Как в современном мире. Как жить в современном мире интернета? Создание собственного бизнеса с нуля и без вложений

Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса - информации. Информация - одна из сложнейших, еще полностью не рас­крытых, даже таинственных областей современной науки. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов обще­ства, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами чело­веческого общества.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть от­ражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма пред­ставления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой приро­дой, людьми и устройствами.

Информация - это результат отражения и обработки в человеческом сознании многообразия окружающего мира, это сведения об окружающих человека предметах, явлениях природы деятельности других людей.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окру­жающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется воз­можность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются ис­пользуемые данные.

Существующие в современной науке определения информации раскрывают определенные свойства этого сложного и многозначного понятия: информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопреде­ленность (Шеннон), информация - передача разнообразия (Эшби), информация - мера сложности структур (Моль), информация - вероятность выбора (Яглом) и т. д. Предпринимаются исследования закономерностей информационных процессов и технологий и зак­ладываются теоретические основы новой отрасли знаний - информациологии, где один из авторов заявляет "Мир - ин­формационен, Вселенная - информационна, первичное - инфор­мация, вторичное - материя"

Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими особенностями:

    сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;

    информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить, передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, пе­редающего свои знания студентам, от превращения в неуча),

    информация обладает еще одним уникальным свойством в любых сферах знания (общественно-политической, научной, об­щекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершен­ствуется и, более того, способствует эффективному использова­нию других ресурсов, а иногда и создает новые Последнее свой­ство информации важно учитывать при формировании путей раз­вития народного хозяйства России, так как привлечение качествен­но новой информации и новых технологий обеспечивает интенсив­ный путь развития, а наращивание дополнительных материаль­ных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.

Главное, что информация есть предмет, средство и продукт труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и ос­новным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т. е. объем знаний, которыми располагает страна Этот по­казатель выводил СССР в число мировых держав и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом.

Мир тонет в колоссальном объеме информации за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз. По­явился даже новый термин - "эффект макулатурности"- 85% журнальных статей никогда не читались. Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. На начало 90-х годов правитель­ство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем, на что зат­рачивалось около 1,5 млрд. долларов, издавало около 2,6 млн. стра­ниц документов; на содержание служащих, занятых в аппарате управления, тратилось до 1500 млрд. долларов!

Самый перспективный выход из информационного тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым поколением удивительно высокими темпами увеличивает скорость обработки информации, если за последние сто лет скорость передвижения увеличилась в 10 2 раз, то скорость связи увеличилась в10 7 , а обработки информации - в 10 6 раз.

Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более ин­тенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения определенной группы населения, социальное разделение общества. Образуются слои "информационной аристократии", своеобразного братства посвященных, "информационного пролетариата", к которому от­носится многочисленная группа работников, занятых техническим обеспечением информационных процессов, и потребителей инфор­мационных услуг, в руках которых сосредоточен информационный бизнес.

«Люди в современном обществе ощущают глубочайшее одиночество» , - сказал Далай-лама во время чаепития со своим старым другом, архиепископом Десмондом Туту.

Мы, живя в городе, всегда очень заняты. И даже встречая друг друга регулярно, мы многие годы можем оставаться просто знакомыми, что нельзя назвать истинной человеческой близостью. И когда нам не к кому обратиться за помощью или поддержкой, то чувствуем себя одинокими.

Улыбка от одиночества

Социолог Линн Смит-Ловин провела исследование и обнаружила, что число близких друзей у большинства современных людей сократилось с трех до двух. У нас сотни «друзей» в социальных сетях, но настоящих, действительно близких друзей становится все меньше. Примерно один из десяти участников упомянутого исследования признался, что у него вообще нет друзей.

- В деревне гораздо более развито чувство общины, - считает Далай-лама. - Когда возникает проблема личного или семейного характера, ты знаешь, что можешь обратиться за помощью к соседям. Но и в городах с миллионным населением мы несем ответственность друг за друга, даже если незнакомы лично.

Мы все принадлежим к одному человеческому роду. Незнакомых людей не бывает. Стоит увидеть друг друга, взглянуть в лицо любому человеку, и мы понимаем - перед нами брат или сестра. Неважно, знакомы мы или нет, - всегда можно улыбнуться и сказать: «Привет».

Мы живем в обществе потребления. В картине мира материалиста нет места любви. Он лишь работает двадцать четыре часа в сутки, как заведенный. И мы постепенно становимся частями огромной движущейся машины.

Человеческая раса

В буддизме существует понятие о человеческой взаимозависимости на всех уровнях: общественном, личном, субатомном. Рождаясь и умирая, мы полностью зависим от окружающих, а независимость, которую, как нам кажется, обретаем в промежутке между рождением и смертью, - это миф.

- Если фокусироваться на вторичных различиях - национальности, религии, цвете кожи, - разница между нами будет очень заметна. Как сейчас в Африке, к примеру, где столько розни из-за национальной принадлежности. А людям просто стоило бы считать себя африканской нацией. Не говоря уже о том, что все вообще принадлежат к единой нации - человеческой. То же и с религиями: шииты и сунниты, христиане и мусульмане… Все мы - люди. Религиозные различия - это частное. Если в основе восприятия лежит сострадание к окружающим как к представителям одного с нами человеческого вида, мы переходим на первичный уровень и забываем о различиях второго уровня. И можно сопереживать даже врагу.

У каждого есть способность к эмпатии. Ученые обнаружили, что человек по природе своей милосерден. Проблема в том, что в школе не учат развивать природные человеческие качества, и потенциал остается нереализованным.

Убунту

Потребность делиться и заботиться друг о друге заложена в нас природой. Теряя возможность взаимодействовать, мы угасаем. Отчасти именно поэтому худшим наказанием становится одиночное тюремное заключение. Невозможно реализовать себя без участия других, - считает архиепископ Туту.

В южноафриканской философии есть такое понятие - «убунту». Оно означает, что человеком можно стать лишь при участии других людей. Учение убунту гласит: «Если у меня есть небольшой кусок хлеба и я делюсь им с тобой, это во благо прежде всего мне». Ведь даже при рождении мы не были одиноки. Для того чтобы мы появились на свет, нужны были два человека. В Библии, общей книге евреев и христиан, рассказывается прекрасная история. Бог говорит: «Адам, ты не должен быть один».

Мы часть единого организма и можем быть людьми лишь вместе.

Один или одинокий?

Мы часто не чувствуем одиночества, оставаясь наедине с собой, но нам сиротливо в компании, в толпе неизвестных или на вечеринке с едва знакомыми людьми. Ощущать себя оторванным от мира и быть одному - не одно и то же. Можно испытывать радость, даже когда вокруг никого нет; но нельзя радоваться жизни, если ты одинок.

Монахи проводят много времени затворниками, одиноки ли они? Вот что сказал Далай-лама, основываясь на своем опыте:

- Монахи отгораживаются от материального мира - не только физически, но и духовно. Мы не можем прикоснуться к Богу напрямую; единственный способ сделать это - служить Его детям, то есть человечеству. По этой причине монахам никогда не бывает по-настоящему одиноко. Многое зависит и от восприятия. Если человек испытывает гнев и негативно оценивает действительность, он будет чувствовать свою обособленность. За этим неизбежно следует одиночество. Но если его сердце открыто, полно доверия и дружелюбия, даже если он совсем один и предпочитает быть отшельником, ему никогда не будет одиноко.

В мире семь миллиардов людей и безграничное число разумных существ. Если все время помнить об этом, одиночество никогда вас не настигнет. Только любовь и доброта приносят счастье. Только они наделяют нас силой и уверенностью, укрощают страхи, учат доверию, а уж оно помогает завязать дружеские отношения. Мы общественные животные, сотрудничество необходимо нам для выживания, но без доверия не может быть сотрудничества. Доверие объединяет отдельных людей и целые нации. Развивая в себе великодушие и способность сопереживать, мы создаем вокруг более позитивную и дружелюбную атмосферу, начинаем повсюду видеть друзей. Если же мы полны страха и недоверия, люди будут держаться от нас на расстоянии. У них тоже возникнет желание осторожничать, быть подозрительными и недоверчивыми. А за этим придет одиночество.

Парадокс в том, что мы слишком много думаем о себе и своих проблемах, потому что хотим стать счастливее, но подобная зацикленность приводит к противоположному результату. Если слишком концентрироваться на своей персоне, связь с окружающими нарушается и возникает отчужденность. Причем в итоге человек отчуждается и от самого себя, так как потребность в связи с окружающими - неотъемлемая часть нашей природы.

С открытым сердцем

Далай-лама уверен, что если с добротой и сочувствием относиться к окружающим, никогда не останешься в одиночестве. Открытое, доброе сердце побеждает одиночество. Поразительно: сегодня ты идешь по улице и воспринимаешь все вокруг критически и осуждающе, чувствуешь себя одиноким и ощущаешь пропасть между собой и остальным миром, а завтра шагаешь по той же улице с более открытым сердцем и принимаешь людей такими, какие они есть, сопереживаешь им и понимаешь, что сегодня все кажутся дружелюбными и приветливыми. Как будто внутреннее состояние ума и души до неузнаваемости меняет физический мир и окружение.

Никто не ищет одиночества по собственной инициативе. Никто не скажет: я хочу чувствовать себя одиноким. Люди просто становятся такими по разным причинам.

- Мы должны к каждому относиться так, чтобы он чувствовал себя особенным, принимать его таким, какой он есть, и помогать раскрываться. Это прекрасно - видеть, как прежде замкнутые люди раскрываются, как красивый цветок, в лучах человеческой доброты и принятия, - заметил архиепископ.

Не надо ждать, пока окружающие откроют вам свое сердце. Откройтесь первыми, и вы ощутите нить, связывающую вас с людьми. И неважно, где вы находитесь - на вершине горы или в центре Москвы.

Обложка поста: иллюстрация из книги.

Как же правильно жить в современном мире?

Современный мир очень непрост: в нем много лжи, жестокости и извращения. Как же нужно жить? В чем смысл жизни? Как не упасть среди всего этого?

Истинный смысл жизни - в поклонении. "Жить полной жизнью", "цените каждый день своей жизни, не тратьте ее на пустяки" – эти фразы мы слышим изо дня в день в обществе, на страницах книг и журналов. Книги по психологии аргументируют это тем, что только берущий максимум от каждого дня человек может быть по-настоящему счастливым.

Пока вы читаете это предложение, секунды вашей жизни утекают безвозвратно. Они уходят навсегда. Даже если вы были бы готовы заплатить большие деньги, чтобы вернуть ушедшее время, вы не сможете это сделать. Жизнь – это богатство в полном смысле этого слова, она состоит из огромного количества мгновений, все из которых являются бесценными сами по себе. Ограниченность нашей жизни делает идею «жизни на полную катушку» привлекательной для многих. Некоторые люди даже создают список дел, которые они должны успеть сделать прежде, чем покинут мир. А Голливуд зарабатывает кучу денег на фильмах, герои которых могут бросить вызов смерти и добавляют адреналина в свои жизни. Но на самом деле попытки успеть и увеличить наше мимолетное существование на этой Земле будут напрасными, если не осознать истинного смысла жизни. В конце концов, зачем искать острые ощущения, копить деньги, покорять вершины гор, отправляться в кругосветное путешествие, если вы, в конечном счете, умрете? Для того, чтобы жить полной жизнью, возможно, сначала нужно осознать, зачем нам дана жизнь? Вопреки тому, что многие голливудские продюсеры направляют нас к цели нашего существования, смысл жизни кратко изложен в аяте Корана:

Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (51:56).

Поклоняться Всевышнему, и ничего больше. Только поэтому нам дана возможность дышать и жить жизнь во всей ее красе. Будь наше страсть к искусству, стремление совершить невозможное или путешествовать по миру, каждое наше действие большое и малое, рассчитано на одного Всевышнего. Вот почему, начиная какое-либо дело, мы произносим «Бисмиллахиррахманиррахим!» (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Эта статья — один из нечастых на моем блоге гостевых постов. Я очень строго (правильнее сказать: привередливо) отношусь к публикации чужих материалов и размещаю только действительно интересные вещи. Приятного чтения!

Берегись волн

Мы всё больше зависим от изменчивости окружающего нас мира. Мы не предназначены для того, что бы двигаться со скоростью тысяч километров в час , обрабатывать гигибайты абстрактной информации. Наши чувства и инстинкты сформировались минимум с десяток веков тому назад.
Поэтому часто наше настроение зависит от того, успели ли мы оседлать волну или остались в списке тех, кого ею накрыло. Наш организм, наши инстинкты не совсем понимают, что происходит.

А что в итоге? Человек, сглупивший в Игре с внешними обстоятельствами, становится частью внешних обстоятельств (ВО) для следующих игроков. Внешние обстоятельства (ВО), вернее их человеческих компонент, представляет собой совокупность проигравших свои игры или не вступивших в них.

Вы хотите стать этими «ВО»?

Выбор, быть или не быть ими, осуществляется чуть ли не на каждом нашем шагу.

Вот вы приходите в магазин и покупаете себе книгу за 200 рублей. Или гендиректор фирмы приходит в офис и заказывает покупку сервисной сети. Вы думаете, в первом случае у нас совершается мелкая покупка, поэтому можно не думать особо?

Это не всегда так. Многие известные люди стали заниматься тем, что сделало их успешными, практически случайно , а иногда — в противовес всему миру. Просто мир хочет, что бы эти люди были частью системы, стали ВО. Так и хочется вспомнить синюю и красную таблетку…
То есть за 200 рублей вы можете продать свою жизнь на сторону…

Но как же так, скажете вы. Мы живём в комфорте и уюте, мы цари природы!

Человек вроде бы вышел из естественного отбора. И каждый делает, что хочет, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры…И не замечает, как он становится декорацией. ВО для других людей.

Естественный отбор продолжается на социальном и интеллектуальном уровне. ВО могут запросто стать тупиковой ветвью эволюции когда- нибудь.

Коренной конфликт – царь природы не успевает изменяться в след за своими творениями.

Какого же решение?

Вывод 1.
Стать творческим человеком. Нужно уметь обрабатывать информацию.
Мы пишем кучу литобзоров, эссе и прочей ерунды. И что? Мы свободны, как малолетние сорванцы? Мы успешны, как банкиры? Мы лидеры? Мы более похожи на старающихся пятиклассниц, по моему.
То есть… спастись можно не только и не столько алгоритмами переработки информации. Но и новыми подходами к самообучению .

Вывод 2.
Нужно изменить свою систему обработки и поиска информации. Может статься, мы нуждаемся всего в паре инструментов.

Первичная задача решена. Надо действовать дальше. Что делать в первую очередь? Что изменять? По моему мнению, на пути нашем встают теперь две проблемы.

Проблема 1.
Учиться легче, если хорошо преподают. Это мы поняли. Но яркий преподаватель и глубокий ученый в одном лице – явление редкое. И зачастую ценный научный материал трудно усваивается из-за плохого изложения. Преподаватель может совершенствоваться. Но и студента (и даже еще ученика школы) имеет смысл научить оптимальной самостоятельной работе с научным-учебным материалом.

Решение: Система Аркадия Петровича Егидеса . Это русский Тони Бьюзен, более последовательный, лёгкий, академичный вариант.

Не отвергая ничего ценного из известных психолого-педагогических методов, мы предлагаем психологически обоснованные приемы в деле учения, объединенные нами под общим названием «логико-графическое моделирование ». Это психологически грамотная переработка текстов в схемы. Это поможет выбрать рациональные зерна из груды наукообразного мусора. Это даст существенный прирост глубины и широты знаний, это будет инструментарием результативного творческого мышления, это обеспечит хорошее запоминание и воспроизведение сложных мыслительных конструкций.

Мы очень подробно, шаг за шагом, разберем каждый прием в построении схемы (логико-графической модели) в дальнейшем.

Важно, что понятия в процессе мышления фигурируют в соотношениях друг с другом. Эти соотношения тоже можно описать словами. Например.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Современный мир
Рубрика (тематическая категория) Политика

Современный мир, действительно, противоречив. С одной стороны - налицо позитивные явления и тенденции. Покон­чено с ракетно-ядерным противостоянием великих держав и разделœением землян на два антагонистических лагеря. На путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации Евразии, Латинской Америки и других районов, кото­рые до этого жили в условиях несвободы.

Нарастающими темпами формируется постиндустриальное общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ кардинально перестраивает весь уклад жизни человечества: постоянно обновляются передовые техно­логии, нарождается единое общемировое информационное пространство, человек с его высоким образовательным и про­фессиональным уровнем становится главной пружиной про­гресса. Углубляются и диверсифицируются международные экономические связи.

Интеграционные объединœения в различных частях света приобретают всœе больший вес, превращаются в существенный фактор не только мировой экономики, но и военной безопас­ности, политической стабильности, миротворчества. Растет число и множатся функции международных институтов и меха­низмов в системе ООН, стягивающих человечество в одно целое, способствующих взаимозависимости государств, наций, людей. Происходит глобализация экономической, а вслед за этим политической жизни человечества.

Но столь же очевидны явления и тенденции совершенно иного порядка, провоцирующие разобщенность, противоречия и конфликты. Все постсоветское пространство переживает му­чительный процесс приспособления к новым геополитическим, идеологическим и экономическим реалиям. Взорвалась после десятилетий спокойствия ситуация на Балканах, болезненно

напомнив о событиях, приведших к развязыванию Первой мировой войны. Конфликты вспыхивают на других континœентах. Имеют место попытки дробления международного сообщества а замкнутые военно-политические блоки, конкурирующие кономические группировки, соперничающие религиозные и националистические движения. Планетарных масштабов до­стигли явления терроризма, сепаратизма, наркоторговли, оргпреступности. Продолжается распространение оружия массово­го уничтожения, во весь рост встают экологические угрозы.

Глобализация, наряду с новыми возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контак­тов, порождает и новые опасности, особенно для отстающих государств. Растет риск зависимости их экономики и информа­ционной системы от воздействия извне. Усиливается вероят­ность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Глобальный характер приобретают катастрофы природного и техногенного характера, усугубляется экологический дисбаланс. Многие проблемы вырываются из-под контроля, опережая способность мирового сообщества своевременно и действенно реагировать на них.

То, что новая, устойчивая система международных отноше­ний до сих пор не сложилась, усугубляет трения и противоре­чия. В этой связи в научно-политической среде рождаются и получают широкое распространение алармистские сценарии раз­вития мировой политики - предрекаются, в частности, столк­новения между цивилизациями (западной, китайской, ислам­ской, восточно-славянской и т.д.), регионами, богатым Севером и бедным Югом, прогнозируется даже тотальный распад госу­дарств и возвращение человечества в первобытное состояние.

Есть, однако, основания полагать, что в XXI в. главными действующими ʼʼлицамиʼʼ на мировой арене останутся суверен­ные государства, и жизнь на земле будет и впредь определяться взаимоотношениями между ними. Государства продолжат со­трудничать или соперничать в соответствии со своими интере­сами, которые комплексны, многогранны, разнообразны и да­леко не всœегда совпадают с цивилизационными, региональны­ми и прочими векторами. В конечном счете, возможности и позиции государств будут по-прежнему зиждиться на их сово­купной мощи.

К сегодняшнему дню уцелœела лишь одна сверхдержава: Со­единœенные Штаты, и многим начинает казаться, что наступает эра беспредельного американского господства ʼʼПаке Америка-наʼʼ. США, несомненно, имеют основания претендовать на роль мощнейшего центра силы на длительную перспективу. Οʜᴎ накопили внушительный экономический, военный, науч­но-технический и информационно-культурный потенциал, ко­торый проецируется на всœе главные сферы жизни современного мира. При этом у Америки растет тяга руководить другими. Американская официальная доктрина провозглашает наличие в мире зоны влияния США (так называемой стержневой зоны), в которую предполагается включить в конечном счете подав­ляющее число государств. Соединœенным Штатам благоприятст­вует в этой политике то, что альтернативные общественные модели (социализм, некапиталистический путь развития) на данном этапе обесценены, потеряли привлекательность, и мно­гие страны добровольно копируют США и принимают их ли­дерство.

Тем не менее мир не станет однополюсным. В первую очередь, у США не хватит на это финансовых и технических ресурсов. Тем более, что беспрецедентно затянувшийся подъем амери­канской экономики не будет всœе-таки вечным, он рано или поздно прервется депрессией, а это неизбежно поубавит амби­ции Вашингтона на мировой арене. Во-вторых, в США нет единства в вопросах внешней стратегии, отчетливо звучат голо­са против перегрузки США международными обязательствами, вмешательства во всœе и вся. В-третьих, есть государства, кото­рые не просто сопротивляются американскому влиянию, но сами способны быть лидерами. Это прежде всœего Китай, стре­мительно набирающий совокупную государственную мощь, в более отдаленной перспективе - Индия, возможно, объеди­ненная Европа, Япония. Заявку на лидерство в региональном масштабе могут на каком-то этапе сделать АСЕАН, Турция, Иран, ЮАР, Бразилия и т.д.

Что касается России, то и она, несмотря на переживаемые трудности, не намерена входить в зону чужого влияния. Более того, наше государство обладает необходимым потенциалом для постепенного превращения в процветающий и уважаемый центр силы в многополярном мире - это и огромная террито­рия, и колоссальные природные, научно-технические и челове­ческие ресурсы, и выгодное географическое положение, и военная мощь, и традиции, и воля к лидерству, и, наконец, востребованность России в качестве влиятельной державы в различных регионах земного шара (СНГ, Ближний Восток, АТР, Латинская Америка).

Движение к многополярности - реальный и естественный процесс, ибо он отражает волю сложившихся или перспектив­ных центров силы. Вместе с тем переходный период, будучи связан с борьбой за влияние, с изменением соотношения сил, чреват конфликтами. Нет гарантий -и того, что соперничество между крупными державами и объединœениями государств авто­матически исчезнет после сформирования новой системы меж­дународных отношений. Из истории известно, что многополяр­ная система, созданная в итоге Первой мировой войны, не предотвратила развязывание нового, еще более разрушительно­го конфликта через два десятилетия.

Никто не знает, как поведут себя новые центры силы в XXI в., ощутив собственное превосходство. Их отношения со средними и малыми странами вполне могут продолжать нести заряд конфликтности из-за нежелания последних подчиняться чужой воле. Это видно на примере нынешних взаимоотноше­ний США с КНДР, Кубой, Ираком, Ираном и т.д. Характерно и то, что даже те страны, которые по собственной воле входят в зоны влияния центров силы, гораздо энергичнее отстаивают свои права, чем в эпоху ʼʼхолодной войныʼʼ. Так, европейцы по-прежнему готовы сотрудничать с США, но одновременно кре­пят региональные институты, подумывают о чисто континœен­тальных оборонных усилиях, отказываются во всœех вопросах ʼʼмаршировать под американские барабаныʼʼ. Немало различий и разногласий существует между Вашингтоном и его партнера­ми в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточ­ной Азии. Есть проблемы в отношениях Китая, России, Япо­нии, Индии с их меньшими сосœедями.

Еще одна реальность современного мира, которая сохранит­ся, очевидно, в XXI в., - противоречия между самими средни­ми и малыми государствами. После окончания ʼʼхолодной войныʼʼ их количество даже возросло из-за ликвидации преж­ней блоковой дисциплины, когда сверхдержавы держали подо­печных ʼʼв уздеʼʼ, отсутствия региональных лидеров в ряде рай­онов земного шара (прежде всœего в Африке и на Ближнем Вос­токе), распада СССР и Югославии.

Человечество вступает в новое тысячелœетие с грузом много­численных территориальных, религиозно-этнических, идеоло­гических споров. Конфликты, как и прежде, могут порождать такие мотивы, как борьба за ресурсы, экология, миграция, бе­женцы, терроризм, обладание ядерным оружием и т.п.

Отличительной чертой нынешней эпохи является наличие значительного числа государств, которые испытывают серьез­ные внутренние трудности. Причем, как показал недавний фи­нансовый кризис в Азии, от срывов не застрахованы и дина­мичные экономические системы. Угроза стабильности в госу­дарстве может исходить от политической системы - как тота­литарной, рано или поздно обреченной на крах, так и демокра­тической. Бурная демократизация дала волю различным де­структивным процессам: от сепаратизма до расизма, от терро­ризма до прорыва мафиозных структур к рычагам государст­венной власти. Очевидно и то, что даже в наиболее развитых странах сохраняются узлы религиозно-этнических противоре­чий. При этом внутренние проблемы всœе стремительнее выры­ваются за государственные границы, вторгаются в сферу меж­дународных отношений. Несмотря, однако, на сохраняющийся в современном мире высокий потенциал конфликтности, есть всœе-таки основания смотреть в XXI в. с определœенным оптимизмом. Внушает его, в первую очередь, уже упоминавшаяся растущая взаимозависи­мость государств. Ушли в прошлое времена, когда крупные стра­ны изо всœех сил стремились обескровить друг друга. Россия не желает, чтобы рухнула американская экономика или разлилась смута по Китаю. В обоих случаях наши интересы пострадают. Хаос в России или в Китае в равной степени ударит по Америке.

Взаимозависимость современного мира будет и дальше воз­растать под воздействием таких факторов, как:

ускоряющаяся революция в средствах транспорта͵ связи и коммуникаций, в микроэлектронике;

всœе более полное включение в мировые связи бывших ком­мунистических стран, а также КНР, государств ʼʼтретьего мираʼʼ, отказавшихся от некапиталистического пути развития;

беспрецедентная либерализация мирохозяйственных связей и, как следствие, углубление взаимодействия национальных экономик большинства государств;

интернационализация финансового и производственного капитала (уже сейчас транснациональные корпорации контро­лируют 1/3 активов всœех частных компаний);

общие задачи человечества по противостоянию возрастаю­щим угрозам глобального характера: терроризму, наркоторгов­ле, организованной преступности, распространению ядерного оружия, голоду, экологическим катастрофам.

Внутреннее развитие любого государства зависит сейчас от внешнего окружения, поддержки и помощи других ʼʼигроковʼʼ на мировой арене, в связи с этим глобализация, при всœех ее изъянах, ʼʼподводных камняхʼʼ, опасностях, предпочтительнее полной разъединœенности государств.

Смягчению противоречий на международной арене должна способствовать демократизация, которая охватила значитель­ную часть планеты. У государств, придерживающихся схожих идео­логических установок, меньше оснований для взаимных проти­воречий и больше возможностей их мирного преодоления.

Прекращение гонки вооружений между ʼʼсверхдержавамиʼʼ и их блоками, осознание опасности безоглядного наращивания ракетно-ядерного потенциала способствуют демилитаризации мирового сообщества. А это фактор, также работающий на гар­монизацию международных отношений.

Основания для оптимизма дает и то, что в эпоху глобализа­ции совершенствуется система международного права, его нормы находят всœе большее признание. Большинство совре­менных государств подписывается под такими понятиями как отказ от агрессии, мирное разрешение конфликтов, подчинœе­ние решениям СБ ООН и других международных институтов, борьба с расизмом, уважение прав народов и прав человека, избираемость правительств, их подотчетность населœению и т.д.

Наконец, еще одно достояние человечества на пороге XXI в. - это уже упоминавшийся рост системы глобальных и региональных организаций, которые имеют мандат на углубле­ние взаимодействия между государствами, предотвращение и улаживание конфликтов, осуществление коллективных дейст­вий по политическим и экономическим вопросам и т.п. ООН - это универсальный форум, который постепенно способен эво­люционировать в сторону превращения в своего рода мировое правительство.

В случае если такая тенденция будет развиваться, то остается надеж­да, что силовая политика и безудержное соперничество госу­дарств начнут отходить на задний план.

Современный мир - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современный мир" 2017, 2018.