Натягивание троса. Как крепить трос: такелажные средства, приспособления, крепления и инструмент. Выбор крепежа под конкретные задачи

Есть ситуации при электрификации, когда нужно провести электричество в отдельно стоящее помещение. При этом прокладывать кабель в траншею нет возможности, из-за сложности рельефа или архитектуры. Поэтому на ряду с такими видами наружной прокладки, как лотки, кабель-каналы, трубы, гофра, крепление к стене, существует такой вид прокладки, как тросовая электропроводка. В этой статье мы рассмотрим технологию монтажа кабеля на тросе своими руками.

Область применения

Согласно такой способ применим для сетей до 1000 вольт. Чаще всего тросовую проводку применяют в местах, где организация ВЛ не имеет смысла, а достаточно прокинуть кабель, прикрепленный к тросу, и этого хватит для электрификации объекта.

Таким способом проводят сети освещения и электропроводку для розеток в складских помещениях, силовые кабели в производственных цехах, а также между двумя отдельно стоящими зданиями.

Для домашнего мастера данный способ проводки имеет определенный интерес. Все потому что с помощью нехитрой технологии есть возможность электрифицировать хозяйственные постройки на даче. Благодаря тросовой электропроводке можно провести свет от дома в баню, гараж, сарай, беседку и прочие разнесенные на некоторое расстояние по приусадебному участку постройки и осветительные устройства.

Подготовительные работы

Для начала нужно определиться с проводом и его сечением. О том, мы рассказывали в соответствующей статье. После этого нужно померить длину с учетом всего маршрута прокладки электропроводки от автомата до щитка распределения. При выборе троса и элементов подвеса нужно учитывать вес провода на данном участке, с трехкратным запасом прочности. Поскольку в сложных погодных условиях нагрузка на подвесную конструкцию возрастает, может стать причиной обрыва и обесточивания. В основном используют стальной оцинкованный трос диаметром от 4,6 до 6,8 мм. В тех случаях, когда длина подвеса невелика, а вес такой, что можно пренебречь, вместо тросовой электропроводки можно использовать струнную (натягивается оцинкованная стальная проволока или покрытая лаком горячекатаная проволока от 5 до 10 мм).

Технология монтажа

Сначала нужно закрепить на выбранном участке анкера и элементы крепления тросовой электропроводки. В большинстве своем это стальные пластины стянуты с двух сторон стены шпильками, и приваренными к ним кольцами для подвеса троса. Натяжение крепления делается для усиления и избежания их выпадания, распределения веса нагрузки равномерно по стене, а не в точках крепежа.

Высота подвеса не должна быть ниже 2,75 метров над пешеходной зоной, и не менее 6 метров над автомобильным проездом. Все нормы воздушной электропроводки, в том числе и расстояние между опорами, указаны на схеме:

После монтажа струны приступают к подвязке кабеля бандажом. Чтобы подвесить тросовую электропроводку на улице, можно использовать пластиковые хомуты, полосы оцинкованного железа, вязальную оцинкованную проволоку. Расстояние между бандажом 50-80 см.

При использовании вязальной проволоки нужно предотвратить врезание жилы в изоляцию, для этого делается прокладка между бандажом и проводом из изоляционного материала. Площадь намотки бандажа должна быть максимально распределена путем укладки 7-10 витков бандажа. При использовании пластиковых хомутов, уточните их эксплуатационные данные. В противном случае зимой в мороз или очень горячее лето, обнаружите рассыпавшиеся хомуты.

При наружной прокладке кабеля по тросу необходимо также защитить линию от воздействия среды на изоляцию, поэтому рекомендуется протянуть ее в гофре, как показано на фото ниже. Это снизит потом затраты на эксплуатацию и восстановление тросовой проводки.

При небольшой протяженности пролета или отсутствии возможности крепления к тросу кабеля на месте установки, существует возможность сборки подвеса на земле. Уже подготовленную конструкцию можно натянуть и прикрепить.

Следуя нашей инструкции вы сможете самостоятельно провести электропроводку к отдельно стоящим строениям на даче. Также рекомендуем просмотреть полезное видео, в котором показывается, как сделать петлю на тросе своими руками:

Подготовка троса

Вот и все, что хотелось рассказать вам о том, как выполнить монтаж тросовой электропроводки своими руками. Как вы видите, прокладка кабеля по тросу является достаточно трудоемким мероприятием, однако все же под силу домашнему мастеру!

Используемое профессиональными такелажниками слово талреп может показаться незнакомым, но при этом каждый обязательно хоть когда-нибудь видел этот предмет. Впервые такое крепежное приспособление стало использоваться в сфере грузовых морских перевозок специалистами по надежному закреплению грузов. Так было названо устройство, применяемое и сейчас при стягивании, выбирании слабины в такелаже, строительстве зданий, монтаже кабелей, столбов и прочих опор, например, контрфорсов.

Чтобы разобраться, что это такое – талреп, познакомьтесь с его видами, функциями и конкретными примерами применения.

Талрепы двух типов

Ключевые детали и конструктивные особенности

Конструкция талрепа, специалисты могут также называть его рэтчетом, наиболее часто включает в себя два винта с противоположной резьбой, которые вкручиваются в кольцо с подходящими по резьбе отверстиями.

Классический талреп состоит из деталей:

  • прочной литой муфты эллипсовидной или вытянутой прямоугольной формы;
  • двух отверстий с противоположным направлением вращения резьбы, расположенных по центру скруглений муфты и строго по оси всего изделия;
  • двух винтов с креплениями (кольцами/крюками/петлями/вилками) на концах, выполненных в виде стержней, обеспечивающих необходимое натяжение (тросам/канатам/цепям) при их вращении в противоположных направлениях.

Талреп крюк-кольцо

Концы винтов производятся как с проушиной (ушком), так и с крюком – вилкой. Именно к ним должен крепиться трос (цепь). Регулирование натяжения происходит при вращении кольца, когда винты должны постепенно смещаться к центру. Рэтчеты применяются при таких ситуациях, как натяжение троса между столбами, когда необходимо большое натягивающее усилие.

Талрепы различаются по массе, начинаясь с нескольких граммов, когда необходимо натяжное усилие в несколько килограммов, к примеру, при монтаже шторных струн, доходя до десятков тонн, когда устройства включены в инженерные проекты строительства зданий, мостов.

Натяжение троса

ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации

Регламентом при изготовлении натяжителей троса на постсоветском пространстве приняты следующие нормативные документы:

  • ГОСТ 9690-71;
  • ОСТ 5.2314-79.

Виды и госты

Международные стандарты по регулированию производства, технических характеристик талрепов основываются на DIN 1478, DIN 1480.

Получите всю важную информацию, просто внимательно посмотрев на рукоятку с принятой маркировкой, на крюки с указанием допустимого к применению калибра (диаметра) троса/цепи.

Типичные размеры

Принцип работы и регулировки натяжения

Правильное функционирование натяжителей обеспечивает одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях, что доступно из-за нанесения противоположной резьбы. Этот процесс заканчивается при достижении достаточной силы натяжения в тросе/канате/цепи, которое позволяет закрепить в определенный момент конкретный объект – груз, недвижимость, столб, мачту и тому подобное.

Такелажники, строители, дизайнеры интерьеров, установщики антенн и даже настройщики пианино именно по причине максимальных навыков по ощущению момента достаточного натяжения крепления могут считаться профессионалами в своем деле.

Крепежные конструкции

Простая регулировка натяжения позволяет легко его ослаблять, а технология установки крепежа обеспечивает комфортную возможность демонтажа, в случае возникновения такой необходимости. Ценным преимуществом можно считать и простоту конструкций такого крепежа, что всегда исключает дополнительные риски его разрушения в процессе эксплуатации.

Мастера имеют возможность предварительной подготовки/сборки большого количества элементов для крепежа, если такие подготовительные работы дают дополнительные преимущества в скорости их установки уже непосредственно на объекте, также можно применять неразборные рэтчеты.

Грузовые приспособления достигают веса в 25 кг, выдерживая гарантированную сертификатами нагрузку до 90 тонн. Это означает, что при помощи нескольких крепежных элементов можно зафиксировать практически любые объекты, правильно рассчитав нагрузку.

Устройство системы натяжения

Виды натяжителей для тросов и цепей

Все натяжители можно разделить по нескольким важным признакам, одним из которых является материал для их изготовления.

Принципы классификации и типы устройств

По причине использования этого крепежа в условиях постоянного неблагоприятного воздействия атмосферных явлений в основном используют талрепы:

  • из нержавеющих стальных сплавов;
  • из металла с нанесенным оцинкованным покрытием.

Для изготовления натяжителей подходит только самая высококачественная сталь, из которой методом ковки и производят изделия, в следующем технологическом шаге подвергающиеся процессу пассивации.

Пассивацией называется нанесение защитного слоя методом исключительно горячей оцинковки, обеспечивающей необходимые антикоррозионные свойства крепежу, использующемся для непрерывной долговременной работы во влажных средах без потери качественных характеристик.

Тип вилка-вилка

Кроме этого, важна разбивка по типам креплений на концах винтов, среди которых наиболее часто применимы изделия с маркировкой:

  • C+C (крюк/крюк);
  • C+O (крюк/кольцо);
  • O+O (кольцо/кольцо).

Тип крюк-кольцо

Такой крепеж может быть открытым и закрытым. Второй тип чаще встречается в более современных моделях, используемых для закрепления оптоволоконных кабелей.

Выбор крепежа под конкретные задачи

Специалисты рекомендуют использовать талрепы конкретной маркировки в оптимальной комплектации для каждой поставленной задачи. Так, к примеру, крепеж «C+C» наиболее часто применим там, где необходимо удлинить трос/цепь, изменить их натяжение. Чаще всего, это мачты и антенны.

Система «C+O» служит аналогичным задачам. А талрепы с маркировкой «O+O» пригодятся там, где используются канаты/цепи/тросы с крюками на концах. Цепные рэтчеты позволяют хорошо стягивать достаточно удаленные друг от друга грузы. Более подробно особенности такого крепежа описаны в следующем параграфе.

Применение в кабельной разводке

Цепные рэтчеты – конструкция и применение

Приведенный в качестве примера на фото талреп называется цепным рэтчетом. Он отличается высокой прочностью и надежностью.

Сферы применения и основное назначение

Предназначен такой натяжитель в первую очередь для систем крепления на тралах, а также для такелажа при перевозках грузов в лесозаготовительной промышленности. Цепной талреп необходим для качественного натяжения цепей, используемых при обвязке крупногабаритных грузов.

Цепная стяжка в большинстве такелажных инструкций рекомендована к применению при транспортировании особо тяжелых грузов (труб больших диаметров, бревен), а также особенной спецтехники (деталей турбин, большемерных негабаритных станков, к примеру, оборудования для обкатки колесных пар железнодорожных составов, или для вытачивания большемерных деталей) на тралах.

Такие такелажные приспособления отличаются своей эргономичностью – их устройство допускает операцию натяжения одной рукой, чтобы второй спокойно придерживать цепь в процессе ее выполнения.

Рэтчет цепной

Особенности конструкции и эксплуатации цепных рэтчетов

Рэтчеты цепные с использованием храпового механизма изготавливаются чаще с крюками, но применяются и модели с проушинами на концах. В стандартном исполнении цепного талрепа используются крюки, подходящие исключительно под цепи определенного калибра (диаметра).

Устройство создано под параметры воздействия исключительно осевого линейного усилия, поэтому категорически противопоказаны боковые нагрузки. Их никогда не используют для подъема грузов. Комплект стяжки цепной в стандартном исполнении включает в себя:

  • цепь с крюками на концах (3-5 м);
  • цепной талреп.

Крепление ширмы

Каждый рэтчет, по результатам лабораторных испытаний, обязательно сертифицируется, так как является источником потенциальной угрозы для травм работников, порчи имущества, создания нештатных ситуаций. Выбирая приспособления этого типа, всегда учитывайте мощность нагрузки в соотношении с калибром применяемой цепи!

Сферы применения натяжителей

Где можно увидеть работающие талрепы? Ответ прост – практически повсюду, где требуется фиксация предметов различного размера с обеспечением симметричного натяжения с противоположных сторон. Приспособления не подходят для подъема/перевалки грузов, а применяются только для фиксации при перевозках любыми транспортными средствами, а также на стационарных объектах – для гарантированной устойчивости. Это могут быть:

  • теле-/радиовышки;
  • молниеотводы;
  • спутниковые антенны;
  • водонапорные башни;
  • столбы;
  • крепления для стеллажей в логистических центрах;
  • башенные сооружения;
  • вспомогательное строительное оборудование;
  • промышленные/гражданские здания/прочие сооружения;
  • объекты, требующие реконструкции или поддержания безопасного состояния, предохраняющего от дальнейших разрушений;
  • флагштоки;
  • спортивные снаряды;
  • тяжелые ограждения;
  • памятники;
  • аттракционы, высотные парки;
  • временные/перевозные сооружения (шатры, палатки).

Крепеж антенной мачты

Сферы применения постоянно расширяются. А ведь всего столетие назад талрепы использовались исключительно моряками! Это справедливо как для быта, так и для промышленного применения крепежа. Вы можете наблюдать маленькие изделия в оформлении оконных проемов карнизами/шторами/жалюзи. И не сможете не заметить гигантских талрепов в конструкциях современных мостов и зданий с особой архитектурой, предполагающей дополнительные опоры и фиксацию.

Инструкция по натяжению троса

Перед тем как натянуть трос между столбами, следует изучить все правила безопасного использования талрепов – и для процесса установки, и для последующей эксплуатации. Для этого необходимо в первую очередь подобрать подходящий для задачи натяжитель. Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей для точного выбора.

Основные этапы и правила работы

Выбрав необходимый талреп, следует действовать с соблюдением следующей технологии:

  1. Протереть натяжитель бензином.
  2. Отполировать его войлочным кругом.
  3. Нанести смазку (с графитовой присадкой/с бисульфатом молибдена).
  4. Прогнать вхолостую.
  5. Провернуть пару раз при монтаже.
  6. При установке с попаданием морской воды – промыть пресной (для предохранения от слипания деталей).
  7. Установить натяжитель для троса, вращая винты в противоположных направлениях до момента достижения эффективного натяжения, когда груз или конструкция будут эффективно зафиксированы.
  8. Если трос окажется перетянут, следует ослабить натяжение, плавно вращая винты в направлении противоположном изначальному.
  9. При необходимости – заменить искривленные детали.
  10. Следить за отсутствием любой нагрузки, кроме осевой.
  11. Периодически проверять качество натяжения троса, занимаясь при необходимости его корректировкой тем же методом, который использовался при первоначальном монтаже.

Натяжение троса

Для таких устройств наиболее важен правильный монтаж, позволяющий при дальнейшей эксплуатации натяжителей уделять им минимальное время на контроль состояния, плановое обслуживание, при сохранении гарантированных качественных характеристик, указанных в сертификационных документах. Следуя всем пунктам вышеприведенной инструкции, вы всегда сможете качественно, надежно натянуть трос без посторонней помощи.

Изучив информацию про талрепы, и разобравшись, что что это такое, для чего применяются и как подразделяются на виды, вы сможете самостоятельно подобрать крепежное устройство для конкретных целей, не рискуя надежностью закрепляемой конструкции.

Начинающим специалистам, желающим повысить свой профессиональный уровень, а также тем, кто применяет самостоятельно крепеж в быту, полезно посмотреть видео с подробностями правильной технологии монтажа для различных типов талрепов.

Видео: Что такое талреп и как он устроен

Подвеску несущего троса и его натяжку делают в два приема. Поначалу трос вытягивают по длине проводки и одним концом закрепляют на концевой анкерной конструкции, натяжной болт которой за ранее ослабляют. 2-ой свободный конец троса замеряют по фактической длине подводки с учетом длины троса, нужной для заделки петель, установки натяжных устройств и компенсации стрелы провеса, и присоединяют его к заранее ослабленному специальному натяжному устройству, если такое нужно. Потом создают подготовительную натяжку несущего троса вместе с натяжным устройством, которое при всем этом надевают на 2-ой концевой анкерный крюк. Натяжку несущего троса зависимо от его длины производят при малых просветах вручную, а при огромных - с применением блоков, полиспастов либо лебедок.
Как уже указывалось, натяжку троса следует создавать до получения расчетной стрелы провеса, но с усилием, не превосходящим допустимого для данного несущего троса усилия натяжения. Контроль за правильной натяжкой несущего троса осуществляется динамометром, включенным поочередно с тросом полиспаста либо блока, при помощи которых создают натяжку троса, либо методом измерения стрелы провеса. Окончательную натяжку и регулировку несущего троса создают методом затяжки за ранее ослабленных натяжных приспособлений. Работы по подвеске и натяжке несущих тросов рекомендуется создавать при температуре среды не ниже -20гр.С.
Для разгрузки несущего троса и его концевых креплений и уменьшения провеса в тросовых проводках используют разные разгрузочные устройства в виде дополнительных вертикальных, продольных и поперечных вспомогательных проволочных подвесок и оттяжек.
Для придания тросовой проводке большей неподвижности и для предупреждения от боковых раскачиваний устанавливаются боковые оттяжки.
Вертикальные проволочные подвески устанавливают приблизительно через каждые 3 -12 м, размещая их в местах расположения ответвлений от проводов и кабелей, установки и подвески ответвительных коробок, ответвлений и осветительных приборов.
Вертикальные проволочные подвески изготовляют из металлической проволоки поперечником 2 - 6 мм для силовых линий как более томных по массе и поперечником 2-3 мм для более легких по массе осветительных проводок.
Продольные боковые и поперечные оттяжки изготовляют из металлической проволоки поперечником 2 - 6 мм.
Для струнных электропроводок в отличие от тросовых несущую струну в натянутом состоянии прикрепляют впритирку к перекрытиям, фермам, опорам, стенкам и выступающим деталям стенок, колоннам и другим строительным основаниям разными методами.

Рисунок 12.7 – Концевые крепежные конструкции тросовых электропроводок и способы их установки:
в - натяжной болт с крюком, б - тросовый натяжной анкер, «- анкеры для концевого крепления проволочных струн, закрепленные шпильками, штырями, дюбелями, и электросваркой, г - тросовые анкеры для концевого крепления стальных тросов заводского изготовления, д - конструкции для крепления троса и проволоки к металлическим фермам из профильной стали и тавровых балок, е - конструкция для крепления параллельных несущих тросов

В качестве несущих элементов, подвесок оттяжек применяют: стальной канат (трос диаметром 1,95 - 6,5 мм, стальную оцинкованную проволоку диаметром 2,5 - 6 мм, круглую горячекатаную проволоку (катанка) диаметром 5 - 8 мм, голый стал ной оцинкованный провод диаметром 6,8 и 7,5 мм, свитый из обыкновенных стальных или омедненных стальных проволок, канат, служащий одновременно в качестве несущего троса и нулевого провода.
В процессе заготовительных работ устанавливают и закрепляют на тросе подвески, ответвительные сжимы для алюминиевых и медных проводов и коробки для проводов марки АНРГ, производят необходимые соединения и спуски для подключения проводки к питающей магистрали.


Рисунок 12.8 – Изделия и детали для монтажа тросовых электропроводок:
а - коробка для ответвления от магистральных линий, 6 - крестообразный и тройниковый сжим, в - плашечный сжим, г - подвеска с пластмассовыми клицами, д - стальные подвески, е - полоска с пряжкой и полоска-пряжка для бандажирования проводов и кабелей; 1 - планка для крепления ответвительной коробки, 2 - корпус коробки, 3 - зажим, 4 - плашки, 5 - клицы подвески, 6 - ушко для закрепления светильника

Для ответвлений от магистральных линий, выполненных трех- и четырехжильными проводами марки APT, применяют ответвительную коробку (рисунок 12.8, а), которая может быть трех типов: 0,2 - для осветительных сетей с сечением жил магистральных проводов 4- 10 мм2 и ответвительных 1-2,5 мм2; С2 - для осветительных и силовых сетей с сечением жил магистральных и ответвительных проводов 4-10 мм2; СЗ - для силовых сетей с сечением жил магистральных проводов 16-35 мм2 и ответвительных 4-10 мм2.

Ответвления от магистральных алюминиевых и медных проводов выполняют при помощи крестообразных и тройниковых сжимов (рисунок 12.8, б). Для ответвлений проводов сечением 6, 10 и 16 мм2 от проводов магистральных линий сечением 35 и 50 мм2 служат плашечиые сжимы (рисунок12.8, в).

Для подвешивания к тросу диаметром 4-7 мм четырех изолированных проводов сечением до 6 мм2 и светильников применяют пластмассовую подвеску У930-У934 (рисунок 12.8, г), а для кабеля на тросе диаметром до 10 мм - стальную подвеску У954-У956 (рисунок 12.8, д).

Бандажирование проводов и кабелей выполняют стальной полоской с пряжкой или полоской-пряжкой (рисунок 12.8, е).

3 Способы крепления тросов

На второй стадии монтажа собирают заготовленные участки и узлы тросовых проводок в общую плеть и подвешивают их на натяжных устройствах и поддерживающих конструкциях, установленных на первой стадии монтажа.
Доставленную на монтажную площадку заготовленную тросовую проводку разматывают и расправляют, одновременно проверяя ее состояние и комплектность. Если проводка добавлена в виде отдельных участков и узлов, производят сборку их в тросовые плети, а затем подвешивают готовую проводку на месте. Сборка и подвеска тросовой проводки показаны схематически на рисунке 3.
Для сборки и подвески тросовой электропроводки один конец несущего троса (на рисунке 3 правый) оконцовывают петлей 1 и набрасывают на временный правый анкерный крюк 2, установленный на высоте 1,5 м. На второй временный анкерный крюк 2, расположенный на противоположной стене помещения, набрасывают петлю одного конца полиспаста 8, а к свободному концу полиспаста прикрепляют клиновой зажим 5, которым захватывают трос на некотором расстоянии от концевой петли несущего троса. При этом свободный (на рисунке 3 левый) конец троса и смонтированная на нем натяжная муфта 9 окажутся в подвешенном положении. Подвешенный между временными анкерами несущий трос вместе с укрепленными на нем элементами электропроводки натягивают полиспастом до образования требуемой стрелы провеса. Величину натяжения несущего троса контролируют динамометром, расположенным между полиспастом и клиновым зажимом.


Рисунок 3 – Схема сборки и подвески тросовой электропроводки на месте монтажа: 1 и 1" - концевые петли на несущем тросе, 2 и 2" - временные и постоянные анкеры, 3 - инвентарные подставки, 4 - плеть тросовой электропроводки, 5 - клиновой зажим, 6 - вспомогательный отрезок троса, 7 - свободный конец несущего троса, 8 - полиспаст, 9 - натяжная муфта, 10 - динамометр, 11 - вертикальные проволочные подвески

Усилия при натяжении троса проводов АТРГ не должны превышать: 100 кгс для тросовых проводов сечением жил 4-10 мм2; 500 кгс - для проводов сечением жил 16- 35 мм2.

По окончании натяжения тросовой электропроводки свободный конец несущего троса с натяжным приспособлением надевают на левый анкерный крюк 2, ослабляют полиспаст 8 и снимают его с крюка. Далее устанавливают под тросом инвентарные подставки 3, поддерживающие электропроводку на высоте, удобной для работы.

В заключительной стадии монтажа подвешивают и укрепляют на тросе корпуса светильников, но без стеклянных деталей (отражателей, стеклянных колпаков и др.), регулируют (изменяя длину подвесок 11) высоту подвеса проводки между анкерными креплениями, а также выполняют ряд других операций монтажа.

Смонтированную плеть электропроводки поднимают, соединяют с анкерными креплениями и натяжным устройством, натягивают при помощи натяжных устройств, окончательно регулируют и крепят вертикальные проволочные подвески, устанавливают в светильниках лампы и закрепляют в корпусах светильников отражатели и колпаки, проверяют правильность взаимного расположения всех деталей электропроводки.

В соответствии с требованиями ПУЭ элементы тросовой электропроводки (несущий трос, корпуса светильников, оболочки кабелей и др.) должны быть заземлены. Для заземления тросовой электропроводки ее крепежные конструкции и несущий трос присоединяют I шинам заземления при помощи гибких перемычек из стального троса диаметром не менее 5 мм или многожильного медного провода сечением не менее 2,5 мм2.

В случае использования несущего троса в качестве нулевого или заземляющего провода сечение перемычки должно соответствовать расчетному сечению нулевого или заземляющего провода.

Заземление выполняют так. Отрезают кусок троса или гибкого медного провода требуемой длины и необходимого сечения для использования в качестве заземляющей перемычки. К одному концу перемычки приваривают стальную гильзу или флажок, который, в свою очередь, приваривают к заземляющей шине. Противоположный свободный конец перемычки присоединяют к несущему тросу при помощи болтового зажима.

Расположенные на несущем тросе металлические опорные и кабельные конструкции заземляют путем надежного присоединения их к несущему тросу.

Тросовые электропроводки, выполненные проводами АТРГ, заземляют, соединяя освобожденный от изоляции участок несущего проса с корпусом ответвительной коробки, внутри которой имеется специальное устройство.
В осветительных установках с глухозаземленной нейтралью к анкерному устройству Специальных коробок или к нулевому проводу в обычных коробках присоединяют также нулевой провод и корпуса светильников. В этом случае электропроводка вместе с несущим тросом заземляется через нулевой провод осветительной сети.

Металлические корпуса светильников в тросовых электропроводках с открытой прокладкой проводов заземляют при помощи отдельных заземляющих изолированных медных проводников сечением не менее 1,5 мм2. Концы заземляющих проводников присоединяют ж корпусам светильников под заземляющие винты, а к нулевому проводу или к несущему тросу (если таковой используется в качестве нулевого провода) - путем пайки или механическими сжимами.

В тросовых электропроводках с открытой прокладкой защищенных проводов и кабелей заземление светильников выполняют при помощи Дополнительной жилы, входящей в конструкцию кабеля и провода. В этих случаях заземляющую жилу присоединяют не к нулевому проводу в ответвительной коробке, а к корпусу светильника - внутри или снаружи него в зависимости от конструкции светильников.

По окончании монтажа тросовой электропроводки:
-измеряют сопротивление изоляции жил проводов и кабелей тросовой электропроводки мегомметром на 1000 В при снятых плавких вставках предохранителей и вывинченных лампах в осветительных цепях, но при присоединенных выключателях, штепсельных розетках и групповых щитках; сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм;
-определяют правильность выполненной фазировки тросовой электропроводки и ответвлений от нее; фазы должны совпадать;
-проверяют состояние изоляции токопроводящих жил проводов и кабелей по отношению к несущему тросу, а также непрерывность цепи заземления: трос - ответвительная коробка - заземляющая жила.
При удовлетворительных результатах произведенных проверок тросовую электропроводку передают для эксплуатации.

При использовании металлических канатов может возникнуть необходимость скрепления их между собой или образования на их концах петель. Эффективно справиться с этой задачей поможет зажим для стального троса. Какие модификации существуют и как их использовать, мы расскажем ниже.

Назначение и специфика конструкции

Эти приспособления изготавливаются из прочных материалов – именно благодаря металлу обеспечивается надежное крепление, выдерживающее повышенные нагрузки. Конструктивно зажим состоит из дуги и гаек.

Целесообразно применять несколько зажимов – профессионалы советуют брать не менее трех. Однако если нагрузка чрезмерно высока, то лучше выбрать другие способы фиксации и отказаться от установки большого количества зажимов.

Высокопрочная сталь дополнительно обрабатывается оцинковкой. Такой защитный слой предохраняет элементы от коррозии, а также минимизирует воздействие других внешних факторов.


Чтобы предотвратить расцепление и обрыв, следует изучить, как использовать зажим для троса правильно. Сложного в этом ничего нет – достаточно завести концы под дугу и зажать при помощи гаек. Они закручиваются разнонаправлено, и канат остается в промежутках между ними.

Затягивать гайки нужно до полного зажатия троса. Если создается петля, то обрезанный конец должен быть сверху, над цельным отрезком, но непосредственно под дугой. Зажимный элемент – гайки – будет снизу.

Классификация приспособлений

Выбирать зажимы нужно с учетом конкретных условий их использования, особенностей применяемого троса и планируемой нагрузки. По размерам можно выбрать самые разнообразные модификации – они могут быть небольшими 3-5 мм в диаметре, но встречаются и более объемные до 40 мм.

В быту чаще всего применяются обычные конструкции, которые производятся из стали второго класса после оцинковки. У них петля у основания зажимается болтами. Однако профессионалами востребованы усиленные модификации, имеющие более прочный затвор. Поэтому они ориентированы на повышенный уровень нагрузок.

Для изготовления применяется сталь или медь, хотя в ряде случаев допустимо использование только алюминиевого зажима для троса. А вот сталь с оцинкованным покрытием будет более дорогим вариантом, но позволит эксплуатировать крепежные элементы в суровых климатических зонах.

Варьируется и конструкция – они могут быть одинарными или двойными, иметь плоское или дугообразное исполнение. В плоских моделях имеются две пластины из оцинкованной стали с диаметром 2-40 мм.

Закрепление производится при помощи болтов с гайками. Их применение эффективно при сращивании тросов и проведении других подобного рода манипуляций. Для соединения надо ставить более двух приспособлений.


Двойные зажимы для тросов отличаются наличием двух фиксирующих болтов, в то время как в одинарных предусмотрена только одна пара «болт-гайка». Принцип действия их практически идентичен.

Дугообразная конструкция имеет цилиндрическую форму с дугообразной выгнутостью. На концах расположены болты, которые и обеспечивают фиксацию. Чаще всего их применяют в соединительных операциях, однако допустимо и крепление петли. Это промышленный вариант крепежа, который способен вынести нагрузку не менее 97 кг.

Обжимной зажим производится из алюминиевого сплава. Выглядит как овальный отрезок трубы с небольшой двусторонней приплюснутостью. В этот отрезок заводится трос, и конструкция сплющивается двумя способами:

  • ударно при помощи молотка;
  • вручную за счет нажима.

Специфические типы зажимов

Поскольку в строительстве крепежные узлы испытывают нагрузку динамического типа, а грузы часто поднимаются на высоту, то здесь применяют пружинные механизмы.

Благодаря им, производится не только обычное скрепление тросов, но и фиксация объектов. Конструктивно они имеют рычажки с движущимися скобами. В результате предмет может фиксироваться на тросе, независимо от его толщины.

Клиновые соединения незаменимы для работ с проводами из меди и алюминия с сечением 35-100 кв. мм. Представляют собой корпус из чугунной стали с износостойким клином из бронзы или сплавов алюминия.

Для большей надежности при зажиме алюминиевых проводов крупного сечения применяют специальные прокладки из такого же материала. Крепление будет прочным, но раз в 7-10 дней следует производить подтяжку болтов.

Выбор и использование

На фото зажимов для троса представлены разнообразные модификации, которые можно применять с конкретной монтажной целью. Важно проверить:

  • наличие маркировки;
  • отсутствие дефектов и брака;
  • соответствие зажима параметрам каната.


При фиксации троса перемычка должна быть со стороны каната, где присутствует основная нагрузка. Перед эксплуатацией следует проверить прочность крепления. Не разрешается воздействовать на механизм сваркой.

Использование зажимов позволяет обеспечить надежное и прочное крепление при соединении тросов или формировании петли. Их можно изготовить самостоятельно, однако приобретение изделий заводского производства обеспечит долговечность крепежа.

Фото зажимов для троса

Можно смело утверждать, что практически каждый человек видел такое полезное приспособление, как натяжитель троса. Многие даже умеют пользоваться этим устройством. Однако мало кто знает, что у данного устройства имеется название – это талреп. Это слово было введено в обращение профессиональными такелажниками. В нашей статье мы расскажем о талрепах, их ключевых особенностях, а также советах по правильной эксплуатации.

Применение талрепов – где они используются

Широкое применение этот вид натяжителей нашел в области грузовых и морских перевозок. На сегодняшний день невозможно представить ни один тяжелый или негабаритный груз, который бы крепился без помощи талрепов. Благодаря специальной конструкции, устройство обладает возможностями справляться с очень тяжелыми грузами, масса которых достигает нескольких десятков тонн. Первоначально мастера использовали механизм для соединения металлических и деревянных конструкций разных типов и видов.

Талреп представляет собой такое приспособление, которое идеально подходит для закрепления грузов при такелажных работах, а также транспортировке товаров. К примеру, механизм будет незаменим в случаях, когда требуется выполнить монтаж громоздких антенн или металлических конструкций.

Современные талрепы производятся из высококачественной нержавеющей стали. За счет этого механизмы обладают стойкостью к разрушительному воздействию коррозии. Для усиления эксплуатационных характеристик, а также для увеличения уровня надежности, прочности и долговечности устройства, их часто покрывают различными напылениями. Огромной популярностью пользуются оцинкованные талрепы, стоимость которых несколько выше средней цены на аналогичные устройства.

При этом стоимость является полностью оправданной. Суть в том, что металлические натяжители тросов, как правило, используются для закрепления грузов снаружи, под открытым небом. Следовательно, они подвержены воздействию окружающей среды. Если же приобрести инструмент, покрытый цинком, то о проблемах, связанных деформацией или разрушением вследствие действия атмосферных осадков, можно забыть навсегда.

При покупке натяжителей тросов в первую очередь внимание следует уделять толщине и длине канатов и тросов, для работы с которыми требуется талреп. Несмотря на то, что они способны выдерживать колоссальные нагрузки, создаваемые многотонными предметами, параметры самих талрепов отличаются компактностью. Так, размеры находятся в диапазоне от нескольких до десятков сантиметров. Правильно подобрав монтажный натяжитель для тросов, вы можете рассчитывать на успешное закрепление необходимых объектов.

Талреп изнутри – как он устроен

Внешне талреп напоминает обычную муфту, которая состоит из нескольких винтов. Особенность заключается в том, что на винтах нанесена резьба с противоположным ходом. Еще один важный элемент любого талрепа – это металлическое основание, на которое накручиваются винты. Как правило, основание отличается цилиндрической формой. Однако далеко не всегда используются основания. Более простые и примитивные модели оснащаются специальными кольцами. Естественно, основание из металла обеспечивает большую прочность и надежность устройства. В любом случае, работа механизма осуществляется за счет стягивания винтов ближе к центру. Результатом становится максимальное натяжение тросов, веревок, ремней или канатов- в зависимости от того, что именно стягивается талрепом.

Грузоперевозки и такелажные работы – это далеко не единственная сфера применения натяжителей. Например, талрепы могут использоваться в быту, в частности, для настройки фортепиано (натягивание струн для достижения лучшего звучания), а также в случае необходимости подтянуть крепления для штор.

В большинстве случаев приборы для работы с тросами производятся открытыми, то есть винты для регулировки силы натяжения находятся на виду. Корпус может быть изготовлен методом литья, сварки или ковки. Следующий этап технологического процесса заключается в фрезеровании двух отверстий, посредством которых можно изменять усилие и длину. Независимо от метода производства каждой конкретной детали, входящей в состав натяжителя, само устройство выполняется токарным способом.

Конструкция любого талрепа представлена следующими основными составляющими:

  • Металлический корпус
  • Два винта с противоположной резьбой
  • Оголовок винта, который выполняется в виде кольца, крюка или вилки.

Следует отметить, что также существуют модели и с закрытым типом винтов, которые требуются для обеспечения дополнительной защиты перевозимых товаров, поскольку придется затратить большее количество времени для ослабления винтов. Кроме этого закрытые талрепы пользуются спросом при работе с тяжелыми огромными объектами в сложных погодных условиях.

Талрепы для канатов – основные их виды

Покупая талреп для натяжки тросов, вы должны определиться с его маркировкой, а также особенностями каждой конкретной модели. Выделяют несколько видов устройств для крепления товаров:

  1. 1. О+О – на каждом оголовке винта располагаются кольца
  2. 2. С+О – на оголовках находится кольцо и крюк
  3. 3. С+С – талреп представлен в конфигурации с двумя крюками
  4. 4. В+В - на винтах находятся вилки

Это самые популярные модели, которые на данный момент представлены на рынке. Для усиления натяжения или его ослабления требуется вращать винты, в результате чего они будут двигаться либо от центра, либо к центральной части устройства. В первом случае сила натяжения будет уменьшаться, тогда как движение винтов к центру свидетельствует об усилении силы натяжения троса. Существуют усиленные модели, которые называются грузовыми талрепами. Особенностью подобных устройств является крепкая и долговечна сталь, способная переносить огромные нагрузки. Так, грузовые механизмы массой порядка 25 килограмм обеспечивают закрепление предметов с общей массой вплоть до 90 тонн.

Для усиления натяжения требуется вращать винты

Также отметим, что талрепы вида "крюк-крюк" нашли применение в тех случаях, когда груз крепится к прочным изделиям наподобие антенн, мачт, а также тросов или канатов. Если же вы приобрели устройство с типов "кольцо-кольцо", то для закрепления такого талрепа требуется предмет крюкообразной формы. В противном случае О-образный натяжитель закрепить не представляется возможным. Подвижные элементы подобных механизмов присутствует специальная резьба, необходимая для регулировки и изменения длины троса. В современных приборах появляются дополнительные приспособления, задача которых заключается в изменении уровня плавности натяжения. Область применения подобных устройств – это натягивание волоконно-оптических кабелей под малые нагрузки.

При работе с талрепами указанных выше разновидностей следует учесть тот факт, что их использование категорически запрещено для закрепления несущих конструкций. В этом случае может помочь вариант "вилка-вилка" на оголовках винтов. Очень популярный и востребованный вариант исполнения натяжителей. Посредством такого прибора такелажники получают возможность в кратчайшие сроки настроить длину троса и уровень его натяжения. Однако для подъема предметов данный инструмент не подойдет. Его основное предназначение заключается в страховке, растяжке, а также настройке подвески.

В некоторых ситуациях применяются цепные талрепы, которые могут похвастаться существенно большей длиной. Благодаря такой особенности, инструмент может быть использован для захвата двух или даже более предметов с целью их стягивания, задавая определенный уровень натяжения.

Правильная эксплуатация талрепов – в чем секрет успешной работы

Подвергать талреп для троса необходимо только таким нагрузкам, на которые он рассчитан. В случае деформации каких-либо отдельных элементов вследствие повышенных нагрузок, необходимо моментально отреагировать на происходящее: уменьшить уровень натяжения тросов и заменить компоненты, которые вышли из строя. Причем выполнять подобные действия требуется с максимальной осторожностью и внимательностью, чтобы натянутый трос не разрушил механизм и не причинил вам вреда.

Радиальные или боковые нагрузки, значительно сокращают ресурс жизни приборов, поскольку талрепы для испытания подобных нагрузок не предназначены. В этой связи требуется постоянный контроль за инструментом до работы, во время и обязательно после. Любые, даже самые мелкие и незначительные на первый взгляд деформации, недопустимы. Выбирая правильное устройство для работы с грузами соответствующих габаритов и веса, вы сведете к минимуму вероятность выхода прибора из строя.

  • Нанесение смазки
  • Полировка войлочным кругом
  • Промывка бензином
  • Прогон инструмента вхолостую


Одна из самых часто возникающих проблем с натяжителями – это намертво залипший талреп, раскрутить винты которого бывает невероятно сложно даже для физически развитых мужчин. Во избежание подобных проблем необходимо пользоваться специальными смазками, в том числе с присадкой бисульфат молибдена или графита, а также периодически промывать прибор в чистой пресной воде.

Как видно, талреп представляет собой отличный инструмент для выполнения сложных работ, связанных с транспортировкой тяжелых грузов, а также их закреплением. А правильный уход обеспечит долгую и безотказную работу механизма.