Функции политической партии и их примеры. Контрольная работа: Партии и политические системы в современном обществе

Место и роль партий в политической системе во многом определяется их функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе.

К числу наиболее общих функций политиче­ских партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической ли­нии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и ее осуществление,

Подготовка и выдвижение кадров.

Социальная функция политических партий связана с пред­ставительством интересовклассов, социальных групп и слоев. Будучи посредником между гражданским обществом и государством, партия призвана обеспечить артикуляцию, публичное выражение, формулирование интересов различных групп, их агрегирование, выделение наиболее социально значимых требований и представление их на политическую повестку дня. Социальная функция предполагает также интеграцию и мобилизацию членов группы, их объединение и организацию вокруг общих целей.

Изменения в социальной структуре общества за последние десятилетия обусловили усиление неустойчивости и неопределенности социальной базы политических партий, ослабление партийной индентификации избирателей. Однако, несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они прежде всего ориентируются, так и с точки зрения идейно-политической ориентации.

Идеологическая функция политических партий связана с выработкой программных установок, политического курса, стратегии и тактики партий. Партия, как правило, имеет дол­говременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Идеология выступает в качестве теоретической основы деятельности партии, руководства к действию.

Степень приверженности партий идеологии может быть разной. Выделяют идеологический и прагматический стили деятельности партии. Мировоззренческие (идеологические, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину, отстаивают соответствующие идеалы и ценности, стремятся претворить их в жизнь. Прагматические партии ориентиро­ваны на практическую целесообразность действий, на решение конкретных задач и не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению своих политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Любая партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии. Составной частью идеологической функции является политическая пропаганда и агитация. Публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, на митингах и собраниях способствуют формированию общественного мнения по актуальным вопросам общественной жизни и политики.

Воспитательная функция политической партии предпо­лагает политическое просвещение и образование своих членов и сторонников, воспитание их в духе опреде­ленных ценностей и традиций, приобщение к политической жизни. Участвуя в партийной работе и различных мероприятиях партии, граждане получают общественно-политическую информацию, усваивают политические нормы и ценности, приобретают опыт и навыки политической деятельности. Тем самым партии способствуют политической социализации личности.

Важнейшей задачей политической партии является борьба за завоевание и использование государственной власти в интересах поддерживающих ее групп населения, т.е. политическая функция. Данная функция включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в орга­ны государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии;

Участие в процессе подготовки и принятия государ­ственными органами политических решений;

В демократическом обществе политиче­ские партии выступают как важный, а порой и главный субъект избирательного процесса. Выборы являются основной ареной соперничества партий, легитимным способом достижения власти. Организация и проведение избирательной кампании требует от партии знания основ политического маркетинга, владения избирательными технологиями. Участие в выборах позволяет партиям заявить о себе как политической силе, использовать возможности избирательной кампании для разъяснения своих идей и программных целей и, самое главное, – провести кандидатов от партии в органы государственной власти.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют в представительных учреждениях свои партийные фракции. Фракции участвуют в составлении повестки дня, направляют ход прений и дебатов, вносят на рассмотрение парламента различные предложе­ния, выступают с запросами прави­тельству, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парла­ментских фракций от разных партий формируются руко­водящие и рабочие органы парламента (комиссии, коми­теты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует, как правило, принцип автономии пар­тийных фракций в парламенте, в со­ответствии с которым фракции непосредственно не под­чиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные про­граммы и установки, сообразуясь с конкретными усло­виями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и вводят санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фрак­ции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать определенным образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосова­ния"). Такая достаточно жесткая модель отношений внутри фракции и строгая партийная дисциплина характерны для парламентариев Великобритании, Канады, Австралии и др. Американская модель отношений депутатов внутри фракции отличается большей свободой действий и слабой партийной дисциплиной.

Правящая партия осуществляет власть не только посредством инициирующей роли в парламенте, но и путем воздействия на формирование и работу правительства и других исполнительных органов. Политические партии осуществляют подбор и расстановку управленческих кадров, участвуют в формировании правящей элиты, т.е. выполняют функцию политического рекрутирования. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Анализ функций политических партий позволяет сделать вывод, что в демократическом обществе партии выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они представляют в органах власти интересы различных групп населения, с другой – разъясняют (или критикуют, если это оппозиционная партия) правительственную политику. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии являются связующим звеном между органами государственной власти и гражданами.

Современный этап общественного развития характеризуется значительным обновлением, реформированием партий. В развитии политических партий обозначились такие тенденции, как размывание социальной базы, утрата ими социальной идентичности; «эрозия» поддержки партий; постепенная деидеологизация партий, нарастание прагматизма в их деятельности; децентрализация, ослабление партийной дисциплины; переход отдельных функций партий к СМИ и другим институтам. В связи с этим некоторые исследователи заявили о кризисе партии как политического института, потере ею своей роли и влияния в обществе и даже о «конце партий» (Д. Бродер, Дж.Барбер и др.).

Однако эти утверждения не получили широкой поддержки в научной литературе. В условиях перехода к постиндустриальному обществу функциональные и организационные характеристики классических партий действительно претерпевают существенные изменения, формируется новое поколение «постмодернистских» партий (универсальные, картельные, медиа-партии, партии-движения и т.п.). Но, несмотря на некоторое видоизменение партий и партийных систем, партийное правление остается доминирующей институциональной формой современной демократии.

Политические партии выполняют ряд функций, которые можно объединить в три группы: политические функции, идеологические, социальные.

Политические функции: борьба за власть, рекрутирование по­литических лидеров и правящей элиты. Партии участвуют во всех политических процессах и являются, по существу, одним из главных механизмов распределения и перераспределения политической власти. Они имеют своей главной целью завоевание и использование политической власти для достижения тех целей, которые поставлены в их программах. Из руководящего состава политических партий осуществляется отбор в политическую элиту всех уровней. Кроме выдвигаемых партиями профессиональных политиков в управлении обществом (в частности, в создании государственных программ, в выработке стратегического государственного курса и т.д.) весьма часто участвуют партийные аналитики и эксперты.

Идеологические функции: создание партийной идеологии и политических доктрин, партийная пропаганда. Каждая партия вырабатывает и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. При этом она может выдвигать своих идеологов, предлагающих новые, оригинальные взгляды, но может выступать и с поддержкой известных идеалов в области общественного развития. Идейно-политическая ориентация партий на определенные концепции и идеалы: демократии, социализма, авторитаризма, либерализма, консерватизма и другие - позволяет судить об отношении партий к основным общественным ценностям, а, следовательно, и классифицировать их программы как прогрессивные либо реакционные, консервативные. В данной группе функций политических партий важная роль принадлежит партийной пропаганде. Ее назначение весьма широкое и включает прежде всего активное информирование масс о преимуществах программы, выдвигаемой той или иной партией, а также формирование благоприятного по отношению к данной партии общественного мнения.

Социальные функции: социальное представительство и социа­лизация. Каждая политическая партия опирается на определенные группы и слои населения и выражает их интересы. Многие партии в недалеком прошлом старались это подчеркнуть. В качестве примера можно назвать Болгарский земледельческий союз, Польскую объединенную рабочую партию. Однако в современных условиях практически каждая политическая партия стремится, насколько это возможно, объединять и представлять широкие слои общества. Очевидно, что на успех могут рассчитывать те партии, которые выражают не узкогрупповые, а общенациональные интересы.

Среди социальных функций политических партий важная роль принадлежит социализации граждан. Речь идет о включении личности в мир политики. Ведя борьбу за избирателя, всемерно содействуя информированности населения, партии способствуют усвоению гражданами определенных знаний, норм, ценностей. Это позволяет гражданам стать полноправными участниками политических отношений. Процесс социализации структурно представлен рядом элементов. Это:

1) усвоение населением определенных политических знаний и навыков общественно-политической деятельности;

2) превращение полученных знаний в убеждения;

3) формирование способности отстаивать эти знания;

4) обретение гражданами политической ориентации;

5) выработка поведения, адекватного складывающимся политическим условиям.

Когда же партии наиболее энергично выполняют указанные функции? В период предвыборных и избирательных кампаний. В это время партии не только выдвигают своих кандидатов в различные органы власти, но и активно распространяют определенные политические идеи. Даже небольшие политические партии, которые не могут выставить конкурентоспособных кандидатов, используют предвыборную кампанию в идеологических целях, пытаясь сформировать у населения позитивный имидж своих задач и программ.

Для партий, победивших на выборах (или тех, которые получили определенное количество мест в законодательных органах), начинается наиболее благоприятный период для выполнения одной из главных их функций - укрепления во власти и использования ее для реализации поставленных целей. Они обретают реальную возможность продвигать свои кадры во властные структуры, участвовать в формировании политической элиты. В итоге получают возможность принять участие в процессе при­нятия государственных решений и контроля за их исполнением. После проведения избирательной кампании политические партии обычно активизируются в части образования союзов и блоков победивших партий, различных партийных коалиций, заключения многочисленных межпартийных соглашений.

Однако большинство партий осуществляет свои главные функции практически постоянно. В частности, они непрестанно стремятся:

Убедить избирателей в правильности сделанного ими выбора;

Обеспечить поддержку правящему(или оппозиционному) курсу, организовывая соответствующие кампании в средствах массовой информации, шествия, митинги и т.д.;

Расширить свой численный состав;

Укрепить материальное положение.

Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно. Назовем некоторые из них.

Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные (и, следовательно, непредсказуемые) формы политической активности населения.

Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.

В-третьих, выступая за распределение и перераспределение политической власти, современные партии чаще всего обеспечивают мирный путь осуществления этих процессов, позволяют избегать общественных потрясений.


Похожая информация.


Функции политических партий в современном обществе

Какую же роль играют партии в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть функции партий, т.е. те виды деятельности партий, которые необходимы обществу как системе для нормального функционирования и развития.

Первой функцией партий является участие в избирательных кампаниях. Значимость этой функции определяется самой логикой возникновения современных политических партий как своеобразных «электоральных машин». Даже в тоталитарных обществах, где отсутствуют свободные выборы, правящая партия возглавляет электоральный процесс, выдвигает кандидатов, ведет агитацию и пропаганду.

Второй функцией политических партий является разработка идеологических концепций, программ, привнесение в массовое сознание политических ценностей. Приверженность партии определенной системе политических ценностей, с одной стороны, составляет ее сущностную характеристику, а с другой - является важным направлением ее деятельности. Стремясь к расширению своего влияния, партия активно пропагандирует систему ценностей, составляющую ядро ее идейно-политической платформы. Для этого используются различные коммуникационные каналы: от непосредственного общения на встречах, собраниях, митингах до тиражирования заявлений и деклараций через средства массовой информации, печатные издания. Значение этой функции партии для общества определяется особым местом ценностных ориентации в мотивационной структуре личности. Разрабатывая и пропагандируя идеологические концепции, партия способствует объединению людей вокруг определенных целей.

Идеологическая функция партии нередко приходит в противоречие с ее электоральной функцией. Приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести своих кандидатов в парламент.

Доминирование электоральной функции над идеологической приводит к появлению партий «catch-all» («хватай всех»), которые отличаются прагматичностью своей позиции, ориентацией на сиюминутные интересы населения. В странах, где такие партии становятся основными субъектами политической жизни, происходит размывание идеологических различий между ними.

Третьей функцией политических партий можно назвать артикуляцию и агрегацию интересов различных социальных групп. В отличие от групп интересов партии не просто формулируют, артикулируют интересы отдельных групп, но стремятся к их агрегации, т.е. к обобщению, выделению приоритетов, созданию комплексных программ, учитывающих и связывающих между собой устремления разных слоев общества. Функция агрегации интересов позволяет партии опираться в своей деятельности на достаточно широкую социальную базу, что становится особенно важным при участии партии в государственном управлении, требующем определенной степени согласия масс по ключевым проблемам развития страны. Функция агрегации позволяет упорядочить выдвигаемые различными группами требования, выделить приоритеты, сгладить противоречия, минимизировать возможные конфликты притязаний.

Четвертая функция политических партий - формирование и рекрутирование политической элиты и политических лидеров. С разложением сословного общества принадлежность к политической элите перестала обусловливаться знатным происхождением. В современном обществе каждый человек получает шанс подняться на вершину политической иерархии. Однако исполнение функций государственного и политического управления всегда требует от человека определенных навыков и умений, и партии берут на себя задачу их формирования у желающих заниматься политической деятельностью. Вступая в партию, человек демонстрирует желание активно участвовать в политической жизни, продвигаясь по ступеням партийной иерархии, он овладевает навыками организаторской, пропагандистской работы, умением отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, знакомится с перипетиями политической борьбы. Практически все современные политики в той или иной форме прошли школу партийной работы.

Пятая функция политических партий - мобилизующая, она заключается в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе. Обладая организационной структурой, возможностями пропагандистского воздействия, партии оказывают значительное воздействие на большие социальные группы. В зависимости от места в политической системе они способны организовать митинги и шествия в поддержку власти или акции протеста и кампании гражданского неповиновения. Стремясь к привлечению на свою сторону новых сторонников, партии борются с политической апатией, свойственной некоторым слоям населения.

Перечисленные функции позволяют достаточно четко определить место партий в обществе. Партии являются своеобразным связующим звеном между государственными структурами и населением.

С одной стороны, они аккумулируют интересы различных социальных групп, транслируют требования масс в государственные структуры, стремятся реализоватьих при вхождении своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти.

С другой стороны, партии оказывают непосредственное воздействие на население путем распространения идеологических концепций, политических ценностей, взглядов, убеждений и предпочтений. Они могут организовать массы на достижение определенной цели. Чем больше партия интегрирована в государственные структуры, тем больше вероятность того, что она будет вносить в массовое сознание те идеи, в которых заинтересована существующая система государственной власти. Таким образом, в лице партий государство получает дополнительные рычаги воздействия на население.

Благодаря партиям в современных обществах складывается особый механизм взаимодействия государства и населения, вносящий в это взаимодействие определенность, упорядоченность. Эта упорядоченность достигается за счет того, что, во-первых, государству противостоит не аморфная и непредсказуемая масса, а организованные по принципу партийных предпочтений с четко выраженными требованиями граждане. И, во-вторых, обладая возможностями влияния на массы, партии могут обеспечить лояльное отношение населения к различным управленческим решениям государственных органов.

Однако такая стабильность отношений может достигаться лишь в том случае, если партии будут выполнять перечисленные выше функции, не выходя за рамки сложившегося в обществе нормативного порядка, за рамки закона.

Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

Представительство социальных интересов;

Выработка программных установок, политической линии партии;

Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

Подготовка и выдвижение кадров.

В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.

Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.

Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.


Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.

Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок , социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.

Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.

Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные) партии опираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.

Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическому закостенению партии.

Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.

Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.

Функция осуществления власти политической партией включает в себя:

Участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;

Парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;

Участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;

Политическое рекрутирование и др.

В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората .

В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.

Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).

В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.

Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.

Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.

Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.

Ответ:

1) выявление и обобщение разнообразных социальных интересов,

2) разработка варианта политики (политического курса),

3) выдвиже­ние кандидатов на выборах,
4) представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти;
5) осуществление связи гражданского общества с государством;

6) пополнение рядов своих сторонников;
7) приобщение граждан к политике (политическая социализация), воспитание профессиональных политиков.

С 26. Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

Ответ:

1) Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальных интересов.

2)Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса).

Политические партии выдвигают кандидатов на выборах

4)Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в органах власти.

С26. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

Ответ:

Имеется значительное количество политических партий и движений (например «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и др.); депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; периодически проходят встречи президента РФ, членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

С 26. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

Ответ:

1) выдвижение на выборах в органы власти в центре и на местах разных кандидатов;

2) существование в стране средств массовой информации, отстаивающих различные политические взгляды;

3) существование в стране многопартийной системы, партий, имеющих идеологические различия в своих программах;

4) в нижней палате парламента образуются и действуют различные фракции

С 27. В Японии до 1993 г. неизменно правившая Либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более того вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20% голосов. Из-за того, что прочие партии представленные в парламенте, имели очень мало общего с социалистами, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов. Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система? Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте.



Ответ:

Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов. Партийную систему в Японии можно охарактеризовать как «атипичную» многопартийную или квазимногопартийную.

С26. Укажите три отличия политических движений от политических партий.

Ответ:

Ø политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении;

Ø политические движения в большей степени приближены к обыденной жизни людей;

Ø у движений более широкая, аморфная, пестрая, социальная база, чем у политической партии;

Ø необязательность полного идеологического единения участников движения, в отличие от политической партии; политические движения не имею строгой иерархии, то есть четкого распределения функций между центром и периферией в них не обнаруживается и др.

Выборы

С26. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

Ответ:

1)уровень дохода и образования избирателя;

2)влияния социальной среды и окружения;

3)позиция средств массовой информации, которые ему доступны;

4)национальные, религиозные, культурные факторы.

С 26. Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.



Ответ:

1. возрастной ценз не противоречит ценностями демократического общества;

2. :-возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип равноправия не нарушается;

Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества;

Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

С26. Назовите три способа политического участия граждан и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером

Ответ:

1. Участие в выборах (пример: гражданин может участвовать в выборах в качестве избирателя, используя свое активное избирательное право, гражданин может избираться в органы власти, на выборные должности в качестве кандидата);

2. обращение с предложениями в органы власти (пример: гражданин может принять участие в обсуждении новых законодательных инициатив, направив свои предложения парламентариям, может обратиться с письмом или предложением в правительство);

3. членство в политических организациях (пример: гражданин может быть членом политической партии, может входить в общественные движения или политические клубы)

С26. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выбор. Некоторые страны вводят специальные санкции (например: штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предположите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

Ответ:

1)Низкая активность может быть связана с политической стабильностью.

2)Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям.

3)Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.

4) Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему.

С 7. Общество и государство заинтересованы в активности индивида, которая «является важным условием развития демократического общества». Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту автора .

Ответ:

1)важным условием развития демократии являются выборы в органы власти. От активного участия граждан в избирательном процессе зависит то, насколько полно избранные депутаты будут отражать интересы общества;

2)активность граждан, их участие в общественных объединениях позволяют создать контроль за властью, уберечь общество от личного своеволия, деспотизма политиков, пришедших во власти;

3)активность граждан есть условие, обеспечивающее самостоятельность в вопросах местного самоуправления.

С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента .

Ответ:

1) выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства ;

2) два аргумента: 1) выборы по избирательным округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

2) при мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат, завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников. Могут быть приведены другие аргументы.

С 27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два аргумента .

Ответ:

1) Дан правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно поздравить с избранием;

2) приведены следующие аргументы:

Сказано, что победил в одномандатном округе;

Выборы осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

С 27. В государстве Н. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все». Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного типа.

Ответ:

Тип избирательной системы государства Н.: мажоритарная система (абсолютного большинства).

Отличительный признак при мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

С 27. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

Ответ:

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

С 27. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

Ответ

1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

2) приведены правила, например:

Все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

Одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

Средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

С 27. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите любые три причины протестного голосования в этой области.

Ответ:

1) положение в данной области, вероятно, тяжелое, и люди не доверяют властям;

2) многие люди не нашли в программах обоих кандидатов тех позиций, которые бы их заинтересовали;

3) кандидаты не учли интересы избирателей;

4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.

С 7. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

Ответ:

1) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;

2) у людей этой страны преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются

общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;

3) на политической арене данной страны нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включенность в политическую жизнь;

видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить свое положение.