Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса - информации. Информация - одна из сложнейших, еще полностью не раскрытых, даже таинственных областей современной науки. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов общества, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества.
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация - это результат отражения и обработки в человеческом сознании многообразия окружающего мира, это сведения об окружающих человека предметах, явлениях природы деятельности других людей.
Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие.
Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
Существующие в современной науке определения информации раскрывают определенные свойства этого сложного и многозначного понятия: информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон), информация - передача разнообразия (Эшби), информация - мера сложности структур (Моль), информация - вероятность выбора (Яглом) и т. д. Предпринимаются исследования закономерностей информационных процессов и технологий и закладываются теоретические основы новой отрасли знаний - информациологии, где один из авторов заявляет "Мир - информационен, Вселенная - информационна, первичное - информация, вторичное - материя"
Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими особенностями:
сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;
информация обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить, передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается (эта особенность информации спасает профессора, передающего свои знания студентам, от превращения в неуча),
информация обладает еще одним уникальным свойством в любых сферах знания (общественно-политической, научной, общекультурной, технической) она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершенствуется и, более того, способствует эффективному использованию других ресурсов, а иногда и создает новые Последнее свойство информации важно учитывать при формировании путей развития народного хозяйства России, так как привлечение качественно новой информации и новых технологий обеспечивает интенсивный путь развития, а наращивание дополнительных материальных ресурсов, объемов труда, энергии без использования новой информации приведет Россию в экстенсивный тупик.
Главное, что информация есть предмет, средство и продукт труда. Удельный вес информации как предмета труда стал выше материальных и энергетических ресурсов, и основным показателем могущества страны стал информационный ресурс, т. е. объем знаний, которыми располагает страна Этот показатель выводил СССР в число мировых держав и именно этот ресурс истощается в нашей стране с каждым годом.
Мир тонет в колоссальном объеме информации за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз. Появился даже новый термин - "эффект макулатурности"- 85% журнальных статей никогда не читались. Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. На начало 90-х годов правительство США ежегодно составляло около 1 млрд. писем, на что затрачивалось около 1,5 млрд. долларов, издавало около 2,6 млн. страниц документов; на содержание служащих, занятых в аппарате управления, тратилось до 1500 млрд. долларов!
Самый перспективный выход из информационного тупика дает современная вычислительная техника, которая с каждым новым поколением удивительно высокими темпами увеличивает скорость обработки информации, если за последние сто лет скорость передвижения увеличилась в 10 2 раз, то скорость связи увеличилась в10 7 , а обработки информации - в 10 6 раз.
Современное общество порождает новые, ранее неизвестные социальные проблемы, связанные с информацией. Все более интенсивно идет процесс "компьютерного" отчуждения определенной группы населения, социальное разделение общества. Образуются слои "информационной аристократии", своеобразного братства посвященных, "информационного пролетариата", к которому относится многочисленная группа работников, занятых техническим обеспечением информационных процессов, и потребителей информационных услуг, в руках которых сосредоточен информационный бизнес.
«Люди в современном обществе ощущают глубочайшее одиночество» , - сказал Далай-лама во время чаепития со своим старым другом, архиепископом Десмондом Туту.
Мы, живя в городе, всегда очень заняты. И даже встречая друг друга регулярно, мы многие годы можем оставаться просто знакомыми, что нельзя назвать истинной человеческой близостью. И когда нам не к кому обратиться за помощью или поддержкой, то чувствуем себя одинокими.
Улыбка от одиночества
Социолог Линн Смит-Ловин провела исследование и обнаружила, что число близких друзей у большинства современных людей сократилось с трех до двух. У нас сотни «друзей» в социальных сетях, но настоящих, действительно близких друзей становится все меньше. Примерно один из десяти участников упомянутого исследования признался, что у него вообще нет друзей.
- В деревне гораздо более развито чувство общины, - считает Далай-лама. - Когда возникает проблема личного или семейного характера, ты знаешь, что можешь обратиться за помощью к соседям. Но и в городах с миллионным населением мы несем ответственность друг за друга, даже если незнакомы лично.
Мы все принадлежим к одному человеческому роду. Незнакомых людей не бывает. Стоит увидеть друг друга, взглянуть в лицо любому человеку, и мы понимаем - перед нами брат или сестра. Неважно, знакомы мы или нет, - всегда можно улыбнуться и сказать: «Привет».
Мы живем в обществе потребления. В картине мира материалиста нет места любви. Он лишь работает двадцать четыре часа в сутки, как заведенный. И мы постепенно становимся частями огромной движущейся машины.
Человеческая раса
В буддизме существует понятие о человеческой взаимозависимости на всех уровнях: общественном, личном, субатомном. Рождаясь и умирая, мы полностью зависим от окружающих, а независимость, которую, как нам кажется, обретаем в промежутке между рождением и смертью, - это миф.
- Если фокусироваться на вторичных различиях - национальности, религии, цвете кожи, - разница между нами будет очень заметна. Как сейчас в Африке, к примеру, где столько розни из-за национальной принадлежности. А людям просто стоило бы считать себя африканской нацией. Не говоря уже о том, что все вообще принадлежат к единой нации - человеческой. То же и с религиями: шииты и сунниты, христиане и мусульмане… Все мы - люди. Религиозные различия - это частное. Если в основе восприятия лежит сострадание к окружающим как к представителям одного с нами человеческого вида, мы переходим на первичный уровень и забываем о различиях второго уровня. И можно сопереживать даже врагу.
У каждого есть способность к эмпатии. Ученые обнаружили, что человек по природе своей милосерден. Проблема в том, что в школе не учат развивать природные человеческие качества, и потенциал остается нереализованным.
Убунту
Потребность делиться и заботиться друг о друге заложена в нас природой. Теряя возможность взаимодействовать, мы угасаем. Отчасти именно поэтому худшим наказанием становится одиночное тюремное заключение. Невозможно реализовать себя без участия других, - считает архиепископ Туту.
В южноафриканской философии есть такое понятие - «убунту». Оно означает, что человеком можно стать лишь при участии других людей. Учение убунту гласит: «Если у меня есть небольшой кусок хлеба и я делюсь им с тобой, это во благо прежде всего мне». Ведь даже при рождении мы не были одиноки. Для того чтобы мы появились на свет, нужны были два человека. В Библии, общей книге евреев и христиан, рассказывается прекрасная история. Бог говорит: «Адам, ты не должен быть один».
Мы часть единого организма и можем быть людьми лишь вместе.
Один или одинокий?
Мы часто не чувствуем одиночества, оставаясь наедине с собой, но нам сиротливо в компании, в толпе неизвестных или на вечеринке с едва знакомыми людьми. Ощущать себя оторванным от мира и быть одному - не одно и то же. Можно испытывать радость, даже когда вокруг никого нет; но нельзя радоваться жизни, если ты одинок.
Монахи проводят много времени затворниками, одиноки ли они? Вот что сказал Далай-лама, основываясь на своем опыте:
- Монахи отгораживаются от материального мира - не только физически, но и духовно. Мы не можем прикоснуться к Богу напрямую; единственный способ сделать это - служить Его детям, то есть человечеству. По этой причине монахам никогда не бывает по-настоящему одиноко. Многое зависит и от восприятия. Если человек испытывает гнев и негативно оценивает действительность, он будет чувствовать свою обособленность. За этим неизбежно следует одиночество. Но если его сердце открыто, полно доверия и дружелюбия, даже если он совсем один и предпочитает быть отшельником, ему никогда не будет одиноко.
В мире семь миллиардов людей и безграничное число разумных существ. Если все время помнить об этом, одиночество никогда вас не настигнет. Только любовь и доброта приносят счастье. Только они наделяют нас силой и уверенностью, укрощают страхи, учат доверию, а уж оно помогает завязать дружеские отношения. Мы общественные животные, сотрудничество необходимо нам для выживания, но без доверия не может быть сотрудничества. Доверие объединяет отдельных людей и целые нации. Развивая в себе великодушие и способность сопереживать, мы создаем вокруг более позитивную и дружелюбную атмосферу, начинаем повсюду видеть друзей. Если же мы полны страха и недоверия, люди будут держаться от нас на расстоянии. У них тоже возникнет желание осторожничать, быть подозрительными и недоверчивыми. А за этим придет одиночество.
Парадокс в том, что мы слишком много думаем о себе и своих проблемах, потому что хотим стать счастливее, но подобная зацикленность приводит к противоположному результату. Если слишком концентрироваться на своей персоне, связь с окружающими нарушается и возникает отчужденность. Причем в итоге человек отчуждается и от самого себя, так как потребность в связи с окружающими - неотъемлемая часть нашей природы.
С открытым сердцем
Далай-лама уверен, что если с добротой и сочувствием относиться к окружающим, никогда не останешься в одиночестве. Открытое, доброе сердце побеждает одиночество. Поразительно: сегодня ты идешь по улице и воспринимаешь все вокруг критически и осуждающе, чувствуешь себя одиноким и ощущаешь пропасть между собой и остальным миром, а завтра шагаешь по той же улице с более открытым сердцем и принимаешь людей такими, какие они есть, сопереживаешь им и понимаешь, что сегодня все кажутся дружелюбными и приветливыми. Как будто внутреннее состояние ума и души до неузнаваемости меняет физический мир и окружение.
Никто не ищет одиночества по собственной инициативе. Никто не скажет: я хочу чувствовать себя одиноким. Люди просто становятся такими по разным причинам.
- Мы должны к каждому относиться так, чтобы он чувствовал себя особенным, принимать его таким, какой он есть, и помогать раскрываться. Это прекрасно - видеть, как прежде замкнутые люди раскрываются, как красивый цветок, в лучах человеческой доброты и принятия, - заметил архиепископ.
Не надо ждать, пока окружающие откроют вам свое сердце. Откройтесь первыми, и вы ощутите нить, связывающую вас с людьми. И неважно, где вы находитесь - на вершине горы или в центре Москвы.
Обложка поста: иллюстрация из книги.
Как же правильно жить в современном мире?
Современный мир очень непрост: в нем много лжи, жестокости и извращения. Как же нужно жить? В чем смысл жизни? Как не упасть среди всего этого?
Истинный смысл жизни - в поклонении. "Жить полной жизнью", "цените каждый день своей жизни, не тратьте ее на пустяки" – эти фразы мы слышим изо дня в день в обществе, на страницах книг и журналов. Книги по психологии аргументируют это тем, что только берущий максимум от каждого дня человек может быть по-настоящему счастливым.
Пока вы читаете это предложение, секунды вашей жизни утекают безвозвратно. Они уходят навсегда. Даже если вы были бы готовы заплатить большие деньги, чтобы вернуть ушедшее время, вы не сможете это сделать. Жизнь – это богатство в полном смысле этого слова, она состоит из огромного количества мгновений, все из которых являются бесценными сами по себе. Ограниченность нашей жизни делает идею «жизни на полную катушку» привлекательной для многих. Некоторые люди даже создают список дел, которые они должны успеть сделать прежде, чем покинут мир. А Голливуд зарабатывает кучу денег на фильмах, герои которых могут бросить вызов смерти и добавляют адреналина в свои жизни. Но на самом деле попытки успеть и увеличить наше мимолетное существование на этой Земле будут напрасными, если не осознать истинного смысла жизни. В конце концов, зачем искать острые ощущения, копить деньги, покорять вершины гор, отправляться в кругосветное путешествие, если вы, в конечном счете, умрете? Для того, чтобы жить полной жизнью, возможно, сначала нужно осознать, зачем нам дана жизнь? Вопреки тому, что многие голливудские продюсеры направляют нас к цели нашего существования, смысл жизни кратко изложен в аяте Корана:
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (51:56).
Поклоняться Всевышнему, и ничего больше. Только поэтому нам дана возможность дышать и жить жизнь во всей ее красе. Будь наше страсть к искусству, стремление совершить невозможное или путешествовать по миру, каждое наше действие большое и малое, рассчитано на одного Всевышнего. Вот почему, начиная какое-либо дело, мы произносим «Бисмиллахиррахманиррахим!» (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного).
Эта статья — один из нечастых на моем блоге гостевых постов. Я очень строго (правильнее сказать: привередливо) отношусь к публикации чужих материалов и размещаю только действительно интересные вещи. Приятного чтения!
Берегись волн
Мы всё больше зависим от изменчивости
окружающего нас мира. Мы не предназначены для того, что бы двигаться со скоростью тысяч километров в час
, обрабатывать гигибайты
абстрактной информации. Наши чувства и инстинкты сформировались минимум с десяток веков тому назад.
Поэтому часто наше настроение зависит от того, успели ли мы оседлать волну или остались в списке тех, кого ею накрыло. Наш организм, наши инстинкты не совсем понимают, что происходит.
А что в итоге? Человек, сглупивший в Игре с внешними обстоятельствами, становится частью внешних обстоятельств (ВО) для следующих игроков. Внешние обстоятельства (ВО), вернее их человеческих компонент, представляет собой совокупность проигравших свои игры или не вступивших в них.
Вы хотите стать этими «ВО»?
Выбор, быть или не быть ими, осуществляется чуть ли не на каждом нашем шагу.
Вот вы приходите в магазин и покупаете себе книгу за 200 рублей. Или гендиректор фирмы приходит в офис и заказывает покупку сервисной сети. Вы думаете, в первом случае у нас совершается мелкая покупка, поэтому можно не думать особо?
Это не всегда так. Многие известные люди стали заниматься тем, что сделало их успешными, практически случайно
, а иногда — в противовес
всему миру. Просто мир хочет, что бы эти люди были частью системы, стали ВО. Так и хочется вспомнить синюю и красную таблетку…
То есть за 200 рублей вы можете продать свою жизнь на сторону…
Но как же так, скажете вы. Мы живём в комфорте и уюте, мы цари природы!
Человек вроде бы вышел из естественного отбора. И каждый делает, что хочет, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры…И не замечает, как он становится декорацией. ВО для других людей.
Естественный отбор продолжается на социальном и интеллектуальном уровне. ВО могут запросто стать тупиковой ветвью эволюции когда- нибудь.
Коренной конфликт – царь природы не успевает изменяться в след за своими творениями.
Какого же решение?
Вывод 1.
Стать творческим человеком. Нужно уметь обрабатывать информацию.
Мы пишем кучу литобзоров, эссе и прочей ерунды. И что? Мы свободны, как малолетние сорванцы? Мы успешны, как банкиры? Мы лидеры? Мы более похожи на старающихся пятиклассниц, по моему.
То есть… спастись можно не только и не столько алгоритмами переработки информации. Но и новыми подходами к самообучению
.
Вывод 2.
Нужно изменить свою систему обработки и поиска информации. Может статься, мы нуждаемся всего в паре инструментов.
Первичная задача решена. Надо действовать дальше. Что делать в первую очередь? Что изменять? По моему мнению, на пути нашем встают теперь две проблемы.
Проблема 1.
Учиться легче, если хорошо преподают. Это мы поняли. Но яркий преподаватель и глубокий ученый в одном лице – явление редкое. И зачастую ценный научный материал трудно усваивается из-за плохого изложения. Преподаватель может совершенствоваться. Но и студента (и даже еще ученика школы) имеет смысл научить оптимальной самостоятельной работе с научным-учебным материалом.
Решение: Система Аркадия Петровича Егидеса . Это русский Тони Бьюзен, более последовательный, лёгкий, академичный вариант.
Не отвергая ничего ценного из известных психолого-педагогических методов, мы предлагаем психологически обоснованные приемы в деле учения, объединенные нами под общим названием «логико-графическое моделирование ». Это психологически грамотная переработка текстов в схемы. Это поможет выбрать рациональные зерна из груды наукообразного мусора. Это даст существенный прирост глубины и широты знаний, это будет инструментарием результативного творческого мышления, это обеспечит хорошее запоминание и воспроизведение сложных мыслительных конструкций.
Мы очень подробно, шаг за шагом, разберем каждый прием в построении схемы (логико-графической модели) в дальнейшем.
Важно, что понятия в процессе мышления фигурируют в соотношениях друг с другом. Эти соотношения тоже можно описать словами. Например.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Современный мир |
Рубрика (тематическая категория) | Политика |
Современный мир, действительно, противоречив. С одной стороны - налицо позитивные явления и тенденции. Покончено с ракетно-ядерным противостоянием великих держав и разделением землян на два антагонистических лагеря. На путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации Евразии, Латинской Америки и других районов, которые до этого жили в условиях несвободы.
Нарастающими темпами формируется постиндустриальное общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ кардинально перестраивает весь уклад жизни человечества: постоянно обновляются передовые технологии, нарождается единое общемировое информационное пространство, человек с его высоким образовательным и профессиональным уровнем становится главной пружиной прогресса. Углубляются и диверсифицируются международные экономические связи.
Интеграционные объединения в различных частях света приобретают все больший вес, превращаются в существенный фактор не только мировой экономики, но и военной безопасности, политической стабильности, миротворчества. Растет число и множатся функции международных институтов и механизмов в системе ООН, стягивающих человечество в одно целое, способствующих взаимозависимости государств, наций, людей. Происходит глобализация экономической, а вслед за этим политической жизни человечества.
Но столь же очевидны явления и тенденции совершенно иного порядка, провоцирующие разобщенность, противоречия и конфликты. Все постсоветское пространство переживает мучительный процесс приспособления к новым геополитическим, идеологическим и экономическим реалиям. Взорвалась после десятилетий спокойствия ситуация на Балканах, болезненно
напомнив о событиях, приведших к развязыванию Первой мировой войны. Конфликты вспыхивают на других континентах. Имеют место попытки дробления международного сообщества а замкнутые военно-политические блоки, конкурирующие кономические группировки, соперничающие религиозные и националистические движения. Планетарных масштабов достигли явления терроризма, сепаратизма, наркоторговли, оргпреступности. Продолжается распространение оружия массового уничтожения, во весь рост встают экологические угрозы.
Глобализация, наряду с новыми возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов, порождает и новые опасности, особенно для отстающих государств. Растет риск зависимости их экономики и информационной системы от воздействия извне. Усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Глобальный характер приобретают катастрофы природного и техногенного характера, усугубляется экологический дисбаланс. Многие проблемы вырываются из-под контроля, опережая способность мирового сообщества своевременно и действенно реагировать на них.
То, что новая, устойчивая система международных отношений до сих пор не сложилась, усугубляет трения и противоречия. В этой связи в научно-политической среде рождаются и получают широкое распространение алармистские сценарии развития мировой политики - предрекаются, в частности, столкновения между цивилизациями (западной, китайской, исламской, восточно-славянской и т.д.), регионами, богатым Севером и бедным Югом, прогнозируется даже тотальный распад государств и возвращение человечества в первобытное состояние.
Есть, однако, основания полагать, что в XXI в. главными действующими ʼʼлицамиʼʼ на мировой арене останутся суверенные государства, и жизнь на земле будет и впредь определяться взаимоотношениями между ними. Государства продолжат сотрудничать или соперничать в соответствии со своими интересами, которые комплексны, многогранны, разнообразны и далеко не всегда совпадают с цивилизационными, региональными и прочими векторами. В конечном счете, возможности и позиции государств будут по-прежнему зиждиться на их совокупной мощи.
К сегодняшнему дню уцелела лишь одна сверхдержава: Соединенные Штаты, и многим начинает казаться, что наступает эра беспредельного американского господства ʼʼПаке Америка-наʼʼ. США, несомненно, имеют основания претендовать на роль мощнейшего центра силы на длительную перспективу. Οʜᴎ накопили внушительный экономический, военный, научно-технический и информационно-культурный потенциал, который проецируется на все главные сферы жизни современного мира. При этом у Америки растет тяга руководить другими. Американская официальная доктрина провозглашает наличие в мире зоны влияния США (так называемой стержневой зоны), в которую предполагается включить в конечном счете подавляющее число государств. Соединенным Штатам благоприятствует в этой политике то, что альтернативные общественные модели (социализм, некапиталистический путь развития) на данном этапе обесценены, потеряли привлекательность, и многие страны добровольно копируют США и принимают их лидерство.
Тем не менее мир не станет однополюсным. В первую очередь, у США не хватит на это финансовых и технических ресурсов. Тем более, что беспрецедентно затянувшийся подъем американской экономики не будет все-таки вечным, он рано или поздно прервется депрессией, а это неизбежно поубавит амбиции Вашингтона на мировой арене. Во-вторых, в США нет единства в вопросах внешней стратегии, отчетливо звучат голоса против перегрузки США международными обязательствами, вмешательства во все и вся. В-третьих, есть государства, которые не просто сопротивляются американскому влиянию, но сами способны быть лидерами. Это прежде всего Китай, стремительно набирающий совокупную государственную мощь, в более отдаленной перспективе - Индия, возможно, объединенная Европа, Япония. Заявку на лидерство в региональном масштабе могут на каком-то этапе сделать АСЕАН, Турция, Иран, ЮАР, Бразилия и т.д.
Что касается России, то и она, несмотря на переживаемые трудности, не намерена входить в зону чужого влияния. Более того, наше государство обладает необходимым потенциалом для постепенного превращения в процветающий и уважаемый центр силы в многополярном мире - это и огромная территория, и колоссальные природные, научно-технические и человеческие ресурсы, и выгодное географическое положение, и военная мощь, и традиции, и воля к лидерству, и, наконец, востребованность России в качестве влиятельной державы в различных регионах земного шара (СНГ, Ближний Восток, АТР, Латинская Америка).
Движение к многополярности - реальный и естественный процесс, ибо он отражает волю сложившихся или перспективных центров силы. Вместе с тем переходный период, будучи связан с борьбой за влияние, с изменением соотношения сил, чреват конфликтами. Нет гарантий -и того, что соперничество между крупными державами и объединениями государств автоматически исчезнет после сформирования новой системы международных отношений. Из истории известно, что многополярная система, созданная в итоге Первой мировой войны, не предотвратила развязывание нового, еще более разрушительного конфликта через два десятилетия.
Никто не знает, как поведут себя новые центры силы в XXI в., ощутив собственное превосходство. Их отношения со средними и малыми странами вполне могут продолжать нести заряд конфликтности из-за нежелания последних подчиняться чужой воле. Это видно на примере нынешних взаимоотношений США с КНДР, Кубой, Ираком, Ираном и т.д. Характерно и то, что даже те страны, которые по собственной воле входят в зоны влияния центров силы, гораздо энергичнее отстаивают свои права, чем в эпоху ʼʼхолодной войныʼʼ. Так, европейцы по-прежнему готовы сотрудничать с США, но одновременно крепят региональные институты, подумывают о чисто континентальных оборонных усилиях, отказываются во всех вопросах ʼʼмаршировать под американские барабаныʼʼ. Немало различий и разногласий существует между Вашингтоном и его партнерами в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Есть проблемы в отношениях Китая, России, Японии, Индии с их меньшими соседями.
Еще одна реальность современного мира, которая сохранится, очевидно, в XXI в., - противоречия между самими средними и малыми государствами. После окончания ʼʼхолодной войныʼʼ их количество даже возросло из-за ликвидации прежней блоковой дисциплины, когда сверхдержавы держали подопечных ʼʼв уздеʼʼ, отсутствия региональных лидеров в ряде районов земного шара (прежде всего в Африке и на Ближнем Востоке), распада СССР и Югославии.
Человечество вступает в новое тысячелетие с грузом многочисленных территориальных, религиозно-этнических, идеологических споров. Конфликты, как и прежде, могут порождать такие мотивы, как борьба за ресурсы, экология, миграция, беженцы, терроризм, обладание ядерным оружием и т.п.
Отличительной чертой нынешней эпохи является наличие значительного числа государств, которые испытывают серьезные внутренние трудности. Причем, как показал недавний финансовый кризис в Азии, от срывов не застрахованы и динамичные экономические системы. Угроза стабильности в государстве может исходить от политической системы - как тоталитарной, рано или поздно обреченной на крах, так и демократической. Бурная демократизация дала волю различным деструктивным процессам: от сепаратизма до расизма, от терроризма до прорыва мафиозных структур к рычагам государственной власти. Очевидно и то, что даже в наиболее развитых странах сохраняются узлы религиозно-этнических противоречий. При этом внутренние проблемы все стремительнее вырываются за государственные границы, вторгаются в сферу международных отношений. Несмотря, однако, на сохраняющийся в современном мире высокий потенциал конфликтности, есть все-таки основания смотреть в XXI в. с определенным оптимизмом. Внушает его, в первую очередь, уже упоминавшаяся растущая взаимозависимость государств. Ушли в прошлое времена, когда крупные страны изо всех сил стремились обескровить друг друга. Россия не желает, чтобы рухнула американская экономика или разлилась смута по Китаю. В обоих случаях наши интересы пострадают. Хаос в России или в Китае в равной степени ударит по Америке.
Взаимозависимость современного мира будет и дальше возрастать под воздействием таких факторов, как:
ускоряющаяся революция в средствах транспорта͵ связи и коммуникаций, в микроэлектронике;
все более полное включение в мировые связи бывших коммунистических стран, а также КНР, государств ʼʼтретьего мираʼʼ, отказавшихся от некапиталистического пути развития;
беспрецедентная либерализация мирохозяйственных связей и, как следствие, углубление взаимодействия национальных экономик большинства государств;
интернационализация финансового и производственного капитала (уже сейчас транснациональные корпорации контролируют 1/3 активов всех частных компаний);
общие задачи человечества по противостоянию возрастающим угрозам глобального характера: терроризму, наркоторговле, организованной преступности, распространению ядерного оружия, голоду, экологическим катастрофам.
Внутреннее развитие любого государства зависит сейчас от внешнего окружения, поддержки и помощи других ʼʼигроковʼʼ на мировой арене, в связи с этим глобализация, при всех ее изъянах, ʼʼподводных камняхʼʼ, опасностях, предпочтительнее полной разъединенности государств.
Смягчению противоречий на международной арене должна способствовать демократизация, которая охватила значительную часть планеты. У государств, придерживающихся схожих идеологических установок, меньше оснований для взаимных противоречий и больше возможностей их мирного преодоления.
Прекращение гонки вооружений между ʼʼсверхдержавамиʼʼ и их блоками, осознание опасности безоглядного наращивания ракетно-ядерного потенциала способствуют демилитаризации мирового сообщества. А это фактор, также работающий на гармонизацию международных отношений.
Основания для оптимизма дает и то, что в эпоху глобализации совершенствуется система международного права, его нормы находят все большее признание. Большинство современных государств подписывается под такими понятиями как отказ от агрессии, мирное разрешение конфликтов, подчинение решениям СБ ООН и других международных институтов, борьба с расизмом, уважение прав народов и прав человека, избираемость правительств, их подотчетность населению и т.д.
Наконец, еще одно достояние человечества на пороге XXI в. - это уже упоминавшийся рост системы глобальных и региональных организаций, которые имеют мандат на углубление взаимодействия между государствами, предотвращение и улаживание конфликтов, осуществление коллективных действий по политическим и экономическим вопросам и т.п. ООН - это универсальный форум, который постепенно способен эволюционировать в сторону превращения в своего рода мировое правительство.
В случае если такая тенденция будет развиваться, то остается надежда, что силовая политика и безудержное соперничество государств начнут отходить на задний план.
Современный мир - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современный мир" 2017, 2018.