Формы анимационной деятельности. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме

Анимация в социальной среде как путь “оживления”, “одухотворения” межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентации личности средствами культурно-досуговой деятельности. Социально-культурная анимация как отрасль гуманистической социальной психологии и педагогики. Основные теоретические источники социокультурной анимации:

· гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);

· социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон);

· логотерапия и арт-терапия (В.Франкл);

Направления анимационной работы - профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации.

Опорный план-конспект

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения современной Франции. Французские социологи отмечают рост бюджета свободного времени французов, изменение их интересов и потребностей в сфере любительского творчества, общественной самодеятельности.

1.1 Социально-культурная анимация в процессе формирования гражданского общества. Социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями значительно шире, чем это принято у нас в России. В традиционном толковании современных российских авторов анимация – это часть досуговой деятельности населения. В традициях западных специалистов анимация представляется как движение общественных групп и личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества .

Широкая трактовка социально-культурной анимации как способа существования гражданского общества позволяет нам провести некоторые параллели с современным уровнем развития теории и практики российской социально-культурной деятельности.

Гуманистические источники социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения » отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Вместе с тем необходимо отметить, что анимационный подход является новым лишь для отечественной педагогики социально-культурной сферы. Гуманистическая традиция социального воспитания, характерная для западной педагогики, имела постоянный и вариативный выход в педагогическую практику на протяжении всего XX столетия, отражаясь в деятельности аниматоров, организаторов детских общественных движений, художественного воспитания и т.д. Более того, анимация как особый способ институализации гражданского общества нашла себе совершенно уникальное место – не совпадающее с социальными «нишами» политических партий, религиозных и иных организаций.

Так, во Франции возникновение анимации как социально-культурного феномена социологи условно связывают с 1901 годом, когда был введен новый закон о создании различных ассоциаций. В XIX веке право на создание ассоциаций было чрезвычайно регламентировано, контролировалось властями. Ассоциация рассматривалась в качестве подозрительного посредника между индивидуумом и Государством, стремящегося всячески принизить или уничтожить власть последнего, представляющего «общий интерес». Это было наследие Французской революции. «Ассоциация не могла мыслиться вне политического действия, будь то очевидного или скрытого». После 1901 года ситуация резко изменилась. В связи с увеличением объема свободного времени (за счет постепенного сокращения рабочего времени) широкоe развитие получили любительские ассоциации. И если в начале XX века они были тесно связаны с политическими и религиозными институтами, то впоследствии получили развитие процессы «высвобождения» ассоциаций от политико-религиозных влияний, их значительного количественного роста.

К концу XX столетия социально-культурная анимация превратилась в самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

Понятие «анимация». Социально-культурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социально-культурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

· как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

· как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время;

· как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности . В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью. Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

1.2 Теоретические источники социально-культурной анимации. В своем стремлении развиваться как оригинальная культурная практическая деятельность социально-культурная анимация до 1960-х годов имела тенденцию к неприятию научных исследований и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х годов начали проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, их образования, их целеполагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. Именно в этот период (в 1970-1980 годы) были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.

Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика и др.

Целевая направленность социально-культурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.).

Действительно, социально-культурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В отличие от фрейдизма и бихевиоризма, которые делают упор на зависимость личности от ее прошлого, гуманистическая психология видит главное в устремленности личности в будущее, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс).

Центральная роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформистское поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого должна поддерживать особая социально-культурная анимация. Методы анимационной деятельности «центрированы на личности» человека, нуждающегося в социально-психологической и психолого-педагогической помощи подобно одной из форм психотерапии, которую Карл Роджерс назвал «терапией, центрированной на клиенте».

Так, индивид, обратившийся за помощью к психотерапевту, рассматривается не в качестве пациента, а как клиент, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»). Анимация также ориентируется на пробуждение самостоятельности и активности субъектов социально-культурной деятельности.

В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики , связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штайнера (Германия), С. Френе (Франция).

Французский теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.

Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества . Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход – педагогический , который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии . С другой – анимация – это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация – это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы .

Второй подход – социологический , связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключается в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений . Другие видят ее функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.»

Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое качество анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом социального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социально-культурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (anime – душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным со-чувствием, со-переживанием, со-действием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений . Типично, например, высказывание французской исследовательницы, теоретика социальной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что «смысл слова анимация надо перенести из области метафизики в область общественной психологии. Речь не идет больше об оживлении тела и неживой материи, предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами ».

Идея оживления социальных отношений подчеркивается и в определении, которое предложено М. Симоно: «Социально-культурная анимация – это область общественное жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Гораздо реже в литературе встречается обращение к целевому аспекту социально-культурной анимации. Между тем именно цели анимационной деятельности позволяют раскрыть глубинный смысл данного понятия, а значит, более точно очертить границы его применимости в анализе социокультурных процессов.

Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле действия социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация для него – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось понятие «социально-культурная анимация», семантика которого выражает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с явлениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни ».

В социально-культурной анимации как особого рода педагогической деятельности причудливо переплетаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности в сфере культуры и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный .

Стремление к свободному социальному творчеству – необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний».

Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений междуними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональных характеристики социально-культурной анимации.

Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени , способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.

Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры , на котором реализуются желания личности.

Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.

И, наконец, четвертая характеристика – это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование .

Личность в системе анимационной деятельности. В настоящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума .

Социально-культурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социально-культурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие положения:

· человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

· каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

· человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

· человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

· человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.

Задачи социально-культурной анимации . Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности.

В одном из широко известных докладов Комиссии по анимации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:

· создания условий для раскрытия личности или группы;

· установления межличностных отношений;

· творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение».

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач :

· комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

· помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

· подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

· выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

· помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае; - подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

В докладе подчеркивается, что «только окончательно добрый или окончательно злой человек не имеет больше выбора. Почти каждый может регрессировать к архаическому ориентированию или двигаться в направлении полного прогрессивного раскрытия личности. В первом случае мы говорим о начале тяжелого психического заболевания, во втором – о спонтанном излечении от болезни или перемене соответствующего индивида в сторону полного пробуждения и созревания».

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Таким образом, основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти). Имеется в виду профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности; укрепление системы социально-психологических отношений личности и группы; формирование ситуаций развивающего досуга и отдыха.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы - все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.

Общая программа анимации гостиничного предприятия включает в себя несколько направлений:

  • - Спортивно-оздоровительное направление. В основе спортивной анимации лежит здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья - это основные функции спортивной анимации. Особое значение в комплексе мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным занятиям, состязаниям, конкурсам. здесь может быть использовано все, что наработано и создано человечеством в этой области на данный момент. Это и давно знакомые всем игры с известными условиями и правилами; и совсем новые, разработанные прямо тут, в процессе общения; и предложенные кем-то из отдыхающих, модернизированные, приспособленные к данной ситуации и позаимствованные у коллег из соседнего отеля. В играх аниматоры принимают участие в качестве игроков, ведущих и судей. В их задачу входит подогрев интереса и контроль за ходом игры, улаживание возможных конфликтных ситуаций. Во время игры аниматор четко излагает правила, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей. Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс. Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. А, кроме того, командные игры еще и сближают.
  • - Одним из важных направлений аниматорской деятельности в отелях является анимация для детей. О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий. В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.

Работа в мини-клубе аниматором - большой труд, так, этот человек должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создать такие условия, чтобы любому ребенку было в нем интересно и он смог проявить и реализовать себя как личность. Для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д. Каждый день неизменно начинается со знакомства (дети встают в круг, называют свое имя, повторяют и запоминают имена других) и имеет свою тему, которая раскрывается в ходе спортивных и познавательных занятий и состязаний, совместно поставленных маленьких спектаклей, концертов и праздников. Работа мини-клуба в отеле - творческий и кропотливый процесс и задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, развитие их познавательной, физической и психологической сферы, но и такой организации, при которой каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха на Средиземном море.

Культурно-досуговые мероприятия. Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является: комплексный подход к организации мероприятий, свобода выбора этих мероприятий, театрализация: использование разнообразных приемов (образность, символичность, метафоричность, стилизация) и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием, персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

  • · карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),
  • · раут (собрание людей, не предполагающее танцы);
  • · банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);
  • · мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);
  • · раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);
  • · церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);
  • · шоу-представление, массовое зрелище.

Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

  • · жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;
  • · названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;
  • · сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка;
  • · сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;
  • · режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль (см. приложение).

Помимо шоу, в вечернюю развлекательную программу входят также различные конкурсы, викторины, лотереи. Как правило, на территории отеля организовано большое вечернее кафе, куда после ужина собирается значительная часть отдыхающих туристов. Для них проводятся всевозможные викторины с тематикой познавательного характера, конкурсы, coffee-games лотереи, такие, как например: лотерея «Бинго», конкурсы на лучшую пару, «Мисс отеля», «Женщины против мужчин» и др. с вручением простых и оригинальных призов за счет отеля. Кроме того, у аниматоров в запасе имеется множество разнообразных игр, которые могут быть также использованы в ходе мероприятия.

Праздничные мероприятия как анимационные объекты. Организация праздников - это один из важных моментов в построении анимационных программ, и здесь главное - не упустить деталей, характерных именно для этого праздника, и внести сюда познавательные и привлекательные для всех туристов элементы. Менеджеры анимации строят развлекательные программы на основе традиций той или иной страны, ставят перед собою в качестве одной из задач познакомить иностранных гостей с обычаями, нравами, жизнью народов ее населяющих. В отелях праздникам посвящают вечерние программы, в ресторанах в этот день в меню включают особый праздничный сладкий десерт; на протяжении всего дня детям раздают шарики и конфеты, а ночью зажигают салют.

При разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ обязательно учитываются национальные особенности культуры, традиции, праздники, колорит стран, из которых в настоящее время прибыли гости.

В статье определена сущность понятий «анимация» и связанной с ней «анимационной деятельности». Рассмотрена специфика анимационной деятельности в туризме.

Ключевые слова: анимация, анимационная деятельность, туристская анимация.

Введение. Впервые термин «анимация» (от лат. animation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству . Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга .

Изложение основного материала. Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация – организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях .

Анимация – технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма – мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений .

Анимация компьютерная – вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах. Компьютерная анимация – последовательный показ (слайд-шоу) заранее подготовленных графических файлов, а также компьютерная имитация движения с помощью изменения (и перерисовки) формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения .

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

Как показал анализ литературы, исследования, касающиеся анимации, анимационной деятельности освещены недостаточно широко. Информация об истории становления и эволюции культурно-досуговой деятельности представлена в работах Г.П. Блиновой, И.А. Панкеевой, И.В. Филатовой, И.Г. Шароева. В работах А.Ф. Воловик и И.Г. Шароева рассмотрены аспекты драматургии и сценаристики культурно-досуговой деятельности. Различные аспекты анимационной деятельности рассматриваются в работах М.Б. Биржакова, Дж.Р. Уокера, А.Д. Чудновского, Т.И. Гальпериной, Н.И. Гаранина и И.И. Булыгиной, Л.В. Курило, Г.А. Аванесовой, Е.М. Приезжевой и др. Весомый вклад в развитие и становление анимации как сегмента практической деятельности в структуре туристского продукта внесли работы Ф.И. Кагана, коллектива преподавателей Южно-Уральского государственного университета (Россия) и др. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме рассмотрена также в учебном пособии И.И. Пядушкиной. Описанию анимационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме посвящено также учебное пособие Т.Н. Третьяковой.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в вопросах терминологии, формулировок определений основных понятий. Так Л.В. Курило, исследуя вопросы теории и практики анимации, предлагает следующее определение: «анимация – это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение» . В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация – это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга» .

С понятием «анимация» тесно соотносится другое понятие – «досуг». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль характеризует человека в условиях досуга как «досужий» – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX в. понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время . В Советском энциклопедическом словаре дано такое определение: «досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в т.ч. общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное, (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т.д.), спорт и т.п.; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» .

Мнения ученых о том, что такое досуг, весьма не однозначны. Существуют несколько точек зрения на раскрытие сущности понятия «досуг». Одни исследователи считают – это просто время не занятое работой, т.е. свободное время для развлечений, личных занятий, хобби и т.д.; другие – социальная организация свободного времени именно в форме досуга, досуговых занятий. Современная наука располагает широким диапазоном досуговых концепций (лат. «сonceptio» – мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности). Следует отметить, что в контексте общей характеристики теоретики рассматривают досуг как временное пространство, деятельность, состояние и холистический (целостный) образ жизни .

Идея рассмотрения досуга в качестве определенного временного пространства (количественная концепция досуга) возникла в XIX в. и явилась следствием индустриальной революции на Западе, в результате которой жизнедеятельность подавляющего большинства населения была отчетливо разграничена на рабочее время и свободное время вне работы. Данная концепция является наиболее распространенной и в настоящее время. Количественная концепция досуга основывается на утверждении, что все временное пространство жизни человека, может быть разделено на определенные отрезки времени в соответствии с их назначением. В этом случае досуг является временным отрезком, свободным от непреложных обязанностей, таких, как работа, сон, уход за собой, домашняя работа, уход за детьми. Интерпретация досуга в рамках данной концепции предполагает, что человек обладает не только свободным временным пространством, но также располагает свободой выбора досуговых видов занятий в соответствии со своими интересами и вкусами. Эта концепция дает возможность широкого трактования досуга, т.е. досугом можно считать время, отводимое как на деятельность творческую, конструктивную, так и на деятельность деструктивной направленности, а также время, проводимое бесцельно.

В качестве деятельности досуг определяется совокупностью деяний, включающих систему отношений человека с окружающим миром, например с материальными предметами, информацией, людьми и т.д. Досуг рассматривается как разновидность деятельности человека, отличной от других видов его жизнедеятельности, связанных с трудовой сферой и другими видами активности, необходимыми для поддержания жизненных сил.

Помимо этого, понятие досуг включает совокупность действий человека, противоположных обязательным занятиям. Ритмическая смена занятий – одна из основных потребностей человеческого организма, необходимая для поддержания его биологического равновесия .

В оценке фонда свободного времени убедительно выглядит позиция, которой придерживается Г.И. Минц: «Досуг – часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».

Мы разделяем также точку зрения А.И. Кравченко, автора «Социологического словаря», в его определении досуга: «Досуг – та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятельность. Досуг – это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится» .

Таким образом, анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни, т.е. повышения т.н. «качества жизни».

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация – это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики» .

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы – анимационной социально-культурной работой.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор – человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе – человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры – это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе путешествия, а именно проживание, питание, транспортное и экскурсионное обслуживание. Ни одно из них сегодня невозможно представить без элементов живого участия туристов, подразумевающего анимацию туристского обслуживания .

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого – повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги (хобби-туры, экологические туры, различные виды спортивно-оздоровительного туризма, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги и др.). Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» – вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста. Т.о., анимация в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культурно-творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов и объектов процесса, основанных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Учитывая все изложенное, можно согласиться с Л.В. Курило в том, что «анимация – это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение» . Такое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и технологическом (методическом) уровнях. Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга. При этом нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – ее духовный, мировоззренческий потенциал. Кроме того, понятие «анимационная деятельность» имеет некоторую двойственность и может рассматриваться с разных позиций. С одной стороны, анимационная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение релаксационно-оздоровительных, культурно-образовательных, культурно-творческих потребностей и интересов человека посредством совместного специфического процесса взаимодействия между ним и специалистом в сфере анимации. С другой, анимационная деятельность – это деятельность по разработке, организации и проведению специальных программ проведения свободного времени.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность – это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность – это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.

Список литературы

1. Драгичевич-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг [Текст] / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович [пер. с сербохорв.]. – Новосибирск: Тигра, 2000. – 165 с.
2. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации [Учебное пособие] / Л.В. Курило. – М.: Советский спорт, 2006. – 195 с.
3. Анимация [Электронный ресурс] / Википедия. Открытая энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анимация_(сфера_развлечений)
4. Анимация [Электронный ресурс] / Энциклопедия Кольера. – Режим доступа: http://www.slovopedia.com/14/192/1010135.html .
5. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме [Учебное пособие для вузов] / Т.Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
6. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 959 с.
7. Лукьянова Л.Г. Рекреационные комплексы [Учебное пособие] / Л.Г. Лукьянова, В.И. Цыбух: под общ. ред. В.К. Федорченко. – К.: Вища школа, 2004. – 346 с.
8. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами / Под общей редакцией С.А. Кравченко. – Издание 4-е, дополненное и переработанное. – М.: Экзамен, 2000. – 512 с.
9. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: автореф. дисер. канд. пед. наук / Е.Б. Мамбеков. – СПб., 1991. – 28 с.
10. Байлик С.И. Вступление в анимацию гостеприимства [Учебное пособие] / С.И. Байлик. – Х.: Изд-во «Кроссроуд», 2008. – 128 с.

Вороніна Г. Б. Анімація, анімаційна діяльність: сутність понять

У статті визначено сутність понять «анімація» і пов’язаної з нею «анімаційної діяльності». Розглянуто специфіку анімаційної діяльності в туризмі.

Ключові слова: анімація, анімаційна діяльність, туристська анімація.

Voronina G. Animation, animation activities: essence of the concepts

In the paper determine of the concepts of “animation” and “animation activities”. Consider specific of the animation in tourism.

Key words: animation, animation activities, tourist animation.

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.

Введение

Глава 1. Теоретические основы и сущность анимационной деятельности

1.1. Понятие и сущность анимационной деятельности

1.2. Характеристика возрастных особенностей в подготовке анимационных программ

Глава 2. Особенности проектирования детской анимационной программы в курортной гостинице.

2.1. Характеристика услуг курорта «Боровое» в республике Казахстан.

2.2. Разработка анимационной программы для детей от 7 до 10 лет

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Все чаще туристы, собирающиеся в путешествие, интересуются не только условиями проживания и экскурсионной программой, но и наличием и уровнем анимационной команды в отеле.

Предпосылкой создания курортной анимации является желание гостя выехать из среды своего постоянного жительства на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений.

Организация досуга детей и детские развлечения являются обязательными в случае проживания в гостинице семейных пар с детьми. На отдыхе детские аниматоры считают своим долгом создать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки и целые городки, бассейны, автодромы и ипподромы, компьютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индийские вигвамы. В общем, маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. Он знает время обеда и ужина, и уже сам строит распорядок своего дня при минимальном вмешательстве взрослых. В курортной гостинице уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И разрешается почти все, что не вредит детскому здоровью.

Почему же действительно важна правильная организация детского досуга? Первая причина, по которой персоналу отеля следует правильно разрабатывать программу детского досуга заключается в том, что детям, зачастую, отдых кажется скучным и быстро надоедает однообразие будней, если отдых длится более двух недель, морем и песчаными замками ребенка уже не развеселишь. Третья причина – обеспечение безопасности детей. Сущность этой проблемы вытекает из первой, родители желающие отдохнуть, часто теряют бдительность, предоставляют ребенку большую самостоятельность, что может привлечь за собой весьма печальные последствия. Правильная организация досуга предоставит возможность родителям отдохнуть, при этом обеспечивая детям их собственную безопасность, уберегая их от бесполезного и скучного время пребывания в пределах курортной гостинице.

Актуальность темя курсовой работы заключается в том, что с каждым годом все больше молодых семей с маленькими детьми ездят отдыхать за границу и одним из критериев выбора гостиницы является наличие организации досуга детей, наличие мини-клуба в отеле, а так же квалифицированность персонала, который работает с их детьми.

Объект исследования – организация детского досуга в курортной гостинице.

Предмет исследования – специфика организации детского досуга в курортной гостинице.

Цель курсовой работы – разработка детской анимационной программы для курортной гостиницы

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность анимационной деятельности

2. Охарактеризовать возрастные особенности в организации детского досуга.

3. Охарактеризовать услуги курорта «Боровое»

4. Разработать анимационную программу для детей от 3 до 8 лет.

Методология: опрос, наблюдение, теоретический метод (изучение литературы)

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА.

Понятие и сущность анимационной деятельности

Понятие "анимация" имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин "анимация" появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Анимация в гостеприимстве – это своеобразная услуга, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, форма повторного привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности туристского бизнеса, представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Анимационная деятельность имеет характерные черты: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Для того чтобы в полной мере понять сущность анимационной деятельности, необходимо рассмотреть содержание, цели и задачи анимационного процесса, так как каждая анимационная услуга представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичностью, эмоциональностью, активностью, целеустремленностью и т.д). Анимационный процесс, цели и задачи, стоящие перед ним, могут быть выражены следующим процессом [рис. 1]


Рис.1 Анимационный процесс

В ходе анимационного процесса аниматор помогает туристам увидеть объекты действия, способствующие зрительному восприятию определенной заданной темы (первая задача); услышать необходимую информацию или, например, музыкальное сопровождение, дополняющее увиденное (вторая задача); попробовать сделать подобное самому (третья задача); ощутить сопричастность к происходящему процессу (четвертая задача); приобщиться к процессу, овладеть практическими навыками (пятая задача).

Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивный - простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов; репродуктивно-творческий - открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.
Исходя из всего сказанного выше, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение. Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Туристская анимация основана на личных человеческих контактах тураниматора (аниматора) с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.

Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом, его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта, увеличении количества постоянных клиентов, увеличении спроса на туристский продукт, повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а, следовательно, и повышение эффективности ее использования, и, наконец, в повышении доходности и рентабельности туристской деятельности.
Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация выполняет прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ модно выделить следующие функции туристской анимации:

 адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
 компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
 стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
 оздоровительная функция, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
 информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
 совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое совершенствование;
 рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т.д.

В основном анимация присутствует в курортных гостиницах, потому что именно туда приезжает большое количество гостей отдохнуть и восстановить свои силы с пользой для здоровья. Под курортом принято понимать освоенную и используемую в лечебно-профилактических целях особо охраняемую природную территорию, располагающую природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Гостиница курортная – гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место в целях отдыха и рекреации. Ее концепция включает предоставление помещений и дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы.

Как правило, в начале нового сезона шеф аниматоров пр содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весьсезон. На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению. Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу-программы должны повторятся не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и, стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля. Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д. Аниматоры с самого первого дня вовлекают гостей в жизнь гостиницы. Аниматоры по спорту проводят различные спортивные соревнования: водное поло, пляжный волейбол, мини-футбол, баскетбол и другие. С самого утра у всех отдыхающих есть возможность размяться под зажигательную музыку и разучить тропические танцы, днем – под руководством тех же аниматоров научится стрельбе из лука, а после обеда расслабится и заняться йогой в тени раскидистых пальм. Вечером родители могут спокойно прогуляться или посидеть в баре, ведь их дети находятся под присмотром у аниматоров мини-клуба, которые устраивают детскую дискотеку и конкурсы для самых маленьких отдыхающих. Вечернюю шоу-программу так же организует анимационная команда. Это может быть постановка, мюзикл, лотерея или конкурс. Ну а после вечернего шоу аниматоры вместе с туристами отправляются на дискотеку.

Анимационная программа направлена на удовлетворение специфических туристских потребностей в движении, культуре, творчестве, общении, развлечении.

Все эти потребности присущи молодежи, следовательно, молодежному туризму необходимы следующие виды анимации:

Анимация в движении – удовлетворяет потребность молодого человека в движении, сочетается с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Культурная анимация – удовлетворят потребность молодежи в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация – удовлетворяет потребность молодых людей в творчестве, демонстрации своих творческих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

Анимация через общение – удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.

Организация досуга детей и детского развлечения являются обязательными в случае приема детского контингента. Для этого необходимы дополнительный штат детских аниматоров, наличие мини-клуба и детской площадки.

На территории 4-5 звездочных отелей действуют специальный детский «мини-клуб» - для детей 5-12 лет. Здесь родители могут оставить своих детей на целый день под присмотром опытных аниматоров (как правило, с педагогическим образованием), чтобы поездить в свое удовольствие по интересным уголкам, или спокойно полежать неподалеку на пляже. О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.

Таким образом, анимационные гостиничные услуги являются одним из самых эффективных средств привлечения гостей в отель, влияющих на позитивную оценку туристом работы отеля в целом. Конечной целью анимации в гостеприимстве является удовлетворенность гостей отдыхом, их хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27