Политический процесс и его влияние. Политические процессы

Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.

1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.


2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные.

Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы.

Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Системный политический процесс в развитии проходит ряд стадий:

1. Конституциирование политической системы . На этой стадии создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация, расширяются и утверждаются массовые организации, в том числе и международное признание и поддержка новой политической системы.

2. Функционирование. На этой стадии воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных - путем ротаций, конкурсов, избраний. Основной задачей правящих сил на данном этапе является обеспечение стабильностисоциально-политической системы, избавление ее от конфликтов и кризисов. Стабильность поддерживается с помощью насилия, удовлетворения интересов отдельных общественных групп, идеологическим воздействием на сознание и поведение граждан. Эффективной формой поддержания стабильности является не консервация политического строя, а изменение политических институтов, приспособление их к изменившимся условиям.

3. Развитие. На стадии развитияпроисходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий и общественных организаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.

4. Деградация и распад системы. Если политические решения не обеспечивают стабильность в обществе и в нем начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную и военную. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические , где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические , внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов.

Также выделяют открытые и скрытые политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Скрытый (теневой) процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве.

Различают также революционные и эволюционные политические процессы. Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит. Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и проблем; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений.

Политическое участие

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно служит той материей, из которой складывается реальный политический процесс.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим , организованным и неорганизованным . Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное , при демократическом - свободное и сознательное .

Формы политического участия разнообразны, например, участие:

В осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

В деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

В деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

В выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

В публичных манифестациях с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей. Манифестация взглядов может осуществляться на собраниях, митингах, демонстрациях, через СМИ, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

Самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от «открытого» политического поведения к «закрытому» - политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

Неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития;

Политической выключенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

Политической апатии как форме неприятия политической системы;

Политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными: для одних это - улучшение своего материального положения, получение определенных привилегий, повышение социального статуса; для других - это стремление снять психологическую напряженность и чувство неопределенности в сложных ситуациях, апеллируя к определенной политической группе; для третьих - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими.

Изучив материал данной главы, бакалавр должен:

знать

  • определения понятий "политический процесс", "развитие", "изменение", "устойчивость", "стабильность";
  • основные субъекты современного политического процесса;
  • структуру и классификацию политических процессов;
  • характерные черты политического процесса в переходных обществах;

уметь

  • правильно определять вектор развития мирового политического процесса;
  • аргументировано обосновывать противоречия в политическом процессе современной России;

владеть

Методологией определения основных тенденций в политическом процессе.

Понятие "политический процесс" и его трактовки в отечественной и зарубежной политологии

Мировой экономический кризис серьезно повлиял на процессы демократизации, заставив политиков и ученых обратить внимание на качество демократии в различных регионах мира. Особое место в современных политологических исследованиях занимает изучение переходных процессов, глубоких внутриполитических трансформаций в странах бывшего СССР и Восточной Европы, успехов и неудач на пути демократии, состояния политического управления, способностей государств осуществлять политические реформы, а политических лидеров – принимать компетентные решения. Все это направлено на совершенствование происходящих в наши дни политических процессов.

"Политический процесс" – одна из основных категорий современной политологии, отражающая перемены в политической жизни общества, прежде всего в деятельности органон публичной власти и государственных учреждений по достижению всеобщего устойчивого развития.

Уже известный нам французский мыслитель О. Конт , характеризуя общество, указывал, что обществу свойственны два состояния – динамичное и статичное. Политика как общественное явление также представляет собой единство динамики и статики. Динамика выражается категориями "изменение" и "развитие", а статика – "стабильность" и "устойчивость".

Динамика политических явлений предполагает движение, мобильность политических систем, активное участие в политике отдельных людей, социальных групп и организаций. При этом происходит накопление новых признаков и свойств, движение может осуществляться в одном или в разных направлениях.

Статика означает относительную устойчивость политических систем, сложившихся отношений внутри и вне этих систем, распределение политических ролей среди политических субъектов.

Политические процессы – динамичная сторона политики, представленная в виде системно-несистемных изменений, источником которых является деятельность людей, стремящихся реализовать в этих процессах свои потребности и интересы.

Сложность политических процессов отражается во множестве определений этого феномена.

Они рассматриваются как свойство политических систем и их отдельных элементов, как их функционирование и развитие, взаимодействие политических субъектов, совокупность этих взаимодействий, обеспечивающих определенное состояние системы и политический порядок. При этом понятие "политический процесс" трактуется либо широко – как вся политическая жизнь общества (калейдоскоп событий, действий и противодействий внутри политической системы общества, деятельность рядовых политиков, лидеров, элит), либо узко – как функционирование политических систем.

С точки зрения теории систем и структурно-функционального подхода , политический процесс представляет собой один из механизмов самоструктурирования политической системы, а также политическую социализацию людей через их активное участие в политической жизни общества, в том числе в процессах принятия решений.

Согласно системному подходу, политический процесс становится системой тогда, когда его составляют устойчивые элементы, взаимодействие и функции которых приобретают устойчивый характер. Это происходит благодаря иерархичному расположению его элементов и наличию базовых элементов, скрепляющих эту иерархию. Таким базовым элементом в политическом процессе является государство, которому общество передает полномочия для управления и регулирования общественных отношений и которое обладает для этого соответствующими финансовыми, политическими, правовыми и духовными ресурсами.

Американские ученые Габриэл Алмонд и Дж. Бингхэм Пауэлл выявляли внутренние взаимодействия в политической системе, а их соотечественник Дэвид Истон – множество внешних взаимодействий, что дало основание представить политический процесс как функционирование политических систем, обеспечивающее их динамичное равновесие с обществом.

Для Г. Алмонда и Дж. Пауэлла функциями политического процесса являются функции политических систем: артикуляция и агрегация интересов субъектов, выработка и осуществление политического курса, вынесение судебных решений.

Д. Истон рассматривал политический процесс как функционирование политической системы путем преобразования поступающей из управляемой среды информации. При этом, указывал он, обеспечивается взаимодействие сформированной политической системы с внешней средой, осуществляется координация поведения политических субъектов, изымание ресурсов из среды, их распределение и реагирование на сигналы из внешней среды, что реализуется через действия власти. Принимая решения, соответствующие требованиям, исходящим из внешней среды, и наличным ресурсам, политическая власть способствует эффективному функционированию политической системы, ее относительной стабилизации.

С позиций коммуникативного подхода политический процесс – это процесс управления и координации человеческих усилий по достижению конкретных целей. Немецкий политолог и социолог Карл Дойч писал, что политический процесс – это полнообъемный и оперативный обмен информацией между всеми участниками политической жизни , передача политически значимой информации как внутри самой политической системы, так и между политической и социальной системами. Технологически этот процесс обеспечивается СМИ, встречами политических лидеров, действиями партий, общественно-политических объединений, групп давления и т.д.

С позиций институционального подхода политический процесс рассматривается как формирование и функционирование политических институтов , в ходе которых политический процесс приобретает конституционный и неконституционный, управляемый и неуправляемый, рациональный и иррациональный характер. Американский экономист Дуглас Норт характеризует институт как правила, к соблюдению которых властное принуждение мобилизует группы и общество в целом. Эти правила фиксируются в организациях, которые предстают у Д. Норта в виде игроков – групп людей, соблюдающих поставленные цели. Различают формальные и неформальные институты ("неформальные практики"). Примерами формальных институтов служат партийные фракции в парламенте, соглашения между партийными лидерами о создании правительственных коалиций или о совместных действиях в парламенте, процедурные правила и т.д. К неформальным институтам относятся не оформленные организационно, но более или менее стабильные объединения депутатов, политические движения, политические сети, основанные на согласованном взаимодействии и обмене ресурсами заинтересованных лиц, закулисные сделки в парламенте.

В XX в. стало обнаруживаться сильное влияние деструктивных факторов на все сферы общественной жизни. Началось разрушение традиционных общественных и политических структур, которые в предыдущие периоды человеческой истории имели более или менее устойчивый характер, как и политические процессы, его формирующие. На это обращали внимание представители философии постмодернизма, а также отечественный философ А. С. Панарин.

Будучи общественным явлением, политический процесс подчиняется экономическим, социальным, культурным, национальным и религиозным влияниям, которые определяют характер политического процесса, его развитие во времени и пространстве.

Являясь по своей сути политическими изменениями, политические процессы имеют определенные темп , ритм , конфигурацию, последовательность своей реализации . Сигналы, идущие из внешней среды, в виде социальных требований, степень удовлетворения которых различна в разных обществах и на различной ступени их развития, создают напряжение процесса, разрешение которого возможно в виде усиления эффективности властного решения под влиянием давления на власть, а также смены властного субъекта или изменения типа властного правления.

В целом понятие "политический процесс" охватывает пространственно-временные изменения, происходящие в политической жизни общества, возможности обновления и движения от одного этапа развития к другому, функционирование политических систем, взаимодействия внутри и вне политических систем, становление, развитие и функционирование политических институтов, распределение и перераспределение ролей политических субъектов, динамику норм и ценностей, изменение качества политических субъектов, их активности, политического профессионализма.

Политический процесс, результатом которого становится формирование политической системы, представляет собой также движение внутри этой системы и ее взаимодействие с внешней (общественной) средой, функционирование элементов системы. В то же время на разных стадиях развития в него включаются внесистемные и неинституциональные политические явления.

совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических идей, интересов и концепций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ

совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства.

Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программы деятельности; обсуждение и принятие политической программы; осуществление программы в деятельности социально-политических общностей, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности за ее реализацию, успех или провал.

Политический процесс имеет также ряд собственных характеристик. Во-первых, основное значение в определении политического процесса имеет анализ субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие. Во-вторых, реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий. "Правые" и "левые", консерваторы и радикалы, реакционеры и либералы - все они, каждый по-своему, влияют на конкретный ход политических событий. От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен. Анализ расстановки политических сил в процессе не следует, однако, замыкать лишь на характеристике собственно политических партий или движений. Они сами во многом являются лишь отражением более глубоких явлений, наблюдающихся в обществе. В конечном итоге от того, какой социальный слой стоит в центре событий, какая группа или класс общества объективно доминирует в них, зависит общий вид и направленность происходящих изменений. В-третьих, важное значение имеет учет особенностей внешнего воздействия на ход событий в политическом процессе. Если речь идет о процессе политического развития в масштабе общества, то здесь уместно говорить об особенностях международной обстановки. Однако во всех случаях, не следует нарушать живые связи исследуемого процесса с политической средой.

Основные характеристики политического процесса можно отнести к внешним и внутренним. К первым будут относиться временные характеристики (т. е. время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования), а также пространственные (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных политических организациях). Внутренние характеристики будут касаться качества связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство); направленности развития политического процесса (прогрессивное, регрессивное); роли объективных условий и субъективного фактора; стихийности или сознательности происходящих событий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политический процесс

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций , классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию , изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования . Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:

  • революционных и реформаторских начал;
  • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
  • восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Типология политического процесса

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политический процесс" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - (POLITICAL PROCESS) Когда люди стараются получить доступ к политической власти и использовать ее в своих личных или групповых целях, они образуют политический процесс. Идея политического процесса предполагает, что политику можно рассматривать в… … Социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - получившее в последние годы распространение в России понятие, которым охватывают все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (прежде всего конституционным отсюда также… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(1) - political process; 2) political trial) 1) ход развития политических событий, последовательная смена состояний в развитии политической жизни; 2) разбирательство судебного дела с политическим содержанием, мотивами … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно политических и иных общественных отношений, видов… … Политология. Словарь.

    ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени. Пространственно временная локализация политического процесса может охватывать все время существования политики, тогда он понимается как… … Философская энциклопедия

    Совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантиро­ванных законом и включенных в динамику прак­тически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический… … Политология. Словарь.

    - (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из главных обвиняемых,… … Википедия

    Процесс Ольги Грабарь (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из … Википедия

    - «Процесс пятидесяти» («Процесс москвичей», Суд над участниками «Всероссийской социально революционной организации», официальное название: «Дело о разных лицах, обвиняемых в государственном преступлении по составлению противозаконнаго сообщества и … Википедия

Книги

  • Политический процесс в арабских странах. Учебное пособие , Сапронова М.А.. Учебное пособие написано на основе курса лекций для бакалавров факультета международных отношений МГИМО и учитывает политические изменения, произошедшие на Арабском Востоке после 2011 г. На…

Понятие политического процесса

Определение 1

Под политическим процессом понимают особый способ функционирования политической системы общества, который изменяется в пространстве и во времени и обеспечивается за счёт функционирования политической системы.

Сущность любых политических процессов определяется исходя из того, в рамках какой политической системы они функционируют и какому политическому режиму соответствуют. Так, например, демократический режим правления характеризуется следующими признаками: граждане имеют широкие управленческие и избирательные права, широко обеспечиваются и всесторонне соблюдаются права и свободы человека и гражданина, исключается вмешательство государства в дела граждан кроме случаев, оговоренных Федеральным законом.

Как и любой процесс, политический процесс представлен объектом и субъектом. В частности, под объектом понимается цель, которая должна быть достигнута политикой. В качестве субъектов выступают носители определённых политических действий. Кроме того, политический процесс реализуется за счет определенных методов, это могут быть как диспозитивные методы, так и императивные, то есть обеспеченные силой принуждения государство.

Политический процесс в рамках конкретного государства может также использовать ресурсы, например, денежные ресурсы, людские ресурсы и так далее. Кроме того, политический процесс имеет исполнителей, то есть тех лиц, которые непосредственно реализуют политику.

Различные субъекты политики предпринимают сознательные усилия, в результате чего получают определенные политические результаты. Субъекты могут быть представлены индивидами, различными социальными группами, политическими партиями, государственными органами и так далее.

Замечание 1

Каждый субъект имеет свою роль и задачи, которые он реализовывает во время политического процесса. При этом субъекты политического процесса способны воспроизводить, развивать, разрушать, изменять конкретные элементы политической жизни и системы. Все изменения, которые происходят в политической системе, неизбежно отражаются на ее субъектах.

Стадии политического процесса

Политический процесс, как и любое явление, имеет определенные стадии своего развития. В частности, можно выделить следующие основные стадии: образование политической системы, воспроизведения политической системы, ее компонентов и признаков, реализацию управленческих решений в сфере политики, контроль за реализацией политической системы.

Наиболее интересным является стадия воспроизводства политической системы, так как именно здесь система видоизменяется и обновляется, меняются ее взгляды. Участники политических систем также могут менять свои точки зрения и взгляды.

На каждой стадии осуществляется контроль за тем, как развивается и функционирует политическая система. Этот контроль достигается как за счёт общественного наблюдения, так и за счёт контроль со стороны государства, государственных и муниципальных органов. Также устанавливаются определенные стандарты политической деятельности, ее ведения, порядка проведения выборов. В частности, в Российской Федерации основные положения в данной сфере установлены Конституцией Российской Федерации, а также федеральным законодательством.

Результат конкретного политического процесса зависит от тех целей, которые ставили перед собой субъекты, вступающие в политические отношения. Он может зависеть от благоприятных и неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие отдельных явлений. Данные факторы могут быть как случайными, как намеренно созданными силами человека. Определённое влияние могут оказывать другие факторы, например, силы природы. Взаимодействие в рамках политических процессов происходит не только в рамках одного государства, но и на международной арене.

Признаки политического процесса

Политический процесс состоит из совокупности признаков, характеризующих данное явление. Сам термин «процесс» был позаимствован учеными политологами из кибернетики, где под ним понимается череда взаимосвязей, которая ведет к определенному результату.

Соответственно уже из самого определения политического процесса можно выделить некоторые его признаки:

  • Действия субъектов происходят в сфере политики. Нередко политический процесс отождествляется словом «политика», однако данные явления различаются.
  • Участие в политической деятельности различных субъектов. Под субъектами здесь понимаются политические партии, объединения, граждане и так далее.
  • Определенный порядок действий. Процесс состоит не из без системных действий людей, а из совокупности действий, которые представляют собой систему, то есть имеют определенную основу и регулярно пополняются.
  • Наличие определённой цели. Цель является политической, так как каждый участник политического процесса преследует конкретную цель в сфере политики. Также могут затрагиваться и иные цели.
  • Использование различных ресурсов. В качестве ресурсов могут выступать знания, наука, техника, финансовые средства, наличие определенной идеологии, формирование определенного общественного мнения и так далее.
  • Влияние законодательства на функционирование политики. Так, законы регламентируют отдельные сферы политики, порядок ее ведения.

Таким образом, политический процесс характеризуется наличием различных признаков, характеризующих его как политическое явление. В рамках реализации любой политической деятельности в России необходимо учитывать, что вся власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Поэтому любые принципы реализации власти строится с учетом данного разделения, а также система сдержек и противовесов данных ветвей власти.

Замечание 2

Ядром любых политических процессов является принятие конкретного политического решения, которое может быть принято как коллективно, так и индивидуально. Данное решение имеет определённые цели и задачи, методы и способы их достижения. Цели ставят лидеры партий, определенных государственных структур, общественных объединений и так далее. Все они должны иметь соответствующее оформление.