Что общего у демократии и либерализма. Классическая и современная либеральная демократия. Достоинства либеральной демократии

Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на уровне отношений между странами. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и ответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.

Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того или иного правительства или правительственной коалиции либеральной ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в. Б. Кроче, либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика Мушинский В. Указ. соч. 45..

Либерализм и демократия обусловливают друг друга, хотя их и нельзя полностью отождествлять друг с другом. Под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой учение о легитимизации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти. Существует мнение, что демократия может быть тоталитарной или авторитарной, и на этом основании говорят о напряженном состоянии между демократией и либерализмом. Если рассматривать его с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, который в тоталитарной системе был формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены) тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляли собой прямо противоположные формы организации и реализации власти.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в либеральной традиции демократия, во многом отождествляемая с политическим равенством, понимала последнее как формальное равенство граждан перед законом. В этом смысле в классическом либерализме демократия представляла собой, по сути дела, политическое выражение принципа laissez faire и свободнорыночных отношений в экономической сфере. Необходимо отметить также то, что в либерализме, так же как и в любом другом типе миросозерцания и течении общественно-политической мысли, была заложена не одна, а несколько тенденций, что выражается в ее многовариантности.

Общим является то, что и либерализму, и демократии присуща высокая степень политической свободы, но, при либерализме, однако, вследствие целого ряда обстоятельств, реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству при либерализме чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни, лишь слабо проникая вглубь общества.

Государство вмешивается в жизнь общества при либерализме, а при демократии нет. При демократии шире предоставлены права и свободы человека.

Для того, чтобы лучше понять в чем состоит сходство и различие либерализма и демократии, можно сопоставить Конституции РФ и США.

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:

1. Конституция США не декларирует права и обязанности граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.

4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.

6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.

8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма Комментарий к Конституции РФ/ Под ред. Л.А. Окунькова. - М.:БЕК, 2000. - С. 6..

9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: БЕК, 2001. - С. 156..

Законодательная власть

Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Дума -- 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.

Совет Федерации -- два представителя от каждого субъекта.

Председатели палат -- выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер -- выборная должность.

Сенат -- два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс

Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат.

Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.

Компетенция парламента

Совет федерации:

Изменения границ

Чрезвычайное и военное положение

Использование вооруженных сил за пределами России

Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума:

Назначение председателя Центробанка

Объявление амнистии

Государственные займы

регулирование внешней торговли

эмиссия денег

стандартизация

формирование судебных органов, кроме Верховного суда

борьба с нарушениями закона

объявление войны и заключение мира

формирование и содержание армии и флота

разработка законопроектов

разрешение конфликтов между штатами

принятие новых штатов в состав США

Исполнительная власть

Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не более двух сроков подряд.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.

Не более двух сроков.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.

Полномочия Президента и его обязанности

Глава государства

Верховный главнокомандующий

Охрана суверенитета России

Определение основных направлений политики

Представление интересов страны в международных отношениях

Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.

Отставка правительства

Формирование Совета Безопасности

Роспуск Думы

Глава государства.

Главнокомандующий вооруженными силами.

Заключение договоров с иностранными государствами

Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Судебная власть

Конституционный Суд -- 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.

Верховный Суд -- гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд -- экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов федерации

Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.

Не имеют права

ограничивать действие Конституции и власти Президента

устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы

эмиссии денег

В совместном ведении с Российской Федерацией

разграничение собственности

соответствие законодательных актов

природопользование

принципы налогообложения

координация международных и внешнеэкономических связей.

Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

Не имеют права

заключения договоров и союзов

эмиссии денег

выпуска займов

отмены законов

присвоения титулов

Не имеют права без согласия Конгресса

облагать налогами импорт и экспорт

Взаимоотношения субъектов федерации

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Граждане любых штатов равны в правах

Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции

Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы.

По основным статьям -- созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием.

Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.

Права граждан

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность

Свобода мысли, слова, массовой информации

Свобода вероисповедания

Свобода собраний

Труд свободен. Принудительный труд запрещен.

Все равны перед законом и судом

Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища

Свобода передвижения

Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений

Избирательные права

Право на жилище

Право на медицинское обслуживание

Право на образование

Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности

(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.

(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.

(V поправка) Защита частной собственности.

(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда

(XIV поправка) Равенство граждан перед законом

(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности

(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола

(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет

Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав

Обязанности граждан

Уплата налогов

Защита Отечества (военная или альтернативная служба)

Охрана окружающей среды

11:39 08.02.2010г.

На современной политической карте мира многие государства становятся демократическими. Это очень распространенное и популярное понятие, которое многие люди даже путают с либерализмом. Конечно, эти слова несут в себе много схожего, однако суть их абсолютно разная, так как либерализм является политической идеологией, а демократия – формой организации и внутренних отношений в стране.

Многие считают, что демократия к нам пришла с запада и что именно там зародилось это политическое направление. Однако это не совсем так, ведь еще в древности люди принимали важные решения совместно, устраивали советы. Сейчас общество, устроенное на либерально-демократических канонах, основывается на тех же правилах, что и в древности. Хотя в странах и царит демократия, но основные решения в государстве принимают избранные народом люди, которые в силу своих политических и управленческих качеств могут ошибаться или заблуждаться. Еще Аристотель считал, что демократия является самым пагубным устройством любой республики и что гуманизм в недобрых руках может стать страшной силой. Те события, которые постоянно происходят в самых демократических странах, пока только заставляют соглашаться с мнением известного философа.

Первые упоминания о демократии можно увидеть в летописях античной эпохи. Именно здесь, в Афинах, 2500 лет назад зародилась демократическая форма правления государством. Однако это была не та демократия, о которой говорят современные люди. Античная – она была совершенно другой, и все важные государственные решения принимались народом Афин, причем значимость каждого голоса была одинаковой. Такой режим не нашел себе поддержки среди народа в силу своей несостоятельности, ибо людские решения напрочь расходились. При рассмотрении таких вопросов, что будут подняты в первую очередь, – продажа часов или сельхозпродукции, часовщики выступали в поддержку первого пункта, а крестьяне – в поддержку второго. Сейчас все выглядит иначе, и демократия происходит в представительной форме, где один депутат представляет сразу целую группу народа. От античной в современном мире осталась только история.

Поскольку мы уже немного ознакомились с понятием демократии, то можно перейти к либерализму. Эта идеология возникла несколько столетий назад в Европе, где при создании капиталистического общества стала выделяться индивидуальность каждого человека. Из утверждения такого известного философа, как Руссо, каждый человек рождается совершенно неповторимым, он несет в себе скрытые таланты, а под давлением общества в течение всей своей жизни он их теряет. Это утверждение накладывает большой крест на учебе и воспитании ребенка, ведь тогда ему насильственно преподаватели и родители навязывают знания и свой жизненный опыт. В связи с этим система образования многих стран Европы и США основана на минимальной учебной нагрузке для школьников. Да и если вообще глубоко «копнуть» проблему осознания мира и становления личности человека, то еще Аристотель утверждал, что любое человеческое действие губительно, чтобы быть идеальным, человек должен просто созидать.

Либерализм может существовать только в капиталистических обществах. Ведь при такой идеологии ваши интересы превыше всего, вы можете смело выступать как против другого человека, так и против всего вашего государства. При таком раскладе гражданин может быть не согласен с решениями недобропорядочного правления демократическими государствами. Это особенно актуально в странах, где у власти находятся олигархи и продажные чиновники.

Подытожив все вышесказанное, можно смело утверждать, что демократия и либерализм на сегодняшнее время являются самыми дееспособными формами правления государством. А без правильной формы правления политик не может продержаться в своем кресле: как мужской ремень держит брюки, так и демократия с либерализмом поддерживают надежду в сердцах народа.

Общая характеристика либеральной демократии

В политической науке либеральная демократия выступает одной из наиболее распространенных моделей демократического устройства государства. Во многом это обуславливается соответствием рассматриваемого направления классическим демократическим идеалам. Переходя к рассмотрению сущностных черт и особенностей либеральной демократии, представляется необходимым привести одно из определений соответствующей категории:

Определение 1

Либеральная демократия – модель государственной организации, выстраиваемая на основе представительной демократии, в которой воля социального большинства и полномочия органов государственной власти ограничиваются таким образом, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов каждого члена общества.

При этом одной из ключевых особенностей либеральной демократии выступает то, что в ее условиях основной целью государства провозглашается равное обеспечение каждому гражданину неотъемлемых прав и свобод, в числе которых могут быть названы:

  • Частная собственность;
  • Неприкосновенность частной жизни, свободы передвижения;
  • Свободы мысли и слова, вероисповедания, свобода собраний и т. д.

При этом в связи с приданием в условиях либеральной демократии соответствующим благам статуса абсолютных ценностей, их юридическое закрепление обеспечивается на самом высоком законодательном уровне, в первую очередь – в Конституции государства, и находит свое продолжение в правоприменительной деятельности органов государственной власти.

Кроме того, в литературе отмечается, что для либеральной демократии характерна модель так называемого «открытого общества», то есть общества, в котором на конкурентных началах сосуществуют самые разнообразные общественно-политические взгляды (политический плюрализм и плюрализм мнений).

В том числе, соответствующая особенность может находить отражение в том, что в условиях либеральной демократии находящаяся у власти политическая сила не обязательно разделяет и поддерживает все ценности и идеалы классического либерализма, тяготея, например, к демократическому социализму. Однако, несмотря на место взглядов соответствующей партии или общественного объединения в политическом спектре, она с обязательностью должна разделять идеи господства права в либерально-демократическом государстве.

В этом отношении, представляется обоснованной точка зрения о том, что применительно к характеристике политического режима «либеральность» понимается не в смысле экономической составляющей соответствующего термина, а в смысле всесторонней защиты каждого члена общества от произвола со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

История становления и развития идей либеральной демократии

На протяжении длительного периода исторического развития, до середины XIX века идеи демократии и либерализма находились между собой в определенном противоречии, поскольку классический либерализм предполагал в качестве основы государства индивида-собственника, для которого обеспечения его экономических прав гораздо важнее, нежели, например, необходимость выживания, или разного рода, социальные блага.

При этом, как известно, демократы утверждали необходимость участия в формировании власти и принятии социально значимых решений большинства населения, в том числе представителей неимущего класса, поскольку, по мнению демократов, лишение таковых избирательных и политических прав по своему содержанию выступает одной из форм порабощения граждан. Либералы, в свою очередь, отстаивали точку зрения о том, что власть неимущих представляет действительную угрозу частной собственности и гарантий свободы личности.

Переломным моментом в соответствующей дискуссии, предопределившим возможность возникновения либеральной демократии, как модели государственного устройства стал период середины XIX в., когда ряд исследователей, во главе с французским политическим деятелем Алексисом де Токвилем последовательно обосновали точку зрения о том, что существует реальная возможность существования общества, в котором личная свобода и частная собственность не только сосуществуют с демократическими идеалами, но и находятся между собой в гармоничном единстве, дополняя друг друга.

Замечание 1

Ключевой идеей и условием жизнеспособности либеральной демократии, по мнению А. де Токвиля выступает равенство возможностей граждан в государстве, в том числе в экономической и политической сферах.

Условия становления и утверждения либеральной демократии в государстве

Несмотря на достаточную распространенность либерально-демократических идей в политической науке и программах политических партий, до сих пор достаточно остро стоит вопрос о том, каков перечень условий, необходимых и достаточных для возникновения, становления и окончательного утверждения либерально-демократического устройства государства.

Так, в соответствии с одной из точек зрения, минимальный объем соответствующих условий представлен:

  • Развитой системой правосудия в стране;
  • Законодательное провозглашение и защита частной собственности;
  • Наличие широкого среднего класса, как основы любой демократии;
  • Сильное гражданское общество, состоящее из политически активных членов социума.

Однако не все ученые, разделяя необходимость обеспечения соответствующих условий, соглашаются с мнением об их достаточности для установления либеральной демократии, приводя примеры ситуаций, в которых, несмотря на их наличие, происходит формирование «дефектных» демократий.

В этой связи, следует подчеркнуть, что еще одним условием либеральной демократии следует признавать наличие длительного исторического процесса формирования демократических традиций, обычаев и институтов, а также привлечение юридических процедур и широких слоев населения для разрешения конфликтов.

Классическая либеральная модель демократии основывается на англосаксонской традиции. Однако необходимо отметить, что значительный вклад в развитие этой модели внесли и другие европейские страны. Демократические традиции закладывались и в небольших городах-государствах Северной Италии в эпоху Ренессанса, и в нидерландских городах и т.д. В Англии примерно с XIII в. начинают развиваться договорные, совещательные и представительные институты (Великая Хартия вольностей, парламент и т.п.). Славная (Бескровная) революция 1688 г. заложила основы конституционной монархии, определив рамки государственного правления. Окончательно принципы классической демократии формируются в XVII в.

Принципы классической либеральной (представительной) демократии:

1) Суверенность народа. Вся власть исходит от народа. Ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и смещает их.

2) Решение вопросов по большинству. Для реализации этого принципа положения необходима особая процедура, регулируемая избирательным правом (в этом отличие от античной демократии).

3) Равенство граждан перед законом. Обязательное равенство избирательных прав граждан.

4) Выборность и периодическая сменяемость всех государственных органов. Должностные лица получают определенные полномочия, а граждане – способы контроля за их деятельностью.

5) Разделение властей.

Современная либеральная модель демократии обогатила содержание некоторых принципов и расширила их перечень.

Принципы современной либеральной демократии:

1) Права и свободы граждан – основная ценность демократии.

2) Демократия – это не власть народа. Это правление от имени народа и для народа. Современная демократия – это представительная демократия, смысл которой заключается в конкуренции между политическими силами за голоса избирателей.

3) Решение всех вопросов по большинству, но уважение и гарантия прав меньшинства.

4) Разделение властей. Создание механизма сдержек и противовесов, при помощи которого различные ветви власти могли бы взаимно ограничивать друг друга. Демократия – это не способ правления, а способ ограничения правительства и других властных структур.

5) Утверждение принципа консенсуса в процессе принятия решений. Можно воздерживаться, но не противостоять.

6) Ограничение (уравновешивание) деятельности государства гражданским обществом. Гражданское общество понимается как сфера стихийной самоорганизации людей. Демократия развивает самоуправление граждан.

Плюралистическая демократия

Политика, по мнению сторонников плюралистической концепции демократии, есть конфликт групп интересов в поле политической борьбы. Абсолютно справедливого для всех решения принять невозможно. Решения принимаются на основе компромисса.

Сторонники плюралистической концепции критикуют представителей либеральной демократии по следующим направлениям:

Чрезмерное внимание к личности как субъекту политики. За личностью либералы не видят главного субъекта политики – группы интересов.

Ограниченное понимание свободы личности. В либерализме свобода понимается как негативное явление, т.е. свобода от вмешательства государства в дела личности, но такой подход усиливает социальные конфликты и тем самым делает права личности формальными.

Недооценка роли государства. Либералы ограничивают вмешательство государства в общественную жизнь. Но потребности социального и экономического развития общества объективно ведут к расширению роли государства. Следовательно, рассуждают плюралисты, настаивать на невмешательстве государства в социальные процессы, значит искажать действительность.

Признаки плюралистической концепции демократии:

1) Группы интересов – основной субъект политики. Но ни одна из них не должна доминировать в политическом процессе, т.к. не представляет мнения всего общества.

2) Сущность демократии заключается в соперничестве групповых интересов. Гражданам необязательно выражать свое мнение, за них намного лучше это сделают группы интересов.

3) Демократия – это не власть народа, а власть с согласия народа. Нужного представительства можно достичь и без активности граждан. Ответственность политиков будет вызвана необходимостью поддержки со стороны электората, поэтому они будут стремиться удовлетворять требования групп интересов.

4) Признание и гарантия прав меньшинства. Основа согласия в обществе – принцип большинства, но его диктатура недопустима.

5) Признание особой роли политической культуры как условия цивилизованного соперничества политических сил.

6) Перенесение системы сдержек и противовесов из государственной сферы в социальную сферу жизни общества.

Сторонники других моделей демократической организации общества критикуют плюралистов за следующие недостатки:

Преувеличение роли групповой дифференциации общества. Многие граждане вообще не представлены в каких-либо группах.

Игнорирование неравенства возможностей различных групп влиять на государственную власть, на политику. Группы, выражающие социально-экономические интересы высших классов, лучше организованы, более активны, имеют много денег и пользуются большим политическим влиянием. Кроме того, отдельные группы могут стать настолько мощными, что их деятельность парализует политическую систему, т.к. будут удовлетворяться только их интересы, а требования граждан останутся без внимания.

Трактовка государства как нейтрального элемента. Государство не может быть нейтральным в конкурентной борьбе групп интересов, поскольку есть влиятельные группы, способные оказывать на него давление.

Мне в комментариях задали вопрос. Важный, интересный.
Интервьюируемые в таких случаях обычно говорят сакраментальную фразу: "Хороший вопрос!".
Ответ на него страшно важен для понимания современной политической жизни.
Потому речь идет о направлении развития - идейного, политического, социального.
Перспективном направлении.

Выглядит вопрос так:

"Валерий, я в вашем профиле прочитал фразу, которая меня заинтересовала: «...только на пути объединения демократического крыла либералов и либерального крыла демократов...», и у меня родился вопрос, на который у меня нет ответа.
Я понимаю, что такое "нелиберальная демократия", я могу себе представить демократа, который не является либералом. Но я не понимаю, что такое "недемократические либералы", как человек может быть либералом, но при этом не быть демократом — это мне не понятно.
Лично я всегда считал, что человек, который не разделяет принципы демократии, либералом называться не может, что это нонсенс".

Если коротко, думаю я по этому поводу следующее:

Либерализм как идеология противостоит прежде всего этатизму.
Этатизм - за государство, которое больше человека.
Либерализм - за человека, который важнее государства.

Основная идея и ценность либерализма - индивидуальная свобода, минимум участия в делах государства, минимум зависимости от государства.
Государство должно быть маленьким, вмешательство государственного управления в жизнь человека должно быть минимальным.
« Laissez faire , laissez passer ».

Человек должен иметь право и возможность самостоятельно выстраивать свою частную жизнь.
Государство не должно обладать правом тотального контроля над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности.

В целом идеи либерализма не совсем правильно понимают взаимодействие человека и государства.
В чистом виде либерализм никогда не реализуется.
При попытке своего воплощения он убивает сам себя, так как быстро приводит к поляризации граждан, выделению группы могущественных граждан, которая начинает свободы ограничивать в своих интересах.

Нам прекрасно знакомо такое развитие событий и социальных институтов.
Гайдар был сторонником радикального либерализма.
При Ельцине мы пережили попытку его воплощения.
Кончилось это При Путине. Тем, что мы видим сейчас.
Все по схеме: граждане поляризованы, истеблишмент жаден, нагл и циничен, верхушка свернула пространство гражданских прав и свобод и т.д.

Кроме того, свобода ведет к деградации государства, тогда как оно - не выдумка угнетателей и не политический союз.
Государство - это прежде всего система социальной деятельности, военной и торговой.
С тем, что власти должны полностью контролировать военную деятельность, согласятся все.
С тем, что торговая система общества также должна полностью управляться государством, согласится уже не каждый.
Однако если торговой системой не управлять, она перестает обслуживать интересы гражданского союза и начинает работать на интересы кучки граждан.
Что мы и увидели у себя в России.
Свобода торговли привела к тому, что экономика перестала работать на страну.
Для восстановления экономической базы государства потребовалось вмешательство властей и возвращение государства в торгово-экономическую систему по этатистскому варианту.

Исторически либерализм прекрасно уживался с цензовой республикой или цензовой парламентской монархией.
То есть, строго говоря, идеи либерализма не акцентируют внимание на участии населения во власти.
Власть - это государство. А либеральному гражданину от государства хочется убежать.
Основная политическая идея первых либералов - народ имеет право сбросить государя, который ограничивает его свободу и пытается сделать свою власть тотальной.

Демократизм - это доработка либерализма на той же ценностной базе.
Свобода, свободная конкуренция должны быть ограничены в интересах правильного развития.
В
ласти должны регулировать весь спектр отношений между гражданами, поскольку нарушаются основные права человека.

У граждан должны быть равные возможности, интересы малых групп и слабых граждан должны защищаться.
Для этого нужно создавать институты, ограничивающие свободу.
Создать их можно только в случае всеобщего участи граждан в управлении, во властных органах государства.
Только тогда власть будет действовать не в интересах кучки нуворишей и бюрократов, а в интересах всех граждан.
Демократическое ограничение свободы приводит к тому, что свобода становится доступна для малых групп и слабых граждан.

Если для создания общества равных возможностей власти нужно идти в экономику, она должна это делать.
Ограничение одно - государство должно служить людям, а не люди должны обслуживать государство и подчиняться всецело егоинтересам.

Демократизм - конкурент либерализму.

Демократизм - альтернатива этатизму.

Это очень важно понять.
Особенно в России.

Наши правители очень хорошо это понимают.
Путин скомпрометировал и убрал с политической арены демократов "Яблока" и демократических либералов типа Немцова.
Предложив взамен псевдодемократов, этатистов "Справедливой России".
Власть не хочет демократической альтернативы.
Потому что это именно то, что угрожает сложившемуся порядку.

Но будущее развития государства России именно в его подлинной демократизации:

Государство должно стать государством равных возможностей;
- нувориши и бюрократы должны быть поставлены на место и ограничиться общегражданскими правами и возможностями;
- в политической системе должны возникнуть пара конкурентов-сотрудников, либералов и демократов;
- этатистские партии должны сойти со сцены (националистические партии не имеют политических перспектив уже сегодня);
- должны быть демократически гарантированы права малых групп, социальные и политические.