Этапы познания в психологии. Проблема изучения познания в психологии. Когнитивность как социальный процесс

Профессия тесно пересекается с секретарем. Референт - это должностное лицо в организации, и он является непосредственным помощником своего руководителя.

Обязанности референта - подбор материалов документального характера для ознакомления и изучения руководством компании, составление докладов, консультации по различным вопросам. Но чаще можно встретить комбинированную должность - секретарь-референт, в которой функции референта выполняет секретарь.

Референт - это, прежде всего, человек, помогающий и облегчающий работу руководителя. Во все времена в цивилизованном обществе, начальники любых рангов опирались на своих верных и исполнительных помощников, которые, обладая определённой властью, выполняли различные поручения, записывали указы, мудрые мысли и размышления руководителя.

Функции современных секретарей-референтов - делопроизводство, работа с базами данных, организация и координация связи между отделами, непосредственная помощь руководителю, обеспечение его комфортной работы.

Личные качества

Немаловажные качества - коммуникабельность, общительность, высокая степень ответственности. Ведь руководитель полностью доверяет профессионализму секретаря-референта. Подвести руководителя - значит поставить пятно на его репутации и самой организации.

Требования, предъявляемые руководителями к личности референта довольно обширны. Кроме высокого уровня владения профессией требуется пунктуальность, находчивость, исполнительность, организационные способности, приятная внешность.

Образование (Что надо знать?)

Референту понадобятся навыки работы на компьютере и другой оргтехнике, знание офисных программ, хорошая скорость печати, владение иностранными языками. Профессию референта отдельно получить в нашей стране затруднительно.

Некоторые учебные заведения по подготовке секретарей вводят в курс программу реферирования. Так что, желающие работать по специальности секретарь-референт могут получить её в техникумах, на курсах секретарей, переводческих курсах. Но на работу все-таки берут с образованием и лучше с высшим.

Место работы и карьера

Профессия очень массовая. Специалисты требуются в любых офисных организациях. Профессия секретарь-референт - отличная стартовая площадка для многих молодых людей. Узнать изнутри работу офиса, принципы работы с документацией, архивами, ведение протоколов, составление приказов, работа с корреспонденцией, посетителями и телефонными звонками - все это бывает очень полезно для будущей карьеры менеджера.

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)

Институт гуманитарного образования

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (10 мест)
108 000
32 700

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Документоведение и архивоведение

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (8 мест)
119 900
46 000

Факультет Евразии и Востока

Зарубежное регионоведение

Очная (4 года)

бесплатно (3 места)
120 400

Институт лингвистики и международных коммуникаций

Зарубежное регионоведение

Очная (4 года)

бесплатно (6 мест)
126 900

Документоведение и архивоведение

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (15 мест)
138 700
70 000

Уральский гуманитарный институт

Зарубежное регионоведение

Очная (4 года)

бесплатно (9 мест)
175 000

Колледжи и техникумы по специальности Специальность

Прием на базе
9 классов

Прием на базе
11 классов

Стоимость за год
(рубли)

В развитии своих представлений о познании философия шла от представления об абсолютной истине как вершине и пределе, начиная с Платона, к идее ее относительности или вовсе отсутствия. Однако в основу представления об истине для научного познания было положено выработанное в Аристотелевской философии положение об истине как о соответствии знаний своему предмету или соответствии предмета своему понятию. Отсюда и объективность как необходимый признак научного знания.

Стремление к объективности лежало и в основании развития психологии. Желание преодолеть философские разночтения в вопросах о природе и сущности мышления, сознания, эмоций, т.е. всего того, что составляет элементы великой целостности по имени «ЧЕЛОВЕК», требовало поиска новых способов их анализа. Казалось, эта задача вскоре будет решена, и мы узнаем на уровне формулы, что есть любовь, отчего люди радуются или печалятся и т.д., и начнем выпускать «таблетки счастья», «пилюли антигнева» и т.п. Однако человекопозпапие оказалось куда более сложным, и подчас писатели (особенно такие как Федор Достоевский, Альбер Камю и др.) здесь более продуктивны, чем ученые-экспериментаторы.

Процесс достижения знания всегда определен самим предметом , это говорит о том, что важным элементом в описании знания, разных его видов и форм будет оставаться предмет , иными словами, знание не может быть беспредметным , это всегда знание о чем-то.

Что является предметом психологического знания ? Как поставленный Кантом вопрос «Что такое человек?» звучит в психологии? Психология пытается добыть достоверное и объективное знание о человеке, дабы раскрыть его вечную тайну, подобно тому как постепенно раскрываются загадки материального мира: строение вещества, законы взаимодействия тел и т.д. Психологические знания, как и другие формы научного знания, стремятся к объективности , т.е. приведению их в соответствие с исследуемым предметом. Однако, как уже говорилось, психология относится к сфере наук о духе у и в силу самой своей природы психологическое знание остается необъективируемым в полном смысле.

От более общего, философского вопроса «Что такое человек?» психология переходит к более частному - «Что такое психика?», который есть не что иное, как конкретизация, акцентуализация первичной базовой постановки вопроса в контексте психофизической проблемы (соотношение души и тела, говоря языком философии). Академик А. В. Петровский следующим образом определяет предмет психологии:

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений с другими людьми и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы .

Как уже говорилось, сегодня далеко не все школы и направления психологии признают своим предметом психику , полагая ее слишком узкой сферой, функциональной основой жизнедеятельности индивида, тогда как для определения сущности человека недостаточны лишь функциональные аспекты. Например, экзистенциальная психология изучает не психику, а экзистенциалы, представляющие собой бытийную целостность «Я». Гуманитарная психология говорит о необходимости исследовать духовную жизнь , фактически прямо возрождая категорию «душа» в пределах психологического знания. Гуманистическая психология ставит во главу угла феномен встречи (исследователя и исследуемого), т.е. идею диалога , представляющую собой одну из идей, наиболее интенсивно развивающихся в современной философии.

Итак, объектная направленность психологических исследований суть человек - предмет, изучаемый и философской антропологией. Это накладывает свой отпечаток на принципы и способы познания в психологии, где сам процесс познания строится не по схеме субъект-объектных отношений, составляющей основу принципа классической рациональности (субъект отражает свойства и качества объекта). Более адекватным предмету психологии является методологическое признание приоритета субъект-субъектных отношений. Напомним, что субъект - это тот, кто познает, а объект - то, что познается. Это предполагает следующее.

  • 1. Объект исследования: а) обладает субъектными характеристиками (активно воздействует на субъект); б) не константен; в) реально участвует в формировании познавательной ситуации.
  • 2. Субъект исследования: а) взаимодействует с объектом (ситуация диалога); б) выбирает и формирует как объект, так и средства познания, включая методологию, методику и исходные теоретические посылки.
  • 3. Результат познания зависит от: а) созданной и субъектом, и объектом познавательной ситуации, включая выбранные методы и способы познания; б) уровня и характера их взаимодействия; в) эмоциональных и мировоззренческих установок обоих.

Развитие познания по принципу субъект-субъектных отношений демонстрирует интерактивный характер познавательного процесса в психологии. Для естествознания требование объективности остается всеобщей гносеологической установкой, что сохраняет свое значение и для психологии, но весомость субъективного фактора делает ее отличной от естествознания в целом. Природа психологического знания может быть определена как субъективно-объективная. Психология, как и естествознание, стремится к объективности знания, и это позволяет ей фиксировать объективные характеристики психики (настолько, насколько они существуют), выявлять типическое по отношению к уникальному, общее - к особенному (взять хотя бы азбучную типологию человеческих темпераментов). Однако эти характеристики оказываются представленными в результатах психологических исследований в соединении с мировоззренческими, ценностными (метафизическими) смыслами, привнесенными и общей социокультурной средой, и субъективными характеристиками исследователя и исследуемого, и принятыми философскими парадигмами.

Практикующий психолог подтвердит, что часто результат, казалось бы, самых объективных исследований, например тестирования, зависит от настроения, физического состояния испытуемого, доверия, симпатии или антипатии к исследователю, отношений с другими испытуемыми и т.п. Поэтому при измерении одних и тех же величин (например, интеллекта, коммуникабельности и т.д.), в разное время и в разных условиях, один и тот же человек покажет разные результаты. Означает ли это, что достоверное и объективное знание о человеке невозможно? Психологи верят, что нет. Следуя за Ф. М. Достоевским, можно многократно повторять «Человек есть тайна», и это одна из тех тайн, которые сам человек никогда не устанет разгадывать. Если тайна скрывает не пустоту, то существует множество способов и приемов приоткрыть завесу этой тайны, заглянуть в нее, сделать ее прозрачной.

И психологическое, и философское познание нацелено на постижение сущности человека, но парадокс в том, что оно не всегда объективно, поэтому М. Хайдеггер и призывает нас не описывать бытие, а «вчувствоваться» в него, чтобы его познать. Герменевтическая традиция провозглашает понимание основным способом постижения реальности. Основываясь на этом, можно сказать, что путь психологии к своему предмету есть путь взаимопонимания исследователя и исследуемого, путь диалога , который активно анализируется в современной философии. Сама идея диалога в бытии и познании не нова, она присутствует еще в знаменитом методе Сократа, но только в XX в. разрабатывается и набирает силу философия диалога , которую связывают с именем М. Бубера, а своеобразным манифестом ее можно считать его вышедшую в 1922 г. книгу «Я и Ты». В отечественной философии тема диалога активно звучит в произведениях М. М. Бахтина и других авторов .

Современная психология неоднородна, ее предмет распадается на множество мелких (частных) специальных предметов, образующих более или менее единую структуру, взаимодействующую со столь же разнообразными разделами философского знания и различными областями практики. В структуре психологической науки традиционно выделяют следующие разделы: общая (или теоретическая) психология, психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, психология торговли (сегодня уже выделяют в отдельную подоотрасль и психологию рекламы), инженерная психология, психология искусства, политическая психология, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология, социальная психология и др.

Целесообразно говорить сегодня и о развитии методологии психологии как особой отрасли психологического познания, непосредственно смыкающейся с общей методологией пауки, разрабатываемой в философии. Общая методология психологии представляет собой метауровень психологических исследований, на котором вырабатываются общие принципы психологического познания, фиксируются его результаты, определяются перспективы. Развитие отечественной методологии психологии связано с работами А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко и др.

Из всех перечисленных отраслей психологического знания, если представить их в виде пирамиды, можно выделить в качестве основания общую психологию , а в качестве общего ее контура - методологию. Это как раз и будут отрасли психологического знания, тяготеющие или непосредственно смыкающиеся с философией таким образом, что выработанные в них положения окажутся равнозначно ценны и для философии, и для психологии, они будут органично вплетаться в структуру и философского, и психологического знания. Другие психологические дисциплины, исследующие специальный предмет, в большей степени эмпиричны, зависимы от опыта; исключение, пожалуй, составляет социальная психология , развитие которой сегодня немыслимо без тесного взаимодействия с социальной философией, социологией, культурологией и т.п.

На первых этапах развития психологии был отмечен существенный количественный рост знаний о психическом , полученных на базе экспериментов и наблюдений, проводившихся, как правило, по аналогии или в рамках физиологических исследований. Например, знаменитая теория рефлексов И. М. Сеченова позволяла объяснять психическое через полный цикл взаимодействия организма со средой. Заимствуя методы физиологии, немецкий психолог Г. Эббингауз первым начал экспериментальное изучение памяти, были проведены эксперименты по изучению мышления (появился знаменитый коэффициент интеллекта (IQ) В. Штерна). Испытуемыми становились взрослые, дети, психически больные люди и т.п., психология интенсивно накапливала эмпирический материал, который, казалось, приближает наше знание о самих себе к заветному рубежу объективности, достоверности и общезначимости.

Однако желаемой всеобщности достигнуто не было, и это позволило исследователям говорить о кризисе психологии, который относят к 1910- 1930-м гг. Причина кризиса видится некоторым авторам в отсутствии общей психологической теории, на роль которой предлагается марксизм. Однако возникает вопрос: быть может, причиной следует считать ту самую специфику психологического знания , о которой речь шла выше? Что же такое психологическое знание в сравнении с философским?

Как уже говорилось, психология обязательно имеет в своей структуре эмпирический базис, над которым надстраиваются теории. Любое психологическое исследование предполагает выбор концептуальной основы, в рамках которой формируются первичные гипотезы; выбор или создание методик проведения эмпирического исследования (эксперимента, наблюдения); выбор рационально-логических принципов перехода от опыта к теории. Таким образом, целью психологического исследования можно считать создание психологической теории , способной с той или иной степенью достоверности объяснить свой предмет. Сами же психологические теории могут создаваться как более или менее общие, либо как частно- или общенаучные.

Под частнонаучными теориями понимают рационально-логические конструкции, существующие и действующие в рамках отдельной научной дисциплины. Общенаучными называют теории, выходящие за рамки отдельной науки и имеющие значение для других отраслей знания; можно сказать, что общенаучные теории по своей сущности весьма близки к философским концепциям за счет стремления к максимальному обобщению. В психологии существуют и те, и другие. Одни непосредственно вырастают из опыта и представляют собой его рациональное осмысление, действуя в рамках самой психологии. К ним можно отнести, например, «теорию поля» (К. Левин), сложившуюся в ходе экспериментального исследования динамики мотивов, и т.п.

Другие теории перерастают рамки психологии, превращаясь в философские. Наиболее ярким примером является фрейдизм: формулируя положения своей теории на основе клинической практики, Фрейд создает теорию, которая становится всеобщим мировоззренческим и методологическим основанием для других конкретных наук благодаря предельно общим положениям, объясняющим сознание, психическое, человека. Многие понятия, выработанные в концепции психоанализа, приобрели статус философских категорий: «Оно», «бессознательное», «Я» (хотя, надо отметить, что Фрейд заимствует эту категорию из немецкой классической философии). Фрейдизм признается и изучается философами как одна из ведущих философских концепций.

Таким образом, живое взаимодействие философии и психологии прослеживается не только в том, что психология вырастает из философии, базируется на философских идеях и принципах, но и в том, что философия черпает из психологии и новые способы аргументации, и новые горизонты исследований, новые объекты и новые теории. Однако при всей очевидной близости исходных позиций психологическое знание отлично от философского:

  • а) наличием обязательной эмпирической базы (современное психологическое исследование опирается на эмпирические данные, полученные самим исследователем);
  • б) уровнем абстрагирования (философия всегда абстрактна, а психология движется от конкретного к абстрактному; например, рассуждая о любви, философ может говорить о любви как таковой; психолог будет говорить о специфике любви на основании обобщения ее проявлений у разных людей);
  • в) нацеленностью на конкретный объект (факт, ситуацию и т.п.; например, философ может рассуждать о том, что такое личность, выявлять ее специфические черты и т.п., психолог тоже может рассуждать о личности, но только на основании исследования личностных черт конкретных людей);
  • г) наличием специальных методов (технологий);
  • д) непосредственным выходом в практику (тогда как философия воздействует на практику опосредованно).

Для философии и психологии характерны и общая предметная область , и даже общность категорий. Например, в философии и психологии фигурируют такие категории, как мышление, ощущение, восприятие, чувства, эмоции, деятельность, личность и пр. Однако, несмотря на то что познавательные усилия исследователей направлены на один и тот же объект, их подходы к его осмыслению различны: если философский анализ стремится к обобщенному образу предмета, то психологический его детализирует и конкретизирует. Иными словами, психологию интересует человек Иван, человек Петр, человек Сократ, и она стремится обобщить их конкретные качества в свойство или характеристику всех. Философию же интересует ЧЕЛОВЕК вообще. Философия ищет ответа на вопрос «Что есть человек?». В тот момент, когда психология ставит перед своими выводами слово «все»: все люди обладают сознанием, все люди стремятся к счастью, все люди страдают и т.п., она переходит в ранг философии.

Говоря о различии психологического и философского подходов к анализу одних и тех же явлений, можно образно представить двух художников. Один (философ) широкими мазками пишет картину, где просматриваются общий образ предмета, перспектива. Другой (психолог) берет тонкую кисть и выписывает детали, отчего написанная первым картина оживает, наполняется множеством новых смыслов и оттенков, но теряет перспективу.

Исследуя один и тот же предмет, философия и психология предлагают разные способы и контексты его понимания. Философия создает метауровень анализа изучаемого предмета. Так, философия игры , философия интеллекта , философия эмоций и т.п. будут метауровнем по отношению к психологии игры , психологии интеллекта , психологии эмоций и т.п., давая предельно общий и абстрактный гносеологический образ перечисленных феноменов. Вновь переходя на язык аллегорий, можно представить психолога в роли садовника, бережно и тщательно возделывающего свой сад, выращивающего цветок; чтобы понять, чем цветы похожи друг на друга, ему нужно высадить и вырастить по крайней мере несколько из них. Философ же, подобно бабочке или пчеле, как бы парит над садами и цветниками, выращенными разными садовниками, и с высоты своего полета видит сходства и различия цветов и других растений, на некоторые из них он садится, чтобы напитаться живительным нектаром. Образ пчелы, кстати, стал весьма традиционным для описания плодотворного индуктивного исследования, его использовал еще Ф. Бэкон.

Завершая разговор о сходстве и различии психологического и философского знания, целесообразно вспомнить концепцию личностного знания , разработанную Майклом Полани (1891 - 1976), который исходил из того, что личностное знание есть не просто совокупность утверждений и переживаний индивида, а он живет в нем как в одеянии из собственной кожи . По мнению Полани, у человека есть два типа знания: явное (артикулированное, вербализованное, выраженное и т.п.) и неявное (имплицитный, не поддающийся полной вербализации и полной рефлексии слой человеческого опыта). В личностном знании проявляются и задействованы они оба, именно поэтому личность, живая, чувствующая, нацеленная на что-то, является носителем знания, в том числе и научного. Науку делают личности, и ее результаты зависят от их направленности, интеллектуальной самоотдачи и т.д. Важно сказать, что концепция личностного знания , одна из наиболее влиятельных в современной философии концептуальных схем науки, в максимальной степени адекватна описанным выше процессам развития психологии во взаимодействии с философией.

Таким образом, психологическое и философское знание формируются в тесном взаимодействии друг с другом, взаимодополняя и взаимообогащаяя друг друга. В каждом психологическом исследовании присутствует в качестве фундирующего философское основание, выражающееся в выборе исследователем методологических установок, мировоззренческих ориентиров, проблемных срезов. Философское знание обобщает и концептуализирует данные психологии, вбирая в себя новые идеи, принципы и т.д., вырабатываемые психологией. Это позволяет сделать вывод об эвристической ценности этих отраслей знания друг для друга.

  • Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. С. 73.
  • См., например: Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарныхнаук. СПб. : Академия, 2000; Библер В. С. Па гранях логики культуры. Книга избранныхочерков. М. : Изд-во РФО, 1997; и др.
  • См.: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1983.

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны" с изучением и созданием средств производства и орудии труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Уже в раннем детстве ребенок говорит "я хочу", "я думаю", "я чувствую". Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет "читать" по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов". В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".

Итак, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. психология

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • специфику изучения познания и познавательных процессов в психологии;
  • виды познавательных процессов и возможности их классификации;
  • что такое "образ мира" и для решения какой проблемы было введено это понятие;
  • что такое "компьютерная метафора" и каково ее значение для изучения познания;
  • основные блоки переработки информации, описанные в многокомпонентной теории переработки информации, и критерии их выделения;

уметь

  • разделять собственно познавательные (специфические) и универсальные ("сквозные") процессы;
  • выделять особенности классического и современного подходов к исследованию познания в психологии;

владеть

Базовыми понятиями, определяющими познание как систему приобретения, хранения, трансформации и использования знаний.

Общая характеристика познавательной сферы человека

Область познания традиционно считалась предметом философского анализа – гносеологии и эпистемологии. Однако научное исследование познания с самого начала составляло и предмет интереса экспериментальной психологии. В широком смысле этим термином была обозначена сфера психической жизни человека, которая отлична от его мотивационных, эмоциональных, волевых проявлений, индивидуальных особенностей темперамента и характера. Она позиционировалась как когнитивная, или познавательная, определяющая поведение и сознание с точки зрения взаимодействия субъекта с объективным миром. Создатель научной психологии немецкий философ Вильгельм Вундт (1832–1920), например, характеризовал элементы сознания, связанные с этой сферой психической жизни, как объективные (Вундт, 1912). В современной российской психологии этот пласт психического рассматривается как чувственная ткань и значение предметного образа (Леонтьев, 1977). В отличие от когнитивной мотивационно-волевая сфера задает пристрастность психического отражения. Классическая психология сознания определяет эту сторону психического как субъективные элементы сознания, называя их чувствами (Вундт, 1912), а сторонники деятельностного направления говорят об эмоциях и личностных смыслах (Леонтьев, 1977). Обе этих сферы описывают совокупность психических процессов. Одновременно существуют так называемые психические свойства, к которым относят способности, темперамент, характер, речь.

В процессуальном плане познание, таким образом, может быть определено как совокупность познавательных процессов или функций. Поэтому психологию познания традиционно принято обозначать как психологию познавательных процессов. Современные подходы к анализу психических процессов выделяют в структуре познания два вида когнитивных процессов: собственно познавательные, по-другому называемые специфическими, и универсальные, или "сквозные" (Веккер, 1981; Петухов, 2001; Петухов, Столин, 1987).

Собственно познавательные, или специфические познавательные процессы, связаны с процессами формирования нового знания об окружающем нас мире. Эти знания могут быть различными в зависимости от того, какие аспекты окружающего нас мира оказываются доступными нам в процессе познания. Поэтому специфические познавательные процессы, в свою очередь, делятся на процессы чувственного (непосредственного) и рационального (опосредствованного) познания, которые отражают различные ступени, или уровни, познания.

Примером чувственного познания являются процессы ощущения, отражающие отдельные элементарные свойства объекта познания, и восприятия, фиксирующие предмет познания в целом. Принято говорить, что ощущение соответствует первой ступени познания, которая воспроизводит или, иначе, отражает лишь отдельные свойства предмета, но не сам предмет (рис. 1.1). Восприятие – это вторая, более высокая ступень познания, отражающая свойства предмета в их взаимосвязи друг с другом. Восприятие предметно, результатом его является образ предмета, перцепт. По-другому процессы ощущения принято называть сенсорными, а восприятия – перцептивными. Иногда, в силу исключительно высокой взаимосвязи сенсорных и перцептивных процессов и возникающей в связи с этоим сложностью их разграничения, эти процессы рассматривают вместе, в совокупности и обозначают как сенсорно-перцептивные.

Рис. 1.1.

Рациональное (опосредствованное) познание осуществляется благодаря процессам мышления. Это в традиционном понимании третья, высшая ступень познания. Отличительная особенность познания такого рода состоит в том, что на этой ступени субъект выходит за пределы непосредственной чувственной данности предмета, пытаясь постичь его сущностные характеристики, отражающие его связи с другими предметами окружающего мира. Результатом такого познания является обобщенный образ предмета или видение целостной ситуации. Это возможно благодаря отражению отношений между целостными образами, которые не даны в непосредственном опыте. Например, с помощью восприятия можно постичь твердость какого-то конкретного предмета, но благодаря мышлению субъект способен постичь твердость вообще, и, таким образом, твердость будет выступать уже как сверхчувственное качество.

Универсальные когнитивные процессы осуществляются не сами по себе, а лишь в системе специфических процессов. Они как бы пронизывают все уровни познания. Поэтому метафорически эти познавательные процессы обозначаются как "сквозные". К универсальным, или "сквозным", познавательным процессам относятся процессы внимания, которые обращены к настоящему и замечательны среди прочего тем, что вообще не имеют своего продукта, а также память и воображение, которые хотя и имеют свой продукт, но не существуют отдельно от восприятия и мышления, сохраняя или предвосхищая их результаты, оказываясь таким образом обращенными к прошлому или будущему (рис. 1.2). Действительно, для того чтобы что-то запомнить, это что-то необходимо воспринять и, как правило, осмыслить. Репродуктивное воображение воспроизводит образы памяти, а продуктивное, или творческое, направлено на разрешение неопределенности чувственного или рационального познания. Вместе с тем и здесь возможно вычленение процессов, которые в большей степени тяготеют к процессам сенсорно-перцептивного свойства (как правило, внимание и низшие формы памяти), и процессов, скорее близких по своей природе к мышлению (высшие формы памяти и воображение).

Аналогично ставится вопрос о познании в современной зарубежной психологии. Так, в одном из фундаментальных руководств по когнитивной психологии говорится, что она "охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития" (Солсо, 1996, с. 28).

Уважаемые психологи Дома Солнца! Дайте, пожалуйста, совет! После развода усыновитель удерживает моего сына 12-ти лет уже пол года. Не даёт возможности с ним общаться, видится ни мне, ни моим родителям. Есть решение суда об отмене установлении, но он подал новое заявление об восстановлении усыновления.

Используя своё служебное положение, водит моего сына по разным инстанциям и принуждает ребёнка писать заявления, что он не хочет меня видеть, а хочет жить только с ним.

Может быть есть какие...

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие - попытка силой удержать стабильность этих шаблонов - что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга.

Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности - это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор...

Помимо технических и внешних факторов, в процессе управления своим временем большую роль играют психологические барьеры. Наш внутренний настрой на работу и способы ее выполнения эмоционально окрашивают весь рабочий процесс.

Это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Вы не умеете отказывать и другие этим пользуются. Как следствие, вы перегружены физически и эмоционально. Постоянно внутренне переживаете эту несправедливость. Но если...

В наш век популяризации психологии тайны, когда-то сокрытые от обычных обывателей, начинают массово публиковаться и внедряться различными психологами и психотерапевтами. Наверное, практически любой взрослый человек знает, что такое НЛП и психологические приемы манипулирования.

Этому учат бизнес-тренера или коучеры, как модно называть сейчас.

Понятие коучинга вошло в нашу жизнь не так давно, больше их деятельность известна, как наука о психологических приемах манипулирования сознания людей...

Отчего мне так плохо? Этот вопрос многие из нас часто задают себе. Все мы – живые люди, испытывающие массу эмоций, ежедневно подвергающиеся испытанию для психики в виде различных сильных раздражителей. Мы беспокоимся, переживаем, плачем.

Мы испытываем гнетущее чувство беспомощности. Страдаем, мучаемся, не спим ночами. Нам кажется, что мир вокруг – чужой и агрессивный по отношению к нам.

Мы подвержены низкой самооценке, мешающей строить взаимоотношения с окружающими нас людьми. Потеря...

В большинстве случаев человек идет к психологу индивидуально. И это правильно! Ведь только с психологом Вы сможете понять, какой вид терапии для Вас является наиболее подходящим именно в данное время и именно с возникшей проблемой.

Безусловно, клиент всегда самостоятельно принимает решение не только к какому специалисту ему обратиться, но и хочет ли он работать в группе или индивидуально. Хочет он пользоваться дополнительными материалами или это будет исключительно вербальная коммуникация...

Есть такое представление о психотерапевтах, что во всем, что портит их клиентам жизнь сегодня, они склонны искать психологические травмы в прошлом.

Имеет ли смысл бередить эти раны, ведь прошлого все равно не изменить?

Ведь если любое событие, причинившее нам боль, рассматривать как психологическую травму, тогда мы все не должны вылезать от психотерапевтов. И впору открывать психотерапевтические стационары, чтобы нам, таким хрупким в своем выздоровлении, не приходилось ехать домой по...

Существует 4 основных типа психологических защит человека, из которых можно вывести уже более конкретные формы проявления этих защит.

Однако типов - четыре: по содержанию того, что лежит в основе защиты.

Что значит "психологическая защита"?

Это поведение, при котором человек не решает свои проблемы осознанным путем, а уходит от их решения. Или - РЕАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, при котором человек не руководит собой сам, а им руководят его реакции.

Итак, типы.

Возбуждение - или "перевод...