Причины тряски авто на ровной дороге. Вибрация. Почему вибрирует автомобиль, и как побороть это явление

Любого водителя сильно настораживают ситуации, когда появляется вибрация на скорости 100-120 км/ч на руле или по кузову. И дело здесь не только в дискомфортных ощущениях, хотя нужно сказать, эти симптомы - довольно неприятное явление. Если вовремя не принять меры по устранению неполадки, это может привести к нарушению геометрии кузова. Это произойдет не сразу, но медленно и постепенно.

Искажения могут спровоцировать нарушение аэродинамических характеристик, а также ухудшение управляемости автомобиля. Кроме того, вследствие вибрационных воздействий в металле могут образовываться трещины, что не только само по себе опасно, но и требует дорогого ремонта.

И это еще не вся проблема. Если на машине происходит вибрация на скорости 100-120 (ВАЗ 2110 в этом не исключение), это приводит к раскручиванию различного крепежа. Названное явление может привести к серьезным последствиям - это аварии, а также различные неполадки и повреждения, устранить которые будет очень сложно. Стоит добавить, что такого рода тряска является сигналом о поломках, которые еще только произойдут в недалеком будущем.


Вибрация на скорости 100-120 км/ч происходит по разным причинам. Это могут быть вполне безобидные проблемы. Но иногда встречаются и серьезные случаи, требующие глобального вмешательства в техническое устройство автомобиля. Далее в статье мы рассмотрим типовые причины, по которым передается вибрация на руль и кузов автомобиля на больших скоростях.

Колеса

Если при движении автомобиля ощущаются стуки, то не стоит сразу же огорчаться и думать о плохом. Практика показывает, что причина чаще всего скрывается в покрышках. Иногда в таком случае даже нет нужды посещать шиномонтажную мастерскую, чтобы убедится в этом. Все будет видно визуально.

Нарушена балансировка

Если наблюдается вибрация руля на скорости 100-120 км/ч, первым делом стоит осмотреть диски и покрышки. Они не идеальны. Диски могут быть неровными или неравномерными по составу. Так как в разных местах покрышки или диска вес разный, то в процессе вращения то место, где масса больше, будет утягивать на себя центр тяжести. Это не что иное, как воздействие центробежной силы. Соответственно, при высоких оборотах колеса данное воздействие обязательно будет передаваться через рейку и тяги на руль. При других повреждениях по этой же причине вибрация будет возникать и на кузове.


Какой выход из подобной ситуации? Водителю необходимо производить балансировку колес. Лучше делать это периодически. Также балансировка обязательная при «переобувке». Что собой представляет этот процесс? Это выравнивание веса колеса в каждой его точке. Если обнаруживаются нарушения, то специалист наклеивает на диск специальные грузики.

Эксплуатировать автомобиль долгое время на неотбалансированных колесах нельзя. Это может вызывать сильный износ в некоторых местах покрышки, что усилит вибрацию. Также из-за этого чрезмерно изнашиваются практически все компоненты и узлы подвески автомобиля. Большой нагрузке подвергаются также и подшипники ступицы.

Симптомы нарушенной балансировки и диагностика

Определить нарушенную балансировку можно при движении на высоких скоростях. В этом случае ощутится вибрация на руле или на кузове. Диагностировать проблему можно при помощи визуального осмотра. Колесные диски должны быть максимально ровными, без вмятин. Если автомобиль в последнее время не проезжал на скорости по ямам, а легкая вибрация ощущается на руле и на кузове, то, скорее всего, проблема именно в нарушенной балансировке.

Однако не стоит думать, что если бьет руль, то достаточно отдать на балансировку только два передних диска. Зачастую исправить проблему можно, лишь если отбалансировать все четыре.

Нарушен развал-схождение

В прямой зависимости от неверно выставленного угла вибрация может быть только в момент разгона или в определенном диапазоне скоростей. Определить неправильный развал/схождение колес можно очень быстро - покрышки изнашиваются неравномерно.


Если протерта только наружная или только внутренняя их часть, тогда это та самая ситуация. Исправить проблему можно регулировками углов. Тогда 100-120 км/ч исчезнет.

Но вот развал/схождение отрегулирован, а проблема никуда не ушла. Угол исправлен, это факт. Но автовладелец решил не менять покрышки, ведь они могут еще поездить. А ведь резина «ездит» так, как она привыкла. Значит, необходимо менять шины или какой-то период времени ездить на небольших скоростях, тогда протектор износится равномерно и проблема решится.

Вибрация по кузову и деформированные колесные диски

Нередко причиной неприятных колебаний становится деформация дисков. Это легко определяется на Чаще всего деформации случаются по причине езды по ямам. Проблема случается весной, когда количество их увеличивается.

Если возможности заехать на стенд нет, тогда можно попробовать найти вмятину визуально. Сильнее всего, заминается диск изнутри. Стальные чаще подвергаются деформациям, нежели их литые аналоги.


Кроме вмятин, вибрация на скорости 100-120 км/ч может быть вызвана и просто кривым диском. При этом на стенде колесо может вращаться ровно. Это потому, что на устройстве оно закрепляется по центральному отверстию. На машине же колесо при установке не центрируется. Деформированные диски бывают и с завода.

Ходовая часть

Здесь так же, как и с колесами, можно выделить несколько причин. Так, при изгибе приводного вала на колесе обязательно возникнет вибрация. Об этом сообщит постоянная тряска при начале движения. Сила ее будет расти при разгоне. На скорости в 100 км/ч автомобиль превращается в погремушку. А если разогнаться еще больше, машина уходит с прямолинейной траектории.

Часто вибрация на скорости 100-120 возникает после замены тормозных дисков. Тряска сообщит автовладельцу о неплотно закрепленном диске. На скорости диск люфтит, что и отдается на кузов и на руль.

ШРУСы - это еще одна причина. Проверить этот элемент можно очень просто. Достаточно взять вал шарнирный и попытаться провернуть его. Если наблюдаются люфты, пусть даже и небольшие, ШРУС подлежит замене. Дополнительный признак - порванный пыльник.


И, конечно, стоит проверить подшипники колес. Если они повреждены, кузов обязательно будет вибрировать. Тряска при этом ощущается на любой скорости.

Изношенная подвеска

Сильно изношенные элементы ходовой части могут провоцировать вибрацию в руль. Подвеска влияет на контакт автомобиля с дорогой. Если в ходовой части есть люфт, то это причина дисбаланса при вращении. Но люфт подвески - это лишь «катализатор» тряски на колесе. Он сам по себе не может служить основной причиной того, что появилась вибрация руля.

Скорости 100-120 (ВАЗ- 2108 - не исключение) могут вам продемонстрировать ее, когда у автомобиля имеется неисправность рулевого механизма. Устранить эти поломки необходимо в первую очередь. Это может быть опасно. Однако диагностировать проблемы нужно в последнюю очередь, если все остальные узлы в полном порядке.

Другие причины

Все причины вибрации на скорости 100-120 км/ч могут провоцировать тряску и на другой скорости. Но если кузов трясет только на высоких, то главный подозреваемый - мотор, а точнее, его неверная установка. Этому зачастую предшествует ремонт двигателя. Чтобы избавится от последствий, снимают подвеску, ослабляют опоры двигателя, а затем снова устанавливают ее.

Ослаблен крепеж колес

Эту проблему легко выявить и устранить, так как из-за этого возникает вибрация на скорости 100-120. ВАЗ-2110 будет издавать характерный глухой звук. Дело в ослабленных гайках и болтах крепления одного колеса либо нескольких. Не стоит пренебрегать проверкой, это может быть опасно. Колесо может просто открутиться во время движения.


Само биение очень напоминает вибрации на руль и кузов, когда причина была в колесах и покрышках. Отличие здесь в том, что данная тряска начинается на малых скоростях. Наблюдать это явление можно на разной скорости.

Итак, мы выяснили, по каким причинам возникает вибрация на кузове при движении на скорости более 100 километров в час.

Шум и вибрация автомобиля - достаточно опасное явление. Автолюбителю необходимо следить за агрегатами своего транспортного средства, вовремя выполнять их ремонт и замену. Но иногда происходят ситуации, когда даже эти действия не могут предотвратить появление неизвестных колебаний. Как выявить причину вибрации и возможно ли её устранить?

Определение понятия "вибрация" и чем оно может быть вызвана

Вибрации - это механические колебания автомобиля, которые зачастую возникают в одном из механизмов, но могут распределять свое поступательное воздействие по всей машине. На них обязательно стоит обратить внимание, особенно если ранее подобных проблем замечено не было. Колебания не могут появиться из ниоткуда. Всегда на это есть какие-либо причины, подчас достаточно серьёзные.

Вибрации - это следствие воздействия центробежных сил, возникающих в результате определённого дисбаланса, который появляется между вращающимися механизмами. Наиболее частые проблемы появляются в конструкции таких элементов, как маховик мотора и коленвал, барабаны и тормозные диски. Также вибрации могут возникнуть из-за различия в массе шатунов двигателя и поршневой системы.

Можно выделить следующие группы причин таких дисбалансов:

1. Технологические - они могут быть вызваны нарушениями размеров, а также параметров деталей.

2. Конструктивные - вызваны особенностью механизма. Обычно такие колебания не бывают значительными и являются вполне сносными.

3. Эксплуатационные - проявление износа деталей, большая степень их деформации.

Наиболее частые причины вибрации - это те, которые проявились вследствие старения агрегатов основных механизмов. На третьем - пятом году жизни транспортного средства износ уже может проявиться, и даёт он себе знать автовладельцу именно с помощью колебаний.

Когда нужно бить тревогу?

Колебания практически всегда сопровождают автомобили. На старых моделях далеко не всегда можно определить, когда они начались и превышают ли они допустимый уровень, особенно это относится к отечественному автопрому. Конечно, можно обратиться в автомастерскую, но не всегда лишний раз хочется искать мастера и оплачивать диагностику. К тому же многие автовладельцы жалуются на вибрации ВАЗа на холостых оборотах, что, в свою очередь, для данных моделей является нормой и обычно на диагностических приборах не отражается. Поэтому сперва в любом случае необходимо самостоятельно понаблюдать за тем, каким образом ведет себя автомобиль.


Если вибрации появились недавно и они явно выходят за пределы нормы, необходимо сделать следующее. Машина должна находиться в неподвижном положении, коробка передач - на нейтральной скорости, сцепление не выжато, при этом газ понемногу прибавляется.

Устранение колебаний требуется в таких случаях:

  • идет вибрация, от которой предметы падают с приборной доски или перемещаются по ней;
  • сильно дрожит рулевое колесо, даже при лёгком касании;
  • в заднем зеркале изображение настолько размыто, что сложно разглядеть предмет;
  • органы чувств воспринимают сильные колебания.

При выявлении таких проблем стоит как можно быстрее обратиться в автомастерскую. Скорее всего, какая-то из деталей вышла из строя и требует незамедлительного ремонта.

Неисправности, вызывающие вибрации

Специалистами принято выделять два вида колебаний: вибрация, возникающая при статичном положении автомобиля, и вибрация на скорости.

В первой ситуации (на холостых) неприятное дребезжание может быть вызвано:

  • сбоями работы двигателя, а также навесного механизма;
  • нарушениями функциональности вентилятора радиатора;
  • сбоем работы отопителя;
  • произошедшими поломками подвесок силового механизма либо системы впуска.


На ходу дрожание возникает в следующих случаях:

  • нарушена герметичность между кузовом и мотором;
  • неисправно рулевое управление ;
  • образовался люфт в узле;
  • разрушились или сломались крепления;
  • проблемы с колесной системой.

Каждая из проблем достаточно легко устраняется. Обнаружить поломку можно даже самостоятельно. Самое важное - не запускать проблему, а попытаться её как можно скорее исправить.

Можно ли самостоятельно выявить причину вибрации?

Даже при небольших познаниях в области конструкции автомобиля можно попробовать провести некоторые действия, которые помогут выявить причину вибраций. Удобнее делать это вместе с помощником, так как есть возможность проводить наблюдения как снаружи, так и внутри автомобиля.

Техника безопасности, которую необходимо соблюдать при подобных работах

В процессе выявления любых источников неисправности в автомобиле необходимо быть предельно аккуратным и внимательным. Основные правила, о которых никогда нельзя забывать, следующие:

  • необходимо избегать перегревшихся деталей и механизмов, так как, вследствие прикосновения к ним, можно получить сильный ожог;
  • при подвешивании машины опоры, на которые она становится, должны быть максимально надёжными;
  • при дорожных испытаниях водителям крайне рекомендуется выбирать наименее оживлённые участки дороги, чтобы не препятствовать потоку транспорта и не подвергать опасности других участников дорожного движения.


Соблюдение этих элементарных правил действительно крайне необходимо, так как автомобиль, особенно с неисправностями, является особо опасным объектом как для собственника, так и для движущихся рядом транспортных средств.

В каком порядке осматривать автомобиль?

При поиске неисправностей нужно соблюдать следующий алгоритм действий:

  • изначально производится осмотр выключенного мотора, затем включенного на оборотах (с постепенным увеличением от холостых (800 об./мин)), и при изменении показателя тахометра проверяется, присутствует ли вибрация на определенных оборотах;
  • внимательно осматриваются детали подвески, если они целые, они не должны содержать визуальных дефектов и, как следствие, влиять на техническое состояние автомобиля;
  • тщательно проверяется выхлопная система;
  • нужно оценить размещение силовой защиты, если она находится непосредственно возле мотора, при их контакте происходит сильная вибрация;
  • необходимо проверить и, если нужно, подтянуть резьбовые соединения;
  • обследуется качество протяжки винтов;
  • если есть подозрения, что колебания исходят от вентилятора, нужно снять крыльчатку либо отключить её, в случае, когда проблема исходит именно от этого прибора, его можно легко заменить на новый;
  • если проблема осталась необнаруженной, нужно попробовать выжать сцепление и выбрать нейтральный режим скорости, если вибрации остались, тогда могут иметь место повреждения коленвала, маховика или гидротрансформатора;
  • если на первый взгляд кажется, что всё в порядке, а при движении колебания возвращаются, вполне возможно, что поиск поломки необходимо осуществлять в ходовой части или в механизме трансмиссии;
  • кроме всего перечисленного, нелишним будет проверить работу виброизоляторов, возможно их просто стоит заменить.


Кроме вышеперечисленных источников вибраций, которые обнаружить иногда очень сложно, существует ещё ряд неисправностей, которые выявить обычно легче. Это следующие недостатки в работе автомобиля:

  • разболтовка дисков может вызвать колебания руля;
  • если чувствуется вибрация при торможении, наиболее частая причина этому - барабаны, ступицы, диски;
  • сильная, ощутимая тряска при торможении может указывать на недостатки в работе кардана;
  • если автомобиль трясёт практически постоянно, это может быть следствием дисбаланса колёс, проблема решается перестановкой их местами.

Каждый случай индивидуален, поэтому нужно почаще прислушиваться к своему автомобилю. Иногда причину можно найти, просто вспомнив, когда были замечены проблемы. Даже неудачное торможение может вызвать поломку из-за перегрева, которая будет давать о себе знать дребезжанием.

Бывает, что, наоборот, причину установить очень сложно даже опытному автомастеру. Это вызвано разницей в строениях автомобилей, труднодоступностью поломанного механизма, повреждением детали, которая выглядит целой.

Вибрации рулевого колеса

Эта поломка не только частая, но и наиболее опасная, так как потерять управление в дороге очень опасно для всех участников движения.

Обычно вибрация при разгоне становится только больше. Поэтому, хотя справиться с этой проблемой необходимо как можно быстрее, спешить к месту назначения не стоит. Долго ездить с таким недостатком тоже нельзя, потому как он не только может быть серьёзной причиной повреждений, но и является основанием для появления новых неисправностей вплоть до колёс и трансмиссии.

Если присутствует вибрация руля, нужно проверить следующие механизмы:

  • балансировка колёс - эту услугу предоставит любой шиномонтаж, поэтому проблема устраняется легко, дёшево и быстро;
  • замена стоек или амортизаторов - износ этих деталей приводит к неисправной работе подвески, колебания которой становятся особо ощутимыми на неровной дороге;
  • опорный подшипник стойки может также издавать вибрацию, когда требует замены;
  • шаровые шарниры - эти элементы автомобиля часто приходят в неисправность, если эти детали имеют люфт, то это и является причиной дребезжания при движении;
  • неисправность может быть в наконечниках рулевой тяги из-за старения.

Вибрации - это тревожный сигнал, особо если проблема касается рулевого колеса. Поэтому нужно как можно быстрее заняться её устранением.

Колебания на холостом ходу и проблемы с двигателем

Особенно ощутима проблема становится, когда автомобиль останавливается, к примеру, на светофоре. Если всё было в порядке и вдруг начинается вибрация на холостых, неисправность может заключаться в следующем:

  • износ или поломка опор мотора - при этом детонация двигателя передаётся на целый автомобиль;
  • поломка в топливной системе - дрожание возникает при изменении количества оборотов;
  • большая разница в размерах, параметрах и весе цилиндро-поршневых агрегатов;
  • проблемы с двигателем.

Мотор - наиболее частая причина вибраций на холостых оборотах, причины возникновения неисправностей двигателя нужно рассмотреть подробнее.


Троение - одна из неисправностей, вызывающих дискомфорт в виде колебаний. Вибрация двигателя при этой поломке возникает из-за неравномерного действия цилиндров. Иногда встречаются ситуации, когда ни один цилиндр не действует. Чем больше будет оборотов, тем дрожание может уменьшиться, при этом нужно учитывать такое негативное последствие, как снижение мощности мотора. К тому же нагрузки на коленвал будут неравномерными. Вследствие этого двигатель дёргается, иногда вызывая даже дрожание руля. Если удаётся снизить колебания, слишком быстро расходуется топливо, а мощность машины падает. Таким образом, недостаток в работе цилиндров нужно устранять немедленно, ведь положительные стороны при поломке сложно найти, зато масса неприятностей гарантирована.

Второй проблемой является неправильное крепление мотора. Чтобы выявить проблему, необходимо привлечь помощника, который бы следил за агрегатом при попеременном переключении передач. В такой способ входит разгрузка специальных подушек, с помощью которых держится мотор. Вибрация двигателя появляется при переключении скоростей. В идеале требуемое отклонение обязано быть каждый раз одинаковым. Если же мотор клонится в различные стороны, необходимо подушку заменить.

Кроме того, причиной вибраций могут быть комплектующие детали двигателя, а не сам механизм. Допустим, износ опор, о которых сказано выше. Это не является большой проблемой, такие детали всегда легко найти и заменить.

Почему происходит тряска при разгоне?

Вибрация по кузову при ускорении особо неприятна. Пытаясь разогнаться, машина едет рывками, вызывая дискомфорт у водителя.

Первым делом нужно проверить следующее:

  • уровень трансмиссионной смазки - это может быть причиной вибраций при ускорении, проблема устраняется путём добавления масла;
  • степень загрязнения фильтра коробки передач - меняется фильтрующий элемент;
  • насколько изношен карданный шарнир - с этой поломкой необходимо быть осторожнее, так как, если проблему запустить, в скором времени машина просто остановится на дороге.

Вибрации - это крайне неприятные проявления в поведении автомобиля, особенно при разгоне. Обычно проблему необходимо устранять немедленно, так как спрогнозировать дальнейшие повреждения непросто, а они уже будут значительно опаснее.

Для чего необходима балансировка?

Плохая балансировка - едва ли не самая частая причина возникающих колебаний. При смене резины лучше заказать эту услугу сразу, так как она недорогая, зато сможет уберечь автомобиль от негативных проявлений дисбаланса в виде дрожания. Кроме этого, другие элементы автомобиля не будут снашиваться так быстро.

Проблема балансировки лежит на поверхности и заключается в несоблюдении физических законов. То есть, если части колеса по весу отличаются, при движении автомобиля эта особенность проявляется очень явно, так как эта разница в массе увеличивается в несколько раз. Таким образом, центр тяжести смещается в сторону, где вес больше.


Практически каждое колесо имеет некоторый дисбаланс. И он может увеличиваться со временем, так как на вес влияют даже дорожные камни, налипшая грязь, а не только конструктивные особенности. Комфорт поездки при этом снижается, изнашивается подвеска и резина.

Для того чтобы максимально уменьшить дисбаланс, необходимо уравновешивать колёса по окружности. Процесс происходит на балансировочном стенде, где на специальную ось одевают колесо и закрепляют его.

Колесо раскручивают, задав перед этим системе его параметры и накрыв кожухом. В итоге балансировочный аппарат выдаёт результат, по которому можно судить о неравномерном весе частей колеса. На указанное место вешается грузик. Происходит проверка заново. Она является контрольной и зачастую показывает хороший результат.

Балансировку всегда нужно проводить, если возникла необходимость, не только при установке новых колёс. Допустим, после езды по бездорожью часто возникают вибрации, которые можно устранить путём обращения в мастерскую.

Балансировка необходима также в том случае, если разбортировалась покрышка, после вынужденного ремонта шины, даже в ситуации, когда пришлось долго ехать на слишком спущенном колесе.

Таким образом, колебания, возникшие в автомобиле, могут быть легко исправлены с помощью этой услуги.

Заключение

Проблема вибрации возникает не сама по себе. Обычно причины могут быть очень серьёзными. Не стоит слишком переживать из-за этой неприятности, но и на самотёк всё пускать тоже не нужно. В каждом возникшем случае замеченных колебаний нужно обратиться в автомастерскую либо же попробовать поискать причину поломки самостоятельно.

Колебания могут быть вызваны несерьёзной поломкой или же просто износом деталей, которые об этом сигнализируют путём дрожания. Иногда нужно просто подкрутить, укрепляя таким образом элементы конструкции.

Реже бывает, что колебания возникают сразу же после покупки машины и являются её техническим недостатком. В этом случае нужно обратиться к продавцу по гарантии.

Все проблемы решаемы и исправимы, главное, вовремя их заметить и предупредить более серьёзные последствия. Ведь передвижение на не совсем исправном транспортном средстве может привести к трагическому исходу.

Как правило, она возникает под действием центробежных сил, вызываемых:

Дисбалансом вращающихся узлов - коленвала и маховика двигателя, вентиляторов радиатора и отопителя, сцепления, карданных валов, тормозных дисков и барабанов, колес в сборе с шинами;

Большой разницей масс движущихся деталей - поршней и шатунов мотора.

Причины дисбаланса:

Конструктивные - обусловлены особенностями конструкции детали. Например, для накачивания шины на ободе колеса есть вентиль, масса которого нарушает их уравновешенность; - технологические - связаны с допустимыми отклонениями размеров и параметров (в то числе - дисбаланса) деталей, обеспечивающими их взаимозаменяемость, то есть упрощение изготовления и ремонта узлов. Но иногда неуравновешенности деталей, отбалансированных отдельно - эксплуатационные - неравномерный изноc детали, ее деформация, дефекты виброизоляторов и т. д.

Виброизолятор - элемент крепления агрегата (подушка, опора), снижающий передаваемую вибрацию. Как правило, состоит из металлических элементов (арматуры), разделенныx резиновым массивом. Могут быть и другие конструкции - гидравлические, пружинные, комбинированные.

Устранение вибрации

Балансировка — Полностью устранить тряску сложно, но снизить ее до разумного минимума - реально.

Для этого деталь балансируют: - находят ее «тяжелую» сторону; - определяют величину массы, вызывающей дисбаланс; - облегчают «тяжелую» или, наоборот, утяжеляют противоположную сторону.

Основные способы балансировки

Статический - без принудительного вращения детали. Способ не требует сложного оборудования, доступен в «гаражных» условиях, но не устраняет дисбаланс полностью. Дает приемлемые результаты для коротких деталей со сравнительно большим диаметром (маховик двигателя, ведомый диск сцепления и т. п.). Их балансируют: - «на ножах» (призмах) или в «подшипниках». Деталь самоустанавливается, вращаясь вокруг своей оси, и в итоге занимает положение, при котором «тяжелая» сторона оказывается ниже оси вращения. Призмы должны быть строго горизонтальны, а подшипники - с минимальным сопротивлением; - «на опоре» или «на подвесе». «Тяжелая» сторона перевешивает, и деталь отклоняется от горизонтали. Как правило, первый метод точнее, но применим только к деталям с цилиндрическими опорными поверхностями.

Динамический способ - с постоянным принудительным вращением детали на специальном оборудовании. Устраняет все составляющие дисбаланса и применим для жестких деталей любых размеров (карданный вал, коленвал и т. п.).

Определение величины массы, нужной для устранения дисбаланса, при статической балансировке часто проводят опытным путем, а при динамической - ее, как правило, выдает компьютер балансировочного стенда. При облегчении «тяжелой» стороны детали в ней удаляют (сверлением или другой механической обработкой) часть материала. Так балансируют коленвалы, маховики, чугунные тормозные барабаны, корзины сцепления, ступицы колес, приводные шкивы и т.д. При утяжелении «легкой» стороны детали к ней присоединяют грузы (как правило, на пластинчатых пружинах или закрепляя сваркой, клеем). Так поступают с деталями, у которых невозможно убрать лишний материал с «тяжелой» стороны без снижения их прочности. Например, с колесами и тормозными барабанами из легкого сплава, карданными валами, ведомыми дисками сцепления.

Определение источника повышенной вибрацииБез специальных приборов корректно определить превышение допустимого уровня вибрации невозможно. Каждый человек воспринимает его субъективно.

Вибрация ощутима на рулевом колесе при легком прикосновении пальцев;

Лежащие на панели приборов («торпеде») предметы перемещаются;

Изображение в салонном зеркале заднего вида размывается; на автомобиле во время движения, кроме того, ощущаются неприятные вибрации органов управления, пола, сидений.

Перед поиском источника повышенной вибрации целесообразно определить условия и ре жимы ее проявления - на неподвижном автомобиле (на месте) или в движении. Затем понять, когда она появилась - изначально была на новой машине, возникла в процессе эксплуатации или после ремонта какого-либо агрегата. В любом случае полезно предварительно убедиться в правильности регулировок двигателя. Неравномерность его работы тоже проявляется вибрацией, но она может быть следствием дефектов в системах зажигания, питания или управления впрыском. Причем перебои в моторе иногда возникают не только на холостом ходу и, кроме того, могут быть следствием установки бракованных деталей.

Выявлять источник повышенной вибрации удобнее с помощником. Один человек находится в салоне машины, второй - наблюдает за работой агрегатов снаружи.

Диагностируя автомобиль, следует соблюдать меры безопасности: - прощупывая рукой «подозрительные» места при работающем двигателе, не касаться сильно нагретых (выпускной коллектор, шланги и трубопроводы системы охлаждения) или вращающихся (крыльчатка вентилятора, карданный вал) деталей;

Вывешивая машину, ставить ее на надежные опоры;

Двигаясь по дорогам общего пользования, не мешать другим участникам движения.

Вибрация в неподвижном автомобиле, как правило, возникает при:

Работе двигателя и его навесного оборудования (генератор, компрессор кондиционера и т. п.);

Включении вентиляторов радиатора и отопителя;

Дефектах подвесок силового агрегата и системы выпуска.

При поиске источника вибрации можно придерживаться следующей последовательности действий: - осмотреть (лучше сначала при выключенном, затем - работающем двигателе) подвески силового агрегата, выпускной системы и детали около них. Элементы подвески должны быть целыми. Иногда силовая защита стоит слишком близко к поддону двигателя. Их контакт тоже вызывает вибрации. Неисправные детали надо заменить; - проверить надежность затяжки резьбовых соединений, подтянуть ослабшие; - чтобы убедиться, что вибрация идет от вентилятора, надо его отключить или снять крыльчатку; - последовательно отключать навесное оборудование (снимать приводные ремни) и, пуская мотор, проверять уровень вибраций во всем его рабочем диапазоне оборотов. Неисправный агрегат надо заменить или отбалансировать его элемент (шкив); - выжать педаль сцепления при работающем двигателе или рычаг селектора автоматической коробки передач (АККП) поставить в положение «N». Если вибрация осталась, ее основными источниками могут быть: маховик, корзина сцепления, гидротрансформатор или детали АККП, коленвал или разница веса поршней и шатунов, превышающая допустимую.

Вибрация при движении автомобиля, как правило, возникает от деталей трансмиссии или ходовой части. Если ее уровень зависит только от скорости машины и не меняется при движении накатом, значит, вибрирует какой-то узел после ведомого вала коробки передач (карданный или приводные валы, детали раздаточной коробки, колеса, ступицы и т.д.). Причем частота колебаний от кардана примерно в четыре раза выше, чем от колес, тормозных барабанов и дисков. Когда вибрация возникает только при торможении, наиболее вероятный ее источник - тормозные диски или барабаны. Они, а также ступицы, могут быть изготовлены с недопустимыми отклонениями биений рабочих и привалочных поверхностей. Если стоит некачественная резина - причины могут крыться в ее неравномерной жесткости, что усиливается при увеличении нагрузки на передние колеса при торможении. Тряску машины в узком диапазоне скоростей около 10-15 км/ч вызывает, как правило, дисбаланс колес. У передних он дополнительно проявляется биением руля. Чтобы убедиться в дефекте, можно поменять местами задние и передние колеса или снять их и проверить балансировку.

В остальных случаях необходимо:

Вывесить поочередно ведущие колеса; - пустить и прогреть двигатель, включить высшую (четвертую или пятую) передачу, медленно отпустить педаль сцепления и прибавлять обороты мотора до возникновения ощутимой вибрации.

Если при вывешивании обоих ведущих колес вибрации не было, скорее всего, ее возбуждают детали ведомой оси - ступица или тормозной барабан (диск). Выяснить это удастся только повторной проверкой после их поочередной замены заведомо хорошими, например с другого автомобиля. Причиной вибрации с какой-нибудь одной стороны машины может быть неуравновешенность тормозного барабана (диска), ступицы или деталей привода - полуоси или карданного (приводного) вала. В этом случае придется последовательно снимать колесо и тормозной барабан (диск), затем менять полуось и ступицу на проверенные и исправные и каждый раз повторять проверку. Вибрация на новом автомобиле бывает от неправильного монтажа агрегатов-источников колебаний или установки узлов с повышенным уровнем вибраций.

Искать причину необходимо на неподвижной машине и в движении. Причем при осмотре нужно обратить внимание на правильность применения виброизоляторов. Они могут быть внешне почти одинаковы, но отличаться характеристиками для некоторых вариантов комплектации автомобиля. Поэтому полезно сравнить, хотя бы, маркировку деталей и твердость резины (на ощупь). Для недорогих автомобилей это должно быть одним из основных факторов при приеме решения о покупке, так как устранение дисбаланса недешево, кроме того существенно увеличивается скорость износа узлов. В процессе эксплуатации машины до ремонта ее узлов и двигателя уровень вибрации меняется незначительно. Однако со временем исходные параметры виброизоляторов ухудшаются, и комфортабельность автомобиля постепенно снижается. Дефекты резины (старение, отвердение, трещины), как правило, выявляют при осмотре.

При внезапном появлении вибрации во время движения желательно восстановить в памяти предшествовавшие события. Например: - сразу после интенсивных торможений, когда температура деталей высока, пришлось проехать глубокую лужу.

Причиной появления вибрации при следующем нажатии на педаль может стать тормозной диск, который покоробился от резкого охлаждения водой;

Автомобиль ударился карданным валом о бордюр при съезде на проезжую часть или колесо наехало на препятствие или край ямы

Начавшаяся тряска говорит о повреждении соответствующих деталей (вала, шины, колеса).

Вибрация, возникшая после ремонта с заменой вращающихся деталей, указывает на большой дисбаланс новых элементов или на ошибки при ремонтных операциях, приводящие к неправильной сборке узла или деформации детали. Например, поршни и шатуны двигателя должны быть подобраны по массе, как правило, со следующей разницей в весе: для поршней - 2,5-5 г, для шатунов - не более 5-10 г.

Когда детали, вызывающие повышенную вибрацию, легко доступны, их просто заменить кондиционными или снять для ремонта. В противном случае придется принимать решение, исходя из величины колебаний и трудоемкости работы. Иногда можно повременить до плановой переборки агрегата. Если сложный механизм (например, двигатель) уже разобран и в него ставят новые детали или ремонтируют старые наплавкой (наваркой), необходимо перед окончательной сборкой проверить их балансировку. Иначе потом придется перебирать агрегат.

Довольно часто дисбаланс появляется после ремонта (разборки) карданного вала или его снятия для демонтажа коробки передач или «раздатки». Поэтому полезно прежде отметить взаимное положение всех составных частей и работать аккуратно, не допуская сильных деформирующих ударов (лучше на прессе). Иногда у карданных шарниров, например заднеприводных ВАЗов, предусмотрены стопорные кольца крестовин различной толщины. Их неправильная установка также приводит к дисбалансу. Когда уровень вибрации удовлетворителен и замена или механическая обработка вращающихся деталей не планируется, перед разборкой тоже полезно отметить их взаимное положение.

Возможной причиной повышенных вибраций также может быть отклонение геометрических параметров (в основном биений) новых деталей. Поэтому полезно их проверить и, по результатам проверки, обменять или попытаться отбалансировать.


Вибрация кузова на скорости, означает, что возникли проблемы с каким то из агрегатов вашего автомобиля. Часто причиной вибрации становятся неисправности рулевого управления, разрушения подушек двигателя или коробки передач и другими неполадками.
Вибрация по кузову при торможении может быть связана с износом колодок или разбалансировкой (износом) тормозных барабанов (или дисков).

Вред от вибрации

На скорости вибрация кузова авто, это не только дискомфорт для водителя и пассажиров, она, кроме того вредна для машины в целом. Через некоторое время в кузове машины от вибрации возникают трещины. Кроме этого, болты и гайки начинают самопроизвольно откручиваться, что приводит к опасным последствиям в дальнейшем. Таким образом, возникает риск возникновения аварийных ситуаций. Кроме того, вибрации наносят вред здоровью человека, вызывает сужение сосудов, нарушает кровообращение, приводит к отложению в суставах солей, снижая подвижность, при продолжительных воздействиях.

Причины возникновения

Вибрация по кузову при разгоне, возникает из-за дисбаланса ходовой части машины, причин сразу несколько:

  • Конструктивная причина , обусловлена конструкцией детали, нарушающей балансировку, например вентиль подкачки шин влияет на балансировку колеса (может её нарушать);
  • Технологическая причина , тут вибрация вызвана отклонением от размеров и параметров тех элементов, которыми производится замена;

Например, масса ремонтного шатуна может отклоняться от нормального значения, из-за чего в моторе возникает неравномерное распределение нагрузки и, вследствие этого, вибрации при разгоне, в движении и даже вибрация по кузову на холостых оборотах.

  • Эксплуатационная причина , вибрация возникает при неравномерном износе детали, ее деформации, может быть при потере свойств (разрушении) виброизоляторов.

Виброизоляторы представляют собой подушки крепления мотора, коробки и другие. Они снижают толчки, которые передаются от двигателя к раме и кузову автомобиля. Данные опоры (подушки) изготавливаются обычно из пары металлических элементов, которые разделены слоем резины. Вибрация кузова при разгоне и на холостых оборотах может происходить из-за их разрушения. Происходит в том случае, когда резиновый материал изношен либо нарушена технология при изготовлении.Если при разгоне вибрация кузова обусловлена подушками, их следует немедленно заменить

Если двигатель вибрирует постоянно, то наиболее эффективным способом будет балансировка деталей. Конечно, 100 % устранить вибрации, которые происходят от двигателя, будет трудно, однако заметно снизить уровень вибраций до минимума реально.


При выполнении процедуры балансировки деталь подвергают диагностике. С помощью специального прибора определяется наиболее тяжелая ее сторона. Затем мастер решает – или облегчать тяжелую часть или утяжелять противоположную сторону. Такой вариант применяется при балансировке дисков колес. Важно отметить, самостоятельно определить легкую и тяжелую сторону колеса, а коленчатого вала — тем более, без оборудования и опыта практически невозможно

Методы балансировки

Существуют пара способов, для балансировки той или иной детали:

  • Статический способ;
  • Динамический способ.

Каждый из этих способов имеет свои особенности.

Статическая балансировка – выполняется без принудительного вращения детали. Этот метод не требует дорогостоящего оборудования, он может применяться в условиях гаража.Однако следует помнить, статическим способом не удаляется дисбаланс полностью. Суть метода в том, что деталь, которая подлежит балансировке, устанавливается на призмах либо подшипниках. Затем элемент вращается вокруг собственной оси, в конце вращения он занимает положение, в котором его более тяжелая сторона будет располагаться ниже оси вращения. Важно отметить, призма должна стоять строго горизонтально, а подшипники вращаться с минимальным сопротивлением. Тогда тяжелая сторона будет перевешивать легкую, и деталь из-за этого отклоняться от центра.


Динамическая балансировка — этот метод требует применения постоянного вращения детали с помощью специального оборудования. Этот способ позволяет вам полностью избавиться от дисбаланса, при этом метод может применяться для наиболее жестких деталей любого размера (таких как коленчатый вал, кардан, маховик, и другие).
Все данные об отклонениях с высокой точностью выдает компьютер. При балансировке деталей динамическим способом коленчатого вала, ступицы колеса, корзины сцепления и тормозных барабанов (или дисков), облегчается более тяжелая сторона, за счет удаления материала с неё. Все зависит от типа изделия, выполняется сверление либо иная механическая обработка.

Как найти причину

Как найти источник вибрации, не имея специализированных инструментов? Не имея под рукой специального оборудования, определить превышение уровня колебаний корпуса невозможно. К тому же каждый владелец машины воспринимает это субъективно — для одного водителя колебания и стуки при разгоне машины обычное дело. Для другого водителя, даже шорох может быть поводом для паники.

Однако, тряска считается неприемлемой в таких случаях:

  • Когда предметы, лежащие на приборной панели, начинают самостоятельно перемещаться;
  • Когда ощущается сильная (отдающая в ладони) вибрация руля;
  • Когда появляется биение руля вибрация кузова, причиной проблемы зачастую является дисбаланс передних колес;
  • Когда отражение в зеркале салона начинает размываться;
  • Если ощущается вибрация пола, либо элементов управления, особенно при низких оборотах двигателя;

Сначала вам следует вспомнить, что тряска может возникнуть из-за неравномерной работы мотора. Возможно, совсем недавно вы обращались с целью ремонта мотора на СТО (например, замена коленчатого вала). В этом случае вероятно, что новый коленвал не проходил процедуру балансировки совместно с маховиком. Кроме того, повышенные колебания на кузове возникают от неправильной регулировки карбюратора, или дроссельной заслонки. В этом случае смесь не полностью сгорает, а обороты мотора на холостом ходе получаются ниже 800 об/мин.

Первым делом нужно осмотреть состояние подушек двигателя, коробки, впускной и выхлопной системы и деталей, которые расположены возле них. Диагностику производите сначала при выключенном, затем при запущенном двигателе. Опоры (подушки) двигателя должны всегда быть цельными. Если появилась трещина, либо подушка сжалась, производится замена подушки. Вибрация по кузову после замены подушки своими руками должна пропасть. Защита двигателя, иногда может находиться очень близко к поддону – когда между защитой и поддоном малый зазор, скорее всего, вибрация и стуки имеют место из-за их соприкосновения.

Затем вам необходимо проверить качество затяжки резьбовых соединений, крепления мотора и других агрегатов. Если обнаружили ослабший болт, нужно будет подтянуть его до необходимого уровня. Бывают случаи, когда колебания появляются из-за крыльчатки вентилятора, охлаждающего радиатор. В этом случае снимаете крыльчатку и слушаете работу мотора без нее. Затем нужно поочередно отключать навесное оборудование (снимая приводные ремни), и проверять уровень сотрясения мотора после запуска и при его работе в разных режимах.

Бывает необходима балансировка шкива или замена ремня. Иногда причиной сотрясений становится корзина сцепления с маховиком. Чтобы вычислить их, вам необходимо выжать педаль сцепления в пол, запустить мотор «на передаче», а через пару секунд включить «нейтралку», после этого убрать ногу с педали. Если сотрясение продолжается, значит, происходит оно из-за маховика либо корзины. Возможен дисбаланс цилиндропоршневой группы, особенно если менялся один -два поршня либо один — два шатуна из всех.

Инструкция говорит, если вибрация кузова после 80 километров в час, чаще всего возникает она из-за элементов трансмиссии или ходовой части машины .

Когда вибрация мотора изменяется со скоростью движения авто, скорее всего, вибрирует один из узлов, идущих за ведомым валом КПП. Это карданные либо приводные валы, детали раздаточной коробки (если в вашей машине она установлена), колеса либо ступицы. Кстати, когда возникает вибрация кузова при торможении, цена вопроса – ваша жизнь! Проблема кроется в тормозных дисках, либо барабанах. От исправной работы тормозов зависит ваша безопасность, поэтому тянуть с ремонтом нельзя. Особенно ощутимы такие колебания на рулевом колесе.


Еще одной причиной тряски может быть некачественная резина покрышек. Состав её бывает очень жестким, из-за этого на передние колеса возрастает нагрузка при сбрасывании скорости машины. Вибрация машины при скорости всего 10-15 километров в час свидетельствует о дисбалансе колес. Как правило, подобная проблема возникает после переобувки машины на зимнюю резину. Устраняется балансировкой колес. Если колеса передние она может проявиться в виде биения руля.

Чтобы проверить, виноваты ли колеса в появлении вибрации при разгоне, надо поменять передние и задние местами. Однако, лучше всего, произвести диагностику автомобиля, тогда его элементы будут проверены на стенде и достоверно будет выявлена причина.Дисбаланс дисков решается навешиванием грузиков. Масса грузиков может достигать от 5 грамм и до 100 граммов. После правильной балансировки грузиками, при разгоне вибрация пропадет. Лучше всего балансировку сделают на шиномонтажке, сам хозяин с этим не справится.

Вибрация после выполнения капитального ремонта вызывается нарушением баланса цилиндропоршневой группы, неправильной её сборкой или деформацией деталей. Поршни и шатуны всегда подбираются по массе. Разница в весе не должна быть больше 5-10 грамм.

Внимание: Поршни вдобавок должны быть одного диаметра, иначе возникнет разница в компрессии цилиндров, отсюда вибрации и повреждение деталей.

Еще одной распространенной причиной колебаний является карданный вал:


Чтобы устранить эту проблему, нужно снять вал. После чего выполнить действия в следующем порядке:

  • Нужно проверить, состояние крестовин, на концах этого вала;
  • Проверьте, чтобы каждая крестовина свободно двигалась в любом направлении при нажатии на неё без усилий;
  • Если необходимо прикладывать усилия, либо в каком то направлении крестовина вообще не двигается тогда её нужно заменить;
  • Если необходима замена крестовин, заодно нужно проверить наличие смазки, в колпачках для роликовых подшипников;
  • Завершив проверку крестовин, можете перейти к проверке шлицевого соединения кардана;
  • Для этого, нужно одновременно крутить части кардана вокруг оси;
  • При этом свободный ход не должен превышать 1 миллиметр;
  • Когда повреждена шлицевая часть, тогда кардан необходимо заменить;

Еще одна причина возникновения вибраций по кузову при холостых бывает неправильное крепление раздаточной коробки, для её регулировки вам необходимо. Если у вас таковая отсутствует, можете пропустить этот пункт. Необходимо поднять авто домкратом либо подъемником. Колеса пи проведении работ соприкасаться с землей не должны. Кроме этого, надо обеспечить свободный доступ к любым креплениям раздатки.

Начинаете с осмотра состояния креплений. Они обычно не отличаются хорошей прочностью, так как изготовлены из алюминиевого сплава. При осмотре, обращаете внимания на трещины и сколы на них. Если есть необходимость заменить старое крепление новым, тогда между креплением и кузовом надо проложить прокладку, которую лучше изготовить из транспортерной ленты. Во время снятия раздатки, следует уделить особое внимание промежуточному валу, расположенному между коробкой передач и раздаткой. После выполнения описанных нами проверок, раздатку следует вернуть на место. Сначала она подвешивается на крепления, гайки при этом не затягиваете до конца. Затем надо попросить помощника, чтобы он разогнал машину до 80км/ч. Только затем можно гайки зажимать до конца.

Вот и все, теперь вы способны сами определить причину тряски и устранить её.

Как платить за БЕНЗИН В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ

  • Цены на бензин растут с каждым днем, а аппетит автомобиля только увеличивается.
  • Вы бы рады сократить расходы, но разве можно в наше время обойтись без машины!?
Но есть совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Подробнее об этом

Холостой ход - это работа ДВС при выключенном сцеплении и установке трансмиссии на нейтральную передачу. При таком раскладе не происходит передача усилий на карданный вал, то бишь мотор работает вхолостую (отсюда и название). В данном периоде работы исправный двигатель не должен подавать никаких характерных признаков в виде вибраций, хлопков и посторонних звуков. Но если присутствует вибрация на холостых оборотах, значит, в двигателе произошли изменения, которые могут существенно повлиять на его работу с не самой лучшей стороны. Чтобы не дойти до дорогостоящего ремонта, не следует медлить с устранением данной неисправности. А о том, почему возникает сильная вибрация на холостых оборотах и как эту проблему устранить, расскажет наша сегодняшняя статья.

Каково нормальное количество оборотов?

В зависимости от типа двигателя при нормальной работе холостого хода количество оборотов коленчатого вала составляет от 800 до 1000 в минуту. Если значение ниже данной отметки, мотор попросту глохнет. Ну а в случае повышенных оборотов на холостом ходу мотор будет поглощать больше топлива. При этом все детали и узлы ДВС терпят большие нагрузки, а соответственно, их срок эксплуатации уменьшается.

Причины

Почему возникает вибрация на Чаще всего это происходит из-за следующих причин:

  • Троение двигателя. В данном случае может не работать один из цилиндров мотора.
  • Неправильно закрепленный двигатель.
  • Прочие факторы. О них мы расскажем немного позже.

Троение

Итак, первая причина, провоцирующая вибрации мотора. Троение двигателя - это наиболее вероятная причина нестабильной работы ДВС, так как при нерабочем цилиндре возникает значительный дисбаланс и неправильное распределение нагрузки на коленчатый вал. Вследствие этого можно наблюдать, как мотор дергается из стороны в сторону. Также при троении заметно ощущается вибрация руля. На холостых оборотах все эти признаки заметны в большей степени. Чем сильнее будет вращаться вал, тем меньше будет ощутима странная вибрация. Но при этом вы заметите, как автомобиль стал поглощать больше топлива и заметно терять мощность, особенно при езде «под горку».

Решение в данной ситуации только одно - срочно чинить нерабочий цилиндр. Если этого не сделать вовремя, вскоре возникнет закоксовывание деталей КШМ. При этом срок их службы заметно уменьшится, так как топливо не сгорает в камере, а лишь смывает смазку.

Неправильно закрепленный двигатель

Это тоже одна из распространенных причин того, почему появляется вибрация по кузову на холостых оборотах. Чаще всего данная проблема связана с износом одной из подушек, на которых крепится двигатель.

Также вибрация по кузову на холостых оборотах возникает вследствие использования слишком жестких элементов крепления. Но где бы эта проблема не скрывалась, ее однозначно нужно решать. Конечно, неправильно закрепленный двигатель не так страшен, как неработающий цилиндр в нем. Но все же во избежание постоянной тряски и звуков следует поменять опоры, либо отрегулировать их положение в правильном направлении.

Как узнать недостатки в креплении двигателя? Сделать это очень просто. Для этого необходимо открыть капот и позвать помощника, чтобы тот попеременно включал «нейтралку», заднюю и переднюю передачу. А в это время вы должны обратить внимание на положение двигателя на опорах. Таким образом, вы поочередно разгружаете подушки, которые удерживают мотор. При каждом новом переключении передачи двигатель будет отклоняться в разные стороны на одинаковые углы. Если в какую-то из сторон он отклонился больше обычного, значит, в этом месте нужно заменить подушку.

Прочие факторы

Помимо неработающего цилиндра и неправильно закрепленного двигателя, вибрация на холостых оборотах может быть спровоцирована рядом других факторов. Конечно, встречаются они гораздо реже, но все же их нельзя не рассматривать как вариант.

В первую очередь необходимо отметить системы. Если они сильно загрязнены, топливно-воздушная смесь не будет сгорать в достаточной мере. Из-за этого возникает повышенный расход, странные звуки (возможно, даже хлопки) и вибрация. Еще хуже, если в бензин попадает вода. В таком случае помимо большой траты топлива возникает риск закоксовывания цилиндров. Как следствие, двигатель работает неправильно. Иногда в топливную систему может проникнуть моторное масло и сажа, что также негативно влияет на такты работы ДВС.

Вторая причина - разный вес деталей Эксплуатация автомобиля, особенно если его пробег более 200 тысяч километров, требует повышенного внимания к двигателю, а иногда и замены деталей в нем. Даже небольшая разница в весе может существенно повлиять на работу двигателя в дальнейшем. Причем касается это всех деталей двигателя, будь это поршень, шатун или юбка.

На некоторых малолитражках с электронной системой управления заслонкой вибрация салона на холостых оборотах может возникнуть из-за повышенной нагрузки на генератор. Особенно часто это случается в зимний период, когда в машине одновременно работают фары, печка, обогревы стекол, сидений и зеркал. Зачастую на таких авто вибрация возникает в момент остановки. Когда водитель отпускает педаль акселератора, бортовой компьютер подает сигнал на закрытие заслонки до холостого хода, а на моторе появляется нагрузка с генератора - именно в этот момент возникает сильная тряска мотора. Как правило, она исчезает через 3-5 секунд. Подобная вибрация на холостом ходу для малолитражных машин, особенно с АКПП, считается нормальным явлением, и в большинстве случаев она решается использованием более качественного топлива и заменой воздушного фильтра.

Стоит отметить, что тряска мотора может возникнуть и при замене зубчатого ремня, особенно в том случае, когда шестерня балансирного вала вращается вместе со снятой деталью.

После смещения она вряд ли попадет на свое прежнее место. Поэтому при замене ремня не следует вращать пальцами шестерню вала, разве что если вы хотите оценить состояние подшипников. Но и здесь нужно быть очень внимательным и аккуратным. Любое смещение детали может быть чревато вибрацией, создающей постоянный дискомфорт для вас и ваших пассажиров.

Балансировка коленвала

Бывает и такое, что вибрация на холостых оборотах появляется после замены коленчатого вала. Дело в том, что данный элемент, как и обычное колесо, перед установкой обязательно проходит процедуру калибровки. Балансируется он на специальном стенде с маховиком и корзиной сцепления. При этом мастер высверливает лишнее с его поверхности. Если данная процедура не была произведена, и коленвал установили без предварительной калибровки, ждите сильной тряски.

К каким последствиям приводят низкие холостые обороты?

Движение и работа двигателя на чрезмерно низких оборотах, особенно при попытке разгона, могут привести к быстрому износу следующих элементов:

  • Поршней мотора (при этом разрушается блок цилиндров).
  • Корзины сцепления.
  • Маховика.
  • Подшипников трансмиссии.
  • Цепи газораспределительного механизма. На низких оборотах вала она попросту растягивается.
  • Гильзы цилиндров. Из-за нагара повреждаются их стенки.


Таким образом, при постоянных вибрациях происходит быстрый износ деталей двигателя. При этом его раскрутка осуществляется намного медленнее, а набивка коленвала сильно разрушается. Вследствие этого появляется риск протекания масла.

Намеренное занижение оборотов

Некоторые автомобилисты намеренно делают так, чтобы обороты на холостом ходу были ниже нормы. Делается это зачастую ради экономии топлива. Однако, как показала практика, такое решение не очень правильное. Следует запомнить, что ремонт и замена изношенных деталей двигателя может оказаться более затратным, причем в десятки раз. Поэтому не стоит намеренно занижать обороты двигателя, думая, что это спасет ваш кошелек.

Как отрегулировать двигатель?

Итак, у нас возникла вибрация на холостых оборотах. Что здесь можно отрегулировать? Для этого необходимо обратить внимание на несколько узлов и агрегатов, входящих в топливную систему. В зависимости от типа питания автомобиля это может быть карбюратор, инжектор, а также масса различных электронных и механических датчиков, количество которых на современных авто изменяется уже десятками. Кроме этих элементов регулируется и топливный насос.

Выполняя регулировку, нужно помнить, что число оборотов напрямую зависит от степени сжатия заслонки дросселя, которая регулирует подачу воздуха в цилиндр, а также от работы клапана холостого года, который подает кислород независимо от первой детали. Увеличение данного значения производится при помощи педали акселератора. Так можно выровнять холостые обороты до значений в 800-1000 об/мин.

Как сохранить ресурс деталей двигателя на разных режимах работы?

Для того чтобы продлить жизнь мотору, нужно не только следить за нормальным количеством вращений коленчатого вала. Сделает также уметь правильно эксплуатировать автомобиль, выбирая оптимальный диапазон работ. Специалисты рекомендуют производить переход на повышенную передачу в диапазоне оборотов между пиковым крутящим моментом и максимальной мощностью. При этом во время движения под высокой нагрузкой (например, при езде на возвышенность) не нужно допускать падения момента вращения вала до значений, близких к холостому ходу.

Как только вы почувствовали характерную вибрацию перегруженного двигателя, срочно переключайтесь на В противном случае детали мотора подвергнутся высоким нагрузкам. Это может спровоцировать выход из строя всей цилиндро-поршневой группы. Помните, что высокие обороты для двигателя (особенно бензинового) не так страшны, как низкие. Если у вас бензиновый автомобиль, измените свой стиль езды таким образом, чтобы количество оборотов двигателя при движении не опускалось до 2 тысяч и ниже. При этом допускается раскрутка коленчатого вала до значений 6000-8000 об/мин. Как только вы почувствовали, что ваш автомобиль перестал тянуть и вот-вот уже на исходе, переключайтесь на пониженную передачу и ни в коем случае не допускайте снижения оборотов вплоть до вибраций, особенно если едете под горку. Эксплуатация автомобиля в таком режиме позволит сохранить детали от преждевременного износа. При этом данный «высокооборотистый» стиль езды никаким образом не отображается на повышенном расходе топлива.

Заключение

Итак, мы выяснили, почему появляется вибрация на холостых оборотах, чем она может быть вызвана и как ее устранить. Таким образом, борьба с тряской двигателя играет решающую роль в обеспечении безопасной, надежной и долговечной эксплуатации автомобиля на протяжении сотен тысяч километров. Любая вибрация, в том числе и на холостом ходу, очень вредна для автомобиля. Она не только доставляет неприятные ощущения вам и вашим пассажирам, но и в значительной мере вредит двигателю. Ситуация может дойти вплоть до самовольного откручивания болтов и гаек. Уже эти неисправности могут привести к самым непредсказуемым последствиям.