Учение об эманации. Некая таинственная субстанция, эманация человеческой души. Значение слова эманация

Миротворцы ООН то и дело мелькают на экране телевизора — то в связи с очередным кризисом, то в связи с очередным скандалом (см. стр. 78). А сколько всего в мире миротворцев ООН? "Власть" предлагает обзор действующих миссий.
Во всех статьях в скобках в начале приводится общепринятое сокращение официального названия операции; потери контингента ООН указаны за все время его существования; бюджет — на 2004-2005 годы; численность — на февраль 2005 года.

Бурунди
Операция ООН в Бурунди (ONUB). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 5378 военнослужащих, 82 полицейских, 306 международных гражданских сотрудников, 218 местных гражданских сотрудников. В ONUB служат военные и полицейские из 50 стран.
Потери: 6 военнослужащих.
Бюджет: $329,71 млн.
Формальной задачей ONUB при ее создании было "оказание помощи и поддержка усилий граждан Бурунди" в установлении прочного и длительного мира в стране. Фактически же служащие миссии стараются предотвратить переправку оружия и боевиков из Бурунди в Демократическую Республику Конго. По мнению экспертов, миротворческие усилия ООН малоэффективны — жители Бурунди не забыли, что жестокая гражданская война в соседней Руанде, перешедшая в геноцид одной из основных народностей страны, начиналась, когда там находились миротворцы ООН.

КАРТА
Восточный Тимор
Миссия ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET). Создана в 2002 году.
Численность контингента: 472 военнослужащих, 147 полицейских, 270 иностранных гражданских сотрудников, 542 местных гражданских сотрудника. В UNMISET служат военные и полицейские из 28 стран, в том числе из России.
Потери: 13 человек (из них 9 военнослужащих).
Бюджет: $85,15 млн.
UNMISET считается "визитной карточкой" миротворческих сил ООН. Она появилась в 2002 году, когда после многолетней индонезийской оккупации Восточный Тимор обрел независимость. Миссия должна поддерживать стабильность, демократию и законность в стране. Фактически же UNMISET выполняет функции армии и полиции нового государства, причем весьма успешно.

Гаити
Стабилизационная миссия ООН в Гаити (MINUSTAH). Создана в 2004 году. Единственная текущая миротворческая операция ООН в Америке.
Численность контингента: 5994 военнослужащих, 1398 полицейских, 316 иностранных гражданских сотрудников, 800 местных гражданских сотрудников. В составе MINUSTAH служат военные и полицейские из 41 страны.
Потери: нет данных.
Бюджет: $379,05 млн.
Миссии в Гаити были переданы полномочия Межнациональных временных сил по поддержанию порядка, созданных по инициативе США и Канады. Временные силы должны были помогать переходному правительству Гаити, которое возникло после того, как в 2004 году США и их союзники из стран Карибского бассейна свергли прежний гаитянский режим.

Грузия
Миссия наблюдателей ООН в Грузии (UNOMIG). Создана в 1993 году.
Численность контингента: 122 военнослужащих, 11 полицейских, 99 иностранных гражданских сотрудников, 180 местных гражданских сотрудников. В UNOMIG служат военные и полицейские из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 7 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $33,59 млн.
Миссия была создана в августе 1993 года, чтобы обеспечить соблюдение соглашения о прекращении огня между грузинской армией и абхазскими вооруженными формированиями. В сентябре 1993 года присутствие миротворцев не помешало возобновлению боевых действий. После перемирия 1994 года миссия стала контролировать деятельность миротворческого контингента стран СНГ и вывод грузинских войск из Кодорского ущелья, а также регулярно патрулировать ущелье. С 1996 года в миссии функционирует отдел по правам человека, а с 2003 года в мандат сил ООН включен пункт о том, что они должны способствовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и временно перемещенных лиц.

Западная Сахара
Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (MINURSO). Создана в 1991 году. Старейшая из текущих миротворческих операций ООН в Африке.
Численность контингента: 225 военнослужащих, 4 полицейских, 125 иностранных гражданских сотрудников, 111 местных гражданских сотрудников. В MINURSO служат военные из 25 стран, в том числе из России.
Потери: 10 человек (из них 6 военнослужащих).
Бюджет: $44 млн.
MINURSO обеспечивает соблюдение перемирия, которое было заключено между правительством Марокко и боевиками сепаратистского фронта "Полисарио", выступающего за независимость Западной Сахары. Миссия также должна способствовать проведению референдума в стране. С обеими задачами MINURSO пока не справляется. Крупномасштабные боевые действия не ведутся, однако это скорее следствие влияния соседей — Мавритании и Ливии. Что же до референдума, то единственным напоминанием о нем в Западной Сахаре остается название миссии ООН.

Израиль (оккупированные территории)
Организация объединенных наций по контролю за перемирием (UNTSO). Создана в 1948 году. Первая миротворческая миссия ООН.
Численность контингента: 152 военнослужащих, 94 иностранных гражданских сотрудника, 122 местных гражданских сотрудника. В UNTSO служат военные из 23 стран, в том числе из России.
Потери: 40 человек (из них 31 военнослужащий).
Бюджет: $27,69 млн.
Первоначальный мандат UNTSO предполагал контроль за соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Присутствие миротворцев ООН не предотвратило ни одной из арабо-израильских войн. После каждой войны мандат менялся в соответствии с новыми реалиями. В настоящее время четкого мандата UNTSO не имеет. В задачи миссии входит контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня (когда они подписываются), а также оказание помощи другим операциям ооновских миротворцев в регионе.

Израиль и Сирия (Голанские высоты)
Силы ООН по контролю за разъединением (UNDOF). Образованы в 1974 году.
Численность контингента: 1023 военнослужащих, 35 иностранных гражданских сотрудников, 108 местных гражданских сотрудников. В UNDOF служат военные из 6 стран.
Потери: 40 человек (из них 38 военных).
Бюджет: $43,03 млн.
Силы UNDOF созданы решением ООН в 1974 году, когда Израиль и Сирия договорились о разводе своих войск в районе Голанских высот. С тех пор военнослужащие UNDOF продолжают следить за соблюдением договоренности о прекращении огня и создании зон разъединения и буферных зон. Пожалуй, UNDOF — единственный миротворческий контингент ООН, к которому никто никогда не выдвигал никаких претензий. Его работой в равной степени удовлетворены и Израиль, и Сирия, и сама ООН.

Индия и Пакистан
Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP). Создана в 1949 году.
Численность контингента: 44 военнослужащих, 23 иностранных гражданских сотрудника, 45 местных гражданских сотрудников. В группе служат военные из 9 стран.
Потери: 9 военнослужащих.
Бюджет: $7,25 млн.
UNMOGIP была создана для соблюдения перемирия между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире. Ооновские миротворцы не смогли предотвратить вооруженный конфликт в 1972 году, после чего Индия решила, что деятельность UNMOGIP потеряла всякий смысл. Группа была сохранена благодаря Пакистану, который, разумеется, стал придерживаться противоположного мнения. До сих пор миротворцы продолжают находиться в зоне конфликта, практически не влияя на ситуацию.

Кипр
Силы ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Образованы в 1964 году.
Численность контингента: 916 военнослужащих, 43 полицейских, 44 иностранных гражданских сотрудника, 109 местных гражданских сотрудников. В UNFICYP служат военные и полицейские из 18 стран.
Потери: 173 человека (из них 167 военнослужащих).
Бюджет: $51,99 млн.
Силы ООН были созданы для предотвращения столкновений между греческой и турецкой общинами Кипра. В 1974 году они никак не противодействовали высадке на остров турецких и греческих войск и оккупации турками северной части Кипра. В дальнейшем UNFICYP служили лишь буфером между турецкой и греческой общинами. Реальной силой, предотвращавшей крупные столкновения, долгое время была Британия, которая имеет на острове две военные базы. Однако уже довольно давно на острове идут переговоры об объединении, инициированные самими греками и турками, так что сохранение UNFICYP и вовсе теряет всякий смысл.

Конго
Миссия ООН в Демократической Республике Конго (MONUC). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 13 775 военнослужащих, 175 полицейских, 735 иностранных гражданских сотрудников, 1140 местных гражданских сотрудников. В MONUC служат военные и полицейские из 53 стран, в том числе из России.
Потери: 70 человек (из них 49 военнослужащих).
Бюджет: $746,1 млн.
Войска ООН, как предполагалось, должны были обеспечивать соблюдение соглашений о прекращении гражданской войны в Конго, которые были подписаны в 1999 году. Однако вряд ли миссию можно считать успешной. Сейчас силы MONUC в основном пытаются не допустить проникновения вооруженных формирований повстанцев на территории, которые контролируют официальные власти страны.

Пока Индия и Пакистан выясняют отношения, контингенту ООН в Кашмире остается в основном бумажная работа

Косово
Миссия ООН по временному управлению Косово (UNMIK). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 37 военнослужащих, 3509 полицейских, 738 иностранных гражданских сотрудников, 2699 местных гражданских сотрудников. В UNMIK служат полицейские и военные из 51 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек.
Бюджет: $278,41 млн.
В задачи UNMIK входит организация управления, обеспечение безопасности и порядка в автономном крае Косово. Деятельность миротворцев неоднократно подвергалась критике: представители сербского меньшинства обвиняли ооновские силы в нежелании обеспечивать безопасность сербов и в очевидной пристрастности руководства UNMIK.

Кот-д`Ивуар
Операция ООН в Кот-д`Ивуаре (UNOCI). Начата в 2004 году.
Численность контингента: 6009 военнослужащих, 215 полицейских, 259 иностранных гражданских сотрудников, 155 местных гражданских сотрудников. В UNOCI служат военные и полицейские из 49 стран, в том числе из России.
Потери: 2 военнослужащих.
Бюджет: $378,48 млн.
UNOCI была создана в 2004 году для замены существовавшей в то время гражданской миссии ООН. Основой военного контингента стали африканские страны. В задачи миссии входит контроль за соблюдением перемирия между правительством страны и повстанцами, а также поддержание связи и предотвращение конфликтов между властями и находящимся в Кот-д`Ивуаре крупным французским контингентом, не входящим в состав UNOCI. Дело в том, что в начале прошлого года военные самолеты Кот-д`Ивуара напали на позиции французских войск, после чего французская авиация полностью уничтожила ВВС Кот-д`Ивуара.

Либерия
Миссия ООН в Либерии (UNMIL). Создана в 2003 году. Крупнейшая текущая миротворческая операция ООН.
Численность контингента: 14 677 военнослужащих, 1098 полицейских, 489 иностранных гражданских сотрудников, 651 местный гражданский сотрудник. В UNMIL служат военные и полицейские из 61 страны, в том числе из России.
Потери: 30 человек (из них 26 военнослужащих).
Бюджет: $846,82 млн.
Деятельность UNMIL началась после подписания соглашения о прекращении гражданской войны в Либерии в 2003 году. В задачи миссии входит исполнение этого соглашения. Войска ООН играют ключевую роль в разоружении противоборствующих фракций и в настоящее время фактически являются единственной законной вооруженной силой в стране. Успех операции во многом обусловлен тем, что основные воинские контингенты в Либерию послали соседние с нею африканские страны, которые не раз предупреждали, что останутся в Либерии, даже если ООН объявит о выводе "голубых касок" (такое случалось не раз, когда миротворцы несли серьезные потери).

Ливан
Временные силы ООН в Ливане (UNIFIL). Образованы в 1978 году.
Численность контингента: 1994 военнослужащих, 107 иностранных гражданских сотрудников, 297 местных гражданских сотрудников. В UNIFIL служат военные из 7 стран.
Потери: 250 человек (из них 245 военнослужащих).
Бюджет: $97,80 млн.
Силы UNIFIL были созданы для контроля за выводом израильских войск из Ливана и "восстановлением суверенитета ливанского правительства" на освобождаемых Израилем территориях. Наличие сил ООН не мешало Израилю впоследствии создать на юге Ливана буферную зону под контролем союзников из Армии Южного Ливана, а палестинским террористам — нападать на израильскую территорию из зон, находившихся под контролем ООН. UNIFIL, впрочем, как и UNTSO, неоднократно обвинялись Израилем в оказании помощи и предоставлении защиты палестинским террористам.

Сьерра-Леоне
Миссия ООН в Сьерра-Леоне (UNAMSIL). Создана в 1999 году.
Численность контингента: 4092 военнослужащих, 75 полицейских, 252 иностранных гражданских сотрудника, 515 местных гражданских сотрудников. В UNAMSIL служат военные и полицейские из 40 стран, в том числе из России.
Потери: 159 человек (из них 154 военнослужащих).
Бюджет: $301,87 млн.
Мандат UNAMSIL предполагает контроль за соблюдением мирных договоренностей в стране, где долгие годы бушевала гражданская война. Кроме того, войска ООН обеспечивают безопасность в столице Сьерра-Леоне и крупных аэропортах, а также помогают местным властям "в исполнении их функций". Несмотря на очевидные успехи миротворцев, добиться окончательного прекращения боевых действий им не удалось. Сейчас войска ООН фактически охраняют законное правительство страны от нападений повстанцев, а также проводят безуспешные операции по борьбе с контрабандой алмазов.

Эфиопия и Эритрея
Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (UNMEE). Создана в 2000 году.
Численность контингента: 3364 военнослужащих, 214 иностранных гражданских сотрудников, 254 местных гражданских сотрудника. В UNMEE служат военные из 41 страны, в том числе из России.
Потери: 8 военнослужащих.
Бюджет: $216,03 млн.
UNMEE появилась, когда после двухлетней войны в 2000 году Эфиопия и Эритрея заключили перемирие. В задачи войск ООН входит разъединение сил обеих стран, контроль за соблюдением перемирия и неприкосновенности демилитаризованной зоны на границе, а также координация усилий Эфиопии, Эритреи и Африканского Союза по установлению постоянного мира. UNMEE считается одной из самых успешных миссий ООН: несмотря на то что время от времени случаются перестрелки, в целом перемирие между Эфиопией и Эритреей соблюдается.

ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ

Откуда берутся миротворцы
В текущих операциях ООН принимают участие более 65 000 миротворцев из 103 стран мира.
Страна Число миротворцев
Пакистан 8183
Бангладеш 7942
Индия 5154
Непал 3453
Эфиопия 3428
Гана 3335
Иордания 2929
Нигерия 2884
Уругвай 2497
ЮАР 2317
Марокко 1704
Кения 1675
Сенегал 1575
Бразилия 1367
Украина 1204
Китай 1038
Аргентина 1006
Намибия 886
Шри-Ланка 778
Польша 724
Франция 606
Чили 582
Тунис 523
Ирландия 476
Нигер 468
Филиппины 455
Великобритания 431
США 428
Австрия 417
Бенин 411
Россия 363
Того 323
Канада 314
Швеция 303
Словакия 302
Германия 296
Турция 293
Испания 260
Румыния 239
Боливия 231
Перу 226
Индонезия 201
Фиджи 198
Мозамбик 191
Италия 184
Австралия 142
Замбия 131
Камерун 121
Египет 119
Венгрия 106
Малайзия 100
Буркина-Фасо 98
Мали 95
Гватемала 77
Болгария 74
Эквадор 72
Малави 66
Зимбабве 62
Гвинея 61
Гамбия 58
Португалия 57
Дания 54
Норвегия 52
Финляндия 47
Парагвай 46
Босния и 45
Герцеговина
Южная Корея 43
Чад 41
Швейцария 34
Чехия 31
Хорватия 30
Япония 30
Греция 26
Джибути 24
Самоа 24
Сербия и 24
Черногория
Алжир 20
Нидерланды 20
Уганда 20
Танзания 18
Сальвадор 16
Бельгия 16
Словения 16
Новая Зеландия 14
Киргизия 13
Гондурас 12
Йемен 12
Кот-д`Ивуар 10
Ямайка 10
Литва 8
Молдавия 8
Габон 6
Конго 6
Таиланд 6
Монголия 5
Сьерра-Леоне 5
Доминиканская 4
Республика
Маврикий 4
Албания 3
Иран 3
Ливан 2
Эстония 2
Мадагаскар 1
Пытки во имя мира
За время своего существования — с 1948 года — "голубые каски" неоднократно оказывались замешаны в громких скандалах.
Преступное действие
Едва ли не самой скандальной миротворческой миссией ООН оказалась операция в Сомали, которую "голубые каски" проводили с 1992 по 1995 год. Официальной задачей миротворцев была помощь в прекращении гражданской войны и образовании нового правительства страны. С этой задачей они не справились и покинули страну после того, как начали нести серьезные потери. Тем не менее история с пребыванием миротворцев в Сомали запомнилась не только самим сомалийцам.
Канадские миротворцы пытали и убили подростка Шидане Ароне. Об этом стало известно еще в 1992 году. В ходе расследования выяснилось, что история с юношей вовсе не была единичным фактом. Командир канадского контингента полковник Лаббе неоднократно обещал подчиненным "ящик шампанского за каждого убитого черномазого". Широко распространены были мародерство, пытки заключенных, убийства. После окончания внутреннего расследования военные власти Канады решили расформировать подразделение Лаббе. Один из канадских солдат был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы.
Похоже вели себя в Сомали и коллеги канадцев — бельгийские десантники. Двое из них прославились тем, что запечатлели на видеопленку, как кладут на раскаленную металлическую плиту и зажаривают сомалийского подростка. Были отмечены факты похищений, изнасилований и убийств сомалийских девушек, а также психологические издевательства над местными жителями — сомалийцев, исповедующих ислам, под страхом смерти заставляли есть свинину.
Отметились в Сомали и итальянцы. Одной из самых скандальных стала история женщины, проходившей мимо расположения итальянского контингента. Ее силой затащили в лагерь, насиловали несколько часов, после чего угрожали убить, засовывая в рот тротиловую шашку.
В 2005 году история повторилась. Несколько десятков военных, участвующих в операции ООН в Демократической Республике Конго, были отозваны в связи с обвинениями в изнасилованиях и пытках. По крайней мере в двух странах, имеющих свои контингенты в составе миротворческих сил ООН,— в Марокко и во Франции — в отношении военнослужащих ведется следствие.

Преступное бездействие
Так же часто миротворцев ООН обвиняли в преступном бездействии. В 1993 году войска ООН были размещены в Руанде с целью недопущения межэтнических столкновений. Однако своей задачи по охране мирного населения "голубые каски" не выполнили. Они лишь наблюдали за тем, как правительственные войска целенаправленно уничтожали мирное население из народности хуту. В 1996 году миротворцы и вовсе покинули Руанду: продолжение операции было признано слишком опасным для самих "голубых касок".
В 1995 году разразился громкий скандал вокруг контингента ООН, охранявшего мусульманский город Сребреница в Боснии. Незадолго до этого город был объявлен демилитаризованной зоной. Гарантом безопасности местного населения выступила Организация Объединенных Наций. Но когда сербы потребовали вывода "голубых касок" из Сребреницы, командование миротворческого контингента поспешило это сделать. Город оказался совершенно беспомощным перед лицом сербских войск. Последовавшие за выводом ооновских сил события известны сейчас как "резня в Сребренице" (сербы убили около 1200 человек), а действия сербских войск квалифицируются как геноцид.
Подобное же бездействие стало причиной громкого скандала уже в марте 2005 года, когда в Косово, территории, фактически находящейся под управлением ООН, начались сербские погромы при полном попустительстве "голубых касок", которые выполняют в крае полицейские функции. Напомним, что во время погромов, продолжавшихся несколько дней, погибли 28 человек, а потеряли кров 3700. Одним из самых вопиющих проявлений бездействия "голубых касок" стала история, происшедшая в столице края — Приштине. Там несколько десятков сербов, спасаясь от разъяренной албанской толпы, забаррикадировались в многоэтажном доме. Албанцы осадили многоэтажку, пытались прорваться внутрь, а затем просто поджечь ее. Полицейские силы ООН, штаб-квартира которых находилась в нескольких кварталах от осажденного дома, пришли на помощь сербам лишь через шесть часов.
В апреле в Косово произошел еще один скандал, связанный с миротворцами ООН. Правда, речь уже шла о стычках внутри самого контингента. Несколько американских и иорданских полицейских ООН начали дискуссию по поводу событий в Ираке. Спор быстро перешел в драку, драка — в перестрелку. В результате погибли три американских миротворца и один иорданский. Стремясь замять скандал, руководство сил ООН в Косово переквалифицировало действия схваченных на месте преступления иорданцев из "убийства" в "покушение на убийство" и "неоказание помощи раненым", а затем и вовсе закрыло дело за отсутствием состава преступления.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Миротворческие миссии ООН действуют в самых разных уголках планеты с разной степенью успешности

Вопрос отправки миротворцев в зону конфликта в Донбассе может обсуждаться во время встречи глав МИД "нормандской четверки", говорят украинские власти.

При этом Украина настаивает на том, что Россия не должна участвовать в этой миссии.

В середине марта Верховная рада одобрила обращение президента Петра Порошенко в Совет Безопасности ООН и Совет ЕС о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.

История участия ЕС в миротворческих операциях началась в 2003 году с миссии в Македонии.

В настоящее время осуществляются пять военных и 11 гражданских операций, самые заметные - миссии в Боснии и Косове, борьба с пиратством в районе Африканского Рога, мониторинг ситуации в Грузии и помощь правительствам Афганистана, Ирака, Демократической Республики Конго и Палестинской автономии в обучении местной полиции.

Гораздо богаче опыт миротворческих операций у ООН. С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Самыми "старыми" являются миссии военных наблюдателей на Ближнем Востоке и на индо-пакистанской границе, действующие соответственно с 1948 и 1949 года.

Мы вспомнили некоторые самые известные миротворческие миссии ООН.

_________________________________________________________________

Миротворческая миссия Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC) в 1960-1964 годах стала одной из крупнейших операций ООН. Контингент ООН насчитывал около 20 тысяч военнослужащих из 30 стран мира.

Кроме того, это была одна самых кровопролитных миротворческих операций в истории ООН. В ходе операции погибли около 250 миротворцев и гражданских сотрудников организации.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Причины крушения самолета, на котором летел в Конго генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, так до сих пор и не установлены

В июле 1960 года правительство Республики Конго (впоследствии Заир, а ныне Демократическая Республика Конго) попросило ООН помочь в сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии.

Бельгийские войска покинули Конго, однако страна столкнулась с угрозой сепаратизма, провинции Южное Касаи и Катанга провозгласили свою независимость.

Силы ONUC фактически поддержали одну из сторон конфликта - правительство Конго - в борьбе с сепаратистами.

В общей сложности миссия провела четыре военные операции против Катанги. Первые три не принесли успеха. А вот в результате четвертой операции движение за независимость провинции было подавлено, и она вернулась в состав Конго. В июне 1964 года войска ООН покинули страну.

Во время миротворческой операции ООН в Конго в авиакатастрофе в Северной Родезии погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. Точные причины и обстоятельства катастрофы до сих пор неизвестны.

__________________________________________________________________

Миссия ООН на Кипре

Миссия ООН на Кипре – одна из самых продолжительных. Она началась в 1964 году и продолжается по настоящее время.

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре были учреждены в начале 1964 года в связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами.

Image caption В 1974 году, после начала конфликта, танки греческих киприотов стали турецкими трофеями

А в 1974 году остров Кипр оказался разделен на турецкую и греческую части, когда греческая хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция ответила высадкой войск, взяв под контроль около трети территории и создав там не признанную никем, кроме Анкары, "Турецкую Республику Северного Кипра".

Войну между Грецией и Турцией, правда, предотвратила не ООН, а США, которые направили к острову свой Шестой флот.

Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 году заявил о начале "внутренних дискуссий о присутствии ООН на Кипре".

Судя по всему, эти дискуссии продолжаются и поныне, продолжается и обсуждение перспектив воссоединения острова. Воссоединение сделает пребывание на острове миротворцев нецелесообразным. Впрочем, судя по всему, произойдут оба эти события не скоро.

___________________________________________________________________

Временные силы ООН в Ливане

Нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Эту нехитрую житейскую истину подтверждает история Временной миссии ООН в Ливане.

Эти силы были размещены в южном Ливане на границе с Израилем в 1978 году. Первоначальная численность миротворческого контингента ООН составила 4 тысячи человек. В конце 2013 года миротворцев было уже 15 тысяч.

Силы ООН наблюдали за процессом вывода израильских войск из южной части Ливана, обеспечивали безопасность в регионе и помогали правительству Ливана вернуть управление над южной частью страны.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миротворцев ООН в Ливане критикуют как израильтяне, так и "Хезболла"

В общей сложности, в период с 1978 по 2014 год в Ливане погибли 308 миротворцев

Миссия подвергалась критике обеих сторон конфликта. Израиль обвинял миротворцев ООН не только в пассивном содействии боевикам "Хезболлы", но и в активном сотрудничестве с этой организацией.

"Хезболла", в свою очередь, обвиняла сотрудников ООН в превышении своих полномочий.

Впрочем, миссия продолжает свою "временную" работу. На сегодняшний день в ее составе находятся 10 тысяч военнослужащих из 38 стран и около тысячи гражданских сотрудников миссии.

Миссия ООН в Боснии и Герцеговине

Силы ООН по охране - миротворческая миссия на территории стран бывшей Югославии в 1992-1995 годах.

Первоначально миссия действовала в Хорватии и следила за соблюдением условий перемирия между враждующими сторонами.

В течение трех с половиной лет усилия миротворцев не приносили ощутимых результатов. Более того, их собственные позиции неоднократно подвергались обстрелам.

В середине 1995 года хорватская армия силой восстановила контроль над всей территорией страны, ликвидировав самопровозглашенную республику Сербская Краина.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption ООН обвиняли в том, что ее миротворцы позволили захватить Сребреницу сербам, которые устроили в городе резню

А еще до этого, после начала боевых действий в Боснии, мандат миссии был распространен и на всю территорию Боснии и Герцеговины.

Самый трагический и, как говорят многие, позорный эпизод в истории миссий ООН связан с событиями в Сребренице.

11 июля 1995 года командование голландского миротворческого батальона в этом мусульманском анклаве, окруженном территорией непризнанной Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, отвело свои силы из города, опасаясь за жизнь своих военнослужащих.

Это было сделано по требованию сербских сил, которые после этого захватили Сребреницу и устроили резню мусульман, жертвами которой стали тысячи мальчиков и мужчин-босняков.

В ответ на это НАТО нанесла авиаудары по территории Республики Сербской. В декабре 1995 года было достигнуто Дейтонское соглашение, остановившее кровавый межэтнический конфликт в Боснии.

Операция ООН в Хорватии была прекращена в 1998-м, в Боснии и Герцеговине в 2002 году.

____________________________________________________________________

Миссия ООН в Косове

В еще одном регионе в бывшей Югославии – Косове – миссия ООН начала свою работу уже по окончании войны.

Миссия ООН в Косове начала работу в июне 1999 года, уже по окончании боевых действий и введения в край наземных сил НАТО.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миссия НАТО в Косове (KFOR) сыграла важнейшую роль в прекращении войны в Косове, миссия ООН появилась там позже

Когда югославские войска покинули Косово, главной целью сотрудников ООН стало обеспечение безопасности с тем, чтобы не допустить возобновления боевых действий.

Кроме того, ООН помогала в вопросе самоуправления в Косове и даже некоторое время фактически управляла краем.

Впрочем, после провозглашения Косовом независимости и принятия конституции роль ООН в этом регионе заметно снизилась.

Снизилась она еще и из-за того, что была учреждена Специальная миссия ЕС в составе гражданских лиц и полицейских, которые были направлены в Косово.

Изнасилования и растление несовершеннолетних, распространение смертельных болезней, неспособность предотвратить убийства мирных жителей - вот неполный перечень обвинений, ежегодно предъявляемых миротворцам ООН. Каждый такой случай сразу же оказывается в центре внимания СМИ: особенно возмущает мировую общественность, что преступления совершают те, чья обязанность - защищать и спасать людей, причем за неплохие деньги. Сколько правды в этих обвинениях и почему ООН не может справиться со своими «голубыми касками», выясняла «Лента.ру».

У ООН нет своей армии, - в случае необходимости вооруженные силы в распоряжение Организации предоставляют страны-участники. В 1948 году «голубые каски» были впервые введены в зону ближневосточного конфликта. С тех пор они провели 69 операций по поддержанию мира. Постепенно сложилось разделение на страны, предоставляющие миротворцев, и страны, их спонсирующие, и с каждым годом разница между ними становится все более очевидной. В первой тройке государств, отправляющих своих солдат для участия в миссиях ООН, - Бангладеш, Пакистан и Индия. В десятку входят также Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет. Топ-пять стран-доноров - США, которые вносят 27 процентов средств на миротворческие операции, Япония, Великобритания, Германия и Франция. Своих военнослужащих страны-доноры посылают в основном туда, где затронуты их политические интересы. В остальных горячих точках, которые располагаются преимущественно к югу от Сахары, службу под голубым знаменем ООН несут главным образом солдаты из бедных стран, причем, по мнению стран-доноров, делают это неудовлетворительно. И все чаще с высоких трибун в Нью-Йорке звучит вопрос: на что идут миллиарды долларов, выделяемые для миротворческих миссий?

Бессмысленные и бесполезные

Основная претензия к миротворцам ООН - они не справляются со своими обязанностями. Притчей во языцех стала история Сребреницы: в июле 1995 года, после того, как ООН объявила о создании «зоны безопасности» в этом городе, боснийские сербы устроили там резню, жертвами которой стали более восьми тысяч мусульманских мужчин и подростков. 400 голландских миротворцев, которые должны были обеспечивать периметр «зоны безопасности», в происходящее не вмешивались.

Страшным провалом миссии миротворцев стал геноцид в Руанде 1994 года. Несмотря на то что в стране были дислоцированы 2,5 тысячи «голубых касок», они не смогли воспрепятствовать началу межэтнической бойни, в результате которой погибли около 800 тысяч человек. Более того, боевики-хуту зверски убили десятерых безоружных бельгийских миротворцев (по словам очевидцев, их сперва кастрировали, а потом замучили до смерти). После этого Брюссель быстро и решительно отозвал свой контингент, его примеру последовали и другие страны.

За последние пять лет зафиксировано более 15 случаев массовых убийств в зоне ответственности миротворцев, включая Южный Судан и Дарфур, где жертвами нападений стали около 1200 человек, и Демократическую республику Конго (ДРК), где погибли более 150 человек. По сообщению Human’s Right Watch, ооновские миротворцы находились всего в пяти милях от места расправы и заранее знали о нападении, но никаких мер не предприняли.

Секс в обмен на продовольствие

Хуже того: все чаще «голубые каски» обвиняются в преступлениях против тех людей, которых они должны защищать. Согласно данным доклада Управления служб внутреннего надзора ООН, с 2008-й по 2013 годы зафиксировано 480 случаев сексуальной эксплуатации и принуждения с участием миротворцев, в 2014 году - 79. Реальные цифры гораздо выше, многие пострадавшие просто не обращаются в полицию. Большинство эпизодов приходится на Либерию, Гаити, ДРК и Южный Судан. В каждом третьем случае жертвой является ребенок. Миротворцы покупают секс за наличные, расплачиваются дешевыми ювелирными изделиями, духами и бижутерией, мобильными телефонами и продуктами питания. Иногда к сексуальным контактам женщин принуждают под угрозой применения оружия. По данным правозащитников, гражданский персонал миссий зачастую ведет себя еще хуже.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Миротворцы находятся под защитой Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, согласно которой все сотрудники организации, включая «голубые каски», ограждаются от любых преследований и подсудны только органам государства, чьими гражданами они являются. Изначально предполагалось, что конвенция должна удержать страны-члены ООН от соблазна использовать ложные обвинения в качестве политического оружия. На практике же получается, что государства неохотно возбуждают дела против своих граждан за преступления, которые те предположительно совершили, воюя в другой стране под флагом ООН, и предпочитают спускать все обвинения на тормозах, в крайнем случае назначая смешные сроки. Постоянные заявления руководства Организации о «нулевой терпимости» к преступлениям миротворцев влекут за собой ничтожные последствия.

Сексуальными преступлениями и неэффективностью список проблем не исчерпывается. Миротворцев обвиняют в коррупции при распределении помощи, воровстве, вождении в нетрезвом виде, регулярных убийствах гражданских лиц. Как утверждают гаитянские власти, именно солдаты ООН из Непала в 2010 году занесли на остров холеру, жертвами которой стали около 10 тысяч человек. Американский суд подтвердил, что штамм имеет южноазиатское происхождение. Число заболевших исчисляется сотнями тысяч, вспышки холеры зарегистрировали в Доминиканской республике, на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Невиноватые они

Разумеется, эти инвективы не остаются без ответа. Страны, предоставляющие миротворцев, жалуются на низкую оплату: в месяц на солдата выделяется около тысячи долларов; страны-доноры отказались платить больше, указывая, что бюджет миротворческих миссий и без того достиг рекордного значения в 8,5 миллиардов долларов. В ответ им напомнили, что эта сумма значительно меньше военного бюджета большинства стран первого мира. Дошло до того, что позиции сторонам пришлось согласовывать через посредника, - прямая дискуссия сразу же выливалась в конфликт.

Страны-доноры, заседающие в Совбезе и определяющие рамки применения силы, упрекают в том, что они не дают миротворцам достаточных полномочий: выдаваемый мандат накладывает на военнослужащих массу ограничений. Многие проблемы объясняются тем, что у миротворцев по сути связаны руки: чаще всего в качестве задачи им ставится защита гражданских лиц, а открывать огонь позволяют лишь в целях самообороны. Так, незадолго до начала конфликта в Руанде «голубые каски» получили информацию о крупных партиях оружия, которые завозятся в страну и тайно передаются боевикам хуту. Руководство миссии запросило у Нью-Йорка разрешение на перехват, но получило категорический отказ, поскольку эти действия выходили за рамки мандата.

Иногда проблемы возникают просто из-за неверной оценки масштаба ситуации. В начале конфликта в Южном Судане миссия ООН насчитывала 7,5 тысяч человек, которые физически не могли предотвратить всплеск насилия: максимум, на что они были способны, - предоставить убежище на своих базах какой-то части мирных жителей. После многочисленных жалоб размер миссии увеличили до 14 с лишним тысяч, но к этому моменту и масштабы насилия пропорционально возросли. Миротворцев применяют слишком поздно, в ограниченном объеме и ставят перед ними невыполнимые задачи - неудивительно, что результат оказывается далек от ожидаемого. Когда «голубым каскам» не суют палки в колеса, им сопутствует успех: так, развертывание в 2013 году в ДРК бригады оперативного реагирования с широким мандатом способствовало быстрой и решительной победе над движением М23.

Кроме того, страны, отправляющие миротворцев, недовольны тем, что другие державы распоряжаются их солдатами, при том что сами они почти не влияют на принимаемые решения. В числе прочих этот аргумент выдвигает Индия, претендующая на место постоянного члена Совбеза. Лучше всего это мнение выразил посол Бразилии в ООН Антонио Патриота: «Реформированный Совет Безопасности, который более полно представляет расстановку сил в современном мире, будет иметь больше легитимности, необходимой для разработки мандатов для миротворческих операций».

Деньги, обучение, престиж

Невзирая на все свое недовольство, бедные страны, тем не менее, не собираются отказываться отправлять своих миротворцев в горячие точки.

Во-первых, это дает возможность хотя бы временно перевести часть военнослужащих на баланс ООН. Для тех стран, где армия наемная - к примеру, для Индии, - это немаловажное соображение. Во-вторых, миротворческие операции - это бесплатная и высокоэффективная тренировка личного состава, хоть и сопряженная с риском потерь. По словам бывшего заместителя генсека ООН по миротворческим операциям Алена Ле Роя, «предложение значительно превышает спрос, и мы можем выбирать: существует определенная конкуренция между странами, которые хотят участвовать в миротворческой деятельности». Ник Бернбэк, чиновник департамента по поддержанию мира, указал, что «военные части, которые поступают в распоряжение ООН, доводятся до международных стандартов - таким образом, страны получают обратно более качественные подразделения». Ну и, наконец, участие в миссиях ООН - это возможность продемонстрировать флаг и набрать какой-никакой политический капитал.

Но главное - миротворцам ООН пока нет альтернативы. Попытки заменить их региональными «голубыми касками» провалились. В Африке, где проходит львиная доля миротворческих операций, военнослужащие Африканского союза выступают пока на вторых ролях. Они хорошо себя показали в боях в Сомали против движения «Аль-Шабаб», однако в Мали и Центрально-Африканской республике (ЦАР) действовали крайне неудачно. Дошло до того, что миротворцев Африканского союза из Чада обвинили в тайной поддержке мятежников-мусульман. Претензий к африканским «голубым каскам» набралось не меньше, чем к ооновским, не говоря уже о том, что они хуже обучены, снаряжены и укомплектованы. Чтобы стабилизировать ситуацию, пришлось перебросить сотни солдат из бывшей метрополии - Франции, которые смогли навести относительный порядок. Но не успела операция завершиться, как в прессе появились выдержки из доклада одного из высокопоставленных чиновников ООН, в котором французы обвинялись в массовом сексуальном насилии в отношении местных детей. В итоге все опять закончилось развертыванием в Мали ооновских «голубых касок».

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом ООН. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Совет Безопасности регулярно рассматривает вопросы о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

Содействии поддержанию законности и правопорядка;

Предоставлении гуманитарной помощи;

Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 г.

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) представляют собой вооружённые контингенты стран – членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира направлена на создание условий для установления прочного мира в странах, переживающих конфликт.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами:

согласие сторон;

беспристрастность;

неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Решение о развертывании новой операции ООН по поддержанию мира принимает Совет Безопасности.


Решение принимается после того, как был принят ряд необходимых мер.

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

все заинтересованные стороны ООН;

правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

региональные и другие межправительственные организации;

другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе Генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, Генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) и Департамент полевой поддержки (ДПП) возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах.

Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.

Гражданский персонал операций по поддержанию мира – это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии.

Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке. С тех пор в общей сложности было проведено 68 операций по поддержанию мира.

С 1948 г. более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

В настоящее время на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 г. был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН.

Совет Безопасности ООН начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 г. и в Руанде в 1994 г., вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение – Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств – членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 г. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 г. миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.

Перечень миротворческих миссий и операций ООН:

С 1948 г. по настоящее время: Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), Ближний Восток.

С 1949 г. по настоящее время: Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), Индия, Пакистан.

1956-1967 гг.: Первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН I (ЧВС ООН I), Египет, Израиль.

1958 г.: Группа ООН по наблюдению в Ливане (ЮНОГИЛ), Ливан.

1960-1964 гг.: Операция ООН в Конго (ОНУК), ДР Конго.

1962-1963 гг.: Силы безопасности ООН в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН), Нидерландская Новая Гвинея.

1963-1964 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Йемене (МООННЙ), Йемен.

С 1964 г. по настоящее время: Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК), Республика Кипр, Турецкая Республика Северного Кипра.

1965-1966 гг.: Миссия Представителя Генерального секретаря ООН в Доминиканской Республике (ДОМРЕП), Доминиканская Республика.

1965-1966 гг.: Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению (ЮНИПОМ), Индия, Пакистан.

1973-1979 гг.: Вторые Чрезвычайные вооруженные силы ООН II (ЧВС ООН II), Египет, Израиль.

С 1974 г. по настоящее время: Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР), Сирия, Израиль.

С 1978 г. по настоящее время: Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), Ливан.

1988-1990 гг.: Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП), Афганистан, Пакистан.

1988-1991 гг.: Ирано-иракская группа военных наблюдателей ООН (ИИГВНООН), Иран, Ирак.

1989-1991 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе I (КМООНА I), Ангола.

1989-1990 гг.: Группа ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), Намибия, Ангола.

1989-1992 гг.: Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке (ГНООН в ЦА), Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор.

1991-2003 гг.: Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению (ИКМООНН), Ирак, Кувейт.

1991-1995 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе II (КМООНА II), Ангола.

1991-1995 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Сальвадор.

С 1991 г. по настоящее время: Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), Западная Сахара.

1991-1992 гг.: Передовая миссия ООН в Камбодже (ПМООНК), Камбоджа.

1991-1995 гг.: Силы ООН по охране (СООНО), Бывшая Югославия, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, СР Югославия.

1992-1993 гг.: Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Камбоджа.

1992-1993 гг. Операция ООН в Сомали I (ЮНОСОМ I), Сомали.

1992-1994 гг.: Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ), Мозамбик.

1993-1995 гг.: Операция ООН в Сомали II (ЮНОСОМ II), Сомали.

1993-1994 гг.: Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР), Уганда, Руанда.

1993-2009 гг.: Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ), Грузия.

1993-1997 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ), Либерия.

1993-1996 гг.: Mиссия ООН в Гаити (МООНГ), Гаити.

1993-1996 гг.: Миссия ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР), Руанда.

1994 г.: Миссия наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА), Чад.

1994-2000 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), Таджикистан.

1995-1997 гг.: Контрольная миссия ООН в Анголе III (КМООНА III), Ангола.

1995-1996 гг.: Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), Хорватия.

1995-1999 гг.: Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН), Македония.

1995-2002 гг.: Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ), Босния и Герцеговина.

1996-1998 гг.: Временная администрация Организации Объединённых Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС), Хорватия.

1996-2002 гг.: Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП), Хорватия.

1996-1997 гг.: Миссия ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ), Гаити.

1997 г.: Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНУГУА), Гватемала.

1997-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА), Ангола.

1997 г.: Переходная миссия ООН в Гаити (ПМООНГ), Гаити.

1998 г.: Группа ООН по поддержке гражданской полиции (ГППООН), Хорватия.

1998-2000 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР), ЦАР.

1998-1999 гг.: Миссия наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ), Сьерра-Леоне.

С 1999 г. по настоящее время: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК), СР Югославия (Сербия), Республика Косово.

1999-2005 гг.: Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ), Сьерра-Леоне.

1999-2002 гг.: Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), Индонезия, Восточный Тимор.

1999-2010 гг.: Миссия ООН в Демократической Республике Конго (МООНДРК), ДР Конго.

2000-2008 гг.: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ), Эфиопия.

С 2002 г. по настоящее время: Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА), Афганистан.

2002-2005 гг.: Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ), Восточный Тимор.

С 2003 г. по настоящее время: Миссия ООН в Либерии (МООНЛ), Либерия.

С 2004 г. по настоящее время: Операция ООН в Кот-д"Ивуаре (ОООНКИ), Кот-д’Ивуар.

С 2004 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Гаити (МООНСГ), Гаити.

2004-2006 гг.: Операция ООН в Бурунди (ОНЮБ), Бурунди.

2005-2011 гг.: Миссия ООН в Судане (МООНВС), Судан.

2006-2012 гг.: Интегрированная миссия ООН в Тиморе-Лешти (ИМООНТ), Восточный Тимор.

С 2007 г. по настоящее время: Смешанная операция Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД), Судан.

2007-2010 гг.: Миссия ООН в Центральноафриканской Республике и Чаде, (МИНУРКАТ), Чад, ЦАР.

С 2010 г. по настоящее время: Миссия ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК), ДР Конго.

С 2011 г. по настоящее время: Временные силы ООН по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА), Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС), Южный Судан.

С 2011 г. по настоящее время: Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ), Ливия.

2012 г.: Миссия ООН по наблюдению в Сирии (МООННС), Сирия.

С 2013 г. по настоящее время: Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА), Мали.