Делаем крыльцо из бетона своими руками. Крыльцо из бетона своими руками: начало строительных работ Устройство крыльца из бетона

Очень часто многие при строительстве дома по самым разным причинам делают высокий цоколь, определяющий наличие крыльца. Также развитие в нашей стране индивидуального предпринимательства, с организацией магазинчиков и кафешек в квартирах первых этажей наших многоэтажек, радикально усилило интерес к конструкции крыльца из бетона.

Итак, нам нужно построить крыльцо своими руками. Выбираем материал, габариты, определяем функции. И именно с функциональности объекта нужно начинать. Если это устройство, обеспечивающее комфортный подъем человека на высоту входа в дом, то надо просто рассчитать количество ступеней с высотой подъема от 15 до 20 см, габариты площадки для комфортного открывания входной двери и таким образом определить минимальные размеры крыльца.

Другое дело, если функции крыльца соединяются с террасой или, кроме утилитарного предназначения, оно призвано решать дополнительные эстетические, архитектурные задачи.

Кроме того нужно учитывать, что:

  • крыльцо в общественное место должно иметь пандус;
  • если ступеней более 3-х – поручень обязателен;
  • антискользящее покрытие крыльца – требование норм техники безопасности.

Мы же в данной статье рассмотрим строительство бетонного крыльца, как самую распространенную конструкцию такого сооружения.

Крыльцо из бетона – основные требования и ошибки при выполнении своими руками

Несмотря на монументальность такого вида крылец, они самые простые в сооружении, и при соблюдении несложных требований, одни из самых долговечных. Прежде всего, обозначим эти требования и отметим наиболее частые ошибки, приводящие к нежелательным последствиям.

В идеале, когда фундамент такого крыльца выполняется совместно с фундаментом дома и завязан с ним единым армопоясом, заложен на ту же глубину и как положено гидроизолирован. При этом он вместе с фундаментом дома будет сопротивляться силам морозного пучения, и препятствовать передаче влаги от земли на бетонный массив крыльца. В таком случае отрыва крыльца от дома с разрушением основания не произойдет. А ведь именно к таким последствиям может привести нарушение технологии возведения данного инженерного сооружения.

У нас же, зачастую, приступая к строительству нового дома и разбивая процесс его возведения на этапы, о крыльце забывают, и тогда приходится решать дополнительные задачи. А они такие же, как и в случае пристройки крыльца к существующему дому, а это в первую очередь:

  • устройство отдельного фундамента;
  • обеспечение гидроизоляции;
  • устройство армопояса площадки и ступеней;
  • устройство деформационного (демпферного) шва.

О каждом этапе по отдельности

Отдельный фундамент лучше закладывать на ту же глубину, что и фундамент дома. Это минимизирует неминуемое взаимное смещение крыльца и дома в вертикальной плоскости в зимнее время. Компенсировать этот эффект также призван деформационный шов. Его заполняют тонким пенополистиролом, базальтовой ватой, вспененным полиэтиленом, на худой конец — рубероидом, с закрыванием в верхней части каким-нибудь эластичным водоотталкивающим морозостойким герметиком.

Многочисленные советы по привязке различных пристроек к дому, в том числе и крылец, лично я не поддерживаю по одной простой причине: не знаю ни одного случая, когда между ними не образовалась бы трещина. При этом чем крепче и надежнее вы попытаетесь обеспечить связку – тем больший вред можете нанести обеим конструкциям. Дайте им жить собственной жизнью, и вы не заметите их постоянных сезонных взаимных смещений на 2-3 мм.

Гидроизоляция бетонного крыльца, и как можно более тщательная, обусловлена тем, что бетон отлично впитывает влагу, которая при пограничных температурных режимах многократно переходит в твердое состояние – лед, расширяясь при этом, что приводит к довольно быстрому разрушению крыльца. И если в общей массе этот процесс, хоть и проходит, но менее заметно, то в местах крепления элементов отделки крыльца (керамическая и тротуарная плитка, природный камень прочее) он протекает ускоренными темпами, что может привести к его полному разрушению уже через несколько лет.

По поводу армировки. Отдельные элементы крыльца – ступени – периодически принимают на себя значительно большую нагрузку, чем все сооружение в целом. Лучшему ее распределению и способствует армопояс. И делать его желательно пространственным и единым для всего сооружения.

Теперь расскажу о каждом из этапов самостоятельного строительства крыльца из бетона.

Подготовка основания под бетонное крыльцо (фундамент)

Выше глубины промерзания можно закладывать фундамент для крыльца только в том случае, если сам дом имеет либо плавающий, либо мелкозаглубленный фундамент. В противном случае компенсировать разницу в расхождениях линейных значений смещения от морозного пучения крыльца и дома не сможет никакой деформационный шов. Особенно это требование важно соблюдать, если дом расположен на пучинистых грунтах. Как правило, фундамент для крыльца делается в виде ленты или на столбах, если само крыльцо не очень велико и тяжеловесно.

Не лишним также будет побеспокоиться о дренажной подсыпке под фундамент из песка, щебня или их смеси.

Если же вы решите делать ваше крыльцо в виде единой бетонной конструкции, заглубленной ниже глубины промерзания, то побеспокойтесь уже на этом этапе о его серьезной гидроизоляции. Для этого на дренажный слой уложите геотекстиль и гидроизоляционную пленку, а на боковые части крыльца, находящиеся ниже уровня земли, после распалубки нанесите битумную гидроизоляцию, а лучше, наклейте на нее специальный гидроизоляционный материал и засыпьте зазор не землей, а песком для лучшего дренажа.

В случаях, когда столбчатый или ленточный фундамент выполнен отдельно, следует разделить его и бетонную часть крыльца двумя слоями рубероида, лучше на битумном праймере. Контакт ее с землей предотвратите слоем надежной гидроизоляции, уложенной на небольшую песчаную подушку, чтобы не тянула влагу из земли.

Установка опалубки крыльца, приготовление и заливка бетона

После того, как вы побеспокоились о гидроизоляции крыльца, можете приступать к установке опалубки для заливки бетона. Одно замечание: если вы решили не делать фундамент вообще, а это может быть оправданным в том случае, когда вы делаете небольшое крыльцо на выходе из дома в сад или на задний двор, организуйте под ним корытце с песком и ту же гидроизоляцию. В этом случае также можно уложить слой теплоизоляции (пенополистирол не менее 5 см).

В опалубке, кроме точности размеров в случае облицовки стандартными материалами, важно обеспечить неизменность ее конфигурации при давлении на ее стенки большого слоя тяжелого бетона. Обеспечьте толщину материала и упоры достаточным запасом прочности изначально. Поверьте, вбивать дополнительные клинья и ставить дополнительные упоры после заливки бетона, когда под его весом опалубка начнет изгибаться и выпучиваться, занятие неблагодарное и практически лишающее вас шанса получить крыльцо с точными размерами.

Уже на этапе установки опалубки вы должны побеспокоиться о деформационном шве. Сделайте его чуточку выступающим за габариты крыльца – потом подрежется и уплотнится.

Изготовив, выставив и выверив опалубку, приступайте к формированию армопояса крыльца. Не делать его можно только в случае, если ваше крыльцо – платформа с одной – двумя ступенями, имеющая достаточную толщину в самом узком месте, хотя я и в этом случае хоть один слой армосетки уложил бы.

Арматуру режьте так, чтобы ее концы на 2 – 3 см. не доходили до опалубки, между собой соединяйте вязальной проволокой, сварку применять не советую. Вообще в любом месте арматура должна быть защищена не менее чем полуторасантиметровым слоем бетона.

Если вы будете заказывать готовый бетон, то проследите, чтобы его марка была не ниже М200, а если будете колотить сами, то на 1 ведро 400-го цемента добавьте до 2 ведер песка и столько же щебня, желательно 2-х разных фракций.

Ну, а если не поскупитесь на полипропиленовую или базальтовую фибру из расчета: малая пригоршня на грушу бетономешалки, да вольете в эту же грушу грамм 80 – 100 жидкого мыла, то получите материал более совершенный, нежели тот, что предложат вам заводы по производству бетона.

Финишная отделка крыльца из бетона

Одним из наиболее продвинутых случаев отделки крылец в последнее время стал пресс-бетон. Его еще называют декоративным или топ-бетоном. Стоит такое удовольствие достаточно дорого, но только если заказывать его в специализированной фирме. Вы же, с помощью наших рекомендаций, сможете выполнить не сложные его виды своими руками.

При данном варианте отделки крыльца, мы просто не доливаем до верхнего уровня 2 – 3 см бетон, а готовим слегка усиленный состав и укладываем его сразу на свежий бетон. Таким образом, только поверхности, которые мы будем формовать, будут иметь другой состав бетона. Состав нашего пресс-бетона следующий:

  • 1 часть цемента М500;
  • 1 часть белого речного песка;
  • 3% (от массы цемента) пластификатора С-3 или аналогичного по свойствам, которые впрочем, могут заменить аналогичным количеством (по массе же) жидкого мыла;
  • фибра полипропиленовая или базальтовая, из расчета 600 г на 1 куб.м. бетона.

Я думаю, вы заметили, что щебня в этом составе нет. И это правильно.

Над верхней частью бетона тщательно поработайте шпателями и гладилками, слегка дополнительно зажелезните цементом и дождитесь начала схватывания (палец оставляет ровную четкую вмятину). Формуйте простыми по фактуре полиуретановыми или силиконовыми штампами – в интернете масса предложений и цен. Также можете изготовить их сами.

Перед началом формовки посыпьте поверхность бетона разделительным слоем, которым может выступить тот же тальк или окись железа, если вы захотите слегка подколеровать ваше крыльцо, но честно говоря, лучше это сделать потом, подкрасив его целиком.

Чуть сложнее с подступенками и боковыми крыльями крыльца, если таковые имеются. В этом случае лучше предусмотреть возможность наложения дополнительного слоя такой штукатурки и отформовать в тех же условиях теми же штампами, обрабатывая их поверхность жидким мылом для лучшего отделения.

Окрашивать все это можно простыми составами, которые не сложно изготовить самим путем добавления красителей в грунтовку глубокого проникновения, а можно купить дорогие-модные и получить практически тот же эффект.

Совет: сделайте где-нибудь в сторонке кусочек поверхности с пресс-бетоном до заливки крыльца. Все испытаете, на нем же поэкспериментируете с цветами, их смешиванием. Получите неповторимый рисунок с мраморным эффектом.

А о других способах отделки крыльца читайте на нашем сайте.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)

Хотите самостоятельно построить крыльцо? Никаких проблем! Хоть бетонное, хоть деревянное, хоть металлическое – выбирайте любое. При этом металлическое будет сделано с красивой крышей-навесом из

Строим бетонное крыльцо


Надежная, долговечная и в целом солидная конструкция.

Выбираем размеры


Размеры ступеней: а — нормальных; б — забежных

Обычно крыльцо состоит из нескольких ступеней. Наша задача – выбрать лучшие габариты конструкции.

Оптимальная ширина лестниц – 80-100 см. По возможности ширину следует увеличить – так крыльцо будет более удобным и красивым. Уменьшать нежелательно.

Допустимый угол наклона лестницы – от 27 до 45 градусов.

Ширина ступени, мм Высота ступени, мм Угол наклона марша, град.
400 100 14
380 110 16
360 120 18
340 130 21
320 140 23
300 150 25
280 160 29
260 170 33
240 180 37
220 190 40
200 200 45

По ширине ступеньки делаем равными примерно 25 см, по высоте – 12-20 см, в зависимости от того, кто будет пользоваться крыльцом. Дети и пожилые люди? Делаем ступеньки более низкими. В основном молодые и полные энергии пользователи? Можем увеличивать высоту ступеней.

Верхнюю площадку обустраиваем так, чтобы она была примерно на 50 мм ниже торца входной двери.


Заливаем фундамент для крыльца

Роем котлован по периметру будущего крыльца. Глубина – от 50 см.

Устанавливаем опалубку по периметру фундамента.


Засыпаем дно котлована 20-сантиметровым слоем щебенки и утрамбовываем. Сверху насыпаем 10-сантиметровый слой песка. Проливаем водой для лучшей трамбовки.

Укрываем площадку рубероидом. Укладываем армирующую сетку (рекомендованный размер ячеек – 10х10 см) и . Раствор можно приготовить самостоятельно. Пропорции стандартные:

  • цемент – 1 часть;
  • песок – 3 часть;
  • щебенка – 5 частей.

Заливаем бетон. Выравниваем заливку, протыкаем ее арматурой в нескольких местах, чтобы выпустить лишний воздух. Оставляем бетон на несколько дней для первичного набора прочности.


Цены на цемент и основы смесей

Цемент и основы смесей

Устанавливаем опалубку

Сооружаем опалубку для ступеней. Для этого используем толстую фанеру. Высота опалубки должна на 20 см превышать высоту будущего крыльца.

Принцип прост: вырезаем элементы опалубки по высоте каждой ступени и устанавливаем их в соответствующих местах. Между собой щиты стягиваем металлическими пластинами, деревянными брусками или другим подходящим крепежом.

Важно! Боковые щиты нужно упрочнить с помощью дополнительных ребер жесткости.

Ступени обязательно армируются. При этом арматура должна быть уложена и установлена во всех трех плоскостях. Еще более удобный вариант – сварить каркас в форме будущей лестницы и построить опалубку вокруг него. Делайте, как вам больше нравится.



Заливаем ступени

Смазываем внутренние стенки опалубки маслом. Благодаря этому в будущем мы сможем снять ее без особых усилий.

Раствор для заливки готовим так, как и смесь для фундамента-площадки.

Лестницу заливаем поэтапно, от первой ступени. Каждой ступеньке даем слегка подсохнуть, и лишь после этого заливаем следующую. При этом нужно устанавливать дополнительные элементы опалубки с лицевой стороны ступенек. По длине эти элементы должны соответствовать ширине лестницы. Высоту делаем такую, как и у самой ступени.

Важно! Сторона опалубки, соприкасающаяся с , должна быть как можно более гладкой.

Залитый бетон тщательно разравниваем и протыкаем арматурой в нескольких местах.


Опалубку снимаем минимум через 7-10 дней. В завершение нам остается лишь выполнить финишную отделку ступенек. Можем облицевать их камнем или плиткой, уложить и выполнить любую другую отделку на свое усмотрение.


Перила устанавливаем по желанию. Высота поручней – от 90 см. Можете использовать следующий вариант. Он же подойдет для металлического и деревянного крыльца (в этом случае мы заменим металлические элементы деревянными).

Устанавливаем в нижней и верхней части крыльца опорные стойки из металлических труб. Длину желательно подобрать так, чтобы наклон перил соответствовал уклону лестницы. Соединяем верхние и нижние концы стоек трубами немного меньшего сечения. Используем сварку.

Верхняя труба возьмет на себя функции поручня. Для заполнения пространства между нашими трубами используем любой прокат. Элементы устанавливаем с любым промежутком. В этом моменте все полностью зависит от ваших предпочтений и фантазии.


После монтажа конструкции зачищаем металлические элементы и грунтуем их в 2 слоя. Такая обработка увеличит срок службы перил.


Такое крыльцо будет отлично сочетаться практически с любым домом.



Делаем фундамент

В целом фундамент обустраивается так, как и в случае с бетонным крыльцом, с одним лишь отличием: на этом же этапе нужно установить опоры для будущего козырька.

Опоры лучше установить в каждом углу будущего козырька – так конструкция будет максимально устойчивой. Если крыльцо большое, делаем опоры по длине его стен с шагом не более 2 м.

Роем ямы примерно полутораметровой глубины для каждой опоры. С ролью опор замечательно справятся металлические трубы. Вставляем трубу в яму и заливаем бетоном.

Также опоры можно сделать из бурса. Порядок работы такой же, но предварительно нижнюю часть бруса нужно обернуть рубероидом или просмолить и дополнительно пропитать антисептиком.

На этом же этапе устанавливаем опоры для будущей лестницы. Аналогичным образом роем ямы, выставляем в них металлические стойки и заливаем бетон. Вряд ли крыльцо будет иметь слишком длинную лестницу, поэтому будет достаточно установить опоры внизу и вверху конструкции. Для большей уверенности можем установить их и в середине пролета.

Дальнейший порядок, вплоть до этапа заливки бетона, остается таким, как в инструкции по обустройству площадки для бетонного крыльца.

На этапе заливки учитываем, что нам надо будет несколько утопить конструкцию лестницы в растворе. Заливаем его не до самого верха площадки – оставляем примерно 100-300-миллиметровый зазор (в зависимости от габаритов обустраиваемой конструкции и ее особенностей).

Потом, уже после монтажа металлической конструкции, мы зальем котлован до самого верха.



Чертеж в соответствии с планом дома

Варим лестницу


Берем два металлических швеллера. Привариваем их к установленным и забетонированным ранее опорам. В дальнейшем мы приварим к этим изделиям прокат для ступеней.

Берем равнополочный металлический уголок. Обрезаем его под выбранную длину ступенек, увеличенную на длину сварочного шва. Привариваем металлический уголок по контуру.




Получаем изделия в виде буквы Г. Соединяем их вместе. По верху соединяем эти Г-элементы с помощью равнополочного уголка. Для этого привариваем его по контуру к обоим изделиям, размещая полки внутрь. Для соединения низа ступеней используем аналогичный уголок, но размещаем его уже полками наружу.





Для заполнения ступеней можем использовать разный материал, к примеру, древесину и фанеру. Крепление выполняем с помощью саморезов, вкручивая их с нижней стороны. Для дополнительного скрепления деревянных элементов используем силиконовый и обычный клей.


В целом же отделку лестницы выполняйте на свое усмотрение. При желании вы можете не заделывать горизонтальные проемы, а просто смонтировать обшивку прямо на ступеньки.

Цены на популярные модели сварочных аппаратов

Сварочные аппараты

Делаем козырек


Стойки для каркаса мы смонтировали еще на стадии обустройства фундамента. Далее работаем в таком порядке.


Устанавливаем поперечные опоры по размерам каркаса. При желании можем сделать навес изогнутой формы. Для этого достаточно надрезать профиль с шагом около 4 см и согнуть его до нужного уровня. Плюс изогнутого навеса в том, что на нем не будут задерживаться осадки и различный мусор.



Укладываем на каркас и закрепляем его с помощью саморезов. Выдерживаем шаг крепления равный 300 мм. Края проклеиваем. На этом навес готов.



Строим фундамент


– лучшее решение для деревянного придомового крыльца. Такой фундамент прост и быстр в обустройстве, но при этом очень надежен.

Роем ямы в точках установки сваи – в углах будущего крыльца и по длине его граней с шагом 80-100 см. Глубина таких ям – от 80 см. Оптимально – ниже точки промерзания грунта.

Обрабатываем опорный брус антисептиком, оборачиваем его нижнюю часть рубероидом, а после вставляем в ямы. Заливаем выровненный по вертикали брус в ямах бетоном.

Даем бетону застыть и приступаем к дальнейшим мероприятиям.

Монтируем лаги

При необходимости спиливаем верхушки бруса, чтобы все сваи находились на одном уровне. Высоту опор рассчитываем так, чтобы после укладки площадки между ней и входной дверью оставался примерно 5-сантиметровый перепад высоты.

Прикрепляем лаги к опорам и стене дома подходящим способом (саморезом, дюбелями и пр., в зависимости от материала стены).

Делаем косоур (тетиву)



Приступаем к изготовлению несущей части лестницы. К ней мы будем крепить ступени. То есть тетива – это боковая грань ступеней.

Для изготовления тетивы используем деревянные доски толщиной от 5 см. Берем доску и чертим на ней ступеньки. Заготовки вырезаем лобзиком либо пилой.

Скрепляем тетиву с лагами соединением шип-паз.

Оформляем площадку и ступеньки


Прикручиваем либо прибиваем к лагам доски обшивки площадки. При желании укладываем поверх досок какое-нибудь финишное покрытие – ориентируемся на свои предпочтения.

Крепим к тетиве подступенки и проступи. Работать начинаем с нижней ступени. Порядок простой: фиксируем подступенок, на него закрепляем проступь и так до конца. Для фиксации используем саморезы либо соединение шип-паз.




Перила и козырек обустраивайте на свое усмотрение. Инструкции по монтажу этих элементов приводились ранее. Последовательность остается подобной, нужно лишь заменить опорные элементы и детали обшивки на аналогичные изделия из древесины или другого предпочитаемого материала.


Цены на различные виды строительных досок

Доски строительные

Удачной работы!

Видео – Крыльцо дома своими руками

Массивные конструкции вроде бетонных крылец – это капитальные сооружения, которые при соблюдении всех технологий во время заливки, прослужат своему хозяину долгие годы. Несмотря на кажущуюся простоту и грубость, из этого материала можно создать по-настоящему красивые и оригинальные изделия, конечно с последующей облицовкой, про которую мы поговорим немного позднее.

Итак, сегодняшняя статья расскажет о том, как залить крыльцо из бетона — видео, фотогалереи и подробная инструкция прилагаются.

Крыльцо – это необходимый элемент любого строения, причем, даже установленного на очень низкий фундамент. Подъезды в многоэтажных домах, по сути, это тоже крылечки, просто воспринимаемые жильцами несколько иначе.

Назначение крыльца

Не будем вдаваться в простанные рассуждения о незаменимости этого элемента фасада зданий, назовем лишь самые основные из них.

  • Красивое крыльцо перед домом – это, прежде всего, весомое акцентное пятно, которое притягивает к себе внимание не только его обитателей, но и частых гостей, и прохожих, если конечно вы не обнесли участок трехметровым забором.
  • Из этого следует, что небольшое крыльцо или массивная терраса – это украшение фасада дома, наделенное и функциональными обязанностями.
  • Данный элемент обеспечивает безопасный подъем на любую высоту цоколя, и может иметь в составе как несколько ступеней, так и внушительных размеров тяжелые лестничные марши разной конфигурации.
  • Крыльцо, оснащенное навесом, препятствует попаданию на придомовую площадку и входную группу осадков всех типов, а так же уберегает их от воздействия ультрафиолета.
  • Сооружения закрытого типа – это легкие пристройки к основному строению, полностью ограждающие вход от капризов непогоды. Внутри такую веранду можно оборудовать шкафами для верхней одежды, полками для хранения грязной обуви, устроить из него место хранения спортивного и хозяйственного инвентаря, создать выносную оранжерею или сделать место для отдыха.

Все перечисленное – это лишь небольшая часть возможных достоинств крыльца. По большей части, в этом вопросе все зависит от фантазии владельца, его увлечений и конкретных нужд.

Из чего лучше соорудить веранду

Традиционно, для изготовления данной конструкции применяется четыре типа материала:

  • Бетон;
  • Кирпич (бетонные блоки, искусственный и натуральный камень и прочие однотипные материалы с блочной структурой);
  • Металл;
  • Дерево.

Каждый из которых обладает теми или иными преимуществами и недостатками.

Так же часто можно увидеть сооружения, комбинирующие в себе перечисленные выше материалы.

Например, дерево комбинируют с камнем. На показанном фото получилась «тяжелая» внешне конструкция с четким контрастом между материалами.

Вот еще пример тяжелой конструкции. Однако чтобы визуально сделать композицию легче, из металла куются прозрачные кружева. Обратите внимание на то, сколько разных материалов использовано при отделке крыльца и все это гармонично смотрится на фоне основного фасада из красного кирпича.

Итак, что использовать для строительства? Ответим сразу, не таясь. Первым, что определяет тип материала – это тип строения, и материал, использованный для его возведения.

Крыльцо является неотъемлемой частью фасада и должно гармонично вливаться в его стилистику. Если вы не владеете основами дизайна, чтобы вписать веранду в общую картину акцентно, то есть комбинированием фактуры и расцветки деталей, то совет один – бетон к бетону, дерево … ну вы поняли.

Совет! Никогда не забывайте, что пристроенное крыльцо может не только украсить облик здания, но и испортить его. Поэтому при недостатке опыта лучше обратиться к специалистам или постараться избежать экстравагантных задумок, так как неопытный человек, навряд ли сможет себе представить заранее, как будет выглядеть здание после.

Хотя, пожалуй, не удержимся и назовем основные преимущества бетонных конструкций.

Как известно, крыльцо эксплуатируется в сложных условиях, которые негативно на него влияют:

  • Постоянная влажность, которая передается основанию через почву;
  • Контакт с атмосферными осадками, от которых на сто процентов не может защитить даже навес над сооружением;
  • Температурные перепады – особенно негативно сказывается воздействие морозов, в сочетании с обледенением поверхности, для борьбы с которыми (вследствие невозможности применения грубой физической силы, дабы не повредить материал облицовки) применяют соль и химические реагенты;
  • Постоянные механические нагрузки – по лестнице и площадке регулярно ходят люди и могут перемещаться крупногабаритные массивные грузы: мебель, стройматериалы … рояли и прочее.

Бетон — один из самых прочных строительных материалов

Со всеми этими неприятностями бетонные конструкции справляются на ура! Повышенная влажность со временем только укрепляет бетон, он легко переносит сильные морозы и устойчив к истиранию.

Кроме того:

  • С помощью бетона можно залить фигуры любой геометрии – все зависит от умения и фантазии мастера, формирующего опалубку;
  • Строительство из бетона хоть и трудоемко, но не требует супер профессионализма – достаточно соблюсти все нормы и требования;
  • Материал не горит и обладает высоким баллом по пожаробезопасности;
  • Доступная цена основных материалов.

Ну а если сравнивать сроки его эксплуатации, скажем с деревом, то бетон превосходит по этому параметру конкурента в несколько раз.

Сооружение крыльца из бетона

Ну а теперь, давайте конкретно разбирать, как залить крыльцо бетоном. И начнем мы с самого главного…

Проектирование

Планировка является неотъемлемой частью любой, сколь-нибудь серьезной работы, поэтому говорить о ее важности при возведении крыльца, мы и подавно не станем.

Лучше всего, когда веранда проектируется на этапе строительства основного сооружения. Она может быть пристраиваемой или возводиться вместе с домом в виде монолитной конструкции. Но если вы не позаботились об этом вопросе заранее, ничего страшного, все поправимо – главное позаботиться о том, чтобы пристройка никак не повлияла на прочность фундамента дома.

Давайте перечислим основные требования, предъявляемые к верандам из бетона, которые обязательно нужно учесть заранее.

Сначала о габаритах:

  • Максимальная высота крыльца должна соответствовать расстоянию от поверхности земли до дверного проема, не доставая до него 5 см. с учетом последующей облицовки. Данный технологический зазор нужен для беспрепятственно открывания двери в сезон сильных подвижек почвы под крыльцом.
  • Ширина площадки перед домом зависит от типа и ширины двери: для одностворчатой за минимальное значение принимается 1,6 м; для двухстворчатой – 2 метра. Если соблюсти указанные параметры, дверь будет открываться беспрепятственно.
  • Глубина (расстояние от двери до ступеней) – должно позволять беспрепятственно отворять дверь, стоящему на площадке человеку. Максимальная ширина не ограничена, но не забывайте учесть общую длину веранды вместе с лестничным маршем. Для удобства можно сориентировать ступени так, чтобы они шли параллельно стене, а не перпендикулярно.
  • Если в доме проживают не только взрослые, но и маленькие дети, или люди с ограниченными возможностями, то можно запланировать пандус с небольшим углом наклона 1:20 , по которому будет удобно поднимать коляску или велосипед.

  • Ширина лестничного марша не должна быть меньше 80 сантиметров – этот параметр рассчитан на перемещение одного человека. Если же нужно сделать проход для одновременного расхода двух людей, то минимальное значение возрастает до 1м 20 см.
  • Ступени так же имеют рекомендованные параметры , соблюдая которые вы обеспечите приемлемый угол наклона, и сделаете передвижение по крыльцу безопасным: высота варьируется в пределах от 15 до 20 см, а глубина – от 25 до 33 см.
  • Также учтите, что соотношение высоты и глубины должно укладываться в следующую формулу: 2х + у = 60(64), где х – это высота ступени, а у – ее глубина . Данное требование связано чисто с физиологией среднестатистического человека, который имеет ширину шага, в указанном диапазоне.

Теперь, сто касается формы будущего крыльца:

  • По сути, она не имеет никаких ограничений. Главное требование – чтобы конструкция удачно сочеталась по габаритам и форме с основным зданием.
  • Любое крыльцо, насчитывающее более двух ступеней, нужно оборудовать парапетом и перилами для безопасного перемещения по нему.
  • Наличие навеса также приветствуется. Он не только украсит фасад, но и сделает входную группу более комфортной для пребывания человека. Согласитесь, искать нужный ключ под проливным дождем – занятие не из приятных.

Навесы могут сооружаться капитальными, запланированными еще до строительства дома, или легкими — на основе каркасов из дерева и металла. Здесь все зависит от дизайн-проекта.

Фундамент под крыльцо из бетона

Какой конструкции бы ни было запланированное крыльцо, оно должно оборудоваться фундаментом. Особенно основательно к этому вопросу стоит подойти при возведении построек из кирпича и бетона, так как они обладают внушительным весом.

Что нужно знать перед тем, как приступать к заливке:

  • Любой фундамент всегда опускается в землю ниже точки промерзания грунта, как минимум на 15 сантиметров. Узнать такую информацию можно в геодезических бюро или в интернете – по каждому региону она отличается.
  • Под фундамент готовится песчано-гравийная подушка, защищающая его от лишней влаги.
  • Фундамент может быть ленточным, в виде сплошной плиты или ставиться из блоков. Последний вариант изготавливается быстрее остальных.
  • Подойдет также и столбчатый вариант, который намного сократит расход материала.

Совет! Если крыльцо имеет небольшие размеры, то вы можете сделать монолитную конструкцию, заливая одновременно и фундамент и лестницу. Для этого роется котлован, устанавливается армирующая связка и сразу монтируется опалубка на всю конструкцию.

Лучше всего, когда фундамент под крыльцо заливается одновременно с фундаментом дома, образуя монолитную конструкцию. Но если вы не позаботились об этом заранее, то вам придется решать вопрос, нужно ли связывать между собой эти конструкции.

Возможны оба варианта, но с конкретными оговорками:

  • Если вы собираетесь строить массивное крыльцо, то стоит учесть, степень его усадки. Она будет отличаться от просадок основного строения, ввиду разницы в массах. В результате, очень часто в местах примыкания фундаменты дают трещины, что негативно сказывается на прочности основания как здания, так и пристройки.
  • Обычно это происходит в холодные времена года, когда сила пучения почв, воздействующая на строения, наиболее велика. Стоит отметить, что страдают не только капитальные части конструкции, но и облицовка. Очень часто можно увидеть на улице картину с отвалившейся плиткой на фасаде здания.

  • Подобная проблема возникает еще и в результате неправильной гидроизоляции – после полного затвердевания (28 суток) фундамент накрывается гидроизоляционным слоем из рулонных укрывочных материалов, например, рубероид.
  • Чтобы избежать таких последствий заливка ступеней крыльца бетоном и его фундамента выполняется с организацией деформационного шва, который заполняется жесткой минеральной ватой или резиновыми уплотнителями.

  • Оптимальная ширина такого шва составляет 20 мм – этого вполне достаточно, чтобы скомпенсировать разницу в усадке сооружений.

Но если не выполнить связку конструкция может сильно осесть и стать неудобным. Отсюда выведем некое правило.

Если вы делаете легкую конструкцию, то можете смело выполнить связку, используя для этих целей мощные анкера или куски арматуры. Если крыльцо тяжелое и габаритное – обязательно делаем деформационный шов.

Как можно изготовить бетонное крыльцо

Существует три технологии, по которым можно возвести бетонное крыльцо:

  1. Заливка бетонного крыльца из монолитного железобетона – это, пожалуй, самая распространенная и привлекательная на сегодня технология. С её помощью можно изготовить крыльцо практически любой формы, беря в расчет итоговую прочность и умение мастера, выполняющего заливку.

  1. Использования для строительства готовых железобетонных изделий – это самый скоростной вариант, позволяющий выполнить работы в максимально сжатые сроки. Делается такое крыльцо быстро, но очень сильно страдает его эстетическая составляющая, так как готовые формы сильно ограничивают фантазию дизайнера.
  2. Ну и последний, сборно-монолитный вариант – является симбиозом двух вышеназванных методов, а значит – имеет их плюсы и минусы.

Не забываем про то, что бетон – это только основа крыльца, которая в 99% случаев будет облицована в дальнейшем.

Установка монолитного крыльца

А теперь давайте подробнее разберем перечисленные методы и перечислим порядок выполняемых работ.

Заливка крыльца мало чем отличается от создания других монолитных конструкций.

  • Первым делом монтируем опалубку. Обычно для этих целей используют доски, но для ступеней лучше выбрать вариант из фанеры или ОСП панелей, что позволит сделать стенки ступеней более гладкими. Помимо этого, из этих материалов можно создавать гнутые конструкции под радиальные или криволинейные ступени.

Совет! Тщательно скрепляйте каждый узел конструкции, чтобы она могла выдержать большую массу налитого в нее бетона.

  • Далее располагаем внутри конструкции армирующий каркас. Для этого используют арматуру, которую можно сваривать или связывать стальной гнущейся проволокой – прочность бетона не меняется от способа вязки, но второй вариант выполняется быстрее первого.

  • В обязательном порядке ставятся фиксаторы для защитного слоя бетона, которые приподнимут арматурный каркас над землей и удержат его положение во время заливки.
  • При необходимости привязываем к арматуре закладные элементы.

  • Закончив каркас, заливаем конструкцию бетоном. При небольших объемах можно пользоваться компактной бетономешалкой, а сколь-нибудь серьезных – заказывается миксер.
  • Требования к заливке стандартные: работа выполняется без продолжительных перерывов, бетон тщательно уплотняется.
  • Для того чтобы смесь равномерно заполнила пустоты, и из нее вышел весь воздух, конструкцию подвергают воздействию вибрации. Для этого применяют специальные вибрационные машинки, в отсутствие же электроинструмента, опалубку простукивают по всему периметру молотком.

После заливки выравниваем бетонную поверхность мастерком и гладилкой, убирая при необходимости излишки. Далее бетон остается сохнуть, а нам требуется лишь укрыть его от осадков полиэтиленовой пленкой, которая, к тому же, уменьшит испарение. Периодически увлажняем бетонную поверхность, чтобы она не покрылась трещинами.

После затвердевания основной массы можно демонтировать разборную опалубку.

Совет! Если вы не планируете дальнейшей наружной отделки, то рекомендуется отшлифовать бетон до гладкого состояния.

Сборная конструкция

Крыльцо из готовых железобетонных деталей невозможно осуществить самостоятельно. Это связано с тем, что некоторые элементы могут весить по несколько тонн, что подразумевает использование тяжелой подъемной техники. К тому же, вам потребуются услуги профессионального сварщика.

Зато при правильной организации работы, она займет минимум времени – среднее крыльцо можно собрать за несколько часов.

Порядок действий нам знаком с детства – его мы узнали, собирая конструкторы:

  • Элемент водружается на свое место;
  • Надежно приваривается к закладным – шов делается не по всей длине, чтобы не образовывалось натяжения между элементами;
  • Место стыка заделывается раствором.

Теперь вы можете отделать ваше крыльцо, как пожелаете. Третий способ не нуждается в отдельных комментариях. Все что вам может потребоваться, мы уже озвучили.

Облицовка бетонного крыльца

Бетонные поверхности могут отделываться различными облицовочными материалами. Давайте перечислим самые популярные из них и приведем несколько фотографий.

  • Керамическая плитка. Особо хочется отметить клинкерные сорта, которые являются едва ли не лучшим вариантом для облицовки. Такое крыльцо всегда привлечет внимание зрителя, и будет радовать хозяина своим внешним видом много лет подряд.

  • Изготавливается из бетона и формуется, имитируя натуральный камень. Укладывается как обычная плитка.

  • А вот до такого состояния можно отполировать бетон. Такое покрытие не нуждается в уходе долгие годы.

  • Грубый натуральный песчаник – это солидно, красиво, а главное практично. Такое решение весьма удачно впишется в фасад загородного коттеджа.

  • Плитка из натуральных материалов делается путем среза с цельных кусков минерала. Как можно догадаться – это удовольствие далеко не для каждого.

  • Садовый паркет из ДПК – это отличное современное решение. Такая терраса не боится царапин, воды и ультрафиолета, а значит, надолго сохранит свой облик в первозданном виде.

  • Куда же мы без дерева. Этот материал не теряет актуальность сотни лет подряд, и прекрасно подходит для облицовки бетонных поверхностей.

Резиновая бесшовная плитка – это оригинальное, практичное, удобное, безопасное современное изделие, которое преобразит внешний вид вашего крыльца до неузнаваемости.

На этом подведем краткий итог. Прочитав материал, вы узнали, как залить ступеньки из бетона для крыльца – процедура будет под силу любому человеку «с руками». Если дополнительно хотите увидеть процесс в действии, то посмотрите видео в этой статье. На этом все! Удачи!

Крыльцо дома – это его лицо, элемент, определяющий общий стиль и архитектурное направление в дизайне экстерьера. Крыльцо из бетона не только защищает внутреннее пространство дома от негативного влияния погодных условий, шума улицы, но и является небольшой площадкой, обеспечивающей удобный подход к дверям. Важно отметить, что именно крыльцо из бетона берет на себя большую долю внешних нагрузок, поэтому очень важно при его возведении четко понимать последовательность всех этапов работ. Особенно данная информация будет полезной для тех, кто хочет знать, как сделать крыльцо из бетона своими руками.

Функциональное предназначение крыльца из бетона

Очень часто, при строительстве загородных домов с высоким цоколем, появляется проблема, которая касается возведения крыльца. Оно должно соответствовать общему стилю дома, и поскольку данная постройка располагается на минимальном расстоянии от входной двери, то к выбору исполнения крыльца из бетона необходимо подойти со всей серьезностью и ответственностью. Крыльцо из бетона должно стать не просто красивой верандой, а стильным продолжением фасада дома.

Совет! Тщательно контролируйте качество выполнения работ. Неверно залитое крыльцо может очень сильно испортить впечатление от всего облика дома.

Очень важно при строительстве входной веранды из бетона выбрать правильно материал. Так, например, если здание построено из кирпича, то и крыльцо должно быть возведено из такого же материала.

Разновидности бетонных крылечек

В зависимости от формы ступеней крыльцо бывает:

  • прямоугольной формы;
  • квадратной формы;
  • трапециевидного формата.

На форму крыльца из бетона влияет множество факторов: размер, конфигурация и архитектурные особенности здания.

В сочетании с другими элементами здания крыльцо из бетона бывает:

  • закрытого типа;
  • открытое;
  • верандообразное.

Также на веранде из бетона очень часто монтируют перила, делающие внешний облик всей конструкции завершенным и очень привлекательным.

Конечный результат работы по возведению крыльца из бетона напрямую зависит от архитектурных особенностей здания, пожеланий владельцев дома, и что немаловажно от величины бюджета строительства.

Кроме рассмотренных выше разновидностей бетонных крылец в последнее время особую популярность завоевывает крыльцо из бетона с потайной нишей. Как правильно построить такое крыльцо узнаем в следующем видео

Проектирование бетонного крыльца

Первое что необходимо сделать, планируя строительство бетонного крыльца – создать проект конструкции, который будет содержать в себе точные параметры будущего строения. Также важно указать размер и количество ступенек. Они должны быть такими, чтобы по лестнице, было, легко сходить и подниматься людям самого разного возраста.

Совет! Лестница входной веранды из бетона должна быть достаточно широкой, чтобы при активном передвижении большого количества людей не создавались трудности.

Разрабатывая план строительства крыльца, необходимо учитывать некоторые очень важные факторы:

  1. Ширина лестницы должна быть более 0,9 м. Это поможет легко передвигаться по ней одновременно нескольким людям. По возможности лестницу необходимо сделать как можно шире.
  2. Угол наклона лестничного марша должен быть не больше 5°С. Если превысить данный показатель, то спуск с лестницы будет очень крутым и соответственно небезопасным.
  3. Количество ступеней должно быть нечетным.
  4. Высота одной ступени не должна превышать 18 см.
  5. Расстояние между ступенями должно составлять максимум 3 см.
  6. Расстояние между дверью и площадкой веранды должно составлять максимум 5 см.
  7. Площадь верхней площадки веранды должна быть достаточной ширины для свободного открывания двери.

Очень важно, начиная строительные работы, создать эскиз, по которому разрабатывается план-чертеж, с указанием основных параметров и некоторых нюансов будущего строения из бетона. В нем же должен быть отражен фундамент будущего крыльца.

Какие ошибки не следует допускать при проектировании и строительстве крыльца из бетона, узнаем в следующем видео

Технология строительства бетонного крыльца

Строительство бетонного крыльца без привлечения третьих, сторонних лиц – это очень сложная, физически тяжелая работа. Технологический процесс достаточно понятный, а финансовые вложения будут довольно скромными, за счет того, что определенная часть строительных материалов — это отходы от предыдущих строек. Так, за небольшую сумму денег или совсем даром можно достать деревянные доски и брус для монтажа опалубки, кирпичный бой для возведения фундамента, песок.

Рассчитываем и подготавливаем материалы

Для того чтобы избежать лишних покупок стоит ориентироваться на следующие показатели: на один квадратный метр заливки требуется порядка 400 кг цемента, 1м³ песка и 0,9м³щебня. Общий объем будущего строения из бетона можно легко вычислить, ориентируясь по основным параметрам, указанным в чертеже.

Чтобы подсчеты были более простыми и понятными, конструкцию условно можно разделить на несколько блоков, рассчитать объем каждого из них и сложить воедино все показатели. Математическая формула расчета: Д (длина) * Ш (ширина) * В (высота).

Как провести расчет материала для армирования крыльца из бетона? Схема закладки армированных прутьев внутрь бетонной конструкции может быть различной. Оптимальный вариант – это перекрест вертикальных и горизонтальных прутов, толщиной не менее 0,15 см. Полученные ячейки должны иметь размеры не больше 20 см. Точное значение количества прутьев для строительства крыльца указать сложно, но как показывает практика, в среднем расходуется порядка 170 м армированного прута.

Как правильно сделать опалубку? Строительный материал для этого этапа работ можно не покупать. Для этих целей вполне сгодятся обрезки деревянных досок, подходящие по параметрам. В качестве подпорок используются кирпичи или обрезки бруса.

Докупить необходимо лишь смесь песка и гравия, бетон и арматуру. Также понадобятся крепежные элементы, проволока, изолирующий материал, и некоторое количество песка и щебня для фундамента.

Копаем яму под фундамент

Разметку месторасположения фундамента начинают от середины входной двери. От этой точки проводится вся размета по земле. По углам необходимо вкопать колышки, по которым натягивается шнур. По огороженному участку необходимо выкопать яму под фундамент глубиной порядка 0,5м. По границе ямы необходимо сделать еще одну ступень из земли, глубиной 0,2м. На дно котлована насыпаем гравий и песок. Насыпь должна быть такой высоты, чтобы до края ямы оставалось порядка 0,2м. Если нет песчано-гравийной смеси хорошо подойдет кирпичный бой. Очень важно все хорошенько утрамбовать и уложить слой изолирующего материала. Его же укладывают внахлест на стену, к которой примыкает конструкция бетонного крыльца.

Сборка опалубки и вязка арматуры

Если деревянные доски недостаточно широкие, их собирают в щиты, высота которых должна соответствовать высоте одной ступени. Длина щита приравнивается длине боковой стороны будущей веранды. Затем щиты монтируют по краям ямы фундамента, выравнивают их по уровню и фиксируют кольями из бруса. Обязательно контролируйте высоту щитов.

Затем приступаем к вязке арматурного каркаса. Пояс из арматуры для каждого уровня будущего крыльца должен быть двойным. Нижняя решетка должна быть приподнята на 5 см над изолирующим материалом, а верхняя должна быть зафиксирована так, чтобы на 5 см стать утопленной в бетон. Вязка арматурного каркаса начинается со сборки первого уровня опалубки и вязки первого армирующего пояса. После этого собирается второй уровень опалубки и второй армирующий пояс. Следующие уровни собираются аналогично двум предыдущим. Важно проверить, надежно ли зафиксирована конструкция, и при необходимости зафиксировать ее дополнительно. После этого можно заливать подготовленную смесь из песка и гравия.

Если предполагается строительство крыльца из бетона сложной конфигурации, то для формирования фундамента можно взять гибкий прочный материал, жесть или фанеру.

Заливаем опалубку бетоном

Заливка опалубки, для более надежного результата, должна проводиться за один раз. Заранее рассчитайте необходимое количество смеси, и продумайте способ, с помощью которого залить бетон в опалубку с одного раза будет легче всего. Для этих целей лучше всего подойдет самодельный желоб, по которому бетон будет подаваться в нужное место. После того как заливка бетонного раствора в опалубку закончена, необходимо дождаться полного ее высыхания. Как правило, уже через сорок восемь часов бетон полностью застывает, но демонтировать опалубку и приступать к дальнейшему декорированию крыльца можно не раньше чем через месяц. Именно за это время бетон набирает полную прочность. Важно обеспечить на все время высыхания бетона защиту от осадков.

Отделка крыльца

Когда бетон окончательно высох, опалубку можно демонтировать и после этого приступать к финальному декорированию конструкции. Для этого используют самые разнообразные строительные материалы: камень, керамогранит, клинкерную плитку.

Выбор отделки полностью зависит от вкуса и материальных возможностей хозяина дома. Важно подобрать отделку таким образом, чтобы она не выделялась на общем фоне внешних стен здания и полностью сочеталась по архитектурному стилю.

Дополнительно узнать о том, как правильно облицевать бетонное крыльцо клинкерной плиткой узнаем в следующем видео

Заключение

Крыльцо из бетона – это украшение частного дома. Оно защищает здание от пагубного воздействия атмосферы. Ознакомившись с основными процессами строительства крыльца из бетона, все работы можно осуществить своими силами, быстро и качественно.

Представить фасад частного домостроения без крыльца довольно сложно. Как правило, оно возводится одновременно со зданием. Но периодически возникают ситуации, когда сделать крыльцо со ступенями необходимо после завершения основного этапа застройки. Зачастую в этом случае прибегают к возведению конструкции из бетона. Что надо знать об этапах строительства своими руками, расскажем в деталях.

Проектирование

Любое строительство начинается с эскиза. Только после тщательной прорисовки всех деталей проекта, можно переходить к основному этапу работ.

Определение формы

Традиционно главный вход со ступенями располагается на фасаде здания. Помимо своего прямого предназначения - обеспечить удобство передвижения, входная группа должна гармонично вписаться в общий архитектурный стиль постройки. Поэтому наряду с выбором материала для изготовления ступеней, важно грамотно определить форму, которая станет оригинальным элементом дизайна. Парадную часть дома способны украсить полукруглые или трапециевидные бетонные ступени.

Если строение компактное и не стоит цель поразить присутствующих изяществом, можно сделать классическое крыльцо прямоугольной или квадратной формы. Это же касается просторных домов, где будет не лишним оборудовать своими руками запасной выход с компактными ступенями из бетона.

Расчет размеров

Отправной точкой строительства своими руками служат размеры бетонных ступеней для крыльца. Очень важно правильно определить габариты конструкции, чтобы она отвечала требованиям СНиП, была прочной и удобной. Грамотно сделать проект ступеней бетона помогут следующие рекомендации выбора параметров:

  • Чтобы определить общую высоту крыльца, необходимо измерить промежуток от почвы до нижней части порога. Верхняя площадка конструкции обустраивается на 5 см ниже торца двери для ее беспрепятственного открывания.
  • Если ступени расположены в непосредственной близости от входа, их минимальная ширина должна превышать размер дверного проема на 15 см. В целях обеспечения свободного прохода двум людям, ширина верхней ступеньки должна быть больше 1 м.
  • Высота одной ступени варьируется в пределах 12-20 см, выбор зависит от контингента, для которого предназначено крыльцо из бетона. Детям и старикам лучше сделать высоту конструкции 12-15 см, взрослые ощущают себя комфортно и при 20 сантиметровом подъеме.
  • Ширину проступи оптимально планировать от 27 см.
  • Для определения количества ступенек достаточно высоту крыльца разделить на размер одного уровня. Чтобы получить целое значение, корректируют высоту ступенек.
  • Лестницу необходимо сделать с углом наклона в пределах 26-45 градусов.
  • Минимальна сторона площадки крыльца - 1 м.

После составления плана с учетом изложенных рекомендаций переходят к материальному обеспечению строительного процесса.

Подручные инструменты и строительные материалы

Сделать расчет потребности в материалах для ступеней из бетона необходимо на основе подготовленного проекта. Если смесь для раствора приобретается в готовом виде, требуется определить его объем. При желании подготовить состав для бетонирования своими руками, отталкиваются от следующих показателей расхода материала на изготовление 1 м 3 бетона:

  • песок - 1,02 м 3 ;
  • цемент - 340 кг;
  • щебень - 0,86 м 3 .

Внимание ! Наличие арматуры в ступенях из бетона увеличит прочность крыльца.

Для возведения своими руками ступеней из бетона вам потребуется запастись следующими материалами:

  • формирование опалубки ведется из фанерных листов и досок толщиной более 2 см, ширину лучше подобрать в пределах 20 см;
  • функцию ребер жесткости выполнят бруски 40х40 мм;
  • крепежными деталями для досок опалубки в виде гвоздей;
  • металлическими стержнями для армирования каркаса Ø 6,5-12 мм;
  • материалом для гидроизоляции;
  • готовой смесью для бетонирования или ее компонентами;
  • отделочными материалами.

Среди инструментов под рукой должны быть:

  • бетономешалка;
  • перфоратор и вибратор для уплотнения раствора из бетона;
  • электропила;
  • штыковая и совковая лопаты;
  • шпатель, рулетка, уровень.

Подготовка площадки

При обустройстве крыльца из бетона на стадии общего возведения дома подготовка площадки сводится к очищению места от строительного мусора. В ситуации, когда требуется замена своими руками старой конструкции, не обладающей фундаментом, на новые бетонные ступени, алгоритм действий следующий:

  • Подготавливается котлован под фундамент крыльца. Глубину необходимо сделать на 20-30 см ниже границы промерзания почвы. Для разных регионов этот показатель колеблется, минимальное углубление для компактных ступеней из бетона составляет 50 см. Каждая сторона котлована должна превышать размеры площадки крыльца из бетона на 25 см.
  • В фундаменте дома подготавливаются углубления для взаимного армирования ступеней из бетона со зданием.
  • На дне котлована под крыльцо из бетона требуется сделать «подушку». Сначала распределяют влажный песок, толщина слоя 15 см, затем плотно утрамбовывается слой щебня высотой 20 см, в завершение опять распределяется песок на высоту 10 см. Все покрывается водой. Эта прослойка надежно защитит ступени для крыльца от разрушения грунтовыми водами.
  • В качестве гидроизоляционного слоя бетонной конструкции выступает рубероид.
  • Далее требуется своими руками сделать армирующую сетку, сторона ячеек составляет 10х10 см.
  • В заключение площадка для крыльца покрывается бетонным раствором, который необходимо проткнуть металлическим стержнем для удаления воздушных пузырьков в нескольких местах.

Замечание ! Чтобы основа крыльца из бетона окрепла, необходимо сделать перерыв в работе на несколько дней.

Установка опалубки

После обустройства подушки приступают к формированию опалубки для ступеней своими руками. Каркас конструкции необходимо сделать надежным, чтобы он выдержал вес заливаемого бетона. Очертания каркаса соответствует габаритам будущих ступеней для крыльца, выполняется он из досок и фанерных листов. Процедура подготовки включает следующие шаги:

  • Разметка крыльца на листе фанеры начинается с нижней ступени.
  • Проступи и подступенки вычерчиваются под прямым углом.
  • Далее необходимо сделать разметку площадки и верхней проступи. Для обеспечения стока осадков на каждые 30 см длины предусматривается уклон 6 мм.
  • Все контуры вырезаются с помощью болгарки.

Для того чтобы каркас ступеней для крыльца выдержал заливаемую массу бетона, необходимо сделать своими руками укрепление боковин опалубки. В качестве ребер жесткости выступает брус. С помощью досок, которые повторяют форму и габариты подступенков, щиты соединяются гвоздями. Нижнюю кромку дощечек рекомендуется сделать под уклоном для формирования ровной поверхности заливаемого бетона.

Сформированный конструкцию для будущего крыльца обустраивают возле фундамента дома с промежутком в 1 см. Для фиксации применяют распорки, движение которых ограничено кольями. Они заглубляются в почву минимум на 25 см, расстояние между кольями и щитами каркаса ступеней для крыльца составляет порядка 45-50 см. Весь промежуток на 10 см засыпается почвой и тщательно утрамбовывается.

Внимание ! Фанерная опалубка должна превышать высоту крыльца из бетона на 30 см.

Заливка фундамента

До начала заливки бетона необходимо:

  • основание ступеней для крыльца покрыть слоем пароизоляции;
  • защитить фундамент дома рубероидом с дальнейшим нанесением герметика.
  • Обработать специальной смазкой опалубку ступеней для крыльца изнутри, это предотвратит прилипание бетона к фанере или доскам.

Армирование обеспечит увеличение прочности крыльца из бетона и продление срока его эксплуатации. Для этого нарезают металлические прутья нужных размеров и соединяют между собой проволокой. Их длина должна быть меньше ширины ступеней на 4-5 см, слоя арматуры формируются через промежутки в 15 см. Сэкономить расход бетона и повысить его прочность поможет битый кирпич или камни, уложенные между слоями арматуры.

Совет ! На этом этапе работ оставляют закладные элементы для последующего монтажа навеса или перил, если такие детали предусмотрены проектом.

Применение бетономешалки значительно ускорит процесс возведения ступеней для крыльца. Заливка бетона начинается с нижней ступени. Раствор рекомендуется укладывать непосредственно после замеса, это сохранит его прочностные характеристики. Каждый слой заливки бетона подвергается утрамбовке с целью удаления пустот. Если провести действия некачественно, оставшиеся пузырьки воздуха спровоцируют быстрое разрушение ступеней из бетона. Выступающие кирпичи вдавливают лопатой или кельмой вовнутрь. После заливки и утрамбовки качество каждого этапа работ по возведению ступеней для крыльца проверяют с помощью уровня.

К наполнению опалубки следующим слоем бетона переходят после полного высыхания предыдущего. Работа с раствором заканчивается на верхней ступени. Опалубку крыльца не снимают в течение недели. При работе в жаркий период бетон регулярно смачивают, чтобы он не растрескался. Опалубку крыльца удаляют аккуратно, простукивая молотком доски. При необходимости поверхность крыльца из бетона шлифуют.

Отделочные работы

К отделке ступеней из бетона приступают спустя месяц после удаления опалубки. За это время раствор набирает нормативную мощность. Вариантов оформления может быть несколько:

  • Самое простое решение - покрыть крыльцо краской, предназначенной для внешних работ.
  • Изысканно выглядят ступени, на которых выложен узор из гальки (эта работа проводится своими руками на стадии заливки бетона).
  • Наиболее распространенный вариант - применение клинкерной плитки или керамогранита.

Важно, чтобы выбранное оформление ступеней крыльца сочеталось с общей отделкой здания. Надеемся, что изложенный материал поможет возвести надежное крыльцо, которое прослужит длительный период. Предложенное видео еще раз подробно опишет все этапы работ.