Количественные и качественные изменения в развитии психология. Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития. Виды развития психики

1

В статье приводятся результаты исследования гендерных аспектов интимно-личностного общения подростков и их связь с темпераментом. В ходе исследования установлено, что чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертированность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение. У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями. По результатам проведенного исследования предложены практические рекомендации для педагогов и психологов, которые позволят более точно и эффективно проводить работу по нормализации интимно-личностного общения подростков, создавать такой психологический климат в классе, который будет способствовать адекватной социализации и адаптации, делать процесс обучения в школе более гармоничным.

подростки

гендерные особенности

темперамент

интимно-личностное общение

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995. – С. 228-244, 232.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2010. – 701 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия, 2009. – 501 с.

6. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Текст / Ф. Райе. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 2001. – 352 с.

8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: МПСИ, 2004. – 535 с.

9. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 4. – C. 3-12.

10. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Прогресс, 2004. – 282 с.

Введение

В подростковом возрасте общение, в особенности интимно-личностное, является, как отмечают многие исследователи, ведущим видом деятельности и оказывает сильное влияние на процесс становления личности .

Нарушения интимно-личностного общения, неудовлетворенность им могут отрицательно сказаться на формировании жизненно важных навыков, умений, ценностных ориентаций, личности в целом. Темперамент определяется большинством авторов как индивидуальные различия в стиле поведения, которые обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного времени и проявляются в разных ситуациях и имеют биологическую природу .

Знание особенностей темперамента подростков и его влияния на процесс интимно-личностного общения поможет педагогам и психологам создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Цель исследования: выявить гендерные особенности влияния темперамента на интимно-личностное общение подростков.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование влияния темперамента на гендерные особенности интимно-личностного общения у подростков проводилось с использованием следующих методик: методика определения темперамента личности Айзенка и методика диагностики межличностных отношений Лири.

В исследовании приняло участие 78 подростков в возрасте 13-17 лет (учащиеся МБОУ «Джалильская средняя образовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»).

Результаты исследования и их обсуждение

По вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода в психолого-педагогической литературе существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержанием является построение и поддержание личных отношений с ним .

2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно-полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения средств социализации подростков в обществе .

И. С. Кон отмечает, что способность к интимно-личностному общению психологи связывают с высоким уровнем развития половой идентичности юношей и девушек. Потребность в интимно-личностном общении у девушек формируется раньше, чем у юношей. Интимно-личностное общение с разными партнерами реализуется и на более поздних этапах онтогенеза (например, интимно-личностное общение может быть дружеское, супружеское, детско-родительское, психотерапевтическое), хотя при этом его роль и значение для личности по сравнению с подростковым возрастом несколько снижаются .

В ходе эмпирического исследования для уточнения влияния особенностей темперамента на интимно-личностное общение подростков в зависимости от их гендерной принадлежности нами был проведен корреляционный анализ результатов тестирования у мальчиков и у девочек с помощью коэффициента корреляции Пирсона (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у мальчиков

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

эгоистичный

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

зависимый

дружелюбный

альтруистичный

доминирование

дружелюбие

Как показал корреляционный анализ, чем сильнее выражена у мальчиков-подростков экстравертность, то есть обращенность вовне, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляются авторитарность, доминирование, но в то же время и сильнее выражается альтруистичность. Уровень нейротизма, то есть степень эмоциональной устойчивости, не оказывает у мальчиков влияния на интимно-личностное общение.

У девочек-подростков, чем сильнее они ориентированы на внешний мир, тем сильнее в интимно-личностном общении проявляется авторитарность, эгоистичность и стремление к доминированию. Высокая эмоциональная устойчивость связана с проявлениями агрессивности, а эмоционально неустойчивые девочки стремятся проявлять дружелюбие в отношениях с друзьями.

Таблица 2

Влияние особенностней темперамента на интимно-личностное общение у девочек

экстраверсия/интроверсия

нейротизм

эгоистичный

агрессивный

подозрительный

подчиняемый

зависимый

дружелюбный

альтруистичный

доминирование

дружелюбие

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон).

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями своего пола

Как видно на рисунке, мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

Особенности интимно-личностного общения мальчиков с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Особенности интимно-личностного общения мальчиков с разными типами темперамента с друзьями противоположного пола

Как видно на рисунке, при общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию.

В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола представлены на рисунке 3. На рисунке видно, что при общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

Рис. 3. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями своего пола

Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Особенности интимно-личностного общения девочек с друзьями противоположного пола

На основе результатов нашего исследования мы можем дать педагогам и психологам, заинтересованным в нормализации интимно-личностного общения с учетом темперамента и гендерной принадлежности подростков в классе, следующие практические рекомендации.

При построении коррекционной работы важно учитывать тот факт, что мальчики-меланхолики при общении с друзьями своего пола менее всех авторитарны, эгоистичны и меньше других стремятся к доминированию, но больше других склонны к подозрительности и подчиняемости. Мальчики-флегматики при общении с друзьями своего пола менее всех, меньше всех проявляют зависимый тип интимно-личностного общения. Мальчики-холерики в общении с друзьями своего пола менее всех проявляют подозрительность и подчиняемость, зато более других авторитарны и стремятся к доминированию. Мальчики-сангвиники и мальчики-флегматики в общении с друзьями своего пола больше других проявляют дружелюбность.

При общении с девочками мальчики-подростки всех типов темперамента проявляют особенности интимно-личностного общения, отличные от тех особенностей, которые присутствуют в их общении с друзьями-мальчиками. Возрастает дружелюбие и альтруизм, становится ниже стремление к доминированию. В общении с друзьями-девочками мальчики-меланхолики меньше всех стремятся к доминированию и проявляют эгоизм, а мальчики-флегматики больше других альтруистичны. Мальчики-сангвиники, наоборот, менее других дружелюбны (данные как по шкале Дружелюбный тип, так и по интегральной шкале Дружелюбие) и менее других склонны зависеть от девочек, конформно к ним относиться.

При общении с подругами девочки-холерики меньше других подозрительны, подчиняемы и зависимы. Девочки-меланхолики менее дружелюбны и не стремятся к доминированию. Зато они больше других проявляют подозрительность по отношению к своим подругам. Девочки в целом во взаимоотношениях с друзьями своего пола менее подчиняемы и зависимы, чем мальчики, причем это характерно для всех типов темперамента. В то же время при общении с подругами девочки меньше, чем мальчики при общении с друзьями, стремятся к доминированию.

При общении с друзьями-мальчиками девочки подросткового возраста в целом более склонны проявлять авторитарность, эгоистичность и слабо проявляют дружелюбие. Девочки-меланхолики более других склонны зависеть от своих друзей-мальчиков, но в то же время менее других дружелюбно к ним относятся. Девочки-холерики проявляют наибольшую агрессию при общении с друзьями-мальчиками, а так же сильно стремятся к доминированию над ними.

Зная характеристики типов темперамента и их влияние на интимно-личностные отношения подростков в зависимости от их гендерной принадлежности, в классе можно создавать ученикам наиболее благоприятные условия не только для обучения, но и для гармоничного эффективного общения, устранять причины возможной дезадаптации, а, следовательно, помогать подростку справляться с его психологическими трудностями в общении, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать более гармоничными формирование его личности.

Рецензенты:

Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник лаборатории социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Галлямова А.Р. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12947 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

По Д. Б. Эльконину «Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития, - это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется, прежде всего, основным или ведущим типом деятельности».

При этом, как справедливо отмечает Д. И. Фельдштейн, интимно - личностное общение, выступает в качестве ведущей деятельности подростничества, по Д. Б. Эльконину, должно само включаться в социально значимую, социально одобряемую, просоциальную деятельность. Она то и должна рассматриваться как подлинно ведущая в этом возрасте .

Г.С. Абрамова считает, что подростковый возраст - это период развития детей от 11 - 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V - VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание организма, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Согласно Г.С. Абрамовой, подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек .

По мнению В.А. Крутецкого, в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения .

В качестве ведущей деятельности в логике «нормального» психического развития выступает многоплановая развернутая деятельность подростка, имеющая такие «ядерные компоненты, как интимно-личное общение со значимыми другими и учебно-профессиональная деятельность».

Но учебная деятельность в подростковом возрасте отодвигается на второй план, на первое место выдвигается общение подростка со сверстниками и взрослыми, что является важнейшим условием их личностного развития.

Анализ современного педагогического процесса под руководством И.В. Дубровиной показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворительна. Это обстоятельство ведёт к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях. В результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями и подростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребёнка в конфликтности, грубости и негативизме по отношению к взрослым.

По мнению Л.С. Выгодского, развитие личности подростка в системе обучения предполагает опору не только на уже сформировавшееся стороны его личности, но и на те, которые находятся ещё в стадии созревания, на «зону ближайшего развития» ребёнка. «Зона ближайшего развития» определяет завтрашний день ребёнка, динамическое состояние его развития . Зона ближайшего развития - область находящихся в стадии созревания психических процессов, определяющая перспективу развития ребёнка .

Для подростка «зона ближайшего развития», по мнению И.В.Дубровиной, это сотрудничество с взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя.

По И.В. Дубровиной, общение подростков со сверстниками имеет огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной .

По мнению Е.В. Новиковой, в то же время для подростков важно не просто общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способное удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным для каждого школьника. Одни стремятся занять в группе позицию лидера, другие - получить признание и уважение от товарищей, третьи - стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т. п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, которая сказывается на эффективности и результативности процесса обучения. Занять лидерское положение в классном коллективе подростку помогают его психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности .

По А.А. Реану, потребность в общении со сверстниками, которую не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Во-первых, общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. В - третьих, общение со сверстниками - это специфический вид эмоционального контакта, который не только облегчает подростку автономитизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Затем две такие группы образуют смешанную компанию. Позже, внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а большая прежняя компания распадается или отходит на задний план.

Согласно автору, подростковый возраст считается трудным не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных задач перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает количество неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворительным отношением к школе. К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных своих упущениях, а в особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но еще и не взрослый», «в физиологической перестройке его организма». По мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации и его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значительного места. И прежде всего это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости, от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия.

Интимно-личностное общение - Наряду с познавательным и деловым общением существует интимно-личностное общение, содержанием которого выступает соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другим свое духовное и практическое бытие. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактуализация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения - дружба и любовь.

Деловое общение - это взаимодействие между собой двух и более людей, построенное вокруг общего , что есть между ними, в данном случае - вокруг дела . Поэтому самое главное правило делового общения - никогда не забывать, что ты общаешься ради дела , а не ради удовольствия или забавы, не ради каких-то абстрактных принципов и идей.

Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек - не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей - и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опытом) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное "Я".

Социальная роль

В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определенные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга поколениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела..

Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т.д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что "положено" на данном месте при данных обстоятельствах. "Положено" - это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой - нравами, обычаями, существующими там, где мы живем.

Всему, что "положено", нас учат с детства, а когда делаем "что не положено" - наказывают. В конце концов ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежит собственный опыт.

Итак, социальная роль - это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

Межличностная роль

Помимо социальных ролей, мы играем роли "межличностные". У каждого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого - в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто-то Партнер, а кто-то предмет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с "предысторией" нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него - ко мне. Межличностная роль - это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому.

Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане - роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас "актерами поневоле". Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: "Весь мир - театр":

Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль.

Поистине - "не одну"! Ведь, кроме социальных и межличностных ролей, мы играем еще "внутригрупповые". Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки-дурачка.