Апостольские правила. Послания апостолов: Зачем «хвалился» апостол Павел

Такими, на первый взгляд необычными словами, начинает свои «Беседы на Евангелие от Матфея» святитель Иоанн Златоуст ― один из первых святых, предложивших христианскому миру обширное и полное толкование Новозаветных текстов.

Удивительная особенность повседневной жизни современных христиан: однозначно признавая свою причастность к Церкви, Которую основал Спаситель, не обращаться к Писанию, данному для того, чтобы каждый христианин «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Причём доходит до парадоксов.

Представители разного рода сект, почему-то именующих себя «церквами» и при том христианскими, знают наше Священное Писание чуть ли ни наизусть, что в кругах тех, кто принадлежит к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, считается верным признаком сектантства…

Увы, такова данность. Не будем начинать бесплодных разговоров о том, как мы дожили до такой жизни. Лучше предпринять хотя бы что-то для врачевания этого недуга.

Итак, повторим самые основы. Что же в себя включает Священное Писание? Если одним словом, то так мы называем Библию. Первая её часть называется Ветхим Заветом, который содержит тексты, написанные пророками до пришествия Христа. В сущности, эти тексты именно о Нём и пророчествуют, но в этой статье мы не будем заострять на них внимания. Вторая часть, наиболее важная для нас, это Новый Завет. Он написан после пришествия Христа Его апостолами и основное его содержание - о Самом Христе. Если говорить очень упрощённо, то Ветхий Завет - о Христе приходящем, а Новый Завет - о Христе пришедшем.

Из чего же состоит Новый Завет? Это четыре Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, - в которых описаны почти все известные нам события из жизни Господа Иисуса Христа. Далее, это книга Деяний святых апостолов, в которых описана история проповеди Евангелия учениками Христа. Затем идёт целый блок посланий святых апостолов и, наконец, самая загадочная книга Нового Завета - Откровение Иоанна Богослова, в которой описаны пророчества о грядущих судьбах нашего мира. По-гречески слово «Откровение» звучит как «Апокалипсис».

Если евангельские тексты у христиан хотя бы частично на слуху и книга Деяний святых апостолов в виду своего простого повествовательного слога более или менее понятна, то совсем по-другому обстоит дело с последующими новозаветными книгами. О них мы и начнём разговор, правда, исключив заранее книгу Откровения, - о ней должен быть совершенно отдельный разговор.

Как часто христианину следует молиться? Как готовиться к Таинству Причащения? Какие основания имеет под собой Таинство Соборования? Как должны быть выстроены отношения в христианском браке? Что такое священное Предание и каково его место в церковной жизни? Наконец, действительно ли необходимо женщине покрывать свою голову в храме? На эти и многие другие вопросы дают нам ответ послания святых апостолов.

Вообще послания, строго говоря, это письма. Письма, написанные кем-либо из апостолов конкретным адресатам. И, конечно же, для каждого адресата всегда есть свой повод и, следовательно, особенное содержание послания. Знание этого очень важно, чтобы понять контекст и направленность каждого из посланий. Вот пример толкования из того же святителя Иоанна на Второе Послание апостола Павла к Тимофею: «Часто я, взяв в руки Послание Апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: «подвигом добрым я подвизался» (2 Тим. 4:7). Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это… Он желает утешить скорбящего ученика, … говорит подобно отцу: не плачь, сын мой, я жил хорошо, оставляю тебя, достигнув старости; жизнь моя была безукоризненна, я отхожу со славою — говорит не из тщеславия, нет, но для ободрения сына, для того, чтобы такими похвалами внушить ему легко переносить все случающееся, иметь благую надежду и не считать предстоящей разлуки тяжкою». Как видим, понять в правильном смысле это послание апостола Павла не так уж и просто, если не знать, что это прощальное письмо своему ученику. Легко может закрасться мысль, что раз уж сам святой апостол себя «нахваливает» перед другими, то почему бы и нам, христианам не поступать так же?...

В последующих материалах мы надеемся описать основные особенности и тезисы каждого из посланий апостолов. Итак, что же нам стоит узнать для начала? Пожалуй, то, что первые семь посланий называются в Библии «Соборными». Это послание апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна и послание апостола Иуды. Соборными их назвали потому, что все они адресованы не к конкретному лицу или к какой-либо общине, а вообще к современным христианам, где бы они ни находились.

Святой Иаков писал «двенадцати коленам [евреев-христиан], находящихся в рассеянии», святой Пётр - «рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии», святой Иоанн, находясь в почтенном возрасте, любовно обращается к адресатам: «Дети!», а святой Иуда (тёзка «того самого» Иуды - ред .) пишет не менее обширно: «призванным, которые освящены Богом…».

Дальнейшие четырнадцать посланий написаны апостолом Павлом. Часть из них адресована конкретным христианским общинам - в Риме, в Коринфе, Колоссах, Фессалониках и так далее… А часть - это письма конкретным лицам: Тимофею, Филимону, Титу. В каждой из общин были свои проблемы, которые требовали скорейшего решения. А поскольку сам святой Павел не мог прийти к собратьям в эти города, то ему пришлось решать вопросы на расстоянии при помощи писем.

Но почему же эти письма апостолов Церковь сохранила не просто как память, а призывает к их регулярному чтению? Потому что проблемы, о которых писали ученики Христа, изобилуют и в наши дни.

Священник Даниил Маслов, газета "Логосъ"

(Ап. 42, 54; Трул. 9, 50; VII Всел. 22; Лаод. 24, 55; Карф. 40, 60).

Оба эти правила (42 и 43) говорят об одном и том же предмете, а именно - воспрещают игру и пьянство, и буде лица, предающиеся этому, останутся упорными и после надлежащего увещания со стороны старших, правила предписывают извергнуть их из священного сана, если то будут священнослужители, а если только церковнослужители или миряне, - отлучить от св. причащения. Что касается церковнослужителей, то таковые предварительно лишались занимаемой ими в церкви службы и отлучались (от св. причащения) после того, как перестали быть иподиаконами, чтецами или певцами.
Под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной в оригинале словом χύβοις (alea) , нужно разуметь всякого рода азартную игру (в наше время преимущественно игра в карты), при которой вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или же сам обрекает на гибель как свое имущество, так и имущество своей семьи. Это своего рода кража, и как за кражу 25-е Ап. правило предписывает извержение духовного лица, уличенного в ней, так точно и 42-е Ап. правило предписывает извержение всякого наклонного к азартной игре.
Такому же наказанию подвергает правило и за пьянсτво. Еще в Ветхом Завете Бог заповедал Аарону, чтобы он и сыновья его остерегались вина и крепких напитков, и чтобы это постановление было вечным из рода в род (Лев. 10:9). В Новом Завете неоднократно заповедуется духовному лицу не быть пьяницей (1Тим. 3:3, 8; Тит. 1:7). Умеренное употребление вина не возбраняется духовному лицу (Ап. 51 пр.), но, объясняяпредписания Св. Писания, правило строго воспрещает употреблять вино и крепкие напитки свыше меры, до опьянения. Если предписание церкви повелевает наблюдать прежде всего за тем, чтобы вступающий в клир не имел пристрастия к вину (1Тим. 3:8) и не был расположен к дрязгам и ссорам, проистекающим от пьянства , то естественно, что человек, склонный к пьянству, не должен быть никоим образом терпим в клире. Относительно мирян - пьяниц ап. Павел говорит, что таковые царства Божьего не наследуют (1Кор. 6:10; Гал. 5:21); у духовных же лиц пьянство является не только пороком, но преступлением святыни , оскорбляющим Божие величие, оскорбляющим и унижающим самую священническую службу, которая у пьяного священника, или же склонного к пьянству перестает быть разумной службой, как называет ее ап. Павел в своем послании к Римлянам (12:1). Даже и умеренное употребление вина и крепких напитков без особой к тому нужды осуждается церковью как порок, показывающий, что священник не следит за собой, сколько того требует высота его служения , и возбуждает у других сомнение относительно своего образа жизни . Правила своими предписаниями настолько стремятся охранить духовных лиц от этого страшного и отвратительного порока (пьянства), что воспрещают даже им, как преступление, посещение без особой нужды корчмы, о чем, между прочим, говорит и 54-е Ап. правило. Этим объясняется строгость этих (42 и 43) правил относительно священнослужителей и церковнослужителей, склонных к пьянству. Для того чтобы верные миряне, являющиеся живыми членами тела церкви, царственным священством, святым народом (1Пет. 2:9), сохранили себя в чистоте от этого отвратительного порока, правило упоминает и о них.

У нас в сообществе часто в дискуссиях упоминаются те или иные канонические правила. Уже много раз заходил разговор о правильном их понимании и толковании. Начиная с этого сообщения мы будем разбирать и обсуждать текст того или иного канона.

Итак, начнем.

39 правило Святых Апостолов

греческий текст:
Οἱ πρεσβύτεροι, καὶ οἱ διάκονοι, ἄνευ γνώμης τοῦ ἐπισκόπου μηδὲν ἐπιτελείτωσαν αὐτὸς γὰρ ἐστὶν ὁ πεπιστευμένος τὸν λαὸν τοῦ Κυρίου, καὶ τὸν ὑπὲρ τῶν ψυχῶν αὐτῶν λόγον ἀπαιτηθησόμενος.

русский перевод:
Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их.

Некоторые дополнения:
Правило 33(42) Карфагенского собора.
Определено такожде, чтобы пресвитеры, без соизволения своих епископов, не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам не позволительно продавали церковные земли, без ведома собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу не позволительно расточати вещи, находящиеся в церковной описи.

Правило 12 Седьмого Вселенского Собора.
Аще кто, епископ, или игумен, окажется что либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдаяние, по правилу святых апостол, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвояти что либо из оных, или сродникам своим дарити принадлежащее Богу: аще же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но, под сим предлогом, да не продает принадлежащего церкви. Аще поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавати поля местным начальникам, но клирикам или земледельцам. Аще же употребят лукавый оборот, и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии или монастырю: а епископ, или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали.

Некоторые выводы:
Как мы видим все толкователи этого правила считают, что запрет на совершение чего либо клириками без ведома епископа ограничивается запретом совершения каких либо действий с церковным имуществом. Таково общее мнение толковников. Аристин же и Зонара ещё дополняют к этому запрет на совершение таких юридических действий как подвержение епитимии или отлучению от церкви кого-либо и когда-либо по своему произволу, разрешение от епитимии, сокращение или продолжение её срока. То есть считают что это правило ограничивает кроме власти имущественной, ещё и власть судебную. Преосвященный Никодим (Милаш) больше склонен согласиться с Вальсамоном.

То есть данное правило, по мнению церковной юриспруденции ограничивает действия клириков без ведома епископа только в области распоряжения церковным имуществом и возможно в области судебной. В других областях, по мнению толковников действия клириков данное правило не ограничивает!

И это совершенно точное толкование. Ведь если решить, что данное правило запрещает вообще какие-либо действия клириков без ведома епископа, то здесь легко дойти до абсурда решив например, что клирик вообще не может ступить буквально шага не получив на то особого благословения церковной власти. А такого в канонах установлено быть не может.

1. Епископа да поставляют два или три епископа.

2. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.

3. Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего–либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что–либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.

4. Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками.

5. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.

6. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.

7. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

8. Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка, при совершении приношения не причастится: да представит причину, и если есть благословна, да будет извинен. Если же не представит: да будет отлучен от общения церковного, как соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшего приношение наведший подозрение, якобы неправильно совершал.

9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.

10. Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.

11. Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам.

12. Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый.

13. Если же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, как солгавшему и обманувшему церковь Божию.

14. Не позволительно епископу оставлять свою епархию и во иную переходить, если бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая причина благословная, сие творить его понуждающая, как могущего большую пользу обитающим там принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению.

15. Если кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отойдет, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служить более, и наипаче, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии: там, как мирянин, в общении да будет.

16. Если же епископ, у которого таковое быть случится, в ничто вменив определенное им запрещение служения, приимет их как членов клира: да будет отлучен, как учитель безчиния.

17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.

18. Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.

19. Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быть в клире.

20. Кто из клира даст себя порукою за кого–либо: да будет извержен.

21. Скопец, если от человеческого насилия таковым соделан, или в гонении мужских членов лишен, или так рожден, и если достоин, да будет епископ.

22. Сам себя оскопивший да не будет принят в клир. Самоубийца ибо есть и враг Божия создания.

23. Если кто от клира оскопит себя самого: да будет извержен. Ибо убийца есть самого себя.

24. Мирянин, себя самого оскопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своей жизни.

25. Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в воровстве обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмсти дважды за одно. Так же и прочие причетники.

26. Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы.

27. Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал.

28. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви.

29. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром.

30. Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним.

31. Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа.

32. Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучив–шим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его.

33. Не принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты: и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них; и если будут проповедники благочестия: да приемлются; если нет: подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом.

34. Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.

35. Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения в городах и в селах, ему не подчиненных. Если же обличен будет, как сотворивший сие без согласия имеющих в подчинении города оные и села: да будет извержен и он, и поставленный от него.

36. Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон. Если же пойдет туда, и не будет принят, но не по своей воле, но по злобе народа: он да пребывает. Епископ, клир же града того да будет отлучен за то, что такового непокорного народа не учили.

37. Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия. В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы; а во второй, октября во двенадцатый день.

38. Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, как Бог назирающий. Но не позволительно ему присваивать что–нибудь из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Ес–ли же суть неимущие, да подает им, как неимущим: но под сим предлогом не продает принадлежащего Церкви.

39. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их.

40. Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет, и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема безславием.

41. Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением; так же (если потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недосатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил: да служащий алтарю, от алтаря питаются; так же и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.

42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.

43. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне.

44. Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен.

45. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как–либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.

46. Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?

47. Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит, или если от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, как посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

48. Если который мирянин, изгнав свою жену, поимет иную, или иным отринутую: да будет отлучен.

49. Если кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен.

50. Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестмте, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин.

52. Если кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает ибо Христа рекшего: радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся.

53. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздника не вкушет мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, как сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим.

54. Если кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет: да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостиннице отдыхает.

55. Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла.

56. Если кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного.

57. Если кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется: да будет отлучен. Так же и мирянин.

58. Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен.

59. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего.

60. Если кто подложные книги нечестивых, как святые, в церкви оглашает, ко вреду народа, и клира: да будет извержен.

61. Если верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.

62. Если кто из клира, устрашаясь человека иудея, или еллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Если же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен от клира. Если же покается: да будет принят, как мирянин.

63. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен.

64. Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

65. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.

66. Если кто из клира в сваре кого ударит, и одним ударом убьет: да будет извержен за продерзость свою. Если же мирянин сие сотворит: да будет отлучен.

67. Если кто деву необрученную насиловав имеет: да будет отлучен от общения церковного. Не позволять же ему брать иную: но должен удержать ту, которую избрал, если бы и убогая была.

68. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого–либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями церкви быть невозможно.

69. Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

71. Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлу–чен от общения церковного.

72. Если кто из причта, или мирянин, из святой церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и в пятеро приложит к тому что взял.

73. Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто да не присвоит на свое употребление. Беззаконно ибо есть. Если же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением.

74. Епископ, от людей доверия достойных, обвиняемый в чем–либо, необходимо сам должен быть призван епископами, и если предстанет и признается, или обличен будет: да определится епитимия. Если же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Если же и сего не уважая, не предстанет: Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем ре–шение, да не мнится выгоду иметь, бегая от суда.

75. Во свидетельство против епископа не принимать еретика: но и верного одного не довольно. На устах двоих, или трех свидетелей твердо станет всякое слово.

76. Не подобает епископу, из угождения брату, или сыну, или иному сроднику, поставлять в достоинство епископа, кого хочет. Ибо не есть праведно творить наследников епископства, и собственность Божию давать в дар человеческому пристрастию. Не должно Церковь Божию под власть наследников поставлять. Если же кто сие сотворит: поставлен да будет недействительно, сам же отлучением наказан да будет.

77. Если кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна.

78. Глухой же, и слепой да не будет епископ, не как бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах Церковных.

79. Если кто демона имеет: да не будет принят в клир, и с верными да не молится. Освободясь же, да будет принят с верными, и если достоин, то и в клир.

80. От языческого жития пришедшего и крещенного, или от порочного образа жизни обратившагося, не праведно вдруг производить во епископа. Ибо несправедливо еще неиспытанному быть учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.

81. Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди.

82. Не позволяем в клир производить рабов, без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит разстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господа соизволят, и освободят, и из дому отпустят: да будет произведен.

83. Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обое, то есть, Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу.

84. Если кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина; если же мирянин: да будет отлучен от общения церковного.

85. Для всех вас, принадлежащих к клиру, и мирян, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхаго Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученаго Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно), и Деяния наши Апостольские.

[Правила Святых Апостолов; греч. Κανόνες τῶν ἁγίων ̓Αποστόλων], древний сборник канонического содержания, значение к-рого в жизни Церкви исключительно велико: А. п. рассматриваются как часть апостольского Предания, ибо они точно выражают учение, переданное апостолами своим преемникам, находятся в полном согласии с учением, содержащимся в канонических книгах Свящ. Писания, и соответствуют церковной практике, представленной в сочинениях мужей апостольских и их ближайших преемников, наконец, церковными Всел. Соборами за ними признается апостольский авторитет (Трул. 2; VII Всел. 1). А. п. открывается канонический кодекс правосл. Церкви.

Еще ученые кон. XIX - нач. XX в. считали, что невозможно найти точные данные о времени появления А. п. (Никодим [Милаш], еп . Право. С. 89), как невозможно признать, что они получили начало непосредственно от апостолов (Суворов . Право. С. 145). Впрочем, непосредственное авторство апостолов отрицает и Трул. Собор. В Ап. 85 говорится об «Апостольских постановлениях» , причем «постановления, изреченные через Климента в восьми книгах» ставятся составителем в один ряд с книгами Свящ. Писания, «откуда видно, что автор правил заинтересован в том, чтобы обеспечить за постановлениями авторитет подлинно апостольского произведения, - этот интерес говорит за то, что и правила, и постановления принадлежат одному и тому же лицу» (Суворов . Право. С. 146). Ряд текстовых совпадений также дает основание полагать, что А. п. были составлены после Апостольских постановлений и что последние послужили для них источником (47-я гл. VIII кн. «Апостольских постановлений» содержит «Правила Святых Апостолов»; см. совр. исследование М. Месже об Апостольских постановлениях - Metzger . T. 3: Introd. § 500-505; см. также: Павлов . Право. С. 48-49). Кроме того, и др. главы «Апостольских постановлений» содержат тексты, точно соответствующие А. п., напр.: «А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его» (Апост. постан. VIII 27) и «Епископа да поставляют два или три епископа» (Ап. 1). «Нет сомнений, что значительная часть Ап. правил содержит в себе нормы, сохранявшиеся в церковной практике от времен апостольских. Но нельзя отрицать и того, что некоторые из них принадлежат временам гораздо позднейшим. Таково, например, 30-е правило, запрещающее домогаться епископства при помощи светских властей, или 37-е правило, предписывающее, чтобы в каждой провинции дважды в году собирались церковные Соборы,- ясно, что то и другое правило могло произойти только в те времена, когда Церковь вступила уже в союз с римским государством, т. е. при первых христианских императорах, или, что то же, не раньше половины IV века» (Павлов . Право. С. 49).

Имея в виду рукописи «Апостольских постановлений», к-рые включают 85 правил (Vat. gr. 839, X в.; Vat. Barber. gr. 336, посл. четв. VIII в.; Vat. gr. 1506, 1024 г.; РНБ. Греч. 100, 1111 г.), проф. Месже считает, что правила обнаруживают соответствие, а иногда и букв. совпадение с правилами Всел. I (325), Антиох. (ок. 330; о датировке Собора, принявшего правила, см. в ст. «Антиохийские Соборы») Соборов , собранием правил, приписываемых Лаодик. Собору (между 343 и 381), правилами Анкир. (314) и Неокесар. (ок. 319) Соборов и были упорядочены только перед Всел. II Собором (381). Неизвестно, располагал ли составитель определенным собранием более ранних правил, или он знал их в отдельных сериях (Metzger . T. 1. P. 22-23). В церковно-исторической, канонической и патрологической лит-ре (Павлов . С. 49; Суворов . С. 146-147; Leclercq . Col. 1916-1917; Metzger . T. 1. P. 22-23) акцентируется внимание на близком сходстве нек-рых А. п. и правил Антиох. Собора (Ап. 32 и Антиох. 6, Ап. 33 и Антиох. 7, Ап. 34 и Антиох. 9, Ап. 36 и Антиох. 18, Ап. 37 и Антиох. 20, Ап. 38 и 40 и Антиох. 24, Ап. 41 и Антиох. 25). Большинство исследователей склоняется к тому, что составитель А. п. имел перед собой постановления Антиох. Собора, а не наоборот. Однако нужно отметить, что текст А. п., включающий ранние тексты, лаконичен, правила Антиох. Собора, напротив, подробнее, обстоятельнее, что обычно свидетельствует о более позднем происхождении. Кроме того, А. п. исходят из иного и более древнего церковного устройства, чем правила Антиох. Собора. Напр., при сходстве содержания Ап. 34 и Антиох. Ап. 9 говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, разумеется связанному с территориальным: «Епископам всякаго народа подобает знати первых в них»; 9-е прав. Антиох. Собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствовавших адм. делению Римской империи на провинции, введенному в нач. IV в. при Диоклетиане . Поэтому первый епископ в Антиох. 9 именуется митрополитом.

Текст сб. «Правил Святых Апостолов» сир. происхождения. Первая ясная ссылка на авторитет А. п. встречается в постановлении К-польского Собора 394 г., председателем к-рого был архиеп. Нектарий, родом из киликийского г. Тарс, входившего в состав Антиохийской (Сирийской) церковной обл.

Признание за «Правилами» апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В XVI в., после выхода «Магдебургских центурий» , в к-рых было высказано сомнение в апостольском происхождении «Правил», Ф. Турриан пытался доказать, что они были записаны апостолами на Иерусалимском Соборе апостолов . Внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того, что если бы древняя Церковь признавала эти «Правила» апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к общему мнению, что «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами. Но об апостольском авторитете «Правил» говорит их полное согласие с учением НЗ. Нек-рые правила обнаруживают совпадение с текстом Писания (что, возможно, говорит в пользу их раннего происхождения). В Посланиях святых апостолов (1 Тим 3. 2-13; 2 Тим 1. 5-9; 1 Петр 5. 1-3; 3 Ин 1-10) названы качества, к-рыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков; те же требования содержатся в Ап.17, 25, 42, 43, 44, 61, 80. Об апостольском авторитете «Правил» свидетельствует также их соответствие нормам церковной жизни первых веков. В I Всел. 15 содержится требование прекратить обычай «вопреки апостольскому правилу обретшийся... дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон». А в Ап. 14 говорится: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити»; в Ап. 15: «Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет... таковому повелеваем не служити более».

Включение в канонический кодекс

Судьба «Правил Святых Апостолов» складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Существовали разные списки греч. подлинника; в них находилось от 50 до 85 правил. Антиохийский пресв. Иоанн Схоластик, впосл. св. Патриарх К-польский (565-577), включил 85 А. п. в канонический сборник в 50 титулах. Затем А. п. входят в «Номоканон XIV титулов» с оговоркой «т. н.». В кон. VII в. Трул. Собор во 2-м прав., перечисляя каноны, на 1-е место поставил «Правила Святых Апостолов»: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил». Отцы Трул. Собора не приписывают, т. о., самим апостолам создание этих правил, но, ставя их на 1-е место в перечне канонов, усваивают им апостольский авторитет.

Ок. 500 г. рим. аббат Дионисий Малый перевел «Правила Святых Апостолов» на лат. язык, используя список, содержащий 50 правил. В предисловии к переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались общим признанием и не считались апостольскими, но были отнесены к разряду апокрифических. Впосл. Дионисий сделал новый перевод, к-рый был включен св. папой Гормиздом в «Сборник декреталов». Канонический сборник Дионисия, в к-ром был помещен перевод 50 А. п., вошел на Западе во всеобщее употребление, эти правила в конце концов получили там канонический авторитет. Рим. Церковь отвергла авторитет 35 последующих правил не только в силу традиции, но еще и потому, что в нек-рых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Зап. Церкви. Первое из отвергнутых правил: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» (51-е) - говорит не в пользу принятого ныне у католиков обязательного целибата духовенства. В 64-м апостольском прав. осуждается пост в субботу, впосл. вошедший в средневек. обычай католич. Церкви. 77-е прав.: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» - также не согласуется с рим. практикой считать телесное уродство препятствием к священству. Оригинальный греч. текст в 687 г. в Эдессе был переведен на сир. язык (Leclercq . Col. 1938).

Дисциплинарные правила, часть к-рых имеет предписывающий характер, часть - запретительный. В основном они адресованы клиру, но нек-рые - мирянам. Правила 1 и 2 говорят о поставлении священно- и церковнослужителей: право поставлять, согласно этим правилам, принадлежит исключительно епископу, епископ осуществляет духовное руководство причтом (прав. 58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлученных епископом пресвитера или диакона принимать др. епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения,- см. Абсолютное рукоположение); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) - епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нем лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (прав. 59); Собор епископов, на к-ром они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (прав. 74) «дважды в году да бывает» (прав. 37). Особое значение имеет 34-е прав., в к-ром устанавливаются устройство власти в поместных Церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчиненность в Церкви подчеркивают правила 55, 56.

Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней Церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религ. общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы). Прав. 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также прав. 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Трул. 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что Церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Ап. 51: «удаляется от брака... не ради подвига воздержания»); во-вторых, 5-е прав., и это подчеркивает 51-е, направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась. Церковь поддерживала в христианах воздержание ради Царства Небесного, к-рое достигалось вследствие сильного душевного стремления к Царству Небесному и свободного обуздания плоти, а не вследствие физического вреда (прав. 21-24). Священническое право определяет, что священническое служение может нести только тот, кто был женат 1 раз (1 Тим 3. 2, 12; Тит 1. 6, 8), был воздержан и не взял в жены ни вдовы, ни блудницы - правила 17-19. Священное лицо не может участвовать в мирских делах, не согласующихся с его предназначением, дабы «неупустительно быти при делах церковных» (прав. 6, 81); не может давать поручительство перед судом (прав. 20), заниматься военными делами в стремлении «удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность» (прав. 83), в противном случае он извергается из сана.

Правила 47, 49, 50 посвящены таинству Крещения: предписаны условия истинного Крещения, важнейшие элементы чинопоследования Крещения. Как едино Крещение, так и едино рукоположение, «разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями церкви быти невозможно» (прав. 68). О покаянии правила 52, 62. О посте прав. 69.

Следующие правила определяют церковные наказания (епитимию , отлучение) за различные преступления: 45, 46, 65 (с еретиками моление, крещение или причащение у еретиков), 73 (использование освященных предметов, предназначенных для Евхаристии , в домашнем употреблении), 25, 61, 72 (блуд, клятвопреступление, воровство), 29, 30, 76 (получение сана неправедным путем), 27, 42-44, 54, 57 (безнравственное поведение), 66, 67 (убийство, насилование). Также должны подвергаться наказаниям и лица, имеющие общение с отлученным от Церкви,- правила 10, 11, 12, 16.

Лит.: Книга правил. СПб., 1893, 1993р; Остроумов М . А . Введение в православное церковное право. Х., 1893. Т. 1; Leclercq H . Canons Apostoliques // DACL. 1910. T. 2. Part. 2. Col. 1910-1950; Metzger M . Les Constitutions Apostoliques: In 3 t. P., 1985-1987. (SC; N 320, 329, 336).

Прот. Владислав Цыпин, Л. В. Литвинова