Устав домашней молитвы. «Тавранчуг» и другие загадки уставов древнерусских монастырей

Современный церковный старообрядческий Устав (христиан старообрядцев, признающих священство, что не касается безпоповцев) строится главным образом на уставах дораскольной русской Церкви, которые в свою очередь восходят к Уставу Иеруаслимского монастыря, известного на Руси в виде сборника «Церковное Око », составленного преподобным Афанасием Высоцким . По сути, весь богослужебный русский устав и основывается на разных вариациях этого монастырского устава.

Особенности церковного Устава

Монастырский устав господствует как в храмовой, так и в домашней молитве . Это в первую очередь касается ежедневного богослужебного круга. Всех чинопоследований богослужения дня - семь: вечерня, павечерница, полунощница, утреня и первый час, третий, шестой и девятый часы . - эта божественная и священнейшая из служб служба, не находится в числе семи богослужений дня, но есть служба особенная. В древности все эти семь богослужений дня служились в определенное каждому время. Однако со временем, ради удобства молящихся, они были соединены в последования, совершаемые, как правило, утром и вечером.

Разумеется, полноценно совершать ежедневный дневной круг Богослужения можно только в монастыре. В приходских храмах дневной круг Богослужения совершается лишь в некоторые дни: воскресенья, дни праздников и памятных дат, отдельные дни поста. То же самое касается и домашней молитвы. Редко кто имеет возможность совершать ежедневное Богослужение, полностью следуя монастырскому уставу. В данном случае предпочтительно совершение как можно более полного, приближенного церковному богослужению в дни, когда таковое совершается в приходских храмах. В остальные же дни допустимо более краткое молитвенное правило.

Особенности сокращённого молитвенного правила дома

Если в домашних условиях невозможно хранить все специализированные , есть возможность исполнять Богослужебный круг иным способом. В этом случае Богослужение исполняется чтением Псалтыри или одной Исусовой молитвой с поклонами . В современных изданиях старообрядческих молитвенников указывается, что за Вечерню читается одна-две кафизмы (кафизма - глава Псалтыри, состоящая из нескольких псалмов), за великопостную Павечерницу (Нефимон) - одна-две кафизмы, за Полунощницу - одна-две кафизмы, за утреню - от трех до пяти кафизм, за первый час - одна кафизма, за Часы - две-три кафизмы.

Также Богослужение предлагается исполнять Исусовой молитвой (а также другими краткими молитвами Богородице, святым) с поклонами земными и поясными, в зависимости от усердия:

  • за вечерню - 100–200 поклонов;
  • за Павереницу - 50–100 поклонов;
  • за Утреню - 200–400 поклонов;
  • за Первый час - 50–100 поклонов;
  • за Часы - 200–300 поклонов.

В сборнике преп. Кирилла Белозерского на замену дневному Богослужебному кругу предлагается читать половину Псалтыри в день (10 кафизм). Если же нет Псалтыри или человек неграмотен, преподобный рекомендует молиться 3000 молитв за половину Псалтыри или 6000 молитв за всю Псалтырь. Кафизма приравнена к 300 Исусовым молитвам.

Однако не стоит забывать, что все эти указания касаются иноческой жизни . Дабы не переусердствовать или, наоборот, не забросить молитву, но адекватно приспособить домашнее молитвенное правило под свой трудовой и семейный график, требуется совет духовного отца.

Публикуется по изданию: Материалы для истории раскола. Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н.Поповым. Том 1 - Москва, 1864
Польский устав принят староверами-федосеевцами на соборе 1752 года, который состоялся в октябре 1752 г. в Гудишской обители - духовном центре федосеевцев в Великом княжестве Литовском (ныне - Игналинский район Литвы) .
О Польском соборе 1752 года.
Общее собрание федосеевских наставников и прихожан, или так называемый польский собор, состоялось, вероятно, в Гудишках в 1752 г. На собрании федосеевцев присутствовало 17, а по другим, более убедительным подсчётам – 20 “настоятелей, искусных ведцев Божественного писания” и “книжные” люди (общей численностью до 30 человек), а также “от простых искусных великое число” (ИРЛИ, коллекция И. Заволоко, № 25, л. 7-9; ср.: ИРЛИ, коллекция И. Заволоко, № 253, л. 106об). Удалось выяснить, из каких местностей прибыли 13 из 20 настоятелей: четыре были гудишкские старцы, т. е. вероятно местные – Матвей Федосеевич, Федул Дмитриевич, Артамон Осипович и Степан Афанасьевич; далее по двое из Москвы и Ярославля или его окрестностей и по одному из Стародубья, Войтишек и Саманяй; а Терентий Васильев прибыл скорее всего из Лифляндии, где поселился после ухода из Ряпино.

Участники собора приняли решение, состоящие из 46 (по другим данным, из 48) пунктов, именуемые Уставом Польским или “польскими статьями”. Подчеркивая преемственность древней Церкви, русского православия до Никона и раннего старообрядчества, а, значит (с точки зрения федосеевцев) безусловно “истинного” православного христианства, во вступлении его участники писали о предмете и задачах своего собрания:

“Было у нас общее собрание в Польше, во обители, о церковных вещех, и о пребывании христианского жительства; и присоветовали общим отеческим и братским советов, подтверждение, нашел православныя веры христианския, дабы нам последовати прежним страдальцам и подвижником и учителем нашея православныя христианския веры” (Устав Польский 1864, 10-11).

На польском соборе обсуждались, как видно из его постановлений, следующие важнейшие вопросы: вопрос о титле (ст. 1); об иконах и медных образах (ст. 2-3); об отношениях с “Заонегами”, т. е. выговцами (ст. 4); о федосеевцах записавшихся, видимо, в двойной оклад в России (ст. 5) и т. п. Большинство статей (24) касалось вопросов нравственности и образа жизни верующих; другая часть статей затрагивала новоженов (16 статей) и староженов (3 статьи); в следующей части постановлений говорилось о поведении во время богослужения, церковных обязанностях прихожан и духовных отцов (12 статей, некоторые из них затрагивали сразу несколько групп верующих). Можно заметить общую тенденцию постановлений практически по всем вопросам: строгость к своим и “внешним” и высокая требовательность к нравственности и религиозности прихожан и настоятелей.

По-видимому, главными были три вопроса: об отношении к выговцам, о дисциплине в федосеевском обществе и о новоженах. Два последних вопроса касались именно той сферы религиозной жизни тогдашнего федосеевства, которая стала мишенью острой и резкой критики со стороны новоженов, во главе которых стоял тогда И. Алексеев.

В вопросе о надписи на кресте федосеевцы несколько изменили свою позицию и допустили поклонение кресту с надписью I.Н.Ц.I., или IС. ХС. Ранее Феодосий и Евстрат Васильевы настаивали на правильности первой, но И. Трофимов с выговцами в 1727 г. решили отложить этот спорный вопрос до более тщательного изучения. Непоклоняющихся таким крестам они постановили отлучать от Церкви (Устав Польский 1864, ст. 1).

Примирившись, хотя и временно, в подходе к вопросу о надписи на кресте, федосеевцы вновь разошлись с выговцами по вопросу о богомолии за царя. Это зафиксировала четвертая статья Устава Польского:

“С Заонегами разделение имети, и с ними ни пити, ни ясти, ни молитися и страдальцев наших прежних учения не хулити. А поморских учителей нынешних учения не хвалити. А кто приидет от заонег в наше согласие, да творит поклонов триста до земли, а заонежскаго учения ему не простирати” (Устав Польский, ст. 4; также см.: Гурьянова 1984, 77-78).

Таким образом в 1752 г. религиозные правила федосеевцев утвердили их разделение с поморцами в молении и в общении, чего не было в первой половине 18-го века. Тем не менее, два главных беспоповских общества продолжали объединять общие и важные догматические положения о пришествии духовного антихриста и отсутствии священства, признание, в принципе, церковного Предания и идеал русского дониконовского православия. Наряду с внутренней эволюцией учения беспоповцев (вопрос о браках) и давлением со стороны российского государства, эта психологическая близость и общая догматическая основа могла способствовать постепенному переходу значительной части федосеевских общин к брачному состоянию уже с 1823 г. и принятию в начале 20-го века самоназвания – поморцы.

Большая часть постановлений собрания касалась религиозно-бытовой стороны федосеевского общества. Особенное внимание обращалось на ежедневное соблюдение верующими религиозных предписаний и на случаи мирщения, т. е. на соединение в общении, через продукты, посуду, общественные заведения и др. с людьми “внешними”, “еретиками”. Так, например, шестая статья предписывала федосеевцам готовить пищу и кушать в своих домах, а кто “о нужде” от “иноверных” на рынке покупает, тому за это полагалось сто поклонов; а кто без нужды покупал продовольствие, те должны были сделать сто поклонов до земли “при соборе”. В двенадцатой статье говорится: “В великий пост во вторник и четверток ядущих по дважды, и се противно являющеся святым отцам, и таковым налагать по 300 поклонов до земли при соборе”. Далее в двух статьях оговаривалось, когда можно топить баню и мыться, а когда нельзя.

Большие требования предъявлялись к религиозной практике и дисциплине верующих. Несколько статей обязывали их соблюдать религиозные предписания в воскресенье и во время церковных праздников: “В воскресные дни, и в праздники великие за торгом по кирмашам не ездить и не ходить, такоже и на конских ристаниях не ездить (правило Никифора патриарха); аще ли великая нужда позовет, и за то полагали поклонов 100 до земли. Аще ли кроме великия нужды обрящется, се творя; да творит таковый поклонов 300 до земли при соборе”.

Во многих отношениях Польские статьи - интереснейший документ для знакомства с религиозными обычаями и нормами федосеевского общества в середине 18-го века. Наряду со строгими правилами и попыткой их утвердить среди всех прихожан в общинах, можно наблюдать и становление особого института “духовных отцов”, “духовных людей” или “духовников”, как их называет устав. К середине 18-го века не осуществилась надежда беспоповцев (прежде всего – выговцев) на обретение церковной иерархии. Федосеевцы, как и все беспоповцы, с начала 18-го века реально строили свою религиозную и бытовую жизнь в отсутствие священства. У ранних беспоповцев богослужение возглавляли и необходимые требы исполняли миряне, избранные из достойных христиан и знающие “грамоту” и основы богослужения. Однако уже с 1704 г. среди беспоповцев в Речи Посполитой практиковалось народное избрание приходом и благословление пастыря на церковное служение бывшим наставникам. Теперь этот религиозный обычай возводился в правило, а не соблюдавшие его карались возложением епитимии или отлучением от общества. Статья 30 указывала: “А которые люди самочинством духовное дело держат, без отеческого благословения, и таковых людей за духовников не иметь, и их не слушать; аще ли же впредь начнет кто, сицевых от христианства отлучати; аще ли покаются да сотворят поклонов 500”.

В обязанность духовных отцов и прихожан вменялось раз в год совершать покаяние. А тех, кто не имел духовного отца и раз в год не “исправлялся покаянием”, предписывалось отлучать (ст. 10). Следовательно, духовные отцы, стоящие во главе федосеевских приходов, должны были почитаться как не имеющие священно-служительской степени, нерукоположенные пастыри Церкви. Духовные отцы совершали два церковных таинства – крещение и покаяние – то, что считалось минимально необходимым для спасения. Другие статьи (напр., 37, 38, 39) более подробно определяли права и обязанности духовных отцов.

Религиозные правила не ограничивались одной религиозно-нравственной жизнью этого общества, а распространялись и на другие общественные отношения. Особенно строгими предписания федосеевцев были в отношении покупаемых в Речи Посполитой верующими продуктов и обращения в “иноверный суд”. Если за покупаемые без необходимости “нечистые продукты у иноверных”, т. е. никониан, полагалось сто поклонов до земли, то за купленное, выпитое или съеденное “в польских градах, на кирмашах” церковное наказание достигало 300 поклонов до земли “при соборе” (ст. 7). Значит, в религиозной иерархии ценностей федосеевцев в середине 18-го века католичество (и протестантизм) было даже ниже, чем никонианство. Таким образом, осознание федосеевцев присутствия в католическом государстве и, по их мысли, более “еретическом” в свете идеи о совершившемся приходе антихриста в мир, могло способствовать и принятию ими более строгих охранительных мер. Запрет миршить федосеевцам должен был оградить от антихристова мира немногих спасающихся.

Третьим по важности на федосеевском собрании 1752 г. был вопрос о новоженах. Все постановления, вынесенные собранием по отношению к ним, были очень строгими: духовным отцам воспрещалось принимать их на покаяние (ст. 24); младенцев – детей новоженов разрешалось крестить лишь в случае их смертельной болезни и после того, как супруги дадут обещание разойтись (ст. 27); запрещалось крестить здоровых младенцев новоженов, а духовные отцы, окрестившие такого младенца, отстранялись от церковного служения (ст. 29); запрещалось жить с новоженами в одном доме, готовить и есть в их домах, исключение составляли лишь старики, которые должны были пользоваться особой посудой (ст. 31 и 32); новожены, желающие покаяться, разводились в разные деревни, и им налагался шестинедельный пост, во время которого они должны были ходить на богослужение и стоять “ниже всех, а поклоны класть в вечерни”, а после богослужения кланяться до земли каждому человеку (ст. 42) и, наконец, заболевших новоженов принимали в их доме на исповедь “без распусту” и погребения в их доме “не стояли”, а супруга к погребению не допускали, “дондеже исправятся”(ст. 46). Такие постановления приравнивались к полному отлучению от федосеевского общества.

Таким образом, польский собор осудил движение новоженов: федосеевские наставники встали против его со всей силой своего авторитета и влияния. Поморские наставники, хотя также не признавали новоженства законным учреждением, но тем не менее довольно терпеливо относились к самим новоженам, “суд милостивый на них полагали” и оставляли жить в одном доме и кретили их детей (Нильский 1869, 176-181).

К староженам, т. е. лицам, заключившим брак в никонианской Церкви до перехода в федосеевство, духовные отцы стали относиться также с повышенной требовательностью в отношении соблюдения ими “девственного жития”, хотя и были более снисходительными, чем к новоженам. Браки староженов они называли законными и принимали их на богослужение без развода. Однако тут же прибавляли (ст. 45), что, если они “будут детей рождати, […] таковых наказывати отцем духовным: за перваго полгода отлучать, за втораго год, за третьяго два лета; а за очистительныя молитвы три тысячи поклонов до земли”. Итак, федосеевцы усиливали требования “ангельской жизни”для всех именно тогда, когда в другой части беспоповства начались поиски путей принятия института брака. С начала 19-го века постепенно начинает сказываться превосходство брачников над их оппонентами. Все большая часть беспоповцев начинает признавать браки, но уже в форме бессвященносословных браков. Он понимался не как таинство, а совершался специально назначенным чином, с принятием благословения наставника и родителей.

По материалам докторской диссертации Г.Поташенко "Старообрядческая Церковь в Литве в 17-ом-начале 19 века"- Вильнюс, 1999

Иллюстрация: гражданин, не исполняющий требования Устава домашнего быта.

На самом деле зап рисовал сабаку. Но в результате выяснилось, что большинство людей считает это существо кошкой.
Непонятная и злобная тварь в общем.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Кухня

1. Вся посуда должна быть чистой: до приготовления пищи, после приготовления пищи и после еды.

2. Посуда должна жить на кухне. Не в комнатах, не в ванной и в коридоре, а именно на кухне. Желательно в шкафу.

3. Еда поедается только на кухне. Она не носится по квартире, не крошится на пол и не забывается в укромных местах. Исключение из этой статьи составляют случаи, когда происходит коллективный просмотр шедевров мировой кинематографической культуры в присутствии гостей квартиры. В остальных случаях еда по-прежнему поедается на кухне.

4. Чай можно пить не только на кухне. Неотъемлемым условием проведения чаепития вне кухни является обязательная уборка всех и всяческих следов чаепития, где бы оно ни проводилось.

5. Еда готовится по очереди через день или по желанию граждан, проживающих в квартире. Законными основаниями для отказа приготовления пищи являются следующие аргументы: "Не хочу", "Я не голоден", "Я устал" .
Если других граждан, проживающих в квартире в настоящий момент, не устраивает данное основание либо комбинация оснований, они вправе устроить прения по этому поводу со стороной, отлынивающей от приготовления пищи. Прения ведутся до полюбовного улаживания всяческих споров. В случае невозможности такового все споры решаются в соответствии с законодательством РФ через фиктивный суд.

6. Тот, кто готовил еду вправе заставить другого гражданина, проживающего в настоящий момент в квартире и накормленного этой едой, помыть посуду. В таком случае основания для отказа вида "Не хочу" не принимаются.
Гражданин, подвергнутый заставлению помыть посуду, вправе делегировать полномочия по приведению посуды в чистый вид любому гражданину, находящемуся в данный момент в квартире, при условии обязательного исполнения этих полномочий и полного контроля этого исполнения со стороны гражданина, делегировавшего полномочия.

7. Посуду за собой каждый моет сам. Исключение составляют случаи, когда кого-нибудь вдруг пришпилило помыть посуду и он громогласно оповестил об этом всех находящихся в квартире граждан во избежание акта повторного помытия посуды или преступного акта забывания помытия посуды.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Общий быт

1. Понятие "уборка" включает в себя следующие действия в порядке осуществления: инспекция потолка и потолочных углов на предмет построения в них пауками паутины (во всех комнатах и помещениях), при обнаружении мстительно разрушить; протирка пыли на горизонтальных и подозрительных вертикальных поверхностях; подметание пола с целью очистить его от мелкого сухого мусора (во всех комнатах и помещениях); помывка сантехнического оборудования ванной комнаты и туалета с применением санитарно-гигиенического средства "Доментос", при сильном загрязнении - санитарно-гигиенического чистящего порошка "Пемолюкс" (Товарищ! Помни! Под ободком унитаза скапливаются! и проч.); помывка горизонтального полового покрытия во всех комнатах и помещениях с обязательной сменой воды для каждого помещения (проводится с применением санитарно-гигиенического средства "Доментос").

2. Личное пространство проживающего в квартире гражданина (личная комната) убирается по желанию, возможно нерегулярно, но при условии: отсутствия неприятных запахов на территории личного пространства и других территория квартиры; отсутствия оскорбительных звуков жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов и прочих посторонних существ, обретших жизнь из-за скапливания мусора; содержания всяческих возможных мусора, пыли и прочих нежелательных субстанций (тараканов, крыс, мышей) в пределах личного пространства гражданина-хозяина субстанции.

3. Каждый гражданин должен совершать свой ежедневный быт со следующей постоянной мыслью в голове:
место есть своё у вещи каждой и жить должна она там
Т.е. вещи не разбрасываются и убираются на то место, в котором они призваны жить (пример: посуда живет на кухне в шкафу, штаны живут на территории личного пространства в шкафу, грязные носки живут в автоматической стиральной машине в процессе ожидания стирки).

4. Гражданин! Помни! Утро - тяжёлое время суток. Не усугубляй Всемирную Печаль по поводу наступления утра, будь вежлив и обходителен, эмоции выражай тихим лишенным персонализации матом в сторонку!
Гражданин! Помни также, что вечер и выходные - единственное свободное от работы время твоё! Подари праздник себе и другому гражданину, исполни предписания данного Устава с радостью и удовольствием и тем самым преумножь количество Добра в мiре!

Данный Устав составлен

О МОЛИТВЕ ДОМАШНЕЙ

Христианину, лишившемуся соборной службы, подобает ежедневно самому совершать дневной богослужебный круг: вечерню (во второй половине дня), павечерницу (после ужина), полунощницу, вслед за ней утреню (ранним утром) и часы (утром), а также келейное правило.

К каждой службе полагаются приходные поклоны; а после службы - исходные. В случае необходимости допустимо объединять службы, тогда между ними приходные и исходные поклоны не полагаются. За службы молятся по лестовке поклонами с молитвой Исусовой или читают Псалтырь. Иногда просто творят молитву Исусову без поклонов. По продолжительности молитвы имеется несколько видов уставов в зависимости от духовной подготовки, занятости христианина и состояния его здоровья.

Поклонами: за вечерню - 3 лестовки (строгий устав) или 2 (средний устав), или 1 (в случае нужды); за павечерницу - 2 лестовки или 1, или 50 поклонов. В Великий же Пост (все указы в Великий Пост - кроме субботних и воскресных дней) за великую павечерницу - 3 лестовки. За полунощницу - 3 лестовки или 2, или 1. За утреню - 7 лестовок или 4, или 2. За 1-й час - полторы лестовки или 1, или 50 поклонов. За часы - 5 лестовок или 3, или 2. В Великий Пост за часы - 7 с половиной лестовок. Поклоны полагаются в пояс, а в Великий Пост на каждой лестовке последние 17 поклонов - земные.

Чтением Псалтыря: за вечерню - 2 кафизмы или 1. За павечерницу - 1 кафизма (в Великий Пост - 2). За полунощницу - 2 кафизмы или 1. За утреню - 5 кафизм или 3, или 2. За 1-й час - 1 кафизма или 100 поклонов. За часы - 3 кафизмы или 2. В Великий Пост по всякой кафизме чтутся тропари и покаянные молитвы, как указано в Псалтыре.

Молитвами Исусовыми без поклонов: за вечерню - 6 лестовок. За павечерницу - 4 лестовки (в Великий Пост - 7). За полунощницу - 6 лестовок. За утреню и 1-й час - 15 лестовок. За часы - 10 лестовок (в Великий пост - 15).

Правило келейное также различается по объему. Великое («тысящное») правило: 300 поклонов земных, 600 молитв Исусовых и 100 поклонов в пояс Богородице. Среднее («седмисотное») правило: 200 поклонов земных, 400 молитв Исусовых и 100 поклонов Богородице или 100 поклонов, 200 молитв, 50 поклонов Богородице. Малое правило: 50 поклонов земных, 100 молитв Исусовых и 17 поклонов Богородице. В случае занятости допустимо перенести молитву за правило на другой день.

Когда приходные и исходные поклоны полагаются в пояс, то все поклоны на службах и на правиле также творятся в пояс. Когда исходные поклоны земные, то последние поклоны каждой службы (Честнейшую..., Слава..., И ныне...) также земные. В Великий Пост, кроме субботних и воскресных дней, все поклоны земные. К трапезе - обеду и ужину -. поклоны полагаются всегда в пояс.