Группы. Распространены в Индии,
Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране,
Афганистане, Ираке (север), Турции
(восток), Таджикистане, России (Осетия и др.).
Общее число носителей (на середину 2000-х гг.) - 1,2 млрд человек, в т.ч. на хинди
говорит 300 млн, бенгальском
- 200 млн,
маратхи
и панджаби
- по 80 млн, урду
- 60 млн, гуджарати
- 50 млн, персидском - 40 млн (в качестве родного), ория
- 35 млн,
пушту
- 30 млн,
бходжпури
- 27 млн,
майтхили
- 26 млн,
синдхи
- 21 млн, непали
- 17 млн, ассамском
- 16 млн, сингальском
- 14 млн, магахи
- 13 млн.
Вероятно, ядро индоиранской лингвистической общности сложилось
в южнорусских степях (о чем свидетельствуют археологические находки на Украине,
следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу
от Каспия, арийские следы в топонимике
и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в
период совместного существования в Средней
Азии или на прилегающих территориях.
Общий лексический состав индоиранских языков включает
наименования ключевых понятий индоиранской культуры (прежде всего в области
мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имен. Общим является самоназвание
*аrуа-, отразившееся во многих
иранских и индийских этнических терминах (от формы этого слова произошло
название государства Иран).
Древнейшие индийский
и иранский письменные памятники - "Ригведа" и "Авеста" -
в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут
рассматриваться как 2 варианта одного
исходного текста.
Дальнейшие миграции
ариев привели к разделению индоиранской
ветви на 2 группы, обособление
которых началось с вступления в северо-западную
Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы одной из
более ранних волн миграции - арийские слова в языках Малой и Передней
Азии с 1500 года до н.э. (имена богов, царей и
знати, коневодческая терминология), т.н.
митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).
Индийская группа оказалась во многих
отношениях более консервативной, чем
иранская. В ней лучше сохранились
некоторые архаизмы индоевропейской и индоиранской
эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В
фонетике это изменения прежде всего
в области консонантизма: спирантизация
глухих смычных, утрата придыхания
согласными, переход s -> h. В морфологии - упрощение сложной древней
флективной парадигмы имени и глагола.
Современные индийские и иранские языки характеризуются рядом общих тенденций. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами (только в иранских языках), т.е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков; среди иранских - осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструкции, передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетически стяженные глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего восточного типа, этот процесс зашел дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи). В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них - к эргативности. Общей фонологической тенденцией в современных языках обеих групп является утрата фонологического статуса количественного противопоставления гласных, усиление значения ритмической структуры слова (последовательности долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.
Общее число говорящих - 850 млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое наличием индоиранской языковой общности, предшествовавшей распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индоевропейской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют археологические находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Средней Азии или на прилегающих территориях.
Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем , общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индоиранских языков характерно совпадение индоевропейских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индоиранском ā̆, отражение индоевропейского *ə в индоиранском i, переход индоевропейского *s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд специфических глагольных образований и т. д. Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий индоиранской культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что подтверждает наличие индоиранской общности. Общим является самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индоиранской ветви языков на 2 группы, обособление которых началось с вступления в северо-западную Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э. (имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).
Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы индоевропейской и индоиранской эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде всего в области консонантизма : спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными , переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в древнеперсидском языке .
Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом , а также некоторым количеством слов митаннийского арийского; среднеиндийские - пали , пракритами , апабхранша; новые индоарийские языки - хинди , урду , бенгали , маратхи , гуджарати , панджаби , ория , ассамским , синдхи , непали , сингальским , мальдивским , цыганским языками и другими.
Древнеиранские языки представлены авестийским , древнеперсидским (язык ахеменидских надписей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском и мидийском (можно судить о некоторых фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам относятся среднеперсидский (пехлеви), парфянский , согдийский , хорезмийский , сакские языки (диалекты), бактрийский (прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам относятся персидский , таджикский , пушту (афганский), осетинский , курдский , белуджский , гилянский, мазандеранский, татский , талышский , парачи, ормури, ягнобский , мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский, язгулямский , ишкашимский , ваханский) и другие.
Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточные районы), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами : послелогами или предлогами (только в иранских языках), т. е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструкции, передающие значения вида и времени , аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи многих живых языков). В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них - к эргативности в разных её вариантах. Общей фонологической тенденцией в современных языках этих двух групп является утрата фонологического статуса количественного противопоставления гласных , усиление значения ритмической структуры слова (последовательности долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации .
Дардские языки составляют особую промежуточную группу индоиранской языковой ветви. Относительно их статуса у учёных нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах) усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоятельной группой, занимающей промежуточное место между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки включаются в центральноазиатский языковой союз .
- Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология, М., 1986;
- см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки , Иранские языки , Дардские языки, Нуристанские языки .
Т. Я. Елизаренкова.
Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме общелингвистических журналов (см. Журналы лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда стран:
- «Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30),
- «Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98),
- «Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz., 1922-36),
- «Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-),
- «Indological Studies: Journal of the Department of Sanskrit» (Delhi, 1972-),
- «Studia Iranica» (P., 1972-),
- «Studien zur Indologie und Iranistik» (Reinbek, ФРГ, 1975-).
индоира́нские языки́
(арийские языки) - ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки), распадающаяся на индийские (индоарийские) языки и иранские языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих - 850 млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое наличием индоиранской языковой общности, предшествовавшей распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индоевропейской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют археологические находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Средней Азии или на прилегающих территориях.
Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем, общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индоиранских языков характерно совпадение индоевропейских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индоиранском ā̆, отражение индоевропейского *ə в индоиранском i, переход индоевропейского *s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд специфических глагольных образований и т. д. Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий индоиранской культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что подтверждает наличие индоиранской общности. Общим является самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индоиранской ветви языков на 2 группы, обособление которых началось с вступления в северо-западную Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э. (имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).
Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы индоевропейской и индоиранской эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде всего в области консонантизма: спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными, переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в древнеперсидском языке.
Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом, а также некоторым количеством слов митаннийского арийского; среднеиндийские - пали, пракритами, апабхранша; новые индоарийские языки - хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским, цыганским языками и другими.
Древнеиранские языки представлены авестийским, древнеперсидским (язык ахеменидских надписей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском и мидийском (можно судить о некоторых фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам относятся среднеперсидский (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки (диалекты), бактрийский (прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам относятся персидский, таджикский, пушту (афганский), осетинский, курдский, белуджский, гилянский, мазандеранский, татский, талышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и другие.
Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточные районы), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами (только в иранских языках), т. е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструкций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструкции, передающие значения вида и времени, аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструкций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи многих живых языков). В синтаксисе для новых индоиранских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них - к эргативности в разных её вариантах. Общей фонологической тенденцией в современных языках этих двух групп является утрата фонологического статуса количественного противопоставления гласных, усиление значения ритмической структуры слова (последовательности долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации.
Дардские языки составляют особую промежуточную группу индоиранской языковой ветви. Относительно их статуса у учёных нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах) усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоятельной группой, занимающей промежуточное место между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки включаются в центральноазиатский языковой союз.
Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология, М., 1986; см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки, Иранские языки, Дардские языки, Нуристанские языки.
Т. Я. Елизаренкова.
Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме общелингвистических журналов (см. Журналы лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда стран:
«Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30), «Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98), «Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz., 1922-36), «Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-), «Indological Studies: Journal of the Department of Sanskrit» (Delhi, 1972-), «Studia Iranica» (P., 1972-), «Studien zur Indologie und Iranistik» (Reinbek, ФРГ, 1975-).
ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ
(арийские языки) — ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки), распадающаяся на индийские (индоарий-ские) языки и иранские языки; в ее состав входят также дардские языки и ну-ристанские языки. Общее число говорящих — 850 млн. чел. И. я.— это генетич. понятие, мотивируемое наличием индоиран. языковой общности, предшествовавшей распадению на отд. группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индоевроп. эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось еще в южнорус. степях (о чем свидетельствуют археологич. находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уг-рами, имевшие место, скорее всего, к С. от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Сев. Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Ср. Азии или на прилегающих территориях. Сравнит.-ист. грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем, общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксич. черты. Так, в фонетике для И. я. характерно совпадение индоевропейских *l, *5, *i в индоиранском а, отражение индоевропейского *э в индоиранском i, переход индоевропейского *s после i, u, r, k в s-об-разиый звук; в морфологии вырабаты- ИНДОИРАНСКИЕ 189 вается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд спе-цифич. глагольных образований и т. д. Общий лексич. состав включает в себя наименования ключевых понятий индо-иран. культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имей, что подтверждает наличие ин-доиран. общности. Общим является са-моназв. *агуа-, отразившееся во многих иран. и инд. этнич. терминах на огромной терр. (от формы этого слова произошло назв. совр. гос-ва Иран). Древнейшие иид. II иран. памятники чРигведа» и чАвеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индоирав. ветви языков на 2 группы, обособление к-рых началось с вступления в сев.-зап. Индию предков совр. индоарнйцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции — арийские слова в языках Малой и Передней АЗИИ С 1500 до н. э. (нмена богов, царей и знати, коневодч. терминология), т. наз. митаннийский арийский (принадлежащий к инд. группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка). Индоарийская группа оказалась во мн. отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились нек-рые архаизмы индоевроп.и индоиран. эпох, в то время как иран. группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике — это изменения прежде всего в области консонантизма: спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными, переход s в h. В морфологии — это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в др.-перс. яз. Др.-инд. языки представлены ведийским яз., санскритом, а также нек-рым кол-вом слов митаннийского арийского; ср.-индийские — пали, пракритами, апа-бхранша; новые индоарийские языки — хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджара-ти, панджаби, ория, ассамским, синдхи, непали, сингальским, мальдивским, цыганским языками и др. Др.-иран. языки представлены авестийским, др.-персидским (язык ахе-менид. надписей), а также отд. словами в греч. передаче на скифском и индийском (можно судить о нек-рых фонетич. особенностях этих языков). К ср.-иран. языкам относятся ср.-перс, (пехлеви), парфянский, согдийский, хорезмийский, сакские языки (диалекты), оактрнйский (прежде всего — язык надписи в Сурх-котале). К новоиран. языкам относятся персидский, таджикский, пушту (афганский), осетинский, курдский, белуджский, гилянский, маэандеранскнй, татский, та-лышский, парачи, ормури, ягнобский, мунджанский, йидга, памирские (шуг-нанский, рушанский, бартангский, оро-шорский, сарыкольский, язгулямский, ишкашимский, ваханский) и др. Совр. И. я. распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (сев. р-ны), Турции (вост. р-ны), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме 190 ИНДОЛОГИЯ вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противопоставление прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами: послелогами или предлогами (только в иран. языках), т. е. аналитич. способ выражения грамматич. значения. В ряде языков на базе этих аналитич. конструкций образуется новая агглютинативная падежная флексия (вост. тип инд. языков, среди иранских — осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитич. конструкции, передающие значения вида и времени, аналитич. пассив, аналитич. словообразование. В ряде языков образуются новые синтетич. стяженные глагольные формы, в к-рых служебные слова аналитич. конструкций приобретают статус морфем (в инд. языках, прежде всего в языках вост. типа, этот процесс зашел дальше, в иранских наблюдается лишь в разг. речи мн. живых языков). В синтаксисе для новых И. я. характерна тенденция к фиксиров. порядку слов и для многих из них — к эргативности в разных ее вариантах. Общей фонологич. тенденцией в совр. языках этих двух групп является утрата фонологич. статуса количеств, противопоставления гласных, усиление значения ритмич. структуры слова (последовательности долгих и кратких слогов), очень слабый характер ди-намич. словесного ударения и особая роль фразовой интонации. Дардские языки составляют особую промежуточную группу индоиран. языковой ветви. Относительно их статуса у ученых нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Гри-рсон (в ранних работах) усматривали в дард. языках иран. основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Мор-генстьерне в целом относит их к инд. языкам, как и Р. Л. Тернер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоят, группой, занимающей промежуточное место между индоарийскими и иранскими языками. По мн. чертам дард. языки включаются в центр.-азиат, языковой союз. # Эдельман Д. И., Сравнит, грамматика вост.-иран. языков. Фонология, М.. 1986; см. также лит. при статьях Индийские (индоарийские языки), Иранские языки, Дардские языки, Нуристанские языки. Т. Я. Елизаренкова. Материалы, поев, исследованию И. я., кроме общелингвистич. журналов (см. Журналы лингвистические) публикуются в спе-циализиров. журналах ряда стран: «Indische Bibliothek» (Bonn, 1820—30), «Indische Stu-dien» (В.— Lpz., 1850—98). «Zeitschrift fur Indologie und Iranistik» (Lpz., 1922—36), «Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957—), «Indological Studies". Journal of the Department of Sanskrit» (Delhi, 1972—), «Studia Iranica» (P., 1972—), «Studien zur Indologie und Iranistik» (Reinbeck, ФРГ. 1975-). E. А. Хелимский.
Лингвистический энциклопедический словарь.
2012Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большом энциклопедическом словаре:
- ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ
языки, особая ветвь индоевропейской семьи языков, включающая индийские (индо-арийские) иранские и дардские языки. Объединение этих трёх групп языков в … - ИНДОИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
особая ветвь семьи индоевропейских языков, включающая индийские (индоарийские), иранские и дардские … - ЯЗЫКИ
РАБОЧИЕ - см. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ … - ЯЗЫКИ в Словаре экономических терминов:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ - см. ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ … - ЯЗЫКИ
ЯЗЫЌИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ, формальные языки для описания данных (информации) и алгоритма (программы) их обработки на ЭВМ. Основу Я.п. составляют алгоритмические языки … - ЯЗЫКИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ЯЗЫЌИ МИРА, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2,5 до 5 тыс. (точную цифру установить … - ИНДОИРАНСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ИНДОИР́АНСКИЕ ЯЗЫКИ, особая ветвь семьи индоевроп. языков, включающая инд. (индоарийские), иран., дардские и нуристанские … - ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ
—группа языков, относящихся к индоиранской ветви (см. Индоиранские языки) индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки). Распространены в Иране, Афганистане, нек-рых … - ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также в Сев. и Юж. Америке, Австралии и … - ЯЗЫКИ МИРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
мира, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. - от 2500 до 5000 (точную цифру … - РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
языки (от лат. romanus - римский), группа родственных языков, относящихся к индоевропейской семье (см. Индоевропейские языки)и происходящих от латинского … - ЯЗЫК И ЯЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- ЯЗЫКИ НАРОДОВ СССР в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— языки, на к-рых говорят народы, живущие на территории СССР. В СССР представлено ок. 130 языков коренных народов страны, живущих … - ЯЗЫКИ МИРА в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
- ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетич. родство … - УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—крупное генетическое объединение языков, включающее 2 семьи — фииио-угорскую (см. Финно-угорские языки) и самодийскую (см. Самодийские языки; нек-рые ученые рассматривают … - СУДАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— классификационный термин, употреблявшийся в африканистике в 1-й пол. 20 в. и определявший языки, распространенные в зоне географического Судана — … - РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—группа языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки), связанных общим происхождением от латинского языка, общими закономерностями развития и значит, элементами структурной … - ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— условно определяемая языковая общность, объединяющая генетически ие связанные между собой чукотско-камчатские языки, эскимосско-алеутские языки, енисейские языки, юкагиро-чуванские языки и … - ОКЕАНИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—часть восточной «подветвп» малайско-полинезнй-ской ветви австронезийских языков (нек-рыми учеными рассматриваются как подсемья австронезийских языков). Распространены в р-нах Океании, расположенных восточнее … - КУШИТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—ветвь афразийской семьи языков (см. Афразийские языки). Распространены на С.-В. и В. Африки. Общее число говорящих ок. 25,7 млн. чел. … - ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественного языка менее эффективно или невозможно. И. я. различаются … - ЖУРНАЛЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— периодические издания, посвященные вопросам общего, частного и прикладного языкознания; к ним примыкают продолжающиеся издания (серии) журнального характера. Яэыковедч. проблематика … - АФРАЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(афроазиатские языки; устар.— семито-хамитские, или хамито-семитские, языки) — макросемья языков, распространенных н сев. части Африки от Атлантич. побережья и Канарских … - АУСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
(ав-строаэиатские языки) — семья языков, на к-рых говорит часть населения (ок. 84 млн. чел.) Юго-Вост. и Юж. Азии, а также … - АВСТРОНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
— одна из крупнейших семей языков. Распространены на Малайском арх. (Индонезия, Филиппины), п-ове Малакка, в иек-рых юж. р-нах Индокитая, в … - TЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
—семья языков, на к-рых говорят многочисленные народы н народности СССР, Турцнн, часть населения Ирана, Афганистана, Монголии, Китая, Румынии, Болгарии, Югославии … - ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тыс. до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном … - АМЕША СПЕНТА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(авест., «бессмертные святые») Амшаспанд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают … - АРИЙСКАЯ РАСА в Энциклопедии третьего рейха:
Псевдонаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами реакционных расовых теорий. Ложность термина заключается в смешении понятий языковой и расовой … - СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной … - СССР. НАСЕЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. чел.): 86,3 … - НУРИСТАНЦЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
основное население Нуристана в Афганистане, часть живёт также в Читрале в Пакистане. Состоят из ряда племён (кати, прасун, вайгали, ашкуни, …