Разнообразие распространение значение растений. Разнообразие, распространение, значение растений Проблемный вопрос: можно ли жить без растений

Интегрированный урок № 5 Разнообразие, распространение, значение растений.

Цель : ознакомить учащихся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека, с понятием «высшие и низшие растения».

Задачи:

- повысить познавательный интерес учащихся к изучению биологии

Воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Форма урока – изучение нового материала.

Вид используемых на уроке средств ИКТ – презентация.

Наглядные пособия – кроссворд, раздаточный материал.

Ход урока.

Внешняя интеграция

I.Актуализация знаний

Приветствие учащихся. Настало доброе утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойные и добрые, счастливые и ласковые. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните...

Позитивный настрой.

Учитель: Сегодня получила письмо с другой планеты.

Давайте я вам его прочитаю.

Эвристический прием :

Учитель: Чего не хватает жителям планеты Гринетта?

Учащиеся: Растений.

Учитель: Можно ли жить без растений.

Учащиеся: Нет.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о растениях?

Учащиеся: что они выделяют кислород, украшают земля, топливо, строят дома, употребляют в пищу, лекарство.

Учитель: А для чего нужно изучать растения?

Учащиеся: Чтобы знать их строение, распространение, значение.

Учитель: какая тема нашего урока.

Учащиеся: Тема «Разнообразие, распространение, значение растений»

Учитель: Определить цель урока.

Учащиеся:

Кроссворд.

1.Полевой цветок народный, для гадания пригодный,

2.Вкусны - оближешь пальчики- Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю.

3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица

4.Вот печальная картина: затянула пруд весь

5. На Новый год ей каждый рад, хоть колюч её наряд!

6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали - какие цветы зацвели?

7. Кудри в речку опустила
и о чем-то загрустила.

8. Кругло, да не арбуз,
С хвостом, да не мышь.

Соедините первые буквы кроссворда и получите слово: РАСТЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений в природе и в жизни человека .

III . Изучение нового материала.

Прием «Новизны»

Работа по учебнику стр. 88.

1. Разнообразие растений.

Различаются по размерам, по продолжительности жизни, по окраске.

2. Распространение растений на Земле.

1. группа - Перечислите растения, произрастающие на юге и севере нашей страны. Каков их внешний облик?

2 группа - Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?

3 группа - Перечислите растения, растущие в Хакасии.

Вопрос: От чего зависит неравномерность распространения растений на планете:

Ответы учащихся.

А) от температуры воздуха

Б) от влажности

В)от количества осадков

Г) от климата

Д) от почвы

Работа в группах . Учащиеся в тексте учебника стр88-91 находят значение растений в природе и в жизни человека.

1 группа значение в природе.

Обогащают воздух в природе, поглощают углекислый газ

служат пищей животных, являются средой обитания для животных

служат убежищем для животных,

участвуют в образовании почвы

способствуют понижению температуры воздуха

снижают действие ветра и шума.

2 группа значение в жизни человека.

Служат пищей, сырьё для различных отраслей промышленности, приготовление лекарств, изготовление бумаги, изготовление одежды, украшают жизнь и приносят радость.

Как называется наука, которая изучает растения?

На какие группы делятся все растения?

Заполнение таблицы

Низшие

высшие

Водоросли,

мхи, лишайники,

Папоротники

Покрытосеменные

III . Закрепление.

Тест:

1. Наука, изучающая растения:

А) цитология

Б)микробиология

В)зоология

Г) ботаника

2. Для чего нужны растения животным:"

А) одежды

Б) сырьём для бумаги

В) лекарством

Г) источником пищи

3. Неравномерность распространения растений по земле зависит от:

А) отношения человека к растениям

Б) отношения животных к растениям

В) количества выпадаемых осадков

Г) расположению

4. Растения, привезённые из разных стран, могут ли расти в нашей местности, так как они:

А) зависят друг от друга

Б) влияют друг на друга

В) зависят от человека

Г) приспосабливаются к данным условиям

5. К низшим растениям, относятся:

А) ромашка

Б) мхи

В) водоросли

Г) ель

6. Невозможна жизнь на Земле без растений, так как:

А) готовят лекарство

Б) употребляют в пищу

В) являются источником кислорода

Г) украшают Землю

Взаимопроверка.

Рефлексия

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…

Домашнее задание: Параграф 17, работа в рабочей тетради.

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы - животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых - низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Рис. 1.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука - ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Эукариоты - организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты - бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Рис. 2.

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Рис. 3.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

Неподвижность

Постоянный рост

Неспособность поглощать пищевые частицы

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Рис. 4.

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых - несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Рис. 5.

Рис. 6.

Хищные растения

Растения - автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почвах. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

3. Научно-Образовательный портал «Вся Биология» ().

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 51, задания и вопрос 1, 2, 4.

2. Где встречаются растения?

3. Каким образом человек использует растения?

4. * Подготовьте сообщение о культурных растениях Вашей области.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Разнообразие растений . Растения различаются по размерам. Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м (рис. 54).

Рис. 54. Размеры растений

Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладают зелёной окраской (рис. 55), но некоторые не имеют её, например заразиха (рис. 56).

Рис. 55. Тысячелистник и гвоздика-травянка

Рис. 56. Заразиха

Где встречаются растения . Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Множество растений живёт в морях и океанах, озёрах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений на лугах, в степях и лесах! Их можно найти в тёплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.

Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.

Значение растений в природе . Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми, в свою очередь, питаются хищники.

Значение растений в жизни человека . Невозможно представить себе нашу жизнь без растений. Люди питаются растениями и продуктами их переработки, используют как сырьё для различных отраслей промышленности и для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Из древесины делают бумагу, на которой печатают газеты, журналы, книги, школьные учебники.

Трудно перечислить всё, что получает человек от растений. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.

Древний человек искал и собирал дикие съедобные и лекарственные растения (рис. 57). С переходом к оседлому образу жизни человек стал выращивать злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, кормовые и технические культуры. Развитие земледелия потребовало новых знаний об отношении растений к среде, о свойствах различных культур и их сортов, о том, как следует обрабатывать почву и ухаживать за ней, чтобы получить хорошие урожаи, и т. п.

Учёные выводят новые высокоурожайные и устойчивые к болезням сорта культурных растений. Это помогает обеспечить население достаточным количеством разнообразных пищевых продуктов.

Рис. 57. Лекарственные растения

Вы знаете, что без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить, а во многих регионах Земли воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия - одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.

Что изучает ботаника . Ботаника (от греческого слова «ботанэ» - зелень, трава, растение) - наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.

Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы - низшие и высшие.

Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греческого слова «таллос» - зелёная ветвь). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.

У высших растений тело расчленено на органы - ли-стостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.

Новые понятия

Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом

Вопросы

  1. Что изучает ботаника?
  2. Какое значение имеют растения в природе?
  3. Какое значение имеют растения в жизни человека?
  4. Почему нужно охранять растения?
  5. Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?
  6. В чём отличие низших растений от высших?

Подумайте

Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?

Задания

  1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
  2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
  3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?

Знаете ли вы, что...

  • Более 500 видов растений, нуждающихся в охране, занесены в Красную книгу Российской Федерации.
  • В настоящее время человек выращивает около 2 тыс. видов культурных растений, наибольшие площади занимают такие ценные культуры, как пшеница, рис, кукуруза, картофель и др.