Мероприятие родоначальников российской словесности протопопа аввакума. Исследовательская работа и презентация "протопоп аввакум"

Старообрядческой Поморской общины в Нарьян-Маре пройдет финальное и ключевое мероприятие литературного проекта «Читаем вместе «Житие» протопопа Аввакума ». Этот проект был запущен в ноябре 2015 г. Музеем-заповедником «Пустозерск» в рамках уходящего Года литературы в России.

Чтение русской классики онлайн приобрело популярность в России всего год назад. В 2014 году первым таким проектом стало массовое чтение романа «Анна Каренина» в интернете. В декабре 2015 года уже не только Россия Льва Толстого.

Чтение произведения протопопа Аввакума — первый региональный литературный онлайн-проект в Ненецком округе. Для чтения организаторы подобрали 26 самых ярких событий из жизни Аввакума, описанных им самим в житии.

Протопоп Аввакум считается родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова и исповедальной прозы. Организаторы мероприятия ставят целью привлечь внимание к Аввакуму как выдающемуся писателю средневековья, который донес до потомков яркий и образный разговорный русский язык XVII века.

Пустозерск — первый русский город на Крайнем Севере, стал местом 14-летней ссылки, а затем казни Аввакума. В 1682 году он был сожжен с соратниками в деревянном срубе. Пустозерск прекратил существование в XX веке, последний житель покинул его в 1962 году. В 1991 году на месте исчезнувшего города — на пустозерском городище — староверами из Риги был установлен памятный крест. В 2012 году там же, рядом с местом сожжения протопопа Аввакума, соорудили часовню и трапезную.

Пустозерское городище находится в 60 км от Нарьян-Мара и является местом паломничества староверов всего мира.

23 октября завершил свою работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви. Среди прочих постановлений собор самые пространные определения касаются 400-летия со дня рождения признанного вождя старообрядчества, протопопа Аввакума, который в старообрядческой традиции почитается как священномученик и исповедник.

Собор постановил, в частности, построить в селе Григорово (Нижегородская область), где родился будущий духовный наставник старообрядцев, часовню, посвященную его имени. Помимо этого, в Пустозерске, в месте ссылки и смерти протопопа Аввакума, будет установлен крест-голбец - надгробный памятник в виде креста с кровлей.

В числе памятных мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума, присутствует Казанский собор на Красной площади в Москве: после бегства в 1651 году из Юрьевца-Повольского от паствы, возмущенной радикальной проповедью священнослужителя, Аввакум жил в Москве у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, служа в соборе и подменяя Неронова на время его отлучек.

В связи с этим собор РПСЦ постановил: «Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади».

Собор также определил начать работу по составлению полного собрания сочинений протопопа Аввакума. Редакцию предстоящего издания собор поручил известному исследователю древнерусской литературы доктору филологических наук Наталье Понырко, автору книг и множества публикаций, посвященных личности старообрядческого святого.

Для организации научной и исследовательской работы РПСЦ намерена обратиться в Институт русской литературы Российской академии наук - «Пушкинский дом», в собраниях которого хранятся житие протопопа Аввакума, а также многие его сочинения - например, «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о богородице» и другие.

К юбилею запланированы написание иконы священномученика Аввакума с клеймами его жития, а также издание текстов церковных служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму.

Старообрядческий собор запланировал также объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею и издать памятную медаль, посвященную 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.

РПСЦ намерена снять документальный фильм, посвященный духовному вождю старообрядчества. К юбилею будет запущен интернет-сайт, создан благотворительный фонд, издан художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума.

В церковных торжествах, посвященных памятной дате, ождается участие представителей различных старообрядческих согласий, в том числе делегации Белокриницкой митрополии - Русской православной старообрядческой церкви в Румынии, отношения с которой в начале 2000-х годов ухудшились настолько, что в 2008 году Архиерейский собор, Освященный собора и Духовная комиссия Белокриницкой митрополии всех древлеправославных христиан приняли решение о временном прекращении молитвенной связи с Московской митрополии РПСЦ. После 2010 года диалог между двумя старообрядческими церквями возобновился.

В постановлениях собора РПСЦ приглашение делегации Белокриницкой митрополии во главе с митрополитом Леонтием на торжества по случаю юбилея протопопа Аввакума обозначено отдельным пунктом.

В рамках юбилейных празднований запланированы также другие мероприятия.


Протопоп Аввакум. Жизнеописание

Аввакум Петрович Кондратьев родился 20 ноября 1620 года в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника.

В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен во диакона.

Словарь Брокгауза и Эфрона так описывает его личность:

«Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву».

В 1652 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники.

В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.

Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в «книжном исправлении». Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Никон и его справщики завели те «новшества», которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. От более сурового наказания - расстрижения - его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.

Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви, царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не «соединиться», то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но ненадолго.

Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».

В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая на соборе, собравшемся для суда над Никоном, после тщетных увещаний расстригли и анафематствовали за богослужением в Успенском соборе. В ответ на это Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Расстрижение Аввакума было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Опального протопопа пытались разубедить; очередная попытка увещания Аввакума произошла уже пред лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но протопоп твердо стоял на своем.

Сообщники его были казнены. Однако Аввакум был лишь наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Здесь в земляной тюрьме Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 26 октября Русские старообрядцы начали подготовку к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума Фото: public domain Юбилей будет отмечаться Русской православной старообрядческой церковью в 2020 году. 23 октября завершил свою работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви. Среди прочих постановлений собор самые пространные определения касаются 400-летия со дня рождения признанного вождя старообрядчества, протопопа Аввакума, который в старообрядческой традиции почитается как священномученик и исповедник. Собор постановил, в частности, построить в селе Григорово (Нижегородская область), где родился будущий духовный наставник старообрядцев, часовню, посвященную его имени. Помимо этого, в Пустозерске, в месте ссылки и смерти протопопа Аввакума, будет установлен крестголбец надгробный памятник в виде креста с кровлей.

2 В числе памятных мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума, присутствует Казанский собор на Красной площади в Москве: после бегства в 1651 году из Юрьевца-Повольского от паствы, возмущенной радикальной проповедью священнослужителя, Аввакум жил в Москве у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, служа в соборе и подменяя Неронова на время его отлучек. В связи с этим собор РПСЦ постановил: «Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади». Собор также определил начать работу по составлению полного собрания сочинений протопопа Аввакума. Редакцию предстоящего издания собор поручил известному исследователю древнерусской литературы доктору филологических наук Наталье Понырко, автору книг и множества публикаций, посвященных личности старообрядческого святого. Для организации научной и исследовательской работы РПСЦ намерена обратиться в Институт русской литературы Российской академии наук «Пушкинский дом», в собраниях которого хранятся житие протопопа Аввакума, а также многие его сочинения например, «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о богородице» и другие. К юбилею запланированы написание иконы священномученика Аввакума с клеймами его жития, а также издание текстов церковных служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму. Старообрядческий собор запланировал также объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею и издать памятную медаль, посвященную 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. РПСЦ намерена снять документальный фильм, посвященный духовному вождю старообрядчества. К юбилею будет запущен интернет-сайт, создан благотворительный фонд, издан художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума. В церковных торжествах, посвященных памятной дате, ождается участие представителей различных старообрядческих согласий, в том числе делегации Белокриницкой митрополии Русской православной старообрядческой церкви в Румынии, отношения с которой в начале 2000-х годов ухудшились настолько, что в 2008 году Архиерейский собор, Освященный собора и Духовная комиссия Белокриницкой митрополии всех древлеправославных христиан приняли решение о временном прекращении молитвенной связи с Московской митрополии РПСЦ. После 2010 года диалог между двумя старообрядческими церквями возобновился. В постановлениях собора РПСЦ приглашение делегации Белокриницкой митрополии во главе с митрополитом Леонтием на торжества по случаю юбилея протопопа Аввакума обозначено отдельным пунктом. В рамках юбилейных празднований запланированы также другие мероприятия. Протопоп Аввакум. Жизнеописание

3 Аввакум Петрович Кондратьев родился 20 ноября 1620 года в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника. В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен во диакона. Словарь Брокгауза и Эфрона так описывает его личность: «Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву». В 1652 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники. В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом. Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в «книжном исправлении». Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Никон и его справщики завели те «новшества», которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. От более сурового наказания расстрижения его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви, царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не «соединиться», то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но ненадолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

4 В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви». В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая на соборе, собравшемся для суда над Никоном, после тщетных увещаний расстригли и анафематствовали за богослужением в Успенском соборе. В ответ на это Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Расстрижение Аввакума было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Опального протопопа пытались разубедить; очередная попытка увещания Аввакума произошла уже пред лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но протопоп твердо стоял на своем. Сообщники его были казнены. Однако Аввакум был лишь наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Здесь в земляной тюрьме Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей. 14 апреля 1682 года они были сожжены в срубе в Пустозерске. Материал с сайта Rublev.com


Данное издание представляет собой полное собрание известных нам автографов и документов, связанных с личностью и делом главы первого поколения антиниконовской оппозиции протопопа Ивана Неронова, чье литературно-богословское

13. Церковный раскол XVII века В правление царя Алексея Михайловича в России произошло одно из самых драматических событий в русской истории раскол в Русской православной церкви. Поводом для раскола послужила

8 августа 2017 783 Институт Африки РАН исследует феномен старообрядчества в Африке Фото: Институт Африки Российской академии наук Русское старообрядчество появилось в Уганде в 2013 году. Столицу Уганды

9 сентября 2015 1350 Вятской епархии возвращены останки архиепископа Ионы (1674 1699), одного из ее создателей Фото: Вятская и Слободская епархия Останки второго вятского епископа были обнаружены лишь

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ 146 К. К. Мельникова С историей России неразрывно связана история Русской Церкви. На положение Церкви всегда влияло кризисное время. Одним из самых

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» Исторический факультет Кафедра

2 декабря 2016 548 Глава Молдавской митрополии крестил младенцевтройняшек Фото: Пермская епархия Таинство было совершено в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишиневе. Как сообщает официальный сайт

26 октября 2015 2016 Церковь отмечает праздник в честь Иверской иконы Божией Матери Фото: public domain Иверская икона одна из самых почитаемых чудотворных икон Пресвятой Богородицы. В IX веке во время

25 ноября 2016 1262 У российских нотарусов появились святые покровители Фото: Федеральная нотариальная палата Ими были выбраны святые мученики Маркиан и Мартирий, которые при жизни были секретарями у патриарха

Жизнь старообрядцев в прошлом и настоящем 1. Староверы! вечно гонимые, вечно ссыльные так Александр Солженицын в своей книге Архипелаг Гулаг характеризует старообрядцев. Потомков тех, кто в 1654 году,

Урок 7. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное Один необязательный урок, почти целиком состоит из чтения. В кабинете стоит размеченная книга. Эпизоды, конечно, можно варьировать. Читаю про то, как

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ НИКОЛАЙ, ЕПИСКОП ЯПОНСКИЙ (1912) Память его празднуется 3 февр. в день преставления Высокопреосвященный Николай, в миру Иоанн Димитриевич Касаткин, родился 1 авгycтa 1836 г. в селе Береза

Поход в Рогожскую слободу Сегодня будет репортаж о месте, куда я давно собирался сходить, но дошел совсем недавно - о Р огожской слободе, центре московского старообрядчества Белокриницкого согласия. Р

План проведения занятий по Истории Христианской Церкви (56 часов) с детьми 12-16 лет (основная ступень) 1.Цели и задачи занятий по Истории Христианской Церкви. Краткое содержание плана. История Христианской

4 апреля 2016 1610 Болгарская церковь может канонизировать митрополита Бориса (Разумова) Фото: public domain Иерарх был убит в 1948 году лишенным сана священником Ильей Стаменовым. Официальный сайт Болгарской

Аввакум Петрович, протопоп города Юрьевца-Поволжского, расколоучитель XVII столетия, родился в селе Григорове (в нынешнем Княгининском уезде Нижегородской губернии) между 1605 и 1610 годами. Отец его был

9 августа 2016 2307 По Вятской земле в 15-й раз проходит Великорецкий крестный ход старообрядцев Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера» Шествие началось сегодня, 9 августа, и продлится пять дней. Как

Икона «Собор Соловецких святых», кон. XX в. Из ризницы Соловецкого монастыря УДК 271.22 ББК 86.372 С60 C60 Соловецкий патерик (репринтное издание) Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской

П/п книги Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), и его жизнеописание. книги 1 Дух, душа и тело. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 39 2 Господня Пасха. Святитель Лука Крымский (Войно- Ясенецкий) 327 3 Святитель-хирург.

Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2 5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: Благодать вамъ и миръ отъ Бога Отца нашего

20 октября 2015 1794 В Америке скончался последний хранитель Тихвинской иконы протоиерей Сергий Гарклавс Фото: ИА «Вода живая» Священнослужитель скончался 19 октября в одной из больниц Чикаго. В ночь с

Принято на педагогическом совете Протокол от августа 2016г. Утверждаю: Директор школы О.В. Караванская Приказ от августа 2016г. Рабочая программа Предмет учебного плана ОРКСЭ Основы православной культуры

25 ноября 2015 2077 На территории древнейшего северного монастыря пройдут археологические раскопки Фото: public domain Весной 2016 года группа археологов приступит к работам в бывшем Кирилло- Челмогорском

Из фонда Библиотеки Нижегородской духовной семинарии МИТРОПОЛИТ НИЖЕГОРОДСКИЙ И АРЗАМАССКИЙ НИКОЛАЙ (Кутепов) Митрополит Николай (Кутепов) (1924-2001) один из видных деятелей Русской Православной Церкви

5 октября 2015 2450 В Греции освящен первый храм в честь преподобного Порфирия Кавсокаливита Фото: imlagada.gr Прославление афонского подвижника в лике святых состоялось в ноябре 2013 года. Храм в честь

Митрополит Московский и Коломенский Макарий ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ, 1883 г., том 5, отдел 2, главы 1-3 Мне известно было, что братом моим, в Бозе почившим высокопреосвященным Макарием, митрополитом Московским,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 7 класса на 2016-2017 учебный год Направление: общекультурное Учитель: Троненко Н.Я., первая квалификационная категория 1.

6 ноября 2015 1676 В Брюсселе освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы Фото: Русская Православная Церковь в Бельгии и Нидерландах Храм стал первой в Бельгии церковью, посвященной празднику Покрова. В

14 декабря 2015 4913 Rublev.com запускает мобильное приложение Фото: rublev.com Презентация приложения состоится 15 декабря в Москве. 15 декабря в Москве состоится презентация приложения для смартфонов,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол 1 от 9.08.014 года. Согласовано зам. директора

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Научно-популярная статья

Белорусская Православная Церковь Минская духовная семинария УТВЕРЖДАЮ Ректор Минской духовной семинарии Архиепископ Гурий (Апалько) 2016 г. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Методические указания по

Донская икона Божией Матери защитница земли русской Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ в 2016/2017 учебном году. ЗАДАНИЯ. 8 КЛАСС. Время на выполнение заданий 60 минут. Общая сумма баллов 100 Задание 1. (2 балла за каждое правильно

Преподобный Максим Грек: Он не боялся обличать самого царя Преподобный Максим Грек В 1518 году.максим Грек приезжает в Москву. Когда игумен Ватопедского монастыря на Афоне избрал его в качестве ученого

26 мая 2017 2431 Протоиерей Владимир Диваков стал третьим из ныне здравствующих протопресвитеров Русской церкви Фото: Московская епархия До этого момента сан протопресвитера носили о. Матфей Стаднюк, почетный

Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной Культуры» для 7 класса разработана на основе концепции учебного предмета «Православная культура» (Концепция и программа учебного предмета

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ епископа Орского и Гайского ИРИНЕЯ пастырям, монашествующим и всем верным чадам Орской епархии Русской Православной Церкви 2013/2014 «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех

"Опыт актуализации темы прославления подвига новомучеников и исповедников на примере проекта - "Ходатаи земли нашей. Священномученик Василий Инфантьев", победителя международного грантового конкурса «Православная

ФОНД ИМЕНИ СВЯЩЕННИКА ИЛИИ ПОПОВА 12 февраля 2016 г. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Дорогие друзья, коллеги, единомышленники! Читайте в нашем очередном информационном письме: Страница Фонда в социальной сети Facebook

История России. Часть 1. Л.В.Селезнева Время тестирования 25 мин Количество вопросов 30 Количество вопросов на 5 26 Количество вопросов на 4 21 Количество вопросов на 3 15 1. центральную власть укрепляло

ПОЛОЖЕНИЕ О ДУХОВНОМ ПОПЕЧИТЕЛЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ НА ОСНОВАНИИ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРОГРАММЫ РЕЛИГИОЗНОГО (ПРАВОСЛАВНОГО) КОМПОНЕНТА

Елена Филякова Тайны и загадки названий московских храмов Вместо предисловия Читатель недоумённо пожмёт плечами: какие могут быть тайны у названий? Они же всем известны. Настоящие тайны могут быть спрятаны

ЛИТУРГИЯ (знаменного роспева) Киев 2010 ЛИТУРГИЯ (знаменного роспева) Весьма справедливо святые отцы называют наши духовные ощущения "радостопечалием": это чувство вполне выражается знаменным напевом,

НАШ ХРАМ Выполнил: Пасько Серафим, обучающийся МБОУ лицей г.зернограда Руководитель:Новикова М.П. «Благочестивые наши предки не могли жить без храма он был так же необходим для души народа, как дом и пища

Епархии; RSS; Духовенство Контакты Гостевая книга Епархиальное управление Храмы Главная» Фотоальбом» Орловско- Ливенская епархия. 21391087367987 Главная страница. Великий Росийский старец архимандрит

1 Начальная ступень «История Христианской Церкви» (70 часов). Пояснительная записка Содержание и особенности преподавания предмета. История христианской церкви является основополагающей дисциплиной в системе

17 августа 2017 172 В 21-й рейс отправился корабль-церковь «Андрей Первозванный» Фото: Новосибирская митрополия В этом году традиционная православная духовно-просветительская и благотворительная миссия

25 ЛЕТ 125-летию и 75-летию УДК 25 ББК 86.372 Д 76 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р17-711-3244 Д 76 «Друг друга тяготы носите...»: жизнь и пастырский подвиг

30 мая (12 июня) Священномученик Василий (Смоленский) Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича

Россия в XVII в. Внутренняя политика. Внутренняя политика Царь Михаил Федорович (1613-1645) 11 июля 1613 г. венчание на царство. Беспрерывные заседания Земских соборов в течение первых 10 лет правления.

ПЕРВАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА В НОВОКУЙБЫШЕВСКЕ В выставке приняли участие более 80 церковных и светских организаций из России, Украины, Беларуси игреции: монастыри, храмы и обители, храмы Новокуйбышевского

ГОРОДСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ Тема исследования: «Святейший Патриарх Тихон наш земляк»

Резолюция IV Всемирного конгресса казаков Мы, казаки и потомки казаков из России, стран дальнего и ближнего зарубежья - участники IV Всемирного конгресса казаков, прошедшего 28-30 сентября 2012 года в

Утверждаю Председатель С очеркасскии, религиозного ия и катехизации Русской Православной Церкви «ОС» 2014 г. ПОЛОЖ ЕНИЕ О ДУХОВНОМ ПОПЕЧИТЕЛЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮ Щ ЕЙ НА

Вечная память мученикам и исповедникам за Христа пострадавшим! По состоянию на 1913 год в Костромской епархии было 4 викариатства: Кинешемское, Макарьевское, Нерехтское, Ветлужское, насчитывалась 21 монашеская

8 ноября 2013 года Выпуск 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 1 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 2 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru 3 Сайт «Никольский храм»» www.nikolskiyhram.ru

НЕДЕЛЯ 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево:

Билет 1 1. Творение Богом мира и человека. Шесть дней творения. 2. Понятие о Божественном Откровении. Св. Предание и Св. Писание. 3. Христианство на Руси до св. князя Владимира. Св. княгиня Ольга. Билет

Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1Цар.1:28), так же привела

4 НОЯБРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА Обучающиеся 6Г класса под руководством классного руководителя Меркуловой Д.А. подготовили презентацию об истории праздника «День народного единства» и на уроке, посвященном

ДПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ФИЛИАЛ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Урок по истории России в 10 классе. Тема: «Церковный раскол и его значение» Компетентностный подход сегодня является ведущим в построении гражданского воспитания. Он связывает воедино знания, умения и

СПИСОК НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ТРУДОВ профессора кафедры ДиХОМ Васина Николая Ивановича за 2011-2016 гг. Наименование Характер Выходные данные Объѐм Соавторы п/п работы 1 2 3 4 5 6 1. епископа Липецкого

МЕМОРАНДУМ о сотрудничестве между Русской и Элладской Православными Церквями по организации паломнических поездок Москва. Октябрь 2012 «ПРИИДИТЕ ПОКЛОНИМСЯ И ПРИПАДЕМ КО ХРИСТУ». Церковь, следуя в своей

8 декабрь2012 года И в Боге пребудем, и Бог в нас пребудет. Бог бо, - сказано, - любы есть, и пребывай в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16). Тема номера: Святитель Иоасаф, епископ

Белорусская Православная Церковь Минская духовная семинария УТВЕРЖДАЮ Ректор Минской духовной семинарии Архиепископ Гурий (Апалько) 015 г. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Учебная программа по специальности

БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о «Епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством» 2014 г. 1. Общие положения 1.1. Епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством

ЮБИЛЕИ ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(4). 2012, 286 292 ЮБИЛЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В 2012 году исполнилось 55 лет преподавателю ЕПДС Галине Семеновне Ващенко Ващенко Галина Семеновна родилась

РЕФЕРАТ ПО КНИГЕ П. И. Мейендорфа «РОССИЯ, ОБРЯД И РЕФОРМА: ЛИТУРГИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ НИКОНА В XVII ВЕКЕ» Голованов Омск 2012 [номера страниц оригинального издания приводятся в прямоугольных скобках] Голованов

5 декабря 1620 года родился протопоп Аввакум, один из главных идеологов старообрядчества, святой Русской православной старообрядческой церкви.

Личное дело

"Священномученик и исповедник Аввакум"

Фреска в Ильинском приделе Никольского храма (Москва)

Аввакум (1620 - 1682) родился в семье сельского священника Петра, сына Кондратьева, в селе Григорово под Нижним Новгородом. Отец его был привержен «питию хмельному», воспитанием детей, видимо, больше занималась мать - «постница и молитвенница», внушившая сыну глубокое религиозное чувство. В семнадцать лет Аввакум женился на четырнадцатилетней дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 1642 году был рукоположен в дьяконы, два года спустя - в священники. Стал служить в церкви села Лопатицы. С первых же дней строгость Аввакума восстановила против него его паству. С одинаковой суровостью он изобличал грехи и нерадивость и крестьян, и дворян, и представителей духовенства. Бескомпромиссный священник постоянно вступал в конфликты с местным начальством, воеводами и дьяками, упрекая их в злоупотреблениях. Из-за этого Аввакума нередко избивали, а однажды сбросили в Волгу, так что он едва выплыл.

В 1647 году Аввакум с женой и новорожденным ребенком вынужден был бежать из Лопатиц в Москву.

В Москве Аввакум встретился с протопопом Благовещенского собора Кремля и царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Аввакум вошел в объединившийся вокруг Вонифатьева круг представителей духовенства, стремившихся к исправлению церковной жизни и нравов Руси путем борьбы с пороками среди духовенства, проповеди христианской нравственности среди паствы, социальных мер (закрытие кабаков, устройство богаделен), а также исправления церковных обрядов и богослужебных книг. В истории это неформальное сообщество известно под названием «кружок ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка был и архимандрит Новоспасского монастыря Никон - будущий патриарх.

В начале 1650-х годов Аввакум был назначен протопопом в Юрьевец-Повольский (современый Юрьевец Ивановской области). Но там повторилась история, ранее случившаяся в селе Лопатицы: строгость Аввакума оказалась столь велика, что уже через два месяца местные жители «среди улицы били батожьем и топтали его». Аввакум снова бежит в Москву. Он служит в Казанском соборе, настоятелем которого был его близкий друг Иоанн Неронов, а также участвует в организованной патриархом Иосифом работе по исправлению церковных книг, путем сверки их с наиболее древними образцами.

В 1652 году патриархом становится Никон, который резко ускоряет ход церковной реформы. Исправление богослужебных книг продолжается, но уже не по древнерусским, а по греческим образцам.

Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов и Аввакум становятся лидерами церковной оппозиции, противостоявшей реформам патриарха Никона. После заключения Неронова в Спасов-Каменный монастырь Аввакум отказался служить в Казанском соборе по новому обряду и демонстративно перенес службу во двор дома опального Неронова, приспособив для этой цели «сушило» (сеновал). Был схвачен прямо во время всенощной и заключен в подземелье Адроникова монастыря. Перенес избиения и пытку голодом, но отказался принять нововведения Никона.

17 сентября 1653 года Аввакум «за ево многое бесчинство» был сослан с семьей в Тобольск. Там он продолжал «укорять ересь Никонову», поэтому в 1655 году его приказали отправить в Енисейск. Затем Аввакуму предписали в качестве отрядного священника отправиться в Забайкалье с отрядом воеводы Афанасия Пашкова. С Пашковым Аввакум непрерывно конфликтовал и претерпел от него немало притеснений. В Братском остроге по приказу Пашкова Аввакум был бит кнутом и заключен в «студеной башне: там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья! Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила». Перезимовав в Братском остроге отряд Пашкова отправился далее, через Байкал он проследовал по Селенге и Хилку до Иргень-озера, затем волоком до реки Ингоды, оттуда по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 года устья Нерчи. В обратный путь из Нерчинского острога Аввакум отправился весной 1661 года, снова пересек Байкал, зимовал в 1662 - 1663 году в Енисейске и в июне 1663 года очутился в Тобольске. Все эти годы он разделял труды казаков: тянул с ними суда, волок сани, валил строевой лес, охотился на зверя, ловил рыбу.

В 1663 году царь Алексей Михайлович вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника. Путь в Москву занял почти два года, при этом Аввакум «по всем городам и селам, во церквах и на торгах кричал», обличая никонианские реформы. Прибыв в столицу, Аввакум был окружен почетом. Алексей Михайлович всячески выказывал ему свое расположение. «Кланялся часто со мною, низенько таки, - рассказывал Аввакум, - а сам говорит: “благослови де меня и помолися о мне”; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне, и все бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас». Но Аввакум не уступил уговорам царя и бояр, не польстился на высокую должность царского духовника и предлагавшееся ему богатство и продолжил отстаивать свои взгляды. После того, как он подал царю гневную челобитную с требованием восстановить старые обряды, Алексей Михайлович отправил его в новую ссылку, на этот раз на север, в Пустозерск.

Иоанн Неронов, в то время уже смирившийся с церковными нововведениями, написал царю челобитную с просьбой смягчить участь Аввакума. Царь разрешил изменить место ссылки на Мезень. В марте 1666 года Аввакума привезли в Москву, где заседал специально собранный церковный собор. Аввакум содержался под стражей на Крутицком подворье, где его «увещевал» митрополит Павел, затем был послан «под начал» в Боровский Пафнутьев монастырь. 13 мая протопоп Аввакум и его соратник дьякон Федор после бурной полемики с участниками собора были расстрижены и преданы церковному проклятью в Успенском соборе Московского кремля. В ответ Аввакум сам проклял своих оппонентов.

После расстрижения Аввакум был привезен в Никольский монастырь на Угреши и помещен под церковью в отдельную «палатку студеную над ледником» под охраной стрельцов. Затем его вновь отправили в заключение в Боровск, а в августе 1666 года - в Пустозерск. Там он был заточен в земляной тюрьме, где провел пятнадцать лет.

14 апреля 1682 года Аввакум вместе с «соузниками» - попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором по указу царя Федора Алексеевича были сожжены в срубе в Пустозерске.

Чем знаменит

Виднейший лидер старообрядчества, идеолог и учитель. Во многом благодаря его трудам старообрядческая традиция сохранилась в годы гонений XVII века. Слава Аввакума стала распространяться по Руси еще во время его сибирской ссылки, а в дальнейшем его авторитет многократно усилился. Находясь в заключении, Аввакум написал множество посланий своим единоверцам. Когда не было письменных принадлежностей, писал лучиной. Через «верных людей» его письма передавались из Пустозерска в Мезень, оттуда в Москву, где во множестве переписывались и распространялись по всей Руси. В посланиях Аввакума отстаивалась правота старообрядцев и обличались пороки официальной церкви и властей.

Аввакум был духовным отцом другой знаменитой деятельницы старообрядчества - боярыни Феодосии Морозовой - и вел с ней переписку. Когда она, вместе с Евдокией Урусовой и Марией Даниловой, была уморена голодом в Боровске, Аввакум написал о них сочинение «О трех исповедницах слова плачевного».

О чем надо знать

Аввакум был выдающимся писателем и публицистом. Неподдельная страсть, исповедальная искренность, сочетание красноречия с разговорным языком в его сочинениях не оставляют равнодушным даже современного читателя. Главный труд Аввакума - его собственное «Житие» - было написано им в Пустозерске около 1673 года. Оно стало первым в русской литературе автобиографическим произведением. «Житие» сохранилось в нескольких редакциях, среди списков есть два автографа самого Аввакума. Также он сочинил «Книгу бесед», направленную на «крестособорную ересь никонианскую», «Книгу толкований», представляющую собой размышления о священном писании, труд «Снискание и толкование о божестве и о твари, и како созда Бог человека», «Книгу всем нашим горемыкам миленьким», три слова против толкования догмата троичности диаконом Федором, многочисленные челобитные и послания.

Прямая речь

«Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на неё набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: "матушка-государыня, прости! " А протопопица кричит: "что ты, батько, меня задавил? " Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: "долго ли муки сея, протопоп, будет? " И я говорю: "Марковна, до самыя смерти! " Она же, вздохня, отвещала: "добро, Петровичь, ино еще побредем"».

«А егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обременена, блудному делу и малакии всякой повинна, нача мне, плакавшеся, подробну

возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, слышавше от нея, сам разболевся, внутрь жгом огнем блудным, и горко мне бысть в той час. Зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил правую руку на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжежение. И отпустя девицу, сложа с себя ризы, помолясь, пошел в дом свой зело скорбен».
Из «Жития протопопа Аввакума»

«... запечатлен в живом аде плотно гораздо; ни очию возвести на небо возможно, едина скважня, сиречь окошко. В него пищу подают, что собаке; в него же и ветхая измещем; тут же и отдыхаем. Сперва зело тяжко от дыму было: иногда на земли валяяся, удушисься, насилу отдохнешь. А на полу том воды по колени, — все беда. От печали великия и туги неначаяхомся и живы быти, многажды и дух в телеси займется, яко мертв — насилу отдохнешь. А сежу наг, нет на мне ни рубашки, лише крест з гойтаном: нельзя мне в грязи той сидя носить одежды. Я уж не жалея, когда ел, когда не ел, — не спрашиваю и не тужу о том многажды. Иногда седмь дней, иногда десять, а иногда и сорок не ел, да бог помогает и молитвы святых отец и братии поспешествуют. От масленицы до Вербнаго воскресения не ел, да как стал хлеб от есть, так меня мыть мучило недель с пять: умер было, да добро, нечево себя жалеть...»
Описание пустозерской темницы в «Житии протопопа Аввакума»

«И в нынешнем, государи, во 165 (1656)-м году сентября в 15 день, как я, холоп ваш, буду по Тунгуске реке, не дошед Братцково острогу, на Долгом пороге, и тот ссыльной роспопа Аввакумко, умысля воровски неведомо по чьему воровскому наученью, писал своею рукою воровскую составную память глухую безымянно, буттось, государи, везде в начальных людех, во всех чинех нет никакия правды. И иные, государи, многия непристойныя свои воровския речи в той своей подметной памяти написал, хотя в вашей государевой даурской службе в полку моем учинить смуту. И то, государи, знатно, что он, вор роспопа, тем своим воровским письмом хотел приводить служилых людей на то, чтоб оне вам, государем, изменили и вашево б государева указу не послушали и от меня б, холопа вашево государева, отказались и были б не под вашим государевым указом <…> И то, государи, ево роспопино воровское письмо, ево руки, по сыску принесено ко мне, холопу вашему, и по вашему государеву указу я, холоп ваш, велел ему, вору роспопу, учинить наказанье — бить кнутом на козле, чтоб, государи, на то смотря, иныя такия ж воры впредь в ваших государевых ратех нигде такими ж воровскими письмами смуты не чинили. И как, государи, ему, вору роспопе Аввакумку, по вашему государеву указу давано наказанье — бит кнутом на козле, и он, роспопа, своим же воровским умыслом хотя служилых людей со мною ссорить, говорил в то время: "Братцы казаки, не подайте!" — буттось он, вор, на них, служилых людей, в том своем воровстве надежен. И иныя, государи, многия неистовыя речи говорил он, вор, почасту».
Отписка воеводы Афанасия Пашкова о наказании протопопа Аввакума кнутом за "многие неистовые речи"

10 фактов о протопопе Аввакуме

  • Протопопа Аввакума часто называют Аввакум Петров, но в этом случае следует помнить, что Петров - это не фамилия, а отчество.
  • В современном русском и в церковнославянском языках ударение в имени Аввакум падает на второй слог, но в старообрядческой традиции ударение в нем падает на предпоследний слог.
  • У Аввакума с женой Анастасией Марковной (1628-1710) было девять детей: Иван, Агриппина, Прокопий, Корнилий, Ографена, Ксения (Оксиньица), Афанасий. Имена еще двух сыновей не сохранились, поскольку они умерли маленькими - один по дороге в Тобольск и второй - на речке Нерче.
  • Передавать послания своим единомышленникам пустозерские узники могли лишь тайно. Например, они использовали тайник, сделанный в древке бердыша, которым был вооружен один из стрельцов-охранников.
  • Изобличая католическую церковь, Аввакум использовал и приемы «народной этимологии»: «Егда же соблудиша римстии людие и весь Запад над церковию, нарекоша имя ей костел, понеже стоит на костях апостола Петра».
  • На решение царя Федора о казни Аввакума, возможно, повлияло то, что в январе 1681 года приверженцы старой веры, «тайно вкрадучися в соборныя церкви», обмазали дегтем гробницу царя Алексея Михайловича. Сообщается, что среди них был и сын протопопа Аввакума Афанасий. Власти не без оснований полагали, что сделано это было «наущением того же расколоначальника… Аввакума. Он же самна берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании».
  • «Житие» протопопа Аввакума послужило источником для книг Д. Л. Мордовцева («Великий раскол», 1881), А. В. Амфитеатрова («Семик», 1921), А. Алтаева («Разоренные гнезда», 1928), А. П. Чапыгина («Гулящие люди», 1938), стихотворений и поэм Д. С. Мережковского (1888) и М. А. Волошина (1919), трагедии В. Ф. Боцяновского (1923).
  • Сын Аввакума Прокопий скрылся из Мезени, где в ссылке жила семья. Он добрался до Урала, где, по местному преданию, основал деревню Мартьянов на реке Чусовой. Назывался он Прокопием Мезениным. Его потомки живут в Свердловской области и поныне.

От редакции: При первом прочтении этот материал кажется провокацией, злой пародией, как сейчас выражаются, "фейком". Однако это документ подлинный, он был от имени Митрополии РПСЦ разослан представителям других старообрядческих согласий накануне Международной старообрядческой конференции, прошедшей 23-24 июня 2016 в Москве.

Так же это подтверждается публикацией на сайте "Аввакум 400 лет" проекта мероприятий к 2020 году, где указан состав оргкомитета.

В этих грандиозных проектах просматривается определённая концепция: публичное покаяние РПЦ МП за раскол 17-го века, символом которого должна стать церковная реабилитации протопопа Аввакума и последующее сближение старообрядчества с РПЦ МП, подтверждённое участием во всероссийских аввакумовских торжествах высшей власти России.

Всероссийские мероприятия в честь 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума

1. Идеология проекта

1.1. Главным посылом к обществу в связи с 400-летием со дня рождения протопопа Аввакума может стать призыв к воплощению духовных и гражданских идеалов Древней Руси, ярким выразителем которых был Аввакум Петров. Этот выдающийся борец и писатель XVII века - не побудитель споров и вражды «раскола», но в первую очередь образец самоотверженного служения Вере и Родине. Его последователи, так называемые «старообрядцы», «раскольники», несмотря на гонения, не выработали ни протестных идеологий, ни оправдания сопротивления насилию любыми способами. Гонимые веками, они дали пример верности традициям предков во всём – от быта, одежды до глубинных основ мировоззрения. С утверждением в России веротерпимости согласно Царскому Указу 1905 года, они придали ускорение промышленности, науке и искусствам, которые сделали Россию начала XX века динамично развивающимся мировым лидером.

1.2. Именно поэтому юбилей призван стать стимулом как для активизации исторической памяти и самоопределения русского народа, так и для утверждения высших религиозных ценностей Православия, которые объединяют всех граждан страны. В центре внимания – позитивные начала, которые проявились в деяниях и в художественном слове протопопа Аввакума в XVII веке, дали свои яркие плоды в период дарования свободы вероисповедания с 1905 до 1917 года и могут в настоящих условиях вновь придать силы, духовное и патриотическое вдохновение народам России.

1.3. Для объяснения сути этого позитивного образа необходимо провести, как минимум, две стратегические идеи:

– «Раскол» в церковных традициях явление временное и не является «фатальным, необратимым», потому из сознания должны уйти понятия «раскольник», «старообрядец» и связанный с ними, как говорят социологи, «язык вражды эпохи Средневековья». Стороны конфликта XVII века должны продемонстрировать христианские ценности покаяния, смирения, прощения, любви – основ как для личной духовной жизни, так и для общественного согласия и общенационального единства;

– Пламенная вера и яркий русский язык, запечатлённые в сочинениях протопопа Аввакума, это достояния не только этнически русских граждан, но всех россиян любой национальности, ибо значение русского языка ключевое для государственности России и её мировой культурной миссии.

1.4. Подготовку к юбилею 2020 года целесообразно начать уже сейчас, ибо в 1917 году россиянам предстоит трудная задача по осмыслению столетия Февральской и Октябрьской революций. В интересах государства при дискуссиях на эти темы важно укрепить диалектическое единство народов Российской Федерации с многообразием их культур, верований и политических течений. В этих дискуссиях - показать государственнический и патриотический потенциал русского Православия (Старообрядчества). Сложность этой задачи требует постоянных многолетних усилий СМИ и комплекса мероприятий. Проведение в контексте юбилея 1917 – 2017 гг. мероприятий юбилея в честь протопопа Аввакума может дать к 2020 году положительный результат в сплочении различных слоёв общества, церкви и государства.

2. Участники проекта

2.1. Исходя из вышеизложенного в реализации проекта призваны участвовать профильные государственные органы, все конфессии Русского Православия, а также общественные организации.

2.2. Министерство культуры может включить в план своих мероприятий работы по реставрации исторических памятников (храмов, палат), связанных с именем протопопа Аввакума (смотри Приложение № 1), создание этно-исторического парков в селе Григорове (Нижегородской области) и в Пустозёрске (воссоздание крепости с её бытом XVII века в туристских целях, строительство храма в честь священномученика Аввакума (используемого совместно с РПСЦ, РДЦ и Поморской церковью), созданию Мемориалов и Памятных знаков в честь Аввакума (на Казанском соборе Красной площади и в Андрониковом монастыре в Москве, в Пафнутьево-Боровском монастыре, в Томске и т.п.), издание академического Полного собрания сочинений Аввакума Петрова (силами Пушкинского дома в Петербурге, под редакцией Н.В. Понырко), создание передвижной выставки и её показ в исторических, краеведческих, художественных музеях России, проведение Всероссийской юбилейной научной конференции по изучению наследия и эпохи Аввакума Петрова (с Вступительным словом Президента России и Министра культуры России). Также можно предложить дать имя протопопа Аввакума различным улицам, скверам и населённым пунктам на территории России – закрепив его память в топонимике.

2.3. Министерство образования может включить в план своих мероприятий проведение Всероссийской научно-практической конференции по вопросам преподавания культуры Древней Руси, основ религиозной культуры и Русского языка в средней и высшей школе (с Вступительным словом Премьер-министра России и Министра образования), выпуск книжной, электронной учебной продукции по указанным темам, организацию серии культурно-краеведческо-патриотических уроков, туристских походов и иных мероприятий для учащихся средней и высшей школы. Особое внимание в этих проектах должно быть уделено вопросам преподавания русского языка, курсов и факультативов древнерусского и церковнославянского языков как основы для современного русского языка, а также преподаванию русского для мигрантов и иностранцев.

Также при помощи Министерства образования могут быть созданы экодеревни для детей-сирот с традиционным русским образом жизни в комплексе этнопарков в Григорово и в других местах компактного проживания «староверов» (например, в Гуслицах, в Новозыбковском районе Брянской области и т.п.).

2.4. Россотрудничество может в этот юбилей внести свой вклад, организовав Конференцию соотечественников в Москве (Боровске), с привлечением русской диаспоры, в первую очередь «староверов». Также возможна организация передвижной выставки, которая может в течение нескольких лет демонстрироваться в разных странах мира для пропаганды русской культуры и истории, для консолидации Русского мира.

2.5. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ организует создание и показ по центральным каналам ТВ художественного фильма, документальных фильмов-исследований, дискуссионных клубов и выступлений экспертов по теме юбилея – для массового информирования по идеологии проекта. В форматах для разной аудитории – от детской до интеллектуально-экспертной. Возможно объявить Всероссийский конкурс СМИ на лучшее освещение заявленной темы, а лучшие работы ввести затем в систему дополнительного образования (совместно с Министерством образования).

2.6. Фонд «Русский мир» (В. Никонов), ИППО (Императорское православное палестинское общество) (С. Степашин), Фонд «Диалог цивилизаций» (В. Якунин), Фонд социально-культурных инициатив (Светланы Медведевой) и другие фонды как общественные организации могут обеспечить мероприятиям юбилея свои специфические дополнительные программы и свою специфическую аудиторию.

2.7. Федеральное агентство по делам национальностей может провести круглые столы, издать свою медийную продукцию по темам «Программа возвращения соотечественников», «Судьбы казачества в многонациональной Российской Федерации» и т.п. Темы казачества и возвращения соотечественников могут стать «социально-гражданской составляющей» всех проектов данного юбилея.

2.8. Министерство иностранных дел может использовать юбилейные программы для реализации своих планов. Например, в диалоге с руководством Румынии, Латвии, Белоруссии, Казахстана, Уганды и других стран, где есть «русский православный старообрядческий фактор, общины, диаспора» (как пример взаимодействия МИД РФ и РПСЦ смотрите Приложение № 2).

На основные мероприятия юбилея, с присутствием и выступлениями первых лиц государства и министерств России могут быть приглашены послы разных государств, аккредитованные в Москве.

3. Участие церковных организаций в проекте

3.1. Высоким духовным и гражданским целям проекта должно соответствовать равномерное участие всех православных религиозных централизованных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Целесообразно в рамках Межрелигиозного совета России создать Рабочую комиссию по проведению юбилея. Она выработает сбалансированные, духовно и исторически выверенные формулы для идеологии юбилея.

3.2. РПЦ МП вырабатывает свою программу, в согласовании с Комиссией МРС, к примеру: издание в своих СМИ Собрания сочинений Аввакума Петрова и высказываний о нём церковных историков, историко-патриотическую конференцию «Наследие Аввакума Петрова – общероссийское духовное достояние (вера, традиции, земное Отечество)». Параллельно ведётся диалог со старообрядцами, начатый совместной Рабочей группой.

3.3. РПСЦ проводит историко-патриотическую конференцию с участием «староверов» всех согласий (решение Освященного Собора 21–23 октября 2015 года с программой Комиссии по подготовке юбилея), восстанавливает приходы во всех храмах Москвы и Подмосковья, построенных «поповцами Белокриницкой иерархии» (смотри Приложение № 1). Особо отметим – восстанавливаемые при поддержке государства (Министерства культуры) храмы, а также этнопарки в Григорово и Пустозёрске оборудуются одновременно и как места проведения традиционных богослужений, и как Культурные центры древнерусской традиции в честь протопопа Аввакума (с курсами и кружками для детей и юношества, женскими клубами, медиа и компьютерного дополнительного образования и т.п.).

3.4. РДЦ и беспоповские согласия вырабатывают свои предложения и программы, а также взаимодействуют в рамках комиссий.

3.5. Автономные и независимые православные организации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ, также желательны как участники всероссийских мероприятий юбилея. Для них особо важно вовлечение в общую работу, ради гражданского согласия и патриотического единства на основе православного вероучения, общероссийского исторического опыта и примера протопопа Аввакума. В переговорах с их руководителями могут быть обсуждены различные общие, объединительные темы (единение верующих – единение граждан земного Отечества и т.п.).

4. Организации с особым статусом

4.1. Особую роль в реализации программ юбилея могут сыграть такие организации, как Российское историческое общество, Российское географическое общество, Комитет по поддержке литературы, Государственный исторический музей, Институт русской литературы (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге, Государственный литературный музей и Музей имени Андрея Рублева в Москве, Фонд Александра Солженицына и Дом русского зарубежья имени А. Солженицына, а также государственные и церковные хоры, способные провести эффектные массовые концерты в разных городах страны, а также Заключительный юбилейный концерт в Кремлёвском дворце съездов.

4.2. Возможно, что для воплощения указанных мероприятий, с привлечением министерств, православных церквей и общественных фондов в масштабах всей страны, потребуется создать Оргкомитет высокого уровня, желательно с участием в качестве его председателя Президента России В.В. Путина как главы Государства и национального лидера.

4.3. Переданное недавно РПСЦ здание Духовного училища (МСДУ) в Рогожском посёлке, Москва (1911–1915 гг., площадь более 6.000 кв.м) можно сделать главным центром мероприятий юбилея в честь протопопа Аввакума. Для этого необходимо его реконструировать и приспособить под новые функции. Целесообразно создать в нем многофункциональный Центр древнерусской культуры (или русской традиционной культуры), включающий детский сад, среднюю школу, курсы повышения квалификации для работников РПСЦ, выставочные и концертные залы, иконописные и другие мастерские, реставрационное училище. Выбрать название-посвящение для этого нового Культурного центра. На выбор Президента: или КЦ имени протопопа Аввакума, или КЦ имени равноапостольного великого князя Владимира. Торжественно открыть его в дни юбилея 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году.