 класс, 3 часть. - Москва: Баласс, 2012;

Дополнительные:

компьютер, проектор, маркерная доска; презентация к уроку;

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Оргмомент

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем,
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!

II . Сообщение темы и цели урока.

У всех ли хорошее настроение? Ваше хорошее настроение - залог успеха в любом деле!

Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку.

(Солнце, цветы, птицы, снег, листья, бабочки).

Какая картинка лишняя? (Снег).

Почему? (Он бывает зимой).

Давайте проверим -

К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне, к лету).

Раскрыты окна… Веет тёплый ветер.

Смеются птицы с вышины

И шумно солнцу радуются дети

И ждут забав весёлых от весны.

Что происходит с природой весной? (Она оживает).

У нас в гостях Весна. (Вывешивается картинка).

Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания, и хочет проверить вас, все ли вы сумеете выполнить. - Посмотрите на выражения, которые написаны на доске и определите тему нашего урока. (Сложение и вычитание чисел в пределах 20)

Цель урока: продолжать учиться складывать и вычитать числа в пределах 20.

III . Устный счёт

а) Нумерация чисел в пределах второго десятка.

Перед вами 1 задание Весны.

Что это? (Солнце)

Это математическое солнце.

Назовите числа. (Учитель показывает, дети называют по цепочке).

Найдите лишнее число. Почему? (Однозначное).

А какие числа называются однозначными?

Как называются остальные числа? (Двузначные).

Из каких разрядов состоят двузначные числа. (Десятки и единицы).

Молодцы, ребята, с первым заданием справились хорошо!

Какое сегодня число: 14 апреля. Что вы о нём можете сказать?

Какое число стоит за числом 14? Как оно называется для числа 14?

Какое число стоит перед числом 14? Как оно называется для числа 14?

Первый ряд: вам число 13, второй ряд - 14, третий ряд: - 15. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых. У доски работают: Запишите ещё 3 равенства со знаками.

Молодцы! Как вы записывали числа? А как ещё можно представить эти числа? (В виде суммы удобных слагаемых) выберите числа, которые вам нравятся и запишите столбик из 4 выражений рядом.

Состав каких чисел повторяли? (13, 14, 15)

IV . Решение уравнений.

Весна пригласила к нам гостей. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание: отгадав загадки.

Солнце греет у порога, и растаяли сугробы, (около птиц карточки с числами)

Потекли рекой ручьи, прилетели к нам... (грачи) -

«Из дальних стран вернулся я, чтоб вас порадовать, друзья.

Весна пришла! Зиме - конец!» - пел у скворечника (скворец) -

Правильно, это грач и скворец. Они принесли для вас задание. Решите равенство с неизвестным числом. Что же это такое? (уравнение) Итак, сейчас мы будем решать уравнения.

Уравнение для первого варианта, запишите, у доски работает….:

Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 5, разность равна 6. Х-5=6

Уравнение для второго варианта, запишите, у доски работает:

Уменьшаемое 15, вычитаемое неизвестно, разность равна 8. 15-Х=8

Вспоминаем правило нахождения уменьшаемого и вычитаемого.

Анализ работы ребёнка у доски.

Физкультминутка

V . Решение задачи.

Посмотрите на весеннее дерево, сначала на нём сидели 5 бабочек-капустниц и 7 бабочек-крапивниц. 10 из них улетели. Сколько бабочек осталось?

О чем задача? Что известно? По этим двум данным, что можем узнать? А надо ли нам это узнавать и для чего? Что надо найти в задаче? Каким действие находим остаток? (вычитаем) запоминаем, значит, когда будем отвечать на вопрос задачи, используем какой знак? (минус). Итак, сначала мы найдём, сколько бабочек было каким действием? (+) Затем мы найдём, сколько бабочек осталось. Каким действием? (-) запишите решение задачи выражением.

VI . Работа с геометрическим материалом.

Весна для нас это и весенние цветы. Вы получаете цветок. Выбираете его сами:

Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит...(одуванчик).

Тот цветок давно в Россию

Завезён из дальних стран.

Алый, стройный и красивый,

Называется...(тюльпан)

Над кустами гул стоит,
Здесь для пчёлок стол накрыт:
Ароматом целый день
Манит нежная...(сирень).

Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие...(ландыши)

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились...

(крокусы)

4+4+4+4=16 дм

6+6+3+3=18 дм

3+3+5+5=16 дм

7+7+2+2=18 дм

3+4+3+4=14 дм

Задачи: измерь длину сторон клумбы и найди, сколько дециметров проволоки понадобиться, чтобы её огородить. Решение запишите здесь же на листочке.

На чью клумбу понадобиться меньше всего проволоки?

На чью клумбу понадобиться больше всего проволоки?

Чьи клумбы будут одинаковы?

VII . Итог урока:

- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать числа в пределах 20)

Что мы для этого делали? (считали устно, решали задачи, сравнивали числа.)

Если вы всё поняли и можете объяснить другим, то возьмите розовый цветок.

Если вы усвоили тему, но ещё нужна помощь, то возьмите желтый цветок.

Если вам было трудно. Вы не поняли до конца, то возьмите зелёный цветок.

Весна очень довольна. Она дарит вам вот такие корзинки с цветами, чтобы вы их дома раскрасили, а завтра принесли на урок математики. (дети получают раскраски с примерами на закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20)

Спасибо за урок.

Класс: 1

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательная

  • Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.

Развивающая

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: >отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Воспитательная

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитание ответственности (Личностные УУД.)

Задачи урока.

Учителю:

  • Научить понимать смысл сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.

Учащимся :

  • Уметь выполнять сложение и вычитание вида: 10+7, 17-7, 17-10.
  • Уметь решать задачи, пользуясь новым знанием.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

Учащиеся научатся понимать смысл сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10; решать задачи, пользуясь новым знанием. Дети будут учиться работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, продолжат учиться работать в паре. В ходе урока продолжитсяформирование у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Этапы урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение деятельности.

4.Изучение нового. Построение проекта.

5. Физкультминутка. Разминка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.Включение в систему знаний и повторение.

9. Физкультминутка.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой.

11. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1. Приложение 1.

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку и поможем сказочному герою. Мы будем решать примеры, задачи и откроем новые секреты науки математики.

Угадайте, в какую сказку мы попадем:

“...Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема; пустил средний брат - полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат - попала стрела в грязное болото и подхватила её ..... (лягушка-квакушка)”. Слайд 1 (enter)

Нам надо помочь Ивану-царевичу расколдовать квакушку. Слайд 2.

II. Актуализация знаний.

Часто в сказках героям помогала не столько сила, сколько ум и смекалка. Давайте выясним, насколько вы готовы к испытаниям. (enter)

1) Повторение знаний нумерации. Слушайте инструкции и следите глазами по цифровому полю:

Одна клетка вверх, две клетки вправо, ...

На каком числе остановили взгляд?

Сколько десятков и сколько единиц в этом числе?

14 16 20
15 11 17
18 12 10

2) Работа на Macbook (для работы необходима программа Перволого). Приложение 2. Приложение 3.

Откройте макбуки. На экране числа красного и синего цвета. Числа красного цвета расположите в порядке возрастания, числа синего цвета – в порядке убывания.

Закройте макбуки. Посмотрите на доску. (enter)

III. Самоопределение к деятельности.

На слайде записаны выражения 3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3.

Разделите эти выражения на две группы. Объясните, почему вы так решили? (Сложение и вычитание). (enter)

Вспомните, как называются компоненты при сложении. (Слагаемые, сумма). (enter)

Как связаны между собой все эти выражения? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое).

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

IV. Изучение нового. Построение проекта.

Работа с математическими корабликами.

  • Найдем сумму чисел 10 и 5. 10 – это 1 десяток. 1 дес. и 5 ед.получается 15, т.е. 10 + 5 = 15
  • Найдем разность чисел 15 и 5. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 5, то останется десяток (или 10). 15 – 5 = 10
  • Найдем разность чисел 15 и 10. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 10, то останется 5. 15 – 10 = 5 (enter)

V. Физкультминутка. Разминка для глаз. Слайды 6-10. (enter)

VI. Первичное закрепление.

Учебник стр. 52 № 1 устное решение примеров с комментированием. (enter)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Кощей Бессмертный посмотрел на задания в учебнике и решил дать нам задачу посложнее.

Слайды 12-13.

Можно ли этот текст назвать задачей? (Нет)

Почему? (Нет вопроса)

Какой из предложенных ниже вопросов подойдет к задаче? (Нажимая несколько раз (enter), появляются нужные и исчезают не нужные записи)

О чем (о ком) эта задача? (О ловушках)

Откройте макбуки, выберите схему к нашей задаче, дополните её и запишите решение.

Схема и решение задачи выполняется на Macbook.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 15.

1. Дифференцированные задания на Macbook.

Сейчас вам предстоит работать самостоятельно. Есть 3 задания. Задание Кощея самое трудное, задание Бабы-яги полегче и задание Змея Горыныча самое лёгкое. Выберите подходящее для вас и выполните его.

Нажимайте на кнопку с правильным ответом. Если откроется улыбающееся лицо, то вы решили правильно, если грустное – неправильно.

Задание Кощея Задание Бабы-яги Задание Змея Горыныча
3+...=13 12...1=11 5+2=

2. Логическое задание. Слайд 16.

Мы выполнили все задания Кощея Бессмертного. И теперь осталось освободить Василису

Премудрую из темницы.

В какой башне Кощей заточил Василису Премудрую, если Марья-царевна не сидит в башне 18 и 16, а Василиса Прекрасная не сидит в башне 18? (В башне 16). (enter)

Василиса Премудрая спасена, чары развеялись. Слайд 17. (enter)

X. Рефлексия учебной деятельности.

  • Сегодня на уроке я учился...
  • Сегодня на уроке я научился...
  • Сегодня на уроке мне понравилось...

Если вы ещё не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, покажите картинку грозы.

Если вы материал поняли, но ещё нужна помощь учителя, то покажите радугу с тучкой.

Если вы хорошо усвоили материал и можете объяснить другому, то покажите яркую радугу.

XI. Домашнее задание. Учащиеся выполняют любое задание на стр. 52 учебника (часть 2).

15 = +

II. Ознакомление с приемом вычитания:

1) по частям

Используется наборное полотно с двумя рядами по 10 кармашков. Вычисления сопровождаются вспомогательными записями:

15 – 8 = 7, т.к. 15 – 5 = 10

10 – 3 = 7

15 – 8 = 10 – 3 = 7 15 – 8 = 7

5 3 15 – 5 – 3 = 7

Прочитайте выражение: 15 – 8.

Изобразите на наборном полотне уменьшаемое.

Сколько треугольников уберём с нижнего ряда полотна, чтобы получить 10? (5). (15 – 5 = 10).

Сколько ещё осталось убрать треугольников с верхнего ряда наборного полотна? (3).

Почему? (8 – это 5 да ещё 3).

Сколько получилось? (7). (10 – 3 = 7).

Итак, как из 15 вычли 8? (По частям: сначала вычли 5, чтобы получить 10, затем ещё 3, т.к. 8 – это 5 да ещё 3. 10 – 3 = 7).

Вывод: Чтобы вычесть по частям:

1. Сначала вычту, чтобы получилось 10.

2. Вспомню состав вычитаемого, чтобы узнать, сколько осталось вычесть.

3. Вычту из 10 остальные единицы вычитаемого.

2) на основе знания таблицы сложения и взаимосвязи между компонентами и результатом сложения

Вспомните, 15 – это 8 и ещё сколько? (15 – это 8 да ещё 7).

Значит, если из суммы 15 вычесть одно из слагаемых – 8, что получится? (Получится другое слагаемое – 7).

15 – 8

Вывод: Чтобы вычесть, зная таблицу сложения:

1. Вспомню, из каких двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому, состоит уменьшаемое.

2. Вычту одно из слагаемых, получу другое слагаемое.

– Сравните два способа вычитания. Какой рациональнее?

[Важно добиться понимания детьми того, что на основе знания таблицы сложения результат вычитания можно получить быстрее, а значит этот способ рациональнее, но для него необходимо прочно заучить таблицу сложения].


III. Закрепление

1. Знакомство с таблицей Пифагора.

2. Составьте 4 выражения на вычитание с ответом 9.

3) Составьте верные равенства и неравенства, используя следующие числа:

13, 8, 7; 15, 9, 6, 5.

4) Игры: «Засели домик» «Цепочка»

Задания для контроля и проверки сформированности вычислительного навыка

1. Решите с подробным объяснением (цель: проверить знание вычислительных приёмов и правильность вычислений):

8 + 6 7 + 5 15 – 8 13 – 6.

2. Найдите значения выражений (цель: проверить правильность и скорость вычислений):

7 + 7 9 + 6 16 – 7
12 – 5 14 – 8 6 + 8

3. Сравните выражения (цель: проверить правильность вычислений и умение сравнивать выражения): 16 – 9 * 8 8 + 5 * 8 + 7

ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа-интернат»

Ягина Л.В.

учитель начальных классов.

Конспект урока математики во 2 классе

по теме: " Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала".

Цель: формировать навык сложения и вычитания чисел в пределах 20;

повторить пройденный материал.

1.Образовательные:

    упражнять в сложении и вычитании чисел в пределах 20 на основе различных заданий;

2.Коррекционно - развивающие:

    развивать слуховое восприятие на основе упражнений в устном счёте;

    корригировать мышление на основе упражнений в решении примеров и задач в пределах 20.

3.Воспитательные:

    воспитывать мотивацию к учению на основе сюрпризных моментов, дидактических игр и использования ИКТ.

Оборудование:

I.Организация учащихся к уроку (слайд №1).

На перемене вы играли

И друг друга догоняли.

Но прозвенел звонок сейчас,

Он пригласил ребят всех в класс.

Учитель: Ребята, посмотрите, у нас гости. Они пришли посмотреть, чему вы научились, что вы знаете и что умеете.

А сейчас внимание на меня: сядет тот, кто ответит на мои вопросы. Если вы будете отвечать правильно, то на экране будут появляться лучики (слайд №2).

    Ира, сколько раз я топнула? (стоя за спиной).

    Дарина, сколько тебе лет?

    Максим, сколько раз я хлопнула?

    Юра, покажи столько же пальчиков, сколько показывает цифра на карточке.

    Витя, назови любое однозначное число.

    Никита, назови любое двузначное число.

Учитель: Посмотрите, солнышко улыбается вам, а вы улыбнитесь ему в ответ и друг другу (слайд №3).

    Ребята, скажите, какое сейчас время года?

    А кто помнит и назовет, какой месяц сейчас?

    Какие приметы зимы вы можете назвать?

    Что происходит в природе зимой?

    Скажите, какие вы знаете зимние игры и развлечения?

    Сейчас мы с вами тоже поиграем в «снежки», только необычные (слайд №4).

II. Устный счёт.

Итак, кому я брошу «снежок», то должен выполнить мои задания.

    Назвать соседей числа 8.

    Назвать соседей числа 19.

    Показать 3 пальчика (индивидуальная работа).

    Показать 5 пальчиков (индивидуальная работа).

    Назвать число, которое содержит 1 десяток и 4 единицы.

    Назвать число, которое содержит 2 десятка.

    Мгновенный счет: 2+1 3+1 5+1 7+1

1. В вазе было 9 конфет. 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе?

2. Маша решила 10 примеров, а Вика решила столько же. Сколько примеров решила Вика?

3. Ёжик по лесу шел, на обед грибы нашёл.

Пять - под берёзой, четыре - у осины.

Сколько грибов в плетёной корзине?

4. Яблоки в саду поспели: мы отведать их успели.

Семь румяных наливных, три - с кислинкой. Сколько их?

- Молодцы! (слайд №5).

III. Проверка домашнего задания (слайд №6).

Учитель: А сейчас, ребята, откройте тетради для проверки домашнего задания.

    Прочитайте пример с использованием названий компонентов. Какой знак ставится между числами?

    Вспомним, как называются числа при сложении. Какой знак ставится между числами?

IV. Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим решать примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Закрепим материал, изученный на прошлых уроках. А поможет нам в этом наш гость. Кто он, вы должны отгадать. Для этого вам нужно поставить числа по порядку и получится слово (слайд №7).

Снеговик приготовил для вас интересные задания. Вы хотите порадовать Снеговика и выполнить задания, которые он вам предложит?

Ну, тогда начинаем!

Учитель: Открываем тетради. Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила посадки при письме (слайд №8).

Дети (хором): Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь (Дети пишут число).

V. Учитель: И первое задание , которое вам предлагает Снеговик – это «Математический диктант» (слайд №9).

Чтобы вы хорошо писали, давайте сделаем зарядку для рук.

Дети (хором): Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки,

Ну, а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки.

Учитель: Приступаем к работе, слушайте внимательно.

Задания для основной группы учащихся:

    1-е слагаемое-10, 2-е слагаемое-1, найдите сумму;

    уменьшаемое-15, вычитаемое-5, найдите разность (остаток);

    7 увеличьте на 3;

    уменьшите 18 на 10;

    к 10 прибавьте 10;

    от 12 отнимите 2.

Задания для индивидуальной работы с 1-ой группой:

Задания для индивидуальной работы со 2-ой группой:

    найди геометрическую фигуру (квадрат), какого она цвета?;

    покажи 4 пальчика;

    назови цифру на карточке (2, 5, 3);

    покажи столько пальчиков, сколько показывает цифра на карточке (в пределах 5);

    найди геометрическую фигуру (прямоугольник), какого она цвета?;

    сосчитай, сколько яблок;

    покажи 5 пальчиков;

    назови геометрическую фигуру (треугольник), какого она цвета?;

    назови цифру на карточке (4, 1);

    назови геометрическую фигуру (круг), какого она цвета?;

Проверка: сигналы - зеленый, красный.

- Молодцы! (слайд №10).

VI. Учитель: И второе задание от Снеговика – это «Задача» (слайд №11).

- Откройте учебники по закладке. Найдите задачу № 16(1), страница 89.

Нам нужно составить условие задачи по рисунку про яблоки на яблонях и поставить вопрос к задаче.

Где растут яблони?

Сколько яблонь было?

Что мы можем сказать о яблоках, которые росли (были) на первой яблоне?

Что мы можем сказать о яблоках, которые росли (были) на второй яблоне?

Что будем узнавать? Какой вопрос поставим к задаче?

-(Сколько яблок росло (было) на второй яблоне?)

Можем ответить на вопрос задачи?

Каким действием будем решать? Почему?

Как запишем решение?

Что узнали в задаче?

Как запишем ответ? (слайд №12).

Задания для индивидуальной работы со второй группой:

- Молодцы! (слайд №13).

VII. Учитель: А сейчас Снеговик предлагает вам отдохнуть (слайд №14) .

(музыкальная физкультминутка «Снеговик» , музыка «Кабы не было зимы…»).

VIII. Учитель: Вы немножко отдохнули и продолжаем выполнять следующие задания, которые вам приготовил Снеговик.

IX. Учитель: Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Снеговик решал на ней примеры, но злой холодный Ветер сдул с примеров арифметические знаки. Давайте ему поможем.

- Третье задание – «Вставь нужный знак» (слайд №15).

13 4=17; 18 2=16;

15 2= 13; 4 14=18;

16 3= 13; 16 5=11.

Задания для индивидуальной работы:

Разложить карточки – домино по порядку от 1 – до 5.

Проверка: (слайд №16).

Учитель: Ирина (индивидуальная работа) , какие знаки ребята поставили в первом столбике примеров?

Максим (индивидуальная работа) , какие знаки ребята поставили во втором столбике примеров?

Ребята, как называются числа при сложении?

Как называются числа при вычитании?

- Молодцы! (слайд №17).

X. Учитель: Ребята, посмотрите, на доске развешены фигуры разного цвета. Какие это фигуры? Сколько их?

Снеговик приготовил их для вас. На каждой из них задания, которые вы должны выполнить. А узнать, где чья, я вам помогу. Я буду называть ваши имена и цвет карточки, а вы будете подходить и снимать свою карточку. На карточках примеры, которые вы должны решить самостоятельно (слайд №18).

Задания для индивидуальной работы:

Прописать цифры, обвести клеточки.

Проверка: (слайд №19-20). На слайдах появляются примеры на цветных прямоугольниках. Дети по очереди проверяют примеры на прямоугольнике того цвета, с которым у них совпал цвет карточки:

зеленый желтый белый оранжевый 2 розовых

10+8 14-4 6+2 10+4 прописать

15+2 18+1 7-3 19-10 цифры и

10+3+3 17-5 16-4 17-2 обвести

15- 2- 1 14+3+2 15+3 14+3 клеточки

- Молодцы! (слайд №21).

XI. Учитель: Ребята, Снеговик очень доволен вами и хочет узнать:

Понравились вам его задания?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Учитель: Ребята, Снеговик прощается, говорит вам «спасибо» (слайд №22).

XII. И последний сюрприз от него – это конверт. Как вы думаете, что в нём? (слайд №22).

В этом конверте Снеговик оставил для вас карточки с домашним заданием.

XIII. Учитель: Ребята, мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, вы молодцы и вам от меня оценки.

Список используемых источников:

1. Т.В. Алышева. Математика 2 класс, учебник для спец.(коррекционных) образовательных.учреждений VIII вида, Просвещение.2013г.

Интернет-ресурсы

http://nifiga-sebe.ru/index.php?newsid

http:// images.yandex.ru

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/g/grush.html

http://picturesplim.ru/fruktov…

eruditov.net

geometricheskiiy-material…urokah…

http://www.anypics.ru/tags