Верховный совет ссср. высший представительный и законодательный орган государственной власти. Верховный совет ссср Первые выборы в верховный совет ссср состоялись

Выборы в СССР - это «всенародный праздник, торжество советского народа», в ходе которого «в обстановке могучего патриотического подъема» миллионы советских людей своим единодушным голо­сованием за кандидатов блока коммунистов и беспартийных «под­тверждали победу социализма»...

Т очкой отсчета действовавшей в СССР избирательной системы стал 1936 год - время принятия сталинской Кон­ституции.

Как создавалась история

Новый порядок выборов предусма­тривал «нарезку» страны на избиратель­ные округа. Один округ охватывал тер­риторию с 300 тысячами населения. От каждого округа в Верховный Совет СССР избирался один депутат. Из числа этих народных избранников в парламенте формировался Совет Союза. Вторая па­лата парламента - Совет Национально­стей - была призвана «отражать особые специфические интересы трудящихся всех национальностей СССР, связанные с их национальными особенностями». Депутатов в Совет Национальностей «по­ставляли» 25 округов из каждой союзной республики, 11 округов из каждой авто­номной республики, пять округов из автономных областей и один - из националь­ных округов. Каждая территориальная единица могла избрать одного депутата. Первые выборы в Верховный Совет СССР состоялись 12 декабря 1937 года. Вплоть до перестроечных времен их технология практически не менялась.

На выборах всегда баллотировался только блок коммунистов и беспартий­ных, он же неизменно и побеждал, при­чем с результатом, близким к 99 процен­там. То есть теоретически существование не согласных в стране тогда допускалось. Впрочем, в среднеазиатских республи­ках бывшего СССР этот показатель мог быть существенно выше - там инакомыс­лие было менее развито.

Всенародный день волеизъявления

В советское время избирательные участки открывались в шесть утра. Но, даже несмотря на столь раннее время, возле них уже толпились сознательные граждане.

Секрет такой сознательности прост. Дело в том, что в день выборов на изби­рательных участках работали буфеты, в которых продавался всякий колбасно- конфетный дефицит. Отдав свой голос за кандидата, любой советский гражданин в качестве благодарности мог приоб­рести тот или иной деликатес и выпить 100 граммов на розлив, но без перебо­ра - за этим строго следила милиция. Люди шли на избирательные участки, где им вручались избирательные бюллете­ни, в которых была всего одна фамилия. Никаких сборов подписей для регистра­ции кандидатов, никакой предвыборной агитации. Все было чинно и аккуратно. В какой-то момент до населения доводи­лось, что такого-то числа состоятся выбо­ры. Одновременно сообщалось, кто будет кандидатом от того или иного участка. Биография этого человека вывешивалась, отпечатанная на мелованной бумаге. Но часто «трудовой путь» безальтернативных кандидатов никто не читал. Ибо все знали, что если чья-то биография появилась под заголовком «Ваш кандидат», то именно этот человек будет избран. Просто пото­му, что других нет. Никакой конкуренции.

Кстати, законы- советского времени вовсе не запрещали выдвижение не­скольких кандидатов на одно место. Но то было в теории, а на практике любому, кто попытался бы выдвинуться «несанк­ционированно» (если бы такая ересь во­обще пришла кому-то в голову), просто не удалось бы этого сделать. Кандидатов выдвигали трудовые коллективы, кото­рые полностью контролировались пар­тийными органами и по определению не могли принять незапланированных ре­шений. А если что - всегда наготове были сформированные ими же избирательные комиссии, которые просто не включи­ли бы незапланированного кандидата в бюллетень.

Кандидатов в депутаты «Блок комму­нистов и беспартийных» выдвигали ров­но столько, сколько было депутатских мест, и все они в обязательном порядке выигрывали выборы, становясь «народ­ными депутатами» - так в те времена на­зывали всех депутатов от районного до Верховного Совета СССР.

Явка обязательна

Строем на выборы наших людей тогда не водили, даже в армии. Но, несмотря на это, явка на выборы в те времена была почти стопроцентной.

Это не было ни пропагандистским трюком, ни приписками. Столь высокий результат связан с большой работой, про­водимой перед выборами. Во-первых, кандидаты выдвигались в трудовых кол­лективах. И даже Брежневу, чтобы стать кандидатом в депутаты Верховного Со­вета СССР, нужно было ехать на собрание какого-нибудь трудового коллектива и выступать перед ним со своей программ­ной речью. Потом выслушивать наказы депутату. И только после этого собрание трудового коллектива принимало реше­ние о выдвижении Леонида Ильича кан­дидатом в депутаты Верховного Совета.

Во-вторых, везде висели большие пла­каты, призывающие граждан на выборы. В-третьих, каждый избиратель по почте получал несколько раз извещение - где, когда, в какое время он должен был про­голосовать. По квартирам ходили аги­таторы от избирательных участков. Но они не агитировали за какого-либо кан­дидата, как сейчас, а выясняли, сколько человек проживают в данной квартире, сверяли со своими списками, все ли мо­гут прибыть для голосования на изби­рательный участок. Если были больные, которые не могут прибыть, сразу записы­вали их в список, куда нужно направить переносную урну. Если кто-то собирался куда-нибудь ехать, объясняли, где и как получить открепительный талон. Голо­сование в этот день в СССР проводилось повсеместно - в поездах, в аэропортах, на пароходах и т.д. Вот отсюда и такая вы­сокая явка избирателей.

А в день выборов возле урн для голо­сования стояли пионеры, которые отда­вали честь каждому, кто опускал бюлле­тени. Кабинки со шторками были, но туда заходили единицы. Остальные после по­лучения бюллетеня в руки шли и сразу бросали его в урну. Негласно считалось, что если человек заходит в кабинку, то значит, что-то здесь не то: или против го­лосует, или пишет жалобу, или ругает со­ветскую власть.

~ В выборах, как правило, принимали уча­стие от 99,98до 99,99% избирателей, за чем строго следили партийные, профсоюзные, комсомольские и прочие функционеры, которые «хлеб даром не ели». Игнорирова­ние выборов считалось чем-то вреде асоциального поведения и первым шагом на скользком пути «антисоветчика».

Проголосовать можно было и за себя, и за супругу, и «за того парня», если он передал вам свой паспорт. Данное дея­ние хоть и не было официально разреше­но, но никак не преследовалось - как-то эти самые 99,99% нужно было набирать.

Ольга СЕДОВА

В нашумевшей книге Ю.Жукова «Иной Сталин» приводится скан образца избирательного бюллетеня к выборам в Верховный Совет СССР 1937 г.

Далее комментарий Ю.Жукова: «Вот оно, неоспоримое доказательство готовившихся в 1937 г. выборов в советский парламент на альтернативной основе - с несколькими кандидатами. Разумеется, данный бюллетень всего лишь образец. Только потому в нем и название округа, и фамилии кандидатов, и еще не установленная дата самих выборов условны. Безусловно главное указание: «Оставьте в избирательном бюллетене фамилию ОДНОГО кандидата, за которого Вы голосуете, остальные вычеркните».
К сожалению, таких выборов пришлось ждать полвека...»

Выложу фотокопии из «Правды», которые проясняют этот вопрос. Заодно предлагаю читателю самим назвать труды профессиональных историков, «исследующие» политическую историю 1937 г., теми словами, которых они заслуживают…

«Правда» от 15 октября 1937 г.

Как видим, 14 октября на заседании Центральной избирательной комиссии были утверждены три формы избирательных бюллетеней, каждая из которых предлагала вычеркнуть всех кандидатов, кроме того, за которого избиратель голосует.

В только что появившейся книге Суслова А.Б. «Спецконтингент в Пермской области (1929 – 1953 гг.)» это постановление не упоминается, а автор, видимо помня о полученном гранте (та самая пропагандистская серия «История сталинизма» от РОССПЕН), предпочитает согласиться с тем, что автоматического предоставления избирательных прав не было.

21 ноября 1937 г. «Правда» специально разъясняет, что кандидатов может быть «два, три и более».

Обращаю Ваше внимание на либеральное отношение «тоталитарного» режима к документам: на выборах можно было предъявить и профсоюзный билет.

Такая мера, как обязательное запечатывание бюллетеней в конверт, делала тайну голосования в 1937 г. более гарантированной, а вбросы левых бюллетеней сложнее.

«Правда», 27 октября 1937 г.

Понятно, что Ворошилов не мог разорваться на все округа, которые пожелали его выдвинуть, скорее всего он снял свою кандидатуру в этом округе. «Правда» сообщает о регистрации в качестве кандидата по Семилукскому округу трактористки Дарьи Цыганковой.

Посмотрим сколько же в итоге регистрировалось кандидатов на один округ на примере Грузинской ССР.

«Правда» от 17 ноября 1937 г.

В итоге были избраны.

«Правда» от 19 ноября 1937 г.


На мой взгляд, именно обсуждение и выдвижение кандидатов на реальных собраниях людей, которые работали бок о бок, делали выборы подлинно демократичными. Поэтому и проходили в высший орган законодательной власти СССР реальные представители народа, поэтому я и считаю Сталина и сталинистов настоящими демократами.

Что касается давления и интриг представителей власти, то куда же без него? Но ведь на живом собрании сложнее протащить неугодного народу кандидата. Многие из нас помнят свое равнодушие на подобных собраниях в позднем СССР, когда народ лениво голосовал за предлагаемых властью кандидатов. Но ведь эта лень и согласие происходили от общей удовлетвореннсти жизнью. Попробовала бы сегодня власть вернуть подобный порядок…

Институту всеобщих выборов в этом году исполняется 75 лет. Первое голосование, в котором участвовало население страны в более менее полном составе, состоялось в 1937 году – тогда был выбран Верховный совет СССР. Нарушений при голосовании тогда не было, вбросов, фальсификаций голосов, как и шумной предвыборной кампании тоже не наблюдалось.

Первыми выборами, которые даже были названы «демократическими», стали выборы Верховного совета СССР в декабре 1937 года. Тогда они впервые проводились в соответствии с Конституцией 1936 года, которая гарантировала «всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании во все органы власти». В избирательных комиссиях впервые присутствовали не только партийцы и пролетарии, но и беспартийные, а также женщины и представители молодёжных организаций. Были даже зарубежные наблюдатели: они отметили, что советская система сделала шаг навстречу демократии, расширив состав участников и наблюдателей, но все кандидаты по‑прежнему выдвигаются под строгим контролем коммунистов, а в бюллетенях не из кого выбирать.

После 1937 года выборы не проводились почти 10 лет – из‑за войны. Затем был избран Верховный совет СССР второго созыва – это произошло в 1946 году. И после этого выборы проходили каждые четыре года. Только под конец Советской власти периодичность увеличилась до 5 лет – очевидно, в связи с плохим самочувствием и скоропостижными кончинами большинства членов Политбюро ЦК КПСС.

Различий между выборным процессом в разные годы практически не было. Выдвигался единый кандидат от блока коммунистов и беспартийных, он же был единственной позицией в бюллетене. Граждане приходили на избирательные участки, где их встречали музыкой, угощениями и даже сувенирами и детскими игрушками. Тех, кто свой гражданский долг игнорировал, вытаскивали на участки при помощи так называемых агитаторов: они ходили по квартирам (а в позднейшие времена звонили) и спрашивали, по какой причине тот или иной советский человек до сих пор не явился к урне для голосования и не отметился. Неявка была большим скандалом, почти антисоветчиной. Поэтому количество проголосовавших советских граждан не опускалась ниже 99% – колебались только десятые значения.

Последние истинно советские выборы прошли в 1984 году, и состоялись они тоже 4 марта. 99,94% бюллетеней было подано за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. А уже в 1989 году выбирали народных депутатов, и это были первые по‑настоящему альтернативные выборы, хотя, по мнению многих наблюдателей, до настоящей демократии им было далеко. Тем не менее, именно благодаря им в советский парламент попали такие люди как, например, Андрей Сахаров.

Во время вчерашнего дня тишины наш корреспондент попытался поговорить с теми избирателями, которые застали выборы в СССР. Должен сказать, что советского человека мощно зашугали: сочетание видеокамеры и слова «выборы» распугивало людей лучше слезоточивого газа. Но с парой человек ему поговорить все же удалось, и эта пара всячески дала понять, что советские выборы их совершенно удовлетворяли.

Но одна женщина оказалась не такой благожелательной. Привести её слова он, к сожалению, не может, поскольку она активно агитировала за одного из кандидатов и выдвигала всяческие обвинения. Однако общий смысл ее выступлений был таков: в Советском Союзе умели подтасовывать результаты не хуже, чем в новые времена.

Paraphrasing tool is an article rewriter tool used to create what appears to be new content from what already exists. Paraphrasing tool works by replacing specific words, phrases, sentences, or even entire paragraphs with any number of alternate versions to provide a slightly different variation with each paraphrasing. Paraphrasing tool can spin as many times as needed. However, paraphrasing tools are more sophisticated now a days, and can now result in perfectly readable articles which appear original.

Paraphrasing tool or article rewriter can change the meaning of a sentence through the use of words with similar but subtly different meaning to the original. For example, the word “picture ” could be replaced by the word “image ” or “photo “. 1000+ of word-for-word combinations are saved in either a text file or database thesaurus to draw from. This ensures that a large percentage of words are different from the original article.

This free or best article rewriter tool is used to paraphrase or rewrite full length articles or find new ways to write simple phrases, sentences or single words. Whether your aim is to remix articles for a blog posts, research papers assignments, final year research projects , email, will do the job.

How to use this paraphrasing tool

  1. How to Input Text

    Type or copy and paste in the text(content to rewrite) box you wish to rewrite. If you have already looked over your article and you are satisfied with the spelling and grammar, then enter the correct (Recaptcha) answer and then click the ‘Submit’ button. Your re-written work will appear below.

  2. How to Spin

    To make the work even easier for you, simply hit ‘Enter’ after you have entered the correct (Recaptcha) answer, assuming that the text you want to paraphrase is already entered in the first box.

  3. Text Limit

    If you already have a chunk of text (for example an essay, article or a single sentence) and you need to paraphrase this text, then this spinbot Paraphrasing-Tool will be of help.

  4. Registration

    No need to register/log-in or give any personal information to use this spinbot paraphrasing tool.

How this Article Rewriter Works


This image shows how this paraphrasing tool work

Plagiarism

Writing is an essential element of every student and content writer. A Good and plagiarism free content that is unique provides useful information that readers want. Writing your own unique content can take time. To hire a writer for original content can be expensive and for many students or writers, it is not possible on their budgets. As an alternative to completely unique content, older articles can be rewritten so that they become completely a unique article. The fastest and efficient way to rewrite older articles is by using online or a paraphrasing software to do the job.

Avoid overuse of work from previous authors

In your original work, you can quite a limited amount from a previously written work because if you quote too much, you can get in trouble for copyright infringement. Although, there is no stated amount for the number of words to use before you stop being safe, try to use your initiative and know when you’re doing too much. Paraphrases are supposed to be just a small portion of the original work, if it becomes too much, it can be pointed out that the new work was gotten from the original one and that can make your work be seen as weak. For your paper to be relevant, it has to be able to have its own identity; i.e. stand on its own. Any paraphrased part of it should only be there to support and elucidate the research paper.

November 20th, 2015

В истории избирательных кампаний советского периода выборы 10 февраля 1946 года по праву занимают особое место. Это были первые выборы, проводимые в СССР спустя менее чем полгода после окончания Второй мировой войны, когда её разрушительные последствия ещё в полной мере сказывались в социально-экономической и культурной жизни страны. Избирательные комиссии сталкивались с огромной массой нерешённых проблем, связанных с подготовкой выборов, учетом избирателей, образованием избирательных участков, организацией подсчёта голосов по итогам выборов.


Изменение границ СССР на Западе и Востоке страны по итогам Второй мировой войны поставило на повестку дня вопрос об организации выборов на территориях, вошедших в состав СССР, об их политико-государственном статусе и представительстве в высших органах государственной власти, что требовало соответствующих решений, принимаемых на высшем политическом уровне. Помимо огромного числа проблем, связанных с организационной стороной избирательного процесса, а также геополитическими изменениями в послевоенном устройстве, с которыми в той или иной мере сталкивались все избирательные органы послевоенных государств, возникали и вопросы, обусловленные сугубо отечественной спецификой. Советская избирательная система не имела достаточного опыта организации и проведения прямых выборов в общегосударственный орган, которые в довоенный период проводились в течение достаточно краткого времени, составлявшего менее четырех лет.

Первые (после 1917 года) прямые выборы Верховного Совета СССР первого созыва состоялись 12 декабря 1937 года, а 12-19 января 1938 года прошла первая сессия Верховного Совета СССР. В последующие годы неоднократно проводились дополнительные выборы: в марте и в июне 1940 года, в январе и феврале 1941 года. Довыборы проводились в связи с расширением территории СССР, а также в результате досрочного прекращения полномочий части представителей депутатского корпуса вследствие масштабных политических репрессий (освободившиеся вакантные мандаты «врагов народа» оперативно заполнялись на новых выборах). В связи с началом Великой Отечественной войны Президиумом Верховного Совета СССР 5 декабря 1941 года было принято решение об отсрочке выборов на год, в дальнейшем полномочия Верховного Совета СССР неоднократно продлевались на очередной год (указами от 9 декабря 1942 года, от 16 декабря 1943 года, от 14 декабря 1944 года). Аналогичным образом продлевались полномочия и нижестоящих советов. Фактически срок полномочий депутатского корпуса Верховного Совета первого созыва составил более восьми лет вместо четырёх.

Естественно, что за эти годы необходимая база организации и проведения выборов была утрачена, а опыт ведения предвыборной работы в значительной мере подзабыт. Значительная часть депутатского корпуса местных советов (составлявшая кадровую основу избирательной системы на общесоюзных выборах 1937 года) погибла в ходе оккупации, была призвана в армию, переместилась вглубь страны в ходе эвакуации населения, промышленных предприятий и учреждений. Кроме того, на части территории СССР, подвергшейся в ходе боевых действий вражеской оккупации, в полном объёме не были восстановлены выборные органы государственной власти и местного самоуправления (формирование восстановленных органов осуществлялось не в ходе выборов, заполнение вакантных мандатов проводилось посредством кооптации депутатов вышестоящими советами). В ряде местностей (прежде всего на Западной Украине, в Литве) участие в работе окружных и участковых избирательных комиссий было связано и с риском для жизни. Разрушения территориальной инфраструктуры (включая уничтожение многих населённых пунктов), потери, во многом безвозвратные, среди кадров избирательных комиссий, масштабные миграционные процессы, изменения в составе населения требовали организации всей работы по подготовке выборов «с нуля».


Кандидат в депутаты Верховного Совета СССР от Ханты-Мансийского национального округа Х.П. Пухленкина (в центре) среди членов окружной избирательной комиссии, 1946 год

В соответствии с принятой в 1936 году Конституцией Верховный Совет СССР состоял из двух палат. Совет Союза избирался гражданами по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения. Совет Национальностей во втором созыве избирался по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого национального (в дальнейшем - автономного) округа. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый обеими палатами. К компетенции последнего, в частности, относилось решение вопросов, связанных с созывом сессий Верховного Совета СССР, толкование действующих законов СССР, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал дату их проведения, а также единые формы избирательной документации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1945 года «О проведении выборов в Верховный Совет СССР» в связи «с окончанием войны и истечением полномочий Верховного Совета СССР первого созыва» выборы депутатов Верховного Совета второго созыва были назначены на 10 февраля 1946 года. 11 октября 1945 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет СССР. Для организации выборов была создана Центральная избирательная комиссия в составе 15 членов (председатель - В.В. Кузнецов, заместитель - Н.Г. Бруевич, секретарь - Н.Н. Шаталин).


Действующий порядок выборов в Верховный Совет СССР изначально не предусматривал возможности особого порядка представительства избирателей, находящихся за пределами территории СССР. Однако на момент проведения выборов значительная часть военнослужащих частей и соединений бывшей действующей армии находилась за пределами СССР: в освобождённых от фашизма странах Восточной Европы, в Северо-Восточном Китае и Северной Корее (после советско-японской войны 1945 года), а также Северном Иране (на территорию которого советские войска были введены в августе 1941 года и оставались там до весны 1946 года). Несмотря на начавшийся процесс демобилизации старших призывных возрастов и частичную передислокацию воинских частей на территорию СССР, в общей сложности за пределами СССР оставались более 2 млн. военнослужащих. Понятно, что вопрос об участии в выборах этой активной части избирательного корпуса, в буквальном смысле вынесшего на своих плечах Победу в Великой Отечественной войне, не мог оставаться нерешённым. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1945 года было установлено, что военнослужащие, находящиеся за пределами страны, принимают участие в выборах в Верховный Совет СССР по особым избирательным округам, образуемым в этих частях и соединениях по норме 100 тысяч избирателей на один избирательный округ, и избирают по одному представителю в Совет Союза и в Совет Национальностей.

Марка, выпущенная специально ко дню выборов 10 февраля 1946 года.
Первая советская марка на тему выборов


Хотя изначально право участия в выборах по особым округам оговаривалось лишь в отношении военнослужащих, уже 30 октября 1945 года командирам воинских частей и войсковых соединений было разрешено вносить в списки избирателей вольнонаёмных, членов семей военнослужащих, проживающих вместе с ними, а также граждан, находящихся в служебных командировках в районах расположения этих частей и соединений. Позднее право участия в выборах в Верховный Совет СССР по избирательным участкам, входящим в особые избирательные округа, было распространено на сотрудников дипломатических, торговых представительств, органов печати и иных советских граждан, пребывающих в районах расположения воинских частей и войсковых соединений Красной армии и ВМФ, находящихся за пределами СССР.

Всего в ходе выборов в Верховный Совет СССР второго созыва было образовано 26 особых избирательных округов, по которым были избраны 52 депутата Верховного Совета СССР. Практически все они - полководцы Великой Победы, бывшие командующие армий и фронтов, составлявшие цвет российской военной элиты. В их числе маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, Ф.И. Толбухин, будущие маршалы Советского Союза С.С. Бирюзов, В.И. Чуйков, В.Д. Соколовский, главные маршалы авиации А.Е. Голованов и А.А. Новиков, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, маршалы бронетанковых войск П.С. Рыбалко и Я.Н. Федоренко, маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, прославленные командармы А.В. Горбатов, А.С. Жадов, Д.Д. Лелюшенко и другие. Так армия-победительница голосовала за своих военачальников.


Группа депутатов - высших офицеров на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (1946 год). В первом ряду маршал Советского Союза К.К. Рокоccовский и главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов


Помимо организации голосования военнослужащих перед организаторами выборов встал вопрос о голосовании на территориях, вошедших в состав СССР в ходе и по окончании Второй мировой войны. После опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР о проведении выборов закрытым порядком было принято постановление Верховного Совета СССР, предоставляющее Военному Совету Особого военного округа (г. Кенигсберг), командирам находящихся на его территории воинских частей и соединений право осуществления функций исполкомов советов депутатов трудящихся, предусмотренных Положением о выборах в Верховный Совет СССР. В декабре 1945 года Военным Советом округа был утверждён состав избирательных комиссий, образовано 8 избирательных участков по Кенигсбергу и прилегающим районам. Для решения вопросов организации выборов был создан политотдел Гражданского управления округа. Одновременно гражданскими предприятиями, организациями, учреждениями проводилась работа по составлению и уточнению списков избирателей. К 10 января 1946 года в списки избирателей по гражданским избирательным участкам были включены 6 449 человек, а ко дню выборов эта цифра увеличилась и составила на 10 февраля 1946 года 9 419 человек. На выборах в феврале 1946 года избиратели Кенигсбергской области выбирали одного депутата в Совет Союза (был избран К.Н. Галицкий) и одного депутата по Ленинградскому округу в Совет Национальностей (депутатом по этому округу стал будущий советский премьер А.Н. Косыгин).

Член Центральной избирательной комиссии по выборам
в Верховный Совет СССР, трижды Герой Советского Союза
полковник А.И. Покрышкин (1945 год)


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года «Об образовании Южно-Сахалинской области в составе Хабаровского края РСФСР» на территориях Южного Сахалина и Курильских островов была образована Южно-Сахалинская область с центром в городе Тойохара (ныне г. Южно-Сахалинск). Соответственно, указанные территории были включены в состав округов, образуемых на территории края (при этом избиратели, находившиеся на территории арендованной СССР военной базы в Порт-Артуре, голосовали по особому избирательному округу).


Помимо части территории бывшей Восточной Пруссии, Курильских островов, южной части острова Сахалин выборы организовывались также и в Тувинской автономной области, которая до момента своего добровольного вхождения в состав СССР в октябре 1944 года являлась самостоятельным государством. Вхождение Тувинской Народной Республики в состав СССР на правах автономной области требовало интеграции в политическую систему союзного государства, что неизбежно влекло за собой кардинальные преобразования в государственном аппарате, реформу местных органов власти. Первые выборы на территории Тувы в Верховный Совет СССР первого созыва в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 года состоялись еще 29 апреля 1945 года (это были единственные выборы в военный период) и проводились по особым правилам (в частности, наряду с республиканскими, областными, районными общественными организациями и обществами право выдвижения кандидатур в депутаты в сельских местностях получили общие собрания крестьян). Выборы в Верховный Совет СССР второго созыва проводились уже в соответствии с общесоюзным Положением о выборах…, однако при образовании округов Тувинской автономной области была предоставлена своеобразная «льгота»: хотя население ТАО составляло менее 300 тыс. человек, ей был передан один мандат в Совете Союза. Таким образом, всего от Тувинской автономной области с населением порядка 100 тысяч человек избиралось 6 депутатов (1 депутат - в Совет Союза и 5 депутатов - в Совет национальностей).


В ходе подготовки и организации выборов государственным органам приходилось решать и вопросы, связанные со статусом отдельных категорий населения: бывших военнопленных, перемещённых лиц, а также представителей насильственно депортированных народов. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР закрытыми постановлениями принял ряд разъяснений. Так, постановлением от 1 декабря 1945 года было установлено, что «граждане СССР, переселённые в военное время из одних районов СССР в другие, - немцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, а равно и другие спецпоселенцы вносятся в списки избирателей на общих основаниях». Другим постановлением разъяснялось, что в списки избирателей на общих основаниях вносятся советские граждане, репатриированные и направленные к месту своего жительства, а также находящиеся в пунктах сбора (т.е. в фильтрационных лагерях). Исключение составляли репатрианты, лишённые избирательных прав, отбывающие наказание в местах заключения, а также находящиеся под следствием и содержащиеся в связи с этим под стражей. Граждане, подлежащие репатриации и находящиеся ко дню выборов за пределами СССР, вносились в списки избирателей и принимали участие в выборах в Верховный Совет СССР по особым избирательным округам.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией были освобождены от наказания лица, осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трех лет и к более мягким мерам наказания, а также осуждённые за самовольный уход с предприятий военной промышленности и других предприятий, на которые распространялось действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, и военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора. От наказания также освобождались лица, осуждённые за воинские преступления по пунктам 2, 5, 6, 7, 9, 10, 10а, 14, 15 и 16 статьи 193 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующим статьям уголовных кодексов других союзных республик. Предписывалось прекратить производство по всем следственным делам и не рассмотренных судами делам, о преступлениях, совершённых до издания настоящего Указа. Значительную их часть составили дела об уклонении от мобилизации в армию, о дезертирстве, самовольном оставлении части. Тем самым амнистированные вчерашние дезертиры были восстановлены в избирательных правах и формально подлежали включению в списки избирателей. Однако на местах данное решение было воспринято далеко неоднозначно, и на практике встречались случаи неисполнения данной нормы избирательными комиссиями.


В 1945-1946 годах Президиумом Верховного Совета СССР был принят ряд решений о возможности восстановления в советском гражданстве бывших граждан России, оказавшихся после 1917 года на территориях других государств, а также граждан СССР, утративших советское гражданство (Специальные указы были приняты в отношении бывших сограждан, проживающих на территориях Маньчжурии и Болгарии). Восстановленные в гражданстве включались в списки избирателей по особым избирательным округам. Одновременно право свободного добровольного выхода из советского гражданства и переселения в Польшу было предоставлено лицам польской и еврейской национальностей, ранее состоявшим в польском гражданстве, и членам их семей. Желающие должны были до 1 ноября 1945 года подать соответствующее заявление в Комиссию Президиума Верховного Совета СССР по рассмотрению вопросов приёма, выхода и лишения гражданства СССР. Но поскольку многие из них проживали в отдаленных регионах, либо проходили службу в рядах Красной Армии, процедура выхода из гражданства затягивалась, а в практике работы исполкомов местных советов, воинских частей постоянно возникали коллизии, связанные с их учётом в качестве избирателей.


Для повышения явки принимались дополнительные меры по организации голосования для отдельных категорий избирателей. В мелких подразделениях Красной Армии и войск НКВД, расположенных в пограничной полосе, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии, а также для избирателей на островах, в пунктах зимовок Крайнего Севера и в местах кочевья допускалось в виде исключения образование избирательных участков с численностью от 25 до 50 избирателей. Избирательные участки были организованы на морских судах и в пассажирских поездах дальнего следования. Для полярных станций и зимовок допускалась передача данных об итогах голосовании по радиосвязи.


Выборы 1946 года, как и все советские выборы, были безальтернативными: голосование осуществлялось за одного кандидата. По сути, указанные выборы вкупе с выборами 1937 года заложили традицию безальтернативных выборов в СССР, сохранившуюся до конца 1980-х годов.

Сергей Заславский, начальник Управления общественных связей и информации Аппарата ЦИК России, доктор юридических наук