Задачи и функции психолога доу. Психолог-консультант в организации: проблемные поля и зоны развития Внимание как основная функция в работе психолога

Психология в переводе с греческого означает "наука о человеческой душе", а поэтому изучает деятельность человека с психологической точки зрения. Психолог - человек, имеющий высшее психологическое образование, основной работой которого является помочь другому человеку разобраться в себе и решить свои проблемы самостоятельно. В наш век психология весьма востребована. Этот предмет включен в обучающую программу ВУЗов, а также, многие пользуются услугами психологов для решения своих личностных проблем. В результате чего сложились противоречивые мнения, как о самой науке, так и о работе психологов. Рассмотрим некоторые из них.

Психолог, психиатр, психотерапевт - термины, обозначающие одно и то же. Да, эти термины созвучны, но разница все же есть.
Психолог - специалист, получивший образование в сфере психологии. Поскольку психологическое образование - не медицинское, психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Его функция - психологические консультации, помогающие здоровым людям разобраться в сложных жизненных ситуациях (например, трудности в общении, взаимоотношениях в семье, принятии решений, при стрессах различного рода).
Психиатр - это человек, получивший медицинское образование и специализирующийся в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Его пациенты - люди, имеющие серьёзные отклонения в психике (например, маниакально-депрессивный психоз). Для лечения психиатр использует медикаменты и различные виды психотерапии.
Психотерапевт - специалист, чаще всего для оказания помощи использующий нефармакологические методы. Обычно такой специалист владеет одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Для лечения психотерапевт использует определённые психотехники (рациональная психотерапия, психодрама, эриксоновский транс, NLP, трансперсональная психотерапия, телесноориентированная психотерапия, психосинтез), помогающие решить проблему клиента.

Психологи всегда навязывают свое мнение. Это не совсем так. На самом деле, психолог, выслушав человека, старается найти для него наиболее оптимальное решение проблемы, помогает избавиться от старых прототипов и "открывает глаза" на новые перспективы. А человек уже сам должен решить, как именно ему поступить в той или иной ситуации.

Психологи никогда не ошибаются. С этим можно поспорить. Психолог - это такой же человек, как и все остальные люди, а поэтому ему свойственно ошибаться. Единственное, что свойственно психологам - это сохранять спокойствие в любой непредвиденной обстановке, а поэтому им не присуще нервничать и испытывать эмоциональный негатив.

Психолог всегда знает, как помочь. Это далеко не так. В обязанности психолога не входит решать проблему за самого человека. Единственное, чем он может помочь, так это выслушать и помочь разобраться в своих чувствах. Психолог - это, грубо говоря, "жилетка", в которую можно поплакаться. Ведь человеку иногда достаточно просто выговориться - и ему делается значительно лучше.

Психолог с первого взгляда может понять, "чем человек дышит". Это не совсем так. Действительно, психолог способен прогонозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Может определить характер и темперамент человека, однако для этого ему потребуется некоторое время пообщаться с клиентом, возможно, предложить ему пройти ряд тестов, по результатам которых специалист может сделать определенные выводы о направленности личности клиента.

Каждый психолог знаком с магией. Полный абсурд. Психолог и маг - это совершенно разные понятия. Маг - это человек, который не афиширует свое занятие, как правило, учиться магии тайно, и ничего не сможет сделать без своих заклинаний и подручных средств. Психолог же в своей работе применяет только знания, полученные им в профессиональном учебном заведении.

К психологам обращаются лишь слабаки! На самом деле так думают те, кто как раз очень нуждается в душевной помощи. Такие люди ни за что не признаются, что им тяжело. Они, обычно, глушат свои проблемы спиртным, а бывает, что некоторые доводят себя до суицида . Нет ничего плохого в том, что человек прибегает к помощи психолога. В наше сегодняшнее время стало даже модным посещать этого специалиста.

Здоровые люди к психологам не ходят! Отнюдь. Именно здоровый человек потому и здоров, что у него есть, кому выговориться. Ведь, как известно, держать все в себе, весьма и весьма вредно. Поэтому, наверное, женщины живут дольше мужчин - они поплачут и на душе становиться легче, мужчины же плакать не привыкли.

К психологу обращаются только психически больные люди. Это мнение совершенно неправильно. Как уже было сказано, психологи работают со здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке и помощи со стороны.

Не стоит посвящать чужого в свои проблемы. По-другому это называется "выносить сор из избы". Однако же, на то он и "чужой", чтобы выслушать человека, подсказать, что делать и как быть, и забыть про него, а не бежать рассказывать всем направо и налево о его проблемах.

Да кто он такой, чтобы учить меня жить! Психолог ни в коем случае никого не учит, он лишь помогает справиться человеку с его душевными переживаниями, дает возможность выговориться и подсказывает компромиссное решение.

Словами делу не поможешь! Ну, почему же? Иногда моральная поддержка дает такой заряд энергии, что человек готов горы свернуть. Не зря ведь спортсмены и участники различных игр (КВН, к примеру) везут с собой группу поддержки.

Психолог решит за меня все мои проблемы. Ошибочное мнение. Функция психолога - проконсультировать клиента, создать такие условия, при которых человек сам оказывается способен найти выход из создавшейся ситуации. Обращаясь к психологу, человек должен быть готов к изменению себя и своего отношения к окружающему миру, а не ожидать, что специалист изменит окружающий мир.

Проблем у психолога не бывает. Почему же? Бывают. Ведь психологи - тоже люди. Порой психолог способен быстрее и эффективнее решать свои проблемы. Но иногда и ему приходится обращаться к своим коллегам за помощью. И это вполне нормально. Ведь мудрость состоит не в том, чтобы все проблемы решать самому, а в том, чтобы решить их наилучшим способом и с наименьшими затратами времени и нервов.

Психологи - безотказны и добры, они помогают всем и всегда. Не следует забывать, что психолог - это профессия, которая вовсе не обязательно должна быть превращена в стиль жизни. Именно психолог не будет потакать человеческим слабостям и капризам, никогда не бросится решать ваши проблемы за вас. Он лучше всех знает, что он никому ничем не обязан, и что он имеет право быть самим собой в любой жизненной ситуации, как и все другие люди.

Совет психолога одним махом решит мою проблему. Следует помнить, что психологи советов не дают (в отличие, например, от друзей и соседей, которые обычно начинают с фразы "я бы на твоем месте...". Только имейте ввиду - этот совет легко может исполнить только человек, который его дает). Какой выход лучший для вас - знаете только вы сами. Психолог лишь старается помочь вам найти этот выход, осознать его и воспользоваться им.

Социальное и научное значение психологической диагностики в
значительной степени определяется широтой спектра ее взаимодействия с
психологическими дисциплинами и с реальными жизненными ситуациями.
В связи с этим психологу-диагносту в своей практической деятельности
при решении многих психодиагностических проблем приходится
реализовывать разнообразные функции. К ведущим профессиональным
функциям психолога-диагноста относятся:
научно-методическая. Психолог-диагност должен владеть
современными теоретическими знаниями в области психологии человека,
психологии личности, психологии развития, социальной и возрастной
психологии, специальной психологии и т. п. Ему необходимы также знания
существующих психологических направлений и школ, общих теоретико-
методологических, методических и этических принципов психологического
и психодиагностического исследования. Для этого психолог-диагност ведет
постоянную методическую работу по определению диагностических и
прогностических возможностей инструментария, собирает сведения о
появлении и апробации нового поколения методик;
диагностическая. Психолог-диагност организует и проводит
психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными
целями, задачами и гипотезой. Он анализирует и интерпретирует
полученный диагностический материал, составляет психологическое
заключение и подготавливает рекомендации;
консультационная. Полученные в ходе психодиагностики
результаты с соблюдением всех правил этики психолог доводит или до
самого обследуемого, или до лиц, заинтересованных в них (родителей,
учителей, опекунов, заказчиков и др.). Цель «обратной связи» в
психодиагностике - определение оптимальных психологических
условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения
психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон,
ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и
межличностных конфликтов. В ходе консультирования определяются фор-
мы психологической помощи, ее длительность, возможные результаты.
Психодиагностическое консультирование - обязательный элемент
психодиагностического исследования при определении профессиональной
пригодности, профессиональных и карьерных ориентации;
прогностическая. Полученные в исследовании результаты
психолог-диагност использует для прогнозирования направленности
индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного
хода;
просветительская. Полученные в диагностическом исследовании
результаты могут использоваться психологом в работе с широкими
слоями населения, специалистами смежных с психологией областей,
особенно с лицами, которые участвуют в образовательном и воспи-
тательном процессе или оказывают социальную поддержку. Цель
подобной работы заключается в формировании общей психологической
культуры населения за счет развития представлений о психологии
человека, его поведении в критических ситуациях, переживаниях;
экспертная. Диагност участвует в организации и проведении
психодиагностических исследований, направленных на определение
эффективности индивидуальных формирующих, развивающих,
коррекционных программ, на разработку диагностических методик.
Экспертная функция предполагает также выявление ограничений
использования представленных на психодиагностическую экспертизу
разработок и аппаратуры.

Специальному психологу в ходе трудового обучения необходимо корректировать работу педагогов, родителей, а также тщательно наблюдать за самим ребенком, чтобы в случае необходимости вовремя оказать ему квалифицированную помощь. На каждом этапе трудового обучения специальный психолог имеет ряд задач, направленных на повышение эффективности процесса трудового обучения и воспитания.

Первый этап охватывает обучение в 1 -3 классах, когда у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. Психологу необходимо изучить индивидуальные трудовые возможности школьников и сформировать у них готовность к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Для решения этой задачи он может использовать различные диагностические методики: скрытое наблюдение, беседы с родителями, учителями и ребенком. В процессе изучения определяется динамика формирования индивидуальных трудовых способностей и делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской определенного профиля.

Одновременно психолог составляет психологический портрет образовательного пространства: профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой психологической помощи. В школе проводится комплекс диагностических исследований, лекционно-практи-ческие занятия для педагогов, консультации для родителей. Затем психолог составляет психологические портреты учебных групп и подбирает коррекционные программы.

Второй этап - общетехническое трудовое обучение в 4 классе на базе профессиональных учебных мастерских. На этом этапе формируются некоторые новые организационные умения и навыки, связанные с профессиональной мастерской. Так, учащиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования станков, инструментов. Дисциплинарные требования должны быть разумными и не действовать угнетающе. На этом этапе возможно проведение тренингов, упражнений, направленных на выработку и формирование необходимых трудовых умений.

Психолог должен сделать окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося 4 класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.

Третий этап - переход к профессиональному обучению. С 5 класса учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии. Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем учебных упражнений. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения, а также по развитию качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).



На четвертом этапе осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками и умениями, характерными для работников определенного предприятия (учреждения).

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Экзамен состоит из практической контрольной и устного экзамена по специальности.

Пятый этап - завершение на первоначальном уровне профессионального образования (9 или 10 классы). Задачей психолога является адаптация учащихся к рабо-

те в производственном коллективе, помощь в овладении установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда.

Психологическое сопровождение включает диагностическую и психокоррекционную работу и консультирование.

Диагностическая работа предполагает углубленную динамическую психодиагностику, т.е. изучение познавательных возможностей, личностных особенностей, внутрисемейных отношений, профессиональных возможностей и возможности адаптации ребенка в социуме.

Психокоррекционная работа проводится в процессе сказ-котерапии в начальной школе и на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях по развитию психических функций.

Консультирование охватывает учащихся, родителей, педагогов.

Постоянная работа с учащимися, семьей и педагогическим коллективом, осуществление диспетчерских, воспитательских функций позволяют специальному психологу создавать индивидуальные программы развития, включающие медицинские, педагогические, психологические, профессиональные рекомендации.

Работа с учащимися включает анкетирование (отношение ребенка к школе, личностное самоопределение, выбор профессии), беседы, арттсрапию; работа с семьями и педагогами - анкетирование, консультирование, проведение родительских собраний, посещение учащихся на дому, индивидуальные беседы.

Усилия специального психолога, как видим, направлены на преодоление профессионального разрыва между педагогами и родителями. Их совместная деятельность позволяет создать адекватные условия для трудового обучения ребенка, а в последующем и для его самостоятельной жизни в социуме. Специальный психолог на каждом этапе обучения лиц с ограниченными возможностями обеспечивает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания и обучения, профориентацию с целью последующей социальной интеграции в период взрослой жизни.

Практический психолог по отношению к организации может занимать две позиции:

  • «Внешняя» – это приходящий психолог, который обычно привлекается для выполнения пакета работ в области бизнес-психологии;
  • «Внутренняя» – это практикующий психолог, работающий в организации непосредственно.

Такое деление разделяет работу и подход к ней, как по содержанию, и по роду деятельности. Обычно «приходящий» психолог в организации, более нейтрален при решении многих задач, однако при этом минусом является тот факт, что он недостаточно хорошо знает компании изнутри, не может моментально вникнуть в ее организационные и управленческие процессы. На это требуется время. Практический психолог же, работающий в штате, хотя и избавлен от этих недостатков, но имеет и свои значительные минусы – постоянная работа в организации делает его членом коллектива, а это, в свою очередь, часто не позволяет объективно взглянуть, дать оценку многим вещам, просто умолчать о чем то, руководствуясь личной выгодой - это значительно снижает эффективность его работы.

Функции психолога в организации

Исследовательская или экспертная функция . Практический психолог в организации привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.

Насколько сведения такого отчета достоверны? Следует ли руководителю прибегать к рекомендациям психолога? Несомненно, такое заключение основывается на современных представлениях науки в области организационной психологии. А как мы уже неоднократно упоминали на страницах сайта, психология, благодаря контролю ее результатов методами математической статистики, наука довольно точная. Но в тоже время, психолог не может гарантировать, что те шаги, которые примет руководство, основываясь на его исследованиях и заключении будут иметь исключительно положительный эффект. Главная задача экспертной оценки ситуации специалистом - не убедить руководителя, который заказал исследование, действовать строго определенным образом, а учесть анализ ситуации при принятии решения.

Функция консультирования . Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.

Здесь главное преимущество консультанта со стороны – независимость суждения. Позиция нейтралитета – это залог объективной оценки и непредвзятых выводов. В данном случае могут привлекаться как универсальные психологи, так и те, которые специализируются на конкретных проблемах.

Организационная функция . Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог практик в организации выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.

Функции организационного психолога практика можно разделить на три основные группы.

  1. Работа с персоналом:
  2. Психологическое консультирование и психологическая помощь, которую оказывает психолог практик

    • Работа в области организации деятельности компании:
    • Аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;
    • Выявление недостатков в организации рабочих мест;
    • Мониторинг удовлетворенности персонала , повышение эффективности сотрудников организации через систему стимулирования труда .
    • Участие в маркетинговых исследованиях, формирование положительного имиджа организации.
  3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие практический психолог:

    • Психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;
    • Формирование организационной культуры компании ;
    • Управление конфликтами , участи в их разрешении, создание благоприятного климата, препятствующего их возникновению;
    • Осуществление наблюдения за социально-психологическим климатом в коллективе , его оздоровление;
    • Культивирование групповой сплоченности в организации ;
    • Повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.

Разумеется это неполный список задач, которые приходится решать практическому психологу в организации – мы коснулись только основных. Но даже, если вы и не нашли ту проблему, которая беспокоит вас и мешает нормальному функционированию вашей компании – обращайтесь , мы выслушаем вас и постараемся помочь! Все услуги, оказываемые нами компаниям и организациям, вы можете найти на