Айкью тест результаты. Уровни значений IQ и их расшифровка. Уровень айкью нормального человека - какой считается хорошим

  • Модератор брейнсторминга

Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.

Алекс Осборн является основоположником этого метода. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн в своей методике категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения.

Два принципа, на которых основана техника мозгового штурма – это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.

Что дает техника брейнсторминга

Был проведен ряд исследований, в процессе которых была поставлена цель выявить эффективность индивидуальной генерации идей и коллективной. Оказалось, что при правильном применении брейнсторминга количество креативных решений значительно превышает то, которое могут выдать отдельные индивиды.

Существует стереотип, что техника мозгового штурма применяется исключительно людьми творческих профессий в сфере рекламы и маркетинга. Но на самом деле брейнсторминг можно использовать везде, где нужно приложить максимум усилий для решения той или иной задачи. Применение метода Осборна дает возможность отобрать лучшие идеи в начале обсуждения, а затем уточнить детали уже в конце. Используется метод в менеджменте, научно-технической сфере и даже при решении личных проблем. Если необходимо найти быстрый и эффективный выход из какой-либо ситуации, брейнсторминг – оптимальный выбор.

Эта техника позволяет сплотить команду из 8-10 человек. После проведения этой занятной процедуры каждый работник чувствует, что вложил часть себя в реализацию большого проекта. Более того, брейнсторминг дает сотрудникам «пищу» для разговоров на ближайшие недели, что также позитивно сказывается, как на мотивации, так и на эффективности работы .

Основные правила проведения мозгового штурма

В первую очередь необходимо всем участникам запретить критиковать идеи, даже если они уж слишком «выходящие за рамки». Все члены группы должны не бояться того, что их идеи будут «освистаны» коллегами.

Во-вторых, каждому необходимо раскрепостить свой разум для того чтобы подавать самые фантастические и нереальные идеи, в которых в будущем можно будет найти что-то более-менее рациональное. Зачастую, гениальные решения приходят именно таким образом.

В-третьих, не должно быть ограничений по количеству идей. Пусть каждый участник высказывает свои самые смелые предложения вслух.

Давайте рассмотрим подробно, как провести мозговой штурм.

Модератор брейнсторминга

Зачастую эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессионализма модератора, который регламентирует весь процесс обсуждения идей и поощряет всех высказывать свое мнение. Основные его функции:

На «должность» модератора лучше выбирать рационального далекого от творчества человека для того чтобы группа креативных энтузиастов не «растекалась мыслью по древу».

Лучше всего выбирать координатора того же должностного уровня, что и все собравшиеся креаторы, поскольку высокий пост может значительно ограничить полет мысли всех генераторов идей. Не все смогут высказать смелую мысль при вышестоящем сотруднике, что нарушает все принципы мозгового штурма.

Этапы проведения и техника мозгового штурма

Изначально существуют следующие виды мозгового штурма: организованный и бесконтрольный. Второй чаще всего используется в критических ситуациях, когда все идеи исчерпаны, и нужно, чтобы каждый участник обсуждения решился выйти из зоны комфорта и предложил сумасшедший и гениальный подход к достижению цели. Однако нужно учитывать, что бесконтрольный мозговой штурм может легко перейти в бесполезную болтовню.

Именно поэтому организованный брейнсторминг считается более эффективным. Он должен включать следующие этапы:

Если результаты мозгового штурма не имеют никакого влияния на принятие решений в компании, то и внедрять его не стоит. Даже при эффективном проведении брейнсторминга, если нет процедуры воплощения идей в жизнь, то весь процесс будет абсолютно бесполезным с точки зрения бизнеса. Многие управленцы из собственного опыта знают, как загубить идею на любом этапе ее развития. Поэтому не повторяйте подобных ошибок.

P.S. Более продвинутым способом организации коллективного мышления является Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно и Метод Синектики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мозговой штурм – это способ решения вопросов, основанный на стимулировании творческой активности группы участников. Целью данного подхода является получение максимально возможного количества идей от каждого из участников группы с тем, чтобы решить какую-то проблему или найти ответ на актуальный вопрос. По окончанию штурма выбирается лучшая идея для ее реализации.

Сочетание групповой дискуссии с методами мозгового штурма – это один из лучших способов получения множества идей, поскольку разные люди обладают разными стилями мышления и жизненным опытом.

Это позволяет затратить меньше времени и энергии по сравнению с попыткой найти решение силами какого-то одного человека. Другими положительными моментами такого группового обсуждения является то, что оно стимулирует творческую активность участников, а также помогает каждому участнику группы сделать своё сознание более открытым другим взглядам на вещи.

Метод может применяться как в компаниях для принятия управленческих решений, так и с определенными модификациями в индивидуальных целях.

История возникновения

Алекс Осборн

Мозговой штурм (или брейнсторминг (брейншторминг); на английском языке пишется – brainstorm) разработал американский журналист Алекс Осборн (1888 – 1966).

Первоначально метод был предложен для работников рекламного агенства, основателем которого являлся Осборн. Автору приписывают такие высказывания:

  • «Количество, количество и ещё раз количество! Вот девиз дня».
  • «Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

Таким образом главная идея метода – это большое количество разнообразных идей, из которых затем можно будет отобрать наилучшие.

Интересно отметить, что основатель другого известного метода генерации идей – ТРИЗ Г.С. Альтшуллер полагал, что наоборот, важно качество идей, а не их количество.

Вступительные правила

При проведении мозгового штурма необходимо определить руководителя или ведущего, который будет управлять процессом. Ведущий ставит задачи, определяет правила и координирует обсуждение.

Генерация и анализ идей чаще всего выполняются одними и теми же участниками, однако возможно, что это будут разные люди. В некоторых случаях это обеспечит большую объективность принимаемых решений.

Основные проблемы мозгового штурма, как правило, заключаются в растягивании времени обсуждения, а также в страхе участников быть раскритикованными другими. Первая проблема решается ограничением времени на обсуждение. Избавиться от второй проблемы сложнее и, чаще всего, полностью невозможно. К этому можно только стремиться.

Этапы и технология мозгового штурма

1. Сформулируйте текущее состояние и цели

В первую очередь сформулируйте текущее состояние, из которого необходимо найти выход, или опишите проблему, которая должна быть решена. Каждый участвующий должен знать конечную цель обсуждения. Задайте временные рамки и сформулируйте правила сессии, которые включают отсутствие критики и каких бы то ни было суждений относительно предлагаемых идей. Назначьте человека, который будет записывать все на бумаге или на доске.

2. Генерация идей

Вовлеките каждого участника в процесс через поочерёдные выступления. Поощряйте их вбрасывать столько идей, сколько возможно. Участники должны высказать свои предложения и идеи, которые нужно записать без какого-либо цензурирования. Координатор мозгового штурма должен пресекать любые попытки оценок жизнеспособности сгенерированных участниками идей, прежде чем сессия будет закончена.

Если вы участник штурма, сконцентрируйтесь на ситуации и высказывайте свои предположения без страха быть высмеянным или раскритикованным. Стимулируйте собственное творческое мышление и воображение. Подумайте о любых возможных решениях задания, которые вы могли бы принять. Вы также можете предпринять мозговой штурм по поводу идеи любого другого участника группы и расширить представления об его изначальном предложении.

3. Анализ

Когда отведенное на сессию время закончится, соберите все предложения и проанализируйте их вместе с группой. Опросите всех участников, чтобы выбрать из списка всех полученных идей 5 лучших. Сделав это, вы можете продолжить более узконаправленный мозговой штурм для развития этого перечня идей.

Чтобы получить окончательный результат или идею, спросите сами себя, как бы вы оценили по 10-балльной шкале данную идею применительно к вашей ситуации? Вы можете довериться интуиции использовать свои внутренние ощущения.

Конечное решение может потребовать ещё одну или более сессий. Если вы столкнулись с такой ситуацией, раздайте список участникам для ознакомления, чтобы они могли дальше анализировать его и предлагать новые решения. Сформулируйте критерии оценки конечного результата, так чтобы каждый мог понять, что он должен предложить на следующей сессии.

4. Выполнение

Как только ваша группа пришла к согласию и сформировала окончательное решение, выполните его. Обеспечьте обратную связь, чтобы можно было увидеть, есть ли результат. При отсутствии результата, вам стоит посмотреть на проблему под другим углом и организовать дополнительную сессию обсуждения.

  1. Обеспечьте расслабляющую обстановку и атмосферу. Люди более способны к продуктивному мышлению, когда их ничего не отвлекает, и они чувствуют себя свободно. Хорошо, если мозговой штурм будет проходить в форме некой игры.
  2. Лучше, если в процессе участвует небольшая группа порядка 5 человек. Если группа большая, лучше разделить её на части. Большая группа потребует большего времени и нескольких сессий, прежде чем вы сможете сформулировать окончательное решение.
  3. Чем больше участники отличаются друг от друга, тем больше преимуществ вы имеете, поскольку это позволит получить более разнообразные мнения.

Обратный мозговой штурм

Целью данного приема является выявление слабых мест и недостатков. Здесь вместо поиска решения проблемы производится поиск ситуаций, ухудшающих положение.

Примерное использование техники:

  1. Сформулируйте проблему и запишите ее.
  2. Задайте вопрос, как вызвать проблему или ухудшить ситуацию.
  3. Проведите мозговой штурм для поиска ответов на эти вопросы.
  4. Соберите перечень возможных ухудшений ситуации.
  5. “Переверните” их и выполните поиск решений по исправлению выявленных проблем.

Индивидуальные методики

С некоторыми особенностями вы можете устроить мозговой штурм и для решения каких-то личных вопросов. Для того чтобы продуцировать множество идей, нужно расширить ваше мышление, научиться смотреть на вещи под разными углами.

Скажем, вы хотите найти способ заработать больше денег. Начните с написания вашей цели в виде вопроса. Например, “Как заработать сумму ХХХ в течение года?” Написав определённую сумму, вы делаете более ясным то, чего вы намереваетесь достичь. Когда вы задаёте себе вопрос “как”, ваш мозг начинает искать ответ. Вы сможете сконцентрироваться и привлечь соответствующие идеи.

Запишите свои мысли и идеи, но не оценивайте их сразу. Не задумывайтесь над их жизнеспособностью. Продолжайте, пока вы не напишите, по меньшей мере, 20 идей. Если вас посетило вдохновение, запишите их больше 20, но ни в коем случае не останавливайтесь, пока не запишите 20.

Выберите из списка то, что вы могли бы сделать прямо сейчас, и просто сделайте это. Просто начав, вы заложите основание для того, чтобы процесс достижения начал осуществляться.

Также для поиска идей полезен такой инструмент как , но об этом в другой статье.

Тренинг мозгового штурма.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма , который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения "взрослых" задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело "тонкое".

Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

Генерирование идей без всякой критики;

Осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать "сырые" идеи к исполнению без критики неразумно. Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению.

Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций - приветствуются. Отметим, если современная аудитория эрудированная, поощряется пользование всеми приемами активизации мышления: ассоциациями, аналогией, инверсией, эмпатией, тризовскими приемами решения задач, эвристическими приемами... лишь бы больше выдвигалось идей. Хорошо, если сеанс генерирования проходит в темпе остроигровой хоккейной встречи, тогда за короткое время "выплескивается" много нестандартных идей.

Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 мин, а количество идей может составлять много десятков.

В-четвертых, все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения.

Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, о хорошем награждении за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не должен допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок . Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей.

Достоинства метода мозгового штурма.

Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли , снять страх перед критикой и страх ошибиться.

Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). - Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.

Можно научить детей позитивной критике .

Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Известно одно любопытное применение эффекта раскованности при изучении иностранных языков. На первом занятии создается совершенно раскованная, веселая обстановка. Все шутят, дурачатся, создается атмосфера, будто все уже умеют говорить на иностранном языке - и на третий-четвертый день действительно начинают говорить. Плохо, используя и иностранные, и русские слова, но говорить! Барьер - трудно начать говорить - пройден, потому что не ставился. А секрет прост: учащимся не надо опасаться критики, неудач и насмешек.

Недостатки метода мозгового штурма.

Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач . Например, такой: "Свободен ли солдат от этических норм?" Это дискуссионный вопрос, ведь солдат принял присягу выполнять любые приказы. А если приказ безнравственный?

Как и метод проб и ошибок, метод мозгового штурма не имеет критериев оценки силы решений.

- Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения к сильному решению.

Процессом решения надо искусно управлять , чтоб он шел по направлению к сильному решению. Велика роль ведущего штурм. Половина успеха зависит от ведущего.

Области применения метода мозгового штурма.

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи , особенно если есть дефицит времени и информации;

Проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга .

Обратный мозговой штурм.

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.

Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?

Сначала определим цели:

Научить детей генерировать идеи . При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

Научить детей фантазировать .

Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

Поддержать робкого ребенка , похвалив его идею, даже если она и слабая.

Оценить общую активность детей.

Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.

1. Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".

2. Объяснить детям правила игры , рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "орание" надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся "орать" по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.

Очень хороший прием для успокоения расшумевшегося класса предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда учитель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать: "Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте". Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.

Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением), используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ , если они известны юным генераторам идей.

5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение , найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Похвалите всех детей , отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке..."

Научите детей задавать себе вопросы:

Какие части участвуют в задаче?

Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

Добавить холодную воду, заварку или молоко.

Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.

Добавить много варенья или сахара.

Переливать через воронку.

Погружать холодные ложки.

Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь свое?". Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей.

Сначала приведем "классические" примеры. (В конце раздела приведены решения некоторых задач.)

1. Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?

2. Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?

3. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

4. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?

5. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

6. Как не ссориться с мамой?

7. Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

8. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

9. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?

10. Чем можно рисовать на асфальте?

11. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

12. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес до 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)

13. Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?

14. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет).

15. Что будет, если уничтожить всех волков?

16. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

17. Придумайте насекомое с необычными свойствами.

18. Как сделать разноцветную льдинку?

19. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

20. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?

21. Как можно поприветствовать человека?

22. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

23. Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?

24. Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

25. Вождю племени надо определить, кого больше: мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.

26. Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?

27. Как достать сосульку с крыши?

28. Как украсить класс к Новому году?

29. Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

30. Куда в комнате можно спрятать куклу?

31. Куда я спрятал конфету?

32. Как обеспечить 100%-ную посещаемость школы?

33. Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

34. Как найти самого умного человека в королевстве?

35. Чем полезен, а чем вреден комар?

Задачи.

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Ответы на задачи.

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы.

Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

Возникновение и становление метода

Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.

С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.

Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.

Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

Принципы и правила мозговой атаки

За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

  1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
  2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
  3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
  4. Поиск идей, а не строительство планов.
  5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
  6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
  7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
  8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
  9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

Алгоритм применения метода

На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

  • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
  • определение целей совещания генерирующей группы;
  • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
  • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
  • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
  • подбор участников в группу генерирования идей;
  • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
  • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
  • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
  • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
  • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
  • психологический настрой ведущего на совещание.

Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

  1. Представление участников (если в этом есть необходимость). Ведущий обрисовывает проблему, цель, задачи мероприятия. Иногда по проблеме с коротким докладом выступает один из участников мероприятия для лучшей ориентации присутствующих.
  2. «Разогревающее» мероприятие, повышающее психоэмоциональную активность участников (микротренинг, техника психоэвристического стимулирования). Выполняет привлеченный HR или специализированный тренер.
  3. Круговое генерирование идей с кратким протоколированием на доске или флипчарте.

При проведении мозговой атаки естественным образом проходит смена нескольких стадий: «разогрев», моменты исчерпания креативности, всплески, угасание творческого потенциала, завершающая стадия генерирования. Мозговому штурму на данном этапе в обязательном порядке следует придавать плавность хода, «рваный режим» совещания допускать нельзя. Многие неопытные ведущие спешат, искусственно ускоряют темп мероприятия, это ошибка. Лучшие результаты достигаются при размеренном ходе событий и спокойном обсуждении идей.

Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

Стадии этапа экспертизы наработанных идей входе мозгового штурма

Классификация видов мозгового штурма

Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

(нажмите для увеличения)

Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

  1. Обратный МШ. В наибольшей степени подходит к инновационной деятельности в области продуктовых инноваций и разработки новых видов изделий. В нем применяется техника анализа дефектов, в которой сначала выявляется максимально полный перечень недостатков производимой продукции и заложенных в нее технических и маркетинговых идей. Также выявляются те потенциальные проблемы с продуктом, которые идеологически уже заложены в нем. Все это служит серьезным базисом креатива генерации прорывных инновационных решений.
  2. Теневой МШ. Генераторы идей разделяются на две подгруппы вместо одной. Первая из них действует в условиях прямой (классической) мозговой атаки. Вторая подгруппа явно или скрытно наблюдает за ходом совещания активной подгруппы, и каждый «теневой» участник молча записывает свои идей, возникающие под воздействием наблюдаемого обсуждения.
  3. Комбинированная мозговая атака. Данный метод мозгового штурма предполагает комбинацию или повторение классической мозговой атаки или двух предыдущих методов. Например, мероприятие может выполняться в виде двойного прямого мозгового штурма или обратно-прямой мозговой атаки. В первом случае совещание повторяется после значительного перерыва (2-3 дня), что значительно активирует креативность участников-генераторов. Во втором случае обратный механизм запускает выявление всех недостатков и проблем, в прямой МШ гораздо легче решает их через найденные идеи-антиподы.
  4. Индивидуальный МШ в отличие от коллективного мероприятия предполагает самооценку выдвигаемых идей. Однако оценочные мероприятия проводятся спустя время – через неделю и более.
  5. Другие методы, дополняющие разнообразие средств мозговой атаки. К ним относятся: челночный МШ, брейнрайтинг, метод мозгового штурма на доске, мозговая атака в стиле «Solo», визуальный МШ и мозговая атака в японском стиле. Этим списком полный перечень модификаций метода не исчерпывается.

По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности .

Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения . Он также широко применяетсяна отдельных этапах при реализации других методов принятия решений

Метод мозгового штурма - метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

1) Критика исключается : на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2) Приветствуется свободный полет фантазии : люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3) Идей должно быть много : каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей : на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм » (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма":

1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2) Обеспечение максимальной свободы участникам

Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3) Тщательное формирование состава участников

Определение численности;

По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

Иногда введение "рыжего";

4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

Метод индивидуального мозгового штурма . Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

Фасилитатор (от лат. facilis - «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Длительность сеанса - 3-10 минут.

Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм . Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма . В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма . Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

    создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

    затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

Метод двойного (парного) мозгового штурма . Введение критики идей. Этапы:

    прямой мозговой штурм,

    обсуждение,

    продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей . Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

Высокие требования к участникам:

квалификация, собранность,

умение участвовать в методе мозгового штурма.

    генерация идей,

    ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

    выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

    обсуждение с мини-штурмами,

    сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

    индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

    снятие эффекта «единого мозга»,

    возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм . Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:

1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;

2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».

Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Технология проведения обратной мозговой атаки:

    сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,

    ознакомить участников с правилами,

    составить по возможности полный список недостатков,

    выбрать критерии оценки недостатков,

    провести анализ и оценку недостатков,

    сформулировать задачи (проблемы),

    выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

Метод конференции идей . Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

    разрешена только доброжелательная критика,

    следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

    возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

    процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

1 этап подготовка . Включает:

    подбор участников,

    предварительный подбор фактического материала,

    определение времени и места работы,

    четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

    предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2 этап – проведение конференции . Включает:

    ознакомление участников с правилами совместной работы,

    обеспечение работы конференции,

    все выдвинутые идеи фиксируются,

    пресечение дискуссий,

    поддержка оригинальных идей;

3 этап – подведение итогов . Включает:

    после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

    полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

    оценка и ранжирование результатов экспертами,

Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

    участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

    неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

    хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

    через 20 мин. участники конференции устают,

    споры и дискуссии недопустимы,

    решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

    в потоке идей не должно возникать пауз,

Каждый участник должен знать, что:

    он необходим на данном совещании,

    он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

    он не будет внедрять предложения,

    все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

    он имеет одинаковые права со всеми,

    за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

    лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

    легкость освоения и простота в обращении,

    результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.