Государственное устройство рима. Государственное устройство древнего рима в период империи

В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих главарей («отцы», курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, даже если они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья сами становились же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были до конца своих дней сохраняли юридическую несамостоятельность. Домашний культ тоже находился в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями .

Первые два с половиной века римской истории (753 – 510 гг. до н.э.) приходятся на так называемый царский период . Во главе государства стоял царь (гех), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьей. Власть царя была пожизненной, однако она не передавалась по наследству. После смерти царя и новый правитель выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом. Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или «отцов»), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких «отцов» было триста. Это собрание могло быть собрано лишь по инициативе царя, и его решения не были обязательны для царей, в основном правители прислушивались к решениям сената. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Древнеримские источники насчитывали 7 царей, включая легендарного основателя Рима Ромула. Однако практически почти все сведения об этих царях относится к области легенд, а не достоверной истории. Второй после Ромула царь из сабинов (Нума Помпилий) воспринимался римлянами в качестве родоначальника религиозного культа, считалось, что именно он установил обряды и учредивл жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию, Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы-Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п.


Полноправными гражданами Рима первоначально считались только потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые вынуждены были становиться под защиту и покровительство какого-либо римского рода, становясь при этом как бы частью этого рода и даже принимая его общее имя. Такие люди назывались клиентами («послушными»), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном . Со временем, когда число переселенцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев ) и свободный, но бесправный люд (плебеев ). Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; только от них могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.

В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление бóльших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях . Это название связано с разделением народа на 193 центурии (сотни), из которых 98 приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), полностью освобожденных от службы и налогов. Решения на центуриатных комициях принимались большинством голосов, причем большинство голосов в каждой центурии считалось за общий голос этой комиции. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. При этом богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, а обедневшие патриции – к одному из низших.

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Высшие государственные должности по-прежнему могли занимать только патриции. За ними также сохранилось право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

В 510 г. до н. э. царская власть в Риме была отменена. Последний римский царь, Тарквиний Гордый, по преданию захватил власть незаконно, убив своего предшественника. Римские источники сообщают, что Тарквиний Гордый был тираном, что и привело к его изгнанию, произошедшему, судя по всему, в результате заговора знати. Источники также сообщают, что после изгнания Тарквиния Гордого римляне решили не выбирать больше царя, а передать высшую государственную власть двум консулам, избиравшимся сроком на один год.

Рим периода республики

Отмена царской власти в Риме в 510 г. напоминает перемены, проис­ходившие в греческих городах. Устройство государства и права граждан остались прежними, но царская власть была разделена между сановниками. Власть консулов отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Следует отметить, что практически неограниченной властью (империем) во всем её объеме консулы могли пользоваться лишь в военном походе, в самом же Риме и его окрестностях (на расстоянии тысячи шагов от городской стены) они не могли ни казнить, ни подвергать телесным наказаниям. Кроме того, от их должности было отделено исполнение религиозных обязанностей.

Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому, это называлось правом интерцессии . Постепенно полномочия консулов сокращались, и часть их функций стала передаваться другим магистратам (магистраты – выборные сановники). В случае большой опасности для государства, по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей, однако срок такой диктатуры не мог составлять более 6 месяцев. Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы, остальные магистраты в это время не действовали.

После отмены царской власти в Риме возросло значение сената. Сенаторами пожизненно становились отслужившие свой срок магистраты. Ежегодно составлялся список сенаторов («альбом») в котором они были расположены в порядке убывания значимости занимаемых ранее выборных должностей. Первыми по списку шли консулярии (бывшие консулы). Первым по списку (принцепсом сената) был человек, занимавший консульскую должность самое большое количество раз. Что касается комиций, то им кроме права выборов, принадлежало лишь право принятия или непринятия делавшихся народу предложений без всякого их обсуждения, остававшегося привилегией одного сената. В руках сената была также сосредоточена внешняя политика государства.

Важнейшим явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти в Риме вся власть в государстве сосредоточилась в руках патрицианских родов. Так же, как это было в Аттике до реформ Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и себя: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, или заставить на себя работать. Естественным следствием такого положения стала борьба плебеев за свои права, которая, разумеется, встречала сильное сопротивление со стороны патрициев.

В 494 г. до н. э., возвращаясь из военного похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на находящуюся недалеко от Рима Священную гору с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством народных трибунов . Плебейские трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями на особых собраниях – трибутных комициях . Трибутные комиции имели также право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления (плебисциты ), которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Трибун не мог проводить ночи вне города и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права запрещения принятия законов и постановлений, нарушающих интересы плебеев. Для этого трибуну достаточно было во время обсуждения проекта постановления в сенате произнести слов «veto» (запрещаю). Трибуны были признаны священными и неприкосновенными, В помощь трибунам избирались эдилы , тоже выборные плебейские чиновники, распоряжавшиеся особой казной, из штрафов за проступки против плебса. Таким образом, государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины – патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. до н. э. Спурий Кассий, которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, правивших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.

Одним из важнейших требований плебеев было составление законов, поскольку судебные функции исполняли только патрицианские магистраты, опиравшиеся на обычаи и собственные представления о справедливости. Недовольство населения было столь велико, что патриции вынуждены были пойти на уступки. В 451 г. до н. э. для написания законов была образована комиссия децемвиров (десяти мужей), которые получили на время работы над составлением законодательства консульскую власть; даже должность трибунов временно была отменена. В 450 г. до н. э. полномочия комиссии были продолжены, и в её состав вошло несколько плебеев. Когда законы были, наконец, готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры ещё на некоторое время удержали за собой власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются ещё в дополнениях.

Составленные децемвирами законы XII досок, или таблиц легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то убить его разрешалось и днем, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина процентов по долгу была ограничена. Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме для всеобщего ознакомления, и сам суд производился на форуме тоже гласно.

Главным препятствием к допущению плебеев избираться в консулы и к дозволению браков между плебеями и патрициями была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона, устанавливавшего право плебеев вступать в законный брак с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ, но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Должность цензоров получила огромное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления моральных норм. За такое нарушение цензоры могли даже лишать должности сенаторов.

По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разной степенью их участия в центуриатных комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатных комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Постепенно практически все основные должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей , т.е. именитых людей, иначе нобилитет . Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.

Первая пуническая война. Пунические войны получили свое название из-за того, что римляне называли карфагенян пунийцами. Поводом к первой войне Рима с Карфагеном были разногласия по поводу управления Сицилией, которая занимала удобное положение в Средиземном море.

В конце IV в. до н. э. в Сиракузах произошел насильственный переворот, доставивший власть тирану Агафоклу, который при помощи наемных войск добился признания за Сиракузами гегемонии на всем острове, за исключением западной окраины, удержанной Карфагеном после довольно упорной войны. Приняв титул царя, Агафокл даже стал оказывать защиту и покровительство грече­ским городам в Южной Италии. После его смерти в Сиракузах начались несогласия, которыми воспользовались бывшие у него на службе кампанские наемники, так называемые мамертинцы, и овладели городом Мессаной у пролива, отделяющего Сицилию от материка. Вскоре после этого в Сицилию явился также царь Пирр, с ним соединились Сиракузы и другие важные города, и предприимчивый эпирский вождь, объявив себя царем Сицилии, возобновил войну с Карфагеном. Поссорившись со своими союзниками, он, однако, вскоре покинул Сицилию. Новый владыка Сиракуз, Гиерон, напал на мамертинцев, те обратились за помощью к Риму, который счел нужным заступиться за этих «италиков», а Гиерон, со своей стороны, обратился к посредничеству Карфагена. Когда это дошло до сведения римлян, они переправили в Сицилию свое войско и захватили Мессану. Карфаген ответил на это объявлением войны. Таким образом, началом пунических войн было вмешательство римлян в дела острова, уже давно бывшего ареною борьбы между греками и карфагенянами.

Война началась в 264 г. до н. э. На сторону Рима стали греческие города и туземное население Сицилии, и римляне теснили карфагенян в Сицилии, но зато пунийцы со своим флотом напали на берега Италии. Чтобы не опасаться морской силы Карфагена, Риму, конечно, нужно было завести свой собственный флот. Римляне энергично при­нялись за дело, настроили больших пентер (кораблей с пятью радами гребцов), заранее обучили своих воинов работать веслами, устроив для этого особые приспособления на суше, а главное – приспособили свой новый флот к рукопашным схваткам при помощи перекидных мостов, по которым воины могли легко переходить со своих кораблей на неприятельские суда. На суше, в Сицилии, перевес был, в общем, на стороне Рима, на море победы одерживал Карфаген. В общей сложности война длилась двадцать три года, истощив обе стороны. Когда в 241 г. до н. э. римляне одержали морскую победу при Эгатских островах, Карфаген заключил с Римом мир, оставив за ним Сицилию и согласившись уплатить большую контрибуцию. Сицилия (за исключе­нием владения Гиерона) была первым завоеванием римлян вне Италии, первою римскою провинцией. Мир Рима с Карфагеном был только перемирием, но между первою и второю войнами прошло 23 года, т.е. столько же времени, сколько тянулась первая война. Обе стороны продолжали делать в это время завоевания и готовились к новой борьбе между собою. Римляне овладели частью Северной Италии, построили там несколько крепостей и провели военную дорогу, соединившую Рим с долиной По. Кроме того, они очистили Адриатическое море от иллирийских морских разбойников и даже подчинили себе часть Иллирии, заняв таким образом позицию на Балканском полуострове.

Победы Ганнибала над римлянами . Вторая пуническая война продолжалась 17 лет (218– 201 гг. до н. э.) и сначала была очень неудачна для Рима. Римляне думали вести войну в Африке и в Испании, но карфагенский полководец Ганнибал перенес ее в Италию, явившись туда с той стороны, откуда его не ожидали. По плану Ганнибала, к берегам Сицилии и Италии должна была отплыть карфагенская эскадра, сам же он должен был соединиться в Северной Италии с только что покоренными Римом галлами и вторгнуться оттуда в Среднюю Италию. Исполняя этот план, Ганнибал двинулся из Испании в Италию через Пиренеи, Южную Галлию и Альпы, на что ему потребовалось около полугода. Особенно труден был переход через Альпы, где не было никаких дорог и пришлось идти осенью, когда в горах уже выпадает снег. Люди, лошади, вьючный скот сваливались вниз и гибли. Другие погибали от истощения и болезней. В довершение всего и горные жители встретили армию Ганнибала крайне недружелюбно, преграждая ей путь или сбрасывая сверху камни на проходивших внизу солдат. Из 60 тыс., которые были выведены Ганнибалом из Испании, уцелело лишь тысяч двадцать пехоты да около пяти-шести тысяч конницы. Однако римские консулы (Публий Корнелий Сципион и Тиберий Семпроний Гракх) были один за другим разбиты при реках Тицине и Требии, впадающих в По. При Тразименском озере римляне потерпели третье поражение. Дорога на Рим была открыта, но сам Ганнибал сильно нуждался в отдыхе, чтобы пополнить и переустроить свою армию. Между тем в Риме был избран диктаторами Квинт Фабий Максим, старавшийся, однако, также избегать решительных действий, за что получил кличку Кунктатора, т.е. Медлителя. Вскоре Ганнибал обошел Лациум с востока и явился сначала в Кампанию, а оттуда в Апулию. Он довел численность своего войска до 50 тыс. человек, но и римляне собрали около 86 тыс. В 216 г. до н. э. при Каннах (в Алулии, верстах в 15 от берега Адриатического моря) оба римские консула (Луций Эмилий Павел и Гай Теренций Варрон) потерпели самое страшное поражение за всю эту войну. Римская пехота не устояла перед африканской конницей, и до семидесяти тысяч римлян пало на поле битвы. Однако к счастью для римлян, итальянские союзники Ганнибала действовали крайне вяло, и карфагенское войско не могло предпринять решительных действий. Римляне же проявили после каннского поражения необычайную энергию. Богатые люди на свой счет соорудили флот, и все взрослое мужское население вооружилось для спасения отечества; даже из рабов набрали два легиона войска. Мало того, римляне перешли в наступление, нападая на изменивших им союзников и наказывая их за эту измену. Ганнибал в Южной Италии еще несколько лет, не имея уже прежних сил для борьбы с Римом. Напрасно обращался он за помощью в Карфаген. Сенат купеческой республики и не думал даже что-либо сделать для своего полководца. Дела римлян начали скоро поправляться, и все победы Ганнибала пропали для Карфагена даром. К 206 г. до н. э. Рим успел восстановить свою власть в Италии и Сицилии, завоевать испанские владения Карфагена и принудить к миру Македонию. В этом году возвратился с триумфом в Рим из Испании сам Публий Корнелий Сципион, и на 205 г. до н. э. его выбрали в консулы. Он воспользовался приобретенною в народе популярностью, что­ бы настоять на перенесении войны в самую Африку. В 204 г. до н. э. во главе хорошего войска он, назначенный предводителем этой экспедиции, высадился в Африке и вскоре разбил войска пунов и союзных с ними нумидийцев (203 г. до н. э.), и тогда карфагенский сенат вызвал в Африку Ганнибала. В 201 г. до н. э. пуны были окончательно разбиты Сципионом, и в 201 г. до н. э. Карфаген заключил с Римом мир, уступив при этом своему сопернику испанские владения и острова Средиземного моря, отдав ему свой флот и обязавшись выплатить в 50 лет громадную контрибуцию.

Союзническая война. Едва римляне избежали опасности, как в самой Италии вспыхнуло против них восстание союзников. Центром восстания стал город Корфиниум (в области народа марсов на с. от Лациума), в котором мятежные союзники организовали общее правительство. Опасность для Рима была большая, и он начал с отпавшими войну, которая получила название союзнической (91–88 гг. до н. э.). Римлянам удалось разъединить интересы врагов, сделав им разные уступки, и, в конце концов, выйти из этого опасного положения с успехом.

Война с Митридатом . Затруднениями римлян со времени союзнической войны воспользовались некоторые их соседи. Среди них особенно выдвинулся в Малой Азии Митридат, царь Понта (по южному берегу Черного моря), который, соединившись со своим зятем, царем Армении (Тиграном), предпринял завоевательные походы с целью основания большого государства, в состав которого он включил, например, часть северных берегов Черного моря (Боспорское царство). Он вторгся в 89 г. до н. э. в римскую провинцию Азию (бывшее Пергамское царство), где его сочувственно встретили местные жители, и приказал перебить здесь римских граждан и солдат. Это повеление было исполнено: около 80 тыс. человек было умерщвлено, и их имуществом завладел понтийский царь. Азиатские и европейские греки смотрели на Митридата, как на избавителя от римского ига, и охотно к нему примкнули, а Афины сделались даже центром сопротивления римлянам в Греции. Во главе римского войска для борьбы с Митридатом был поставлен Сулла, который взял Афины, разрушил при этом Пирей (что нанесло непоправимый удар торговому значению Афин), прогнал из Греции вторгнувшегося туда Митридата и перенес войну в Малую Азию.

Восстание рабов и борьба с морскими разбойниками. После смерти Суллы самым влиятельным лицом в Риме стал Гней Помпей, которому, между прочим, пришлось усмирять опасное восстание рабов в самой Италии и очищать Средиземное море от пиратов. Один беглый раб, по имени Спартак, родом фракиец, собрал вокруг себя небольшой отряд беглых рабов, который быстро стал увеличиваться и достиг, наконец, большой цифры – 120 тыс. человек. Сначала действия римлян были неуспешны, но в конце концов, рабы были разбиты Марком Лицинием Крассом, а добил их окончательно Помпей. Ему же римляне поручили войну с морскими разбойниками, которые воспользовались внутренними смутами в Риме, чтобы создать свой флот на Средиземном море, а на его берегах настроить крепостей. Главным гнездом их был остров Крит. Помпей с 500 кораблями и войском в 120 тыс. человек быстро выполнил свое поручение. Рим снова был спасен от грозивших ему опасностей, и, кроме того, римляне овладели Критом;

Завоевание Галлии. По возвращении из Азии Помпей вошел в Риме в соглашение с вождями политических партий Лицинием Крассом и Гаем Юлием Цезарем для совместного гос­подства над римским государством (60 г. до н. э.). В силу этого триумвирата, как называется этот союз, Цезарь, оказавшийся одним из первостепенных полководцев древности, получил в управление Цизальпийскую и Нарбонскую Галлии. К северу от последней, в обширной стране между океаном и Рейном, в постоянных раздорах между собою жили многочисленные кельтские племена, которые начали вступать в сношения с римлянами. Ближайшими соседями «провинции» (откуда название Прованса) были гельветы (в Швейцарии), секваны (на с.-з. от Юры), эдуи (к з. от них) и арверны (к с.-з. от Севен), и когда римляне поддержали эдуев против секванов, последние призвали к себе из-за Рейна на помощь германцев. С целью устрашения и кельтов, населявших Британию, Цезарь переправлялся даже через пролив, отделяющий этот остров от материка. Завоевание Галлии облегчалось для Цезаря тем, что страна в политическом отношении была раздроблена между отдельными племенными государствами, хотя их и объединяла общая религия, имевшая развитое и влиятельное жречество в лице друидов. В каждом таком государстве правительственная власть была организована дурно, а народ находился в крепостной зависимости от богатых и знатных родов. В начале войны Цезарь встретил сильное сопротивление лишь со стороны белгов, занимавших большую область между Сеною и Рейном. Быстро – всего в два года – покорив всю страну, Цезарь, однако, должен был потом усмирять восстания, то там, то здесь, причем восстававшие подвергались суровому наказанию. Например, целое племя венетов в Бретани было продано в рабство. В галльских походах Цезарь создал образцовую армию, развив в самом себе до высшей степени все качества, необходимые для полководца. Завоеванная Цезарем Галлия им же и была организована в римскую провинцию, и, наконец, сам же он в качестве историка описал завоевание этой страны в своих знаменитых «Записках о галльской войне» (Commentarii de bello gallico).

Превращение Египта в римскую провинцию. Во время завоевания Цезарем Галлии триумвират распался. Красе погиб в войне с парфянами, основавшими большое царство в Месопо­тамии, а Помпей, завидуя Цезарю, стал соединяться с его врагами. Дело дошло до междоусобной войны между бывшими триумвирами, охватившей и провинции. Победа осталась на стороне Цезаря. В 48 г. до н. э. он прибыл в Египет, вмешался в качестве третейского судьи в спор за престол между детьми только что умершего царя (Птолемея Авлета), десятилетним Птолемеем и его сестрою Клеопатрою, в пользу которой и решил этот спор. Население Александрии не хотело подчиниться такому решению и подняло восстание, грозившее Цезарю большой опасностью. Пять месяцев ему с небольшим отрядом пришлось выдерживать осаду сначала в царском дворце, а потом, когда дворец сгорел (и с ним погибла александрийская библиотека), – на маячном острове Фаросе, пока его не выручили пришедшие из Азии отряды. С ними Цезарь предпринял завоевание Александрии, и город должен был сдаться. Клеопатра из рук победителя получила египетскую корону и впредь должна была править в зависимости от Рима. Этим было подготовлено обращение Египта в римскую провинцию. Когда несколько лет спустя, уже по смерти Цезаря, в Риме возникла новая междоусобная война (между Антонием и Октавианом), Клеопатра стала на сторону, но была побеждена, и Египет уже прямо превратился в римскую провинцию (30 г. до н. э.).

Организация провинций. Провинции, из которых первою по времени была Сицилия (241 г. до н. э.), считались имениями римского народа, их жители – его подданными. Вся земля в провинциях поступала в собственность римского народа, и за те ее участки, которыми продолжало пользоваться местное население, оно платило в качестве арендаторов известный оброк в римскую казну. Сенат посылал управлять провинциями бывших магистратов, называвшихся проконсулами и пропреторами, и вручал им от имени римского народа державную власть, или империй (imperium), над населением провинций. С этими наместниками ехали в римские провинции квесторы, заведовавшие казенными сборами, легаты, своего рода чиновники особых поручений, и целый штат писцов, ликторов и т.п. мелких должностных лиц. Проконсулу или пропретору принадлежала в про­винциях и высшая судебная власть, и каждый новый наместник, подобно преторам в Риме, издавал эдикт, определявший порядок управления областью. К несчастью провинциалов, наместники менялись ежегодно, причем ни сами они, ни подчиненные им лица не получали жалованья. Облеченные неограниченной властью на очень короткий срок и не получая правильного вознаграждения за свой труд, римские правители вне Италии страшно злоупотребляли своими нравами и прямо обирали подвластное население. О многих из них говорили: «бедным он приехал в богатую провинцию, богатым он покинул бедную провинцию». Хотя в середине II в. до н. э. в Риме был издан особый закон, разрешавший провинциалам жаловаться на своих правителей после истечения срока их службы по поводу учиненных ими вымогательств, но на деле провинциалам было очень трудно добиться удовлетворения. Судьями провинившихся наместников были лица одного с ними положения, одних интересов, и виновные или совсем оправдывались, или наказывались небольшими штрафами. И в провинциях римляне также давали разные привилегии отдельным местностям или категориям лиц, смотря по тому отношению, какое встречали с их стороны при установлении своего владычества.

Страница 3 из 5

Государственное устройство Рима в III-II вв. до н.э.

В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии менялся социальный строй Рима.

Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов- триб, 4 городские и 31 сельскую).

Плебс делился на городской, занятый в ремесле и торговле, и сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две прослойки составляли римское гражданство, т.е. коллектив римского полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях, но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим сословием был плебес. В отличии от высших сословий плебеи обладали только активным избирательным правом.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Цитируя Цицерона, мы можем кратко охарактеризовать политическую направленность его произведений.

(ХХХ1V,51).... “Если государство будет руководиться случайностью, оно погибнет так же скоро, как погибнет корабль, если кормила встанет рулевой, назначенный по жребию из числа едущих. Поэтому, если свободный народ, выберет людей, чтобы вверить им себя, - а выберет он, если только заботиться о своем благе, только наилучших людей, - то благо государства, несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей - тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.

Богатство, знатность, влияние - при отсутствии мудрости и умения жить и повелевать другими людьми - приводят только к бесчестью и высокомерной гордости, и нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.(52) А что может быть прекрасней положения, когда государством правит доблесть; когда тот, кто повелевает другими, сам не находится в рабстве ни у одной из страстей. Когда он проникся всем тем, к чему приучает и зовет граждан, и не навязывает народу законов, каким не станет подчиняться сам, но свою собственную жизнь представляет своим гражданам как закон?”...

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения(армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.) после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.

Высшим государственным органом считается - народное собрание. У народного собрания было три вида - комиций (от лат. слова соmitia - сходка);
- куриатные;
- центруриатные;
- трибунные комиции.

Их функции были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат - контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались - цензоры, консулы и преторы.

консул - командовал армией.

претор - отправляли судебную власть.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер.

Введение

В своей контрольной работе я хочу рассмотреть такую тему как «Государственное устройство Древнего Рима».

Древний Рим - оно из крупнейших рабовладельческих государств, которое оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наслендие оказало глубокое влияние.

Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной из истории народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.

Продолжительность римской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошли определенный путь развития. Принято делить историю римского общества и государства на 3 основных периода:

  • 1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).
  • 2. Республиканский период (VI-I вв. до н.э.).
  • 3. Императорский период (I-V вв. н.э.).

Расцвет классических рабовладельческих отношений продолжался в начале ранней Римской империю. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития.

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что "существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя". История образования древнеримского государства подлежит изучению на базе существующих мифов, легенд и преданий, что представляет определенную сложность и субъективность в изложении исторических предположений.

римский общество рабовладельческий курия

Древнее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входившие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.

Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении.

Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено деление на курии, Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. Можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни--усыновление и завещание.

Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики--напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.

Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло.

Патриархальный характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть ничем не была связана.

Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный, другие - элемент религиозный, теократический.

Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный».

Заключение

Расширение власти Рима, вводя в него все новые элементы, создавало в населении два слоя -- господствующий и подвластный. Такой дуализм представляется нам уже в древнейшем, доисторическом Риме, проявляясь в антагонизме между патрициями и плебеями. Борьба между патрициями и плебеями есть факт, господствующий над историей государственного устройства, социального быта и законодательства древнего Рима.

Западноримская империя перестала существовать. На ее развалинах возникли новые государства, новые политические образования, в рамках которых началось формирование феодальных общественно-экономичечских отношений. И хотя падение власти западно-римского императора, уже давно потерявшего престиж и влияние, не вопринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.

Список использованной литературы

  • 1. Крушило Ю.С. "Хрестоматия по истории древнего мира" Москва 1980г.
  • 2. Струве В.В. "Хрестоматия по истории древнего мира" Москва 1975г.
  • 3. Третий том истории древнего мира. Москва 1980г.
  • 4. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Москвы Высшая школа 1987г.
  • 5. Утченко С.Л. "Политические учения древнего Рима III-I вв. до н.э." Москва 1977г.
  • 6. Кузищин В.И. " История Древнего Рима" Москва, Высшая школа 1982г.
  • 7. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие - М. 1993
  • 8. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие - М., 1994

§ 13. Познакомившись со строем древнейшего римского общества, мы можем лучше понять и устройство древнейшего Римского государства. Скудость источников дозволяет нам представить только краткий очерк этого устройства.

Древнейшее государственное устройство состояло из трех органов: царя, сената и народного собрания.

§§ 14-16. Царь*(39)

§ 14. Основание царской власти. Была ли царская власть в Риме выборной или наследственной? На этот вопрос наши источники не дают ясного и надежного ответа. Наиболее вероятный вывод из них (подкрепляемый и сравнительной историей права) тот, что в Древнем Риме, как и у других индоевропейских народов, в народе сохранялось убеждение, что царская власть должна быть наследственна. Но в действительности этот принцип был часто нарушаем по разным причинам: царь умирал без потомства; могущественный узурпатор захватывал власть силой или благодаря иным влияниям (богатству, уму, поддержке влиятельных родов). В таком случае власть царя основывалась на выборе. Но кто имел право выбирать и каким порядком, это едва ли было определено в то время так точно и подробно, как рассказывают римские писатели: история других народов показывает, что даже при сравнительно более высокой степени развития народа избрание главы государства не совершается с соблюдением таких подробных и точных правил, какие соблюдались, по словам римских писателей, при избрании римского царя. Да и из рассказа самих римских писателей о вступлении на престол отдельных царей видно, что эти правила почти никогда не соблюдались вполне. Вероятнее всего, что хотя некоторые из них и соблюдались, но не считались необходимыми, так что царь, вступивший на престол без соблюдения их, все-таки считался законным царем.

Избрание царя, по рассказам римских писателей, состояло из следующих четырех актов: interregnum, creatio regis, inauguratio и auctoritas patram или lex curiata de imperio*(40). После смерти царя из числа сенаторов десять лиц облекались властью управлять государством и озаботиться приисканием кандидата в цари. Эти десять отправляли свою обязанность по очереди (по 5 дней). По истечении срока назначались новые 10 сенаторов, и т.д. впредь до избрания царя. Эти 10 правителей назывались interreges, а время их правления interregnum*(41). Interreges избирались только из патрициев.

По соглашению с сенатом междуцари избирали кандидата в цари, который затем подвергался выбору в куриатном собрании (creatio regis)*(42).

По избрании царя совершался третий акт: ауспиции, с целью узнать, одобряют ли боги его выбор. Этот акт назывался inauguratio*(43). Инаугурация совершалась в присутствии народного собрания.

Наконец, некоторые римские писатели говорят, что был еще четвертый акт, который они называют различно. Ливии говорит, что избранный царь должен был получить еще auctoritas patrum (1, 17. 22. 33), Дионисий - утверждение патрициев (2, 60), Цицерон - облечение властью посредством особого постановления куриатного собрания, так называемого lex curiata de imperio (Rep. 2, 13. 17. 18. 20. 21). Существовал ли этот акт при избрании царя и в чем он заключался, этого, по неудовлетворительности источников, выяснить невозможно.

§ 15. Власть царя. Царскую власть можно рассматривать с двух точек зрения: содержание ее, или, иначе, предметы ведомства, на которые она простиралась, и сила ее.

Содержание царской власти трудно определить точно. Причина этого заключается не только в скудости источников, но и в самом характере государственной жизни древнейшего римского общества. Эта жизнь только что начиналась; ее элементы поэтому не могли еще выделиться и стать в определенное положение друг к другу. Из предания, сохранившегося у римских писателей, мы заключаем, что все стороны государственной власти, не будучи ясно различаемы народным сознанием, находились в руках царя: он был высший полководец, администратор, судья, жрец и проч.*(44)

Сила царской власти также не может быть определена точно. Чтобы судить о ней, необходимо иметь в виду следующие общеизвестные факты.

С одной стороны, предание часто говорит о смертных приговорах царя, о его неограниченных распоряжениях в качестве полководца, о заключении миров, о безотчетном распоряжении государственной казной и общественной землей, об употреблении граждан на общеполезные работы.

Из этих рассказов можно бы заключить, что царь был неограниченным монархом. Так и делают некоторые историки нашего времени.

Но с другой стороны, мы имеем свидетельства иного рода. Во-первых, известно, что жизнь древнейших римлян проходила под сильнейшим влиянием их религиозных воззрений. Все важные акты частной и общественной жизни они старались тщательно согласовать с религиозными предписаниями. Нет сомнения, что и царь, как сын своего времени, также строго руководился этими предписаниями. В этом уже заключалось сильное ограничение его произвола. Во-вторых, предание относит к самому началу Римского государства существование совета старейшин, сената, Consilium regium, с которым, по обычаю, царь должен был совещаться о всех важных делах. Правда, из этого же предания видно, что это не было безусловно необходимо для царя. Тарквиний Гордый, например, правил без сената. Но это обстоятельство было, по тому же преданию, одной из причин его низвержения. В-третьих, точно так же и в судебных делах царь обыкновенно совещался с особым советом. Наконец, из предания о попытке Тарквиния Древнего совершить некоторые политические реформы видно, что эти попытки не удались вследствие сопротивления некоторых патрицианских родов.

Из всех приведенных фактов мы можем вывести следующее весьма вероятное заключение о силе царской власти: в Древнем Риме не было таких учреждений, которым бы специально предоставлены были некоторые стороны верховной государственной власти или, по крайней мере, участие в них наряду с царем. Поэтому в отдельных случаях для царя была возможность действовать единственно по своему произволу. Но вообще религия, обычай и родовые союзы были так сильны, что фактически царь должен был сообразоваться с общественным мнением, в особенности в лице сената, народного собрания и некоторых религиозных учреждений.

Особо следует сказать о законодательной власти царя. Предание про всех царей рассказывает, что они создавали новые или изменяли старые учреждения, т.е., другими словами, издавали законы (leges regiae), что при Тарквинии Гордом некто С. Папирий составил из них сборник, который назывался jus civile Papirianum*(45). При этом иногда говорится, что законы эти были одобрены народным собранием, иногда же дело представляется так, как будто царь издал их единолично. Отсюда в прежнее время заключали, что царь мог издавать законы в силу своей собственной власти независимо от какого-либо другого учреждения в государстве. В настоящее время все признают, что римский царь не имел законодательной власти. Главный довод в пользу этого взгляда заключается в том, что было только что сказано о факторах, ограничивавших царскую власть: всякая важная реформа, касавшаяся частных отношений граждан или государственного строя, должна была неминуемо затронуть религиозные и родовые интересы, которые были настолько могущественны, что царь не мог нарушать их без согласия влиятельных классов граждан. Как при этом объяснить несомненное существование leges regiae, об этом будет сказано в отделе об источниках права.

Внешними отличиями царской власти служили пурпуровая мантия (позднее тога, обшитая пурпуром), скипетр с орлом, кресло из слоновой кости и золотая диадема; ходил и ездил царь в сопровождении 12 ликторов, которые имели в руках пучки прутьев и топоры.

§ 16. Помощники царя. При всей несложности управления, какую мы должны предположить в древнейшем Римском государстве, царь не мог один справиться с разнообразными делами. У него были помощники светские и духовные, которым он поручал ближайшее заведование известными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Эти помощники не имели самостоятельной власти; они зависели от царя, хотя есть основание думать, что некоторые из духовных помощников уже в то время стали в самостоятельное положение.

Более важные светские помощники были следующие.

Tribunus celerum - начальник кавалерии, чисто военная должность, без политического значения.

Custos, или praefectus urbis (или urbi) - лицо, которому царь на время своего отсутствия из Рима поручал защиту города и управление текущими делами.

Duoviri perduellionis. Словом perduellio назывались преступления против целого государства. Суд за такие преступления поручался двум гражданам, которых сам царь назначал для каждого отдельного случая. Если их приговор был обвинительный, то осужденный мог обратиться с жалобой к народному собранию (provocatio).

Quaestores parricidii - чиновники, которые должны были производить следствие по преступлениям, носившим общее название parricidium. Это слово сперва означало смертоубийство вообще (а не отцеубийство только), а впоследствии - все преступления, которые, во-первых, расследовались и наказывались по тем же правилам, как и смертоубийство, и, во-вторых, были направлены против отдельных граждан, а не целого государства. Quaestores были постоянной должностью, на которую граждане назначались царем (а не народом).

Из духовных помощников царя для нас имеют интерес те, которые имели влияние на государственную жизнь и на образование или применение права. Таковы были три коллегии фециалов, авгуров и понтифов*(46).

Коллегия фециалов (fetiales), состоявшая из 20 членов, содействовала царю (а впоследствии республиканским магистратам) при международных сношениях; например, они совершали объявление войны, выдачу иностранному государству римских послов, нарушивших международные обычаи, полководцев, заключавших на свой страх с неприятелем договор, который римское правительство отказалось утвердить, и т.п. Все эти международные сношения, по тогдашним верованиям, находились под покровительством богов и потому должны были сопровождаться известными религиозными обрядами. Совершение этих обрядов и лежало на фециалах. Особенно важной роли эта коллегия не играла ни при царях, ни во время республики.

Коллегия авгуров. Все итальянские народы веровали, что Юпитер дает им знать о своей воле с помощью некоторых символических знаков, например, небесных явлений, особенно молнии, крика и полета птиц и т.д. У римлян в особенности развилось обыкновение узнавать волю бога этими способами, что носило название auspicia. Вопросы, с которыми обращались римляне к богу, были чисто практического, так сказать, прозаического свойства, т.е. не о будущем вообще, а о том, благоприятствует ли божество предпринятию известного действия в частной или общественной жизни.

Вопрошать бога, если дело касалось частного интереса, мог каждый частный человек. В вопросах общегосударственных это мог делать только царь (а в республике магистраты). Но тот и другой могли не только сами вопрошать, но и толковать наблюдаемые явления. Однако искреннее (в древнее время) опасение неверно истолковать волю бога и, таким образом, не достигнуть той практической цели, для которой весь акт предпринимался, заставляло римлян обращаться за содействием к людям, которые по какой-либо причине почитались за искусных толкователей. Отсюда совершенно естественно объясняется образование особого класса авгуров. Однородность их технических интересов, потребность в постоянном их содействии государственному управлению и необходимость передачи их специальных знаний новым поколениям должны были рано повести к устройству авгуров в форме коллегии.

Искусство авгуров постепенно разрослось в сложную систему, усвоение которой было возможно только для тех, кто получал доступ в коллегию. А так как без ауспиций не предпринимался ни один важный государственный акт, то авгуры, от которых зависело дать явлениям любое толкование, должны были при благоприятных условиях получить большое влияние на политическую жизнь, что действительно и случилось во время республики. Известно, например, что в начале республики, когда в коллегию имели доступ только патриции, авгуральное искусство нередко употреблялось для устранения актов, вредных патрицианским интересам. Какова была степень влияния авгуров при царях, достоверно неизвестно; предположительно можно сказать, что оно было меньше, чем в республике.

Ко времени царей же предание относит и возникновение коллегии понтифов (pontifices). В республике эта коллегия играла первостепенную роль и в государственной жизни, и в деле образования римского права, о чем будет сказано позже. В настоящем же периоде едва ли царская власть дозволяла ей значительно развить свое влияние.

Каково было первоначальное назначение понтифов, достоверно неизвестно. Судя по позднейшей их деятельности, можно думать, что они были образованными людьми своего времени, обладавшими известными специальными знаниями, которые они употребляли первоначально для религиозных целей, например, они вели счет времени (календарь), участвовали в совершении некоторых юридических актов (усыновление, брак). В республиканское время им принадлежало наблюдение за разнообразными отправлениями в области религии, например, за своевременным приношением жертв, соблюдением установленных праздников, правильным расходованием средств, принадлежавших религиозному ведомству, и т.д.

Коллегия выбирала из своей среды Верховного Понтифа (Pontifex Maximus).

Сенат

§ 17. Предание единогласно свидетельствует, что рядом с царем с древнейших времен в управлении государством принимал участие особый совет, называвшийся Senatus, patres.

Юридическое положение древнейшего сената было уже обрисовано раньше по поводу царской власти: царь, по обычаю, во всех важных делах совещался с сенатом; но решение этого последнего не было обязательно для царя. Царь мог решать дела, даже и не совещаясь с сенатом. Сенат не мог собираться сам без призыва царя (кроме случая междуцарствия).

Фактическое значение сената, как уже было указано выше, было значительно больше, чем юридическое, т.е. царь в огромном большинстве случаев не мог править без содействия сената, если не желал рисковать самым своим положением. Причина этого значения сената заключалась в том, что он опирался на силу родов, о которой было говорено раньше. Именно на эту причину указывает древнейший состав сената.

Вопрос о том, из кого состоял древнейший сенат, нельзя выяснить в подробностях. Но основной принцип, т.е. прямую связь сенаторов с родами, можно признать достоверным, как это видно из следующих соображений. Предание римское, говоря о числе сенаторов, всегда ставит его в соответствие с числом курий и родов. Нормальное число сенаторов считалось 300*(47); ему соответствуют 30 курий, на которые делился римский народ, и 300 родов, которые были распределены по этим куриям*(48). Присоединение новых родов римляне всегда представляют в связи с назначением в сенаторы некоторых членов этих родов*(49).

Самое название сената (от senex) показывает, что первоначально сенаторы были люди пожилые или даже старые, что совершенно понятно: в том простом быту, в котором жили древнейшие римляне, мудрость обусловливалась главным образом личным житейским опытом, который с годами возрастал*(50). Таким образом, мы можем утверждать, что древнейший сенат состоял из старейших и потому наиболее влиятельных членов патрицианских родов.

Однако на основании приведенных данных нельзя идти далее, как это делают некоторые современные писатели, утверждающие, что каждый род имел своего представителя в сенате. Напротив, с большей достоверностью можно утверждать, что назначение в сенаторы совершалось по усмотрению царя. На это указывает идущее от древнейших времен выражение legere in patres, избирать в сенаторы, причем некоторые из римских писателей прямо говорят, что эту lectio совершали цари. К тому же заключению побуждает и принадлежавшее в начале республики консулам право избрания в сенаторы*(51). Конечно, ввиду силы родов цари должны были брать своих соотечественников из среды влиятельных родичей, но они могли отступить от этого правила. Благодаря этому они и могли впоследствии вводить в сенат плебеев.

Что касается предметов ведомства древнейшего сената, т.е. вопросов, по которым царь по обычаю должен был совещаться с сенатом, то об этом нельзя сказать ничего достоверного.

Народное собрание

§ 18. Третьим членом древнейшего государственного устройства было собрание всего народа и притом не в виде бесформенной толпы, а распределенного в курии, почему собрание и называлось comitia curiata.

Предметы ведомства этого собрания и степень его влияния на государственное управление в царский период определить очень трудно вследствие крайней неудовлетворительности наших источников. Ответ по обоим вопросам будет большей частью только вероятный.

Предметы, подлежавшие ведению куриатного собрания, были частью религиозные или, по крайней мере, соприкасавшиеся с религией, частью светские. Из религиозных укажем только на inauguratio regis и совершение завещаний. Выше уже было сказано, что инаугурация совершалась в присутствии всего народа. Два раза в году римляне могли излагать перед народным собранием свои завещания, т.е. делать распоряжения на случай смерти, если они желали изменить обычный порядок наследования*(52). В этих и других подобных случаях народ, по-видимому, созывался особенным способом, именно посредством всенародного объявления о назначаемом собрании. Такой способ созыва обозначался глаголом calare, а отсюда и самое собрание называлось comitia calata*(53).

Участие народа в делах, подлежащих ведению comitia calata, было, по-видимому, чисто пассивное: он выслушивал то, что ему объявлял царь, жрец или гражданин, делавший распоряжения на случай смерти*(54).

Больший для нас интерес, но и больше сомнений представляют светские предметы ведомства. Один из древних историков, Дионисий Галикарнасский, утверждает, что куриатному собранию было предоставлено со времен первых царей избрание магистратов, утверждение законов, объявление войны и заключение мира*(55). Однако сопоставление с другими сведениями заставляет признать это свидетельство недостоверным. Дионисий перенес на куриатное собрание те права, которые в республиканский период принадлежали центуриатному собранию. Более вероятно, что участие народного собрания в государственном управлении при царях было весьма ограничено, как это видно будет из нижеследующего анализа его предметов ведомства.

1. Arrogatio, т.е. тот вид усыновления, когда самостоятельный гражданин (paterfamilias) отдавал себя под отеческую власть другого гражданина. Если усыновляемый имел семью, члены которой были под его властью, то и она со всем имуществом переходила под власть усыновителя, который принимал всех этих новых домочадцев в свою семейную религию. В древнейшее время это усыновление совершалось, вероятно, тогда, когда последний представитель вымирающего рода, не надеясь иметь собственное потомство, желал поддержать существование рода искусственным способом. При этом затрагивались имущественные, религиозные и личные интересы по крайней мере двух, а иногда и многих родов. Поэтому весьма вероятно, что разрешение усыновления зависело от куриатного собрания, в котором принимали участие все члены родов*(56).

2. Cooptatio, т.е. принятие чужестранных родов в число патрицианских. Это право собрания для царского периода источниками не засвидетельствовано; но оно вероятно по косвенным соображениям: слово "cooptatio" указывает на принятие самими родами; в республике требовался для этого акта jussus populi*(57); наконец, интересы римских родов были при этом затрагиваемы так сильно, что едва ли эти роды могли быть устранены от участия в cooptatio.

3. Creatio regis, т.е. избрание царя по предложению междуцаря. Степень участия народа в этом акте была невелика: он мог только принять или отвергнуть предлагаемого кандидата. Выставлять своего кандидата члены народного собрания не имели права. Это право избрания царя можно рассматривать как зародыш будущего права народа на избрание должностных лиц республики (магистратов).

4. Lex de bello indicendo, т.е. право постановлять об объявлении наступательной войны. Однако это право предоставлял народу сам царь, когда находил это нужным*(58), следовательно, оно не принадлежало ему самостоятельно.

5. Точно так же сам царь, когда находил нужным, предоставлял народному собранию уголовный суд по преступлениям, подходившим под понятие perduellio*(59). Мы уже видели, что первоначальный приговор постановляла особая комиссия, назначаемая по усмотрению царя, а затем, по желанию осужденного, дело переносилось на окончательное решение народного собрания. Если бы сам царь взял на себя постановление приговора, то провокация к народу была бы невозможна. Таким образом, и уголовный суд в царском периоде не составлял самостоятельного права народа. Однако оба последних случая мы можем рассматривать как зародыши будущих самостоятельных прав народного собрания.

6. Наконец, что касается законодательной власти народа, то, за исключением вышеприведенного места Дионисия, ничто в источниках не указывает на ее существование в первой половине царского периода. Напротив, римские писатели, рассказывая о первых царях, устроителях Римского государства, изображают их действующими самовластно. Конечно, мы не можем в этих рассказах признать исторически достоверные события, но мы можем из них заключить, что в предании не сохранилось воспоминания о законодательной деятельности народа в первые века его существования. Это заключение подтверждается и более общими соображениями: древнейшие римские учреждения создавались, как и у всякого юного народа, медленным и незаметным путем обычая, следовательно, без участия народного собрания, а затем, пока цари не пытались существенно изменить этих учреждений, т.е. пока не затрагивали связанных с ними интересов всего народа, для этого последнего не было даже повода стремиться к участию в законодательной власти.

Но когда, начиная с Тарквиния Древнего, цари приступили к крупным государственным преобразованиям, они должны были, ради прочности этих последних, заручиться согласием заинтересованного народа на отмену старых и введение новых учреждений. Этим путем, по-видимому, зародилась законодательная власть народного собрания. На него же указывает и слово, которое употреблялось при голосовании в собрании для отвержения нового предложения: antique, т.е. antiqua probo. Во всяком случае, едва ли и во второй половине царского периода законодательная деятельность собрания составляла нормальное, неслучайное явление.

Внешний порядок собраний был следующий. Созывались они царем. Помимо его воли собрание не могло состояться. Призывались все граждане поименно, а в comitia calata посредством всенародного объявления. Местом собрания служил comitium. Царь предлагал вопрос (rogabat populum), на который собрание могло отвечать только "да" или "нет" (utirogas или antiquo). Видоизменять предложение или заменять его новым никто из членов собрания не имел права. Подача голосов совершалась по куриям (curiatim). Каждая курия имела один голос. В пределах каждой курии голосование совершалось поголовно (viritim), и мнение большинства принималось за мнение курии, точно так же мнение большинства курий - за мнение всего собрания.

Из анализа предметов ведомства куриатного собрания мы могли убедиться, что степень участия его в государственном управлении была незначительна. Она окажется еще меньшею, если мы примем во внимание только что указанные нормальные ограничения, т.е. что народ не мог без воли царя составить законного собрания и не имел инициативы в предложении вопросов для решения. По всем этим соображениям нельзя согласиться со взглядом тех ученых, которые признают за народным собранием царского периода верховную власть (суверенитет).

Войско

§ 19. Древнейшее римское войско представляло в миниатюре точный отпечаток всего народа с его подразделениями. Легион (первоначально, вероятно, единственный) состоял из 3000 человек пехотинцев (pedites). Все десять курий каждой трибы должны были поставить 1000 человек. Кавалерия (equites, celeres) состояла из трех сотен (centuriae). Каждая из трех триб должна была поставить 100 всадников. Клиенты также служили в войске; но неизвестно, в чем заключалась их служба; во всяком случае, они играли в войске второстепенную роль. Главная тяжесть военной службы лежала на патрициях, что нам следует иметь в виду для лучшего уразумения последующих событий.


Похожая информация.


Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции). В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ. Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам - патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом. Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки. Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки - ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков. А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам - территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских - только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Военные сотни-центурии голосовали на Марсовом поле, за чертой города. Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, - Комицием.

Консулы. Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность. Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью - империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов. Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

Ликторы носили на плечах фасци - связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы. Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества - эта оценка называлась цензом - производили цензоры.

Преторы. Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем. Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры. Цензорами становились обычно бывшие консулы. Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, - цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор - его исключали из сената, если всадник - отнимали коня, если простой плебей - заносили в позорный список худших граждан. Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа. Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком - она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты. Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их - “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной. Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты - народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат. Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики. Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” - как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне - курульном кресле. Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е. расходились в разные стороны. Заседал сенат либо в особом здании - курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего - в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно. На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов. Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Всадники. Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия - большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия. При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия - сенатское и всадническое.


Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат. В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом. И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве. Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире. Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская - которой обладают высшие магистраты, аристократическая - которую представляет сенат, и демократическая - которую осуществляет народное собрание. На самом деле авторитет сената перевешивал все другие власти, а настоящими аристократами были далеко не все сенаторы.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур. После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов. Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать. Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.