Технологическая карта гибка металла техника безопасности. Современный транспорт. II. Вводный инструктаж

Тема по программе: "Обработка металла”.
Тема урока: "Гибка металла”.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:
Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат "Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока
I. Организационная часть (5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
II. Вводный инструктаж (45 минут)
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация прежних знаний
а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.
б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:
1. Как правильно пройти на свое рабочее место?
2. Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
3. Как правильно подготовить рабочее место к работе?
4. Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
5. Какой инструмент необходим для правки металла?
6. Как правят металл в горячем состоянии?
7. Как правят металлические листы?
3. Формирование новых понятий и способов действий:
3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:
Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.
Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.
При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.
Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.
Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.
Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:
При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
Работать можно только исправным инструментом.
При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами
3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.
3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).
3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.
3.6. Показать приемы работы.
3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).
3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:
Показать правильную организацию рабочего места
Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
Как правильно гнуть проволоку?
Как правильно гнуть листовой металл?
Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
Как проверить правильность выполнения работ.
Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование
1. Распределение уч-ся по рабочим местам.
2. Выдача практических заданий.
3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.
5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
6. Текущее инструктирование:
Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:
а) соблюдения последовательности технологического процесса;
б) правильного использования инструмента и оборудования;
в) организации рабочего места;
г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;
д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
1. Подведение итогов урока с анализом:
o выполнения планового задания,
o соблюдения технологии и техники безопасности.
2. Провести оценку качества работы уч-ся.
3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
4. Уборка и сдача рабочих мест.
5. Рефлексия:
o Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
o Ты помогал другим или тебе помогали?
o Что вызвало наибольшие затруднения?

6. Домашнее задание: по учебнику повторить:
1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.
2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.

Техника безопасности.

Общие требования безопасности

К самостоятельной работе по ручной обработке металла допускаются лица в возрасте не моложе 16 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

При ручной обработке металла возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов:

Травмированние рук при работе неисправным инструментом;

Травмирование осколками металла при его рубке.

Требования безопасности перед началом работы:

Надеть спецодежду, проветрить помещение учебной мастерской;

Проверить исправность инструмента и разложить его на свои места;

При рубке металла надеть защитные очки и проверить наличие защитной сетки на верстаке;

Проверить состояние тисков губки тисков должны быть прочно закреплены;

Убрать с рабочего места все лишнее.

Требования безопасности во время работы:

Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков

Работу выполнять только исправным инструментом.

Во избежание травм следить за тем, чтобы: поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой. Инструмент, имеющий заострённые концы-хвостовики (напильники и др.), были снабжены деревянными, плотно насаженными ручками установленной формы, без сколов и трещин, с металлическими кольцами. Ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, клейимейсель и др.) имели не сбитую поверхность. Зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60-70 мм;

При работе напильниками пальцы рук находились на поверхности на­пильника;

При рубке металла была установлена защитная металлическая сетка с ячейками не более 3 мм или индивидуальный экран;

Во избежание травм не проверять пальцами рук качество опиливаемой поверхности;

Отрезаемую при резании ножницами заготовку из листового металла придерживать рукой в рукавице;

Использовать слесарный инструмент только по их прямому назначению;

Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путём накладывания захвата двух ключей.

При ручной обработке металла должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты: халат хлопчатобумажный, берет, рукавицы, защитные очки. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить мастеру, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности оборудования, инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю, мастеру. Обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения работы, правила личной техники безопасности, содержать в чистоте рабочее место. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Рис. 1.двуместный слесарный верстак

Слесарные верстаки могут быть разной конструкции, одно– и двухместные, постоянные и передвижные. Они могут быть выполнены из древесины или металла; изготавливают также комбинированные верстаки – из древесины и металла. Плита слесарного верстака всегда изготавливается из твердой древесины. В нижней части стола (под плитой) находится выдвижной ящик для инструмента. В зависимости от конструкции стола с правой (или левой) стороны ящика располагается шкафчик с полочками.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При выходе из строя рабочего инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру);

При получении травмы сообщить об этом учителю (мастеру, преподавателю), который окажет первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения;

При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из помещения учебной мастерской, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушении пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

Требования безопасности по окончании работы:

Привести в порядок инструмент и рабочее место. Стружку и опилки не сдувать ртом и не смахивать рукой, а использовать для этой целя щёткой и магнитом;

Провести влажную уборку и проветрить помещение учебной мастерской.

Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Измерения

К универсальным измерительным инструментам - для контроля размеров, используемым в слесарном деле, относятся складная мерная металлическая линейка или металлическая рулетка, штангенциркуль универсальный, кронциркуль нормальный для наружных замеров, нутромер нормальный для измерения диаметра, простой штангенль глубиномер, угломер универсальный, угольник на 90°, а также циркули.

Рис. 2. Универсальные измерительные инструменты: а – мерная металлическая линейка; б -штангенциркуль; в – кронциркуль нормальный; г – нутромер нормальный д – штанге глубиномер; е – угломер универсальный; ж – угольник плоский на 90"

К простым специальным инструментам - используемым в слесарном деле относятся: линейка прямоугольная; шаблон резьбовой; пробка сборная односторонняя; пробка двухсторонняя предельная; скоба предельная односторонняя и скоба предельная двухсторонняя.

Рис. 3. Простые специальные инструменты для контроля размеров: а – линейка угловая с двухсторонним скосом; б – линейка прямоугольная; в -шаблон резьбовой; г – щуп; д – пробка сборная односторонняя; е – пробка сборная двухсторонняя предельная; ж – скоба предельная односторонняя; з – скоба предельная двухсторонняя

Универсальный штангенциркуль – это мерный инструмент, служащий для внутренних и наружных измерений длины, диаметра и глубины. Он состоит из направляющей штанги, выполненной заодно с губкой, имеющей две опорные поверхности (нижнюю – для наружных и верхнюю – для внутренних замеров), ползуна, который составляет одно целое с нижней подвижной губкой для наружных измерений и верхней подвижной губкой – для внутренних измерений, зажимной рамки и выдвигающейся рейки глубиномера. На направляющей штанге нанесены миллиметровые деления.

Разметка

Разметкой - называется операция нанесения линий и точек на заготовку, предназначенную для обработки. Линии и точки обозначают границы обработки.

Существуют два вида разметки: плоская и пространственная. Разметка называется плоской, когда линии и точки наносятся на плоскость, пространственной – когда разметочные линии и точки наносятся на геометрическое тело любой конфигурации.

Пространственная разметка может быть выполнена на разметочной плите с помощью разметочного ящика, призм и угольников. При пространственной разметке для поворота размечаемой заготовки используются призмы.

Для плоской и пространственной разметки требуются чертёж детали и заготовки для неё, разметочная плита, разметочный инструмент и универсальные разметочные приспособления, измерительный инструмент и вспомогательные материалы.

К разметочному инструменту относятся: чертилка, маркёра, разметочный циркуль, кернеры, кронциркуль с конусной оправкой, молоток, циркуль центровой, прямоугольник, маркёр с призмой.

К приспособлениям для разметки относятся: разметочная плита, разметочный ящик, разметочные угольники и бруски, подставка, рейсмус с чертилкой, рейсмус с подвижной шкалой, прибор для центрирования, делительная головка и универсальный разметочный захват, поворотная магнитная плита, струбцины сдвоенные, регулируемые клинья, призмы, винтовые подпорки.

Измерительными инструментами для разметки являются: линейка с делениями, штанге рейсмус, рейсмус с подвижной шкалой, штангенциркуль, угольник, угломер, кронциркуль, уровень, контрольная линейка для поверхностей, щуп и эталонные плитки.

К вспомогательным материалам для разметки относятся: мел, белая краска (смесь разведённого в воде мела с льняным маслом и добавлением состава, препятствующего высыханию масла), красная краска (смесь шеллака со спиртом с добавлением красителя), смазка, моющие и травящие материалы, деревянные бруски и рейки, небольшая жестяная посуда для красок и кисть. Простыми разметочными и измерительными инструментами, используемыми при слесарных работах, являются: молоток, чертилка, маркер, кернер обыкновенный, угольник, циркуль, разметочная плита, линейка с делениями, штангенциркуль и кронциркуль.

Плоскую или пространственную разметку детали проводят на основании чертежа.

До разметки заготовка должна пройти обязательную подготовку, которая включает в себя следующие операции: очистка детали от грязи и коррозии (не производить на разметочной плите); обезжиривание детали (не производить на разметочной плите); осмотр детали с целью обнаружения дефектов (трещин, раковин, искривлений); проверка габаритных размеров, а также припусков на обработку; определение разметочной базы; покрытие белой краской поверхностей, подлежащих разметке и нанесению на них линий и точек; определение оси симметрии.

Если за разметочную базу принято отверстие, то в него следует вставить деревянную пробку.

Разметочная база – это конкретная точка, ось симметрии или плоскость, от которой отмеряются, как правило, все размеры на детали.

Накерниванием называется операция нанесения мелких точек-углублений на поверхности детали. Они определяют осевые линии и центры отверстий, необходимые для обработки, определённые прямые или кривые линии на изделии. Накернивание делают с целью обозначения на детали стойких и заметных знаков, определяющих базу, границы обработки или место сверления. Операция накернивания выполняется с использованием чертилки, кернера и молотка.

Разметка с использованием шаблона применяется при изготовлении значительного количества одинаковых деталей. Шаблон, выполненный из жести толщиной 0,5–2 мм (иногда придаётся жёсткость уголком или деревянной рейкой), накладывается на плоскую поверхность детали и обводится чертилкой по контуру. Точность нанесённого контура на детали зависит от степени точности шаблона, симметрии острия чертилки, а также от способа продвижения острия чертилки (острие должно двигаться перпендикулярно к поверхности детали). Шаблон является зеркальным отображением конфигурации деталей, линий и точек, которые должны быть нанесены на поверхность детали.

Точность разметки (точность перенесения размеров с чертежа на деталь) зависит от степени точности разметочной плиты, вспомогательных приспособлений (угольников и разметочных ящиков), мерительных инструментов, инструмента, используемого для перенесения размеров, от степени точности метода разметки, а также от квалификации разметчика. Точность разметки обычно составляет от 0,5 до 0,08 мм; при использовании эталонных плиток – от 0,05 до 0,02 мм.

При разметке следует осторожно обращаться с заострёнными чертилками. Для предохранения рук работника до начала разметки на острие чертилки необходимо надевать пробку, деревянный или пластмассовый чехол.

Для установки на разметочную плиту тяжёлых деталей следует пользоваться талями, тельферами или кранами.

Разлитые на полу или разметочной плите масло или другая жидкость могут послужить причиной несчастного случая.

Съёмник – это слесарный инструмент для съёма с валов зубчатых колёс, муфт, шкивов, подшипников, рычагов и т. д. Съёмник для подшипников состоит из двух или трёх прихватов (щек) и обоймы, соединяющей плечи прихватов, втулки с внутренней резьбой, а также из винта с шестигранной или квадратной головкой или рукояткой.

Рубка метала

Слесарное зубило (рис. 9) – это инструмент из инструментальной углеродистой стали У7А или У8А прямоугольного или скругленного профиля, один конец которого имеет форму клина. Размеры зубила: длина 100–200 мм, толщина 8-20 мм, ширина 12–30 мм. Слесарное зубило служит для рубки или снятия слоя металла, когда не требуется точность обработки. Им можно производить также разрезание, обрезание и вырезание материала.

Рис. 4. Зубило слесарное

В зависимости от вида разрезаемого или обрезаемого материала угол заострения зубила составляет: 60° – для стали, 70° – для чугуна и бронзы, 45° – для меди и латуни, 35° – для цинка и алюминия.

Разрезаемый материал (жесть, полосовое железо, стальная лента, профиль, пруток) следует положить на стальную плиту или на наковальню так, чтоб он прилегал всей своей поверхностью к поверхности плиты или наковальни. Материал, от которого нужно отрубить заготовку, может быть закреплен в тисках. Если металл имеет длину больше плиты или наковальни, его свешивающийся конец должен опираться на соответствующие подпорки.

Лист или кусок жести с размеченным на нем контуром элемента кладут на стальную плиту для разрезания жести. Острие зубила ставят на расстояние 1–2 мм от размеченной линии. Ударяя молотком по зубилу, разрезают жесть. Передвигая зубило вдоль контура и одновременно ударяя по нему молотком, вырубают фасонный элемент по контуру и отделяют его от листа жести.

Вырезание элемента из толстого листового материала выполняют сначала с одной стороны листа, затем его переворачивают на другую сторону и вырезают окончательно (продвигая зубило по полученному следу от острия зубила). Вырезанный элемент по контуру обрабатывают ручным напильником.

Искривлённую или помятую жесть перед разметкой следует отрихтовать на плите резиновым или деревянным молотком. Перед укладкой листа на плиту при рихтовке, разметке и рубке следует тщательно очистить и протереть плиту. Жесть должна прилегать к плите всей своей поверхностью. Нельзя пользоваться тупым или выщербленным зубилом и выщербленным или расклёпанным молотком.

Зубило используют для разрезания материала в случаях, когда трудно или невозможно использовать ножницы либо пилу из-за сложности требуемой конфигурации детали, когда отсутствуют необходимые ножницы, когда разрезаемый материал слишком твёрдый.

При разрезании вязких материалов с целью предохранения зубила от заклинивания режущую часть зубила следует смазывать маслом или водой с мылом, что уменьшает трение и дает возможность получать гладкую поверхность разреза.

Обрезание – это удаление края материала с помощью зубила, а также удаление наплывов и литников на поверхности отливок.

Крейцмейсель – это слесарный инструмент, похожий на зубило, но имеющий узкую или фасонную режущую часть. Он служит для вырезания прямоугольных или фасонных канавок. Существует несколько видов крейцмейселей: прямоугольные, полукруглые и специальные (рис. 10).

Рис. 5. Крейцмейсели: а – прямоугольный; б – полукруглый, канавочный

Для разрезания используют зубило, для вырезания – крейцмей-сель.

Для механического обрезания используется ручной пневматический молоток с вставленным в него зубилом.

Пневматический молоток приводится в движение сжатым воздухом. Пневматические молотки применяются также при клепальных и строительных работах. Используются как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках при монтажно-строи-тельных работах.

Головки зубил и крейцмейселей имеют скошенные, закруглённые с торца отшлифованные поверхности. В случае затупления или повреждения острия режущую часть зубила следует заточить на соответствующий угол. Инструмент после работы необходимо очистить от грязи и протереть обтирочным материалом, смоченным в масле.

При несоблюдении требований техники безопасности при разрезании, вырезании и обрезании слесарь чаше всего получает ранения рук или лица от осколков обрабатываемых материалов или инструмента. Работать с зубилом или крейцмейселем следует в защитных очках и в рукавицах. Рабочее место слесаря, работающего с зубилом, обязательно должно быть ограждено защитной сеткой.

Ручная и механическая правка и гибка металла

Для правки фасонного, листового и полосового металла используют разного рода молотки, плиты, наковальни, валки для правки жести, ручные винтовые прессы, гидравлические прессы, валковые приспособления и вороты.

Гибка металла в зависимости от его толщины, конфигурации или диаметра выполняется с помощью молотка с использованием слесарных щипцов или кузнечных клещей на плите для правки, в тисках или в формах или на наковальне. Можно также гнуть металл в различных гибочных приспособлениях, гибочных машинах, в штампах на гибочных прессах и на другом оборудовании.

Молоток – это ударный инструмент, состоящий из металлической головки, рукоятки и клина рис. 11.

Рис. 6. Слесарный молоток:

а – металлическая головка; б – рукоятка; в – клин

Молоток широко используется при выполнении разных операций слесарном деле; это один из основных инструментов при выполнении слесарных работ.

Гибкой называют операцию придания металлу определённой конфигурации без изменения его сечения и обработки металла резанием. Гибку можно осуществлять в тисках или на наковальне. Гибку металла и придание ему определённой формы может облегчить использование шаблонов, стержневых форм, гибочных штампов и приспособлений. Гибка большого количества металлических прутков для придания им определённой формы. возможна только в специально сконструированных и, изготовленных для этой цели штампах и гибочном оборудовании.

Рис. 7. Гибочное приспособление для труб.

При правке и гибке металла необходимо проверить техническое состояние используемых инструментов, правильно и точно закрепить материал на плите, в тисках или другом приспособлении. Рукава одежды на запястьях должны быть застёгнуты, на руки следует надеть рукавицы.


Похожая информация.


Тема урока: “Гибка металла”.

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:

Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат “Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока

I. Организационная часть (5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II. Вводный инструктаж (45 минут)

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация прежних знаний

а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.

б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:

    Как правильно пройти на свое рабочее место?

    Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?

    Как правильно подготовить рабочее место к работе?

    Когда необходимо применять правку металла и что это такое?

    Какой инструмент необходим для правки металла?

    Как правят металл в горячем состоянии?

    Как правят металлические листы?

3. Формирование новых понятий и способов действий:

3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:

Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.

Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.

Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.

При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.

Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.

Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:

    При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.

    Работать можно только исправным инструментом.

    При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.

    Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.

    На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.

    Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами

3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.

3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).

3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

3.6. Показать приемы работы.

3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).

3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.

3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

    Показать правильную организацию рабочего места

    Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.

    Как правильно гнуть проволоку?

    Как правильно гнуть листовой металл?

    Для чего необходима последовательность при выполнении работы.

    Как проверить правильность выполнения работ.

    Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.

    Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

    Распределение уч-ся по рабочим местам.

    Выдача практических заданий.

    Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.

5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

6. Текущее инструктирование:

Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:

а) соблюдения последовательности технологического процесса;

б) правильного использования инструмента и оборудования;

в) организации рабочего места;

г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;

д) качества выполнения работы.

IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

    Подведение итогов урока с анализом:

    • выполнения планового задания,

      соблюдения технологии и техники безопасности.

    Провести оценку качества работы уч-ся.

    Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.

    Уборка и сдача рабочих мест.

    Рефлексия:

    • Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

      Ты помогал другим или тебе помогали?

      Что вызвало наибольшие затруднения?

    Домашнее задание: по учебнику “Общий курс слесарного дела” повторить:

1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.

Таблица №1

Учебные задания.

Гибка листового и полосового материала.

Гибка прямоугольной скобы с применением простейших приспособлений.

Гибка ушка круглогубцами

Гибка хомутика в круглых оправках.

Гибка металла круглого сечения с применением приспособлений.

Таблица №2

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения

Способ предупреждения

При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

Неправильное закрепление заготовки в тисках

Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

Не хватает длины заготовки для получения нужного размера детали

Неправильная длина заготовки

Заготовку необходимо сделать на 10-15 мм больше, чем требуется по чертежу, а по итогам работы кусачками убрать лишнее.

При изгибании хомутика остаются вмятины и забоины

Не подкладывают кусок железной полосы

Между полотном и деталью подкладывать кусок железной полосы.

Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

Труба недостаточно плотно набита наполнителем

Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

История возникновения подставок-жардиньерок и использование их человеком уходит в старину.

Жардиньерка. Само название, происходящее от французского jardin – сад, говорит о том, что это вариант домашнего сада, представленного в миниатюре. Жардиньерками назывались предметы мебели, на которых располагались горшки с растениями. Они состояли из опоры, обычно высотой со стол, и ящика, круглой или квадратной формы, в который насыпалась земля или ставились горшки с цветами. Жардиньерки предназначались для комнат или для оранжерей. Вплоть до изобретения центрального отопления цветы нельзя было ставить на подоконник, так как они могли там замерзнуть – отсюда необходимость в специальных подставках для них. Оранжереи были очень популярны среди богатых людей в XVIII–XIX веках. В русских поместьях выращивали тропические фрукты для барского стола. Круглые жардиньерки часто были похожи на вазы и делались из майолики.

Гибка. Деформация материала под воздействием внешних сил называется гибкой. Формоизменения при этом могут происходить в самой разной степени.

Основным инструментом для гибки и правки являются гибочные щипцы. Основные размеры гибочных щипцов лежат в пределах 12-16 см.

Виды ювелирных гибочных щипцов:

А- с плоской поверхностью губок, т. е. плоскогубцы;

Б - с одинаковой шириной губок - параллельные губки;

В - с заостренными к концу губками - остроконечные губки;

Г - круглогубцы, т. е. щипцы с круглоконической формой губок и слегка заостренными к концу губками;

Д - щипцы шинные - у них поверхность одной губки плоская, а другой - выпуклая;

Е - плоскозаостренные щипцы;

Ж - желобковые щипцы, в которых одна губка имеет круглую форму, а на рабочей поверхности другой предусмотрена полукруглая канавка.

При ювелирной гибке очень часто используют вспомогательные приспособления. К ним можно отнести всевозможные ригели, оправки, ручные тиски. Для гибки листов или полос обычно используются металлические или деревянные опорные плиты с формообразующим желобком.

Правка. Исправление искажений, полученных в процессе обработки металлов, называется правкой.

Правка может быть ручная и с помощью специальных приспособлений: металлических, текстолитовых и деревянных молотков, стальных каленых правочных плит (флакай-зенов), наковален-шпераков, плоскогубцев, ригелей, оправок, обычных и специальных пуансонов.

· Правку широкого листа или полосы поизводят на правочной плите. Вмятины устраняют постукиванием молотка.

· Правку проволочной и трубчатой заготовки производят или вытягиванием их пинангами вокруг оправки, или протягиванием через отверстие волочильной доски.

· Правка с помощью инструмента и приспособлений листового, ленточного и пруткового материала производится на флакайзене или шпераке молотками с круглой или прямоугольной формой бойка. Рабочая поверхность инструмента должна быть хорошо отшлифована и оберегаться от забоин и царапин. Перед правкой материал отжигают.

· Правку проволочной и трубчатой заготовки производят или вытягиванием их

· Правка штампованных изделий и деталей сводится к правке шинок колец для придания им правильной круглой формы. Коническая форма ригеля позволяет править кольца с самыми разными диаметрами Наряду с круглыми, существуют овальные, квадратные, прямоугольные и шестиугольные ригели. Правят детали текстолитовым или деревянным молотком, до полного прилегания к ригелю.

Молоток и виды используемых бойков:

А - плоский; Б - шаровидный;

В - клиновидный скругленный

Ригель (А) и виды оправок (Б)

Наковальни необходимы для создания жесткой основы и обработке заготовок ювелирных изделий. В зависимости от рабочей поверхности применяются следующие наковальни: правочная плита (флакейзен), шперак (настольный и насадочный) и ригель. Их рабочая поверхность должка быть термообработанаи отполирована.

ВЫВОД

Правила безопасности труда при гибке металла

* надежно закреплять заготовки в слесарных тисках или других приспособлениях;

* работать только на исправном оборудовании;

* слесарные молотки должны иметь хорошие ручки, быть плотно насажены и расклинены;

* не класть оправки и инструменты на край верстака;

* при гибке проволоки не держать левую руку близко к месту сгиба;

* не стоять за спиной работающего;

* работу выполнять осторожно, чтобы не повредить пальцы рук;

* работать в рукавицах и застегнутых халатах.

Итак, инструменты необходимо подбирать, исходя из того, насколько сложна та работа, которую вы собираетесь выполнить.

Но всегда нужно помнить, что чем совершеннее тот или иной инструмент, тем качественнее можно выполнить работу, и, кроме того, вам будет легче и приятнее создавать или ремонтировать что-то своими руками, используя совершенную технику.

Студент должен знать: назначение и способы выполнения гибки металла; инструменты и приспособления; техническое оснащение; организацию и правила содержания рабочего места; основы промышленной санитарии.

Студент должен уметь: в правильной последовательности гнуть прутки, полосовую сталь, прокатную угловую сталь; гнуть трубы в холодном и горячем состоянии; правильно организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности; устранять дефекты, возникающие при гибки металла.

Контрольные вопросы:

1. Почему расчет длины заготовки для последующей гибки производят по нейтральной линии?

2. Почему при использовании наполнителя при гибки труб не происходят деформации?

3. В каких случаях и почему при гибки используют молотки с мягкими вставками?

4. Что учитывается при выборе ударного инструмента для гибки?

5. Почему при использовании специальных гибочных приспособлений при гибки труб не требуется

применение наполнителя?

6. Какие явления возникают при гибки?

7. Какие способы гибки труб, применяют на практике?

8. Какие встречаются дефекты при гибки металла и как их устранить?

9. Какие инструменты и приспособления используются при гибки металла и для чего они служат?

10. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при гибки металла?


Общие сведения и приемы опиливания»

Цель: познакомить студентов с техническими требованиями к предстоящей работе в слесарном цехе; научить пользоваться инструментами и приспособлениями, последовательности приемов опиливания различных заготовок, цилиндрических стержней, фасонных поверхностей сложного профиля; с правилами техники безопасности при опиливании металла; с охраной труда и противопожарной безопасности