История развития направления экологический дизайн. Современные проблемы науки и образования. Интерьер в эко-дизайне

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй - ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и, мы бы сказали, об “экодизайнерстве”.

Разберёмся для начала с “малым” бизнес трендом - “экодизайнерством”, который, как мы заявили выше, ни на что такое особое не претендует. А разобравшись с ним, мы много поймём и про большой тренд.

Тем не менее, тренд “малой экологии” представляет интерес, да и вообще - приносит пользу людям и прибыль торговцам.

Главная идея этого “малого” бизнес тренда - дарить людям иллюзию Природы. Ну, или иллюзию “заботы о Природе”. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о Природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете - это лишь красивые слова - игра на модных тенденциях.

Потому что проблемы экологии человека и его жизнедеятельности настолько серьёзны и глобальны, что требуют совместных системных усилий самых передовых учёных и большой денежной поддержки как государственных, так и негосударственных фондов. Грустно признать, но серьёзная забота об экологии, (а не “экологичный” дизайн продукта) вещь в нашем современном мире немыслимо дорогая и очень наукоёмкая. Плюс, как мы уже сказали, требующая общечеловеческих совместных, синхронных - комплексных усилий.

Сегодня нельзя построить дачу-сруб в “прекрасном месте” и при этом быть уверенным в том, что этим красивым жестом ты “нанёс экологии пользу”. Нет, скорее всего, “автор” дачи-сруба “в прекрасном месте” нанёс экологии вред и вред существенный.

Экодизайн - это зачастую лишь, увы, симулякр, игра городских детей в “индейцев” на “необитаемом острове”. То есть, всё - более чем “понарошку”...Ну не может современный человек обойтись без всего, чем окружил себя за последние двести лет!

И тем не менее, мировой тренд этот (“Экодизайн”) скрашивает нам нашу жизнь и хотя бы психологически дарит тот естественный комфорт (связь с землёй), которого лишён житель мегаполиса.

И в этом смысле примитивное “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно, если сумеет (зная хоть какие-то нехитрые законы психологии и курортологии) обеспечить его нагруженное тело и сознание некоторым подобием релаксации. Так, просто снизив уровень шума в своем помещении, где вы предоставляете услуги или продаёте товары, вы существенно продвинетесь и на ниве “экодизайна”. Правильно организовав зоны досуга, расставив неугнетающий психику свет - вы прослывёте экологом. Вспомнив о пользе зелёного цвета (хлорофилл и фотосинтез - слава им - лёгким нашей планеты!) вы поможете людям обрести островоок гармонии в вашем пространстве.

Поэтому не надо сбрасывать со счетов пользу очень простого (и не очень наукоёмкого) способа сделать своё пространство “экологичным” к человеку. Эти подходы к сервису изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же - фен-шуй.

Другое дело - как нам быть “экологичными” по отношению не к Человеку, а к самой природе. Мы накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на нас. Но мы почити ничего не знаем о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы - на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых...

Этот вопрос изучен нами, людьми, мало, так как никогда не был востребован. До эпохи промышленного капитализма ущерб природе человеком, хотя и наносился, но не катастрофическими темпами. В эпоху же промышленного капитализма передовая наука занималась разработкой и использованием недр - вот и весь интерес к природе. Иной же интерес к Природе находится в стадии начальной разработки исключительно в наши дни. Поэтому когда мы встречаем подлинные образчики самого настоящего “экодизайна” (а не игры бизнесменов в “экологию”), все эти примеры, во-первых, единичны, а во-вторых, разрабатываются исключительно в странах “золотого миллиарда”, странах, которые уже решили свои насущные проблемы и могут себе позволить выделить деньги и досуг на бескорыстную заботу о счастьи и здоровьи как отдельного человека, так и Планеты в целом.

Вот, например, сколько копий сломано в разговорах о снижени физической активности современного человека. О грузе информации, который он обязан перерабатывать каждый день.

А вспомнили ли вы о детях, которые этот “груз информации” вынуждены не только “перерабатывать”, но и физически - носить на своих хрупких несформировавшихся позвонках?... Я имею в виду - конечно же - школьные учебники!

Ну-ка, сани, ступайте в лес сами!

Согласно проведенным исследованиям, вес рюкзака с учебниками, который приходится каждый день носить детям до 12 лет составляет более 4 кг.

Естественно, это не лучшим образом отражается на здоровье - происходит деформация позвоночника, развивается сколиоз, возникают проблемы с мышцами спины и пр. И почему только медики не бьют тревогу?! Предприниматель из Малайзии разработал легкий эргономичный многофункциональный рюкзак для школьников Smart Bag, который изготовлен из экологичных материалов. Его особенность в том, что этот рюкзак можно использовать как … самокат.

Он оборудован удобной ручкой, эргономичными ремнями на плечи, и алюминиевыми колесами диаметром 62 мм для езды.

Посуда изготавливается из листьев и воды по особой технологии с помощью пара и тепла. Причем при ее изготовлении не используется никаких химических веществ, красителей, пластика, воска и т.п. Важная особенность этой посуды - это возможность использования ее в микроволновой печи, духовке и холодильнике.

Действительно, стоящая разработка - экологичный продукт, не загрязняющий окружающую среду и в тоже время удобный в использовании, в том смысле, что ее не нужно мыть. Стоит 1 доллар за тарелку, продается упаковками по 10 или 12 штук.

Я никого не ношу...

Как известно, девиз “Я никого не ем” красовался в вегетарианских столовых России, в эпоху повального увлечения интеллигентным народонаселением философией так называемого “толстовства”.

"Коллекция обуви для веганов появилась на свет благодаря моей любви к живым животным и к моде , - говорит ведущая телевизионного канала Детройта, блоггер и молодая мама Элизабет Кацман, - Хотя обычно эти две составляющих взаимоисключающие, я не думаю, что их нельзя совместить ".

Свою новую коллекцию экологичной обуви для женщин под названием «Elizabeth’s», которая объединила модные тенденции и сострадание к животным Лиз Кацман продвигает активно и грамотно.

Всем бы быть такими мягкими и толерантными (к чужому мнению) ньюзмейкерами!


01.11.2012

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Миллениал пинк - это популярный цвет в мире моды, который иногда называют символом так называемого бесполого поколения. И окраситься в этот цвет сегодня спешат многие бренды, независимо от своей ниши.

Популярность пиксельного дизайна - это не только лишь чудачества от фанатов игры “Майнкрафт”. В пикселях заложена ностальгия по минувшему “святому” детству многих людей на нашей планете.

Тренд "Авокадомания". 33 примера, как авокадо помогает раскручивать любой бизнес

Бизнес охватила настоящая авокадомания. Сегодня на этом трендовом фрукте на Западе не зарабатывает только ленивый. В этом материале мы собрали более 30 примеров прибыльного применения авокадо.

Экологический дизайн появился как ответ на массовое производство, вредное для окружающей среды и невнимательное к потребностям реального человека. Глобализация, унификация и механизация всего и вся позволили корпорациям-гигантам добиться прибыли, но стандартная городская застройка, лишенные индивидуальности предметы, искусственные материалы непонятного происхождения со временем начали вызывать недовольство потребителей. По времени – конец ХХ века – это совпало с переосмыслением роли человека в мире, и на волне новой, “зелёной” философии появилось новое отношение к производству: главным принципом стала “гармония с природой”.

Ответственность перед окружающей средой, натуральность и уникальность сделали эко-дизайн мегапопулярным направлением. Ярлыки “100% Natural”, “eco-friendly”, “green” привлекают внимание покупателей, которые заботятся о своем здоровье и не желают участвовать в загрязнении планеты. Связь с природой , и быть “экологичным” – осознанным и этичным по отношению к природе – уже давно считается хорошим вкусом у жителей городов. Но “эко” это не только мода. Давайте рассмотрим пять принципов, которые делают “зелёный” дизайн настоящей философией.

1. Связь с природой

Первое и основное – экологический дизайн способствует восстановлению нашего контакта с живой природой, ведь в большинстве городов, а особенно в мегаполисах, природе отведено совсем немного места. Не у каждого осталась любимая бабушка в глухой деревне среди лесов и полей, и выбраться за пределы города для многих является настоящей проблемой. Экологический дизайн стремится предоставить человеку как можно больше возможности соприкоснуться с природой, не покидая привычную обстановку.


Например, при так называемом экологическом строительстве какую-то часть изначального ландшафта намеренно оставляют нетронутой: здание “вписывают” в существующую природную форму (холм или впадину) вместо того, чтобы разравнивать землю экскаваторами или скажем, менять, русло реки. Такой подход предоставляет пользователям возможность чувствовать себя внутри экосистемы; к тому же, возможна значительная экономия за счет использования энергии воды или ветра.

В больших городах, где для парков и скверов не хватает места, всю большую популярность приобретают вертикальные сады и “зелёные стены”. Город получает возможность дышать глубже.

Зелёная стена

Одно из самых интересных проявлений такого дизайна – это так называемые “зелёные граффити”, которые состоят, например, из мхов, не требуют особого ухода и отлично украшают город.

Можно сказать, что сады на крышах небоскрёбов – это тоже экологический дизайн, ведь это ещё один способ изобретательно и, главное, “по-зелёному” подойти к проблеме места в городе.


Конечно же, экологический дизайн это не только озеленение города, но и внимание к самым обычным предметам, которые окружают нас в повседневной жизни. Натуральные материалы, естественные формы, изображение природы – всё это делает экологический дизайн отдельной эстетической категорией. Можно добавить, что это философия “сырого”, необработанного, близкого к изначальному. Простота, гармоничность, естественность – это то, чему мы можем учиться у природы, и чего так не хватает в современном мире, полном стресса, иллюзий и ненужных вещей.

Экологический дизайн подходит для этого как нельзя лучше: при производстве “зелёных” вещей не задействуется ничего лишнего, все отвечает той гармонии, что уже существует в мире. Покупателю лишь требуется сделать выбор в пользу того, что “organic” – задолго до фабрик и заводов изготовлено самой природой.

Можно сказать, что дизайнеры скорее стремятся сохранить природу в первозданном виде, донести её нетронутой, нежели перерабатывают или меняют её свойства.

Вертикальные сады дома:

Сидеть среди ветвей:


2. Настоящие вещи

Восприятие человеческое устроено таким образом, что нам требуется постоянное подтверждение, что нас окружает настоящий, живой мир. Программисты и веб-дизайнеры тут же возразят, что отлично чувствуют себя за монитором любимого ПК и никакие берёзки-листочки им не нужны. Однако жизнь даже самого загруженного фрилансера невозможна без контакта с материальным миром, и тут проявляют себя потребности нашего тела, которому хочется чувствовать разнообразную фактуру предметов, к которым мы прикасаемся. Натуральные материалы – это то, к чему человеческие органы чувств привыкали тысячелетиями, следовательно, замечаем мы того или нет, но потребность в настоящем/естественном заставляет нас делать выбор в пользу привычных материалов, таких как дерево, камень, натуральные ткани.

Современный интерьер в эко-исполнении:

Современный гаджет:

Не зря так много исследований проведено о важности контакта с натуральными материалами для детского развития: тело учится распознавать свойства мира через разнообразие естественных форм. Принципы экологического дизайна подходят как нельзя лучше для создания игрушек: безопасные материалы оставлены необработанными, открытыми для контакта; естественные формы и цвета не перевозбуждают; разная плотность, вес, запах и даже вкус составляют то самое разнообразие, которое необходимо для гармоничного развития.

Деревянные кукольные домики отлично подходят для развития мелкой моторики

Игрушки из дерева

Конечно же, экологический подход требуется не только к изготовлению детских вещей. Сами для себя мы выбираем качество и долговечность, а в человеческой культуре эти свойства прочно укрепились за натуральными материалами, такими как камень, металл или дерево. Зачастую “натуральность” становится даже чем-то элитным, притом предмету необязательно быть сделанным из экзотического дерева или сплава: возможно, экзотика здесь будет скорее негативным аспектом, ведь на его транспортировку из дальней страны ушло много топлива, или материал признаётся исчезающим в природе, а это неэкологично.

Изысканность простоты:

Натуральные материалы высокого качества при правильном уходе служат долго и не выходят из моды, тем более если современная мода ставит во главу угла здоровье. Экологический дизайн позволяет создавать вещи, которые возможно передавать по наследству, как это было много столетий назад, когда каждый предмет в доме имел определённый смысл. Возможно, это то, что составляет понятие “уют” – комфорт для наши органов восприятия содержится не столько в совершенстве форм, сколько в чувстве подлинности, надёжности, или даже можно сказать, предсказуемости знакомых натуральных материалов.

Уют натуральных материалов

Для продвижения своих товаров дизайнеры используют соответствующие визуальные ассоциации: эко-дизайн это нечто уютное, “тёплое”, “настоящее”, сделанное с заботой о человеке и не выходящее из моды. Можно заметить, что зачастую экологический дизайн – это возвращение к чему-то уже давно существующему, проверенному временем. Может, поэтому он так популярен?

3. Хорошо забытое старое

Действительно, существует категория вещей, которая всегда будет занимать особое место: вещи с историей и смыслом, вещи, которые отражают культурную традицию, имеют символическое значение. Скорее всего, такие предметы сделаны руками из натуральных материалов и передаются из поколения в поколение. Экологический дизайн внимательно относится к традиции: дизайнеры обращается к культурной памяти людей, использует техники, материалы и орнаменты, характерные для определённой местности.

Этнический стиль в интерьере как пример эко-дизайна

Дизайнеры творчески перерабатывают опыт людей, которые веками использовали местные природные ресурсы экономно и эффективно.

Элементы традиционной японской архитектуры в современном дизайне

Можно сказать, экологический дизайн переосмысляет отношения человека и природы через возвращение к уже существующим способам бережного отношения к природе.

4. Сделай сам

Экологический дизайн стремится оставить материалы необработанными, “сырыми”, а формы и конструкции – простыми и понятными, что даёт возможность покупателю придать вещам индивидуальность самостоятельно. Такой подход развивает фантазию и вдохновляет на творческое взаимодействие с предметом. Самый, пожалуй, знаменитый производитель, который работает с этой темой – IKEA.

Более того, некоторые вещи можно повторить самим, что позволяет современному человеку немного отойти от использования всего готового и войти в контакт с настоящими материалами, как это делали его предки.

Кресло из того, что есть под рукой

Возможно, этим объясняется невероятная популярность рукоделия в современном мире гаджетов и цифровых технологий.

Самые простые деревяшки


5. Что останется после меня

Наконец, экологический подход к дизайну вещей решает проблему утилизации отходов: предмет, сделанный из натурального материала, во многих случаях может служить дольше, а затем его можно переработать, “вернуть природе”, или использовать по другому назначению.

Знаменитые коврики из мха, которые можно сделать своими руками и затем “вернуть в природу”

Некоторые вещи сделаны с расчетом на особую переработку. К примеру, биоразлагаемые кроссовки от OAT Shoe

Таким образом, экологический дизайн берёт вдохновение у природы и переосмысляет роль человека по отношению к ней. Современный человек имеет возможность минимизировать вред, причиняемый окружающей среде производством, сделав выбор в пользу практичных и удобных вещей, сделанных из местных материалов по давно отработанным технологиям. Естественно, никто не заставляет отказываться от смартфонов и машин, но можно попробовать найти “зелёную” альтернативу многим предметам, которые мы используем повседневно.

Создание эко-интерьера.

Экологичность интерьера очень важна для тех, кто в нем проживает. Это не просто красота, но также благополучие домовладельцев и посетителей. Помимо безопасности дома, очень важно здоровье людей,находящихся в нем продолжительное время. Главное в проектировании не только эстетика, но и правильное использование и выбор материалов мебели и отделки, что бы они не были вредными для здоровья. Если здоровье домовладельцев дизайнер принимает во внимание, то он стремится к созданию не только эстетичного, но и экологичного интерьера.

Рассмотрим несколько приемов, помогающих создании эко-интерьера.

1. Использование растений в качестве украшения.

Ничто не может быть лучше, чем размещение растений в вашем доме. Растения могут помочь в создании воздушного фильтра и будут способствовать удаленияю вредных химических веществ из помещений. Помимо пользы для здоровья, они также добавят красоты и уюта в ваш дом и придадут ему естественную и свежую атмосферу. Если вы стремитесь улучшить качество воздуха в помещении, вы можете разместить в нем лилии, бамбук или герберу.

2. Пустить максимально солнечный свет в помещения.

Другой отличный способ создания эко-интерьера - позволить солнечному свету максимально проникать в помещение в дневное время. Вы можете сделать это с помощью мансардных окон и светлых оттенков. Вы также можете при покупке выбрать квартиру с окнами, выходящими на юг, чтобы получить достаточное количество солнечного света. Использование дневного света вместо электрического освещения может быть большим преимуществом для вас, не только с точки зрения экономии, но и экологии.

3. Используйте органические и натуральные материалы.

Это самый эффективный метод при создании эко-дома. Конечно это стоит дороже, но мы настоятельно советуем минимально использовать пластик, ДСП и винил в интерьере, особенно в спальнях.

4. Используйте энергосберегающие освещение.

Это очень важно не только для окружающей среды, но также для пользователей. Использование компактных люминесцентных ламп может помочь сэкономить энергию и электроэнергию, а также предотвратить выброс парниковых газов и загрязняющих веществ, которые могут быть вредны для вашего здоровья и окружающей среды.

5. Выберите материалы с низким содержанием ЛОС.

ЛОС -это летучие органические соединения, которые являются вредными для здоровья. Это видно из красок, бытовых изделий, мебели, ковров и др. Таким образом, когда вы покупаете вещи для вашего дома, всегда обращайте внимание на эти пункты в инструкции, выбирайте только те материалы, которые имеют низкое содержание летучих органических соединений.

6. Используйте энергосберегающие окна.

Даже ваши окна могут помочь в создании в помещении экологически чистой ауры. Выберите окна, которые сделаны со специальным покрытием для отражения тепла и имеющие хорошую изоляцию. Это будет держать помещение в тепле, особенно в холодное время года, а также может помочь вам сэкономить деньги, потому что вам не нужно будет использовать кондиционеры или батареи. Окна, которые энергоэффективны, уже хороший барьер для потери тепла в холодное время и поступления нежелательного тепла летом.

7. Выберите экологичные настенные покрытия.

Для стен необходимо выбирать краски, которые не выделяют вредных веществ. Вы также можете использовать различные настенные покрытия,например обои, имеющие сертификат экологического соответствия. Как правило, это бумажные или флизелиновые обои. Можно также использовать деревянные панели, пробку или керамическую плитку, которые являются экологически чистыми материалами. Помимо того,что они экологичны, они могут выглядеть очень красиво.

8. Мебель из натурального дерева.

Ну, конечно, вы должны использовать мебель, которая сделана из органических материалов. Она может быть сделана из массива дерева: столешницы могут быть изготовлены из мрамора или камня. . И это будет более индивидуальный подход к обстановке ваших комнат.

9. Используйте камень или дерево для полов.

Помимо ваших стен, полы также требуют эко-материалов. Вы можете использовать камень для вашего пола, например мрамор или современный материал-керамогранит. Также можно использовать деревянный паркет или массивную доску. Помимо эко-атмосферы, эти материалы добавят больше привлекательности в интерьер дома.

10. Используйте шерстяные, льняные, хлопковые и шелковые ткани.

Для Ваших матрасов, подушек, ковров, постельных принадлежностей, обивки мебели, штор и покрывал используйте натуральные материалы, которые защищают от пылевых клещей. Пылевые клещи вызывают аллергии и вредны для здоровья. Выбирайте правильный материал для того, чтобы защитить себя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.

    реферат , добавлен 06.06.2008

    Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Готический стиль - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства европейских стран. Соборная площадь и миланский Собор. Архитектурный стиль собора Нидарос. Кельнский собор как шедевр готической архитектуры.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.

    А.О. Глазачева, О.Е. Перфилова

    Экологический дизайн:

    инструменты и критерии проектирования

    глобального социокультурного пространства

    Представлена оригинальная точка зрения на процесс глобализации, который может стать катализатором интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия. Статья основана на осмыслении феномена дизайна как технологии проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека на основании принципов «биосферосовместимости». Данный подход к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы рассматривается как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису.

    технологии

    Ключевые слова: глобализация, социоприродные системы, социальная ответственность, технические системы, эко-дизайн, экологическое образование, аксиологические ориентиры, экологическая культура, экологическая компетентность.

    Усложняющийся комплекс современных процессов трансграничных взаимодействий различных уровней, включающий интенсификацию контактов между культурами и социальными формациями в современных условиях, принято обозначать термином «глобализация». В условиях масштабных социоприродных перемен данное явление является своего рода катализатором процесса интеграции человечества в выработке стратегии проектирования социоэкобезопасного планетарного взаимодействия . Стало понятным, что картезианская модель познания мира, фрагментарный, частичный взгляд на мир, получение информации без понимания смысла является причиной системного социально-экологического кризиса. Цивилизационный «макросдвиг» возможен только на основе изменения сознания, коррекции современной культуры, становления экологической культуры, формирования экологического сознания, нового рационализма , расширенного взгляда на мир . Предельное соответствие онтосу (сущему) во всех видах деятельности в природе, социуме, культуре, духовном производстве, образовании - вот та «философия общего дела» , которая востребована современным социокультурным и духовно-нравственным развитием цивилизации. Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. На основе глубокого преобразования педагогической науки и образовательной практики совершенно по-иному понимаются идеи о природосообразности образования и воспитания человека для реализации его сущностных сил и способностей.

    Применительно к системе экологического образования в качестве наиболее перспективного подхода большинством исследователей сегодня рассматривается определение стратегических ориентиров, целей, задач, содержания экологического образования и воспитания в рамках «Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития», которая была разработана Комитетом по экологической политике Европейской Экономической Комиссии и принята на совещании высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования. В качестве ведущего подхода к обучению в стратегии рассматривается компетентностный подход, который призван расширить возможности людей вести образ жизни в гармонии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии. Таким образом,

    современный этап общественного развития предъявляет все новые, более высокие требования к человеку как к профессионалу и гражданину, как к личности. По мнению ряда ученых, XXI в. призван стать веком человеческих качеств (Печчеи А.), веком гуманитарным (Леви-Стросс К.), началом экологической эпохи в развитии человечества (Гирусов Э.В., Лисеев И.К.).

    Утверждая новый алгоритм познания, осмысления и преобразования и мира - «сознание определяет бытие», мы приходим к необходимости онтологического, сущностного понимания, отражения мира, осознавая, что сущностью человека является не его телесная биологическая форма и социальная организация, но обладание одухотворенным разумом. Предельное соответствие онтосу (сущему) в природе, мире и обществе и человека - та методологическая база, на которой возможно понимание, осмысление и коррекция современной культуры. Моральная философия, вписанность в природу, ее циклы, природосообразность, биосферосов-местимость - те новые аксиологические ориентиры, способные помочь человечеству достойно ответить на глобальные вызовы современности.

    Обострение экологического кризиса вызвало критический анализ технических форм и структур с точки зрения их влияния на окружающую среду по критериям ненанесения вреда природным экосистемам, «вписанности» в природные экосистемы. В экологической философии обосновано упомянутое нами выше понятие «биосферосовместимости» как подхода к социально-культурной оценке проектов технического освоения природы. Возрастание внимания к системе «природа - человек - общество» привело к возникновению целого ряда «пограничных» областей опознания и деятельности: социальная экология, антропоэкология, геоэкология, экологическое сознание, экологическая культура, экологический дизайн.

    В культурологии активно утверждает себя понятие «экологическая культура». Мы разделяем мнение Анисимова О.С., Козловой О.Н. и ряда других авторов о том, что экологическая культура - это культура нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его одухотворенный разум, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека. Исследователи единодушны в том, что экологическая культура - это способ самореализации человека в определенных - экологических - рамках, что это внутренняя детерминанта любой деятельности человека, в том числе и дизайнерской.

    Одной из важнейших задач экологического образования является формирование у будущих специалистов, вне зависимости от их профессиональной ориентации, навыков, отношений, ценностей, мотивации

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    к личному участию в решении экологических проблем для улучшения качества среды жизнедеятельности. Целенаправленный научный анализ объективных и субъективных факторов, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях обусловлен также социокультурной потребностью в развитии способностей студентов, в воспитании у них экологоориентированных жизненных ценностей и установок гуманистической направленности. Особая роль в этом смысле принадлежит современному феномену дизайна и непосредственно специалисту-дизайнеру. При понимании феномена дизайна как проектирования предметной, вещной, духовно-целостной среды бытия человека необычайно возрастает его значение в проектировании качества жизни человека. Так, подготовка дизайнеров, их профессиональное становление и экологическая компетентность выдвигаются на передний край педагогической науки и образовательной практики. В этой связи и на фоне нарастающего экологического кризиса экологами, психологами, педагогами, социологами ведется совместный поиск методологических, теоретических, технологических и методических оснований системы экологического образования будущих специалистов-дизайне-ров, что должно вселять надежду на реальное практическое воплощение фундаментальных разработок в области инновационных образовательных технологий.

    Одно из ведущих противоречий в дизайн-образовании связано с недостаточной теоретической разработанностью сущности дизайна как явления культуры, противопоставлением науки и дизайна. Методолог дизайна К. Джонс, утверждая, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, подчеркивает, что в поиске оптимального решения внутри идеальной модели, абстрактного образа, дизайнеру порой приходится переформулировать и саму проблему. По сути, дизайнер реализует в постижении проблемы герменевтические методы, стремится к пониманию смысла проблемы, а не только воплощению знаний, информации о предмете в проекте . Обобщая, можно сказать: наука исследует сущее, дизайн проектирует должное, что согласится с афористичным утверждением «наука аналитична, дизайн конструктивен». Дизайн дает толчок к созданию новых форм. Поэтому вряд ли противопоставление дизайна и науки продуктивно. При всей специфике творчества, познания в искусстве, дизайне, науке не следует забывать, что все это - лишь различные языки культуры, разные способы отражения природы. Дизайн-творчество отличает от науки воплощенность идеи, замысла. Но и наука, порождающая идеи, внедряет их, реализует в практической сфере. Порой идеи науки питают дизайн-проекты: успехи в философии познания,

    гносеологии оказали влияние на развитие дизайна. Вместе с тем и художественное творчество, образное, личностное, субъективное восприятие явлений, предметов, содействовало возникновению потребности в науке и образовании не только анализа, но и синтеза, образного, а не только «знаниевого» подхода. Можно с уверенностью утверждать, опираясь на исследования классиков дизайна К. Кантора, К.И. Рождествен- |

    ского, В. Л. Глазычева и др., что дизайн не может успешно развиваться и

    вне культуры своего времени, культуры, которая все больше становится экологической. Вместе с тем, дизайн обогащает современную культуру. Образное, метафорическое понимание явления, предмета, вещи, в том числе еще не существующей, как предварение их детального осмысления, выравнивают соотношение анализа и синтеза в познании мира.

    Так экология и дизайн теснейшим образом смыкаются, переплетаются, но при этом сохраняется определенная иерархия, вершиной которой является экологическая культура, понимаемая как соответствующая в своем пределе онтосу (сущему). Ненанесение вреда природе, живому, обществу, самому себе, культуре - критерий экологичности. Обыденной «мерой» поступка с точки зрения экологической культуры является дилемма: угроза - соответствие. Отсутствие в действиях личности, общества угрозы определяется как экологосообразное (культуросообразное). С этих позиций, экологическая культура является всеобщим мерилом любой деятельности - в философии обоснован принцип биосфе-росовместимости как аксиологический ориентир развития.

    Итак, можно заметить, что метафоричность понимания свойственна как дизайнерскому искусству, так и экологической культуре. Однако проблема измерения непременно возникает как при оценке дизайн-продукта, так и уровня сформированности экологической культуры как основы экологической компетентности. В дизайне это оценка экспертов, заказчика, потребителя. Для оценки становления экологической компетентности разработана матрица структурных уровней экологической компетентности специалиста . При этом под «экологической компетентностью» мы понимаем личностный феномен, сущность которого состоит в способности и готовности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании ответственности за профессиональную деятельность. Пока еще экологические критерии компетентности не включены в процесс подготовки дизайнеров, также как и идеи культу-росообразности, экологического соответствия не выступают в качестве одного из компонентов оценки дизайнерской деятельности. «Экологизация дизайна» не происходит «напрямик», через стандартные нормативы.

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    Экологическая культура воздействует на дизайн опосредованно: через формирование эстетических предпочтений и вкусов, через экологическое сознание потребителей, экспертов. Особая роль в этом процессе принадлежит высшему профессиональному образованию в области дизайна, призванному обеспечить становление экологической компетентности специалиста.

    Представленные проблемы еще далеки от решения и исчерпывающего понимания. Однако они демонстрируют плодотворный характер метафоричности экологической культуры для исследования сложных динамичных противоречивых реалий современной эпохи перемен. Вердикт «компетентен - некомпетентен» может быть вынесен по критерию «угроза - соответствие» жизни, жизни биологической, социальной, культурной. Так экологическая компетентность обретает базовый смысл в концепции человека: она носит над-экономический, над-этнический, над-предметный характер. Это универсальная характеристика человека.

    Итак, в современных условиях экологизации науки, техники, культуры и образования, всех сфер жизни общества, с полным основанием можно добавить - успешная работа дизайнера невозможна вне экологической культуры своего времени . Современный продукт дизайна должен отвечать не только эстетическим и техническим, но и экологическим требованиям. Нами предпринята попытка рассмотрения дизайна в зеркале экологии применительно к условиям глобализации.

    Английское слово «design» наиболее часто переводится как проектирование, моделирование (используются и другие понятия дизайна -проект, модель, замысел, чертеж, рисунок). В России дизайн как деятельность понимается чаще всего в узком смысле - как художественное конструирование. Однако в последние десятилетия в мире все большее число специалистов называют дизайн (проектирование) третьей культурой, органично объединяющей гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Третью культуру - проектную - английские специалисты образно называют «Дизайн с большой буквы», характеризуя его как совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив опыта, навыков и понимания, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения.

    Социокультурная роль дизайна проявляется в функции целеполагания, отражающей связь гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды. С этой точки зрения границы исследований в области дизайна должны быть расширены от узкоспециальных до фундаментальных - социально-философских и культурологических. Заметим, что эстетические и экологические идеалы исторически

    изменчивы, динамичны. Индустриальный пейзаж с дымящимися трубами и мощными железобетонными корпусами заводов и фабрик вполне вписывался в эстетику «покорения природы» . Не вызывало это и экологических опасений - считалось, что ресурсы природы безграничны, восстановительные силы огромны. Все было подчинено цели достижения социального благополучия за счет индустриального могущества. |

    Ныне такой или аналогичный пейзаж вызывает огромную экологическую и

    озабоченность и эстетическое отторжение, неприятие. В проектировании наряду с принципом целеполагания (по К. Марксу - сознательной цели) все более активно участвует принцип ценностных ориентаций. Аксиологическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяет эстетические предпочтения и ориентиры, участвует в формировании художественного вкуса. Дизайн как один из способов духовно-предметного отражения и освоения мира вынужден учитывать экологические ценности.

    С открытием теории относительности, законов термодинамики происходит переосмысление представлений о картине мира. Принципиально меняется роль познающего субъекта в познании и отражении реальности.

    По словам Дж. Апдайка, «Мир такой, каким мы его себе представляем». Возьмем на себя смелость утверждать, что в эпоху глобализации дизайн является выразителем основных ценностей и норм определенной культуры, ядра культуры, поскольку, по словам К. Кантора, каждая культура занимает свое особое место в «культурном поле Земли». Принципиально новые требования возникли и в отношении производственной среды (эргономика), и окружающей человека среды. Природосообразность как требование учитывать «человеческие качества» при проектировании технических систем дополняется требованием культуросообразности -соответствия экологическим критериям вписанности в окружающий мир на основе целостного представления о нем. Воплощение в дизайне идей искусства, моральной философии, экологической культуры и, на этой основе, преобразование духовной и предметной среды окружающего мира, проектирование новой целостной картины современного мира -высокое предназначение дизайна.

    Философы утверждают, что совершается гуманитарный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической, человечество держит экзамен на одухотворенную разумность, а современная техногенная цивилизация - на биосферосовместимость. Так, идеи целостного восприятия мира, природосообразности, культуросообразности проникают и в реальный процесс высшего профессионального образования, подготовку специалистов. Покажем это на примере исследования экологической

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности. При всем многообразии определений дизайна стержнем является проектная деятельность, органично объединяющая гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры. Это деятельность по преобразованию окружающей человека предметной и духовной среды. Дизайн-образование призвано обеспечить готовность выпускника вуза к деятельности по такому преобразованию-проектированию среды, которая не создает угрозы или минимизирует последствия воздействия дизайн-проекта на социо-природные системы. Иными словами, он должен обладать экологической компетентностью. Масштабность задач, которые предстоит решать в связи с экологическими требованиями к профессионализму в любой сфере, позволяют определить экологическую компетентность как ключевую. Она может формироваться на глобальном уровне - как мировоззренческая, на общеобразовательном - как обязательный компонент образования и на профессиональном - как составная часть любой деятельности. Идея целостной предметной среды справедливо рассматривается в России и во всем мире как реальная проектная альтернатива современному экологическому кризису. С этих позиций экодизайн становится стержнем, ядром природосообразной деятельности дизайнера, мерой экологической культуры дизайн-проектов.

    Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современный экодизайн учитывает теоретико-методологический принцип экологизации всей проектной деятельности, понимание целостности предметной и духовной среды, природосообразности и культуросообразности, идеи проектирования целостной предметной среды. Целостное представление о мире, экологическая культура, целостное мировоззрение, экологическое сознание личности - овладение специалистом этими категориями в процессе дизайн-образования - новая, востребованная временем задача педагогики высшей школы .

    Аксиологический смысл экодизайн-образования состоит в том, чтобы сформировать ценностные экологические установки, в основе которых - целостное восприятие мира, признание не утилитарной, а всеобщей ценности природы как основы жизни, ответственное отношение ко всем проявлениям жизни. Отсюда вытекает определение: экологическая компетентность дизайнера, это способность и готовность реализовать в профессиональной деятельности экологические ценностные установки и ориентиры, проектировать целостную предметную среду .

    Безусловно, что плюрализм мнений по поводу определения глубинной сущности экологического подхода к дизайну имеет право на существование - это один из ракурсов взгляда. Нам, в свою очередь, представляется,

    что подлинные истоки экологического дизайна следует искать в трудах отечественных философов, культурологов, исследователей природы и человека - психологов и педагогов. На основе проведенного анализа соответствующих теоретических источников можно говорить о том, что современное понимание дизайна должно включать в себя гармонизацию

    человека и природы, проектирование, оптимизацию окружающей среды, |

    снижающую противоречия между уникальностью человека, человече- о ских сообществ и стандартностью искусственного мира.

    На сегодняшний день существует множество отраслей художественного проектирования (дизайна): технический дизайн (эстетическое и эргономическое проектирование производственных пространств), арт-дизайн (одна из линий развития современного дизайна, в которой отсутствуют различия между функциональным проектированием, составляющим основу профессионального дизайна, и чистым, высоким искусством) и дизайн среды, включающий в себя различные направления художественно-проектной деятельности, связанной с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных и рациональных началах (дизайн интерьеров, дизайн мебели, графический дизайн и т.д.). Основная направленность деятельности дизайнера - производство красивого, удобного и понятного потребителю продукта, «второй природы», основанное на художественно-образных моделях, функциональном анализе, стилизации и компоновке, изучении психологии масс, а также на современных знаниях о культуре, окружающей среде и ее защите. Таким образом, современное понимание дизайна включает в себя широкий диапазон проектных дисциплин, охватывающих все области человеческой жизнедеятельности, ее культурные, нравственные и социальные аспекты. Но прежде всего, дизайн - это гармонизация окружающей среды, путь к целостному мировоззрению, восприятию мира и осознанию своего места в нем (рис. 1).

    В процессе экспертной оценки современного состояния в сфере экологического образования и воспитания будущих дизайнеров было отмечено, что экологическая компетентность специалиста в современных условиях глобальных экологических проблем является одной из важнейших компетентностей, которая носит межпрофессиональный и надпрофесси-ональный характер, что осуществление профессиональной деятельности специалиста любой профессиональной ориентации сегодня должно учитывать экологический аспект, для чего специалист должен обладать такими качествами личности, которые будут способствовать осуществлению

    технологии

    Экологическая культура в контексте устойчивого развития

    профессиональной деятельности с позиций ее экологической целесообразности.

    Рейтинг экологоориентированных ценностей показал, что на первом месте у будущих специалистов - ценности эколого-эстетического характера, не требующие существенных волевых затрат: наслаждение красотой природы. Это может быть связано с тем, что студенты редко привлекаются к практической экологоориентированной деятельности, объясняется и другими, в частности, организационно-педагогическими причинами. Результаты рейтинга социопродуктивной экологоориентированной деятельности как ценности подтвердили данное положение: наибольший показатель относится к игровой и досуговой деятельности. Высокий показатель характерен для ряда общечеловеческих экологоориентированных ценностей на фоне достаточно низкого показателя, отражающего отношение к экологоориентированным наукам; а также для эколого-гуманистической ценности «человек как неотъемлемая часть природы» и личностных, характеризующих экологичность жизненной позиции.

    отражение связи гуманитарной и технической культуры в формировании облика предметной и духовной среды

    Проектирование

    Оптимизация окружающей среды

    гармонизация человека и природы

    Формирование целостного мировоззрения человека

    Проблемное поле:

    Уникальность человеческого общества Противоречия Стандартность искусственного мира

    Рис.1. Экосоциокультурный феномен дизайна

    Таким образом, для кардинального изменения сложившейся ситуации необходим прорыв, который возможен только на основе научного анализа социальной реальности и подготовки по-новому мыслящих людей посредством социально-гуманитарного образования.

    Библиографический список

    1. Глазачева А. О. Культурные истоки и становление экологического дизайна >3 // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. С. 156-162.

    2. Глазачева А.О. Аксиологические ориентиры формирования экологической компетентности будущего дизайнера // Вестник Российской Академии образования. 2009. № 3. С. 126-129.

    3. Глазачева А.О. Экологический дизайн: в поисках смысла // Социальногуманитарные знания. 2009. № 4. С. 327-333.

    4. Глазачева А.О. Аксиологический аспект экодизайна // Экологические проблемы глобального мира: Материалы международной конференции, Москва, 26-27 октября 2009 г. М., 2009. С. 134-136.

    5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.

    6. Ласло Э. Макросдвиг. К устойчивости мира курсом перемен. М., 2004.

    7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

    8. Перфилова О.Е. Безопасность экосоциального взаимодействия в условиях глобализации // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск. С. 206-209.

    9. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.

    10. Glazacheva A. Ecodesign: Projection of the Environment // Ecology and Forests for Public Health: Proceedings of the International conference. Oslo, Norway, September 18-20, 2009. Oslo, 2009. P. 22.

    11. Kofler W. Sustainability and some arguments for an additional approach for science for survival // International Conference on «Environment: Survival and Sustainability»: Abstracts. Nicosia-Northern Cyprus, 2007. P. 773-774.

    12. Tellness G. How can Nature and Culture promote Health? // Scandinavian Journal for Public Health. 2009. № 37. P. 559-561.