Юношеская влюбленность. Некоторые аспекты проявления юношеской любви. Любовь в юношеском возрасте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Мичуринский аграрный университет»

Педагогический университет

Факультет естественнонаучного и гуманитарного образования

Кафедра педагогики и психологии

Реферат по дисциплине « П сихология»

Тема: «Первая любовь: её роль и значение в жизни юношества»

Мичуринск-Наукоград

Введение

1. Психологические особенности юношеской любви

2. Как люди выбирают друг друга

3. Значение и роль «Первой любви» как эмоционального состояния в юношеском возрасте

4. Психологическая помощь и последствия при преодолении негативных переживаний юношеского возраста

5. Факторы «застревания» на первой любви

Список литературы

Введение

Все мы знаем фразы: «Любви все возрасты покорны», «Любовь зла, полюбишь и козла», «Без любви белый свет не мил» и т. д. и т.п. Таких фраз огромное количество. Насколько они верны или неверны?

Мы видим на улице двух пожилых людей, поддерживающих друг друга, видим целующихся в метро подростков, слышим и знаем истории про жуткую ревность, про самоубийства из любви, про преступления во имя любви. Какая она любовь? Что скрывается за этим словом? Можно ли найти общий рецепт любви? Если спросить разных людей, что для них означает это слово, то услышим совершенно противоположные ответы. Для кого-то это жить друг для друга, кто-то скажет, что это смотреть не друг на друга, а в одном направлении. Есть люди, считающие, что не бывает любви без сексуальных отношений и есть масса примеров, когда любовь есть, а сексуальных отношений нет.

Да, таким людям гораздо сложнее выражать свои чувства, сложнее доверять людям, гораздо труднее создавать семьи и, тем не менее, у многих получается. Дети, живущие в семьях, быстро понимают какой смысл, вкладывают родные люди в слово «любовь». С пониманием приходит и оценка. Оценка того, что скрывается и какой истинный смысл в отношениях людей. Нередко бывает, что семьи не распадаются из-за того, чтобы у ребенка была полная семья. Подросшие дети говорят в глаза родителям, что это не «любовь» к ним сохраняла семью и что они давно видели и знали цену такой «семьи». Если с раннего возраста дети видят и слышат, что словом можно манипулировать, то потом они это переносят и в свои отношения. Тогда мы слышим: «Если ты меня любишь, то….» Любовь с условием, любовь с манипуляциями, шантажом. Может быть это не любовь? Ведь если делаешь больно, плохо любимому человеку, то любишь ли его? Но, у каждого свое наполнение любви. Для кого-то тот, кто рядом должен делать все или отказывать себе во всем, для кого-то естественное выражение любви жертвование собой, а для кого-то любовь возможна только на равных.

Наш детский опыт наполняется дальнейшим смыслом в социуме. То, что нам казалось, что любовь бывает только как у мамы с папой или других родных, перестает быть истиной. Чтение книг, просмотр фильмов и сама жизнь вносят серьезные коррективы. Когда бывает первая любовь? У кого-то в 3 года, у кого-то в 6, кто-то полюбит в 13, 20, 30, 50, а может и никогда… Взрослые не верят, в раннюю любовь. «Это все глупости», отмахиваются, когда слышат, признания от детей. «Вот вырастешь, тогда и будешь про любовь говорить». Также смешными кажутся взрослым людям любовные отношения в 60, 70, 80 лет. «Это она из-за квартиры, из-за денег», «Ему бесплатная сиделка понадобилась». Но, разве есть книга или закон, в которых написано когда любовь может случиться впервые, когда будет последняя любовь? Есть ли где правило, по которому известно, что любовь может быть только одна, настоящая или сколько может быть у человека таких чувств? Известно ли кому-нибудь, что любовь должна длиться день, год, десятки лет?

Разные науки: философия, психология, история и пр. пытаются дать человеку определения, границы любви. Нужны ли они? В психологии выделяют различные стадии и названия любви. Люди читают и сравнивают: У нас год назад была любовь-страсть, а теперь: любовь-дружба. Наши отношения перешли со второй стадии на третью.

Нужны ли для любви классификации, стадии, параметры, станет ли легче, если знать на какой стадии вступать в брак, а на какой разводиться или рожать детей? Вряд ли большое количество людей становится счастливее, когда с помощью тестов и определений узнают, на какой стадии находится любовь.

Может ли человек жить без любви? А кто определяет, что они живет без любви: он сам или окружающие? Многие люди утверждают, что спокойно обходятся без любовных ощущений и всего, что с ними связано. Есть и огромное количество людей, которые говорят, что без любви это не жизнь. Иногда, действительно предпочитая смерть, жизни без любви. Сколько людей, столько и ответов на эти вопросы. Как у каждого человека любовь будет разной, так и разной будет жизнь с нею или без нее. А может ли один человек любить по-разному? Конечно, может. Самый простой пример: мать любит по-разному своих детей, даже если это однополые близнецы. Если объекты любовного выражения разные, то и любовь может быть разной.

Мир проиграет очень много, если дать четкие определения чувствам и эмоциям. Один человек может годами оплакивать любимую собаку, а другой остается спокойным при смерти матери. Для одного хорошо хохотать во весь голос, другому комфортно сдержанно улыбаться. Гораздо легче и комфортнее жить на свете, зная, что ты имеешь право на собственные чувства и эмоции. Зная о том, что нет готового шаблона, нет определения, нет экспертов, которые скажут: «Он слишком молод, стар, некрасив, болен, умен, чтобы любить». Даже, если мы спрашиваем советов и сомневаемся, в душе, каждый знает, можно ли назвать то, что он чувствует Любовью. В любви один «эксперт» - сердце человека.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой -- достижение социальной зрелости. Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой проявляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и содействуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

Юность-это период жизни после отрочества до взрослости; это период, когда человек может пройти путь от непоследовательного, неуверенного отрока, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу, появляется первая любовь в жизни подростка. Как младший подросток нетерпеливо ждет появления вторичных половых признаков, так и юноша ждет, когда же он, наконец, полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, иногда старается заменить подлинное увлечение придуманным и т.д.Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, волнующие взрослых. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола.

1. Психологические особенности юношеской любви

Любовь -- это достояние общественно развитого человека.

В наше время нередко можно услышать разговоры о том, что научно-техническая революция и ускоренный темп жизни привели к снижению эмоциональной сферы личности, к рационализации духовной жизни человека, в том числе и любви. Сторонники такой точки зрения считают, что «любовь -- это пустые разговоры», «любовь -- привычка друг к другу», «по любви женятся те, кто не может жениться по расчету».

Но наша эмоциональная сфера сегодня не стала беднее. Дело в том, что к любви мы предъявляем все больше и больше требований. И в этом, кстати, видится одна из причин разводов.

Наиболее сложным для психолога является вопрос, который часто задают молодые люди: «Как зарождается любовь?» Специалисты (в частности, психолог Л. С. Алексеева) считают, что встреча будущих супругов оказывается подготовленной соответствующими состояниями человека и наличием у него предварительных «схем», или «эталонов» будущего супруга или супруги.

Вначале фиксируются внешние признаки, при этом наиболее информативными для оценки привлекательности другого человека являются телосложение, форма лица, глаза и губы (считается, что мужчины более взыскательны к внешности женщин). Фиксируется и то, насколько данный человек отличается от других.

Сформированное первое впечатление вызывает определенный отклик - потребность в установлении контакта с избранником для проверки его соответствия своему образу и избежания ошибок.

При непосредственном общении выясняются ценностные ориентации друг друга, взгляды, установки, отношения к нормам и правилам и т. д. Положительное начальное впечатление, совпадение взглядов и ценностных ориентаций вызывает появление «эмоции триумфа», которая всецело завладевает человеком. Свое эмоциональное состояние человек объясняет себе как возникшую любовь. Она пробуждает активность человека, обостряет его стремление к общению и взаимопониманию с возлюбленным.

Молодые люди часто принимают состояние влюбленности за любовь. Конечно, любовь начинается с увлечения, с симпатии, но не всегда влюбленность перерастает в любовь. Существенное отличие между этими близкими чувствами заключается в отношении к объекту любви.

Если человек испытывает сильное и яркое чувство, но сосредоточен главным образом на себе и своих переживаниях,-- то это, скорее всего, влюбленность. В любви же центр тяжести чувств сконцентрирован на любимом человеке, на его интересах, заботах, чувствах.

Юным, а порой и взрослым, очень важно разобраться в своем чувстве, понять, любовь это или увлечение. Попытки выделить критерии любви делаются давно. В последнее время к решению этой проблемы подключились психологи. Ниже приводятся отдельные критерии любви, которые можно обсудить. Возможно, в беседе выявятся и другие критерии любви.

Критерии любви-привязанности:

Появление положительных эмоций и чувств при встрече с любимым (любимой) или воспоминании о нем (ней).

Наличие постоянной потребности общения с любимым (любимой).

Проявление общих или сходных взглядов на окружающий мир, наличие схожего мировоззрения, общих интересов, идеалов, устремлений.

Интерес к духовной, профессиональной, общественной жизни друг друга, а также к привычкам друг друга, вкусам, настроению, к делам и т. п.

Сочувствие, сопереживание в трудные моменты жизни.

Проявление чувства ревности как естественного чувства взаимного обладания и близости двух любящих людей.

Наличие критерия «Ромео и Джульетты», т. е. готовности остаться с любимым (любимой), даже если все родные и окружающие против этого выбора.

Стремление любящих к браку и желание иметь детей.

Я предлагаю вам некоторые высказывания великих людей на данную тему. Какие из них вам наиболее близки?

В.Г. Белинский: «Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет... но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму»

Гегель: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя...»

А.И. Герцен: «Любовь и дружба -- взаимное эхо: они дают столько, сколько берут»

Л. Дюма-сын: «Любовь без уважения не может ни далеко зайти, ни высоко подняться, это -- однокрылый ангел»

Д.И. Писарев: «Любить человека и не мешать ему в жизни, не отравлять его существования непрошеными заботами и навязчивым участием -- это такой фокус, который немногим по силам»

А. Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении -- вот что значит любить»

Юношеская любовь имеет свои особенности. Большинство юных подготовлено к встрече с нею развитием своего организма, уровнем сознания. Из умных книг, хороших кинокартин, из рассказов старших товарищей, родителей, родственников большинство юношей и девушек уже знают, что любовь -- это удивительное, прекрасное чувство, это нравственная ценность. И они ждут ее, стремятся скорее ее испытать. Наступает время свиданий, объятий, поцелуев. В этот период первое увлечение, первая симпатия кажется многим настоящей любовью на всю жизнь.

Но, как известно, первая юношеская любовь очень редко заканчивается созданием семьи. По-видимому, эта любовь необходима для проверки биологической и социально-психологической зрелости личности. Память каждого человека сохраняет первую юношескую любовь, и спустя многие годы он вспоминает о ней без горечи и обиды.

Юношей и девушек особенно беспокоят внешние проявления их любви. Отсюда частые вопросы: «Как вести себя на первом свидании?», «Когда можно впервые поцеловаться?», «Может ли девушка назначить свидание?» и т. п. На эти вопросы молодые люди хотят получить точный ответ: что можно, а чего нельзя. Мать или отец вполне могут ответить на такие вопросы своих детей. Но эти ответы будут очень разными. Кто-то будет опираться на свой жизненный опыт, кто-то на культурные ценности своего времени, а кто-то посоветует пойти за голосом своего сердца.

Я предлагаю вам так называемую «Шкалу любви и симпатии», разработанную психологами Л.Я. Гозманом и Ю.Е. Алешиной, которая поможет вам лучше понять себя.

Шкала любви и симпатии

Инструкция: Ниже даны 14 утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).

Варианты ответа: да, это так; вероятно, это так; вряд ли это так; это совсем не так.

1) Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.

2) Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.

3) Я могу сказать, что она (он) принадлежит только мне.

4) Она (он) очень умный человек.

5) Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.

6) В большинстве случаев она (он) нравится людям почти сразу же после знакомства.

8) Я думаю, что мы с нею (ним) внутренне похожи друг на друга.

9) Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ей (ему) было хорошо.

10) Мне хотелось бы быть похожим на нее (него).

11) Мне приятно чувствовать, что она (он) доверяет мне больше других.

12) Она (он) одна (один) из самых обаятельных девушек (юношей), которых я знаю.

13) Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без нее (него).

14) Я уверен(а), что она (он) хорошо ко мне относится.

Но и эта шкала не даст вам никаких однозначных ответов. Только вы сами можете ответить себе на этот вопрос. Да и так ли важно для вас навесить «ярлык» на собственные чувства, не лучше ли радоваться жизни и научиться проживать то, с чем вы соприкоснулись в данный момент.

2. Как люди выбирают друг друга

Юноши и девушки часто считают, что любить -- это просто, а вот найти объект любви -- трудная задача. Проблема выбора будущей невестки или зятя не безразлична и для родителей. Сколько волнений и переживаний, сколько конфликтов возникает между родителями и детьми по поводу выбора, сделанного сыном или дочерью! Как часто можно услышать от родителей: «Она тебе не пара», «Только через мой труп», «Наплачешься ты с ним» и т. п. Действительно, выбрать достойного себе и приемлемого для родных спутника жизни - сложнейшая психологическая проблема.

Древнегреческий миф гласит, что когда-то на свете не было мужчин и женщин, а жили и процветали на земле сросшиеся двуполые существа -- андрогины. Красоты они были изумительной, доброты необычайной, а самое главное, они обладали огромной силой, которая из года в год умножалась. Сила андрогинов привлекла внимание самого Зевса, который, опасаясь, что они когда-нибудь дерзнут посягнуть на трон богов, рассек их пополам. Каждая половина устремилась к другой: они обнимали друг друга, сплетались между собой, стремились срастись и вновь стать одним целым, но безрезультатно…

3. Значение и роль «Первой любви» как эмоционального состояния в юношеском возрасте

Любовь в юношеском возрасте - это одно из важнейших событий этого возраста. Память о нем сохраняется, как правило, на всю жизнь, благодаря ярким и незнакомым переживанием.

Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб. Когда хотелось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий. Плохой сон, аппетит и настроение, если не было взаимности и наоборот - весёлое настроение, повышенная трудоспособность и желание всех обнимать и целовать, если эти чувства находили отклик у любимого человека.

С точки зрения психологии, первая любовь - это первое настоящее личностное испытание для человека. От того, как человек переживёт период своей первой любви, зависит окончательная «достройка» его личности. Дело в том, что каждый из нас живёт в обществе, в котором оговорены условия жизни и поведения в обществе, в каком бы качестве мы не находились. Ребёнок знает как ему вести себя, студент знает, от чего зависит его успеваемость, взрослые знают, что нужно делать, чтобы семья была в порядке. А вот при первой любви, тебе самому приходится решать, как поступать, ты сам себе и студент и экзаменатор. Здесь нет прописанных правил, никто этому не учил, да и невозможно прописать правила для влюблённых, так как первая любовь задаёт человеку совершенно свободный масштаб его личности. Здесь вы уже не успешный ученик, не заботливый отец, не хороший товарищ или внимательный муж, здесь вы раскрываетесь в отношении к другому человеку - такой, какой вы есть.

Роберт Семёнович Немов определяет первую любовь как возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. У девушек они обычно появляются несколько раньше и имеют более глубокий характер, чем у юношей. В отношениях, о которых идет речь, формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный, индивидуально своеобразные ответ на вопрос «каким быть?».

Для И.Ю. Кулагиной первая любовь - юношеская любовь. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может появиться первая настоящая влюбленность. Влюбленность - импульсивное, бурное, хотя и поверхностное чувство. Она и любовь - две стороны взаимосвязанного процесса. Любовь начинается с влюбленности, влюбленность кончается любовью. Влюбленность, как ослепительная вспышка, может на короткое время обжечь, ослепить, лишить разума.

Первая любовь - это чаще всего просто влюбленность, которая быстро проходит, но запоминается навсегда только потому, что она первая. Мальчишки и девчонки в первой любви познают себя, пробуют свои силы в завоевании симпатий особы противоположного пола. В древне-индийском трактате «Кама» о периоде первой любви говорится с добрым юмором: «Та, о которой я постоянно думаю, равнодушна ко мне: она стремится к другому, а тот любит другую. Между тем еще одна сохнет по мне. Провались же все: и та, и тот, и бог любви, и эта, и я сам!»

Первая любовь - это иррациональное, психологическое событие. Но не жизненное. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. Идя на встречу со своей первой любовью, мы заранее воспринимаем её как 16-20-летнюю девушку, либо юношу. Но в итоге - перед нами совершенно другой человек, который может сильно проигрывать нашему нынешнему спутнику жизни.

«Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его». Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии.

Для понимания психологических отличий любви взрослых людей от юношеской особенно важны три момента:

относительное завершение формирования самосознания;

расширение и дифференциация сферы общения и деятельности;

появление новых интимных привязанностей.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества.

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д.». Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой- довольно неопределенны.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви:

ЭРОС - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

ЛЮДУС - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

СТОРГЕ - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

ПРАГМА - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

МАНИЯ - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

АГАПЕ- бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовные переживания молодых мужчин содержат больше эротических и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых». Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие - такие, как людус - чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым». Если чувство обоюдное, юноша и девушка переполнены любовью и испытываем радость, если нет - она опустошает и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности. Любовь-страсть - состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстно влюбленные целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когда ее теряют. Но в отличие от юношей, девушки более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Парней же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.

Ожидание любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;

Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;

Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

«По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других - имеет место идеализация, в третьих - идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может».

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи». Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».

юношеский любовь психологический помощь

4. Психологическая помощь и последствия при преодолении негативных переживаний юношеского возраста

Юноши и девушки, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта по проблемам взаимоотношений со сверстниками, находятся в состоянии тревоги и страха. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Подростки и юноши часто слышат от близких: «Твои проблемы надуманы, не морочь мне голову». А между тем, речь идет очень часто не об объективно существующих затруднениях, а о переживаниях по поводу значимых отношений, их нарушения или невозможности их построить.

Искренность - одно из важнейших условий консультирования юношей. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что «в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Конгруэнтность представляет собой осознанную или неосознаваемую противоположность демонстрации фасада... Известно, что проявление самости не считается в психотерапии идеальным стилем. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу. Достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта».

Эмпатия является непременным условием консультирования. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире.

Один из часто встречающихся запросов - переживания по поводу разрыва с любимым человеком. В юношеском возрасте отношения отличаются скоротечностью и неустойчивостью, поэтому разрывы часты и болезненны. Как это ни странно, но переживание утраты сродни переживанию смерти близкого человека, так как он уходит из внутреннего мира клиента, перестает служить источником мотивов, а, следовательно, порождает схожую динамику переживаний. Р. Кочюнас отмечает: «Разрыв - это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства». В таких случаях консультанту необходимо иметь в виду, что, прежде чем выстраивать новые отношения с бывшим возлюбленным, молодой человек, так или иначе, скорее всего, проделает то, что З. Фрейд называл «работой скорби». Она проходит несколько более-менее выраженных этапов:

Этап отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разрывом. Душевная боль юноши столь велика, что может казаться, что жизнь кончена. На этой стадии ситуация разрыва воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Наконец он (она) от меня отвязался».

Этап озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Подростки и юноши способны «собрать» команду сочувствующих, которые из дружеских чувств к «брошенному» могут также выражать неприязненные чувства к инициатору разрыва.

Этап переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить отношения, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность.

Этап депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, резко снижается уровень самооценки, что часто не позволяет заняться каким-нибудь делом, чтобы хотя бы отвлечься.

Этап адаптации. Когда консультант встречается с клиентом, имеющим такую проблему, во время одной из вышеназванных стадий, его цель - помочь клиенту «перейти» в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни.

Диапазон проблем, возникающих после разрыва, довольно широк- от сниженной самооценки и депрессии, до невозможности заводить новые отношения. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможности контролировать ситуацию. Так как любовные отношения в юношеском возрасте, в большинстве случаев, разворачиваются на глазах у сверстников, страдания еще более обостряются. Главное в таком консультировании - это помощь в построении позитивной «Я»-концепции, преодоление непродуктивных переживаний.

5. Факторы «застревания» на первой любви

Один из факторов - неудачный брак. Сожалеть об упущенных возможностях может человек, который не получает в полной мере то, в чём нуждается сейчас в своей жизни. При этом включается воображение и человек рисует себе картину, в которой он со своей первой любовью живёт долго и счастливо.

Второй фактор - структура личности, которая склонна к раздвоению чувств. С одной стороны есть любовь к нынешнему супругу, а в голове прокручиваются всякие возможные варианты. И здесь, если предоставляется возможность, а тем более та, которая связана с такими сильными чувствами, то человек не в силах устоять.

Третий фактор - это свойственно людям с нарциссическими наклонностями, которые очень любят себя. Самоупоение, восхищение собой не позволяет забыть о том времени, когда было столько восхищения, столько приятных и нежных слов было сказано со стороны любимого.

Но самый важный фактор - это люди, особая категория людей, для которых психологически не существует никакого времени - ни настоящего, ни будущего, ни прошлого, никакого, кроме времени «всегда». Эти люди воспринимают всё, что происходило, отношения и людей, как часть своей жизни сейчас, несмотря на то, что прошло много времени, что обстоятельства изменились, что вернуть ничего нельзя. Для них - первая любовь - моя и только моя. И не просто была когда то, а есть и всегда будет.

Но самое страшное бывает не тогда, когда люди застревают на своей первой любви, а тогда, когда они не испытали этого чувства в молодом возрасте. И вот, дожив до сорока лет и более, они впервые влюбляются. Это катастрофа, несмотря на то, что любовь - прекрасное чувство, которое несёт в себе столько положительных эмоций и созидательного эффекта. Всё дело в том, что к этому времени, как правило, у людей уже сложилась жизнь, есть семьи, работа, всё, что нужно для счастливой жизни. И вдруг… приходит чувство, которое всё меняет, все переворачивает в жизни с ног на голову. И уже без этого - другого, любимого человека жизнь не имеет смысла. В этом опасность запоздалой любви. Первой любви, которая не спрашивает когда ей появиться, но приходит тогда, когда ей вздумается и всегда застаёт нас неподготовленными. А правила поведения при первой любви не прописаны нигде. Вот и приходится выдерживать это, возможно, первое серьёзное испытание личности самому, полагаясь уже не на опыт и разум, а на те самые чувства, сдержать которые не в силах.

Список литературы

1. Джефферс С. Уроки любви: Книга рецептов счастливых отношений./Перевод с английского М., 2007.

2. Дружинин В.Н. Психология эмоций, чувств, воли. М., 2003.

3. Зацепин В. Любовь и долг. Ты и я/Сост. Л. Антипина. - М., 2009.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1999г. Гл.I Юность и юношество в исторической перспективе.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Университет Российской академии образования. Гл. 7. § 2. Условия развития.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х книгах. Книга 2: Психология образования. М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001г. Стр. 235-236, 245-246.

8. РоджерсК. Что значит становиться человеком? Теории личности в западно-европейской и американской психологии/Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996.

9. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2007.

10. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия/Сост. Фролов Ю.И. - М., 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений. Переживание любви, построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении переживаний. Консультативная помощь. Диагностика регуляции переживаний.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2008

    Характеристика психологической природы дружбы и любви в юношеском возрасте. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Роль любви в жизни как привлекающей, объединяющей, гармонизирующей силы Вселенной. Значение развития романтической личности в себе. Разновидности любви у древних греков. Сознательный выбор партнера. Психология страстной любви, формирование потребности.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Любовь как форма поведения человека. Исследования по проблеме любви и дружбы в отечественной и зарубежной науке. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Анализ содержания проблемы дружбы и любви в юношеском, подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте. Психологические особенности юношеского возраста в исследованиях психологов. Методы исследований дружбы и любви в юношеских отношениях. Анализ концепции представителя гештальтпсихологии Курта Левина.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.

    реферат , добавлен 24.12.2008

    Любовь как высокая степень эмоционально положительного отношения. Рассуждения о любви известных людей, роль доверия в любви. Терпение и умение прощать как главные качества тех, кто способен по-настоящему любить. Влияние любви, любовь как вдохновение.

    сочинение , добавлен 07.12.2009

    Определение любви Э. Фромма как эротической любви. Эксперимент Хелен Фишер о мотивации любви. Нейрохимия любви. Медикаменты против огорчений в любви. Воздействие окситоцина на психоэмоциональную сферу мужчин. Изучение роли допамина в процессе любви.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Длительные любовные отношения и интенсификация взаимной симпатии, возникшей при знакомстве. Любовь и страсть как любовный треугольник в действии: концепция Роберта Стернберга. Теория любви-дружбы как "повзровслевшей" любви у супружеских пар и в семьях.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Любовь как высшая нравственная ценность и сложный объект для психологического анализа. Виды и разновидности любви. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях. Закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной.

учебному коллективу как ведущий фактор формирования дружеских привязанностей с возрастом теряет былое значение, дружеское общение все больше выходит за школьные стены.

В. А. Сухомлинский писал, что уже у 13- 14-летних подростков основой дружбы чаще становятся духовные интересы и потребности, чем увлечение каким-то определенным видом труда. Данные проведенного Кон И.С. опроса подтверждают это мнение.

Разумеется, дружеское общение всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с друзьями важное место занимают общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт, а также различные любительские занятия и хобби. Но не случайно от 20 до 40% опрошенных оставили вопрос о совместной деятельности с другом (речь шла именно о совместных занятиях и увлечениях) без ответа. Дружба ассоциируется главным образом с разговорами, спорами, обменом мнениями, что подтверждает ее коммуникативно- личностный характер.

Для понимания психологических функций дружбы очень важны ее возрастные рамки. Хотя в принципе люди предпочитают друзей собственного возраста, понятие "сверстник" относительно. В 40-50-летнем возрасте разница в пять-шесть лет совсем невелика, а два-три года и вовсе не заметны. Иное дело - в ранней юности.

Пятнадцати- шестнадцатилетние юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослыми для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшими нередко принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала.

Однако тяготение к сверстникам еще сильное. Данные как зарубежных, так и отечественных исследований свидетельствуют, что фактически среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники. Да и в ответах на вопрос: "Человека какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом - старше себя, своего возраста или младше?" - юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстникам (75-85% всех ответов), значительно реже- старшим и совсем редко - младшим. У девушек на первом месте также ровесница, но они значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим (от 39 до 50% ответов в сравнении с 13- 19% у юношей), зато младших не выбирают вовсе.

Возраст "идеального друга" приоткрывает некоторые не всегда осознаваемые психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Такая дружба основывается па принципе сходства

Почему же так редка ориентация на младшего? Потребность в общении с младшими, желание руководить, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Более того, юноши, имеющие младших братьев или сестер, выше, чем остальные, оценивают себя по таким качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, а так- же ожидают более высоких оценок в этом отношении от своих родителей и друзей. Общение с младшими, позволяя юноше проявить свои положительные качества и почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение.

Но как ни приятно юноше чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений не вполне отвечает его представлениям о дружбе. Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. По данным ряда экспериментальных исследований, представление о друге стоит значительно ближе к идеальному Я подростка, нежели к его представлению о своем наличном Я.

Младший для этой роли не подходит. Дружба с младшим воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как ее альтернатива. У тех, кто дружит исключительно с младшими, такой выбор в большинстве случаев вынужденный. Это либо результат отставания в развитии, когда по характеру своих интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо следствие каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни, свойственной мальчишеским компаниям, соревновательности, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т. п. Перенос эмоциональной привязанности на младших часто является известной психологической компенсацией.

Для выявления сравнительной степени психологической близости юношей и девушек с ближайшими друзьями и иными значимыми лицами (мать, отец, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель) Исследователь (Кон И.С.) применял три семиранговые шкалы, измерявшие понимание (от "полностью понимают" до "совершенно не понимают"), доверительность в общении (от "всегда"до "никогда") и субъективная легкость общения.

Оценки, которые юноши и девушки дали тому, как их понимают окружающие

люди, в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях они стоят ближе к положительному, чем к отрицательному полюсу. Подавляющее большинство опрошенных не чувствуют себя непонятыми, эмоционально и духовно изолированными.

Тем не менее и у юношей, и у девушек всех возрастов "ближайший друг" (как правило, сверстник своего пола) занимает ведущее положение.

В контрольном исследовании московских школьников с 5-го по 10-й класс, проведенном А. В. Мудриком, фиксировалось не только насколько хорошо, по их мнению, понимают их мать, отец, друг и другие люди, но насколько важно для них понимание этого человека, независимо от степени фактической близости с ним. Отвечая на второй вопрос, мальчики называли родителей (по отдельности) чаще, чем друга (ответы девочек противоречивы). Но как только оценивается фактическая психологическая близость (понимание и доверительность в общении), предпочтение отдается другу. Уровень понимания со стороны матери, занимающей в этом отношении второе место, отца, любимого учителя и других взрослых оценивается ниже, причем

с возрастом (особенно от 14 к 16 годам) эта оценка понижается, тогда как положение друга остается более или менее стабильным.

Еще яснее выражена эта тенденция по шкале доверительности. Резкое снижение доверительности с родителями опять-таки приходится на период от 14 до 16 лет, после чего положение стабилизируется. Отчетливо выступают также различия в оценке психологической близости с матерью и отцом. Характерно, что у девочек возрастное снижение доверительности общения с отцом отсутствует, так как уже в 14 лет она весьма низкая. По шкале легкости общения эти возрастные тенденции выражены менее определенно, но порядок рангов значимых лиц остается таким же.

Существенных различий в дружбе старшеклассников в зависимости от уровня образования их родителей обнаружено не было. Этому есть три взаимодополнительных объяснения. Во-первых, социалистическое общество систематически разрушает и стирает социально-классовые различия. Во-вторых, многие социальные различия, существующие в семьях, нивелируются школьным коллективом, где представлены дети из разных социальных слоев. В сфере же свободного общения влияние сверстников особенно велико.

Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма "психотерапии", позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность, то есть совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного "образа Я". Пока этого нет, подросток мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных

свойств их объекта. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны.

Социальная психология склонна объяснять это скорее сложностью процесса межличностного общения, социальной незрелостью и коммуникативной некомпетентностью партнеров. Дифференциальная психология придерживается

точки зрения, что требования к другу и дружбе зависят не только и не столько от возраста, сколько от типа личности. В ранней юности, пока индивид еще не научился корректировать собственные реакции, их острые углы проявляются наиболее резко.

Каждое из этих объяснений в какой-то мере справедливо. Юношеская дружба ближе всего стоит к романтическому идеалу, но ей свойственны и все его издержки.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его

Благодаря интимно-личностному общению сознание, рефлексивные способности достигают новых высот развития. Через идентификацию и обособление в общении юноша развивает в себе способности к рефлексии на свою Я- идентичность и на свои способы обособления, контролируя и корректируя весь диапазон своих возможностей(навыков, интуиции, и таланта предвидения последствий), имеющихся в арсенале продуктивного общения. В общении со сверстниками у юношей с развитым самоуважением и хорошим воспитанием, безусловно доминирует толерантный тип общения. Эта категория молодежи общается в своем кругу по законам лояльного типа общения. Однако в юности человек эмоционально горяч, жаркие чувства могут застлать очи пеленой страсти и спровоцировать агрессивное нападение на обидчика или на того, кто был воспринят как недоброжелатель. Но искренней и чистый человек склонен, нагрубив, раскаяться.

Психические изменения происходящие в этом возрасте, неразрывно связаны с физическими изменениями .

4.Динамика возрастных изменений половых функций. Известно,что в отличие от всех других физиологических функций половые функции детерминированы возрастом. В целом до наступления полового созревания большая часть сексуальный проявлений пребывает в латентном состоянии и развертывается в пубертатной фазе, продолжаясь в репродуктивном периоде. Таким образом, любое проявление сексуальности необходимо соотносить с возрастом.

В юности человек проходит следующие периоды половых проявления : пубертатный, переходный, период зрелой сексуальности.

Пубертатный период- период на протяжении которого в организме, совершаются внутренние перестройки, завершающиеся достижением половой зрелости, т.е. способности к размножению. Начало процесса полового созревания обусловлено гипоталамическим отделом мозга. Перестройка гормональной регуляции сопровождается изменением физического облика и психической сферы. Важный признак пубертатного развития –установление регулярной активности гонад, проявляющиеся в у девушек менструациями, а у юношей – эякуляциями. Установление внутрисекреторной активности гонад у обоих полов проявляются фазовыми изменениями темпов роста отдельных сегментов скелета, установлением пропорций тела и развитием вторичных половых признаков. Если появление признаков пубертатного развития у обоих полов начинается в подростковом возрасте (у девочек могут появиться первые признаки пубертата еще в детстве), то завершение пубертатного развития происходит в юности: у девушек в 17-18 лет, у юношей в 21-22года происходит остановка роста скелета.

Пубертатный период период кризиса, который носит крайне сложный характер из-за гормональной перестройки и коренной перестройки психической сферы.

Психика в пубертатном периоде наиболее ранима.Это определяется физическим состоянием подростка и юноши, когда бушующие железы еще не пришли в согласованное взаимодействие, когда не прошла синхронизация функционирования всех органов. Это определяется и ранимостью психики, побуждаемой гормональными бурями и социальной позицией.

На фоне общей ранимости психики особой уязвимостью отличается сексуальная сфера. Специалисты-сексологи полагают, что именно в пубертатном периоде половое созревание должно совершить переход от романтической стадии через похотливое ослепление сексуальной фазы с ее неуловимо-навязчивой фиксации психики на генитальной сфере к стадии зрелого полового созревания, гармонически сочетающего чувственность с высочайшими идеалами человеческой любви.

Основная тенденция пубертатного периода- стремление к самоутверждению всех сторон личности –находит проявление и в половой сфере, нередко завершаясь началом половой жизни.

При этом однако, общие тенденции развития сексуальных проявлений молодежи весьма разнообразны. Одни устремляются в романтическую любовь, другие- в беспорядочный секс.

Медики выделяют особый, переходный период в развитии мужчины.

Переходный период –характеризуется беспорядочными, случайными половыми связями. Для него наиболее типично чередование эксцессов(крайних проявлений), с более или менее длительными абстиненциями, протекающими на фоне суррогатных (мастурбации, дневные поллюции) или викарных (ночные поллюции)форм половой активности. Этот период может завершиться обретением постоянного партнера или вступлением в брак.

Период зрелой сексуальности характеризуется установлением уровня половой активности, приближающегося к индивидуальным особенностям, определяемым условиями жизни человека, половой конституцией, а также общими ценностными ориентациями на жизнь и свое место в мире. Этому способствует возможность иметь близость с постоянным партнером, с супругом.

Юность лишь только движется в направлении к зрелой сексуальности. По мнению ряда сексологов, кульминация сексуальной активности у мужчин достигает в 17-19 лет. Половая энергия ищет соответствующего выхода, рождает в психике внутреннюю напряженность. Помимо физиологических потребностей, создающих напряжение, есть еще и психологическое напряжение, которое связано с представлением о начале половой жизни как о доказательстве вожделенной взрослости. Половая жизнь выступает как средство для самоутверждения.

В юности молодые люди хорошо понимают и чувствуют, что природа готовит их к воссоединению, которое дарует в своем апогее любовь и детей. В то же время социальные ожидания окружающих, направлены на то, что юноши и девушки должны начать влюбляться.

5. Любовь в юношеском возрасте

Любовь- это чувство сильной привязанности, горячей сердечной склонности, влечение к конкретному человеку. Любовь как высшее проявление лучших качеств личности и как переживание высших чувств воспета в веках- в мифах, стихах и романах. Одним словом, и природа, и социум готовят молодых людей к любви. Юность –возраст ожидания любви.

Юноши и девушки меняют отношение друг к другу по природным, социальным и психологическим побуждениям. В их общении, безусловно, присутствует размытая напряженность, которую порождают физическая и психологическая напряженность, а также напряженность, связанная с усилением требований гендерных ролей. Молодым предстоит научиться общению на новых основаниях. Это должно быть общение мужчин и женщин, которое не только соответствует социальным канонам и идеалам той культуры, к которой принадлежат эти люди, но и обеспечивает каждой из сторон достижение явных и скрываемых целей. Однако здесь может и не быть осознаваемых целей –молодые люди могут быть наивны и непосредственны.

Общение в группе приятельствующих юношей и девушек развивается по своим законам. Присутствие в одновозрастном сообществе юных людей противоположного пола провоцируют особую стилистику общения. Здесь властвует флирт.

Флирт- любовно-эротическая игра, кокетство. Флирт окрашивает своеобразными интонациями голос, веселит и лукавит взгляды. Флирт волнует кровь.Здесь присутствует провокация, эротический подтекст.

Общение юноей и девушек включает в себя специфические мужские и женские позы и жесты. Многие молодые люди вольно или невольно захвачены заимствованными из своей или иной культуры способами кокетства и обольщения «другой стороны» . Девушки рядятся во флер, тонкие шелковые ткани, надевают одежды, подчеркивающие их женские прелести. Юноши также не хотят отставать в приемах и форме одежды, усиливающих их физическую мужественность. Иной раз российский молодой человек демонстрирует свою мужскую стать по типу латиноамериканских мачо, так как физически этот образ весьма выразителен. Одежды, позы и жесты- знаковая идентичность которая имеет значение в узнавании и принятии (или непринятии) представителей своего круга и возраста.

Диапазон общения может быть столь разнообразно представлен в реальной жизни молодого поколения, что трудно описать даже типичное. Однако можно указать на крайние проявления в отношениях между юношами и девушками: всегда поколение молодых порождает своих романтиков и своих циников.

Романтизация другого- внутренняя потребность возвышенной души. Идеализация, поэтизация другого дает упоительное волнение, творит ощущение душевного полета, раскрывает удивительную красоту и бесконечную многозначность мира и в то же время обрекает на неизмеримые страдания из-за собственного несовершенства.

Юный романтик может переживать общение с идеальным образом в своем воображении.

Готовность к страстной любви, муки чувственных волнений в воображаемых обстоятельствах приводят к чувству одиночества, обособления от всего мира. Романтика часто одиноки и отчуждены от других и от самих себя. Они невосполнимо несчастны.

В то же время в юности произрастают циники- юноши и девушки, легко проявляющие грубую откровенность, вульгарно бесстыдные к нормативам нравственности, благопристойности, к человеческим ценностям, пользующихся всеобщим признанием. Это могут быть спонтанные циники, поступающие бесстыдно от неведения, от отсутствия культуры, но это могут быть и молодые люди, которые приняли для себя циничное отношение к другим, ко всему миру в целом в качестве своей жизненной философии. В отношениях со сверстниками противоположного пола их цинизм особенно устрашает.

Кроме романтиков и циников в общении полов взаимодействуют восторженные личности и рациональные личности. Когда носители этих двух противоположностей воссоединяются друг с другом и, стремясь к взаимной идентификации в чувствах, беседуют по поводу любви, то видно, насколько неравнозначны их отношения: восторженный, склонный к экзальтации в крайнем возбуждении делает поспешные предложения, а рациональный рассудочно и логично оценивает результаты своих побед и возможность продолжения отношений. Здесь не важно кто из двоих экзальтирован, а кто свободен от влияния эмоций. Их ждут несовпадения. Рациональный занимает более защищенную позицию.

Романтика, восторг- знаки юношеской любви. В ранней юности даже самые светлые головы и рациональные умы жаждут восторга от романтических отношений.

Едва потеряв надежду на продолжение любовных песнопений, девушка становится грустной и одинокой. Юноша, не получивший поощрения, также склонен к печали и переживанию своей покинутости и ненужности. Спасение юность находит в убегании в иной мир- мир воображения.

Воображение помогает юным спастись от напряжения взаимных отношений и в своем внутреннем мире воздать условия, благоприятствующие вожделенному общению.

Позднее, заручившись некоторым жизненным опытом, став увереннее в себе, юноша становится достаточно самоактуализированным и, следовательно, достаточно устойчивым к перипетиям отношений с представительницами противоположного пола. Теперь даже в любви молодой человек способен оставаться вполне отчужденным, сохраняя свою индивидуальность и личностную автономность.

Именно об этом феномене писал А.Г. Маслоу: « …может показаться парадоксальным, так как индивидуализм и отчужденность на первый взгляд абсолютно несовместимы с той особого рода любовной идентификацией, которую мы обнаружили у самоактуализированных индивидуумов, отчужденность здорового человека может гармонично сочетаться с его абсолютной, полной идентификацией с предметом своей любви».

Постепенно, набирая жизненный опыт, молодой человек открывает для себя, что любовное отношение к человеку- это моральное отношение к нему. С.Л. Рубинштейн писал: «Моральный смысл любви (любви мужчины и женщины) в том, что человек обретает исключительное существование для другого человека, проявляющееся в избирательном чувстве: он самый существующий из всего существующего. Быть любимым- это значит быть самым существующим из всего и всех.» Взаимная любовь в юности выступает как первейшая потребность девушек и юношей, как высшая форма общения, утверждающая существование другого человека.

Итак, общение со сверстниками другого пола, несет в себе в ранней юности возможность развиваться личностно и социально через игры, флирт и романтические отношения. Молодые люди учатся взаимной идентификации, открывая для себя невозможность своего существования как изолированного «Я» в сфере отношений мужчины и женщины. В случае любви любовная идентификация открывает юному человеку способность радоваться существованию другого, любимого человека. При этом развитая личность влюбленного не растворяется в другом, а, оставаясь достаточно обособленной и самоактуализированной, проявляет себя в высшей степени способной к любви.

Общение со сверстниками противоположного пола в высшем проявлении своего потенциала – школа социальных отношений и восхождения личности к вершинам своего «Я», к вершинам самоактуализации.

Заключение.

Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Список литературы:

    Кон И.С. Дружба: Этико- спихологический очерк

    Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для студентов – М.

    Мухина В.С. Возрастная психология.Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений. Академия 2006 г.

    Исследования особенностей отношения к другому в юношеском возрасте 1.1 Понятие «отношение» в психолого-педагогической литературе 1.2 Психологические особенности ... в групповые эффекты сотрудничества-соперничества, дружбы -вражды, любви - ненависти, добра-зла, ...

  1. Особенности фрустрации в юношеском возрасте

    Курсовая работа >> Психология

    ... особенности переживания фрустрации в юношеском возрасте ; Описать полученные данные и результаты; Сделать необходимые выводы. ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ... дружбы и любви , являющиеся суперзначимыми для людей юношеского возраста . ...

  2. Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста , воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната

    Курсовая работа >> Психология

    Подросткового возраста 2.1 Основные психологические особенности подростков Подростковый возраст - ... заставляет его жертвовать дружбой , становится в... особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте , ... отсутствии родительской любви и при...

  3. Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте

    Курсовая работа >> Психология

    ... психологического явления исследователи занимали позицию агностицизма. Отношения любви в юношеском возрасте ... (филии), братской любви и дружбы . Напряжение постоянного... В.С.Мухина, говоря об особенностях отношений любви в юношеском возрасте , подчеркивает, что у...

Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Появляется стремление к общению со сверстниками противоположного пола.

В исследованиях И.К.Кузнецовой установлено, что в содержании представлений о сверстниках противоположного пола высоко оцениваются качества, выражающие отношение к другим людям, способствующие установлению дружеского общения. В представлениях о сверстниках своего пола (т.е. о себе) и у юношей, и у девушек выражена ориентация на те качества личности, которые способствуют достижению социального успеха, что отражает, по-видимому, потребность юношей в самоопределении, прежде всего в профессиональном плане.

Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.

Юношеская потребность в само-раскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически яв-ляется, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возмож-на только на основе относительно стабильного образа “Я”. Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания ; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей. Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному “кодексу”, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь - высокая степень эмоционально- положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допус-кает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16—18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не ком-пенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее открове-нен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества.


Зачастую юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмо-ционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в са-мораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некото-рым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределен-ность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т.п. Озабоченность ритуальной сторо-ной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к пе-реживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед во-просом, “правильно” ли они поступают с точки зрения норм своей поло-возрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно неопределенны.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные совре-менная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви:

1) эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полно-му физическому обладанию;

2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая воз-можность измены;

3) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко под-дающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5) мания - ирра-циональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

б) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Любовные переживания молодых муж-чин содержат больше эротических и особенно людических компонен-тов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подро-стков и юношей, нежели для взрослых.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.

Как бы родители ни отрицали тот факт, что их ребенок уже вырос и может испытывать чувство влюбленности, рано или поздно это придется признать. Любовь подростков — очень сложный период в жизни детей в возрасте 14 лет. Скорее всего, взрослые знают об этом не понаслышке, а на собственном опыте.

Подростковая любовь в 14 лет

Чувство влюбленности относится к обязательному этапу, который связывают со взрослением человека. Для кого-то эти эмоции остаются теплыми и нежными воспоминаниями на всю жизнь, а кто-то грустит из-за того, что отношения не сложились. Бывает и так, что подростковая влюбленность перерастает в настоящую любовь, которая длится не один десяток лет, а то и всю жизнь. О таких людях говорят, что они настоящие счастливчики.

Часто родители подростков начинают паниковать, когда замечают за своим ребенком признаки влюбленности. Происходит это из-за того, что людям свойственно забывать о своем прошлом опыте. Конечно, родителей в такой ситуации прекрасно можно понять. Им свойственно беспокоиться за безопасность своего ребенка. Но надо постараться понять его, так как именно сейчас у подростка начинается процесс получения опыта общения с противоположным полом.

Признаки влюбленности

Любовь подростков в 14 лет обычно сопровождается следующими признаками:

  1. Резкая смена настроения в течение дня.
  2. Рассеянность и забывчивость. В особенности это касается малозначительных вещей.
  3. Появление новых увлечений и интересов.
  4. Усиленное внимание к своему внешнему виду.
  5. Ухудшение успеваемости в школе.
  6. Постоянный контроль своего смартфона.
  7. Потеря заинтересованности к привычным занятиям и увлечениям.

Первая любовь в 14 лет и ее особенности

Так устроено, что чувство влюбленности строится на инстинктах. Мальчику нравятся девочки. И когда он заводит свои первые отношения, они безумно ему интересны. Эмоции, получаемые от общения с объектом обожания, напоминают состояние легкой эйфории. И пребывать в ней хочется как можно дольше.

Причем подросткам свойственно любить такое состояние гораздо больше человека, который способствует его развитию. А значит, чтобы не допустить потери ощущения «бабочек в животе», подростку свойственно идеализировать возлюбленного, чтобы отношения не сошли на нет. Такое положение дел является абсолютной нормой и практически все через него проходят.

Подростковая любовь — гормональная перестройка

Первая любовь в 14 лет часто возникает по вине биологических процессов организма. В этот период подросткам свойственно присматриваться к противоположному полу. Поэтому неудивительно, что именно в этом возрасте происходит первая влюбленность.

Большинство школьников захватывает предвкушение данного чувства. Они пока не знают, когда и где оно их поджидает, но очень ждут его. Поэтому первая любовь очень желанна и необходима каждому человеку. Чувство учит подростков переживать, испытывать страсть.

Родителям необходимо понимать, что если ваш ребенок не влюблялся или не страдал от безответной любви, а также не переживает из-за отсутствия возникновения данного чувства, то это не всегда хорошо. Ведь лучше прочувствовать первую любовь именно в этом возрасте.

Касаемо мальчиков

В 14 лет девочки любовь как чувство уже осознают. А мальчики, казалось бы, ведут себя абсолютно нелогично, а порой даже очень странно. Изначально им свойственно выражать свои чувства довольно грубо. Все дело в том, что они пока не знают, как справляться с этими эмоциями и что с ними происходит. Таким вот образом проявляется любовь в 13–14 лет.

От страха и неумения выражать свои чувства они могут выглядеть довольно глупо. Им свойственно щипать или толкать понравившуюся девочку или задавать ей массу глупых вопросов. Более того, на глазах возлюбленной он может вести себя очень вызывающе, стараясь привлечь внимание или выглядеть в ее глазах настоящим героем. А также подросткам мужского пола свойственно долго засматриваться на понравившуюся девочку. После чего подходить к ней и «случайно» прикасаться.

А что по поводу девочек?

Когда мальчики в 14 лет любовь как чувство могут еще не осознавать, то девочки очень даже все прекрасно понимают. Поэтому большинству уже отлично известно: если мальчик ее донимает, постоянно смотрит и пристает, то очевидно, что он влюбился. А девочки, на которых мальчишки не обращают внимания, пускай даже довольно странным образом, нередко обижаются и чувствуют себя обделенными вниманием. Нередко они сами пытаются обратить на себя внимание либо спровоцировать на это действие понравившегося парня.

Иногда происходит и так, что девочка, за которой активно ухаживает парень, отвечает ему полным игнорированием. Но в то же время не дает и отказа, неосознанно оставляя надежду. Но продолжает избегать общения с ним, потому что пока никто из них не понимает, как себя вести в состоянии влюбленности. А также отсутствует понимание того, как общаться на тему этих чувств.

Часто девочки бывают очень напористыми в попытках понравиться возлюбленному. Они громко смеются в его присутствии, могут обзывать или дразнить объект обожания. Стеснительным и скромным девочкам свойственно другое поведение. Они пытаются привлечь внимание возлюбленного новой одеждой или прической. А также могут «случайно» сесть с ним на занятии за одну парту.

Еще старше

Любовь в 14–15 лет приобретает уже совершенно другие формы. Подростки готовы говорить между собой откровенно. Они уже прекрасно понимают свои чувства и осознают эмоции. В этом возрасте становятся неуместными глупые «подкаты» в виде щипков или громкого смеха.

Девушки и парни серьезно обеспокоены вопросом о том, как подойти к человеку, а также на какую тему начать разговор, чтобы не показаться скучным или навязчивым.

Это очень важный этап в развитии подростка, когда он начинает осознавать, что понравившийся ему человек может быть неидеальным. Девочки в этот период учатся правильно принимать ухаживания, а парни — ухаживать.

Польза подростковой любви

Состоя в отношениях, подросток учится:

  1. Разговаривать не только о своих увлечениях и интересах, но и слушать своего собеседника. А также давать огромное количество времени партнеру, чтобы он высказался.
  2. Стараются не перегружать друг друга своими проблемами и жизненными неурядицами.
  3. Создавать беседу таким образом, чтобы она стала более доверительной. Для этого задаются вопросы о возможных проблемах и личных переживаниях.
  4. Учится говорить о чувствах, а не только о происходящих ситуациях и событиях.
  5. А также плавно переходить от разговора к объятиям и поцелуям.

То есть человеку в таких отношениях свойственно получать множество важных умений и навыков, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни.

Заявить о чувствах

Как признаться в любви девушке в 14 лет? В этом возрасте стеснительность берет верх. Часто это связывают со страхом, что объект обожания может отвергнуть чувства. Чтобы побороть чувство собственной неуверенности, необходимо продумать ситуацию в худшем варианте.

Следует рассмотреть возможные варианты отказа. И понять для себя, действительно ли так страшно будет получить отказ. Возможно, в вашей ситуации это покажется полным пустяком, которых в жизни может быть немало.

Конечно, отказ всегда слышать больно и неприятно. Более того, ваши чувства на этом могут закончиться. Иногда подросткам свойственно обманывать самих себя. Им кажется, что они боятся признаться в любви. А на самом деле за этим скрывается нежелание беспокоить человека, у которого скорее всего взаимных чувств нет.

Тут важно разобраться в ситуации и понять, что абсолютно любая реакция этого человека не зависит исключительно от тебя. А принимать признание или его отвергать — это исключительно выбор личности на основе ее чувств и эмоций. И вряд ли это решение кардинально поменяется после твоего признания. Но пока подросток не сделает первый шаг, чтобы заявить о своих чувствах, он не узнает ответа на свой вопрос.

Сейчас признание можно осуществить при помощи мессенджера или социальных сетей. Помимо этого, можно сделать это анонимно. А там уже все зависит от реакции девушки.

А можно ли назвать любовь подростков настоящей?

От психологов можно нередко услышать о том, что любовь в таком возрасте является лишь репетицией настоящего чувства. Несмотря на то что в подростках просыпаются потребность сближаться и поддерживать отношения на романтической ноте. На самом деле для них собственные интересы и переживания всегда остаются на первом месте. Поэтому принято говорить, что школьников привлекает не столько симпатичный объект противоположного пола, сколько эмоции, получаемые от чувств, которые он испытывает.

Такая стадия «любовного эгоизма» — совершенно нормальный процесс развития.

Следует отметить, что настоящая любовь в 14 лет — явление довольно редкое. Чаще всего такой возраст характерен для мимолетных увлечений и кратковременной влюбленности. Но это ничуть не сказывается на силе и качестве эмоций, которые свойственно переживать подросткам.

Поэтому родителям не стоит говорить детям о том, что это все временное явление, которое не относится к настоящей любви. А также делать акцент на том, что такие чувства не возникают в 14 лет и прочее. В такой ситуации необходимо серьезно относиться к чувствам своего ребенка. Но ни в коем случае не паниковать и не бить тревогу, а постараться поддержать подростка.

Реакция родителей

Как известно, чувство влюбленности затрагивает практически всех подростков. И для родителей наступает довольно сложный период, ведь в данный процесс нежелательно вмешиваться. Но несмотря на это, необходимо помнить, что чувства могут привести к печальным последствиям.

Пытаясь помочь, родители начинают активно узнавать у подростка о его личной жизни. Школьник, в свою очередь, воспринимает это как нападение на его личные границы свободы. На этой почве возникает немало конфликтов, которые проще предупредить, чем решать впоследствии. Не выдерживая долгого сопротивления, родители начинают идти на крайние меры и запрещают ребенку общаться с объектом обожания. А на испорченные отношения с собственным ребенком в данной ситуации мало кто обращает внимания, считая, что в скором времени все само по себе наладится.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка -«интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят - и имеют на это полное право - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников» (115, с. 123, 126, 128-130).