Оценочные суждения примеры в начальной школе. Формы и способы оценивания. Опыт формирования оценочных суждений по разным учебным предметам

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое истерия?

В конце XIX – начале XX веков термин «истерия » широко использовался для обозначения ряда расстройств в психологии , психиатрии и психоанализе. Данный диагноз известен с древних времен, однако по мере развития медицины его актуальность стала уменьшаться. В настоящее время истерия не считается самостоятельным заболеванием, и термин этот почти не используется в профессиональных кругах. Проблема заключается в том, что в прошлом этот диагноз включал слишком широкий круг различных психических расстройств . Сейчас в психиатрии и психологии они разграничены более четко на самостоятельные заболевания и синдромы.
Таким образом, постановки диагноза «истерия» в настоящее время указывает на низкую профессиональную квалификацию специалиста. В подавляющем большинстве стран, придерживающихся международных стандартов, диагноз необходимо ставить более конкретно.

Истерия в психологии, психоанализе и психиатрии

Термин «истерия» долгое время по-разному интерпретировался различными учеными в медицине. В античности, когда психические заболевания не были обособлены от других, причины истерии искали в нарушении работы внутренних органов. Значительно позже, в XVII – XVIII веках этому заболеванию стали уделять больше внимания.

В современной истории медицины истерию интерпретировали следующим образом:

  • Психология. В психологии истерию интерпретировали как расстройство высшей нервной деятельности, которое проявляется в виде своеобразных припадков . Причинами данного заболевания считали стресс или гормональные сбои , а единого мнения относительно лечения не было вовсе.
  • Психоанализ. Истерия как отдельная категория психических расстройств встречается в трудах Фрейда. Там ее интерпретируют как одно из проявлений полученных психических травм и тяжелых переживаний. В психоанализе указана связь истерии с двигательными расстройствами и другими нарушениями работы внутренних органов.
  • Психиатрия. В современной психиатрии истерия представлена как набор характерных симптомов и проявлений, у каждого из которых имеются свои причины. Лечение предусматривает не только длительную работу с психоаналитиком, но и прием лекарств в зависимости от имеющихся нарушений.
Современная медицина не рассматривает истерию как самостоятельное заболевание. Ее проявления относят к симптомам других психических расстройств. В некоторых случаях под истерией понимают истерическое расстройство личности – официально признанное психическое заболевание.

Ставят ли диагноз «истерия», и есть ли у истерии код в МКБ (международная классификация болезней )?

В настоящее время диагноз «истерия» не ставится. Всемирная организация здравоохранения и другие международные ассоциации не рекомендуют его использовать из-за слишком общей трактовки. В прошлом в него включали не только неврозы , нарушения в психической или эмоциональной сфере, но даже параличи и ряд случаев слепоты , глухоты , потери речи. По сути, большинство этих нарушений являются симптомами и синдромами, которые могут быть вызваны самыми разными заболеваниями. В связи с этим истерия не была включена в актуальную МКБ-10 и не имеет собственного кода. Ее разбили на более конкретные и четко сформулированные заболевания.

В наше время врачи вместо истерии ставят чаще следующие диагнозы:

  • тревожные расстройства различного вида;
  • группа конверсионных расстройств;
  • некоторые двигательные расстройства;
  • некоторые расстройства чувствительности;
  • истерическое расстройство личности (считается отдельным диагнозом из области психоанализа ).

Какие люди подвержены истерии?

Сказать однозначно, какие люди в большей степени подвержены истерии, достаточно сложно. Истерика и неврозы, по большому счету, могут случиться у каждого, и зависит это от различного сочетания внешних и внутренних факторов. Однако по наблюдениям психологов и психиатров существует все же определенная категория людей, для которых риск подобных нервных расстройств выше, чем для других. Это люди с повышенной психической и эмоциональной лабильностью. По большому счету, это скорее черта характера и особенность темперамента.

Для людей, подверженных истерии, характерны следующие особенности:

  • быстрое и непредсказуемое изменение настроения;
  • впечатлительность;
  • обильные и яркие сновидения;
  • иногда – замкнутый образ жизни;
  • вызывающее поведение или внешний вид.
Существует также довольно большое количество внешних факторов, которые способны спровоцировать нервное расстройство. Прежде всего, это сильный стресс, проблемы в жизни, ряд заболеваний нервной системы (иногда как последствие травмы ) и др.

Истерия по Шарко и Фрейду

В конце XIX и начале XX века психиатрия поднялась на новый уровень за счет работ известных ученых. Значительный вклад в изучение истерии сделали Шарко и Фрейд, в трудах которых это заболевание приобрело более четкую формулировку. В частности, эти ученые выяснили, что одной из причин истерии являются различные неудовлетворенные потребности и желания. В совокупности с другими причинами и факторами они могут проявляться в виде периодических приступов с изменением поведения, характера и даже с нарушениями в работе различных органов. По сути, это проявления подсознания. Люди, подверженные истерии, часто имеют к этому предпосылки, которые Шарко и Фрейд искали в детских травмах, особенностях воспитания, ключевых событиях, которые повлияли на формирование личности в период взросления. В наши дни общая концепция сохранилась. Современные исследования показывают, что причины, выявленные этими учеными, действительно играют значительную роль в развитии истерии. Современные психиатры лишь провели более четкое разграничение симптомов и синдромов, которыми истерия может проявляться.

Причины истерии

Истерические расстройства – это группа заболеваний, у которых может быть очень много различных причин. Некоторые из этих причин не выявлены или не сформулированы окончательно до сих пор. Однако специалисты выделяют ряд факторов, которые могут повлиять на развитие данного заболевания.


Причинами истерии можно считать следующие факторы:
  • Определенный характер и психотип. Замечено, что люди с определенным психотипом чаще страдают от истерических расстройств. Определить психотип можно на консультации психиатра или психолога, а также с помощью различных тестов и опросников.
  • Гормональный фон. Гормоны регулируют множество процессов в организме. Нестабильный гормональный фон и эндокринологические проблемы можно считать одной из возможных причин истерии. В частности, доказана связь между уровнем женских половых гормонов и риском развития истерии.
  • Внешние факторы. Спровоцировать приступ истерии могут различные события в жизни пациента. Чаще всего это сильные эмоциональные переживания, длительный стресс, нерешенные проблемы. Истерический срыв или припадок – это своеобразный способ уйти от этих проблем или привлечь внимание окружающих.
  • Причины истерии по Фрейду. У Фрейда истерия рассматривается как проявление подавленных в детском возрасте желаний и замаскированных проблем, ушедших в подсознание. Этим объясняется ряд психосоматических нарушений (временная слепота, глухота, немота, параличи и др. ), которые порой сопровождают истерические приступы.
В настоящее время в психиатрии ведутся исследования всех этих причин и их взаимосвязь. Считается, что истерические расстройства развиваются в результате сочетания нескольких факторов.

Влияют ли заболевания матки, яичников и других органов на склонность к истерии?

С древних времен отмечалось, что истерия чаще встречается у женщин, из-за чего многие врачи считали ее причиной расстройства женской половой сферы. В частности, название заболевания происходит от греческого слова «матка». Однако в наши дни доказано, что патологии, относимые ранее к истерии, встречаются не только у женщин. Лишь при некоторых формах болезни у пациенток можно выявить прямое или косвенное влияние женских половых гормонов. Это отчасти объясняет то, что истерические расстройства могут проявляться во время беременности или после нее. Именно в этот период происходят значительные изменения гормонального фона.

В целом же, ни патологии матки , ни яичников , ни каких-либо других внутренних органов нельзя считать причиной истерии. Психические расстройства, на которые в наши дни делится это заболевание, представляют собой разнообразные нарушения в работе центральной нервной системы. Они могут встречаться у пациентов, которые в остальном полностью здоровы.

Заболевания, синдромы и состояния, схожие с истерией

В наши дни в психиатрии существует много различных официально признанных диагнозов, каждый из которых имеет доказательную базу. Другими словами, определены критерии, которые позволяют установить наличие конкретного заболевания или нарушения. Истерия таким диагнозом не является из-за многозначности этого термина. Однако существуют неврозы, истерические расстройства и другие патологические состояния, которые были выделены из «истерии» как заболевания, признанного в прошлом.


Невроз

Неврозами или невротическими расстройствами называют обширную группу психических заболеваний с разнообразными проявлениями. Не все неврозы можно отнести к использовавшемуся в прошлом понятию «истерия», но многие из них имеют схожие механизмы развития, симптомы и проявления. Пациенты с признаками истерии должны пройти обследование у психотерапевта , который может уточнить диагноз (одно из невротических расстройств или другие психические отклонения ).

Неврастения

Неврастения – это довольно распространенное психическое расстройство, некоторые проявления которого могут напоминать истерию. Основной проблемой при этом заболевании является потеря концентрации и неспособность выдерживать долгое умственное напряжение. Пациент с неврастенией не может долго работать или заниматься каким-либо одним делом. Он становится раздражительным, рассеянным, а на поздних стадиях болезни появляются признаки депрессии и могут проявляться другие заболевания (частые простудные заболевания , проблемы с внутренними органами и др. ). Часто психиатрам приходится разграничивать истерические расстройства и неврастению, так как это разные заболевания, и они требуют различного подхода к лечению.

Истерика

Истерика или истерический припадок – это относительно кратковременное нарушение определенных функций нервной системы, которое может быть следствием различных заболеваний. Проявления истерики весьма многообразны - резкие перепады настроения (плач, крик, неудержимый смех и др. ), неадекватное поведение, иногда – агрессия. Истерические припадки никогда не считались самостоятельными заболеваниями. Более того, они не всегда являются и симптомами или проявлениями другой патологии. У абсолютно здорового человека может произойти истерика как реакция на внешние факторы и воздействия. Серьезное психиатрическое расстройство можно заподозрить лишь при часто повторяющихся истериках.

Несмотря на схожесть проявлений, истерика не является синонимом истерии. Под истерией корректнее всего понимать истерическое расстройство личности, которое может проявляться, в том числе, истерическими припадками.

Шизофрения

Шизофрения является серьезным психиатрическим заболеванием, которое может иметь множество различных форм и симптомов. Некоторые проявления роднят ее с другими психическими расстройствами. В частности, до введения в медицинскую практику термина «шизофрения», многих пациентов с этим диагнозом считали склонными именно к истерии. Даже в наши дни четко определить отличия между этими психическими заболеваниями могут только очень опытные и квалифицированные психиатры.

Делирий (delirium )

Делирием называется патологическое состояние, при котором происходит выраженное помрачение сознания. Типичными симптомами этого расстройства являются разнообразные галлюцинации , бред, нарушения восприятия любой информации. Делирий чаще является не самостоятельным заболеванием, а следствием другой патологии (инфекция , отравление , наркотическое опьянение и др. ). В принципе, некоторые виды истерических расстройств могут сопровождаться делирием. Грань между этими патологиями определить трудно. Однако делирий, в отличие от истерии, имеет собственный код в международной классификации болезней, а значит, является полноценным самостоятельным диагнозом.

Классификация, формы и виды истерии

Единой классификации истерии не существует просто потому, что на данный момент такое заболевание не выделяется в отдельную категорию. У психиатров и психологов XIX века существовали различные классификации, но на данный момент они не актуальны. Наиболее практичным является разделение термина «истерия» на ряд диагнозов, указанных в Международной Классификации Болезней (МКБ ). Здесь аргументировано выделение каждого вида истерии с его особенностями проявлений. Кроме того, эта классификация позволяет назначать эффективное лечение.


Истерическое расстройство личности

В настоящее время большинство квалифицированных специалистов подразумевают под истерией именно истерическое расстройство личности. Это самостоятельное психическое расстройство, существование которого признано современной психиатрией. Интересно, что истерика далеко не всегда является проявлением данной патологии. Каких-либо припадков или срывов у пациента может не быть вообще. Болезнь проявляется характерными чертами и поведением, и лишь в определенных условиях вызывает серьезные видимые симптомы.

Наиболее характерны следующие проявления истерического расстройства личности:

  • постоянная необходимость во внимании окружающих;
  • неадекватное поведение, поступки или реакция, причиной которых является желание быть в центре внимания;
  • вычурная и броская внешность (в том числе необычные прически, татуировки , своеобразная одежда и др. );
  • склонность к комплексам, связанным с полом;
  • проблемы с самооценкой;
  • трудности реализации в работе или общественной деятельности и др.
Все эти признаки и проявления весьма распространены у многих людей, поэтому истерическое расстройство личности довольно трудно диагностировать. Это, скорее, черты определенного психотипа, носитель которого, в принципе, уже болен. В случае стресса или усугубления внутренних проблем и противоречий болезнь проявится в виде приступов с характерными для истерии симптомами (истерика, учащенное сердцебиение , нарушения в работе органов чувств и др. ).

Истерия у женщин (женская )

Изначально истерия считалась чисто женским заболеванием. В наши дни доказано, что истерические расстройства могут развиться и у мужчин. Тем не менее, статистика показывает, что женщины страдают от них значительно чаще. Это отчасти объясняется влиянием женских гормонов и периодическим изменением гормонального фона во время менструального цикла . Действительно, гормоны могут воздействовать на центральную нервную систему, вызывая определенные изменения в поведении и делая женщину более уязвимой к воздействию внешних факторов (длительный стресс, тяжелые эмоциональные переживания и др. ). В то же время, далеко не все женщины подвержены подобным расстройствам. В настоящее время, возможно, еще не выявлены все факторы и механизмы, ответственные за психические нарушения, которые понимают под истерией.

Для женской истерии также характерны следующие симптомы и проявления во время приступа:

  • резкие перепады артериального давления ;
  • покраснение или побледнение кожи (преимущественно, лица );
  • активная жестикуляция и возбуждение;
  • усиленное сердцебиение (иногда с нарушениями ритма );
  • усиленное слезотечение и слюнотечение.
За появление большинства этих симптомов отвечает вегетативная нервная система, которая активно вовлекается во время приступа. Отличительной чертой этих симптомов при истерии является то, что симптомы исчезают быстро и бесследно. При повреждениях нервной системы (которые могут давать те же симптомы ) эти проявления не исчезают так внезапно.

Истерия у мужчин (мужская )

Истерическое расстройство личности встречается не только у женщин. У мужчин оно имеет схожие проявления, хотя по статистике симптомы в этом случае будут не так заметны. Пациент с данным заболеванием также будет искать внимания окружающих. На это будет направлена его манера поведения, одежда, реакция на различные события. По сравнению с женской истерией приступы с явно выраженными симптомами (нервные срывы ) встречаются реже. В целом же, причины заболевания те же, и тактика лечения будет схожей, независимо от пола пациента.

Истерия у детей (детская )

Истерия встречается и у детей различного возраста (примерно с 4 - 5 лет ), и в этих случаях ее проявления будут отличаться от симптомов у взрослых. Истерическое расстройство личности у детей может быть следствием неблагополучных взаимоотношений в семье, недостатка внимания, сильного стресса и переживаний. Ребенок также будет стараться привлечь внимание родителей и окружающих, а в случае игнорирования быстро переходить к истерике с ярко выраженными симптомами.

Во время истерического припадка у детей чаще, чем у взрослых, встречаются следующие симптомы и проявления:

  • сами припадки случаются чаще;
  • ребенок может проявлять нетипичную для детей злобу или агрессию по отношению к окружающим;
  • припадок почти всегда сопровождается сильным плачем;
  • учащение дыхания и сердцебиения довольно часто приводит к потере сознания , которым заканчивается приступ;
  • у детей дошкольного возраста часто бывают судороги ;
  • дети младшего возраста во время припадка делают беспорядочные движения ногами и руками, не стоят на ногах, извиваются;
  • у ребенка быстрее, чем у взрослого, пропадают речевые навыки (афазия );
  • после приступа ребенок плохо помнит, что происходило.
Все эти симптомы могут напоминать весьма серьезные органические повреждения различных органов и систем. Однако результаты обследования не выявляют объективных признаков болезни. Дело в том, что симптомы имеют психосоматическую природу, то есть объясняются самовнушением и перегрузкой центральной нервной системы.

Для лечения детского истерического расстройства особенно важно правильное воспитание и отношение со стороны родителей. Помимо индивидуальной работы с психотерапевтом рекомендуются семейные походы к психологу. Хорошие результаты дает правильный выбор хобби (спортивные секции ), где ребенок может себя реализовать. Такое общение влияет на формирование характера. В тяжелых случаях психиатр может назначить на какое-то время курс успокоительных препаратов.

Конверсионная истерия

Конверсионная истерия – это одно из понятий в психоанализе, которое в настоящее время не признано самостоятельным диагнозом. Оно описывает механизм развития ряда неврозов и психических расстройств, в том числе и истерии (истерического расстройства личности ). Также понятие «конверсионная истерия» объясняет появление ряда симптомов, характерных для психических заболеваний.

Данный термин подразумевает подавление сильных переживаний и потрясений и их так называемое «вытеснение» из области сознания. Такое подавление чревато развитием внутреннего конфликта, который держит больного в состоянии постоянного напряжения, тревоги или безотчетного страха. В результате длительного стресса у пациента начинают появляться так называемые психосоматические симптомы – собственно, проявления конверсионной истерии. Их отличие от обычных симптомов болезней состоит в том, что при обследовании не удается найти органических повреждений. Например, может развиться паралич руки, хотя нервы, головной мозг и спинной мозг, а также мышцы и кости в полном порядке.

Наиболее часто конверсионная истерия проявляется следующими психосоматическими симптомами:

  • параличи и потеря кожной чувствительности;
  • потеря болевой чувствительности;
  • слепота;
  • глухота;
  • немота;
  • болевой синдром без видимых причин;
  • судорожные припадки и др.
В большинстве случаев эти симптомы появляются на относительно короткий срок (чаще всего – на время приступа истерии ). Однако при серьезных психических заболеваниях они могут сохраняться и более длительное время. Для подтверждения конверсионной истерии важно исключить другие причины появления симптомов (многие из них могут напоминать, например, инсульт или травмы мозга ). При отсутствии объективных признаков других болезней пациента направляют на консультацию к психиатру.

Массовая и коллективная истерия

Массовая истерия или массовый психоз является весьма распространенным термином, однако он не имеет прямого отношения к медицине. В данном случае подразумевается феномен из области социологии, при котором действия индивида продиктованы внушением (в том числе и самовнушением ) под действием толпы. У ряда людей во время массовой истерии могут появляться симптомы, характерные для истерического припадка, и их природа будет, как и при истерическом расстройстве личности, психосоматической. Следует отметить, что массовой истерии подвержены и совершенно здоровые с точки зрения психиатрии люди, и подобные эпизоды, как правило, не требуют индивидуального лечения.

Истерия страха

Истерия страха – одно из понятий психоанализа по Фрейду, которое в настоящее время не применяется в психиатрии как отдельный диагноз. Раньше с ним отождествлялись различные фобии. Другими словами чувство страха (перед чем-то конкретным или просто как субъективное ощущение ) было ведущим симптомом при некоторых видах расстройств. Сейчас некоторые фобии считают самостоятельными психическими расстройствами, а некоторые – лишь симптомами, проявлениями или следствием определенных патологий.

Как проявляется истерия?

В прошлом к диагнозу «истерия» относили широкий круг различных заболеваний, вследствие чего симптомы могли быть самыми разными - от нарушений сна и резких перепадов настроения до серьезных сбоев в работе внутренних органов. В наши дни специалисты более четко разграничили патологии, и одним из критериев при этом были нарушения в работе отдельных органов или систем. Ближе всего к истинной истерии, какой ее видели в прошлом, сейчас стоят некоторые диссоциативные расстройства. Их проявления могут быть весьма разнообразными.


Одним из важных критериев для постановки диагноза современные психологи и психиатры считают условия, в которых появляются симптомы. Как правило, это происходит в присутствии других людей (одного или нескольких ). Наедине с собой пациент не проявляет видимых нарушений. Однако в тяжелых случаях после приступа истерии у больного могут появляться и нарушения в работе некоторых органов и систем (ухудшение слуха, зрения , изменение частоты сердцебиения и др. ). Эти симптомы не всегда проходят сразу.

Симптомы и признаки истерии

Меняются ли условные и безусловные рефлексы при истерии?

Истерические расстройства часто проявляются своеобразными эмоциональными срывами, которые могут сопровождаться различными симптомами. При этом пациент обычно теряет часть сознательных функций, которые управляются центральной нервной системой. При неврологическом обследовании у такого пациента следует проверять условные и безусловные рефлексы. Условные рефлексы приобретены на протяжении жизни. Их закрепление происходило отчасти на сознательном уровне. Во время приступа истерии они могут исчезать. Эти нарушения сродни временным параличам, потере чувствительности, слуха или зрения, которые иногда появляются во время приступа. В то же время, безусловные рефлексы контролируются спинным мозгом и никоим образом не связаны с сознательной деятельностью. Таким образом, они сохранятся даже во время приступа (коленный рефлекс, ахиллов рефлекс и др. ). Если эти рефлексы пропадают, следует искать органические заболевания и повреждения нервной системы (помимо истерического расстройства ).

Бывают ли при истерии припадки?

По некоторым классификациям существует так называемый «истерический» или «невротический» тип личности. Однако это не значит, что люди с таким характером или психотипом обязательно страдают от истерии. Просто они больше других подвержены опасности нервных срывов, которые раньше относили к истерии. Чаще всего заболевание проявляется именно в виде своеобразных «припадков» или приступов, между которыми человек может быть абсолютно нормальным. Причиной приступа истерии обычно становится длительный стресс, тяжелые психические травмы или переживания. Симптомы и проявления болезни во время приступа могут быть весьма разнообразными - от неадекватного поведения и помрачения сознания до явных нарушений слуха, зрения и даже паралича. В подавляющем большинстве случаев после приступа все эти симптомы исчезают сами или на фоне краткосрочного лечения.

Бывают ли при истерии галлюцинации?

Зрительные или слуховые галлюцинации не характерны для пациентов с истерией. Тем не менее, во время приступа у некоторых больных отмечаются сенсорные нарушения (нарушения восприятия информации от органов чувств ). Именно этим объясняется временная слепота или глухота без видимых поражений самих органов чувств. В принципе, пациент с истерией может жаловаться на привкус во рту (без видимых причин ) или другие необычные ощущения. Все это можно рассматривать как галлюцинацию. Она спровоцирована подавленными переживаниями и представляет собой какой-либо чувственный опыт из прошлого. Яркие же зрительные или слуховые галлюцинации, когда пациент видит и слышит то, чего нет, при истерии практически не встречаются. Их появление указывает на необходимость искать и другие психические расстройства (шизофрения и др. ).

Есть ли психологические тесты и шкала для истерии?

Многие психиатры и психологи работали над созданием специальных тестов и опросников, которые помогали бы выявлять пациентов, склонных к истерии и другим психическим расстройствам. В настоящее время таких тестов существует довольно много. Наиболее эффективные применяются в специальных лечебных учреждениях. Тесты, доступные в интернете, далеко не всегда дают достоверные результаты. Разница в том, что психолог или психиатр, проводящий тест, делает определенные выводы, наблюдая за пациентом. Кроме того, для прохождения подобных тестов нужны необходимые условия (спокойная обстановка, отсутствие стрессовых факторов и др. ). Таким образом, информация из опросника дает лишь часть данных, на которые опирается специалист для получения достоверного результата.

Одним из самых эффективных тестов считается миннесотский многоаспектный личностный опросник. Он выявляет тип личности пациента и его склонность к тем или иным психическим расстройствам. В числе прочего, в рамках этого опросника существует отдельная шкала и для истерии. Следует отметить, что высокий балл по этой шкале не означает, что пациент страдает от истерии. Просто его психотип склонен к данному расстройству, но проявится оно или нет на протяжении жизни – это результат сочетания многих внутренних и внешних факторов.

Диагностика и лечение истерии

Большинство специалистов сходятся во мнении, что психотерапия, психоанализ и другие виды психологической помощи оказывают хорошее лечебное действие. Квалифицированный психотерапевт может помочь пациенту разобраться с внутренними проблемами и предложить адекватные методы их решения. Известны случаи, когда такими способами лечили выраженные нарушения слуха, зрения и даже параличи. Применение каких-либо лекарственных препаратов при этом не является обязательным условием. На стадии диагностики врачи лишь должны исключить другие серьезные заболевания, которые могли стать причиной появления данных симптомов. В принципе, это и является основным диагностическим мероприятием. Окончательно же диагноз ставит психиатр после наблюдения (порой довольно длительного ) за пациентом и проведения специальных психологических тестов.


По статистике истерическое расстройство личности хорошо поддается лечению. Большинство больных, обратившихся к специалисту за профессиональной помощью, не страдают от припадков, и они постепенно становятся полноценными членами общества. Проблемы могут возникать при более серьезных психических заболеваниях и расстройствах. В тяжелых случаях пациентов на некоторое время госпитализируют для снижения частоты приступов. Для лечения таких больных могут применяться различные лекарственные препараты.

Для успешного лечения истерии важны следующие компоненты:

  • регулярные консультации у психолога или психотерапевта;
  • консультация психиатра для исключения других психических расстройств и назначения препаратов (по необходимости );
  • оказание помощи во время приступов истерии;
  • поддержка со стороны семьи и близких людей;
  • по возможности устранение стрессовых факторов из жизни пациента.
Лечение истерического расстройства личности требует много времени и может длиться годами. Основной задачей является уменьшение частоты припадков. Со временем под действием лечебных мероприятий характер пациента может несколько меняться, что и будет считаться выздоровлением. Следует, однако, отметить, что достичь полного выздоровления удается редко.

Что делать во время приступа истерии?

Приступ истерии или истерический припадок является кульминационным моментом, своеобразным обострением болезни. Такое состояние сопровождается появлением необычных симптомов (расстройство поведения, неадекватная реакция, появление симптомов со стороны органов чувств и других систем организма ) и требует срочной помощи. Следует понимать, что, в конечном счете, пациент во время приступа истерии ищет внимания со стороны окружающих и старается подобным образом уйти от собственных внутренних конфликтов.
  • спокойствие и хладнокровие со стороны окружающих (не поддаваться панике );
  • по возможности – адекватная и спокойная реакция на любые слова или действия пациента;
  • создание безопасного окружения – из области досягаемости убирают опасные предметы, так как пациент во время припадка может нанести вред себе или окружающим;
  • если припадок случился в общественном месте, пациента лучше изолировать (по возможности с одним или несколькими близкими людьми );
  • минимальное внимание и эмоциональное сочувствие пациенту с припадком (его конечной целью является привлечение внимания );
  • для уменьшения истерики можно дать больному понюхать нашатырный спирт;
  • ребенка с истерикой нужно попытаться уложить в кровать, так как часто приступ заканчивается сном;
  • при появлении необычных симптомов (глухота, немота и др. ) не следует сразу начинать обследование и вызывать специалистов, так как пациент должен сначала успокоиться;
  • при необходимости врачи могут использовать

Под истерией понимают класс неврозов, известный со времен Гиппократа и относимый в античные времена к болезням матки (hysteron). В конце XIX столетия Жане и Шарко обратили к истерии внимание медиков. Под влиянием Шарко Фрейд совместно с Брейером начал исследовать психические механизмы истерии.

В ходе исследований он открыл бессознательную фантазию, конфликт, вытеснение, идентификацию и перенос, чем ознаменовалось возникновение психоанализа . Истерические симптомы объяснялись Фрейдом как результат вытесненных сексуальных воспоминаний и фантазий, обратившихся телесными симптомами.

Психоневрозы Фрейд разделял на две категории — истерический невроз и невроз навязчивости . Он отличал их от невроза страха , считая, что физиологической основой последнего является неудачная сексуальная практика, психоневрозы же он считал психическими по природе и связанными с ранними детскими конфликтами.

Фрейд различал также два вида истерии — конверсионную истерию и истерию страха. В обоих случаях главной чертой является защита от внутреннего конфликта посредством вытеснения. При конверсионной истерии больной пытается справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоциации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и прежде всего, фобическим механизмам.

В настоящее время истерию страха принято обозначать как фобический невроз или смешанный психоневроз.

Конверсионная истерия характеризуется:

1. телесными симптомами, изменчивыми по природе и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими нарушениями;

2. внешним эмоциональным безразличием (la belle indifference— «прекрасное равнодушие») к приписываемой серьезности симптомов;

3. эпизодическими психическими состояниями (самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как истерические припадки. Последние включают диссоциацию определенных психических функций, не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п.

Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут быть проанализированы так же, как элементы сновидений ; оба феномена — продукты искажений, проистекающих из механизмов, в которых задействован первичный психический процесс.

Телесные симптомы конверсионной истерии могут включать двигательные, сенсорные или висцеральные феномены: анестезию, боль, паралич, тремор, глухоту, слепоту, рвоту, икоту и т.п. Они соответствуют ложным представлениям о болезни, а не анатомофизиологической реальности. Вместе с тем— и вопреки аффективной реакции, неадекватной кажущейся серьезности симптома, — истерические пациенты убеждены, что симптомы соответствуют реальному телесному заболеванию.

Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к периодам психосексуольного развития. Основную опасность для истерика представляет желание объекта инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты.

Основными формами психологической защиты выступают вытеснение, регрессия и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.

Таким образом, симптомы представляют выражение на «языке тела» специфических бессознательных фантазий, возникших в качестве компромисса при конфликтах между провоцирующими тревогу инстинктивными желаниями и защитой от этих желаний. Синдромы индивидуальны, и психотерапия показывает, что они исторически обусловлены специфическими вытесненными прошлыми переживаниями.

Выбор симптома (включая пораженный орган или область тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области, ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил. Эти симптомы являются прекрасным примером «возвращения вытесненного» — в них реактивируются как инстинктивное желание, так и защита от него. В страдании или депривации, связанной с симптомом, выражается мазохистское наказание за частичное удовлетворение запретных фантазий.

Внутренние конфликты могут также влиять на формирование истерического характера. Люди с такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях, склонны к отыгрыванию бессознательных фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в действиях.

Психоанализ — предпочтительный метод лечения истерии; прогноз успешности лечения — от хорошего до самого благоприятного. Для лечения истерии запишитесь на консультацию к психоаналитику .

Истерия, симптомы истерии

Для истерии характерны — разнообразие и изменчивость симптомов. Так как внушаемость больного повышена, то один симптом может быстро смениться другой реакцией, которая в данной ситуации для больного очень «кстати». Могут быть очень бурные эмоциональные реакции, вызванные незначительной фразой врача или другого лица. А склонность к вымыслам и фантазиям дает очень яркую окраску этим реакциям. →

Лечение истерии

Основными методами лечения истерии является психотерапия во всех ее разновидностях. С первых дней заболевания следует всячески укреплять соматическое состояние, обеспечить покой, отдых, общеукрепляющее лечение. Если больной возбужден, тревожен, ему назначают препараты валерианы, брома, транквилизаторы или малые дозы нейролептиков →

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Конверсия при истерическом неврозе - это превращение вытесненного душевного конфликта в соматическую симптоматику. Конверсионные симптомы, отражая конфликт символически, нацелены на выгоду от болезни.

К терминологии. Понятия «конверсионные реакции», «конверсионный синдром», «конверсионные неврозы», «конверсионная истерия» и «истерические реакции» во многом идентичны. При этом истерическая реакция обозначает не только соматические нарушения. «Истерическое» служит определением конкретных психических нарушений. Истерические реакции встречаются преимущественно у истерических личностей, но они не связаны жестко с какой-либо одной психической структурой. Из-за уничижительной оценки, с которой употребляется термин «истерический» в быту, это понятие в психиатрии обычно не применяют.

Симптоматика

Конверсионные реакции проявляются двигательными, чувствительными и сенсорными симптомами, а также припадочными состояниями, например параличами одной или нескольких конечностей, часто обеих ног с невозможностью стоять и ходить (астазия-абазия), или полной обездвиженностью, которая соответствует встречающемуся у некоторых животных рефлексу мнимой смерти и производит впечатление отсутствия сознания. Противоположными являются психомоторные состояния возбуждения, резкое двигательное возбуждение с бушеванием и криками.

Частыми симптомами конверсии являются болевые состояния в самых разных частях тела, но особенно головные боли и боли в животе. Само собой разумеется, что какое-либо органическое заболевание при них исключается. Рвоты также могут быть проявлением конверсионной реакции.
Невозможно обрисовать все многообразие конверсионных синдромов. Почти любую картину болезни можно имитировать в форме конверсионной реакции. Однако и действительно имеющееся соматическое расстройство и функциональная недостаточность могут расцвечиваться и поддерживаться подобными истерическими механизмами.

Причины

Конверсионные реакции были первой моделью, на которой Фрейд основал возникновение неврозов. Если неосуществленные желания и непреодоленные конфликты вытесняются в бессознательное, их энергия сохраняется. Позже она проявляется в самых разных формах, при конверсионных реакциях в виде признаков соматических расстройств. Выразительный и символический характер конверсионных реакций лежит на поверхности: паралич ноги указывает на то, что человек не может больше ходить; расстройства зрения свиде тельствуют о том, что пациент ничего не хочет знать о том, что происходит перед его глазами; при нарушении глотания - он не в состоянии «проглотить неприятности»; при наличии рвоты - пациенту «все противно». «Разговор тела» здесь очень ясен и драматичен. «Тело становится мячом для игры» (Бланкенбург).
Конверсионные реакции представляют собой неудовлетворенные фантазии и притязания. При этом не надо забывать о сексуальном их содержании, как это наблюдается при истерической дуге (сейчас редко встречающейся) - функциональном припадке с гиперлордозом и приподнятием таза у женщин.
Многие конверсионные синдромы надо понимать, как апелляцию. Они символически выражают определенные тенденции - это как бы упрек: да, я парализован, от меня ничего больше нельзя требовать; так уж со мной случилось; теперь наконец вы будете обо мне заботиться. Конверсионные синдромы направлены на освобождение от внешних и внутренних обязанностей, это призыв к окружающему миру, чтобы обратить на себя внимание. Они служат цели получить пользу от болезни в двух планах: путем образования истерического симптома достигается определенное удовлетворение от вытесненных побуждений (первичная польза от болезни), а кроме того, благодаря большему вниманию, признанию и оценке достигается нарцистическое удовлетворение (вторичная польза от болезни).
Конверсионные реакции более характерны для женщин, чем для мужчин. Они чаще проявляются у истерических, а также у астенических, нарцистических личностей и у других, имеющих задержку личностного развития. Конверсионные реакции по интенсивности и форме зависят от социальных условий, окружающего мира, вызывающего тревогу, от оценки, которую они получают от окружающих. Существенную роль играют «заразительность» и склонность к идентификации и подражанию. В последние десятилетия произошло изменение их форм - от внешних жестов к психофизическим, более глубоким расстройствам функций; «истерические формы представлений» смягчились в сторону так называемых психосоматических «интимных форм».


Диагноз

Решающим для диагноза являются демонстративное поведение, выразительность содержания переживаний и целенаправленность симптоматики. Благодаря этому конверсионные симптомы отличаются от органически обусловленных нарушений тех же функций. Дальнейшие наблюдения за пациентами обнаруживают факты лежащего в их основе конфликта.

Течение

Симптомообразование при конверсионных реакциях большей частью многообразно. Течение этих реакций показывает, что они могут меняться и спонтанно, и вследствие изменения жизненных условий. Реже конверсионные симптомы сохраняются длительно. Чаще при конверсионных реакциях наблюдается склонность к рецидивам идентичного или сходного вида. С возрастом симптомы изменяются в сторону психоневротических или психосоматических синдромов. В то время как прогноз симптомов относительно благоприятный, лежащее в основе болезни патологическое состояние личности долгое время остается стабильным и плохо поддается терапии.

Образовательная деятельность" href="/text/category/obrazovatelmznaya_deyatelmznostmz/" rel="bookmark">учебной деятельности младших школьников.

Поэтому необходимо не просто отказаться от выставления отметок учащимся 1,2, классов, но и перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. Содействие осознанию и принятию этих характеристик (критериев) должно стать существенным содержанием деятельности учителя. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. При их применении функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Кроме того, отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и малоосознанные знания. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развернутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки.

Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка, как один из компонентов деятельности, также связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. При самооценке ученик сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Ее применение требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно научить в специально организованной оценочной деятельности. Учителю необходимо с первого дня учебы в системе на основе четких критериев организовать эту деятельность, вовлекая каждого ученика. При этом, каждому виду деятельности , к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее подходящие способы оценивания.

Организация оценивания в условиях

без отметочного обучения

Оценивание деятельности ребенка ведется учителем с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинает оценочную деятельность учитель с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Учитель обязательно подчеркивает как хорошо дети готовы к уроку , выделяя при этом, что значит «хорошо готов к уроку».

Внимание детей фиксируется на тех моментах, когда выполняются правила поведения и соблюдается культура общения. Очень важно выделять именно успехи, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Учителю необходимо следить за тем, чтобы увидеть и подчеркнуть успехи каждого ребенка в течение каждого дня.

Уже на второй неделе обучения сфера оценочной деятельности учителя расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких учеников. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Расширяя оценочную деятельность, учитель должен каждый раз вводить четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, учитель может вводить фиксацию трудностей ребенка (а вот здесь тебе еще нужно поработать). При этом приоритетным остается опора на успех и выделение положительного. Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, очерчивание перспектив ребенку, показ что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, учитель вселяет в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится и дает ему столько помощи, чтобы получилось. Главное содержание оценивания в условиях безотметочного обучения на наш взгляд составляет выделение успехов и очерчивание перспектив учения ребенка. В качестве основных параметров оценочной деятельности инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ «Контроль и оценка результатов обучение в начальной школе» № 000/14-15 от 19.11.98. выделены:

1) качество усвоения знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

2) степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

3) степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и т. п.);

4) уровень развития познавательной активности, интересы и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Только первый параметр данного перечня может со временем оцениваться отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). На первых же порах обучения отметка не использует совсем.

Учитель при оценивании выделяет успехи и намечает перспективы ребенку не только в усвоении знаний, умений и навыков, но и в его умственном развитии, познавательной активности, формировании его учебной деятельности, общеучебных навыков, его прилежании и старании.

Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе. Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т. п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).

Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).

Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;

3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;

4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;

5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;

6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Наиболее важным условием организации эффективной оценки достижений детей в условиях безотметочного обучения является эффективный выбор форм и способов оценивания.

Формы и способы оценивания

Соответствие оценочной деятельности учителя требованиям во многом определяется имеющимся у него арсеналом средств и способов оценивания. Недостаток способов затрудняет системную оценку и чаще всего лежит в основе желания учителя побыстрее перейти к использованию отметки, которая позволяет не задумывается над разнообразием оценочных суждений.

Однако сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Остановимся на из них подробнее.

Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения, построенные на основе критериев бальной отметки. Так, оценивая работу ученика, учитель фиксирует уровень выполнения требований:

Справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал;

Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т. д.;

Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т. д.;

Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим…. Вместе посмотрим вот это….

Эти суждения показывают степень соответствия требованиям и просты для использования. Однако, они имеют существенный недостаток - могут быть восприняты детьми как бальная оценка и переведены в баллы. Это снижает их обучающую и стимулирующую функцию. Кроме того, такие оценочные суждения применимы к оценке результата деятельности, а вот при оценке ее процесса могут быть использованы другие оценочные суждения, построенные на выделении тех шагов, которые получились у ребенка и обозначены ближайшими шагами, которые ребенку необходимо сделать.

Учитель может строить такие суждения, опираясь на памятку:

1) выдели, что должен делать ребенок;

2) найди и подчеркни что у него получилось;

3) похвали его за это;

4) найди что не получилось, определи на что можно опереться, чтобы получилось;

5) сформулируй, что еще нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребенок уже умеет (найди этому подтверждение); чему надо научиться, что (кто) ему поможет.

Такие оценочные суждения позволяют раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Оценочные суждения четко фиксируют, прежде всего, успешные результаты («Твоя работа может служить образцом», «Какие красивые буквы ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т. д.). При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития («Какой сложный пример ты сегодня решил сам», «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал.»). Педагог отмечает и поощряет малейшее продвижение школьника вперед, постоянно анализирует причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, учитель оценочным суждением обязательно определяет, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем все получилось («Ты старался прочесть выразительно, но не учел всех правил. Вспомни правила правильного, выразительного чтения, открой памятку. Попробуй прочитать еще раз, у тебя обязательно получится». «Ты хорошо начал решать задачу, правильно ее прочитал, выделил данные и искомое. Теперь нарисуй схематически рисунок к задаче, проиллюстрируй кратко условие задачи и ты найдешь свою ошибку». «Ты старался писать аккуратно. Вот эта буква (слово, предложение) написана по всем правилам красивого письма. Попробуй написать красиво все остальное».). При указании на недостатки на определенных этапах работы тут же обязательно, отмечаются даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал тем, что не допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и выполнить правила красивого письма»).

Словесная оценка есть краткая характеристика процесса и результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач, причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «не старался»). Оценочные суждения являются основным средством оценки при безотметочном обучении, но и при введении отметки, они не утрачивают своего значения.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недостатков и ошибок.

Особая роль в оценочной деятельности учителя отводится поощрению. , рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у детей зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят. Он считал, что от умения воздействовать на чувства, чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребенка (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям», Киев, 1972. - с. 142-143). Главный механизм поощрения - оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Важнейшим результатом применения поощрения должно стать формирование потребности в самой деятельности как высшей формы поощрения. Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценки достижений ребенка, при необходимости - коррекции знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным. Систематизация применяемых видов поощрений, позволяет выделить следующие средства их выражения:

1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя, ласковый одобряющий взгляд, пожатие руки, поглаживание по голове и др.);

2) словесные («Умница», «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Я радовалась, когда проверяла тетрадь» и т. п.);

3) материализованные (поощрительный приз, значок «Грамотейкин», «Лучший математик» и др.);

4) деятельностные (Ты сегодня выступаешь в роли учителя, тебе дается право выполнить самое трудное задание; выставка лучших тетрадей; ты получаешь право писать в волшебной тетради; сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой).

Причем поощряются не только успехи в учебной деятельности детей, но и старание ребенка (присваивается звание «Самый старательный», конкурс «Самая аккуратная тетрадь» и др.), взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной семейке», звание «Самый лучший друг»).

В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Применение поощрений обязывает выполнять следующие требования:

1) поощрение должно быть объективным;

2) поощрения должны применяться в системе;

3) наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений;

4) учитывать индивидуальные возможности и уровень развития детей, их подготовленность;

5) идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях к сложным, наиболее эффективным формам поощрения - деятельности.

Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный отзыв учителя или других учеников на работу ребенка. При этом отмечаются любые, даже незначительные продвижения ученика («Браво! Это лучшая работа!», «Как твои буквы похожи на образец написания», «Ты порадовал меня», «Я горжусь тобой», «Ты показал, что умеешь хорошо работать»). Эмоциональным отзывом оцениваются и недостатки в работе, однако при этом не указываются слабые личные качества или способности в определенных областях знаний («Твоя работа меня огорчила», «Неужели это твоя работа?», «Я не узнаю твою работу», «Тебе нравится твоя работа? » и др.).

Особое место в современных подходах к оценке достижений младших школьников занимают методы наглядной самооценки.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих качеств и места среди других людей (являющаяся одним из важнейших регуляторов поведения человека). [Словарь русского языка . Том VI, стр. 21; Москва, «Русский язык», 1988 г.]

Вот, к примеру, один из методов самооценки. Удобным инструментом оценивания может стать линеечка, которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Например, в тетрадке ребенка крестик, поставленный на самом верху линеечки, будет обозначать, что в диктанте не пропущено ни одной буквы, в середине - что пропущена половина букв, и в самом низу - если не написано ни одной буквы. При этом на другой линеечке крестик внизу может означать, что все слова в диктанте написаны отдельно, в середине - что отдельно написана половина слов и т. д. Такая оценка:

Позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);

Удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

Помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

«Волшебные линеечки», описанные являются безобидной и содержательной формой отметки.

Вот как можно оценить домашнюю работу по русскому языку:

почерк корень «Ь» окончания окончания пропуск

сущ-ных глаголов букв

Это значит, что работа написана не аккуратным почерком, но ребенок был очень внимателен (ни одного пропуска букв) и справился со всеми прежними ошибками, кроме ошибок на «мягкий знак». Ясно, что это - не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения, повторить все про мягкий знак и постараться хоть немного улучшить почерк. Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно как оценивать по этому критерию. Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка (крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.

После самооценки наступает очередь оценки учителя.

Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означало: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже: «Посмотри, ведь твои буквы качались в разные стороны, а сегодня почти уже выпрямились. Можно сегодня поставить крестик выше, чем вчера? Пожалуйста, похвали свои пальчики: они стали более ловкими. Сегодня погляди за тем, чтобы буквы стояли на строчке».

Кроме работы с индивидуальными самооценками, учитель проводит работу по объективизации для детей их субъективных переживаний на уроке. Он рисует большую общеклассную линеечку, на которую выносит все суждения детей о том, понравилась ли их работа (или о том, было ли трудно, хочется ли еще потренироваться). На следующий день такой «градусник» эмоционального состояния класса обсуждается с детьми. Учитель отмечает разницу мнений как знак доверия, искренности, показывает, какие детские оценки помогают ему планировать следующее занятие.

Кратко сформулируем наиболее важные принципы применения приемов обучения детей самооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо не критично принимает ее, либо аффективно отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий, дифференцировать оценку.

3. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика (образцы написания букв, правила сложения и т. п.).

4. Там, где оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов - эталонов, каждый человек имеет право на собственное мнение и дело взрослого - знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства.

Следующей формой оценивания можно назвать рейтинговую оценку. Эта форма оценки достаточно сложнее. Для начальной школы достаточным представляется ранжирование команд, пар партнеров или отдельных учащихся по степени успешности их деятельности при выполнении заданий. Как одного из способов применяемых рейтинговой оценки

В качестве приема какой оценки можно использовать «цепочку», суть которого состоит в том, что детей просят выстроиться в ряд:начинает ряд тот ученик, чья работа соответствует всем требованиям (в которой соблюдены все критерии), за ним становится ученик, работа которого отличается от образца по одному критерию и т. д., а заканчивает ряд тот, у которого работа совершенно отличается от заданных критериев. Данный прием учитель использует обычно в конце урока. В некоторых случаях такую «цепочку» составляет кто-нибудь из детей, причем после того, как он ее составит, он должен сам найти в ней свое место (естественно в этой роли должны побывать все дети по очереди). В других случаях построение происходит без чьих бы то ни было указаний. Его выполняют сами дети коллективно. Прием «цепочка» производится в виде быстрой разминки, основания для построения (критерии оценки) все время меняются, причем взрослый минимально вмешивается в эту «оценку и самооценку», следя в основном за тем, чтобы никто из детей не оказывался все время в одном и том же положении лидера или замыкающего. Нужно задавать разнообразные критерии, чтобы даже тот ребенок, у которого не получилось, например, правильно посчитать, по критерию «исправил больше всех ошибок» мог оказаться впереди цепочки.

Этот прием оценивания в ходе проводимых занятий был дополнен, причем в основном самими детьми. Было предложено, что в тех случаях, когда несколько детей справились с чем-либо одинаково хорошо (подчеркнем, именно хорошо), они берутся за руки и поднимают их вверх, а если все справляются хорошо, образуется круг (это распространялось и на те случаи, когда «цепочку» составлял ребенок). Взрослый в данной ситуации играет роль координатора, соучастника. Например, при проведении контроля на уроке природоведения в 3 классе учитель использует методику быстрой проверки качества знаний учащихся (). Учитель раздает карточки программированного контроля, где представлены «окошки» для ответов на 5 вопросов (3 варианта ответа). Ученик должен в «окошке совпадающем с правильным ответом поставить «+»».

Заполненная карточка может выглядеть следующим образом:



После окончания работы, учитель собирает все карточки, складывает их вместе. Далее, на глазах у учеников, сверху накладывает карточку с правильным ответом и с помощью обыкновенного дырокола прокалывает все работы сразу в местах, где должны быть знаки «+». Учитель раздает работы учащимся и просит оценить выполнение данной работы и занять место в цепочке в соответствии с правильностью выполнения задания. Такую форму оценивания можно использовать и при проведении групповой работы на уроках математики, русского языка, чтения. В этом случае по окончании работы учитель просит сильного ученика (капитана команды) или, наоборот, слабого ученика построить группу в соответствии в соответствии с активностью каждого при обсуждении проблемы в группе: сначала самый активный ученик, затем менее активный. Наиболее правильно происходит оценивание по данной форме во 2 и 3 классах, в первом же классе помощь учителя необходима.

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника - Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметки в журнале и в вербальной форме. Между ними имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальной, выставляемой на основе специально разработанных критериев. Вербальные оценки не контролируются строгими показателями, но они должны быть гуманными, должны способствовать развитию учащихся.

Самооценка школьника в основном ориентирована на оценки, выставляемые в журнал. Однако вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если учитель умеет правильно ими пользоваться. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся.

Подавляющее большинство учителей считают, что ученики средних классов всегда согласны с их оценками, поэтому учителя не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причин педагогических неудач в этом направлении.

Между тем, предоставляя ученику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.

Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпеливость, педагогический такт, эмпатия.

Основной причиной трудностей в воспитательной работе с учениками является неадекватная оценка учащимися своих личностных качеств. Точность оценки качества зависит не столько от действительного уровня его развития, сколько от уровня притязаний подростка, его отношения к себе в целом. Оценивая свои качества, подросток исходит не из анализа своих поступков, в которых проявляются эти качества, а из оценки себя в целом, из отношения к себе как к личности. Ребенок оценивает себя и других обобщенно и, исходя из этой интегральной оценки (или), отмечает наличие или отсутствие положительных качеств личности.

Переоценка или недооценка подростками своих качеств не влияет на точность оценки ими этих качеств у одноклассников. Значит, неадекватность подростков в оценке себя не является следствием недостаточного понимания смысла оцениваемых качеств или_ неумения анализировать поступки других. Она обусловлена притязаниями подростков быть лучшими среди сверстников, они не хотят быть.