Урок окружающего мира « От кого зависит твой режим дня?» презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему. Вы поддерживаете здоровый рацион питания

Окружающий мир.

УМК «Начальная школа 21 века»

2 клас c .

1.Что тебя окружает?

1.Природа бывает

живая и неживая

живая и мертвая

живая, неживая и сделанная руками человека

2. Закончи высказывания:

Птицы - это животные, а травы - ………

Деревья – это растения, а рыбы - ………..

3. Отметь верное высказывание:

Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

Растения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.

Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.

4. Отметь слова, обозначающие то, что относится к неживой природе.

Цветок луна дождь лед

камень машина глина песок

птица  рыба снег солнце

5. Отметь те предметы, которые созданы руками человека.

Гриб  дом

Дерево  комар

Заяц самолет

6.Раскрась зеленым цветом , если это объект природы, красным – если это изделие.

Телевизор радуга стул дождь

Мухомор  книга ананас  камень

7. Соедини → части предложения

Общество

8.Найди и исправь ошибки:

    Солнце восходит рано, заходит поздно. День длинный, ночь короткая. Это – зима. Солнце восходит поздно, заходит рано. День короткий, ночь длинная. Это – лето. День заметно прибывает. Это - осень. День заметно убывает. Это - весна.

9.Отметь правильный ответ. Сколько дней в неделе?

 31 или 30 дней

10.Отметь правильный ответ. Сколько недель в месяце?

12 недель

4 недели

4 или 5 недель

11. Отметь правильный ответ. Сколько месяцев в году?

Много месяцев

4 или 5 месяцев

12 месяцев

12. Отметь правильный ответ. Сколько времен года?

3 времени года

12 времен года

4 времени года

13. Отметь ошибочный ответ.

Дни недели: понедельник, вторник, среда, суббота, четверг, пятница, воскресенье

Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

14.Отметь верные ответы

Воздух, вода, растения, животные, человек – это природа

Воздух, вода, камни, песок – это не природа.

Самое разумное существо на Земле – это дельфин.

Самое разумное существо на Земле – это человек.

15* Закончи предложения:

    Воздух, вода, растения, животные и человек –это …………………………….. Воздух, вода, камни, песок – это………………………………………………… Растения, животные, человек – это …………………………………………….. Человек живет не только среди природы, но и ……………………………….. Самое разумное существо на Земле – это ………………………………………

16. Что такое природа?

 человек, растения, животные, солнце в небе, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы.

солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы и микробы

 карандаши, тетради, парты, здание школы.

17. Что относится к живой природе?

земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками.

Солнце, небо, облако, Земля, камни, вода, дождь, снег.

человек, животные, растения, грибы, микроб

2.Кто ты такой?

1. Отметь правильный ответ. У человека

2 органа чувств

6 органов чувств

5 органов чувств

2.Проведи линии правильно

глаз холод, тепло, боль

ухо зрение

кожа слух

язык запах

3. Отметь правильные ответы:

Обоняние-это различение запахов

Орган обоняния – кожа

Кожа позволяет нам осязать предметы, чувствовать их свойства

4. Отметь правильный ответ:

Осязание-это различение запахов

Орган осязания - кожа

Холод, тепло, боль мы ощущаем с помощью глаз

5. Отметь правильные ответы:

Здоровье – это правильная, нормальная работа всего организма.

Чтобы меньше болеть, нужно очень тепло одеваться.

Чистить зубы нужно утром и вечером

6. Отметь ошибочные ответы:

Если болит живот, нужно поставить грелку

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «03»

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «02»

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «01»

7. Отметь верные утверждения:

Если несильно обожжена рука или нога – нужно помазать мазью.

Если обморожены руки, ноги, нос или уши – потри их снегом.

Если обморожены руки, ноги, нос или уши - зайди в ближайшее теплое помещение и наложить согревающую повязку..

8. Отметь верные утверждения:

Из носа идет кровь – прижми ноздрю пальцем с ватой

Из носа идет кровь – положи на переносицу мокрый холодный носовой платок

Из носа идет кровь – запрокинь голову назад.

9. Отметь верные высказывания:

Телевизионные передачи нужно смотреть 3 часа в день

Телевизионные передачи модно смотреть не более 1 часа в день

Можно одновременно смотреть телевизор и читать книгу.

10.Отметь верное высказывание:

Культурный человек тот, который занимается физической культурой

Культурный человек много знает, умеет, выполняет правила приличного поведения, ведет себя вежливо.

11.Перед тем как приступить к выполнению домашнего задания, надо

включить телевизор и радио

проверить, хорошо ли освещено рабочее место

проветрить комнату

собрать на рабочем столе все учебники, тетради, игрушки.

12.Для чего организму нужно питание? Отметь правильные ответы

для хорошего самочувствия

для роста и развития организма

для борьбы с болезнями

чтобы не пропадали продукты питания

для повышения выносливости и активности

13. Отметь верные ответы:

организму для роста и развития нужны белки, жиры и углеводы

чтобы не болеть, нужно соблюдать режим дня

2.*У Саши большая семья. У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними живёт бабушка его мамы и тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?

Подчеркни правильный ответ: 4, 7, 5.

3.Закончи предложения:

Папин папа – это ……………………………………

Внучка – это дочка сына или -………………………

Бабушка– это мама мамы или - …………………..

Тётя – это сестра мамы или - ………………………..

Дядя – это брат мамы или –…………………………

4.Соедини части пословиц:

Не красна изба углами поживут и люди для тебя

Семья а красна пирогами

Поживи для людей крепка ладом

5. Соедини части пословиц

Друг за дружку держатся себя не щадить

Дружбу водить да лежать не велит

Долг невелик ничего не бояться

6.* Все женщины в семье Смирновых умеют вязать. Бабушка Люся из семьи Смирновых. Значит,…

7.* Напротив Олега сидят Петя и Ира. Напротив Пети – 2 человека, и напротив Иры – 2 человека. Сколько всего сидит людей?

8.* Угадай шифр и разгадай поговорку (буквы менять местами не нужно).

Акперк яьмес модал. ____________________________________________________

9.*Запиши как можно больше названий родственников: мама, папа………………………

.......................................................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………..

10.Зачем люди придумали правила культурного человека?

 чтобы всем было приятно разговаривать друг с другом

 чтобы у всех ладились дела

 чтобы не болеть

 было всегда хорошее настроение.

11.Каких правил бывают?

Отношения к ……………………

Отношения к ……………………

Отношения к…………………….

12. Каких правил не бывает?

Отношение к …………………

Отношение к …………………

Поведение на ………………..

12. Отметь правила культурного человека в театре

Верхнюю одежду сдают в гардероб

В зрительный зал входят до начала представления

Проходят на своё место лицом к сидящим. Проходить к ним спиной некультурно.

 Во время представления можно есть чипсы и пить напитки.

13. Отметь правила культурного человека в театре

 Проходят на своё место спиной к сидящим

Есть в зрительном зале во время спектакля неприлично

Во время спектакля можно разговаривать, чтобы обсудить увиденное

После спектакля принято аплодировать. Так благодарят актёров за их работу.

14.Отметь правила дружбы:

 храни секреты друга

 радуйся успехам друга, поддерживай друга, когда у него неприятность

 завидуй другу

14.Отметь правила дружбы:

Извинись, если обидел друга, предложи помириться

Расскажи всем о том, что не получается у твоего друга

Старайся замечать только хорошее в людях.

15.Допиши предложения, пользуйся словами для справок

Движения мышц лица - это ___________________

Движения рук, ног, тела - ____________________

Слова для справок : мимика, жесты

16. Соедини части пословиц

Поживи для людей себя не щадить.

Друг за дружку держаться поживут и люди для тебя.

Дружбу водить ничего не бояться.

4. Россия - твоя Родина

1. Запиши слова, близкие по значению слову «родина»

_______________________________________________________________

2.Отметь правильный ответ. На флаге России три полосы:

красная и две синие

белая, красная и синяя

белая, голубая, зеленая

3.Нарисуй флаг России

4.Перечисли города России:

________________________________________________________________

5.Столица России:

Салехард

Ноябрьск

6.Глава нашего государства

депутат

президент

7.День рождения нашей страны

8.Соедини начало и конец пословиц:

Родина – мать… …зайцу дорог

Родная сторона - мать, а… …умей за неё постоять

Родной куст и… …чужая - мачеха.

9.Соедини название города и его достопримечательность:

Ростов Зал воинской славы на Мамаевом кургане.

Ярославль Усадьба «Ясная поляна» великого писателя

Самовары, пряники. Музей оружия.

Кострома Царь - колокол. Царь - пушка

Волгоград Музей деревянного зодчества

Тула Первый русский театр

Москва Кремль.

10.Закончи предложения:

Прошлое - это то, что происходит сейчас, в настоящее время.

Настоящее – это то, что уже было, прошло, произошло недавно или очень

Будущее - это то, что произойдёт вслед за настоящим скоро. Через

несколько дней или через несколько лет.

11.Закончи предложения:

Прошлое - это……………………………………………………………………………….

Будущее - это………………………………………………………………………………..

Настоящее – это…………………………………………………………………………….

12.*Соедини профессию и место работы:

Музей Каменщик

Театр Металлург

Стройка Экскурсовод

Завод Режиссёр

Шахта Проходчик

Фабрика Портниха.

13.Подчеркни профессии людей, которые заняты в производстве хлеба:

Доярка, тракторист, повар, комбайнер, учитель, мельник, лётчик, пекарь, шофёр, парикмахер.

14.Соедини:

Славяне - большие объединения людей

Племена - общее собрание

Город - старый, мудрый человек, которого все уважают

Вождь - старейшина

Князь - поселения, ограждённые со всех сторон высоким забором

Вече - предки русских людей.

15.Укажи правильный ответ:

Трапеза – это:

завтрак

любой приём пищи.

16.Век – это:

сто лет

десять лет

тысяча лет

17.*Напиши римскими цифрами:

18.Напиши каких ты знаешь русских князей, правивших во время Древней Руси.

______________________________________________________________________

19.Напиши определение:

Ремёсла - это………………………………………………………………………….

20.Назови профессии людей, которые выращивают:

арбузы –

21.*Обведи, синим карандашом профессии сельские, зелёным - профессии городские, а красным – профессии, нужные и в городе, и в селе.

Комбайнёр Агроном Овощевод Лётчик Актёр

Телятница Почтальон Учитель Библиотекарь

Экскурсовод Парикмахер Продавец Инженер

Космонавт Шофёр Рабочий Учёный

22.Нарисуй, кто где сидит, если Ира сидит выше Игоря, но ниже Олега.

23.Соедини начало и конец пословицы:

Не лежи на печи… один отрежь

Семь раз отмерь, делать нечего

Без труда… будешь есть калачи

Долог день до вечера, коли… не вытащишь и рыбку из пруда

24.Закончи предложения:

Столица России – ________________________________________________________

Основной закон страны – _________________________________________________

Москву начали строить при князе___________________________________________________________________

Сильной и богатой Москва стала при князе_______________________________________ ____________________________________________________________________________

25.Права человека записаны в:

паспорте

Конституции

26.Отметь права человека:

на свободный труд

обманывать по поводу и без повода

на образование

27.Отметь права детей:

носить фамилию родителей

вести себя, как тебе захочется

жить и воспитываться в семье

общаться с родителями и другими родственниками

брать чужие вещи

28.Что труд даёт человеку:

необходимое для жизни (жилище, одежду, пищу, предмет быта)

 усталость и головные боли

книги, произведения литературы, искусства

29. Что труд даёт человеку:

созданные ценности (заводы, фабрики, машины, станки)

общение, становятся более умными, получить удовлетворение от труда

сохранение и увеличение богатств природы, выведение новых сортов и пород растений и

животных

 плохое здоровье

29.*Разгадай правило и прочитай пословицу.

Белх – умесв аволог. __________________________________________

30.Соедини начало и конец пословицы:

Хлеб – батюшка крестьянская еда

Хлеб да вода – у того хлеб не родится

Кто ленится… хлеба нет

Худ обед, коли а водица - матушка

31.Допиши определение:

Летопись – это____________________________________________________

5. Мы - жители Земли.

1.Соедини правильные ответы:

голубые и белые тёплые

жёлтые самые горячие

оранжевые и красные холодные

2.Укажи правильный ответ. Астроном, это:

 тот, кто изучает планеты и звёзды

 тот, кто предсказывает погоду

старый мудрый человек, которого все уважают.

3.Отметь правильный ответ. В Солнечную систему входит:

3 планеты

9 планет

 12 планет

4.Отметь правильный ответ. В Солнечную систему входит:

 3 планеты

 9 планет

12 плане

5.Отметь правильный ответ:

Земля-пятая из десяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Луны.

Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

6.Отметь ошибочные ответы:

Земля-пятая из десяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Луны.

Земля-третья из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

7.Без чего невозможна жизнь на Земле?

Растений

 Воздуха

8. Без чего невозможна жизнь на Земле?

 животных

 Воздуха

9.Соедини части пословиц:

Солнце встаёт. всем принесло радость

Солнце встало - никогда не обидит.

Солнце, как родная матушка, так и день настаёт.

6. Животные

1.Докажи, что животное - живое существо. Дополни недостающие признаки

· Рождается

· …………….

· …………….

· …………….

2. Заполни схему. Перечисли царства живой природы.

3. Приведи примеры животных каждого царства

· ………………………………………………………………………………

· ………………………………………………………………………………

· ………………………………………………………………………………

4. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово.

Волк всеядные

Медведь зерноядный

Хомяк травоядный

Заяц хищный.

5. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают - …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают - …………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги - ……………………………………………….

5. Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями - …………………………………………

Питаются только другими животными - ………………………………

Питаются животной и растительной пищей - …………………………….

В питании преобладают семена растений - ……………………………….

Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный.

6. Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

7. Отметь правильный ответ:

 Все бактерии вредные

 Бактерии бывают полезные и вредные для человека.

 Грибы - это растения, потому что они не похожи на животных

 Грибы – особое царство природы/

8. Подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор.

Заяц, ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

9. Выдели «лишнее» слово. Объясни свой выбор.

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Сорока, белка, клёст, синица.

Волк, ёж, конь, лиса.

Заяц, кот, кролик, собака.

Бельчонок, лисёнок, медведица, волчонок.

Лиса, волк, заяц, белка.

Медведь, заяц, лиса, волк.

10. Подчеркни слова, которые показывают, для чего белке нужен хвост.

Для красоты, для тепла, отпугивать насекомых, заметать следы, вместо парашюта.

11. Кроссворд «Звери». Подбери на каждую букву слова «звери» названия диких и домашних зверей, состоящих из четырёх букв.

И они тоже грызут всё, что им по зубам, - грибы, шишки, корешки разные. Поэтому они и называются грызунами.

14. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, сойка, муравьед, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

Насекомые

15. Запиши названия животных в два столбика.

Лиса, ёж, овца, мышь, волк, лошадь, собака, паук, корова, курица, кабан.

______________________ ________________________

______________________ ________________________

______________________ ________________________

______________________ ________________________

______________________ ________________________

16. Напиши, кто как готовится к зиме.

Медведь - …………………………………

Ласточка - ………………………………...

Заяц - ……………………………………..

Белка - ……………………………………

Ёж - ………………………………………

Лягушка - ………………………………..

17. Как называется наука о животных?

 ботаника

18. Допиши названия детёнышей животных

Овца, баран - …………………………….

Корова, бык - …………………………….

Лошадь, конь - …………………………..

Кабан, свинья - ………………………….

Коза, козёл - …………………………….

Курица, петух - …………………………

Кролик, крольчиха - ……………………

Собака, пёс - ……………………………

Утка, селезень - ………………………..

Гусь, гусыня - …………………………..

Индюк, индюшка - ……………………..

19. Животные - это …

 и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

 и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и грибы, и микробы

 и человек, и птицы, и звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

20. Подчеркни животное, которое относится к рыбам

Дельфин, бегемот, карп

7. Растения.

1. Перечисли органы растения:

· …………………..

· …………………...

· …………………..

· ………………….

· ………………….

2. Соедини стрелочкой, к каким группам относятся растения

одуванчик

Водоросли роза

Мхи лиственница

Папоротники морская капуста

Хвойные клён

Цветковые кедр

3. Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину

остатки растений и животных

воздух, воду, соли.

4. Подчеркни названия хвойных растений одной линией, цветковых растений – двумя линиями.

Сосна, одуванчик, роза, смородина, ель, яблоня, можжевельник.

5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

углекислый газ

 кислород

6. Запиши ответ одним словом:

Из какого органа растения образуются плоды? ...................................................................

8. Укажи группу растений, к которой относятся только хвойные деревья.

 кедр, дуб, тополь

ель, сосна, лиственница

можжевельник, береза, ольха

9. Укажи группу растений, к которой относятся только лиственные деревья.

клён, липа, осина

можжевельник, лиственница, тополь

ель, дуб, яблоня.

10. Как называется наука о растениях?

ботаника

зоология

астрономия

11.Какие растения относятся только к дикорастущим растениям?

груша, яблоня, слива

можжевельник, папоротник, дуб

12. Какие растения относятся только к культурным растениям?

 вишня, крыжовник, смородина

ель, сосна, тополь

пихта, папоротник, жимолость

13. Вспомни текст из учебника и допиши предложения.

Дуб живёт до …………..лет, а берёза ……..лет.

Липа живёт дольше, а рябина живёт столько же, сколько ……………….. .

14. Отметь правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для роста растению нужны:

 тепло, воздух, вода………………………………………………………………………….

тепло, воздух, свет, вода, почва…………………………………………………………….

1991.
Русские художники от А до Я / Ред. составит. Н.А. Борисовская и
Е.С. Гордон. М.: Слово, 1996.
Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России. М.: Просвещение,
1997.
Сухов В.В. и др. По следам прошлого. Ч. 1-3. — М.: Терра,
1995-1997.
Транспорт. Энциклопедия. М.: Росмэн, 2000.
Черникова А. Энциклопедия комнатных растений. Белгород, 1998.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. С Петербург:
Искусство, 1997.
Я за солнышком иду. / Сост. В. Вдовиченко. Минск, 1985.
Я познаю мир. Животные. Растения. М.: ТКО АСТ, 1995-1999.
Приложение 3

Список произведений
изобразительного искусства
для использования на уроках
окружающего мира

Айвазовский И.К. Девятый вал.
Алексеев А.А. Мастерская художника Веницианова.
Алексеев Ф.Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного
моста.
Алексеев Ф.Я. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской
крепости в Петербурге. 1790 г.
Аргунов И.П. Портрет крестьянки в русском костюме.
Аргунов Н.И. Портрет графини Шереметевой.
Бакшеев В.Н. Голубая весна.
Богаевская О.Б. Гости. День рождения.
Богомолов П.Г. Книги.
Боровиковский В.Л. Екатерина II на прогулке в Царскосельском
парке.
Васильев Ф.А. Мокрый луг.
Васильев Ф.А. Утро.
Васнецов А.М. Московский белокаменный Кремль.
Васнецов А.М. Северный край.
Васнецов А.М. Красная площадь в ХVII веке.
Васнецов В.М. Иван Царевич на Сером Волке.
Васнецов Ю.А. Иллюстрация к сб. сказок «Кот воркот».
Венецианов А.Г. Гумно.
Венецианов А.Г. На жатве. Лето.
Верещагин П.П. Вид Московского Кремля.
Воробьев М.Н. Дуб, раздробленный молнией.
Герасимов А.М. После дождя.
Головин А.Я. Осень.
Грабарь И.Э. Мартовский снег.
Жуковский С.Ю. Поэзия старого деревенского гнезда.

205
Журавлев Ф.С. Перед венцом.
Заболотский П.Е. Вид старой Ладоги.
Зеленцов К.П. В комнатах. Гостиная с колонками на антресолях.
Иванов И.А. Вид лестницы в Академии художеств.
Кившенко А.Д. Военный совет в Филях в 1812 г.
Кипренский О.А. Портрет лейб гусарского полковника Е.В. Давы
дова.
Клодт М.К. На пашне.
Коржев Г.М. Проводы.
Корин П.Д. Северная баллада.
Крамской И.Н. Портрет художника Шишкина.
Крамской И.Н. Мина Моисеев. Этюд.
Крендовский Е.Ф. Тронный зал императрицы Марии Федоровны в
Зим нем дворце.
Крылов Н.С. Зимний пейзаж (Русская зима).
Куинджи А.И. На острове Валааме.
Куинджи А.И. Пятна лунного света в лесу.
Лансаре Е.Е. Корабли времен Петра I.
Левитан И.И. Вечерний звон.
Левитан И.И. Озеро.
Летописец. Книжная миниатюра.
Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу.
Малявин Ф.А. Вихрь.
Мясоедов Г.Г. Косцы.
Неврев Н.В. Торг.
Остроухов И.С. Сиверко.
Петров Водкин К.С. Мать.
Попов А. Утро в деревне.
Репин И.Е. Бурлаки на Волге.
Репин И.Е. Крестный ход в Курской губернии.
Рерих Н.К. Заморские гости.
Рерих Н.К. Славяне на Днепре.
Рылов А.А. В голубом просторе.
Рябушкин А.П. Семья купца в ХVII веке.
Рябушкин А.П. Московская улица ХVII века в праздничный день.
Саврасов А.К. Радуга.
Серов В.А. Портрет Пушкина.
Серов В.А. Избы.
Серов В.А. В тундре. Езда на оленях.

206
Соломаткин Л.И. Петрушка.
Сомов К.А. Зима. Каток.
Сычков Ф.В. Старик. Этюд.
Сычков Ф.В. Фрукты.
Сычков Ф.В. С гор.
Сычков Ф.В. Праздничный день.
Сычков Ф.В. За работой. Подруги.
Суриков В.И. Взятие снежного городка.
Чернецов Н.Г. Вид города Ярославля.
Чудо Георгия о змие. Икона, XV век.
Шибанов М. Празднество свадебного договора.
Шилов А.М. Зацвел багульник.
Шишкин И.И. Дубы.
Шишкин И.И. Травки.
Эндер Б.В. Краски природы.
Приложение 4
Ответы и пояснения
к трудным
для некоторых учащихся
вопросам и заданиям
рабочих тетрадей

Рабочая тетрадь № 1
№ 5. На часах отмечается время восхода и захода солнца, сравнивают
ся результаты: в декабре солнце встает (рассветает) позже, заходит рань
ше (темнеет раньше).
№ 6. Ответы должны быть такими:
Солнце восходит поздно, заходит рано. День короткий, а ночь длинная.
Это — зима.
Солнце восходит рано, заходит поздно. День длинный, а ночь корот
кая. Это — лето.
День заметно прибывает. Это — весна.
День заметно убывает. Это — осень.
Проверь себя (с.6). Дети могут закончить предложения так:
Воздух, вода, растения, животные и человек — это природа. Воздух, во
да, камни, песок — это неживая природа. Растения, грибы, животные, че
ловек — это живая природа.
Ответы к кроссворду: 1. Человек. 2. Тепло. 3. Солнце. 4. Свет.
При самостоятельной оценке ребенком выполнения задания обратите
его внимание на то, что раскрасить можно только один цветок.
№ 15. Задание содержит ошибку: слово зрение нужно соединить на рисун
ке с глазом, вкус — с языком, запах — с носом, холод, тепло, боль — с кожей.
№ 22. Проанализируйте ответы учащихся: много ли они двигаются, ис
пользуют ли для этого все возможности.
№ 23. Зубы нужно чистить два раза в день: утром и вечером.

208
№ 28. Таблица может выглядеть так:
витамин С витамин Д витамин А
лимоны рыбий жир овощи
лук рыба сыр
чеснок сливочное масло

№ 29. Предложения можно закончить так:
Дима чистит зубы два раза в день: утром и вечером.
Петя — закаленный мальчик, потому что он любит физкультуру (много
гуляет; играет в подвижные игры; каждый день делает зарядку; увлекается
плаванием).
Утром нужно чистить зубы (принимать душ, делать зарядку, завтракать).
Спать будешь глубоко и спокойно, если в комнате открыта форточка;
если в комнате не душно; если перед сном много не ел; не играл в шумные
игры.
№ 30. Справа от тарелки должны лежать ложка и нож, слева — вилка.
№ 31. Папин папа — это дедушка. Внучка — это дочка сына или дочери.
Бабушка — это мама папы или мамы. Тетя — это сестра мамы или папы. Дя
дя — это брат мамы или папы.
№ 32. Слова объединяются в две группы: женские имена и мужские
имена.
№ 33. Рассуждаем:
1) У Лены волосы черные и голубые глаза. У Милы волосы рыжие, а гла
за серые. Значит, Ира русая и зеленоглазая. 2) Ира в платье, она самая
старшая.
№ 34. Учителю предоставляется возможность проанализировать взаи
моотношения каждого ученика в классе с другими детьми. Если ребенок
рисует себя на ступеньке выше, чем друга, значит, выполняет (или хочет
выполнять) роль лидера, если ниже — занимает подчиненное положение.
№ 36. Накануне этого урока предложите детям прочитать «Рассказ Ма
ши» и сделать к нему рисунки — чем еще семья может заниматься. Исполь
зуя рисунки, дети дополняют рассказ Маши.
№ 43. Ошибка в названии правого нижнего знака. Он должен называть
ся «Проход людей запрещен».
№ 47. Верен второй ответ.
№ 53. Верен третий ответ.
№ 58. Птичница, хлебороб, мельник, пекарь, рыбак, овощевод.
№ 62. На первом рисунке — Санкт Петербург, на втором — Владимир, на
третьем — Москва.

209
№ 63. Схема выглядит так: Рюрик — Олег — Игорь — Ольга.
№ 64. В России живет более ста народов.
№ 68. Зерноядный — суслик, всеядный — медведь, хищный — волк.
№ 77. При выполнении этого упражнения дети должны учесть, что к
домашним животным не относятся мышь, паук, кабан.
№ 82. Правильным является второй ответ.
№ 84. Береза, липа, дуб, клен.
№ 85. В феврале детеныши рождаются у медведицы.
№ 86. Ошибки в ответах № 2, № 5.
№ 88. Вода может находиться в трех состояниях: жидком (вода), твер
дом (лед), газообразном (пар).
№ 93. На первом рисунке — дом бобра, на втором — крота.
№ 95. Раскрасить кружок нужно около лягушки, тритона и жабы.
№ 96. Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка, бобр, волк, лось, зубр.
Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стре
коза.
Остались лягушка и жаба — они земноводные.
№ 97. К насекомым не относятся: паук (он относится к паукообразным
и имеет 8 ног), воробей (птица), карась (рыба), уж (пресмыкающееся).
№ 98. У паука 8 ног, значит — он не насекомое.
У таракана 6 ног, значит — он насекомое.
У кузнечика 6 ног, значит — он насекомое.
№ 100. Объединить слова можно так: лягушка — комар — болото; пче
ла — цветок — улей; капуста — бабочка — гусеница.
№ 101. Водоем — место обитания водяной лилии, осоки, ряски, рогоза.
Луг — место обитания мышиного горошка, ромашки, фиалки, клевера.
Сад — место обитания земляники и малины.

3 класс
Рабочая тетрадь № 1

№ 2. 10 — Х, 13 — ХIII, 16 — ХVI, 19 — ХIХ, 11 — ХI, 14 — ХIV, 17 — ХVII,
20 — ХХ, 12 — ХII, 15 — ХV, 18 — ХVIII.
№ 3. 1) 12 (ХII) век; 2) 20 (ХХ) век; 3) 21 (ХХI) век; 4) вторая половина
20 (ХХ) века.
№ 5. 1) земля; 2) Земля; 3) Земля.

210
№ 6. 1) планета; 2) Солнце; 3) Земля.
№ 9. Верен ответ 1.
№ 10. Земля входит в Солнечную систему. На Юпитере нет жизни.
Звезды светятся голубым, желтым, белым, оранжевым и красным светом.
№ 11. Год, в котором есть 29 февраля, называют високосным. Это —
каждый четвертый год.
№ 15. Вода реки — пресная, прозрачная. Вода болота — пресная, мутная.
Вода моря — соленая, прозрачная.
№ 17. Правильные высказывания — 1, 3, 5.
№ 20. Правильные ответы — 2, 3, 6, 7.
№ 23. 1) Промышленные и бытовые отходы.
2) Навоз.
3) Удобрения.
4) Бензин, нефть, мусор.
№ 25. 1) Искусственные водоемы: водохранилище, канал, фонтан. Ос
тальные — естественные. 2) Цвета растворов: а) красно малиновый, б) зе
леный, в) бесцветный, г) оранжевый. 3) Ответы к кроссворду: 1) глина,
2) болото, 3) река, 4) океан, 5) пруд, 6) озеро.
№ 27. В воздушном шарике будет больше углекислого газа, потому что
человек выдыхает углекислый газ.
№ 28. Верно только третье высказывание.
№ 33. Не разлагаются в почве капрон, железо, полиэтилен, стекло.
№ 36. В природе 4 царства: растения, животные, бактерии, грибы. Ху
дожник не нарисовал грибы.
№ 38. Дикорастущие растения — крапива, черника.
№ 45. Употребляют в пищу хлебные злаки, рис, пшено (просо), овощи,
фрукты и др. Используют для лечения: валерьяну, мать и мачеху, крапиву,
кору дуба, шиповник и др. Украшают дом ветками вербы и черемухи, роза
ми, гвоздиками, ромашками, венками из колосьев и др.
№ 46. Вороний глаз, вех ядовитый, белена, ландыш (ягоды).
№ 48. Правильные суждения: 1, 2, 4, 6.
№ 50. Корнеплоды — морковь, свекла, репа.
№ 52. Черенками размножается смородина, усами — земляника, лукови
цами — нарцисс (тюльпан), порослью — малина, клубнями — картофель.
№ 53. Правильные высказывания: 2, 3, 4.
№ 54. Лишние слова: 1) клен (лиственное дерево), 2) крапива (травя
нистое растение), 3) кактус (не растет в водоеме).
№ 55. Рисунки можно объединить так: хомяк — колос; белка — желуди,
шмель — клевер.

211
№ 56. Пауки не относятся к насекомым. Они паукообразные, у них 8 ног.
№ 57. Растительноядные животные — карась, олень, заяц. Хищные жи
вотные: сова, белый медведь, тигр, акула, щука, ястреб. Всеядные живот
ные — бурый медведь, кабан.
№ 58. Жилища диких животных: нора, берлога, улей, хатка, гнездо.
Жилища домашних животных: хлев, будка, клетка, птичник, конюшня.
№ 59. «Санитары» — волки, «общественные» — муравьи, пчелы; «иссле
дователи» — лягушки, собаки; «артисты» — попугаи, собаки.
№ 60. Объединить слова в группе можно, например, так: молоко — ко
рова — хлев.
№ 62. Амеба — одноклеточный организм. Все звери — многоклеточные
организмы.
№ 64. Правильные высказывания: 1, 3, 5, 7.
№ 68. Последовательность должна быта такой: Русь — Россия — Совет
ская Россия — Россия.
№ 69. Х, ХI, ХII, ХIII, ХIV, ХV.
№ 70. 1917 г. — 20 век, 1699 г. — 17 век, 1500 г. — 15 век, 1350 г. — 14 век.
№ 72. В высказывании есть ошибка: князь родился в 1700 г., то есть в 17
веке, а его жена — в 18 веке.
№ 74. Лариса — чайка, Наталья — природа, Георгий — земледелец, Вик
тор — победитель, Андрей — мужественный.
№ 75. Труд кормит, а лень портит. Что посеешь, то и пожнешь. Не си
ди на печи — будешь есть калачи. Долог день до вечера, коли делать не
чего.
№ 78. Гостиная — это большая комната в богатом доме для приема гос
тей. Горница — это самая большая и светлая комната в крестьянском доме,
в которой обычно семья собиралась по праздникам. Светелка — это не
большая комната в верхней части жилья.
№ 79. Супы: рассольник, грибная лапша, солянка, уха, бульон. Вторые
блюда: оладьи, котлеты, солянка, зразы, запеканка, яичница. Третьи блю
да: кисель, мусс, квас, желе, сбитень.
№ 80. Современная одежда — риза, мундир, сапоги, шинель, пальто, са
рафан, кеды, кепка.
Старинная одежда — тулуп, кокошник, риза, мундир, котелок, сарафан,
сапоги, шинель, лапти.
Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что многие пред
меты одежды носили в старину и носят сейчас.
№ 82. Пляши, Матвей, не жалей лаптей. Пляши, милок, не жалей сапог.
№ 85. 1) пекарь; 2) тесто; 3) кулич; 4) пряник.

212
№ 86. Верен второй ответ.
№ 89. Верен второй ответ.
№ 91. Крепостное право отменил царь Александр II в 1861 году.
№ 92. 1) «Буратино»; 2) глина; 3) Маша умела печь пироги.
№ 93. Коса, грабли, вилы, мотыга (тяпка), плуг, борона, цеп, серп, ве
ретено, прялка.
№ 94. Изделия на рисунке расположены в следующем порядке: Дымко
во, Богородское, Гжель.
№ 95. На рисунке изображены: пресс, ткацкий станок, наковальня и
молот, верстак и рубанок, гончарный круг.
№ 97. Верен второй ответ.
№ 98. А.Н. Туполев — Ту 134, Н.Н. Поликарпов — По 2, А.Н. Яковлев —
Як 40, С.В. Ильюшин — Ил 86.
№ 100. Каменные постройки появились на Руси в Х (10) веке.
Датой основания Москвы считается 1147 год.
№ 101. Новгород, Углич, Псков, Суздаль, Владимир, Москва.
№ 102. Правильный ответ — полушка (монетка в четверть копейки).
Остальные монеты: рубль, копейка, гривенник (10 копеек) есть и сейчас.
№ 103. Строительство Москвы началось при князьях Юрии Долгору
ком, Данииле, Иване Калите. При внуке Ивана Калиты Дмитрии Иванови
че Донском начали возводить из белого камня Кремль.
№ 104. Верен второй ответ.
№ 105. Старше Москвы город Владимир. Он основан Владимиром Мо
номахом в 1108 году и назван в его честь. В 1157 году Владимир уже был
столицей Великого Владимирского княжества, а Москва в эти годы только
начала строиться.
№ 106. IХ — Х — XI — XIII — ХIУ — ХV — ХХ.
1156 г. — это 12 (ХII) век. Сейчас идет ХХI (21) век. Первая половина
ХVI (16) века — например 1521 год. Вторая половина ХIХ века — например
1861 год. Конец ХХ века — например 1991 год.

4 класс
Рабочая тетрадь № 1

№ 1. Правильный ответ: Человек питается, дышит, развивается, раз
множается.

213
Объяснения учителя: Человек обладает такими же признаками живого су
щества, как животное и растение.
№ 2. Правильный ответ: К нервной системе не относятся: сердце, че
реп, мышцы.
Объяснения учителя: Сердце — орган кровеносной системы, череп и мыш
цы — часть опорно двигательного аппарата.
№ 3. Правильный ответ: Кроме нервов в схему нужно включить голов
ной мозг, спинной мозг.
Объяснения учителя: Проверим это высказывание по тексту учебника.
№ 5*. Объяснения учителя: Будет ли гореть электрическая лампочка, ес
ли порван провод, по которому идет ток? Конечно, нет, мы в этом убежда
лись, когда в нашей квартире отключался электрический ток. Провода
«доставляют» электрический ток к каждому электроприбору. Так же про
исходит и в нервах. Они проводят сигналы в спинной и головной мозг, а
от них к каждому органу.
№ 14. Правильный ответ: Мясо, рыба, яйцо, молоко, горох — это белки;
хлеб, картофель, овощи, варенье, конфеты — это углеводы; масло, марга
рин, жирное мясо, орехи, подсолнечник — это жиры.
Объяснения учителя: Вспомним, что мы изучали в предыдущих классах.
Такие продукты, как яблоки, огурцы, помидоры, капуста, виноград, бога
ты углеводами, а различные масла — это жиры.
№ 16. Правильный ответ: Желудок, пищевод, печень, зубы, тонкая кишка.
Объяснения учителя: Легкие — орган дыхания, сердце — орган кровенос
ной системы, кости — части опорно двигательной системы.
№ 19. Правильный ответ: Вода, витамины.
Объяснения учителя: мочевина и углекислый газ выводятся из организма
как вредные для него вещества.
№ 22. Правильный ответ: Транспортную роль в организме человека вы
полняет кровеносная система.
Объяснения учителя: Вагоны грузового поезда перевозят (транспорти
руют) различные полезные грузы, поэтому кровеносную систему можно
сравнить с грузовым составом.
№ 40. Правильный ответ: Собака прячется в тень и высовывает язык.
Объяснения учителя: В тени не так жарко, как на солнцепеке. Собака вы
совывает язык, слюна испаряется и немного охлаждает язык. Собаке ста
новится легче дышать.
№ 41. Правильный ответ: Оттенки красного цвета: розовый, бордо
вый, малиновый, алый, вишневый, багряный, гранатовый. Оттенки сине
го цвета: васильковый, голубой, бирюзовый, темно синий.

214
Объяснения учителя: Вспомним объекты окружающего мира, которые
бывают разного оттенка красного (синего) цвета. Например, заходящее
солнце, яркий солнечный день, морские волны, цветник нашего парка и
др. Вспомним цвета розы, вишни, моря, васильков, незабудок, неба.
Практическая работа (с. 16). Правильный ответ: Через несколько се
кунд ощущения сладкого станут менее сильными.
Объяснения учителя: Это происходит потому, что язык «привык» к вкусу
и перестал на него реагировать так сильно, как вначале.
№ 52. Правильный ответ: Ненависть — любовь, жадность — щедрость,
грубость — вежливость, печаль — радость.
Объяснения учителя: Каждое чувство имеет свою противоположность,
как белое и черное, сладкое и горькое, плохое и хорошее.
Домашнее задание (с. 21). Ответы на кроссворд: внимание, память,
речь.
№ 60. Правильный ответ: Прямохождение, хорошо развитая кисть
руки.
Объяснения учителя: Когда человек перестал передвигаться на 4 конеч

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое режим дня и для чего он нужен.

Тема: Человек разумный - часть природы

Урок: От кого зависит режим дня

Мы уже говорили о режиме питания и его важности, а теперь давайте поговорим о режиме всего дня. Очень важно уметь распределять все свои дела в течение дня.

Природа создала все условия для долгой жизни на земле, но есть одно условие, которое можешь выполнить только ты: это режим дня.

Давайте попробуем составить режим дня для девочки Маши.

Рис. 1. Маша

В сутках 24 часа. Из них 10 часов она спит.

Остается 14 часов, в которые поместятся все ее дела. Основная занятость Маши - в школе. Это уроки и выполнение домашнего задания. Во время уроков человек много сидит и напрягает зрение.

От этого устает спина и глаза. Им требуется отдых, а лучший отдых после спокойного занятия - спортивные игры или физический труд. Не зря ведь в школе уроки чередуются с переменами. Есть физкультминутки во время занятий, а также уроки физкультуры. Все это делается для того, чтобы сберечь здоровье и дать организму отдохнуть.

Рассмотрим основные моменты рабочего режима дня Маши. Маша встает в 7 часов утра и делает зарядку.

Рис. 5. Маша встает и делает зарядку ()

В 7.15 Маша умывается, завтракает и уходит в школу.

Рис. 6. Маша умывается, завтракает и уходит в школу

В 8.30 начинаются школьные занятия, где умственный труд чередуется с физическим. После уроков Маша обедает и идет гулять с друзьями или на кружок.

Рис. 7. После уроков

Затем она приходит домой, полдничает и садится делать уроки.

Рис. 8. Маша полдничает и делает уроки

После этого Маша может отдохнуть и поиграть. Потом Маша ужинает и моет посуду, собирается в школу, умывается и ложится спать.

Рис. 9. Маша ужинает и моет посуду

Рис. 10. Маша собирается в школу, умывается и ложится спать

Конечно, режим дня может меняться в зависимости от дел, которые запланировала Маша. Чтобы быть весь день энергичной, нужно постоянно менять свою деятельность.

Рассмотрите картинки и подумайте, где правила сохранения здоровья нарушаются?

Рис. 11. Иллюстрация 1 к заданию

Вы заметили, что девочка кушает с котенком из одной тарелки. Этого делать нельзя, иначе может пострадать ваше здоровье. У котенка должна быть своя отдельная тарелка для еды.

Рис. 12. Иллюстрация 2 к заданию

На картинке девочка делает уроки в 9 часов вечера, а в это время дети должны ложиться спать, иначе будет очень трудно встать утром и идти в школу.

Рис. 13. Иллюстрация 3 к заданию

Мальчик сидит на ковре перед телевизором и ест. Здесь много нарушений. Во-первых, нельзя так близко сидеть у телевизора, будут болеть глаза и спина. Во-вторых, ребенок ест и смотрит телевизор одновременно, а это вредно для здоровья. В-третьих, на часах 10 часов вечера, а в это время дети уже должны спать, чтобы хорошо выспаться, а есть в последний раз нужно за 2 часа до сна.

1. Все нужно делать вовремя: вставать, делать зарядку, обедать, гулять, ложиться спать.

2. Нужно дружить с солнцем, водой и воздухом, закаляться.

3. Соблюдать правила личной гигиены.

Говорил я им зимой:

Закалялись бы со мной!

Утром бег и душ бодрящий,

Как у взрослых, настоящий!

На ночь - окна открывать.

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет…

Не послушались, болеют.

Поздно поняли мы, братцы,

Как полезно закаляться.

Кончим кашлять и чихать,

Станем душ мы принимать

Из водицы ледяной.

Погодите, ой, ё, ой!

Крепким стать нельзя мгновенно.

Закаляйтесь по-сте-пен-но!

Главное в закаливании - это постепенность и постоянность. Такие процедуры нужно проводить каждый день и обязательно включать в свой режим дня.

Для сохранения здоровья важно следить за тем, чтобы организм вовремя получал сон, питание, умственную и физическую нагрузку. Конечно, нужно не забывать играть с друзьями, ходить гулять, читать интересные книги. Чтобы все это успеть, соблюдайте режим дня.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Центр образования ().
  2. Здоровейка.Ру ().
  3. Советский морж ().
  1. Составь свой личный режим дня и придерживайся его хотя бы неделю. Насколько изменился твой обычный день? Какие изменения ты почувствовал в себе?
  2. Проводишь ли ты мероприятия по закаливанию своего организма? Поговори об этом со взрослыми, чтобы они помогли тебе с закаливанием.

Смирнова Наталия Анатольевна

учитель начальных классов

ГБОУ школы №57

Приморского района

г. Санкт – Петербурга.

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Название урока: Что такое состояние?

Образовательная программа: УМК - Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

Педагогическая мастерская. Тема: «Что такое состояние?»

Цель:

показать учащимся: что такое состояние объекта,

что любой наблюдаемый объект может быть в разных состояниях; определить, что состояние объекта будет зависеть от того, когда за ним наблюдали – это может происходить в прошлом, настоящем и будущем.

Оборудование:

1) карточки с заданиями для каждой группы и для каждого участника мастерской, фломастеры, карандаши; карточки для оформления доски;

2) компьютер, экран с проектором для показа презентации;

3) аудиозапись песни;

Ход мастерской.

1 Индукция.

Дети сидят в группах по 5-6 человек. На партах перед каждым ребенком лежат листочки.

Учитель: Ребята, положите, пожалуйста, перед собой листочки с № 1 и посмотрите на наши линеечки. (Слайд 2)

Итак, на линеечках: грустный человек - веселый человек

усталый человек - бодрый (активный) человек

Подумайте, как вы себя сейчас чувствуете и оцените себя карандашом синего цвета.

Теперь я попрошу отложить эти полоски, но не потерять их. Мы к ним еще вернемся.

2 Самоконструкция .

Учитель: Возьмите листочки под цифрой 2, переверните их и положите перед собой. Вам надо при помощи цветных карандашей «одеть» человека по тому признаку, который указан рядом с рисунком. (Слайд 3)

Подписи к рисункам:

Для 1 и 2 групп детей - жарко, солнечно;

Для 3 и 4 групп - мороз;

Для 5 и 6 групп - дождь и ветер;

3 Социоконструкция.

Учитель: Обсудите с соседом, что у вас получилось. Сравните свою работу с работами всех ребят в вашей группе. Обсудите и решите, кто от вашей группы сможет объяснить нам, почему все ваши рисунки получились похожими.

4 Афиширование, социализация .

Ребята из 1 и 2 групп, давайте вывесим ваши рисунки на доску и объясним, почему рисунки получились похожими.

5 Подготовка разрыва .

Учитель: Вы одели своих человечков так, как «велели» погодные условия, или изменения погоды: менялась погода, менялась и одежда людей. Могу я записать это одним словом – ИЗМЕНЕНИЯ?

(вывешиваю это слово на доску)

6 Социоконструкция, социализация .

А теперь я прошу вас взять лист под номером 3 и выполнить задание всем вместе в каждой группе.

Подумайте, какие чувства можно определить по выражению лица или мимике лица этого человека? Назовите и запишите их. Выберите того, кто от вашей группы назовет эти чувства у экрана. (Слайд 3)

Дети обсуждают задание в группах, а затем от каждой группы выходит представитель и называет то чувство, которое, по мнению их группы, отражено на лице изображенного человека.

Ответы групп:

Мимика менялась; сначала человек выглядел спокойным;

потом удивленным;

Хмурым, мрачным;

Сосредоточенным;

Веселым;

7 Подготовка разрыва .

А можно ли стрелочками соединить все эти изображения? Получится ли последовательность? Могут ли меняться чувства этого человека – от радостного к грустному и наоборот?

Человек испытывает разные чувства: (Слайд 4)

РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, УДИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ГНЕВ, СТРАХ

(таблички с этими словами вывешиваю на доску)

Как можно назвать выражение эмоций – чувств – человека? Что менялось у этого человека?

НАСТРОЕНИЕ

(табличку вывешиваю рядом со словом изменения )

А можно ли изменить – «поднять» - настроение? Что для этого нужно? Что можно сделать каждому из вас, чтобы людям рядом с вами стало теплее, уютнее?

В этом помогает и песня.

Песня детского коллектива «Барбарики» - « Что такое доброта?»

(Дети подпевают, а некоторые даже танцуют.)

Изменилось ли ваше настроение?

8 Разрыв .

Теперь я попрошу вас встать. Вы хорошо себя чувствуете? Вы не устали? Тогда я попрошу вас сделать по 20 приседаний. А как чувствуете

себя сейчас? Немного устали? (А если бы еще сделали 30 приседаний?)

Можем ли мы добавить, что наше настроение будет зависеть и от нашего САМОЧУВСТВИЯ?

Итак, ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ (тоже вывешивается табличка),

все это влияет на человека.

Как бы мы могли одним словом назвать такие изменения, происходящие с человеком?

СОСТОЯНИЕ

Оформление доски:


ИЗМЕНЕНИЯ

НАСТРОЕНИЕ СОСТОЯНИЕ

САМОЧУВСТВИЕ

А состояние бывает только у человека?

Презентация.

Слайды со 2 по 4 и 11 используются в ходе урока.

С 5 слайда мы начинаем наблюдать за состоянием различных объектов:

5 слайд

Звенит звонок на урок. Учащиеся занимают свои места в классе. Начинается урок. Создается рабочая обстановка в процессе урока. Но стоит снова прозвенеть звонку и настроение детей меняется. Они общаются, играют, готовятся к следующему уроку; следовательно, отдыхают.

6 слайд
В окружающем нас мире мы постоянно можем наблюдать за сменой состояния природы. На смену лету приходит осень. Осенние дни сменяются зимними. Затем начинает таять снег, с каждым днем все теплее пригревает солнышко – приходит весна. И снова летние деньки. Одно время года сменяется другим.

7слайд

В природе мы можем наблюдать за ростом и развитием растений: из бутонов через какое – то время раскроются прекрасные цветы; значит, состояние растений будет постоянно меняться – вчера, сегодня, завтра.

8 слайд

Состояние водоемов – тоже непрерывный процесс. Когда – то в прошлом, состояние воды было намного лучше, чем сейчас. С вмешательством человека в окружающую среду, к сожалению, изменилось и состояние рек и озер.

9 слайд

У вещей, которые нас окружают, тоже постоянно изменяется состояние. Рассматривая новые книги, нельзя не отметить их замечательный внешний вид. Но с годами они приходят в негодность: портятся обложки, выпадают страницы. Их состояние ухудшается.

10 слайд

Наблюдать за состоянием объектов мы можем и на примере воздушных шариков. Так выглядят шары в сдутом состоянии, а так, когда они надуты.

12 и 13 слайды предназначены для коллег – учителей. На слайдах объясняются понятия (термины), которые используют при проведении педмастерской.

Вывод:

Все мы и всё, что нас окружает, постоянно находимся в определенном состоянии.

9 Рефлексия.

Возьмите листочки – линеечки, с которыми мы работали в начале урока. Если у вас изменилось ваше состояние , отметьте это на линеечках зеленым карандашом. (Слайд 11)

А теперь давайте оценим свое состояние на нашем рисунке («маятник настроения»)

Если у вас бодрое, активное состояние, вам было интересно работать, то вы прикрепляете свой магнит на правую часть доски, где нарисовано солнышко.

Если ваше состояние соответствует дождливому (на доске прикреплен рисунок, изображающий дождливую погоду) – вам было скучно; вы ничего нового не узнали, то - на левую часть доски.

Список использованных источников:

    Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2001г. – 112с.

    Е.В.Чудинова., Е.Н. Букварева Окружающий мир: Учебник для 1 класса – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г. – 96с.:ил.

Список использованных иллюстраций:

    Е.В.Чудинова Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 1 класса начальной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова) – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2012г.

    Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 3 класса. – СПб: «Специальная литература»,1998г. – 208с.: ил.

    Е.Н.Дерим – Оглу., Н.А.Фролова Природоведение и экология: Учебник для 2 класса. – СПб: «Специальная литература»,1997г. – 176с.: ил.

(К фотографиям, которые я использовала из интернета, к сожалению, я не смогла найти адрес и сделать ссылку на использованные изображения, т.к. прошло достаточное количество времени, когда я готовила эту презентацию. Сейчас я не смогла обнаружить эти изображения. Это слайды № 4, 5 и 10. В дальнейшем, теперь я знаю, что необходимо указывать ссылку, я постараюсь выполнять эту работу правильно.)

Тема «Если хочешь быть здоровым» (2 класс) является очень важной и интересной. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека, ведь его не купишь ни за какие богатства мира. Будучи больным и слабым, человек не сможет реализовать все свои мечты, добиться больших высот, прожить долгую, счастливую, а главное - полноценную жизнь.

Основы здорового образа жизни

Чтобы быть сильным, крепким, выносливым, очень важно с ранних лет придерживаться здорового образа жизни. Каждый ребенок должен знать, что принесет вред его организму, а что - укрепит его и придаст сил.

Здоровый образ жизни включает в себя :

  • соблюдение режима;
  • правильное питание;
  • активные занятия спортом;
  • личную гигиену;
  • полноценный отдых.

Режим дня

Правильно составленный режим дня - один из самых верных помощников при сохранении здоровья. Если честно его придерживаться, можно позабыть о многих проблемах с самочувствием, всегда быть активным, крепким и работоспособным.

При составлении режима дня очень важно, чтобы человек успевал не только посвящать много времени учебе или работе, но также полноценно отдыхать, питаться, заниматься спортом и гулять на свежем воздухе.

Основные правила режима дня школьника :

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • учеба должна чередоваться с отдыхом;
  • питание должно быть регулярным и в одно и то же время, не менее 3 раз в день;
  • просыпаться и ложиться спать нужно также в одно и то же время;
  • продолжительность сна - не менее 8 часов;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе 1,5-2 часа в день;
  • активные игры, занятия спортом, танцами.

Рис. 1. Режим дня школьника

Привыкнув к такому распорядку дня, организм всегда будет крепким и выносливым, а учеба будет даваться на удивление легко.

Правильное питание

Правильное питание - очень важная составляющая крепкого здоровья и долголетия. Вместе с пищей человек получает все ценные вещества, которые помогают ему полноценно работать.

Очень важно, чтобы ежедневный рацион питания был разнообразным и полезным. Только так организм получит все, что ему необходимо: белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.

К полезным продуктам относятся :

  • все виды каш: гречневая, овсяная, кукурузная, рисовая;
  • мясо и рыба;
  • кисломолочные продукты: сыр, молоко, кефир, сливочное масло;
  • овощи и фрукты;
  • различные виды орехов, сухофрукты, мед.

Рис. 2. Свежие фрукты и овощи - залог правильного питания

А вот от вредных продуктов стоит отказаться, поскольку ничего полезного они не принесут организму. К ним относятся различные сладости, чипсы, сухарики, газированные напитки.

Одним из самых вредных продуктов является всем известная Кока-кола. Напиток содержит так много ортофосфорной кислоты, что способен удалить ржавчину с гвоздя всего за несколько часов! Представляете, какой вред он наносит человеческому организму?

Личная гигиена

Соблюдать правила личной гигиены - задача каждого школьника, ведь только так можно выглядеть чистым и аккуратным, а также защитить себя от вредных микроорганизмов.

Чтобы не прослыть неряхой и грязнулей, нужно выполнять следующее :

  • утром и вечером тщательно чистить зубы;
  • каждый день принимать душ или ванну и тщательно мыться с мылом;
  • раз в неделю подстригать ногти на руках и ногах;
  • 1-2 раза в неделю мыть волосы;
  • в школьной столовой нельзя пользоваться чужими столовыми приборами и пить из чужой чашки;
  • также не стоит делиться с одноклассниками своей сменной обувью, расческой, бутылочкой с водой.

. Всего получено оценок: 202.