Тб при нарезании резьбы плашкой. Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке. Правила нарезания внутренней резьбы метчиком

Резьбовое соединение является основным способом соединения деталей. При изготовлении своими руками любого приспособления из металла возникает необходимость самостоятельного нарезания резьбы. Нарезка позволяет своими руками сформировать резьбу в различных отверстиях.

На практике приходится иметь дело с различными материалами, которые отличаются по своим свойствам. Нарезка должна учитывать особенности материала. Существуют определенные правила, выработанные годами, которые позволяют качественно выполнить нарезание резьбы разных размеров и видов.

Особенности строения метчиков

Метчик, относящийся к группе слесарно-токарных режущих инструментов, имеет форму стержня, на котором выполнен режущий элемент. Он предназначается для нарезания внутренней резьбы, то есть внутри отверстия в различных материалах, а также для восстановления поврежденной внутренней резьбы.

Набор металлорежущего инструмента: а - сверла, б - зенкеры, в - развертки, г - метчики, д - плашки.

Инструменты состоят из рабочей и хвостовой частей. В свою очередь, рабочая часть делится на заборный (режущий) и калибрующий участок. Режущий участок ответствен за основную функцию метчика — нарезание резьбы, и, чаще всего, имеет конусную форму. Он обладает зубьями в виде резцов, размещенных по окружности. Калибрующий участок выполняет задачу окончательного формирования. Он выполнен в виде цилиндра с зубьями, являющимися продолжением зубьев режущего участка. Этот участок значительно длиннее заборного. Рабочая часть в продольном направлении разрезана канавками, которые предназначены для формирования резцов и вывода стружки. В метчиках диаметром до 22 мм выполняется три канавки. Устройства специального назначения могут изготавливаться без канавок. Канавки могут быть прямыми или винтообразными.

Хвостовая часть имеет форму цилиндра. На конце участка выполнен квадрат для установки в крепежный инструмент. В этой части выбивается маркировка по диаметру. С помощью хвостовика инструмент фиксируется в ручном держателе или патроне станка.

Вернуться к оглавлению

Основные виды метчиков

По способу использования метчики делятся на два типа — ручные и машинные. Первые устанавливаются в ручных держателях (воротках) и предназначены для нарезания внутренней резьбы вручную. Машинные крепятся в специальные держатели для патронов токарного станка.

По виду резьбы, нарезаемой метчиком, они делятся на несколько видов. Метрический предназначен для нарезания наиболее распространенной метрической резьбы. Трубный формирует внутреннюю резьбу на трубах, а также усиленную в отверстиях металлических деталей. Дюймовый — это устройство для специальной дюймовой резьбы, а также конусообразной. Специализированные гаечные метчики изготавливаются из очень прочной стали (Р6М5) и имеют особую форму хвостовиков.

Кроме того, метчики подразделяются на одиночные и комплектные. Комплектные применяются для того, чтобы резать в несколько заходов. Комплект может содержать два метчика — чистовой и черновой; или три метчика — черновой, средней обработки и чистовой. Комплектность указывается на хвостовой части инструмента. Метчики в комплекте отличаются по форме зуба: у чернового зуб имеет трапециевидную форму; у среднего — треугольник с закругленной вершиной; у чистового — треугольник с острой вершиной.

Вернуться к оглавлению

Основные параметры

В общем случае нарезать резьбу — это значит изготовить выступ на внутренней поверхности отверстия так, чтобы он образовал винтовую линию. Такой выступ, как и вся резьба, характеризуется следующими основными параметрами: угол подъема винтообразной линии, шаг, вид профиля выступа и угол подъема профиля, наружный и внутренний диаметр. Кроме того, принято выделять еще глубину, определяемую по наружному и внутреннему диаметрам.

По направлению резьба может быть правой, когда винтообразный выступ поднимается против часовой стрелки, и левой, когда направление подъема выступа совпадает с движением часовой стрелки. По форме профиля выступа выделяются два основных типа: резьба с прямоугольным профилем и с треугольным профилем. Существуют еще специальные формы профиля, но они в бытовых условиях практически не применяются.

Основной является метрическая резьба. Такой профиль представляет собой треугольник с углом профиля 60º. По шагу метрическая делится на резьбу с крупным шагом и с мелким шагом. Пример полного обозначения метрической резьбы — М10х1-6Н. Обозначение нужно понимать следующим образом:

  • М — метрическая резьба;
  • 10 — номинальный диаметр;
  • 1 — шаг резьбы;
  • 6Н — пределы допуска отклонений размеров.

При нормальном (крупном шаге) обозначение сокращается (например, М10). В случае левой резьбы, вводится обозначение LH.

Вторым по распространенности в быту является трубный цилиндрический тип. Профиль представляет собой треугольник с углом при вершине 55º. Такой тип используется при соединении труб и цилиндров, где нужна повышенная герметичность соединения. Трубная цилиндрическая резьба обозначается буквой G с указанием диаметра в дюймах.

Упорная резьба основана на трапециевидном профиле с углами наклона с одной стороны 3º, с другой — 30º. В обозначение входит буква S, диаметр и шаг.

Вернуться к оглавлению

Выбор подходящего метчика

Вначале выбирается тип метчика по виду резьбы и ее назначению (форма профиля, шаг резьбы, допуски). По требованиям (классу) точности определяется, следует ли применить одинарный метчик или необходим комплект. Кроме того, метчики выпускаются с различной чистотой обработки их режущего элемента, что влияет на точность нарезания профиля резьбы.

Материал, в котором надо нарезать резьбу, влияет на выбор метчика. Так, следует учитывать передний угол заточки зубьев. Он составляет для стали — 5-10º, для медных сплавов — 0-5º, для алюминия и сплавов — 25-30º. Устройства могут изготавливаться из обычных сталей, высокопрочных сталей или высокопрочными напайками, что должно учитываться при рассмотрении того, материал какой прочности обрабатывается.

Основной выбор делается по диаметру отверстия, в котором производится нарезание внутренней резьбы. Диаметр метчика должен быть немного меньше диаметра отверстия. Так, для метрической резьбы М20 (диаметр метчика 20 мм) диаметр отверстия составляет 19 мм. При метрической резьбе, если нет особых требований, то выполняется стандартный шаг. Например, резьба М4 — шаг 0,7 мм; М5 — 0,8 мм; М10 — 1,5 мм; М12 — 1,75 мм и т.д.

Вернуться к оглавлению

Инструмент для крепления

Для того чтобы обеспечить нарезание резьбы, метчику необходимо придать вращательное движение с приложением усилия. Эту функцию выполняет ручной держатель — вороток. Он обеспечивает вертикальное крепление инструмента и возможность приложения значительной нагрузки за счет рычагов. Стандартная конструкция воротка содержит узел крепления метчика и удлиненные ручки, при помощи которых можно вращать приспособление вручную с усилием.

Крепление устройства осуществляется двумя способами. Одна из конструкций воротка состоит из двух частей. При сочленении этих частей внутри формируется отверстие для установки метчика. Обе части сближаются на регулируемое расстояние, которое устанавливается винтами. Второй вариант предусматривает единую конструкцию воротка с отверстием по центру. Метчик вставляется в это отверстие и зажимается 3-4 стопорными винтами. Ручки воротка выполнены с обеих сторон. Длины ручек могут составлять 15-25 см.

Вернуться к оглавлению

Подготовка к нарезанию

Нарезка внутренней резьбы начинается с просверливания нужного отверстия — сквозного или глухого. Главное условие: отверстие должно быть меньше диаметра резьбы. При сверлении отверстия рекомендуется выбирать сверло из следующего условия:

  • при резьбе М3 — диаметр сверла 2,5 мм;
  • при М4 — 3,4 мм;
  • при М5 — 4,2 мм;
  • при М6 — 5 мм;
  • при М8 — 6,7 мм;
  • при М10 — 8,4 мм.

Если необходимо нарезать большую резьбу, то диаметр отверстия определяется приблизительно умножением диаметра резьбы на 0,8.

Отверстие для нарезания внутренней резьбы делается на сверлильном станке или электродрелью. В последнем случае заготовка зажимается в тиски. Необходимо следить, чтобы сверло направлялось строго вертикально. На верхней кромке отверстия снимается фаска для облегчения входа метчика. Ее можно сделать сверлом большего диаметра или напильником. После сверления отверстие тщательно очищается от стружки, что особенно важно для глухих отверстий.

Вернуться к оглавлению

Нарезка резьбы метчиком

Деталь, в которой просверлено отверстие для внутренней резьбы, закрепляется в тиски так, чтобы фаска на отверстии находилась вверху. Ось отверстия должна расположиться строго перпендикулярно столу. Метчик надежно закрепляется в гнезде воротка и вертикально вводится в фаску отверстия заготовки. Держась обеими руками за ручки воротка, метчик прижимают к детали и вращают по часовой стрелке. Вращение производится плавно и равномерно с легким нажимом. Так делается два оборота вперед. Затем производится поворот на половину оборота назад (против часовой стрелки). В такой последовательности просверливается все отверстие.

При нарезании резьбы болт нужно закреплять.

При нарезке резьбы необходимо периодически охлаждать инструмент. Рекомендуется использовать следующие вещества: при работе с алюминием и его сплавами — керосин, с медью — скипидар, со стальными деталями — эмульсию. Для таких металлов, как бронза или чугун, охлаждающие смазки можно не применять.

Нарезку внутренней резьбы метчиком лучше всего производить комплектными метчиками. Вначале нарезается черновая резьба. Потом аналогично пропускают средний метчик, и только потом резьба окончательно формируется с помощью чистового. Исключение из процесса какого-либо метчика не приведет к заметному ускорению процесса, но значительно ухудшит качество работы.

Тема № 11 «Нарезание крепежной резьбы ручным способом.

ВЫВОД

Правила техники безопасности при нарезании резьбы

· при нарезании резьбы вручную в заготовках с сильно выступающими острыми частями крайне важно следить за тем, чтобы при повороте метчика с воротком не поранить руку;

· во избежание поломки метчика нельзя работать затупившимся метчиком, а при нарезании резьбы в

глухих отверстиях следует чаще удалять стружку из отверстия;

· особую осторожность следует соблюдать при нарезании резьб малого диаметра (5мм и менее) во избежание поломки метчика;

· надев спецодежду, волосы тщательно заправить под берет;

· крайне важно прочно закреплять заготовку в тисках;

· при опиливании заготовок с острыми кромками нельзя поджимать пальцы левой руки под напильником при обратном ходе;

· во избежание травматизма верстак, тиски, рабочий и измерительный инструмент должны содержатся в порядке и храниться в надлежащих местах.

Итак, если листовой металл или трубы, которые вы хотите использовать в работе, не имеют видимых повреждений: листы – ровные; трубы – не погнутые; металл – чистый, без следов ржавчины, окалины, то вам повезло. Но чаще всœего слесарь норовит из ничего сделать нечто, в связи с этим материалом ему служат всœевозможные отходы или бывшие в употреблении листы металла или трубы. В этом случае, прежде чем приступить к слесарной обработке, следует их должным образом подготовить: выправить, отштриховать, промыть, зачистить окалину, возможно – удалить лак, краску или шпатлевку, а затем только произвести нарезание внутренней или наружной резьбы.

Студент должен знать: назначение и способы выполнения операций при нарезании наружной и внутренней резьбы ручным способом; виды резьбы; инструменты и приспособления; техническое оснащение; возможные виды и причины появления брака; организацию и правила содержания рабочего места; основы промышленной санитарии.

Студент должен уметь: в правильной последовательности выполнять всœе операции при нарезании резьбы круглыми и раздвижными плашками в сквозных и глухих отверстиях; определять по таблицам диаметры стержней и отверстий под резьбу; проверять качество резьбы; пользоваться измерительным и поверочным инструментами; выбирать инструмент при обработке резьбовых поверхностей; правильно организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности; устранять дефекты, возникающие при обработке резьбовых поверхностей.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют виды резьбы и их назначение?

2. Какой инструмент применяется для местного увеличения размеров отверстия, обработки площадок?

3. От чего зависит скорость резания при обработке отверстия?

4. В какой последовательности нарезается внутренняя резьба вручную?

5. Какие существуют основные элементы и виды круглых плашек?

6. В каких случаях применяют комплекты из двух и трех метчиков?

7. Что является причиной срыва резьбы при нарезании резьбы?

8. Какие могут встретится дефекты и как их устранить при обработке резьбовых поверхностей?

9. Какие существуют отличительные особенности дюймовых резьб?

10. Какие виды брака возможны при работе затупленными инструментами?

11. Какие правила техники безопасности крайне важно соблюдать при обработке резьбовых

Поверхностей?

Нарезание трубной резьбы ручным способом»

Цель: познакомить студентов с техническими требованиями к предстоящей работе в слесарном цеху; научиться пользоваться инструментами и приспособлениями; последовательности приемов при нарезании крепежной и трубной резьбы ручным способом; с правилами техники безопасности при нарезании резьбы; с охраной труда и противопожарной безопасностью

Нарезание внутренней резьбы метчиком начинают с выбора нужного инструмента. После первым шагом является просверливание отверстия. По сути, этот этап является самым главным, так как если ошибиться с подбором диаметра, то либо болт будет болтаться, либо при нарезании резьбы от перегрузки сломается метчик. Лучше всего диаметр отверстий определять по таблицам, но можно произвести и грубую оценку: отняв от диаметра резьбы ее шаг можно получить приблизительное значение необходимого диаметра отверстия.

Например, если внешний диаметр резьбы 18 мм, а шаг 1 мм, то требуется просверлить отверстие в 17 мм. Сверлить необходимо строго перпендикулярно поверхности детали (из-за отклонений возможен брак при нарезании). У просверленного отверстия желательно сделать небольшую фаску. У глухих отверстий глубина должна быть больше, чем длина нарезаемой части, чтобы инструмент при резке вышел за границы необходимой длины резьбы. Если этот запас не предусмотреть, то резьба будет неполной.

Деталь с просверленным отверстием закрепляют в тиски. Метчик фиксируют в воротке (при отсутствии используют разводной ключ) или патроне станка. На качество резьбы, скорость нарезания и стойкость инструмента значительное влияние оказывает правильный подбор смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Чтобы не испортить инструмент, а резьбу получить чистую и с правильным профилем, необходимо применять следующие СОЖ:

    разведенную эмульсию (одна часть эмульсии, смешанная с 160 частями воды);

    для деталей из латуни и стали можно использовать льняное масло;

    для изделий из алюминия – керосин;

    для деталей из красной меди – можно скипидар;

    в изделиях из чугуна и бронзы нарезание следует проводить всухую.

Нельзя использовать минеральные и машинные масла – они способствуют значительному возрастанию сопротивления, которое инструмент преодолевают в процессе работы, оказывают отрицательное влияние на шероховатость резьбы и приводят к быстрому износу метчика.

1.2. Правила нарезания внутренней резьбы метчиком

При ручной нарезке резьбы инструмент вставляют в отверстие вертикально (без перекоса). Вороток вращают в нужном направлении (для правой резьбы по часовой стрелке) не все время, а периодически делают 1–2 оборота в обратную сторону.

При таком вращательно-возвратном движении метчика срезаемая стружка ломается, становится короткой (дробленой) и легче удаляется из рабочей зоны, а процесс формирования резьбы значительно облегчается. По окончании нарезания инструмент вывертывают вращением воротка в противоположную сторону, затем его прогоняют по готовой резьбе насквозь или до упора для глухих отверстий. Необходимо также придерживаться следующих правил:

    При формировании резьбы в вязких и мягких металлах (алюминий, медь, баббиты и другие), а также в глубоких отверстиях инструмент следует периодически выкручивать из отверстия для очистки канавок от стружки.

    При использовании комплекта метчиков необходимо применение всех инструментов набора. Нарезание сразу чистовым метчиком или средним, а затем чистовым без прохода черновым не ускоряет, а только замедляет и затрудняет процесс нарезания. Кроме того, резьба при этом получается некачественной, а инструмент может сломаться. Чистовой и средний метчики вкручивают в отверстие вручную (без воротка) до тех пор, пока инструмент не пойдет по резьбе правильно, и только после этого устанавливают вороток и продолжают работу.

    В процессе нарезания требуется тщательно следить за правильностью врезки инструмента, чтобы не было его перекоса. Для этого необходимо через каждые вновь нарезанные 2–3 нитки стружки проверять положение метчика относительно верхней плоскости детали с помощью угольника. Особенно осторожно следует работать с глухими и мелкими отверстиями.

    Конструкция метчика

Метчик (рис. 1) представляет собой закаленный винт, на котором прорезано несколько прямых или винтовых канавок, образующих режущие кромки инструмента. Канавки также обеспечивают размещение стружки, образующейся при резании стружка может выводиться из зоны резания.

Метчик состоит из двух частей - рабочей и хвостовика, на конце которого выполнен квадрат (у ручных метчиков). Рабочая часть метчика включает в себя: режущую (заборную) часть, которая обеспечивает удаление основной части припуска на обработку; калибрующую часть, осуществляющую окончательную обработку резьбы; стружечные канавки; перья (витки резьбы, разделенные стружечными канавками) и сердцевину, обеспечивающую метчику достаточную для обработки прочность и жесткость. Хвостовая часть метчика служит для закрепления его в воротке, которым производятся рабочие и холостые перемещения метчика.

Рабочую часть метчика изготавливают из инструментальных углеродистых сталей марок У11, У11А, быстрорежущей стали или твердого сплава. Выбор материала рабочей части зависит от физико-механических свойств обрабатываемой заготовки. У цельных метчиков материал хвостовой части тот же, а у метчиков, состоящих из двух частей, соединяемых сваркой, хвостовую часть изготавливают из конструкционной стали марок 45 и 40Х: Число стружечных канавок, выполненных на метчике, зависит от его диаметра (три канавки дтя метчиков диаметром до 20 мм и четыре - для метчиков диаметром свыше 20 мм).

Основную работу при нарезании резьбы выполняют режущие кромки, образованные пересечением передних поверхностей канавки с задними (затылованчыми, выполненными по архимедовой спирали) поверхностями рабочей части. Затылование задней поверхности режущих зубьев позволяет сохранить постоянным их профиль после переточки, которая осуществляется централизованно в заточных цехах.

Как правило, метчики изготовляют с прямыми канавками, однако для улучшения условий резания и получения точных и чистых резьб применяют метчики с винтовыми канавками. Угол наклона такой канавки к оси метчика составляет 8… 15°. Для получения точных и чистых резьбовых поверхностей в сквозных отверстиях при обработке мягких и вязких материалов используют бесканавочные метчики.

Рис. 1 Метчик:

а – конструкция: 1 – нитка(виток); 2 – квадрат; 3 – хвостик; 4 – канавка; 5 – режущее перо; б – геометрические параметры: 1 – передняя поверхность; 2 – режущая кромка; 3 – затылованная поверхность; 4 – задняя поверхность; 5 – режущее перо; α – задний угол; β – угол резания; δ – угол заострения; γ – передний угол; в – с винтовой стружечной канавкой: 1 – канавка; г - нарезание глухой резьбы; ω – угол наклона винтовой канавки.

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

по учебной практике

на тему «Нарезание резьбы»

для профессии 23.01.03 Автомеханик

Исполнитель:

Л.Ю.Макарова

мастер п/о

2015год

Введение

1. Система деятельности мастера производственного обучения.

2. Организация учебной деятельности студентов.

3. Методика проведения основных этапов занятия по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения на тему «Нарезание резьбы».

4. Проект урока.

5. Структура и ход урока.

6. Список используемой литературы.

Заключение

Приложение

1. Тестовые задания к уроку

2. Инструкционно - технологические карты

3. Чертежи деталей

4. Критерии оценок

Введение

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест в единой транспортной системе Российской Федерации. Увеличивающаяся дальность автобусных и грузовых перевозок в сочетании с совершенствованием эксплуатационных качеств автомобилей, улучшением состояния существующих автодорог и строительством новых делают доступными дальние регионы страны, отдалённые сельские и горные населённые пункты. Во многих регионах автомобильный транспорт является основным средством передвижения и перевозки грузов.

Знание устройства автомобилей и слесарного дела позволяет организовать качественное обслуживание и ремонт, а также эксплуатацию автомобильного транспорта. Освоение навыков нарезания резьбы позволит обучающимся быстро и качественно производить ремонт узлов, механизмов и агрегатов автомобилей.

Наиболее распространенными соединениями деталей машин являются, резьбовые. Широкое применение резьбовых соединений в машинах, механизмах объясняется простотой и надежностью этого вида креплений, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разработки и повторной сборки без замены детали.

Это говорит об актуальности изучаемой темы и в связи с этим на уроках надо требовать от обучающихся особо тщательного выполнения операций по нарезанию резьбы, т.к. от качества резьбы в значительной степени зависит качество всей детали.

К началу работы обучающиеся должны обладать общими сведениями о резьбах, их обозначении и классификации, об инструментах для нарезания, измерения и контроля резьб, пользоваться справочными таблицами. Кроме того обучающиеся должны обладать и определенными физическими данными, такими как быстрота реакции, внимательность.

1. Система деятельности мастера производственного обучения.

При проведении вводного инструктажа необходимо произвести проверку явки студентов и осмотреть их внешний вид; сообщить тему и цель занятия; объяснить характер и назначение занятия, произвести актуализацию знаний и опыта обучающихся с опросом их по темам пройденных теоретических занятий, т.к. тема содержит материал, изученный ими на уроках специальной технологии.

Необходимо произвести ознакомление студентов с организацией рабочего места и правилами безопасности ведения работ. Для повторения пройденного материала используем устный опрос студентов и используем карточки тест-контроля. Затем мастер п/о знакомит студентов с учебными задачами и содержанием темы с перечнем упражнений, которые должны выполнить студенты.

Показывает рациональное размещение инструмента, демонстрирует рабочее положение студента при выполнение упражнения. Объяснение нового материала осуществляется в виде рассказа и показа практических приемов по выполнению отдельных упражнений при нарезании резьбы.

При объяснение материала используются наглядные пособия и плакаты по теме «Нарезание резьбы». Если студентам понятна техника выполнения практических работ, мастер п/о предлагает им приступить к выполнению, предварительно обратив внимание на необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности. Для контроля усвоения изучаемого материала в ходе урока оценивается достижение промежуточных целей:

Научить подготовке рабочего места;

Научить пользоваться инструментом;

Научить соблюдению правил техники безопасности;

Научить бережному и экономному отношению к оборудованию и материалам.

В ходе выполнения практической работы мастер контролирует правильность исполнения, в случае необходимости указывает на ошибки и методы их исправления.

После выполнения всего объема работ подводится анализ проведенного урока, отмечаются лучшие работы студентов, объявляются оценки. В заключение урока необходимо объявить домашнее задание: повторить пройденный материал на теоретических занятиях для проведения следующего практического занятия.

    Организация учебной деятельности студентов

Организация учебной деятельности студентов при изучении темы «Нарезание резьбы» направлена на преодоление трудностей и индивидуальных проблем, т.к. в достижении определенного мастерства, при выполнении упражнений студенты постоянно продвигаются в своем совершенстве («от простого к сложному»).

Основными методами, используемые мастерами п/о для организации учебной деятельности, могут быть:

    Например – исполнение роли мастера п/о во время показа приемов выполнения данного упражнения. После показа приемов упражнения мастером п/о, студентам предлагается выполнить роль мастера и повторно показать изученный прием. Такой способ можно использовать в двух случаях: когда кто-то из студентов не понял, как выполнить прием (в таком случае роль мастера поручается студенту, успешно освоившему упражнение), либо когда необходимо активизировать так называемого «слабого» студента (в таком случае роль мастера поручается этому студенту).

Одним из способов формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развития адекватной самооценки, воспитания взаимопомощи является выполнение студентами роли мастера п/о во время заключительного инструктажа, по окончании работы студенты проверяют качество выполненного задания, сравнивая с эталоном; в случае неуверенности правильности выполнения обращаются к студенту – «мастеру». Роль мастера во время заключительного инструктажа могут выполнять несколько так называемых «сильных» студентов.

    Организация работы в парах (наставничество) во время текущего инструктажа. Одной из причин использования этого способа организации студентов является то, что «человек» обучается лучше всего не тогда, когда он учится, а когда обучает.

Поэтому, для успешного овладения различными приемами нарезания резьбы при обучении целесообразно закрепление «слабых» студентов за более сильными.

Такой способ повышает ответственность студента за качество выполняемой работы, способствует развитию самосознания, помогает преодолевать неуверенность, боязнь ошибки.

    Методика проведения основных этапов занятия по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения на тему «Нарезание резьбы».

Организационная часть.

Здравствуйте, ребята. Мастер заслушивает доклад дежурного об отсутствующих на занятии, проверяет внешний вид и готовность обучающихся к занятию, интересуется, нет ли больных.

Вводный инструктаж.

Мастер сообщает тему и цель урока.

С целью проверки опорных знаний по теме мастер проводит актуализацию знаний:

а) фронтальный опрос с места (см. ход урока);

б) выдаёт тестовые задания (время выполнения-5минут).

Прежде чем перейти к показу приёмов выполнения нарезания резьбы мастер рассматривает образование и классификацию резьб.

Резьба представляет собой винтовую канавку определенного профиля, прорезанную на цилиндрической или конической поверхностях. На токарных станках ее выполняют посредством двух равномерных движений - вращения заготовки и поступательного перемещения режущего инструмента вдоль ее оси.

Применяемые резьбы можно разделить на ряд групп:
1) по расположению - на наружные и внутренние;
2) по назначению - на крепежные и ходовые;
3) по форме исходной поверхности - на цилиндрические и конические;
4) по направлению - на правые и левые;
5) по форме профиля - на треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, круглые;
6) по числу заходов - на одно и многозаходные.
Крепежные резьбы чаще всего имеют треугольный профиль.
Они используются для соединения различных деталей.

Ходовые резьбы служат для преобразования вращательного движения в поступательное. К ним относятся резьбы с трапецеидальным и реже прямоугольным профилем.
Конические резьбы обеспечивают высокую герметичность соединения и поэтому применяются в местах, находящихся под повышенным давлением жидкостей и газов.
У правых резьб винтовая канавка имеет направление по ходу часовой стрелки (если смотреть с торца детали), у левых - наоборот.

Однозаходными называются резьбы, имеющие одну винтовую канавку. В многозаходных резьбах выполнено несколько параллельных винтовых канавок, равномерно расположенных по окружности. Число заходов резьбы можно определить по количеству начал винтовых канавок на торце детали.

М12х1,5 – 6Н

где буква М-резьба метрическая,

12 – номинальный диаметр резьбы,

6 – класс точности,

g – поле допуска и резьба наружная,

Н - поле допуска и резьба внутренняя,

1,5 – шаг резьбы,

L – резьба левая.

Затем мастер объясняет обучающимся как правильно подобрать диаметр стержня под наружную резьбу используя таблицы справочников или запомнив правило: диаметр стержня должен быть меньше номинального диаметра резьбы на 0,1- 0,2мм. Например для резьбы М12-6g диаметр стержня должен быть 11,8мм.

Для определения диаметра сверла под внутреннюю резьбу используют таблицы справочников или формулу:

Д св. = Д р. – Р,

где Д св. - диаметр сверла;

Д р. – номинальный диаметр резьбы;

Р – шаг резьбы.

Например:

М12х1,5 – 6Н

Д св. = 12 – 1,5 = 8,5мм,

т.е. в данном случае необходимо сверло диаметром 8,5мм.

При нарезании резьбы в глухих отверстиях необходимо учитывать то, что у метчика имеется заборная часть и если сверлить отверстие на длину резьбы по чертежу нарезанная резьба по длине получится меньше. Поэтому отверстие необходимо сверлить больше на длину заборной части метчика.

Вот теперь, ребята, мы можем перейти к приёмам нарезания резьбы.

1. Нарезание наружной резьбы М12 -6g:

Берём стержень диаметром 11,8мм и крепим его вертикально в тисках на длину нарезаемой резьбы;

Подбираем плашку М12 – 6g , крепим её в вороток;

Напильником снимаем на стержне фаску;

Стержень смазываем машинным маслом;

На стержень накладывают закреплённую в воротке плашку и с небольшим нажимом вращают плашку так, чтобы она врезалась на 1-2 нитки, причём плашка должна находиться в строго горизонтальной плоскости;

Таким образом, нарезаем резьбу на всю длину;

2. Нарезание внутренней резьбы М12 -6Н:

Сверлим отверстие на сверлильном станке;

Зенковкой снимаем фаску;

Затем продолжают движение на 1 -2 оборота вправо и пол-оборота влево;

Нарезаем резьбу на всю длину,

Качество резьбы проверяем визуально и резьбовым калибром.

3. Нарезание внутренней резьбы М12 -6Н в глухом отверстии:

Подбираем сверло диаметром 8,25мм (резьба крупная – шаг резьбы 1,75мм);

Производим разметку согласно чертежу;

Сверлим отверстие на сверлильном станке на длину большую заборной части метчика;

Зенковкой снимаем фаску;

Деталь с просверленным отверстием крепим в тисках;

Подбираем набор метчиков М12 – 6Н (№1 и №2);

Смазываем отверстие машинным маслом;

В отверстие вставляем метчик №1 и устанавливаем на него вороток;

Вращаем метчик вправо на 2-3 оборота, при этом метчик должен быть строго в вертикальной плоскости (используем угольник);

Затем продолжают движение на 1 -2 оборота вправо и пол-оборота влево;

Нарезаем резьбу на всю длину, при этом периодически удаляем стружку из отверстия

(выворачивая полностью метчик);

Качество резьбы проверяем визуально и резьбовым калибром.

Далее мастер показывает возможные причины возникновения брака при нарезании резьбы: рваная резьба (тупой инструмент, перекос инструмента); тупая резьба (неправильно подобран инструмент по диаметру); неточный профиль резьбы (недостаточная длина заборного конуса, неправильная заточка инструмента); поломка метчика. Мастер показывает способы удаления поломанных метчиков.

Затем мастер разбирает технологический процесс изготовления деталей согласно чертежам (шпилька М5 -6g; гайка М12 – 6Н; деталь с глухим отверстием).

Мастер сообщает ребятам критерии оценок (см. приложение №4).

Перед началом выполнения самостоятельной работы мастер объясняет правила техники безопасности:

Запрещается удалять стружку рукой;

Сдувать стружку с детали;

Работать неисправным инструментом;

Соблюдать правила ТБ при работе на сверлильных станках.

Группа делится на 3 подгруппы и каждому обучающемуся выдаётся соответствующая заготовка, инструмент, инструкционно – технологическая карта и чертёж детали.

Текущий инструктаж.

В процессе выполнения самостоятельной работы мастер производит целевые обходы рабочих мест с целью проверки:

Правильности выполнения трудовых приёмов;

Соблюдение правил ТБ;

Правильности ведения самоконтроля;

Правильности соблюдения технических условий.

По мере завершения выполнения работы подгруппы меняются рабочими местами.

По завершении работы мастер производит приёмку и оценку выполненной работы.

Заключительный инструктаж.

Проводя заключительный инструктаж, мастер сообщает о выполнении цели урока, проводит анализ успешности выполнения работы каждым обучающимся, разбирает типичные ошибки и недостатки, пути их предупреждения и устранения. Анализирует выполнение обучающимися правил ТБ, организации труда, использования рабочего времени, сообщает оценки каждому обучающемуся согласно критериям оценки.

Выдаёт домашнее задание (Н.И.Макиенко Слесарное дело с основами материаловедения; стр.353 – 378.)

    Проект урока учебной практики (производственного обучения)

Профессия: 23.01.03 Автомеханик

Мастер п/о: Л.Ю.Макарова

Тема программы: Нарезание резьбы.

Тема урока : Нарезание наружной резьбы, нарезание внутренней резьбы в сквозном и глухих отверстиях.

Цель урока:

– научить правильно подбирать диаметр стержня под нарезание наружной резьбы и нарезать резьбу на выбранном стержне; научить подбирать сверла под внутреннюю резьбу и в просверленном отверстии нарезать резьбу, способствовать совершенствованию методов нарезания резьбы;

Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, самоконтроля, умений аргументировать свой выбор методов работы;

Способствовать формированию и развитию личности обучающихся, совершенствованию умений работы в коллективе, воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструменту, сырью.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный

Межпредметные связи : «Слесарное дело», «Материаловедение», «Черчение», «Технические измерения».

Квалификационные требования

Должен знать: виды и назначения резьбы. Инструменты и оснастку для нарезания резьбы. Правила техники безопасности.

Должен уметь : выбирать диаметр стержня под нарезаемую резьбу, выбирать сверла под внутреннюю резьбу, владеть соответствующими приемами и навыками нарезания резьбы, выявлять брак и по возможности устранять его.

Место проведения: учебно – производственная мастерская.

Используемые педагогические технологии : технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

Материально-техническое оснащение урока:

Плакат резьбонарезного инструмента, образцы деталей с резьбой, технологические карты, мультимедийный проектор, настольно и вертикально-сверлильные станки, слесарные верстаки, метчики, плашки, сверла, наждачная бумага, напильники, центроискатель, кернеры, молотки, циркули, чертилки, линейки, измерительный инструмент, тестовые карточки, машинное масло, кисточка, ветошь.

5. Структура и ход урока

I . Организационная часть (5 мин.)

1.Приветствие

2. Проверка явки обучающихся;

3. Проверка внешнего вида;

4. Готовность обучающихся к работе.

II . Вводный инструктаж. (35 мин.)

Целевая установка : сообщить тему и цель урока.

Повторение пройденного материала:

    Что означает такая надпись М20-6Н; М20-6е; М20х1,5; М20х1,5LH

    Что такое метчик?

    Что такое плашка?

    Из какого материала изготовляют резьбонарезные инструменты?

    Что такое шаг резьбы?

Проведение теста для закрепления пройденного материала.

Изложение нового материала:

    Демонстрация ролика по ремонту резьбы под свечу зажигания в головке блока цилиндров;

    Для нарезания резьбы на стержне (шпильке, болте) необходимо подобрать нужный диаметр стержня, плашку и, применив соответствующие приемы, нарезать резьбу (табличка с параметрами);

    Показать контроль качества резьбы, показать возможное возникновение брака и методы его устранения (показ ролика);

    Для нарезания внутренней резьбы в сквозных отверстиях необходимо: подобрать соответствующее сверло и метчик, сверлим отверстие на станке (соблюдая технику безопасности) и, применив соответствующие приемы, нарезаем резьбу. Контроль качества резьбы. Показ возможного брака и методы его устранения. Способы извлечения поломанного метчика из отверстия;

    Приемы нарезания внутренней резьбы в глухих отверстиях. Каким метчиком нарезать резьбу (с меньшей заборной частью). Чем измерять длину резьбы?

    Разобрать чертеж детали и технологический процесс изготовления, предостеречь от брака.

    Сообщить критерии оценок.

    Техника безопасности при нарезании резьбы.

    Выдача задания по подгруппам.

III . Текущий инструктаж. Самостоятельная работа. (5 часов)

Изготовление шпильки и нарезание на ней резьбы (I подгруппа)

Изготовление гайки и нарезание на ней резьбы (II подгруппа)

Нарезание резьбы в глухом отверстии (III подгруппа).

По мере изготовления деталей подгруппы меняются инструментом и изготовляют другие детали и, таким образом, каждая подгруппа должна изготовить по три детали.

Целевые обходы рабочих мест:

I – проверить содержание рабочих мест

II – проверить правильность выполнения трудовых приемов и соблюдение правил техники безопасности

III – проверить правильность ведения самоконтроля

IV – проверить правильность соблюдения технических условий. Произвести приемку и оценку работ.

IV . Заключительный инструктаж. (20 мин.)


Подведение итогов работы;

Сообщение оценки каждому обучающемуся;

Анализ наиболее характерных недочетов в работе;

Уборка рабочих мест;

Сообщение домашнего задания (Н.И. Макиенко «Слесарное дело с основами материаловедения» стр. 353-372)

    Список используемой литературы.

Основные источники:

1. Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.ИНФРА, 2007 г. – 528 с.

2.В.А.Скакун Организация и методика профессионального обучения;-М. Форум-Инфра,2007г. – 335с.

3. Чумаченко Ю.Т. Автослесарь. – М.: Феникс, 2008 г. – 534 с.

4. Шишмарев В.Ю. Средства измерений. – М.: «Академия», 2009 г. – 320 с.

Дополнительные источники:

1.Косяченко А.П., Молчан И.А. Слесарное дело. – М: Издательство машиностроительной литературы, 1961 г. – 213 с.

2. Н.И.Макиенко Слесарное дело с основами материаловедения; -М.Высш.школа, 1974г.-464с.

3. Н.И.Макиенко Практические работы по слесарному делу.-М.Высш.школа,1987г.-192с.

4. Е.Э.Фельдштейн и др. Справочник сверловщика.-Мн.:Высш.школа,1986г.-336с.

Заключение

Рассмотренные подходы к организации обучения позволяют формировать у студентов устойчивые умения и навыки выполнения работ по нарезанию резьбы, развивать самостоятельность, профессиональные творческие способности, формировать необходимые для успешной деятельности личностные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает включение обучающихся по профессии «Автомеханик» в производственную деятельность техникума.

Приложение 1

Тест

Резьба. Нарезание резьбы.

    Наибольший диаметр, измеренный по вершинам витков резьбы называется

a) шагом резьбы;

b) наружным диаметром резьбы;

c) внутренним диаметром резьбы.

    Если гайку навинченную на болт, повернуть на один оборот, то на какую величину она переместиться вдоль болта?

  1. на величину внутреннего диаметра;

c) на величину шага резьбы.

3. Как называются резьбы, применяемые для преобразования вращательного движения в поступательное (тиски, домкраты, станки)?

a) крепёжные;

b) ходовые.

4. Какой профиль имеет крепёжная резьба?

a) прямоугольный;

b) упорный;

c) круглый;

d) треугольный;

е) трапецевидный.

5. Как на чертеже изображают резьбу?

6. Что обозначает надпись М24х1,5 ?

a) резьба метровая, наружный диаметр 24 мм, внутренний диаметр 1,5 мм, правая;

b) резьба метрическая, наружный диаметр 24 мм, шаг резьбы 1,5 мм, правая;

c) резьба миллиметровая, внутренний диаметр 24 мм, шаг резьбы 1,5 мм, левая.

7. С помощью какого инструмента нарезается внутренняя резьба?

a) плашки и воротка;

b) плашки и метчика;

c) метчика и воротка;

d) плашки и плашкодержателя.

8. Какое назначение канавок на метчике и окон в плашке?

a) образуют режущие кромки и служат для выхода стружки;

b) для снижения веса инструмента;

c) для красоты.

10. Что обозначает надпись на хвостовике метчика М 12?

    метчик чистовой, для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм;

    метчик черновой, для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм;

с) метчик средний (получистовой), для нарезания метрической резьбы наружным диаметром 12 мм.

11. С какой целью плашку или метчик поворачивают на пол оборота назад?

a) чтобы обломать стружку, для облегчения процесса нарезания резьбы;

b) ускорить процесс нарезания резьбы.

12. Как правильно выбрать диаметр стержня или отверстия под резьбу?

a) должны быть равны внутреннему диаметру резьбы;

b) должны быть равны наружному диаметру резьбы;

c) немного меньше наружного диаметра резьбы (определить по таблице в справочнике).

Резьба. Нарезание резьбы.

Приложение 2

на изготовление шпильки М5-6 g

Технические

Оборудование и

инструмент

Замерить размер 90 -0.2 мм,

при необходимости довести до требуемого опиливанием заготовки

Размер 90 -0,2 мм

Слесарные тиски

Штангенциркуль

Напильник

вертикально на размер более15мм

(~18мм) над губками

Слесарные тиски

Снять фаску с торца заготовки 1x45 о

Напильник плоский

Замерить диаметр заготовки,при необходимости довести до требуемого(4,9мм)

Штангенциркуль

Наждачная бумага

Провести черту от торца заготовки на расстоянии 15мм

Чертилка

Трёхгранный напильник

Смазать стержень заготовке выступающий над тисками машинным маслом

Машинное масло

Кисточка

Нарезать резьбу

Длина резьбы 15мм

Плашка М5-6g

Протереть заготовку от масла,

убрать стружку

Проверить качество резьбы визуально и навернуть гайкуМ5-6Н

Гайка М5-6Н

Вынуть заготовку, перевернуть и зажать в тисках другим концом на высоту 28мм

Слесарные тиски

Повторить операции 3-9 для нарезания резьбы на длине 25мм

Длина резьбы 25мм

Напильник плоский

Чертилка

Трёхгранный напильник

Штангенциркуль

Наждачная бумага

Машинное масло

Кисточка

Плашка М5-6g

Гайка М5-6Н

Инструкционно – технологическая карта

на изготовление гайки М12-6Н

Последовательность и содержание

Технические

Оборудование и

инструмент

Разметить заготовку.

Полученный центр и углы шестигранника обозначить кернером.

Шестигранник

со стороной

размером 27 -0,2 мм.

Центроискатель

Установить заготовку в слесарные тиски

так, чтобы одна грань шестигранника была

на одном уровне с губками тисков и параллельно им

Слесарные тиски

Опилить выступающую часть заготовки до разметки

Напильник плоский

Повторить операции 2-3 для опиливания других 5-и граней

размер 27 -0,2 мм

Напильник плоский

Штангенциркуль

Снять заусенцы и острые кромки

Напильник плоский

Установить сверло в патрон сверлильного станка №1

Сверло диаметром 10,2мм

Станок сверлильный

Тиски машинные

Просверлить отверстие.

Извлечь заготовку.

диаметр 10,2мм

Станок сверлильный

Сверло диаметром 10,2мм

Установить сверло в патрон сверлильного станка №2

Сверло диаметром 13мм

Закрепить заготовку в машинных тисках

Тиски машинные

Снять фаску с двух сторон

Извлечь заготовку.

Сверло диаметром 13мм

Установить заготовку в слесарные тиски

Слесарные тиски

Смазать отверстие машинным маслом

Машинное масло

Кисточка

Нарезать резьбу метчиком №1

Метчик №1

Угольник

Нарезать резьбу метчиком №2

Метчик №2

Угольник

Извлечь заготовку.

Слесарные тиски

Контроль резьбы визуально и резьбовым калибром

Резьбовой калибр

Инструкционно – технологическая карта

нарезания резьбы в глухих отверстиях

Последовательность и содержание

выполнения задания

Технические

требования

Оборудование и

инструмент

Закрепить сверло диаметром 10,2мм в патроне сверлильного станка

Сверлильный станок

Сверло диаметром

Закрепить заготовку в машинных тисках

Тиски машинные

Просверлить отверстие

Извлечь заготовку

Диаметр10,2мм

Глубина-15мм

Сверлильный станок

Сверло диаметром

Штангенциркуль с глубиномером

Закрепить заготовку в слесарных тисках

Тиски слесарные

Смазать отверстие и метчик М12-6Н

машинным маслом

Масло машинное

Кисточка

Метчик М12-6Н

Нарезать резьбу

Длина-10мм

Метчик М12-6Н

Штангенциркуль с глубиномером

Контроль качества резьбы(визуально)

Резьбовой калибр

Приложение 3

Шпилька М5-6 g

Гайка М12-6Н

Приложение 4

Сводная ведомость

п / п

Фамилия, имя

студента

Работа с места

(1отв,-1балл)

Изготовление деталей

Нарушение

(- 2 бал.)

Итого

Шпилька

(мах.-5бал.)

Гайка

(мах.-6 бал.)

Глухое отверстие

(мах.- 4 бал.)

Критерии оценки:

15б – 5(отлично);

13б – 4(хорошо);

11б – 3(удовлетворительно).

Примечание:

несоблюдение линейных размеров - минус 1балл;

несоблюдение длины резьбы – минус 1балл;

несоответствие качества резьбы – минус 1-2 балла.

Цель работы – приобретение практических навыков слесарной операции нарезание резьбы. Резьба бывает двух видов: наружняя и внутренняя. Резьбу изготавливают на станках или ручным способом.

Приемы нарезания резьбы, и особенно применяемый при этом режущий инструмент, во многом зависят от вида и профиля резьбы.

Резьбы бывают однозаходные, образованные одной винтовой линией (ниткой), или многозаходные, образованные двумя и более нитками.

По направлению винтовой линии резьбы подразделяют на правые и левые.

Профилем резьбы называется сечение ее витка плоскостью, проходящей через ось цилиндра или конуса, на котором выполнена резьба..

Для нарезания резьбы важно знать основные ее элементы: шаг, наружный, средний и внутренний диаметры и форму профиля резьбы (23).

Шагом резьбы S называют расстояние между двумя одноименными точками соседних профилей резьбы, измеренное параллельно оси резьбы.

Наружный диаметр d - наибольшее расстояние между крайними наружными точками, измеренное в направлении, перпендикулярном оси резьбы.

Внутренний диаметр di - наименьшее расстояние между крайними внутренними точками резьбы, измеренное в направлении, перпендикулярном оси.

Средний диаметр di - расстояние между двумя противоположными параллельными боковыми сторонами профиля резьбы, измеренное в направлении, перпендикулярном оси.

Основание резьбы Вершина резьбы

По форме профиля резьбы подразделяют на треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, упорные (профиль в виде неравнобокой трапеции) и круглые.

В зависимости от системы размеров резьбы делятся на метрические, дюймовые, трубные и др.

В метрической резьбе угол треугольного профиля ф равен 60°, наружный, средний и внутренний диаметры и шаг резьбы выражаются в миллиметрах. Пример обозначения: М20Х Х1.5 (первое число-наружный диаметр, второе - шаг).

Трубная резьба отличается от дюймовой тем, что ее исходным размером является не наружный диаметр резьбы, а диаметр отверстия трубы, на наружной поверхности которой нарезана резьба. Пример обозначения: труб. 3/У" (цифры - внутренний диаметр трубы в дюймах).

Нарезание резьбы производится на сверлильных и специальных резьбонарезных станках, а также вручную.

При ручной обработке металлов внутреннюю резьбу нарезают метчиками, а наружную - плашками.

Метчики по назначению делятся на ручные, машинно-ручные и машинные, а в зависимости от профиля нарезаемой резьбы - на три типа: для метрической, дюймовой и трубной резьб.

Метчик (24) состоит из двух основных частей: рабочей части и хвостовика. Рабочая часть представляет собой винт с несколькими продольными канавками и служит для непосредственного нарезания резьбы. Рабочая часть, в свою очередь, состоит из заборной (режущей) и направляющей (калибрующей) частей. Заборная (режущая) часть производит основную работу при нарезании резьбы и изготовляется обычно в виде конуса. Калибрующая (направляющая) часть, как видно из самого названия, направляет метчик и калибрует отверстие.

Продольные канавки служат для образования режущих перьев с режущими кромками и размещения стружки в процессе нарезания резьбы.

Хвостовик метчика служит для закрепления его в патроне или в воротке во время работы.

Для нарезания резьбы определенного размера ручные (слесарные) метчики выполняют обычно в комплекте из трех штук. Первым и вторым метчиками нарезают резьбу предварительно, а третьим придают ей окончательный размер и форму. Номер каждого метчика комплекта отмечен числом рисок на хвостовой части. Существуют комплекты из двух метчиков: предварительного (чернового) и чистового.

Изготовляют метчики из углеродистой, легированной или быстрорежущей стали.

При нарезании резьбы метчиком важно правильно выбрать диаметр сверла для получения отверстия под резьбу. Диаметр отверстия должен быть несколько больше внутреннего диаметра резьбы, так как материал при нарезании будет частично выдавливаться по направлению к оси отверстия. Размеры отверстия под резьбу выбирают по таблицам.

Плашки, служащие для нарезания наружной резьбы, в зависимости от конструкции подразделяются на круглые и призматические (раздвижные).

Круглая плашка (25, а) представляет собой цельное или разрезанное кольцо с резьбой на внутренней поверхности и канавками, которые служат для образования режущих кромок и выхода стружки. Диаметр разрезных плашек можно регулировать в небольших пределах. Это позволяет восстанавливать их размер после изнашивания и удлинять срок службы плашек.

Круглые плашки при нарезании резьбы закрепляют в специальном воротке-плашкодержателе (25, б).

Призматические (раздвижные) плашки (25, в) в отличие от круглых состоят из двух половинок, называемых полуплашками. На каждой из них указаны размеры резьбы и цифра 1 или 2 для правильного закрепления в специальном приспособлении (клуппе). Угловые канавки (пазы) на наружных сторонах полуплашек служат для установки их в соответствующие выступы клуппа. Изготавливают плашки из тех же материалов, что и метчики.

При нарезании наружной резьбы также важно определить диаметр стержня под резьбу, так как и в этом случае происходит некоторое выдавливание металла и увеличение наружного диаметра образовавшейся резьбы по сравнению с диаметром стержня. Диаметр под резьбу выбирают по специальным таблицам.

Резьба делится следующим образом:

По профилю - на треугольную, прямоугольную, трепециидальную, упорную и круглую.

По числу заходов- однозаходную и многозаходную

По направлению винтовой линии – правую и левую

Ручным способом резьбу нарезают с помощью инструмента- метчика.

Метчик - инструмент для нарезания внутренних резьб. Метчик представляет собой винт с прорезанными прямыми или винтовыми стружечными канавками, образующие режущие кромки. Метчик хвостовой частью крепится в вороток, рабочей частью вставляется в отверстие в котором при поворачивании воротка возвратно-поступательным движением нарезает резьбу.

Различают метчики для глухих и сквозных отверстий.

Метчики изготавливаются из твердого сплава, либо из быстрорежущей стали.

Метчики могут использоваться на токарных и сверлильных станках и обрабатывающих центрах (машинные метчики), а также для нарезания резьб вручную. Машинный метчик отличается от ручного формой заходной части. Метчик закрепляют на станке в специальном патроне(патрон с осевой компенсацией), либо обычном цанговом патроне с цангой для метчиков. Так же в последнее время, как альтернатива патронам с осевой компенсацией, стали появляться цанги с компенсацией которые можно использовать на обычном цанговом патроне.

Для получения внутренних резьб пластическим деформированием - накатыванием - применяют бесстружечные метчики (раскатники). Их основным отличием от режущих метчиков является отсутствие стружечных канавок.

При сверлении отверстий и нарезинии резьбы метчиком следует руководствоваться правилами безопасности на сверлильных станках.

При нарезинии резьбы вручную на деталях с выступающими и острыми частями следить за тем,чтобы при повороте ворота не поранить руки.

Изучение особенностей техники безопасности при нарезании

резьбы

    При сверлении отверстий и нарезании резьбы метчиков на станке следует руководствоваться правилами техники безопасности при работе на сверлильных станках.

    При нарезании резьбы вручную на деталях с выступающими острыми частями следить за тем, чтобы при повороте воротка не поранить руки.

Контроль резьбовых соединений

Проверка нарезанной внутренней резьбы производится резьбовыми калибрами-пробками, а наружной - резьбовыми микрометрами-кольцами и резьбовыми шаблонами.

Самостоятельная работа студента

Самостоятельная работа студента заключается в освоении правил нарезания внутренней и наружной резьб и в выполнении работы с применением операции нарезания резьбы.

Студент должен:

получить от мастера задание и заготовку для нарезания резьбы;

изучить правила нарезания резьбы;

нарезание внутренней резьбы. Для этого необходимо пред­варительно просверлить отверстие. Так как при нарезании резьбы материал частично «выдавливается», диаметр сверла должен быть несколько больше, чем внутренний диаметр резьбы. Диаметр сверла под нарезание метрической и трубной резьбы определяют по справочным таблицам. После подготовки отверстия под резьбу и выбора воротка заготовку закрепляют в тисках и в ее отверстие вставляют вертикально метчик, смазанный смазочно-охлаждающей жидкостью. Прижимая левой рукой вороток к метчику, правой по­ворачивают его вправо до тех пор, пока метчик не врежется на несколько ниток в металл и не займет устойчивое положение. Затем берут за рукоятки вороток двумя руками и вращают с перехватом рук через каждые пол-оборота. Вороток вращают один-два оборота вправо и пол-оборота влево и т. д. В результате возвратно-вращательного движения метчика стружка ломается, а процесс резания значительно облегчается. Закончив нарезание, вращением воротка в обратную сторону вывертывают метчик из отверстия, затем прогоняют его насквозь;

нарезание наружной резьбы. Необходимо выбрать диаметр стержня под наружную резьбу - он должен быть несколько меньше наружного диаметра резьбы. Затем закрепляют стержень в тисках так, чтобы выступающий над уровнем губок конец его был на 10 - 20 мм больше длины нарезаемой части. На стержень перпендикулярно накладывают плашку и с небольшим нажимом вращают ее так, чтобы плашка врезалась примерно на 1 - 2 нитки. Нарезаемую часть стержня смазывают маслом и затем вращают плашку с равномерным давлением на обе ручки аналогично нарезанию метчиком;

произвести нарезание наружной и внутренней метрической резьбы;

после окончания работы предъявить деталь мастеру для контроля;

убрать свое рабочее место и сдать его мастеру.

    Основные правила при работе метчиком.

    Основные правила при работе плашкой.

    Правила нарезания наружной и внутренней резьбы.

    Выбор диаметра отверстия под резьбу.

    Типы резьбы но числу заходов, по направлению винтовой линии и т. д.

Вопросы программированного контроля

    Правила техники безопасности при нарезании резьбы.

    Параметры метрической, дюймовой и трубной резьбы.

    Контроль резьбовых соединений.