Трава у нашего дома презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. Растения возле дома Какие травы растут возле дома окружающий мир

Герчикова Е.В.,

ГБОУ НОШ №300

Санкт-Петербург




ПОДОРОЖНИК

РАСТЕТ У ДОРОГИ.

ЛЕКАРСТВА, СОДЕРЖАЩИЕ В СЕБЕ СОК ПОДОРОЖНИКА ЛЕЧАТ РАЗЛИЧНЫЕ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА.

СОК ПОДОРОЖНИКА ЗАЖИВЛЯЕТ РАНЫ.


ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ

РАСТЕТ У ДОРОГИ, НА ПУСТЫРЯХ И В ОВРАГАХ.

ИМЕЮТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ, НО ГОРЬКИЕ НА ВКУС.

ЛЕЧИТ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА.


КРАПИВА

РАСТЕТ ОКОЛО ДОРОГ, ЗАБОРОВ, ДОМОВ.

ПРИ ПРИКОСНОВЕНИИ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОЖЕГ.

ЛЕЧИТ ВОСПАЛЕНИЯ, ВОССТАНАВЛИВАЕТ ВОЛОСЫ.


ПИЖМА

В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТ «РЯБИНКОЙ», ТАК КАК ЛИСТЬЯ ПИЖМЫ ПОХОЖИ НА ЛИСТЬЯ РЯБИНЫ.

ЕСТЬ СХОДСТВО С БУКЕТОМ РОМАШЕК, БЕЗ ЛЕПЕСТКОВ.

ЛЕЧИТ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ, ВЫВИХИ И РАНЫ.


РЕПЕЙНИК

ИМЕЕТ ЦЕПКИЕ ШАРИКИ С ЦВЕТКАМИ И ОГРОМНЫЕ ЛИСТЬЯ.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ.


МЯТА

ПРИЯТНЫЙ СВЕЖИЙ ЗАПАХ.

ЛИСТЬЯ МЯТЫ КЛАДУТ В ЧАЙ.

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ГОРЛА.


РОМАШКА ПАХУЧАЯ

НЕ ИМЕЕТ БЕЛЫХ ЛЕПЕСТКОВ.

ЛЕЧИТ ВОСПАЛЕНИЯ.

УСПОКАИВАЕТ.


ЩАВЕЛЬ КИСЛЫЙ

ЛИСТЬЯ ПОХОЖИ НА СТРЕЛЫ.

КИСЛЫЙ НА ВКУС.

УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ПИЩУ.


ПТИЧЬЯ ГРЕЧИШКА

РАСТЕТ ВО ДВОРАХ, НА СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДКАХ, ВДОЛЬ ДОРОГ.

В НАРОДЕ НАЗЫВАЮТ «ТРАВА-МУРАВА».

ЕЙ ЛЮБЯТ ПИТАТЬСЯ ПТИЦЫ.


КЛЕВЕР

РАСТЕТ НА ЛУГАХ.

ПРИМЕНЯЕТСЯ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ.


ТЫСЯЧЕЛИСТНИК

ИСПОЛЬЗУЮТ В ЛЕЧЕНИИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ КОЖИ. ЛЕЧИТ АЛЛЕРГИЮ.




Почему травянистые растения желтеют осенью?

Потому что осенью вещество, которое отвечает в растении за зеленый цвет, разрушается.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ.

Он был моим самым близким другом в детстве. Мы с ним проводили все дни напролет. С утра обегали наши владения: поляну с небольшим болотцем и пружинящим деревянным настилом через низину, березовый перелесок, овраг, в котором струился ручей, и, наконец, бугор. Мы влетали на бугор и останавливались передохнуть. С бугра открывался прекрасный вид на зеленый луг, по которому проходила железная дорога, и до самого горизонта поднимались и опускались телеграфные провода. Каждое утро по железной дороге проносился скорый; он никогда не останавливался на нашем полустанке, мы и пассажиров не успевали рассмотреть - так, два-три лица, прильнувшие к стеклу, - но все равно их провожали: я махал рукой, а Яшка кивал бородой. Я сильно завидовал тем, кто мчал в поезде, мне тоже хотелось попутешествовать, побывать в разных городах. А Яшка им совсем не завидовал: поезд скроется, и он спокойно пасется на бугре, щиплет сочную траву, время от времени наполняя утреннюю тишину громким блеяньем. Я ложился рядом с Яшкой, обнимал его за шею, делился с ним своими мечтами, и он всегда внимательно смотрел на меня зелеными глазами и слушал, правда, при этом не переставал жевать. Выслушает, качнет головой, как бы говорит: «И куда тебя тянет? Здесь отлично, всего полно. Смотри, сколько ромашек! И чего их не лопаешь?».

В то послевоенное время мы жили в Заволжье, в небольшом поселке, при эвакуированном из Москвы заводе, на котором работал отец. Семья у нас была большая и, сколько я помню, мы постоянно нуждались. Чтобы расплачиваться с долгами, отец с матерью каждую весну покупали месячного поросенка, полгода его откармливали, а к зиме продавали. Но однажды родители вернулись домой с пустыми руками - на поросят поднялись цены, - а через несколько дней отец принес домой белого козленка. «На худой конец и он сойдет», - сказал.

Козленку было три недели, его тонкие ножки еще разъезжались на полу, он жалобно блеял и мягкими губами теребил занавески - искал мать. Первое время козленок сосал молоко из бутылки с соской и спал с нами, детьми, под тулупом на полу. Бывало, утром вскочит, наступит на руку острыми копытцами и заблеет - просит молока. Потом козленок стал есть все подряд, все, что мы ели, а как только на пригорках зазеленела молодая трава, мне, как старшему, отец поручил выводить его на прогулки.

С этого все и началось. Мы с Яшкой (козленка назвали Яшкой) привязались друг к другу; он ходил за мной, как собачонка, а я доверял ему все свои тайны. Там, на бугре, мы устраивали игры, бегали наперегонки, перескакивали через лужи и коряги, причем вначале Яшка вырывался вперед, но скоро я настигал его, и некоторое время мы неслись рядом, а потом Яшка начинал сдавать. Тогда он резко останавливался и подпрыгивал на одном месте, как бы предлагая новый вариант игры. Здесь уж, естественно, первенство было за ним. Видя, как я неуклюже отрываюсь от земли, Яшка только ухмылялся и взлетал все выше, временами даже зависал в воздухе и искоса посматривал на себя, любуясь своей ловкостью. Под конец этот бахвалец на радостях брыкался задними ногами и трубил на всю окрестность о своей победе.

Ближе к лету Яшку переселили в пристройку, в которой обычно держали поросенка. К этому времени Яшкина пушистая шерстка превратилась в блестящие завитки, его взгляд стал более осмысленным, а на лбу появились бугорки. Пробивающиеся рожки чесались, и Яшка все время лез ко мне бодаться. Припадал на передние ноги, качал головой - явно вызывал помериться силами. Я становился перед ним на корточки, и мы упирались лбами друг в друга. Побеждали попеременно, и надо отдать Яшке должное: когда он наседал и я кубарем скатывался под уклон бугра, он никогда не подскакивал и не бил сбоку - ждал, пока я поднимусь и приму оборонительную позу. В нем было какое-то врожденное благородство.

Позднее, когда у Яшки появились рожки, случалось, он не рассчитывал свою силу, и тогда мы ссорились. Например, издаст предупредительный клич, разбежится, скакнет и летит на меня, наклонив башку. Я, конечно, отпрыгивал в сторону, и Яшка врезался в кусты, но, бывало, я не успевал увернуться, и Яшка больно бил меня в плечо. Тут уж я не выдерживал и тоже поддавал ему как следует.

Долго мы не дулись, Яшка первым подходил, клал голову на мои колени, виновато подергивал хвостом и теребил ботинок копытцем: брось, мол, стоит ли ссориться из-за мелочей, ведь мы друзья! Такой ласковый был козленок.

В полдень я ненадолго оставлял Яшку одного: привязывал его веревку к вбитому в землю колышку и шел домой обедать. С обеда притаскивал ломоть хлеба, картошку, морковь - Яшка все уминал, и мы спускались в поселок.

Прежде всего подходили к сапожнику дяде Коле; я наблюдал за его работой, а Яшка дожидался капустной кочерыжки, которую дядя Коля всегда припасал для козленка.

Что меня больше всего поражало, так это умение дяди Коли по обуви угадывать наклонности хозяина. Подаст ему какая-нибудь старушка сбитый ботинок, а он посмотрит и скажет:

Что внучок у вас - футболист?

И старушка сразу закивает:

Житья от него нету. Отец только на обувь и работает. Вторые за месяц сбил... Да еще штраф за разбитое окно заплатила...

Или принесет какая-нибудь девчонка сандалии, дядя Коля проведет пальцем по стертым носкам и улыбнется:

Танцовщицей, наверно, хочешь стать?

И девчонка кивнет, опустит глаза и покраснеет. Дядя Коля мог определить, кто ходит прихрамывая, кто косолапит, кто ходит красиво.

Дядя Коля был низкорослым, худощавым, носил очки и при ходьбе сутулился. Он жил в старом доме с обшарпанными стенами, зато его яблоневый сад считался лучшим в поселке. Сад огораживали высокие колья, похожие на гигантские карандаши. У широкой калитки, в которую свободно въезжал грузовик, спал огромный, как медведь, пес Артур. Такие внушительные бастионы и стражу дядя Коля завел вовсе не для охраны фруктов - просто, как многие люди маленького роста, любил все высокое. Под осень мы залезали в сад, трясли яблони, предварительно выманив Артура на улицу жмыхом - он ужасно его любил.

У Яшки с Артуром были вполне дружеские отношения: заметив козленка, пес вставал, потягивался, приветливо размахивал хвостом, подходил вразвалку и покровительственно лизал Яшку большим шер-шавым языком. А иногда, в знак высшего расположения, притаскивал козленку обмусоленную кость. Конечно, не обходилось без размолвок. Случалось, Яшка забывался и начинал объедать флоксы около дяди Колиного дома. Тогда Артур скалился и рыкал, а Яшка сразу вставал на дыбы.

Дядя Коля всегда мне что-нибудь рассказывал. Чаще всего о том, как он будет жить, когда станет лесником.

Вот выйду на пенсию, сад оставлю посельчанам, сам с Артуром переберусь на природу. У нас ведь здесь все ж заводской поселок, а я хочу жить поближе к земле, к зверью. Устроюсь куда-нибудь лесником на кордон, построю дом из ветвей и травы и крышу из хвои, буду приручать зверюшек...

Однажды мы с Яшкой подошли к дяде Коле, он кивнул мне, кинул Яшке кочерыжку и стал молча подшивать валенок: прокалывал шилом дырочки и протягивал просмоленную дратву. Подшив подошву, начал пробивать ее деревянными гвоздями, чтобы лучше держалась, когда гвозди разбухнут. С полчаса работал и все молчал. «Что ж такое случилось? - думаю. - Может, обиделся на нас с Яшкой за что?» А дядя Коля починил валенок и посмотрел на меня поверх очков:

Давай сними-ка ботинки.

Подбить надо. Того гляди, пальцы вылезут.

У меня денег нет, - пробурчал я.

Снимай, говорю! - нахмурился дядя Коля.

Я нагнулся, стал развязывать шнурки.

Починил дядя Коля мои ботинки, промазал краской, стали ботинки как новенькие. Надел их, а дядя Коля вздохнул:

Был у меня такой вот сынишка, как ты... Да в войну умер от простуды. Так-то... Да... Все мечтали мы с пацаном податься в лесничество, построить дом из ветвей и травы и крышу из хвои, приручать разных зверюшек...

От дядя Коли мы с Яшкой направлялись к Крокодилихе - так звали тетку Груню за то, что она свои владения от мальчишеских набегов огородила плотным забором и еще установила дополнительный барьер - насажала репейник. В ее палисаднике росло множество цветов: георгины, пионы, гвоздики, табак. Время от времени мы посылали в палисадник бумажных голубей с угрожающими записками, а по воскресеньям, когда тетка Груня уезжала в город, пролезали сквозь дыру в заборе, срывали головки цветов и, играя в войну, раздавали цветы как ордена. Георгин считался орденом Красной Звезды, пион - орденом Александра Невского, гвоздики и колокольчики - разными медалями. Отмечали друг друга щедро: в петлицах наших рубашек красовалось столько наград, что позавидовал бы любой фронтовик. После каждого воскресенья клумбы заметно редели. Обходя кусты, Крокодилиха только вздыхала и качала головой, а мы посмеивались и все больше смелели - забирались в цветник и в будни по вечерам...

Около палисадника мы с Яшкой останавливались, находили лазейку, я срывал несколько бутонов, а Яшка, как бы невзначай, объедал пару георгинов - ему очень нравились эти яркие цветы. Он вообще любил все яркое: изумрудную траву у болотца и ромашки на бугре, красную колонку посреди поселка, из которой всегда лилась струя, точно перекрученная стеклянная веревка. Он подходил к колонке, почесывал об нее бока, наклонялся к деревянному желобу и долго пил прохладную воду, бегущую среди гальки и тины. И красную тесьму Яшка предпочитал обычному холщовому поводку. А когда я раздобыл ему медный колокольчик он перед всеми задирал голову и хвастался ярко-желтым украшением.

Однажды в середине лета, когда Яшка уже сильно подрос, мы с ним пролезли в палисадник Кроходилихи; я стал тянуть какой-то венчик, а Яшка принялся за георгин. Внезапно перед нами возникла Крокодилиха. Яшка сразу сдрейфил и дал стрекача, рассыпая черные горошины, а я от страха онемел, даже не успел спрятать цветок за спину; нагнул голову и жду наказания. Но Крокодилиха неожиданно глубоко вздохнула:

Что же ты делаешь? Я ж букеты в детский дом отвожу. Детишкам, у которых родители погибли на фронте, - она махнула рукой, подошла к калитке, распахнула ее. - Зови своих дружков. Дорывайте!..

С того дня Крокодилиха снова стала теткой Груней, и хотя калитка в ее палисадник больше не запиралась, никто не сорвал ни одного цветка. Даже Яшка обходил палисадник стороной - такой сообразительный был козленок!

На окраине нашего поселка пролегало шоссе - наполовину асфальтированная, наполовину мощеная дамба. По ту сторону дамбы находилась керосиновая лавка, каморка утильщика и мастерская по ремонту замков, примусов, патефонов и прочего. За мастерской начиналась городская свалка. Ее называли городской, несмотря на то, что город находился в пяти километрах от нашего поселка. Видимо, городские власти рассматривали наш поселок как никчемное место, годное лишь для хлама.

Мы с Яшкой любили ходить по свалке; я собирал старые журналы, разные бракованные детали, Яшка искал в основном огрызки овощей, но если ему попадалось что-нибудь несъедобное, но яркое, сразу звал меня.

После свалки подходили к мастерской и через открытую дверь наблюдали за работой мастера, молодого, вечно небритого мужчины с сиплым голосом. Заметив нас, мастер обычно усмехался и отпускал какую-нибудь дурацкую шуточку, вроде такой:

Ну что, подковать своего козла привел? Все одно коня из него не сделаешь. Козел - он и есть козел. И толку от него никакого.

После таких слов мы с Яшкой, не сговариваясь, поворачивали и уходили. Не знаю, как Яшка, а я вообще не подходил бы к мастеру, но уж очень хорошая у него была мастерская: на верстаке стояли тиски, на полках лежал слесарный инструмент, в углу виднелся маленький горн с мехами. Я все мечтал, когда вырасту, тоже обзавестись подобной мастерской.

Как-то осенью у моего самодельного самоката треснула петля, а новых нигде не было. Пришлось выпрашивать у матери деньги на ремонт. Мать дала сорок копеек. Пришел я к мастеру, попросил починить петлю. Мастер мрачно посмотрел на меня - он сидел на лавке и паял чайник, - отложил работу и прохрипел:

Это что, твой второй козел? Ну, давай посмотрю... Э-э! Тут варить надо, стручок. Тащи на завод. А как ты думал? - он взглянул на меня. - Но можно и заклепать вообще-то. Заклепать, что ли?

Я кивнул.

Ладно, посиди на улице, здесь не мешайся.

Через полчаса мастер поставил железную заплатку на трещину и прикрепил ее заклепками.

Гони рубль, - сказал, толкнув самокат ко мне.

Я протянул монеты и покраснел:

У меня только сорок копеек.

Давай, завтра принесешь остальные.

Выкатив самокат, я пересек шоссе и пошел к дому. Помнится, день был пасмурный, с утра накрапывал мелкий нудный дождь. «Где же взять шестьдесят копеек? - соображал я. - Матери лучше не заикаться - не даст. Ждать до получки отца долго». И вдруг вспомнил, что в книжном магазине напротив школы букинист покупает книги у населения.

Моя библиотека состояла из трех книг, но у одной не хватало последней страницы, на другой виднелись чернильные пятна, третья - «Остров сокровищ», была в хорошем состоянии, но ее я считал лучшей на свете. Долго я колебался, сдавать ее или не сдавать, потом все же решился. «Накоплю денег, снова куплю», - подумал и отправился в магазин.

Весь тот день Яшка сочувственно посматривал на меня, а когда я ушел в магазин, то и дело выбегал на улицу, озирался и тревожно блеял - искал меня. Он любил меня по-настоящему и скучал, даже если я ненадолго оставлял его одного. К тому времени Яшка уже вымахал с дяди Колиного Артура, но его сердце не почерствело.

На следующее утро денек был отличный - вовсю сверкало солнце. Когда я бежал в мастерскую, в моем кармане гремело пятьдесят пять копеек.

Вот деньги! - влетев к мастеру, задыхаясь, проговорил я. - Здесь не хватает пятака. Я вам завтра принесу. Мне мать даст на завтрак.

Какие деньги? - просипел мастер.

Вы вчера... чинили мой самокат...

Ну и что?

Я шестьдесят копеек должен...

А-а! Это хорошо… Давай беги, купи папирос. И живо сюда!

Около нашего дома росла необыкновенная трава: высокая, упругая, ярко-зеленая, пахучая. Мы с Яшкой любили по вечерам полежать в траве, отдохнуть от дневных дел. Над нами трепетали бабочки, жужжали мухи, а перед глазами прыгали кузнечики, ползали изумрудные жуки... Я срывал травинки и жевал сочную горьковатую зелень. Яшка к траве только принюхивался, но никогда не щипал - сохранял для красоты. Такой умный был козленок!

На той траве у нашего дома я мечтал побыстрей вырасти, выучиться на инженера и поступить на отцовский завод. И мечтал развести сад, такой же, как у дядя Коли, и цветник, подобный палисаднику тетки Груни, и мастерскую - вроде хибары мастера. И опять я доверял свои мечты Яшке. Уставший за день Яшка слушал меня уже менее внимательно, а под конец вообще закрывал глаза.

К зиме Яшка превратился в могучего козла, с крепкими рогами и роскошной бородой. Характер у Яшки заметно испортился - он стал задиристый, лез ко всем животным в поселке, даже приставал к Артуру и только меня любил по-прежнему.

Бывало, какой-нибудь мальчишка показывал мне кулак. Яшка тут же забегал вперед, выставлял рога и бил копытом о землю - давал понять, что не даст меня в обиду.

Пока я был в школе, Яшка сидел в загоне около пристройки и вглядывался в дорогу - ждал меня, чтобы отправиться на бугор. Я тоже скучал по Яшке: болтаться с ним по окрестностям мне было интереснее, чем зубрить разные формулы и спрягать глаголы. Учителя не понимали причин моей рассеянности на занятиях и частенько в дневнике писали родителям, что я просто лентяй. Отец с матерью только вздыхали.

Долго они оттягивали разговор о продаже Яшки. Но однажды вечером сквозь сон я услышал, как мать говорила отцу, что продать Яшку вряд ли удастся - она уже предлагала кое-кому на рынке, - что Яшку придется забить и продавать мясо. Отец пыхтел папиросой и отмалчивался.

Надо сказать, отец был мягким, сентиментальным человеком, любил животных, цветы и грустную музыку. Жизнь крепко побила отца: он рано потерял родителей, с подросткового возраста работал на заводе, на фронте погибли все его друзья; он в одиночку тянул большую семью и жил в захолустье, далеко от родины. В те годы наиболее предприимчивые из эвакуированных уже перебрались в Москву, а отец никуда не ходил и ничего не делал для того, чтобы вернуться на прежнее местожительство. Он был скромным, даже застенчивым человеком. Мать была гораздо энергичнее. Она часто обвиняла отца в мягкотелости, сама ходила в дирекцию завода и в конце концов добилась своего - отца перевели на работу в Подмосковье. Но это произошло не скоро.

В тот поздний вечер, когда решалась судьба Яшки, отец сказал матери:

Давай не будем пока этого делать. Немного денег у нас есть, и я должен еще в одном месте подработать, а попозже, ближе к Новому году... Там видно будет...

Зимой мы с Яшкой по-прежнему обегали наши любимые места и, как и летом, провожали скорые поезда, а с бугра катались по накатанному склону: я на валенках, а Яшка на животе. Ему очень нравился снег. Бывало, даже купался в сугробах - перекатывался с боку на бок, задрав ноги. Как-то мастер увидел его за этим занятием и ухмыльнулся:

Твой козел совсем спятил. Забивать его пора, а вы с ним цацкаетесь.

После этих слов мы с Яшкой стали обходить мастерскую стороной.

Отец говорил, что, валяясь в снегу, Яшка чистит шерсть, но я-то знал - мой друг просто радовался зиме.

В морозные дни Яшку брали на ночь домой, и мы, как и раньше, спали с ним на полу, в обнимку. Причем, хитрец Яшка все норовил занять лучшее место, у печки, из-за этого мы всегда долго укладывались - то я теснил его, то он меня.

До Нового года мать больше не заговаривала о Яшке, но я не раз замечал, как отец украдкой сидел с моим другом у пристройки, курил папиросу и поглаживал козла.

В середине зимы родители увязли в долгах, а тут еще заболела моя сестра, нужно было хорошее питание, и мать твердо сказала отцу:

Будь мужчиной! Думаешь, мне Яшку не жалко? Но чем отдавать долги? И чем кормить детей? Их здоровье мне дороже Яшки!

Отец долго молча курил, шмыгал носом, потом глубоко вздохнул и пообещал матери забить Яшку в субботу. Этот разговор я опять услышал случайно и в ту ночь долго не мог уснуть. Жизнь Яшки была в опасности, и я решил убежать с ним из дома.

На следующий день была пятница. Сразу после школы я обвязал вокруг Яшкиной шеи веревку, и мы с ним направились на наш бугор. Ничего не подозревавший Яшка начал, как обычно, носиться, валяться в снегу, лез ко мне бодаться, но я быстро его пристегнул и потащил к железнодорожному полотну… Я задумал отсидеться с Яшкой на ближайшей станции, пока отец с матерью не найдут другой выход расплатиться с долгами.

Мы протопали километра два, как вдруг услышали сзади окрик отца, он бежал за нами, махал рукой. Подойдя, отец снял шапку, вытер ладонью взмокшее лицо, закурил, глубоко затянулся.

Понимаешь, - сказал, выпуская дым, - если бы мы с тобой жили вдвоем, мы как-нибудь перебились бы. Но ведь больна твоя сестра. Она не поправится без масла, молока... Да и долгов у нас полно... Яшку придется...

Отец хотел сказать «забить», но у него не повернулся язык.

Мы с тобой должны быть мужчинами, над нами уже все смеются, - то ли меня, то ли себя уговаривал отец. - Если хочешь, мы заведем собаку, - не очень уверенно добавил отец, прекрасно понимая, что никакая собака не заменит мне Яшки.

Назад мы плелись молча. Яшка все понял - топал упираясь, на-супившись. Я тоже еле ковылял и беззвучно ревел.

Утром отец куда-то ушел и вернулся с длинным ножом из напильника. Пока отец затачивал нож на бруске, я зашел в пристройку попрощаться с Яшкой. Он стоял, прижавшись к стене, подрагивал ногами, тревожно сопел и даже отказался от своего любимого лакомства - моркови. Он даже не посмотрел на меня, только покосился и отвернулся - как от предателя.

Когда отец вошел к нему с ножом, он забился в угол и отчаянно заблеял... И вдруг подбежал к отцу и стал лизать ему руки. Отец постоял в растерянности, потом бросил нож и, какой-то обмякший, побрел к дому.

Мать пошла по соседям и вскоре вернулась с мастером. Он согласился убить Яшку не потому, что недолюбливал его, а просто мать пообещала ему заплатить. К тому же, у мастера было охотничье ружье, и мать справедливо решила, что так все кончится быстрее, без всяких мучений для Яшки.

Когда мастер открыл дверь пристройки, Яшка ударил его рогами, вырвался во двор и стал метаться из стороны в сторону. Мастер поймал конец веревки и хотел привязать Яшку к забору, но с большим сильным козлом не так-то легко было справиться.

В конце концов мастер плюнул, бросил веревку, вскинул ружье и стал выжидать, когда Яшка на мгновение остановится. Я отвернулся, заткнул уши... Потом услышал одновременно и выстрел, и рев Яшки. Повернувшись, я увидел, что Яшка лежит на боку с открытыми глазами и неистово дергает копытами. Через секунду он вскочил и, припадая на передние ноги, пробежал несколько метров, разбрызгивая кровь по снегу, потом упал, и его забила дрожь… Эта дрожь становилась все мельче, пока в Яшкиных глазах окончательно не угасла жизнь.

Моего Яшку убили на месте, где летом мы любили полежать, отдохнуть от наших будничных дел; на месте, где всегда росла высокая ярко-зеленая трава…

Я забыл сказать еще об одном свойстве той травы: даже в самые жаркие дни она оставалась влажной, и какие бы мы с Яшкой ни были разгоряченные, какие бы обиды или радости не переполняли нас, когда мы ложились в траву, становилось прохладно и спокойно.

Вокруг наших домов, на дачах, в лесах растет много травы. Порой мы проходим мимо и не знаем, что под нашими ногами кладезь полезного. Многие самые обычные травы могут пригодиться при лечении ран, кожных заболеваний, общеукрепяющих растительных чаев. Для отдыха, расслабления полезно просто вдыхать запах трав и чувствовать свежий воздух . По последним данным ароматерапия как средство от фобий может войти в арсенал врачей.

Мы не призываем заниматься самолечением и пить травы при всех болезнях. Лечить может только врач, поэтому мы лишь опишем способы ее наружного использования, лишь иногда, когда траву можно применять внутрь не для лечения, а просто как растительный чай, мы укажем это.

Ни в коем случае не используйте траву, сорванную вдоль дорог и около промышленных предприятий, а вот на даче, на приусадебном участке, в лесах, на лугах вполне можно набрать травы для наружного применения.

Зверобой

Зверобой наделяли волшебными свойствами греки и римляне, его в пучке помещали в домах под иконами для оберега от злых духов, снятия порчи. Цветет накануне дня Иоанна Крестителя (у католиков 24 июня), красный цвет сока считают пролитой кровью святого.

Русское название получил из-за того, что при попадании сока на тело под действием солнечных лучей кожа получает сильные ожоги, что нередко происходит с животными, которые пасутся на лугах с большим количеством этой травы.

Лечебные свойства:

  • Противомикробное - настойка;
  • Антидепрессант;
  • Противовирусное действие;
  • Ранозаживляющее действие – масло;
  • Ожоги – масло;
  • Стоматит;
  • Насморк – настойка;
  • Лишаи;
  • Широкий спектр применения в фармакологии.

Во всех случаях используют отвары, настои, настойки. Входит в состав большинства бальзамов и некоторых вин.

Способы изготовления:

  • Настойка – 1:5 на водке или 40% спирте.
  • Отвары – 1ст. л на 200 мл кипятка, варить 15 минут на медленном огне.
  • Настой – 1ст.л. на 200мл кипятка. Настаивать 2 часа.
  • Масло – плотно уложить цветы в банку, залить растительным маслом, настаивать месяц при солнечном свете, ежедневно помешивая. Готовность определяют по цвету. Готовая смесь цвета спелой вишни. Все отжать через марлю, оставить на сутки. Готовое масло – это верхний слой (всего три слоя).

При применении внутрь посоветуйтесь с врачом!

Клевер

Клевер распространен широко. Это достаточно красивый полевой цветок, имеющий много лечебных свойств.

Лечебные свойства:

  • Лечит при ожогах и нарывах – примочки;
  • Тонизирует;
  • Помогает при простуде.

Способы приготовления:

  • Настой - несколько столовых ложек цветов заварить кипятком, едва их прикрыв, настоять 10 минут, завернуть в марлю, приложить к больному месту, укрыть пленкой на 15-20 минут. Можно повторить. Предупреждение: не занимайтесь подобным лечением при большой площади ожога, обратитесь к врачу. Вполне подходит как успокаивающее для кожи после длительного пребывания на солнце, при небольших ожогах при приготовлении пищи.
  • Ароматические ванны : 300г клевера залить 1 литром кипятка, укутать на 3 часа. Вылить в ванну. Поможет как успокаивающее и при простудных заболеваниях.

Крапива

Это жгучее растение очень полезно.

Лечебные свойства:

  • Примочки для заживления ран;
  • Лечит заболевания кожи;
  • Средство для укрепления волос;
  • Общеукрепляющее действие.

Способ приготовления:

  • Примочки: 1\2ст крапивы залить 1 стаканом кипятка, настоять час под теплым покрывалом.
  • Ванна: 1стакан крапивы залить 1 литром кипятка. Настоять 1 час. Вылить в ванну. Таким же раствором можно полоскать волосы, только настой разбавить 5 литрами воды.
  • Блюда из крапивы:
  • Биточки – 100г молодой крапивы отварить 2-3 минуты, смешать с пшенной кашей – 200г, сформировать биточки, поджарить.
  • Щи из крапивы - куриное мясо 200г отварить. Добавить 2-3 картофелины, пассерованный репчатый лук – 1 головка и морковь – 1 штука, крапиву -150г. В конце добавить щавель, зеленый лук, петрушку, укроп по 100г. Варить 20 минут. Подавать с вареным яйцом и 1ч.л. сметаны. В можно есть холодным.
  • Пельмени, манты – крапиву используют как добавку к фаршу или как самостоятельную начинку. Крапиву отварить 3 минуты, измельчить в блендере или мелко порезать.
  • Плов с крапивой – крапиву пассеровать с луком, добавить рис, залить горячей водой, варить 30 минут до готовности.

Молодую крапиву можно использовать в качестве добавки в любое весеннее блюдо (суп или второе).

Лопух

Лопух растет в огородах, около жилья, вдоль дорог. Конечно, он мешает растениям в огороде, но люди почему-то никогда не стремились его истребить. В деревнях очень часто растет у крыльца как декоративное растение.

В медицине в основном используют корень, а вот в народе используют все. Корни заготавливают либо весной до появления листьев, либо глубокой осенью. Лучше всего использовать растения второго года жизни.

Лечебные свойства:

  • При ревматизме как согревающее средство;
  • Лечит кожные заболевания;
  • Облегчает боль при геморрое;
  • Способствует росту волос;
  • Успокаивает зуд при крапивнице (аллергия);
  • Помогает после укусов пчел, ос и даже змей;
  • Помогает при головной боли.

Способ приготовления:

  • Лист лопуха приложить к проблемному месту (при головной боли и боли в суставах).
  • Отвар для кожных заболеваний: 4 части лопуха на 10 частей воды, кипятить 5 минут, процедить, к больному месту прикладывать марлю или мягкую тряпку, смоченную в отваре. Такой же отвар применяют для ванночек рук, ног, полоскания волос. Отвар разбавить 5 литрами теплой воды. Ванну на 20 минут.
  • На раны: 50 г корня лопуха измельчить, залить 1 стаканом растительного масла, настоять сутки, прокипятить 15 минут. Нанести на марлю, марлю приложить к ране.
  • Блюда из корня лопуха первого года жизни: можно добавлять в супы как картофель; добавлять в котлеты и жарить как самостоятельное блюдо; можно есть сырым, вареным, печеным.

Мелисса

Мелисса имеет много названий: лимонник, лимонная мята и другие. Мелиссу выращивают как культурное растение из-за ее полезных свойств, но и одичавшая, которая встречается в природе, имеет достаточно много полезных качеств.

Трава имеет приятный лимонный запах, правда, после цветения он портится. Поэтому собирать траву надо до цветения и сушить. Противопоказаний не имеет, можно листья добавлять в чай и пить как самостоятельный напиток.

Лечебные свойства:

  • Тонизирующее средство, если напиток заварить покрепче, бодрит;
  • Чай слабой концентрации успокаивает, рекомендуется при бессоннице и излишней половой возбудимости;
  • Уменьшает головную боль;
  • Успокаивает зуд при кожных заболеваниях;
  • Помогает при воспалениях кожи с нарывами;
  • Уменьшает зубную боль;
  • Улучшает обмен веществ.

Способы приготовления:

  • Тонизирующий чай: 1ст.л. измельченной мелиссы залить кипятком (1 ст), настаивать 15 минут.
  • Успокоительный чай: 1ч.л. мелиссы на стакан кипятка. Пить перед сном.
  • Для полоскания рта : 2ст.л. мелиссы на 1сакан кипятка, настаивать 20 минут.
  • Для ванны: 1стакан травы залить 1 литром кипятка, кипятить на паровой бане 20 минут, вылить в ванну. Такой же раствор использовать для примочек.

Мята

Эфирные масла мяты содержат ментол, поэтому очень часто мяту добавляют в лекарства как отдушку, используют в парфюмерной и косметической промышленности. Именно этим свойством обусловлено добавление мяты в чаи.

Лечебные свойства:

  • Успокоительное средство – чай;
  • При мигрени – чай;
  • Заболевания в полости рта и зубная боль – настой;
  • Радикулит, боли в суставах – припарки;
  • Как успокоительное – ароматерапия;
  • При тошноте – ароматерапия или чай;
  • Насморк – капли.

Способы приготовления:

  • Мятное масло – листья и наземные части растения измельчить, залить теплым растительным маслом из расчета 1:4. Выдержать 8 часов. Процедить.
  • Настойка – листья и наземные части травы залить 0.5 литрами водки, настаивать в темном месте 10 дней. Процедить.
  • Капли – изготавливаются из мятного масла и настойки в соотношении 2:1.
  • Настой - мяту (10г) залить кипятком (0.5 литра), настаивать 15 минут в термосе. Можно пить как чай разбавляя водой по вкусу.
  • Отвар: мяту (50г) кипятить в воде (8 литров) 10 минут, настоять 15 минут. Можно применять для ванн, освежать воздух в комнате, готовить ледяные кубики для протирания лица, прикладывать к вискам при головной боли.
  • Мята как добавка к блюду:
  • Чай: сбор – мята, душица, смородиновые листья в равных количествах. Использовать по 1ч.л. на стакан воды. Залить кипятком. Настояться.
  • Сок капустный – отжать сок из капусты. Добавить капли мяты.
  • Коктейль ягодный: любые ягоды залить небольшим количеством кипяченой воды, взбить с мороженым в соотношении 2:1, в напиток опустить веточку мяты. Необыкновенно вкусно!
  • Напиток фруктовый или ягодный с мятой – мяту заварить кипятком (200мл), охладить, соединить с с соком на 1 часть воды 2 части сока.

Одуванчик

Одуванчик лекарственный встречается повсюду, цветет он целтыми яркими цветами, и не заметить его просто невозможно. Одуванчик, словно солнышко, радует детей своими цветами, из них получаются красивые венки, которые так любят девочки.

Одуванчик широко применяется как лекарственное средство, а весной его можно использовать для приготовления салатов. Он прекрасно пополнит организм витаминами.

Используют цветы, листья, корни растения. Отвары пить можно без боязни, применяя их не как лечебное, а как общеукрепляющее средство.

Лечебные свойства:

  • Общеукрепляющее действие - сок;
  • Авитаминоз, в одуванчике целый комплекс витаминов – сок;
  • Успокоительное и слабое снотворное средство – отвар;
  • Улучшает обменные процессы;
  • Очистительное средство.
  • Можно использовать как жаропонижающее средство;
  • Лечит мозоли, бородавки – примочки;
  • Боли в суставах – компрессы;
  • Ожоги – масляная вытяжка.

Способы приготовления:

  • Сок – корни и стебли измельчить, сок отжать.
  • Отвар – корни (5г) залить кипятком, кипятить 1минуту на слабом огне, настоять 1 час, пить по 100мл один раз в день.
  • Примочки – любые части растения заварить кипятком. Настоять.
  • Масло – корни измельчить, залить подсолнечным маслом (1:4), настаивать в теплом месте 15 дней. Мазать пораженные места.
  • Блюда из одуванчиков:
  • Салат из одуванчиков 1: листья – 100г, зеленый лук – 50г, петрушка – 25г, растительное масло, специи по вкусу, яйцо -1шт. Листья одуванчика выдержать в чуть подсоленной воде полчаса. Все порезать, добавить специи и растительное масло.
  • Салат 2: 80г листьев, 20г щавеля, 120г шпината, 40г зеленого лука. Все измельчить, добавить растительное масло, соль по вкусу.

Пастушья сумка (обыкновенная)

Однолетнее часто встречающееся растение с белыми цветочками и необычными верхними листочками в виде сердечек – это плоды цветка. Заготавливают траву во время цветения, используют все части растения.

Лечебные свойства:

  • Противовоспалительное – настой;
  • Ранозаживляющее – настой;
  • Кровеостанавливающее – отвар, настой;
  • Ушибы, синяки – отвар;
  • Регулирует давление – чай.

Способы приготовления:

  • Чай – измельченную траву – 2ч.л. залить кипятком – 200мл. Настоять 10 минут. Пить в теплом виде.
  • Настой – трава -1ст.л., кипяток – 1стакан. Настаивать 1 час.
  • Отвар – трава – 2ст. л. на стакан кипятка, кипятить 1-2 минуты. Настаивать 1 час.
  • Блюда из пастушьей сумки:
  • Салаты – молодые листья растения, помидоры, огурцы, лук, заправить маслом.
  • Витаминный суп – сварить легкий куриный бульон, добавить картофель, морковь, лук. В конце добавить зелень пастушьей сумки (мелко порезать), варить 5 минут. Перед употреблением добавить яйцо.
  • Гарнир к птице или рыбе – зелень петрушки пассировать, отдельно пассировать лук, морковь, все смешать и взбить в блендере, потушить 20 минут.

Полынь

Растение, способное вырастать до 1.5 метров. Встречается повсеместно. Имеет необычный оттенок зеленого цвета, с беловатым опушением, обладает резким, но приятным запахом. На вкус очень горькое.

Используют листья и верхушки с цветами. В древности полынь наделяли магическими свойствами. Например, считалось, что она дает силы и позволяет не уставать. В день Ивана Купалы на огонь смотрели сквозь полынный венок (увидеть суженного). В некоторых странах использовали как оберег от нечистых сил. Считалось, что если сжечь полынь на месте преступления. То преступнику не поздоровится.

Лечебные свойства:

  • Противовоспалительное действие – примочки, мазь;
  • Противоязвенное и заживляющее раны – настой;
  • Улучшают пищеварение – отвар;
  • Средство от бессонницы – отвар;
  • Укусы насекомых – избавляет от зуда, просто потереть укушенное место травой.
  • Ароматерапия;
  • Успокаивающее действие – ванна;
  • Жаропонижающее – ванна.

Способы приготовления:

  • Мазь – экстракт полыни смешать с детским кремом.
  • Масло из семян – сырье измельчают - 5г, заливают растительным маслом – 20г, настаивают 8 часов.
  • Сок – отжать из растения перед цветением;
  • Настой для ванны – полынь заварить крутым кипятком, настаивать 1 час под шубой. Вылить в ванну. Или применять в качестве примочек.
  • Отвар – полынь залить кипятком, варить на медленном огне 15 минут .
  • Подорожник

Подорожник растет практически везде. Листья подорожника собирают в июне – июле.

Лечебные свойства:

  • Ранозаживляющее – сок из свежих листьев приложить к ране, а при порезе достаточно просто приложить лист;
  • Противовоспалительное – очистит поверхность раны, к ране приложить кашицу из листьев;
  • Очищение и заживление жирной кожи с угревой сыпью – листья подорожника протереть в массу и наложить на лицо на 20 минут. Затем лицо ополоснуть прохладной водой. Можно делать 2 – 3 раза в неделю до заживления.
  • Конъюнктивит – промыть глаза отваром подорожника;
  • Стоматит, пародонтоз – полоскать рот отваром подорожника;
  • Можно промывать пролежни.

Способ приготовления: измельченные листья подорожника (2 ст.л.) залить горячей водой (200мл), настоять на паровой бане 15 минут.

Расторопша

Расторопша – чертополох, растет на пустырях, часто вырастает у заброшенных домов, но встречается и в огородах. Колючие края листьев и цветки, плоды черные, блестящие.

Лечебными свойствами обладают все части растения. Очень сильное лекарственное растение. И хотя токсическое действие расторопши на организм не выявлено, самолечением заниматься не стоит. В основном растение предназначено для внутреннего применения, в статье приводится как пример необыкновенного лекарственного растения.

Лечебные свойства:

  • Ранозаживляющее для регенерации тканей – масло.
  • Ослабляет действие токсических веществ при отравлениях и заболеваниях печени;
  • Цирроз печени;
  • Нарушения пищеварения.

Способ приготовления:

Масло - растение измельчить, залить растительном маслом полностью, настаивать две недели в темном прохладном месте. Процедить. Перед применением взбалтывать.

Ромашка

Существует множество видов ромашек, но наибольшую ценность представляет ромашка аптечная, однолетник высотой до 40см с небольшими цветами, растущее вдоль дорог, на лугах и полях, вырастает на огородах. Ее легко отличить по листочкам, похожим на укроп. Собирают цветы во время цветения.

Лечебные свойства:

  • Противовоспалительное – кожные высыпания;
  • Настой или отвар как успокаивающее средство;
  • Зубная боль – полоскание;
  • Стоматит – полоскание;
  • Помогает при заторах;
  • Используется для укрепления волос;
  • Лед из настоя прекрасно очищает и тонизирует кожу лица, отбеливает кожу;
  • Слегка осветляет волосы.

Способ приготовления:

  • Настой – цветы (2ч.л.) заварить кипятком (200мл), настаивать в термосе или под шубой три часа. Пить по 1\4 стакана как чай 3 раза в день.
  • Ванны, полоскания – 2-3 ст.л. цветов заварить 1ст кипятка, настоять три часа под шубой. Таким раствором полоскать рот, прикладывать в виде компрессов к больным местам. Для ванн настой вылить в воду. Рекомендуется детям с младенческого возраста для заживления опрелостей, кожных высыпаний. Ванну готовить через день.
  • Отвар для волос – цветы 4 ст.л. залить 1.5 стаканами кипятка, кипятить 5 минут на медленном огне. Процедить.

Часто ромашку применяют в сборах с хвощом, ноготками, облепихой и другими травами .

Тысячелистник

Тысячелистник растет на лугах, полях, вдоль дорог. Это сильно пахнущее растение с множеством листочков, за что и получило название, и мелкими белыми цветами. Используют верхнюю часть растения (15см)

Лечебные свойства:

  • Применяется при молочнице – отвар;
  • Кровеостанавливающее и заживляющее действие – сок;
  • Стоматит – отвар или настой;
  • Угревая сыпь – примочки;
  • Экзема и кожные заболевания – настой;
  • Вяжущее действие используется при расстройстве стула – настой;
  • Входит в состав «аппетитного чая».

Способ приготовления:

  • Отвар – 1ч.л. травы залить стаканом кипятка, кипятить 7 минут на медленном огне, процедить
  • Настой – 2ч.л. травы залить стаканом кипятка, дать настояться 2 часа по теплым укрытием.
  • Сок – обдать растение кипятком, измельчить в блендере, отжать.
  • Примочки – подготовить настой, прикладывать к больному месту марлю, смоченную в настое, на 20 минут.
  • Состав аппетитного чая 1 : 8 частей полыни, 2 части тысячелистника, заваривать 1ст.л. на стакан воды, пьют для усиления аппетита, заболеваниях желудка, облегчения течения климактерического периода. Пить по 1ст.л. перед едой до 4 раз в день.
  • Состав аппетитного чая 2 : 6 частей полыни, 1 часть корня одуванчика, 2 части тысячелистника.1ст.л. залить 250мл кипятка. Настоять 20 минут.

Цикорий

Цикорий обыкновенный можно встретить везде. В советские времена его использовали как заменитель кофе, но цикорий вполне хорош как самостоятельный напиток (используется корень).

Отвар цикория можно пить без боязни навредить здоровью и без рекомендации врача.

Лечебные свойства:

  • Содержит инулин (природный заменитель сахара), улучшает работу пищеварительной системы и повышает иммунитет;
  • Полезен для кожи;
  • Улучшает подвижность при заболеваниях суставов;
  • При кожных заболеваниях как противовоспалительное и ранозаживляющее

Способ приготовления: корень цикория высушить, измельчить в кофемолке, заваривать как кофе, дозировка по вкусу.

Слитым цикорием протирать кожу. Можно прикладывать кашицу к ранам (на 20 минут) воспаленным суставам (приложить на ночь, зафиксировать бинтом).

Чабрец

Чабрец – медонос, возможно, за это так любим человеком. В христианстве в Троицу чабрецом устилают полы храмов, растение ароматно. Собирают в июне, сушат в домах или в тени. Полезны цветы и листья.

Лечебные свойства:

  • Успокаивающее – можно пить как чай неограниченное время;
  • Заболевания горла – ангины, тонзиллиты, для полоскания;
  • Кожные заболевания – противовоспалительное действие, применять компрессы;
  • Болезни суставов – успокаивающее действие, использовать ванны и компрессы;
  • Рекомендуем для избавления от глистов.

Способ приготовления:

  • Для чая – 1ч.л на стакан кипятка, заваривать как чай.
  • Для настоя – 1ст.л. на 200мл кипятка, настаивать 30 минут.
  • Примочки, компрессы – 2ст.л на стакан кипятка, паровая баня на 15 минут.
  • В засушенном виде можно набить подушку и использовать для засыпания в качестве успокаивающего средства.
  • Ванны – чабрец (1ст) залить водой (1л), кипятить на медленном огне 30 минут.

Чистотел

Трава не зря имеет подобное название, она лечит практически любые кожные заболевания. В ранозаживляющем действии чистотел трудно сравнить с какой-нибудь другой травой. Интересно латинское название чистотела – дар небес.

Лечебные свойства:

  • Лечит раздражения кожи у детей – купать через день:
  • Смягчение кожи – прием ванны;
  • Угревая сыпь – отваром протирать воспаленные места;
  • Укрепление волос – споласкивание после мытья головы.

Способ приготовления:

  • Ванны – заварить чистотел в горячей воде, настаивать час, количество не важно. Вылить в ванну.
  • Отвар – чистотел (4ст. л.) заварить водой (6ст). Кипятить на медленном огне 10 минут.
  • Вода для споласкивания волос – чистотел (1ст) залить кипятком (6л), настоять 1 час.

Многие врачи и фармацевты считают, что в природе есть все, что необходимо для излечения организма. Появление новых болезней – это следствие ухода от природы и изобретения все новых лекарств. Сейчас люди вспоминают давно забытое и изучают свойства растений уже на новом уровне. Конечно, никто не призывает отказываться от применения тех лекарств, которые химики синтезировали и которые производят несомненный эффект. Но повернуться лицом к природе никогда не поздно.

Когда-то в дикой природе часто встречалась конопля, которая имеет множество полезных качеств. К сожалению, в России не занимаются изучением свойств медицинской конопли, ее выращивание для любых целей было запрещено. Лишь недавно Роспотребнадзор дал разрешение на выращивание конопли в лечебных и научных целях. Диетологи советуют обратить внимание на сорго, которое в России выращивают лишь для изготовления веников.

Для здорового образа жизни важно общение с природой. Многие травы, встречающиеся на полях и лугах, обладают целебными свойствами. Как приятно зимой выпить чай из душистых трав!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трава у нашего дома Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 63 г. Новосибирска Лыхина Е.В.

Цель урока: познакомить с наиболее встречающимися травянистыми растениями Тип урока: Открытие нового знания Планируемые результаты: предметные: распознавать травы

Полынь горькая Многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью.

В медицине многих стран мира растение используется в качестве средства, улучшающего пищеварение и возбуждающего аппетит.

Птичья гречишка

Травка невысокая. Листья и цветки маленькие. Растет густо, образуя мягкие зеленые ковры. Её плоды – мелкие бурые орешки – любят клевать птицы Да и саму зелёную травку охотно щиплют.

Подорожник Подорожник большой - ценное лекарственное растение. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием.

Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. К обуви приклеивается множество семян. Человек идёт, а семена постепенно опадают с ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

Зелёная Красавица Тронешь, обжигается.

общеизвестное дикорастущее многолетнее травянистое растение высотой до 170 см с ползучим ветвистым корневищем. Верхняя часть листьев темно-зеленая, усаженная жгучими волосками. Внутри волосков – едкая жидкость. Она-то и вызывает на коже жжение. Крапива –

Пижма Щавель конский

Лопух (репей) Пастушья сумка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назначение лекарственных растений. Лекарственные растения могут принести не только пользу, но и вред....

На что похожа наша планета? Земля - наш дом родной.

Открытый урок в 1 -а классе на тему "На что похожа наша планета? Земля - наш дом родной." прошел интресно и поучительно.Ребята активно отвечали на вопросы,загадки,читали стихи про нашу род...

МОУ «Альшиховская средняя общеобразовательня школа Буинского района РТ»

Разработка интегрированного урока по чтению и окружающему миру

Трава у нашего дома

Выполнила: учительница начальных классов II квалификационной категории Емельянова Светлана Владимировна.

2009 год

: Этот урок проводится в 3-ем классе в разделе «Мир растений». Приступая к работе над темой, учитель заранее готовит репродукции пейзажей, фото и картинки растений, гербарий. Урок знакомит детей с новым произведением, опираясь на ранее полученные знания детей. Поэтому на уроке есть много обобщающих моментов. Рекомендуется комплексное применение знаний и умений учащихся, целью которого является развитие логического мышления учащихся, наблюдательности.

На уроке применяются различные формы работы с учащимися. Лучше проводить уроки чтения такого типа совместно с предметом «Окружающий мир».

Тема : А.А.Плешаков «Трава у нашего дома».

Цели : 1) помочь детям повторить и обобщить пройденный материал

2) познакомить учащихся с произведением А.А.Плешакова «Трава у нашего дома»

3) развивать навык осознанного правильного чтения, продолжать формировать умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы по содержанию, развивать умение находить нужную информацию в тексте, развивать логическое мышление, наблюдательность

4) закрепить знания детей о лекарственных растениях и о происхождении их названий

5) воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Тип урока : объяснение нового материала совместно с комплексным применением знаний учащихся

Вид урока : интегрированный

Методы и приёмы : сочетание беседы и рассказа, наглядных приёмов, наблюдение и анализ

Материал : учебник «Парус-3», журнал «Юный натуралист» №3 1998год, приложение к журналу «Начальная школа» 2003год.

Оборудование: слайды со сказочными героями, фото и слайды лекарственных растений, гербарий травянистых растений, наборное полотно с буквами

Ход урока:

    Организационный момент:

    Повторение и обобщение пройденного материала.

Учитель . Ребята, мы закончили с вами, наверное, самый интересный раздел, который назывется «Сказки». Сказки любят все. А вам понравились сказки, прочитанные в этом разделе?

Ученик . Очень понравились.

Учитель . Тогда проверим ваши знания. А вспоминать мы их будем при помощи слайдов, где будут изображены фрагменты из наших любимых сказок. Ребята, вы должны будете по слайдам узнать сказку, вспомнить его название и назвать автора этой сказки. (слайды с 1 по 9)

Ученик. – «Волк и семеро козлят» Братья Гримм

- «Дюймовочка» Ханс Кристиан Андерсен

- «Красная шапочка» Шарль Перро

- «Кот в сапогах» Шарль Перро

- «Братец Лис и Братец Кролик» Д. Харрис

- «Два козлика» К.Д. Ушинский

- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

- «Жар-птица» (рус. нар.)

III. Знакомство с новым материалом.

1) Учитель. Молодцы! Сказки вы знаете отлично. А теперь внимание, откроем наши книги на следующую страницу и прочитаем название следующего раздела. «Мир растений». Как вы думаете, какие произведения будут в этом разделе?

Ученик. В этом разделе мы будем читать про растения, потому что раздел называется «Мир растений».

Учитель. Да, произведения этого раздела будут не менее интересны, чем сказки. Здесь мы узнаем много нового о растениях. А написали эти рассказы и стихи детские писатели и поэты. И не только они. Вот автор следующего небольшого текста – это А. А. Плешаков. Он, ребята, составил наш учебник «Окружающий мир». Давайте сейчас прочитайте про себя его заметку.

Ученик. (самостоятельное чтение)

Учитель. О чём вы узнали, прочитав этот текст?

Ученик. Мы узнали, что природа – это как книга. В ней можно найти много интересного, просто их мы должны уметь увидеть.

Учитель. Действительно, как верно заметил автор, книгу природы нужно уметь читать. Вот, например, мы часто бываем на экскурсиях в наш лес. Часто и не замечаем, как красива наша природа в нашей местности. Вспомните нашу последнюю экскурсию в сосновый лес. Вот что удивительного, интересного вы можете рассказать об этой экскурсии?

Ученик. В лесу мы увидели места, где обедал дятел. Под одной сосной мы увидели очень много съеденных шишек, значит, тут угощался дятел. Ещё мы увидели пенёк и сосчитали, сколько лет росло это дерево прежде, чем его срубили. А ещё нашли много съедобных грибов и несъедобных мухоморов.

2) Учитель. Молодцы! Вот вы какие оказывается наблюдательные. А теперь, пожалуйста, все встаньте и представьте, что вы в лесу. Под стишок немного отдохнём, сделаем физкультминутку: (слайд 10)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём, и домой пешком пойдём.

3) Учитель. Ребята, отдохнули? А теперь давайте успокоимся и приготовтесь слушать очень интересный рассказ, который написал этот же автор А. А. Плешаков. Это очень наблюдательный человек. В этом вы сможете убедиться, прослушав текст «Трава у нашего дома» (чтение учителем рассказа).

Ребята, что же удивительного заметил автор и написал потом в этом рассказе?

Учитель. Правильно, он смог в простой обыкновенной травке заметить так много удивительного и даже найти столько названий для неё.

4) Словарная работа.

А встретились ли вам в тексте незнакомые слова?

Значения всех этих слов написаны в конце текста. Давайте найдём их и попробуем разобраться в их значениях.

Ученик.----------

5) Работа с текстом.

Учитель. Если вам теперь всё стало понятно, то я сейчас хочу проверить, как внимательно вы слушали текст. В этом нам помогут вопросы в конце текста. Давайте мы их найдём и попробуем на них ответить. (слайд 12)

Ученик. (дети читают вопросы и отвечают на них)

Где росла эта удивительная травка?

Откуда у травы название гусятник?

- Как объяснила бабушка название спорыш? Какое ещё название есть у спорыша?

Почему траву назвали и птичьей гречишкой?

- Какое из этих названий самое точное?

VI. Материал по «Окружающему миру».

Учитель. Вы, наверное, заметили, что названия некоторым растениям дали по их внешнему строению и виду, по их месту роста. Какие травы вы можете вспомнить и объяснить их названия?

Ученик. Колокольчик назвали так потому, что его цветки похожи на колокольчик. Медуницу назвали так потому, что в её цветках много нектара для пчёл, которые делают мёд.

Учитель. Молодцы! Вспомнили некоторые растения. А попробуйте ещё объяснить происхождение названий растений, которые будут показаны на слайдах (работа со слайдами, слайд 11)

Ученик. Ребята по слайдам объясняют названия растений:

Одуванчик

Пастушья сумка

Тысячелистник

Подорожник

Мать-и-мачеха

Подсолнечник

Учитель. Что вы ещё можете рассказать об этих растениях? Чем они полезны людям?

Ученик. Они все лекарственные и помогают людям при многих болезнях. А из подсолнуха люди получают подсолнечное масло, семечки, халву.

Учитель. Спасибо, ребята, что вы столько вспомнили об этих растениях. Мы уже знаем об их пользе, и знаем, что и мы должны их любить, охранять и беречь, чтобы они всегда радовали нас своей красотой.

V. Работа с дополнительным материалом.

Учитель. Ну и последнее на этом уроке задание. В учебнике есть загадки. Давайте попробуем их разгадать. А подсказки перед вами, просто правильно расположите буквы на наборном полотне и получите правильный ответ (на доске на наборном полотне слова: МОРАШКА-РОМАШКА, ГУЛ-ЛУГ, СИВАЛЁК-ВАСИЛЁК).

VI. Обобщение урока.

Учитель. Вот и подходит к концу этот урок. Понравился он вам? Что нового вы узнали на этом уроке?

Ученик.----------

VII. Оценивание ответов учащихся.

VIII. Домашнее задание.


8