Тб при изготовлении опалубки на стройке здания. Техника безопасности при производстве опалубочных работ для монолитных конструкций. Работы с бетонной смесью

Техника безопасности при производстве арматурных работ

Устанавливаемые арматурные элементы следует обязательно закреплять, оставлять их незакрепленными не разрешается. Вязать или сваривать арматуру, стоя на привязанных или приваренных хомутах или стержнях, запрещено.

При установке арматуры колонн, стен и других вертикальных конструкций высотой более 3 м следует через каждые 2 м по высоте устраивать подмости с настилом шириной не менее 1 м и ограждением высотой не менее 0,8 м.

При вывешивании верха готового каркаса колонн и его раскреплении применяют подпорки и доски. Во время вязки и сварки вертикальных установленных каркасов стоять на их стержнях запрещено.

Нельзя находиться на арматурно-опалубочных блоках до полной их установки и закрепления.

Ходить по заармированному перекрытию разрешается только по ходам шириной 0,3 и 0,4 м, установленным на козелках.

Запрещено хранить запасы арматуры на подмостях. При установке арматуры вблизи электрических проводов, находящихся под напряжением, следует принять меры, исключающие прикосновение арматуры к проводам.

Металлическую окалину, пыль, грязь со стержней и сварных соединений удаляют ручным или механизированным способом; эту работу выполняют в защитных очках и плотных перчатках.

Перед началом электросварочных работ необходимо проверить:

  • - исправность электросварочного аппарата и изоляцию корпуса аппарата, сварочного провода и электродвигателя (у аппаратов с дистанционным управлением);
  • - наличие и правильность заземления сварочного аппарата; отсутствие вблизи места сварки (на расстоянии не менее 5 м от него) легко воспламеняющихся веществ.

Сварочные аппараты и агрегаты, установленные на открытой площадке, защищают от атмосферных осадков (навесами или брезентом) и механических повреждений.

Выполнять электросварочные работы под открытым небом во время дождя и грозы запрещено. Длина провода между питающей сетью и передвижным сварочным агрегатом для ручной дуговой сварки должна быть более 15 м. Во избежание механических повреждений провода помещают в резиновый рукав. Нельзя использовать провода с поврежденной оплеткой и изоляцией.

Выполнять сварочные работы на высоте с лесов, подмостей и люлек разрешено только после того, как будет" проверена руководителем работ надежность этих устройств, а также приняты меры, предупреждающие загорание настила и падение расплавленного металла на работающих внизу людей.

Сварщики, работающие на высоте, должны иметь пеналы или сумки для электродов и ящики для огарков. Разбрасывать огарки запрещено.

При работе с открытой электрической дугой электросварщикам необходимо защищать лицо и глаза шлемом-маской или щитком с защитными стеклами-светофильтрами. От брызг расплавленного металла или загрязнения светофильтры защищают простым стеклом.

Рабочих, помогающих электросварщику, в зависимости от условий также обеспечивают щитками и очками.

При обслуживании автоматов для сварки под флюсом необходимо использовать очки в чешуйчатой оправе с синими светофильтрами.

Техника безопасности при производстве опалубочных работ

Работы по установке и разборке опалубки на строительной площадке выполняют в строгом соответствии со СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

К работе допускают только тех работников, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасности и сдали соответствующие экзамены.

Инженерно-технический персонал должен быть хорошо ознакомлен с проектом опалубочных работ, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения. Рабочим комплексных бригад необходимо знать, безопасные приемы производства всех работ, выполняемых данной бригадой. I Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства, хорошо освещены. Для опалубочных работ норма освещенности составляет 25 лк. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных " устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами и указывают места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов, находящихся людей и транспортных средств не должен превышать допустимых нагрузок. Скопление людей на настилах лесов и опалубке перекрытий не допускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести с приставных лестниц или перекосных стремянок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высоте до 8 м -- с передвижных тележек. При большей высоте для работы опалубщиков на лесах устраивают настилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположенных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизонтального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней стороны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее] 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние лесов и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опалубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями {согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо серьезных случаях (например, при сооружениях больших пролетов, тонкостенных конструкциях и т. п.) -- с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить прочность бетона. Осмотром и простукиванием нужно убедиться в отсутствии трещин и других дефектов, могущих повлечь за собой недопустимые прогибы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Леса разбирают, начиная с верхних ярусов, и опускают составные части при помощи кранов или простых механических приспособлений. Валить леса, а также сбрасывать с них отдельные элементы запрещено. Во время грозы и при ветре силой более 6 баллов работу с лесов, а также их монтаж и демонтаж следует прекращать,

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности, так как многие смазки на основе петролату-ма, нигрола, автола, солярового масла вызывают раздражения слизистых оболочек носа и рта, оказывают вредное действие на кожный покров рук.

Техника безопасности при производстве бетонных работ

Территория бетонного завода или смесительной установки должна содержаться в чистоте, иметь асфальтовое покрытие, ровную поверхность без рытвин и ям, надлежащее электрическое освещение. Для внутреннего осмотра оборудования используют ручные лампы с напряжением 12 В. В соответствии с правилами техники безопасности устраивают проходы, проезды, лестницы, эстакады. Проходы необходимо оградить Применительно к конкретной технологии на заводе (или установке) составляют инструкцию по технике безопасности при эксплуатации моторов, электроосвещения, вентиляционных систем (обеспыливание) и паро-снабжения, с которой знакомят всех работников.

При обслуживании оборудования несколькими операторами между ними устанавливают связь с помощью световых или звуковых сигналов соответствующих рабочих мест вывешивают инструкции о порядке пуска и остановки двигателей и плакаты с обозначением сигналов. Выключатели сигналов располагают непосредственно у рабочих мест.

Если бетонная смесь при выгрузке недостаточно быстро вытекает из барабана (чаши) смесителя, то недопустимо помогать на ходу какими-либо приспособлениями (в этом случае надо временно остановить смеситель). Во время вращения барабана запрещено касаться его руками.

Нельзя выполнять очистку барабанов и чаш смесительных машин с помощью лопат и других ручных инструментов во время их вращения. Следует остановить машину и отключить ее от сети со снятием предохранителей и запиранием пускового устройства на замок.

Пребывание рабочих под поднятым и незакрепленным загрузочным ковшом смесителей запрещено. Очистку ковша можно вести только после надежного его закрепления в поднятом положении.

Приготовление в зимних условиях бетонных смесей с химическими добавками осуществляют с соблюдением специальных мер предосторожности. На емкостях, в которых готовят, хранят или переносят водный раствор нитрита натрия, должна быть надпись: «Яд--не пить!». Цистерны с нитритом натрия герметически закрывают и запирают на замок.

Устройства для подогрева воды и заполнителей паром в зимнее время и методы их эксплуатации должны отвечать требованиям техники безопасности для систем пароснабжения.

Спуск для ремонтных или иных нужд внутрь бункеров, обогреваемых с помощью острого пара, допустим лишь после полного их охлаждения и при отсутствии в них материалов. Трубопроводы для пара и горячей воды во избежание ожогов рабочих располагают не ниже 2,5 м от уровня иола.

При транспортировании бетонной смеси автобетоновозами и автомобилями-самосвалами недопустимо: находиться в кузове автомобиля-самосвала при его загрузке; не подъезжать к бровке его ближе чем на 1 м при разгрузке бетонной смеси в котлован; разгружать кузов автомобиля-самосвала на ходу (в тех случаях, когда это целесообразно по условиям технологии производства, операцию выполняют при медленном движении автомобиля под наблюдением бригадира или мастера). Наиболее целесообразно применение специальных бетоновозов, разгружаемых через откидной лоток. Эстакады и мосты оборудуют брусьями и ограждениями; между ними оставляют проход не менее 0,6 м. Тупиковые эстакады снабжают поперечными отбойными брусьями. Скорость движения автотранспорта не должна превышать 3 км/ч.

Электропровода на ленточных конвейерах заключают. в резиновые рукава; раму конвейера заземляют.

Очистку ленты, роликов и других частей конвейера выполняют только во время его остановки.

Для перехода через конвейеры, расположенные в рабочей зоне, устраивают мостики с перилами.

Машинист шахтного подъемника должен видеть места загрузки смесью внизу и разгрузки вверху. Если это требование невыполнимо, применяют систему сигнализации (звонок, телефон и др.) и устанавливают точный порядок обмена сигналами.

Такелажное оборудование кранов, подъемников и тару необходимо до начала работ испытать в соответствии с правилами Госгортехнадзора.

При подаче бетонной смеси кранами бадьи закрепляют так, чтобы случаи их произвольной разгрузки были полностью исключены. В момент выгрузки смеси расстояние от низа бадьи до поверхности, на которую производят выгрузку, не должно превышать 1 м.

При подаче бетонной смеси бетононасосом необходимо до начала работ испытать его при гидравлическом давлении, превышающем в 1,5 раза рабочее давление. Бетононасос следует связать сигнализацией с местом укладки бетонной смеси.

Во время работы бетононасоса запрещено шуровать смесь в горловине приемного бункера насоса.

Очищают бетоновод, как правило, водой. Сжатый воздух разрешено применять только в тех случаях, когда очистка водой вызывает особые затруднения в выполнении работ (например, в зимних условиях).

Бетоновод очищают при давлении воздуха не выше 1,5 МПа. После его очистки на половину длины давление воздуха постепенно понижают. Последние 1...2 звена очищают при давлении, близком к атмосферному. У выходного отверстия бетоновода устанавливают наклонный козырек, причем рабочие не должны находить- , ся ближе 10 м от выходного отверстия бетоновода.

При транспортировании бетонной смеси ручными тележками (на мелких работах) катальные ходы систематически очищают от бетона, грязи, а зимой -- от снега и льда.

Катальные щиты и доски шириной не менее 200 мм следует укладывать без порогов. При прокладке катальных ходов на высоте (над землей) ширину их принимают не менее 1,2 м. Катальные ходы и эстакады для транспортирования бетонной смеси ограждают с обеих сторон перилами высотой 1 м с бортовой доской высотой не менее 150 мм.

При опускании бетонной смеси по лоткам, звеньевым хоботам и виброхоботам загрузочные воронки, а также звенья хоботов и виброхоботов надежно прикрепляют к подмостям, опалубке или арматуре и хорошо соединяют между собой во избежание обрыва их при загрузке бетонной смесью.

Для предотвращения падения смеси мимо загрузочной воронки в уровне воронки делают сплошной настил, окружающий ее со всех сторон, или устанавливают защитные козырьки.

При укладке бетонной смеси на высоте более 3 м при отсутствии ограждений (например, при исправлении дефектов бетонирования и т. д.) бетонщик обязательно закрепляется за конструкции предохранительным поясом. Места для закрепления пояса определяет технический персонал. Предохранительные пояса должны иметь соответствующие бирки; при их отсутствии пояса необходимо испытать на прочность.

Работу по бетонированию с наружных лесов нельзя выполнять при сильном ветре (скорость 11...12 м/с), во время грозы, а также при наступлении темноты, если рабочее место недостаточно освещено.

При бетонировании сооружений в подвижных формах отверстия в рабочем полу обязательно ограждают перилами.

При выполнении монолитных работ с применением съемной опалубки очень важно уделять внимание технике безопасности (ТБ), поскольку жизнь и здоровье человека несравненно дороже производимого продукта или оказываемой услуги в любой области деятельности.

К задачам техники безопасности при монолитных работах относятся:
- исключение возникновения нештатных ситуаций, угрожающих жизни или здоровью людей;
- снижение травм и профзаболеваний до минимума.

Для того чтобы обезопасить рабочий персонал, недостаточно принять ряд технических мер, связанных с безопасностью (установить ограждения, предупреждающие надписи и пр.). Помимо прочего персонал необходимо инструктировать и проверять знание правил безопасности.

В зависимости от характера инструктажа различают:
- вводный инструктаж по ТБ;
- первичный (проводится непосредственно на рабочем месте);
- повторный;
- внеплановый (обычно проводится, если было ЧП);
- целевой (перед проведением нехарактерной для конкретного технологического процесса или редко выполняемой операцией).

Общие требования безопасности

При устройстве опалубки, монтаже арматурного каркаса, заливке строительной смеси и прочих работах, характерных для монолитного строительства с применением съемной опалубки, необходимо следить, чтобы состояние сооружений были устойчивыми. Стеновая опалубка в зависимости от высоты должна быть зафиксирована одно- или двухуровневыми подкосами, подмости должны быть надежно закреплены на несущем каркасе опалубочных щитов.

Опалубочные и монолитные работы должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию и прошедшим инструктаж по ТБ, под руководством и наблюдением инженерно-технического работника (мастера или прораба).

Запрещается размещение на опалубке для монолитного строительства и подмостях материалов, инструмента и оборудования, которые не предусмотрены проектом и технологией выполнения работ. Пребывание на опалубочном настиле людей, не принимающих непосредственного участия в монолитных и опалубочных работах, также запрещено.

Оборудование для перемещения и нахождения рабочего персонала (подмости, лестницы, трапы и пр.) должны надежно крепиться к элементам съемной опалубки.

Если строительная опалубка монтируется в несколько ярусов по вертикали, то каждый последующий ярус может быть установлен только после проверки правильности и надежности установки предыдущего.

В качестве опор съемной опалубки должны применяться только штатные элементы, входящие в комплект опалубочной системы. Крепление опалубки стен, фундамента, перекрытий и пр. с помощью вспомогательных материалов строго запрещается.

При монтаже строительной опалубки все элементы, которые могут регулироваться (телескопические стойки, резьбовые шкворни, эксцентриковые замки и т.д.) должны быть затянуты или надежно зафиксированы.

Проверка качества установки и крепления съемной опалубки и подмостей производится ежесуточно. Все обнаруженные несоответствия должны устраняться незамедлительно.

Если работы выполняются на наклонной поверхности с углом более 20 градусом к горизонту, рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Разопалубку опалубочной системы необходимо производить в порядке обратном монтажу. При этом необходимо принять меры против случайного обрушения отдельных элементов съемной опалубки.

Если имеется техническая возможность, стеновую опалубку нужно демонтировать крупными модулями с их последующей разборкой на составляющие на земле.

Стройплощадка должна быть оборудована средствами пожаротушения (щитом с инструментом, ящиками с песком, огнетушителями и пр.).

Требования к ограждающим конструкциям

Все защитные ограждения, возводимые при устройстве опалубки, должны отвечать требованиям Государственного Стандарта 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные».

При использовании скользящей строительной опалубки в целях защиты персонала от возможного падения предметов подвесные леса должны быть защищены жестким металлическим козырьком по всей ширине лесов.

Вертикальные проемы, через которые осуществляется подъем или спуск материалов, инструментов и оборудования должны перекрываться лядами.

Все ярусы прогонов и открытых перекрытий должны заграждаться технологическими дощатыми или металлическими настилами, которые гарантировано выдерживают рабочие нагрузки (от веса рабочих, материалов и оборудования). При заливке бетона временные настилы должны удаляться только на площадях, попадающих в зону проводимых в данный момент работ.

Заготавливать все элементы опалубки необходимо в специальных мастерских или полигонах в соответствии с ППР.

Конструкция опалубки для возведения монолитных конструкций зданий и сооружений должна обладать прочностью и устойчивостью при укладке бетонной смеси.

Установку опалубки, состоящей из крупноразмерных щитов, следует производить ярусами, причем каждый последующий ярус устанавливается после закрепления нижнего, при помощи механизмов с надежных рабочих подмостей или лесов. Запрещается одновременно работать в двух и более ярусах по одной вертикали.

Во время подачи элементов опалубки кранами необходимо следить, чтобы они не задели ранее установленные конструкции или их части.
Щитовую опалубку колонн, ригелей и балок на высоте не более 5 м над уровнем земли или перекрытия допускается устанавливать с переносных лестниц-стремянок, оборудованных огражденными рабочими площадками. На высоте более 5 м работу необходимо вести с инвентарных подмостей или лесов, имеющих также огражденную рабочую площадку.
Монтаж подмостей опалубки, а также установка опалубки на высоте более 5 м должны выполнять обученные рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждения по всему периметру.
Подвесную опалубку железобетонных перекрытий зданий со стальными каркасами следует устанавливать только после окончательного закрепления стыков элементов каркаса. При этом применяют такую конструкцию креплений, поддерживающих опалубку, которая при укладке бетонной смеси не допускала бы ее смещения или раскачивания.

При возведении железобетонных стен в разборно-переставной опалубке для рабочих необходимо через каждые 1,8м пo высоте устраивать с обеих сторон настилы с защитными ограждениями высотой 1,1 м.

Складировать оборудование, бадьи или бункера с бетонной смесью и другие материалы, не предусмотренные проектом, на рабочем полу опалубки и подвесных лесах запрещается.

Нельзя допускать скопления рабочих на настиле опалубки и подвесных лесах, так как это может привести к обрушению лесов.
Для защиты работающих на подвесных лесах по наружному периметру скользящей опалубки необходимо устанавливать козырьки шириной не менее ширины подвесных лесов, находящихся под ними.

Для предотвращения выхода людей на козырьки они должны быть отделены от рабочего настила, за исключением тех случаев, когда служат опалубкой карниза сооружения.
На подвесных лесах, в местах подъема на скользящую опалубку материалов необходимо делать сплошную обшивку, а площадки для приема материалов оборудовать сигнализацией для связи рабочих, принимающих материалы, с мотористом грузоподъемной лебедки.
Работы на высоте по расшивке стоек для раскрепления и наращивания домкратных стержней, расположенных по наружному контуру сооружения, а также закрепление, ремонт и частичное отсечение опалубки, устройство карнизов и навесов необходимо выполнять, пользуясь предохранительными поясами, прикрепленными к надежным опорам.



Наращивать домкратные стержни и устанавливать раскрепления должны не менее чем двое рабочих.

Настилы рабочего пола и подвесных лесов необходимо систематически очищать от остатков бетона и мусора.
Запрещается выполнять работы на высоте при скорости ветра 15 м/с и более, при гололедице, грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а монтаж элементов опалубки, имеющих большую парусность, следует прекращать при скорости ветра 10 м/с.

Перед бетонированием конструкций каждую смену проверяют состояние опалубки, подмостей, ограждений и лестниц. Обнаруженные неисправности опалубки устраняют до начала производства работ.
Разборку опалубки можно начинать только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо ответственных случаях (если конструкции длиной более 6 м и тонкостенные) - с разрешения главного инженера строительной организации.

Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, прогонов, плит) следует проверить прочность бетона, установить нет ли трещин и других дефектов, которые могут повлечь за собой недопустимые деформации или обрушения конструкции после снятия опалубки.

Запрещается складировать на подмостях материалы от разбираемой опалубки, а также сбрасывать их с сооружения. Материалы следует сразу же опускать подъемником на землю, сортировать и складывать в штабеля. При этом из досок удаляют торчащие гвозди и скобы.



Разборка опалубки может производиться только после приобретения бетоном прочности. Перед разборкой необходимо установить отсутствие нагрузок и дефектов в работе, которые могут повлечь за собой деформации или обрушение конструкций. При разборке опалубки следует принимать меры против случайного падения элементов опалубки и обрушения лесов или подмостей.

Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, изготовляют и применяют в строгом соответствии с проектом производства работ. При установке опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус устанавливают только после закрепления предыдущего.

Не допускается размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, не участвующих в производстве работ.

Разбирают опалубку только после достижения бетоном задан ной прочности с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - с разрешения главного инженера.

Монтируемые элементы опалубки освобождают от крюка подъемного механизма только после их временного или постоянного закрепления.

При отсутствии монтажных подмостей щиты опалубки закрепляют на несущих конструкциях и только после этого отрывают их от бетона.

На рабочем месте опалубщиков должны быть созданы безопасные условия труда. Если работы ведут одновременно на нескольких ярусах, рабочие места надежно защищают сверху и снизу на случай падения инструментов и элементов опалубки.

В местах складирования элементов опалубки ширина проходов должна быть не менее 1 м. Спуски в котлованы оборудуют лестницами с перилами.

Опалубочные щиты, элементы лесов и приспособлений поднимают и подают к месту установки в пакетах или специальных контейнерах подъемными механизмами, пакеты охватывают стропами не менее чем в двух местах. Элементы креплений и соединений (замки, зажимы, тяжи и др.) опалубки подают только в специальных контейнерах.

При нанесении смазок на опалубку пневмораспылителем рабочие должны быть в очках, респираторах, комбинезонах, рукавицах и резиновых сапогах.

На время бетонирования назначают дежурного рабочего, который периодически (1...2 раза в час) осматривает опалубку и в случае деформации отдельных ее элементов, поддерживающих стоек или других частей вызывает мастера для принятия мер по исправлению обнаруженных дефектов. Все дефекты, связанные с нарушением структуры уложенной бетонной смеси, можно исправить в течение 1...2 ч после укладки смеси.

При монтаже и демонтаже опалубки соблюдают требования техники безопасности.

Контрольные вопросы

  1. Из каких конструктивных элементов состоит опалубка?
  2. Какими приемами обеспечивают повышение оборачиваемости опалубки?
  3. Какие типы опалубок вы знаете?
  4. Какие материалы используют для изготовления элементов опалубки?
  5. Приведите схемы вертикально извлекаемой (блочной) и горизонтально извлекаемой (тоннельной) опалубок.
  6. Дайте схему и расскажите принцип работы скользящей опалубки.
  7. Из каких элементов состоит горизонтальноскользящая опалубка?
  8. Дайте схему устройства пневматической опалубки и назовите область ее применения.
  9. Каковы преимущества несъемной опалубки и где ее используют?
  10. Какова последовательность возведения опалубки ступенчатого фундамента?
  11. В какой последовательности монтируют опалубку ленточного фундамента?
  12. Приведите схемы демонтажа опалубки тоннельного типа и используемые при этом средства механизации.
  13. Какова последователь ность монтажа скользящей опалубки?
  14. В какой последовательности осуществляют демонтаж скользящей опалубки?
  15. Перечислите средства и приемы, обеспечивающие снижение сцепления бетона с опалубкой.
  16. Каковы основные правила безопасного ведения опалубочных работ?

2.2 Установка и демонтаж всех видов переставной опалубки жилых и общественных зданий

Опалубочные работы и последующее бетонирование ведут по захваткам, размеры которых зависят от используемой опалубки, механизмов и необходимой скорости возведения конструкции. Для зданий оптимальна, например, захватка площадью по перекрытию 220...250 м 2 , что позволяет заканчивать все работы на ней в течение суток.

Щиты переставной крупнощитовой и секции объемно-переставной опалубки должны быть возможно больших размеров и массы, которые определяются грузоподъемностью крана. Целесообразно использовать опалубку размером на комнату или квартиру для получения поверхностей без рустов и перепадов. При соединении элементов опалубки в пределах помещения применяют центрирующие соединения (например, болтовые), обеспечивающие соосность и рихтовку соединяемых элементов.

При монтаже крупнощитовой опалубки вначале с помощью крана устанавливают угловые щиты, а затем последовательно щиты стен согласно разметке осей. Щит приводят в вертикальное положение и рихтуют винтовыми домкратами, прикрепленными к подкосу щита. Щиты соединяют и выверяют по оси стен. После этого с одной стороны стены щиты смазывают, монтируют арматуру, электрическую и другую разводку, проемообразователи. Наружные и внутренние щиты скрепляют стяжными болтами.

Для облегчения монтажа опалубки и повышения его точности предварительно можно устраивать маяки. Их следует выставлять особенно тщательно, проверяя проектное положение с помощью инструментов.

Щиты опалубки наружных стен монтируют с подмостей, прикрепляемых к стенам (рис. 24). Вначале монтируют и прикрепляют к стене подмости 1 , после чего краном устанавливают внутренние щиты 4 опалубки и кренят их к перекрытию. Затем ставят утеплитель (при многослойной конструкции наружных стен), арматуру, закладные детали и нижний ряд стяжных болтов 7. После этого с подмостей монтируют наружные щиты опалубки, которые последовательно присоединяют к внутренним, окончательно крепят щиты и проверяют надежность сборки.


Рис. 24.Установка щитов опалубки торцовых стен

1 - подмости, 2 - ограждение подмостей, 3 - регулируемый подкос, 4 - щит опалубки, 5 - ограждение щита, 6 - секция опалубки, 7 - стяжной болт.
При монтаже наружных щитов с помощью опорной консоли (рис. 25) через отверстие в стене нижележащего этажа пропускают болты 1 , закрепленные изнутри помещения. Опорная пята болта находится на наружной стороне стены 4. На нижней части наружных щитов устанавливают конусные ловители. В случае монтажа щитов краном конусные ловители 3 входят в болты и опорная пята скользит по наружной стороне щитов. Изнутри помещения затягивают болт, щит прижимают к забетонированной стене нижележащего этажа и временно крепят щит оттяжками. После установки утеплителя, арматуры и закладных деталей монтируют внутреннюю опалубку.

При монтаже наружных щитов после внутренних утеплитель и закладные детали наружных щитов закрепляют на щите опалубки перед монтажом. Если в качестве опалубки используют конструктивный бетон наружных стеновых панелей, их ставят до монтажа опалубки и временно раскрепляют. Окончательно панели крепят к опалубке стяжными болтами. Панели в этом случае рассчитывают на давление бетонной смеси


Рис. 25. Опорная консоль для установки щитов торговых стен:

  1. болт, 2 – щит; 3 – конусный ловитель; 4 - стена
.

Перед монтажом объемно-переставной опалубки производят разбивку осей стен и разметку секций. Вдоль фасадных стен навешивают подмости с ограждением. До установки секции опалубки устраивают маяки стен. В соответствии с разметкой при помощи крана ставят секции опалубки и приводят их в рабочее положение, Затем производят рихтовку секции по оси стены и отметке перекрытия. Закончив установку первой секции, последовательно монтируют остальные секции по длине туннеля, соединяют их с готовой, производят подгонку плоскостей секции и рихтовку туннеля по проектным отметкам, Перед монтажом опалубки крупноразмерными секциями их устанавливают краном в проектное положение, рихтуют и выверяют, После установки одного туннеля смазывают вертикальные поверхности, крепят арматуру, проемообразователи, закладные детали и последовательно монтируют секции. Предварительно смазывают боковые поверхности соседнего туннеля. Секции соединяют с секциями соседнего туннеля стяжными болтами.

Секции опалубки должны быть выверены и отрихтованы на заводе-изготовителе. Через несколько оборотов выверяют и рихтуют секции на строительной площадке. После монтажа туннелей устанавливают опалубку торцов стен и перекрытий и ограждения. Щиты опалубки торцовых наружных стен монтируют так же, как крупнощитовую опалубку.

При демонтаже крупнощитовой опалубки щиты отсоединяют один от другого, снимают сначала верхний, затем нижний ряд стяжных болтов.

Во время вращения винтовых домкратов, установленных на подкосах щита, он отрывается под действием силы тяжести и отходит от бетона. Щит стропуют и краном переставляют на новую захватку. Щиты наружных стен демонтируют с подмостей. Если щиты были смонтированы на консольных опорах, то сначала ослабляют верхние, затем нижние крепления. После этого вращением верхних стяжных болтов наружный щит, упирающийся в закрепленный на перекрытии внутренний, отрывается и отходит от бетона. После строповки щитов краном снимают стяжные болты в переставляют щит на новую захватку,

При демонтаже объемно-переставной опалубки секции отсоединяют одну от другой и отрывают от бетона боковые и горизонтальные поверхности секций. Затем с помощью винтовых домкратов ее опускают и выкатывают из забетонированного туннеля на подмости иле к проему в перекрытии для перестановки краном.

Монтаж и демонтаж опалубки по секциям малопроизводителен, Кроме того, при бетонировании неизбежны перепады поверхностей по длине туннеля. Более эффективно объединять секции крупноразмерные блоки. В этом случае для демонтажа используют подмости с откидными ограждениями. После строповки опалубку извлекают из забетонированного туннеля кареткой крана.
2.3 Правила техники безопасности при производстве опалубочных работ

К основным факторам, вызывающим травматизм опалубщиков, относятся следующие:


  • поражение электрическим током при установке металлических и деревометаллических опалубок грузоподъемными механизмами вблизи линий электросетей;

  • падение с высоты;

  • травмирование рабочих при падении незакрепленных опалубочных щитов;

  • агрессивные воздействия на кожу работающего химических составляющих смазочных материалов;

  • при использовании деревянных опалубок травмирование ступней ног гвоздями.
Условия труда при работах с современными видами опалубок формируют требования, предъявляемые к технологическим средствам безопасности.

В зависимости от назначения они могут быть разделены на следующие виды:


  • средства защиты от падения человека с высоты (ограждающие устройства, страховочные приспособления, предохранительные пояса);

  • средства защиты от травматизма при падении предметов с высоты (защитные каски);

  • средства подмащивания и другая технологическая оснастка, оказывающая положительное влияние на безопасность труда;

  • средства защиты от попадания химических веществ на кожу при смазывании опалубочных элементов (очки, резиновые перчатки, обувь).
Согласно требованиям СНиП Ш-4-80 «Техника безопасности в строительстве» "опалубку для возведения монолитных конструкций необходимо изготовлять и применять в соответствии с проектом производства работ, утвержденным в установленном порядке.

При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.

Размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, непосредственно не участвующих в производстве работ, на настиле опалубки не допускается.

Используемая инвентарная опалубка должна содержать ограждения, предупреждающие падение человека. Они должны ограждать всю захватку, подготовленную для бетонирования.

При установке объемно-переставной опалубки второго яруса на нижнем ярусе должны быть сохранены ограждающие устройства, а для подъема рабочих на второй ярус использованы легкие инвентарные переносные лестницы-стремянки.

Подъем и перемещение блоков инвентарной объемно-переставной опалубки грузоподъемными механизмами можно осуществлять лишь при закреплении блока к стропам грузоподъемного механизма в четырех точках,

При установке опалубочных блоков необходимо предупреждать их раскачивание на стропах грузоподъемного механизма.

В случае использования мелкощитовой инвентарной опалубки рабочие должны пользоваться защитным поясом во время работы на высоте. Если высота опалубливаемой конструкции превышает 4,5 м, то щиты опалубки следует устанавливать с подмостей или лесов.

Работы, выполняемые в ветреную погоду на высоте с использованием крупнощитовой опалубки, необходимо проводить с максимальной осторожностью, так как щиты опалубки отличаются большой «парусностью» и раскачиваются при порывах ветра.

При использовании скользящей опалубки необходимо соблюдать, ряд специфических требований по технике безопасности, В комплект скользящей опалубки должны входить инвентарные козырьки и ограждения, препятствующие падению предметов и людей.

Подъемные домкраты регулируют таким образом, чтобы исключить значительные перекосы опалубки во время ее перемещения.