Перспективы государственно – общественного управления в школе.
Кравченко Ирина Игоревна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
– это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, а именно обучающиеся, их родители, работники образовательного учреждения и общественность.
Одной из форм государственно - общественного управления является ученическое самоуправление. Достойное образование наших детей - главная задача каждого из нас. Актуальным является развитие и поддержка лидеров в школе. Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.
В настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно - ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета.
В течение последующих лет идея государственно-общественного управления переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.
В «Концепции государственно-общественного управления школой» , разработанной лабораторией государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО под руководством В. Бочкарева дается определение понятия ГОУО:
Государственно-общественное управление – это такое управление школой, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.
Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя :
всех участников образовательного процесса,
органы управления образовательного процесса
органы государственного управления образованием;
нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;
процедуры и механизмы их взаимодействия.
«Главная задача государственно-общественного управления образованием – помочь школе организовать достойный уклад жизни».
Современная образовательная политика нацеливает школу на выстраивание партнерских отношений с родителями и сообществом с целью максимального включения всех участников образовательного процесса в деятельность по управлению образовательным учреждением.
По словам министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «Российское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере: образование стало открытым для общества».
Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.
Мы понимаем – без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будут весьма проблематичными. Более того, все чаще мы говорим о необходимости открытости (прозрачности) всех институтов общества.
Можно говорить о двух направлениях развития государственно – общественного управления:
Первое
– его организация в каждом образовательном
учреждении с помощью профессионального
сообщества и ученического самоуправления.
Второе
– взаимодействие с внешними
заинтересованными структурами (или
окружающей средой) – это представители
родителей, общественные организации
(объединения), шефы, фонды, ассоциации
выпускников, средства массовой информации
и другие.
На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты.
Работа по созданию системы государственно-общественного управления образованием в школе ведется с 2005 года.
Наша школа активно взаимодействует с различными социальными институтами: учреждениями дополнительного образования, советом ветеранов центрального района, психологическими центрами, постоянное сотрудничество осуществляется с детскими садами, которые являются залогом успешных первоклассников на начальном этапе и социально адаптированных выпускников на завершающем.
Хотелось бы подробней остановиться на таком государственно - общественном органе управления как ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Кроме того, для любой школы одной из важных задач является вырастить социально адаптированного гражданина.
Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».
Сегодня важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для того чтобы он мог адаптироваться в социуме, быть успешным, ему необходимы определенные знания и умения, с помощью которых он сможет определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи. Актуальность развития ученического самоуправления на сегодняшний день бесспорна. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с пунктом 4 статьи 50 закона РФ «Об образовании». Администрация и педагогический коллектив нашей школы делает ставку на воспитание лидеров, в процессе воспитательной деятельности происходит формирование социальной компетентности школьников, именно поэтому мы встали на ступень формирования ученического самоуправления.
Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности, ее организации, анализе работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе, исходя из опыта других школ, развивает в детях инициативу и творчество, лидерские и организаторские качества, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование. В практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как ученическое самоуправление должно стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемого в общеобразовательном учреждении. Оно открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Во многих образовательных учреждениях успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
В нашей школе ведется работа над выбором модели ученического самоуправления, где единоначалие, сочетающееся с самоуправлением всех участников образовательного процесса, обеспечивает государственно-общественный характер управления им. Мы рассматриваем самоорганизацию как организацию себя (какого-либо коллектива, команды) на решение жизненных задач, стоящих перед коллективом. Самоорганизация играет важное значение в школьном ученическом самоуправлении - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл нашего ученического самоуправления в обучении ребят управлять собой, своей жизнью в обществе; в обучении детей основам демократических отношений в обществе.
Главной целью в развитии мы считаем создание условий для ученического самоуправления в классе и школе как фактора формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности с активной гражданской позицией.
Роль ученического самоуправления как фактора рождения инициативы и развития лидерских качеств в государственно-общественном управлении заключается в том, что часть коллектива занимает активные позиции, руководит остальными, организовывает процесс и устанавливает отношения, тогда как некоторые ребята оказываются в подчиненной роли, иногда это происходит вследствие каких-то личностных качеств или отсутствия ниши востребованности. Поэтому важно, чтобы почти каждый смог побывать в роли лидера, успешно возглавить, организовать какое-либо дело. Самоуправление является частью создаваемого гражданского общества, которое способствует более успешной социализации выпускников, так как наши школьники осваивают разные социальные роли, учатся руководить и подчиняться.
Нашему обществу нужны грамотные, инициативные люди - лидеры, которые могут в дальнейшем построить демократическое общество, а для ребят, прошедших школу лидера, необходим успех. Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы». Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, ощущениях ими своего роста и движения вперед, овладении социальной компетентностью, связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности.
Можно сказать, что в настоящее время большинство учреждений находится на этапе мотивационно-ценностного осознания необходимости создания органа государственно-общественного управления в школе. Обойти этот этап нельзя, он логичен в череде действий, ведущих к созданию и эффективному функционированию Управляющего совета. Вспомним строки из книги «Фрунзенская коммуна», книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанной ими самими: «Самоуправление нельзя «дать», нельзя «взять», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать».
Список использованной литературы
1. Вестник образования. - 2001. - № 5. - С. 14-32.
2. Герасимова Е.В. Школьная демократическая республика «Мир» // Классный руководитель. 2008. № 4.
3. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером! (Детское общественное движение «Ученическое самоуправление»). Вып. № 2. – Нижний Новгород, 2002.
4. Колышкина Л.П., Солдатенко Е.Н. Что дает государственно-общественное управление образовательному учреждению и местному сообществу? / Информационно-методический журнал «Национальный проект «Образование». - №5. 2007. – с. 37 – 38
5. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике // Воспитание школьников. 2009. № 5.Белокуриха»)
Ученическое самоуправление
как компонент государственно – общественного управления
КГКП «Электротехнический колледж »
Республика Казахстан, г. Семей
Проблемы современного образования обусловлены внешними факторами, которые связаны с социально – экономическими проблемами , социальной дизодаптацией человека к изменившимся условиям и внутренними факторами – элементами самой системы колледжа: субъектно - объектными отношениями учителя и учащихся, процессом обучения. Увлечение фактологией вытеснило знание о методах познания, имеется отставание в правовом, экологическом и экономическом образовании. К негативным фактором и другие относят потерю идеалов, снижение роли ученических организации. Вещизм, наркоманию и др.
Основной задачей системы образования на современнном этапе является организация воспитательно – образовательного процесса с развитием отношений в русле сотрудничества, с переходом от авторитарного стиля управления к самоуправлению. Самоуправление, по мнению, делегирование многих полномочий и ответственности за результаты учебы и труда самим участникам педагогического процесса.
Необходимым условием развития ответственности и нравственности является самоуправление, как возможность накопления личного опыта выбора способов поведения. Нельзя не согласиться, что «человек чувствует себя ответственным только за те процессы и действия, в которых он принимает более или менее активное участие и имеет возможность выбора. Единственный способ повысить чувство социальной ответственности – расширение реальной, действенной демократии и самоуправления». И, конечно же, управлять колледжем, делами колледжа только тогда, когда человек способен управлять собой.
На всех этапах развития система ученического самоуправления формируется под руководством членов педагогического коллектива на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся - свой орган самоуправления; самоуправлению колледжа - систему исполнительных органов; каждому направлению работы орган - самоуправления; каждому делу - свой организатор; каждому учащемуся - конкретное поручение; всем членам исполнительных органов - действенные права и обязанности; всем активистам - школу организаторов; всем органам самоуправления - единство действий и взаимодействие.
С целью координации деятельности органов самоуправления и обеспечения их более тесного взаимодействия разработана структура самоуправления:
Учебной группы;
- отделения;
Все структурные компоненты системы самоуправления выполняют следующие функции:
1. Контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся.
4. Информирование, идейно-воспитательная и идеологическая работа среди учащихся.
Культмассовый сектор планирует, помогает в организации и проведении общих мероприятий колледжа. Творческая группа ищет материалы для сценариев мероприятий, оказывает содействие в проведении репетиций; организационная группа составляет графики проведения мероприятий, дежурств на мероприятиях, курирует проведение мероприятий.
Информационно-пропагандисткий сектор обеспечивает информационную поддержку всех секторов.
· Редакционная группа освещает деятельность колледжа через печатные издания.
· Выпускает стенные газеты к праздникам, вывешивает объявления о предстоящих мероприятиях.
· Работают в пресс-центре, издают газету «Вестник ЭКО», организуют акции «Милосердия»
Правовой сектор призван способствовать разрешению конфликтов между учащимися и преподавателями, между учащимися и родителями, между учащимися. Сектор способствует правовому всеобучу. В колледже организован отряд «Сақшы». Работа с сотрудниками Затонского ОП УВД г. Семей и правоохранительными органами г. Семей.
Сектор спорта п омогает в организаций спортивных мероприятий, способствует пропаганде ЗОЖ, вовлекает в спортивные секции.
Трудовой сектор помогает в организации дежурства, субботников, уборки территории, способствует сохранности имущества колледжа.
Сектор по связям с общественостью п омогает в профориентационной работе и работе с молодежными организациями города, работа с ОО «Исток», «Жасыл ел», «Салауат», «Ассамблеей народов Казахстана», Музеем боевой славы, краеведческим музеем, музеем Абая, дом-музеем Достоевского, музеем имени семьи Невзоровых
Таким образом, небольшой опыт работы колледжа по формированию навыков самоуправления у учащихся показывает, что:
1. Самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.
2. Самоуправление - радикальное средство, обеспечивающее условие для совершенствования идеологической и идейно-воспитательной работы по всем направлениям.
3. Самоуправление - условие, способствующее социализации будущих специалистов.
4. Самоуправление - средство выражение личностных, творческих задатков.
5. Самоуправление - фактор, обеспечивающий развитие профессионально-педагогических качеств личности
Структура Совета учащихся
Список литературы:
2. Быкова, материалы к анализу и планированию работы в учебных заведениях среднего профессионального уровня. // завуч, № 1, 2001.
3. Гершунский диагностика. Киев, 1986.
4. Никитина ценностного сознания учителя. Педагогика,
Становление городского государственного и
История государственного управления России
дои административной власти, полиции, которая пресекала бы любые проявления недовольства, народные выступления, оградила империю от западной революционной «инфекции», конституции, представительных, парламентских учреждений, подобия правового государства и гражданского общества.
До 1775 г. города, имея 4 процента населения империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действовали магистраты, городничие, ведущие функциональную родословную от городских приказчиков.
Обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стимулированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил административные, полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выборные органы городского общественного управления.
Городовые магистраты и ратуши в посадах утратили административные функции и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, совестных и сиротских судов, ратуш формировалось городское общественное самоуправление, которое функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.
Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и становились крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».
Управление городами не имело своего самостоятельного статуса, единообразия, что сопровождалось произволом руководителей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требовало адекватного городского управления.
В значительной степени эта потребность зафиксирована «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления и сопровождалась позднее целой серией городовых положений об устройстве городской жизни. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.
Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное: а) градским обществом, б) общей городской думой, в) шестигласной думой, г) городским головой.
Высшим органом являлось градское общество, на собраниях которого право голоса имели горожане старше 25 лет, обладавшие недвижимым имуществом, довольно богатым состоянием, капиталом, проценты с которого превышали 50 рублей. Имущественный ценз постоянно повышался, особенно в крупных городах. «Мещанин бескапитальный голоса не имеет», - такое установлено цензовое право общественного управления. Лишены права голоса в городском собрании были жившие в городах люди наемного труда, не имевшие цензовых размеров недвижимого имущества и капитала.
По имущественному состоянию и роду занятий «городовые обыватели» подразделялись на шесть сословных разрядов, регистрировались в специальных «обывательских книгах» избираемыми обществом старостами и депутатами соответственно в одной из шести частей книги по алфавиту и определенной форме из семи показателей.
Градское общество имело право юридического лица, собственность, служебные помещения, доходы с имущества, торгового оборота, специальные сборы на нужды общества, добровольные дополнительные скидки (взносы), общественную казну, смету доходов и расходов, канцелярию, штат служащих, архив и др.
Собрания общества проводились по каждому из шести разрядов «городских обывателей» с дозволения губернатора; по его приказанию раз в три года выбирали гласных в общую городскую думу по одному от разрядов каждой части, на которые делился город, а также городского голову, бурмистров и ратманов в магистрат, старост, судей словесных судов, заседателей.
Общая городская дума избирала раз в три года по одному представителю от каждой из шести фракций гласных в шестигласную думу, при которой функционировали особые торговые депутации, штатные смотрители, инспекторы.
Шестигласная дума работала под руководством городского головы на постоянной основе, заседала еженедельно и чаще, когда «нужда и польза городская потребует».
Городской голова председательствовал в общей и шестигласной думах, а также в сиротском суде, городском депутатском собрании, которое состояло из депутатов от особых полицейских округов (частей) города, действовало постоянно, ведало «обывательскими книгами» и другими учетными делами.
Кроме общегородских, функционировали разрядно-сословные органы управления. В крупных городах имелись особые купеческие общества, избиравшие свои исполнительные управы и старшин. Ремесленные цеховые сходы избирали в каждой городской части цеховые управы в составе старшины и двух его товарищей (заместителей) для решения таких узко-цеховых интересов, как учет мастеров, подмастерьев, учеников, забота о нуждах данного ремесла, разрешение споров, экзамены на мастеров и подмастерьев. Подмастерья были наделены правом объединяться по профессиям, избирать свои подмастерные управы с ограниченными функциями. Цеховые, подмастерные управы города выбирали на собрании ремесленного голову, который входил в шестигласную думу как гласный от цеховых.
В «Грамоту» включено «Ремесленное положение», чем надлежало руководствоваться и магистратам, и цеховым органам.
По функциям, предметам и параметрам ведения городская дума являлась хозяйственно-административным дополнением к аппарату администрации, полиции, делала то, с чем они не могли справиться. «Грамота» предписывала администрации, городской думе, городовому магистрату помогать друг другу на пользу «службы императорскому величеству». Функции городской думы ограничены, что являлось характерной чертой самодержавного управления, допускавшего децентрализацию в строго ограниченных рамках. Дума не обладала широкими правами и самостоятельностью, опекалась пристально губернатором, который контролировал ее бюджет, доходы, расходы по отчетам шестигласной думы, представляемых обязательно и губернатору, и казенной палате. Думе разрешено обращаться к губернатору «со своими общественными нуждами и пользами». Жалобами же на городскую думу занимался губернский магистрат. Вся власть была в руках губернатора, городничего, органов государственного управления.
Деятельность городского общественного управления ограничена и узостью финансовых средств. Бюджет думы строился в доходной части на основе купцово-гильдейских сборов, обывательских взносов, мелких налогов, штрафов, процентных отчислений от казенной питейной продажи, дополнялся различными специальными сборами с обывателей и всегда был дефицитным.
Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно формировалось в аспекте распорядительного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим». Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и развить свое самоуправление». Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных разрядов.
Городскому управлению были приданы полицейские черты. «Уставом благочиния или полицейским» 8 апреля 1782 г. определена законодательно полицейская регламентация городской жизни, полиции дано право вмешиваться в общественную и частную жизнь горожан. Написанное Екатериной II «Зерцало управы благочиния» содержало нравственные афоризмы, нормы и для полиции, и для жителей городов.
По-новому строился городской полицейский аппарат. Обер-полицмейстеры в столицах поставлены во главе управ благочиния, куда входили приставы и выборные от купечества ратманы. В губернских городах созданы управы благочиния во главе с полицмейстером (обер-комендантом). В уездных городах - управы в составе городничих, приставов, двух ратманов.
Во всех городах учреждены полицейские округа - «части» по 200-700 дворов во главе с частным приставом. Части делились на «кварталы» по 50-100 дворов, где полицейский надзор осуществляли квартальный надзиратель и его помощник - квартальный порутчик.
Управы благочиния, канцелярии частного пристава, называвшиеся частным или съезжим домом, просто частью являлись городскими учреждениями, действовали отдельно от расположенных в городах уездных органов, обеспечивали порядок и безопасность в городах, надзирали за гостиницами, трактирами, ресторанами, другими общественными учреждениями, тушили пожары, исполняли судебные решения по мелким уголовным делам, гражданским тяжбам.
В городском управлении во второй половине XVIII в. усилились бюрократическая централизация, полицеизация, общественные начала.
Изменение сословного дворянского, церковного,
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.
Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или ᴎʜаче связанных с адмᴎʜистративно-правовым регулированием разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм адмᴎʜистративного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Муниципальное управление предполагает как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации, муниципальное образование, ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.
Общественное управление - это управление самого общества для решения своих внутренних задач и достижения поставленных целей. Деятельность субъектов общественного управления распространяется, как правило, только на членов соответствующей общественной организации. Распорядительные действия и решения общественного объединения, как правило, не характеризуются государственно-властным признаком.
Общественное управление не характеризуется применением мер принуждения к различным субъектам права. Общественное управление характеризуется гораздо меньшей степенью правовой регламентированности используемых в своей деятельности управленческих процедур, направленных на достижение целей управленческого процесса, чем государственное.
Характерной чертой как государственного управления, так и управления общественного является то, что государство гарантирует одинаковую правовую судебную защиту граждан как от действий (решений) органов государственного управления, местного самоуправления, так и общественных объединений и их органов.
3.Основные черты социального управления .
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.
Общие черты социального управления:
1.существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
2.обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
4.характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5.субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
6.объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
7.реализуется в рамках определенного механизма.
Особенности социального управления . Социальное управление как общественно-необходимая функция характеризуется рядом особенностей, обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).
1. Социальное управление возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной деятельности, условие их нормального функционирования.
2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности; оно есть управление людьми, общественными отношениями людей, их поведением.
3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений; в качестве субъектов (институтов) социального управления выступают государство, политические партии, общественные организации, неформальные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.
4. Социальное управление имеет властно-волевой характер и предполагает подчинение воли объектов управления воле субъектов управления, предполагает авторитет, власть.
5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности; люди делятся на управляемых и специалистов по управлению (организаторы, руководители, менеджеры).
6. Социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, классы, слои и т.д.), которые руководствуются своими интересами, поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные группы, управление обусловливается этими интересами.
5.Понятие и основные черты государственного управления
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления будет основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают исключительно один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.
В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
Государственное управление имеет ряд признаков. Главный из них заключается в практически организующем характере ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности.
Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.
Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер.
Третьим признаком государственного управления будет исполнительно-распорядительный характер ϶ᴛᴏго вида государственной деятельности. Этот признак демонстрирует особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
Признаки государственного управления:
Это вид государственной управленческой деятельности;
Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
Обеспечивается посредством системы гарантий;
Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Местное самоуправление в системе общественного управления
Тема 10. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Важно заметить, что для системы управления при любой форме государственного устройства, будь то диктаторская или демократическая, характерна та или иная степень разделения или распределения функций различных органов власти как по горизонтали, так и по вертикали. Это вполне объяснимо, в случае если учесть, что в современном государстве, особенно крупном или средних размеров, невозможно всеми делами управлять из единого центра. Ранее, в теме 8, мы уже затронули вопрос о территориально-политическом устройстве государства и соответственно о разделении властных функций по вертикали между различными уровнями власти - центральным, региональным и местным. О горизонтальном разделении власти на разные ветви речь пойдет в соответствующих темах.
Для правильного понимания этой проблемы важное значение имеет тот факт, что в демократическом типе государственного устройства система местного управления занимает особое положение. Речь идет прежде всего о том, что в современном мире местное самоуправление стало неотъемлемой частью политической системы демократического типа. Вполне объясним в связи с этим тот факт, что вопрос о характере взаимоотношений между органами местного самоуправления и структурами государственной власти является предметом постоянных споров и дискуссий как среди отечественных, так и среди зарубежных политиков, государственных деятелей, исследователей различных идейно-политических направлений. И если одна часть участников этих споров и дискуссий пытается обосновать тезис о том, что Местное самоуправление представляет собой самостоятельную, независимую от государства структуру управления, то Другая часть убеждена в том, что оно является составным
элементом государственной власти, занимающим ее низшую ступень, или формой организации государственного управления на местах. Анализ реального положения и функций системы местного самоуправления показывает, что истина находится посередине между этими двумя, на первый взгляд, противоположными позициями.
В данной связи крайне важно узнать вопрос о том, как соотносятся между собой местное самоуправление и органы государственного управления. Верно, что в конституциях большинства стран с демократическим типом политической системы, в т.ч. и в Российской Федерации, местное самоуправление отделено от структур государственной власти. Важно учесть и то, что имеет место конкуренция между органами государственной власти и местным самоуправлением за те или иные прерогативы и полномочия. Государство стремится полностью подчинить себе органы местного самоуправления, а эти последние, в свою очередь, пытаются получить как можно большую самостоятельность от центрального и регионального правительств.
В этой связи крайне важно определить содержание, точки схождения и различия между понятиями ʼʼместное управлениеʼʼ и ʼʼместное самоуправлениеʼʼ. О местном управлении говорят в том случае, когда руководство назначается соответствующими государственными органами и представляет государственную администрацию на местах. Местное самоуправление теснейшим образом связано с идеей народного суверенитета͵ согласно которой главным и единственным источником и носителем власти является народ данной страны. В соответствии с этой идеей народ вправе установить у себя любые формы власти, которые он сочтет наиболее подходящими для реализации своих интересов. Органы местного самоуправления, будучи наиболее очевидным воплощением идеи народного суверенитета͵ избираются непосредственно населением соответствующего муниципального образования и подотчетны ему.
Местное самоуправление осуществляет свои функции в соответствии с конституцией страны и в согласии с общенациональными стандартами и общим политическим курсом центрального правительства. Одновременно оно является самостоятельным институтом, формирующимся путем волеизъявления местного населения. Очевидно, что местное самоуправление, с одной стороны, действует в тесном взаимодействии с центральной и региональной властью, с другой стороны, оно
является самостоятельным институтом, выражающим и защищающим интересы местных сообществ. Оно обладает собственной легитимностью, муниципальной собственностью, налоговой базой для наполнения местного бюджета͵ кругом полномочий и т.д., определенной самостоятельностью по отношению к структурам государственной власти.
В большинстве демократических стран, особенно с федеративным типом государственного устройства, предпочтение отдается местному самоуправлению. В унитарных же государствах большей частью местное управление составляет самый нижний уровень системы государственного управления. Это особенно верно применительно к странам с авторитарными и полудемократическими режимами.
В Великобритании и США существуют исключительно органы местного самоуправления. Причем отсутствуют назначаемые сверху представители центра на местах. Для большинства стран, таких, к примеру, как Франция и Италия, характерна так называемая смешанная система, сочетающая в себе элементы самоуправления и государственного управления.
Для контроля над деятельностью органов местного самоуправления центральная власть использует разные формы и методы. К ним можно отнести прямой контроль или прямое регулирование, финансовые рычаги, отмену тех или иных принятых муниципалитетами решений, отмену субсидий, отстранение от должности избранных мэров, роспуск муниципалитетов (как крайняя мера) и т.д. Здесь нельзя забывать, что в финансовом отношении органы местного правительства в значительной степени зависят от центрального правительства. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что в некоторых странах субсидии и дотации центрального правительства муниципалитетам составляют от 5 /з Д° 1 /2 всех их Доходов.
Очевидно, что органы местного самоуправления не в состоянии сколько-нибудь эффективно функционировать вне государства и вопреки его воле, без учета его интересов. В этом плане органы государственной власти и органы местного самоуправления не исключают, а дополняют друг друга, они работают в тесном взаимодействии друг с другом. Нельзя забывать, что местные проблемы в конечном счете являются частью общегосударственных проблем. В этом отношении органы местного самоуправления участвуют в реализации государственной политики на местах.
Местное самоуправление в системе общественного управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Местное самоуправление в системе общественного управления" 2017, 2018.