Характеристика зрительного ощущения соответствующая интенсивности стимула яркость. Характеристики основных видов ощущений. Вкусовые и обонятельные ощущения

10. Ощущения. Общая характеристика

Хрестоматия по общей психологии: субъект познания, Хрестоматия. Психология ощущений и восприятий, С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами . Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Ощущение — это простейший познавательный психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Физиологическая основа ощущения . Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Рецептор (перефирия) -> афферентные и эфферентные нервы-> подкорка и кора (переработка нервных импульсов). Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги (открыл Сеченов). Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования. Орган чувств одновременно и рецептор, и эффектор .

Классификация ощущений .

В настоящее время существует два основных вида классификации ощущений: генетическая и систематическая.

Систематическая классификация ощущений (Шеррингтон) - в соответствии с классификацией рецепторов:

1. Дистантные (зрение, слух, обоняние) и контактные (тактильные, осязание, вкусовые) экстерорецепторы , располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; Наличные условия внешней среды

2. интерорецепторы , реагирующие на изменения во внутренних органах. Знание о состоянии внутренней среды

3. проприорецепторы , заложенные в мышцах и связках. - сигнализируют о движениях (кинестетические ощущения), ощущение равновесия (статические ощущения). знание о взаимном расположении частей тела.

Ограничение: не все ощущения можно строго отнести к той или иной модальности. Существует ощущения, занимающие промежуточные положения между традиционными модальностями. Это интермодалальные ощущения (вибрация).

Генетическая классификация ощущений.

Предложена английским неврологом Х.Хэдом. Он различает эпикритическую и протопатическую чувствительность. Эпикритическая чувствительность: более молодая и совершенная чувствительность, позволяет точно локализовать объект в пространстве, она дает объективные сведения о явлении. Протопатическая чувствительность: относительно более древние и примитивные, не дают точной локализации не во внешнем пространстве, ни в пространстве тела. Их характеризует постоянная аффективная окрашенность, они отражают скорее субъективные состояния , чем объективные процессы. Соотношение протапотических и эпикритических компонентов в разных видах чувствительности различна. Эпикритическая (по убыванию): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Протопатическая – наоборот.

Свойства ощущений

1. Модальность. В анализаторе возможно возникновение только одного вида ощущений. Глаз не может воспринимать звук.

2. Качество (специфическая особенность, отличает от остальных). Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон. Качества слуховых ощущений: высота, громкость, тембр.

3. Интенсивность. Количественная сторона раздражителя, степень выраженности этого качества. Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название

4. Пространственная локализация - это характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Цвет, свет, звук соотносится с источником

5. Временная продолжительность . Длительность ощущения. Определяется длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». При прекращении действия раздражителя ощущение не исчезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения».

Закономерности ощущений .

1. Сенсорная адаптация.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. Пример: адаптация к длительно действующему запаху, другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.

Можно различать три разновидности этого явления .

1. продолжительное действие раздражителя- угасание ощущения. Например, в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается.

1 и 2 - негативная адаптация, в результате них снижается чувствительность анализаторов.

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, пример: зрительная чувствительность повышается, когда человек попадает в затемненное пространство.

Имеет огромное биологическое значение, помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае сильных воздействий.

2. Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность : слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижает. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает. Взаимное влияние отмечаются между звуковыми и зрительными ощущениями.

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности организма к чему-либо в результате взаимодействия ощущений и упражнений (например, развивается слух у детей, занимающихся музыкой) . Это вариант взаимодействия ощущений. Отличается от адаптации: - Повышается только в сторону остроты (адаптация может изменяться в разные стороны), - Изменяется только от самочувствия организма, адаптация происходит только под влиянием окружающей среды.

4. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Звук можно воспринимать различными цветами. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Сенсорная изоляция и ее последствия

С.и. - содержания организма в условиях исключения из окружающей среды максимально большего количества раздражителей.

Различают 3 разновидности условий изоляции :

1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод);

2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы;

3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.

1-е условие ведет к С. и., последние 2 к перцептивной изоляции.

При исследовании используется ряд показателей : словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т. п.

Исследования: в условиях С. и. нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить. В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т. д.). Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации. Ощущения - необходимые условия функционирования разума в целом. Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С. и. Характер поведения человека в новых условиях зависит от его внутренних ресурсов. Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром. (Т. П. Зинченко)

Понятие порога в классической психофизике

Поскольку ощущения зависят от внешних раздражителей, встал вопрос о характере этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г. Фехнера («Элементы психофизики»). Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах.

Различают абсолютные и разностные пороги.

Было установлено, что не все раздражители вызывают ощущения. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Нужна известная минимальная интенсивность раздражения для того, чтобы вызвать ощущения. Минимальное раздражение вызывающее ощущение называется нижним абсолютным порогом. В ерхний абсолютный порог - максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Минимальная величина раздражителя, который вызывает едва заметные различия в ощущениях , называется разностным порогом.

Э. ВЕБЕР установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установлено Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной.

Дальнейшие исследования показали, что закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки передает быть постоянной.

Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен.

Проблема измерения ощущений. Сам Фехнер предложил три психофизических метода, которые вошли в психологию под именем основных методов. Эти методы направлены на то, чтобы определить пороги.

1. Метод границ (едва заметных различий, минимальных изменений или серийного исследования). Изменяется сравниваемый стимул малыми шагами и в увеличение, и в понижение. Испытуемый при каждом измерении стимула должен сказать меньше, равен или больше по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула соответствующие смене категорий ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется и задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, есть стимул или нет.

Ошибка привыкания является тенденция сохранять ответ «да» в нисходящих рядах (при уменьшении стимула) или ответ «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения (или ожидания) имеет противоположный характер. Основная цель чередования восходящих и нисходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

2. Метод установки (средней ошибки, воспроизведения или метод подравнивания). 2 стимула, испытуемый подстраивает данный стимул к стандарту (кажется ему равным стандарту). Повторяют несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значение подравниваний (установок) является прямым показателем точки субъективного равенства, а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое по его мнению является самым низким среди обнаруживаемых стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

3. Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев или метод частот). Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне между воспринимаемыми и невоспринимаемыми. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить картину всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсолютного порога выбирают также стимулы, которые лежат по обе стороны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно используется две категории ответов - «да» и «нет». Пустые пробы ловушки надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. За абсолютный порог обычно принимаются такое значение стимула, при котором он воспринимается в 50% случаев.

Понятие субсенсорного диапазона .

Давно известно, что далеко не все из того, что воспринимается человеком и обуславливает его поведение, осознается.

Субсенсорный диапазон - зона чувствительности человека к неощущаемым раздражениям.

Субсенсорная область существует и в норме, и в патологии. Ее пределы сильно зависят от функционального состояния человека и колеблются от 5 до 12 Дб для слуха.

Полная и точная характеристика сенсорных возможностей человека может быть получена только с помощью непроизвольных реакций.

Практическая важность: в ряде случаев объективные реакции представляют единственную возможность измерения чувствительности: у маленьких детей, еще не полностью овладевших речью, при патологиях мозга, связанной с нарушением речи, при симуляции нечувствительности и т.д., где желательно провести измерение чувствительности, не привлекая внимания испытуемого к раздражителям.

Ответ
К проприорецептивным ощущениям относятся ощущения расслабления и сокращения мышц. Проприоцептивные ощущения дают человеку возможность воспринимать изменения положения отдельных частей тела в покое и во время совершаемых движений. Информация, поступающая от проприоцепторов, позволяет ему постоянно контролировать позу и точность произвольных движений, дозировать силу мышечных сокращений при противодействии внешнему сопротивлению, например при подъеме или перемещении груза.
2.Численная характеристика среднего объема внимания людей равна ___ единицам информации.
5–9
1–3
2–4
8–10

Ответ
Численная характеристика среднего объема внимания людей равна 5–9 единицам информации. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Численная характеристика обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.
3. Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом …
Б. Бурдоном
Ж. Пиаже
П. Жане
А. Бине

Ответ
Корректурный тест, позволяющий исследовать устойчивость внимания, был предложен французским психологом Б. Бурдоном. Суть этого теста состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков (некоторые из них повторяются), и поступает инструкция за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.
4. Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ___ теория.
ассоциативная
деятельностная
смысловая
информационная

Ответ
Теория памяти, в основе которой лежит понятие связей между отдельными психическими феноменами, – ассоциативная теория. Данная теория является одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др.
5. Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется …
насыщенностью
яркостью
тоном
длительностью

Ответ
Характеристика зрительного ощущения, соответствующая интенсивности стимула, называется насыщенностью. Зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн на зрительный рецептор – сетчатку глаза. Насыщенность – это степень отличия данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говорят, степень его выраженности. Насыщенность цвета зависит от отношения, в котором находится количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Насыщенность цвета зависит от формы световой волны.
6. Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект …
незавершенного действия
края
новизны
сбережения

Ответ
Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б. В. Зейгарник как эффект незавершенного действия. Б. В. Зейгарник проверяла гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Установлено, что количество запомнившихся прерванных заданий примерно вдвое больше количества запомнившихся завершенных.

Ощущение это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Анализаторы (органы чувств) – это те каналы, по которым мы получаем все сведения о мире, как внешнем, так и собственно внутреннем. Отражая объективно существующие предметы и явления, ощущения, приблизительно точно отражают мир, существующий независимо от нашего сознания, независимо от нас. Таким образом, по своему происхождению и содержанию ощущения объективны. Но сами ощущения субъективны.

Рис. 2.1. Строение анализатора

Анализаторы в своей совокупности называют сенсорной системой (рис.2.1). Ощущения зависят не только от особенностей мозга и анализаторов человека, но также от опыта, профессиональных знаний, интересов и других черт личности, а также от состояния человека (утомление, настроения и т. п.). Так, при некоторых заболеваниях ощущения становятся иллюзорными. Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.



Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Классификация ощущений

Каждому анализатору соответствуют определенные виды ощущений.

В зависимости от расположения рецептора различают ощущения экстероцептивные (получаемые от рецепторов, расположенных на поверхности тела и отражающие свойства предметов и явлений внешней среды), интероцептивные (от рецепторов, расположенных во внутренних органах и тканях тела и отражающих состояние внутренних органов) и проприоцептивные (от рецепторов, расположенных в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Классификация ощущений

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантыми рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные (см. рис. 2.2).

Во многих видах деятельности наибольшее значение имеют зрительные ощущения. Большую роль в трудовых действиях играют двигательные, или кинестезические ощущения, вызываемые раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях. Они обеспечивают поступление информации, необходимой для координации движений. В понятие «кожные ощущения» входят ощущения прикосновения и давления – осязание, или тактильные ощущения, термические (холодовые и тепловые) и болевые ощущения. Неподвижная кожа улавливает только отдельные ощущения. Нужно перемещение предмета по коже и движения пальцев – ощупывание, чтобы отразить форму предмета путем гаптических восприятий. Ощущения равновесия участвуют в восприятии пространственного положения тела. Роль слуховых ощущений связана в трудовой деятельности, с одной стороны, с обеспечением обмена информацией между совместно работающими и, с другой – с возможностью контролировать по звуковой характеристике рабочее состояние машины. Без обонятельных ощущений нельзя работать в пищевой промышленности. Здесь также важны вкусовые ощущения, тесно связанные с обонятельными.

Ощущения, возникающие при раздражениях интероцепторов, позволяют устранить те или иные недостатки в функционировании различных внутренних органов и тем создают самочувствие. В условиях «нормального самочувствия» отдельные интероцептивные ощущения не осознаются. Чувствительность анализаторов формируется и совершенствуется в ходе трудовой деятельности человека. Все анализаторы студента могут повышать свою чувствительность, но для этого необходимы следующие условия:

1) систематическая упражняемость анализаторов, от которых требуется в производственной работе высокая чувствительность;

2) последовательное повышение требований к чувствительности упражняемых анализаторов;

3) создание наилучших условий ощущения слабых раздражителей (освещенность, окраска, контрастность и т. п.), встречающихся в производственной работе;

Но основное условие формирования ощущений у студентов – это обеспечение их бодрости, заинтересованности и активности в работе, повышающих чувствительность всех анализаторов, вовлекаемых в деятельность.

Свойства ощущений

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в «Очерке учения о цвете» писал: «Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко-красном корсаже, я пристально посмотрел на нее, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного зеленого цвета морской волны».

Появление последовательных образов можно научно объяснить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трех видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приемники утомляются сильнее, чем другие, поэтому, когда на тот же участок сетчатки затем падает белый свет, остальные два вида приемников сохраняют большую восприимчивость, и мы видим сине-зеленый цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течение нескольких секунд ряда коротких звуковых импульсов они начинают восприниматься слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращения действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя . Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

2.Понятие об ощущении и стимулах , их вызывающих . Основные свойства ощущений .

3.Классификации ощущений и рецепторов .

Ответы:1 вопрос.

Ощущение -психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.

Ощущения -это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.

Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Ощущение -превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов

Вопрос 2.

Понятие об ощущении и стимулах , их вызывающих

Общие ощущения - это такие ощущения, которые невозможно приписать какому-то конкретному органу или части тела. К ним относятся чувство голода и жажды, усталость,ощущение духоты и половое влечение. С точки зрения сенсорной физиологии их объединяет то, что они могут быть вызваны одним или несколькими адекватными стимулами, которые возникают в самом организме, а не в окружающей среде. Эти стимулы воспринимаются рецепторами, часть которых еще не известна. Адекватные стимулы не только вызывают общие ощущения, но и приводят к возникновению мотиваций, направленных к устранению испытываемого дискомфорта. Эта активность до определенной степени контролируется ощущениями, а в какой-то мере независима от них. Так, например, недостаток воды в организме ведет не только к ощущению жажды, но и к поиску воды и устранению ее дефицита в организме. Следовательно, удовлетворение мотиваций устраняет причину, вызывающую общее ощущение. Мотивации, связанные с общими ощущениями, служат обеспечению выживания индивидуума и вида в целом. Мотивации являются врожденными, а не приобретенными в процессе обучения, однако в течении жизни они модифицируются под влиянием множества факторов.

Основные свойства ощущений .

Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интен­сивность, длительность и пространственная локализация.

Качество – это специфическая особенность данного ощущения, отли­чающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся

  • насыщенность,

    цветовой тон.

Качества слуховых ощуще­ний:

  • громкость,

Качества тактильных ощуще­ний:

    твердость,

    шероховатость и т.д.

В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Зависимость интенсивности ощущения Е от физической силы раздражите­ля S , воздействующего на анализатор, математически выражена в основном за­коне психофизики, получившем название «закон Вебера – Фехнера»:

Е = к log S + с.

Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму си­лы раздражителя (S); к и с – некоторые постоянные, определяемые спе­цификой конкретной сенсорной системы.

Вот ещё одна формулировка закона Вебера – Фехнера:

Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя.

Закону Вебера – Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, соглас­но которому зависимость Е от S носит не логарифмический, а степенной характер: интенсивность ощущения определяется степенью физической ин­тенсивности стимула.

Длительность ощущения – его временная характеристика, определяе­мая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощуще­ний латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вку­совых – 50 мс.

При прекращении действия раздражителя ощущение не ис­чезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного сле­да воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в допол­нительный цвет).

Пространственная локализация – это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотно­сится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздей­ствует раздражитель.

Вопрос 3.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Органы чувств – телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.

Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения принято делить на три группы:

1. Интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма, таких как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температуры тела, о химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом.

2. Проприоцептивные ощущения , рецепторы которых расположены в связках и мышцах, - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называетсякинестезией , а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими .

3. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные . Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковыми являются осязательный, вкусовой рецепторы . Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантными рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные .

С точки зрения данных современной науки, принятого разделения ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними . К ним относятся, например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения.

Большую роль в общем процессе ориентации человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения . Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

Осязание (или кожная чувствительность) – наиболее широко представленный вид чувствительности. В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения: давления, боли) входит самостоятельный вид ощущений –температурныеощущения (тепло и холод). Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

В отличие от других экстерорецепторов, локализованных в узко ограниченных участках поверхности преимущественно головного конца тела, рецепторы кожно-механического анализатора, как и другие кожные рецепторы, расположены по всей поверхности тела, на участках, пограничных с внешней средой. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от специфики воздействующего на него свойства.

Функция тактильных рецепторов, как и всех других, состоит в приеме процесса раздражения и трансформации его энергии в соответствующий нервный процесс. Раздражением нервных рецепторов является процесс механического соприкосновения раздражителя с участком кожной поверхности, в котором этот рецептор расположен. При значительной интенсивности действия раздражителя соприкосновение переходит в давление. При относительном перемещении раздражителя и участка кожной поверхности соприкосновение и давление осуществляются в изменяющихся условиях механического трения. Здесь раздражение осуществляется не стационарным, а текучим, изменяющимся соприкосновением.

Исследования показывают, что ощущения прикосновения или давления возникают только в том случае, если механический раздражитель вызывает деформацию кожной поверхности. При действии давления на участок кожи очень малых размеров наибольшая деформация происходит именно в месте непосредственного приложения раздражителя. Если давление производится на достаточно большую поверхность, то оно распределяется неравномерно – наименьшая его интенсивность ощущается во вдавленных частях поверхности, а наибольшая – по краям вдавленного участка. В опыте Г. Мейснера показано, что при погружении руки в воду или ртуть, температура которых примерно равна температуре руки, давление ощущается только на границе погруженной в жидкость части поверхности, т.е. именно там, где кривизна этой поверхности и ее деформация наиболее значительны.

Интенсивность ощущения давления зависит от скорости, с которой совершается деформация кожной поверхности: сила ощущения тем больше, чем быстрее совершается деформация.

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной также является наиболее древней; чем на более низкой ступени эволюционной лестницы стоит живое существо, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части. Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Во многих отношениях обоняние - самое таинственное. Многие замечали, что хотя запах и помогает воскресить в памяти какое-либо событие, почти невозможно вспомнить сам запах, подоб­но тому, как мы мысленно восстанавливаем образ или звук. Запах потому так хорошо служит памяти, что механизм обоняния тесно связан с той частью мозга, которая управляет памятью и эмоция­ми, хотя мы и не знаем точно, как устроена и действует эта связь.

Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое , соленое, кислое и горькое . Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Модальность – качественная характеристика ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей и отражающих свойства объективной реальности в специфически закодированной форме.

Обоняние и вкус называют химическими чувствами, потому что их рецепторы реагируют на молекулярные сигналы. Когда мо­лекулы, растворенные в жидкости, например в слюне, возбуждают рецепторы вкусовых почек языка, мы ощущаем вкус. Когда моле­кулы, витающие в воздухе, попадают на обонятельные рецепторы в носу, мы чувствуем запах. Хотя у человека и большинства жи­вотных вкус и обоняние, развившись из общего химического чув­ства, стали независимыми, они остаются связанными между со­бой. В некоторых случаях, например, вдыхая запах хлороформа, нам ка­жется, что мы ощущаем его запах, но на самом деле это вкус.

С другой стороны, то, что мы называем вкусом вещества, нередко оказывается его запахом. Если вы закроете глаза и зажмете нос, то возможно не сможете отличить картошку от яблока или вино от кофе. Зажав нос, вы на 80 процентов лишитесь возможности ощущать ароматы большинства пищевых продуктов. Именно поэтому люди, у которых не дышит нос (насморк) плохо ощущают вкус пищи.

Хотя наш обонятельный аппарат удивительно чувствителен, человек и другие приматы чувствуют запахи гораздо хуже боль­шинства других видов животных. Некоторые ученые предполага­ют, что наши далекие предки потеряли остроту обоняния тогда, когда залезли на деревья. Поскольку острота зрения в тот период бы­ла важнее, баланс между различными видами чувств нарушился. В ходе этого процесса изменилась форма носа и уменьшился размер органа обоняния. Оно стало менее тонким и не восстано­вилось даже тогда, когда предки человека спустились с деревьев.

Тем не менее, у многих видов животных обоняние по-прежнему остается одним из основных средств коммуникации. Вероятно и для человека запахи более важны, чем предполагалось до сих пор.

Обычно люди различают друг друга, полагаясь на зри­тельное восприятие. Но иногда и обоняние здесь игра­ет роль. М. Рассел, психолог из Калифорнийского универси­тета, доказал, что младенцы могут узнавать мать по запаху. Шесть из десяти шестинедельных младенцев улыбались, чувствуя запах матери, и не реагировали либо начинали плакать, когда чувствовали запах другой женщины. Другой опыт доказал, что и родители могут узнавать своих детей по запаху.

Вещества имеют запах только в том случае, если они летучи, то есть легко переходят из твердого или жидкого состояния в газо­образное. Впрочем, сила запаха не определяется одной летучестью: некоторые менее летучие вещества, например содер­жащиеся в перце, пахнут сильнее, чем более летучие, например, спирт. Соль и сахар почти не имеют запаха, так как их молекулы так крепко сцеплены друг с другом электростатическими силами, что почти не испаряются.

Хотя мы очень хорошо обнаруживаем запахи, мы плохо распознаем их при отсутствии зрительной под­сказки. Например, запахи ананаса или шоколада казалось бы ярко выражены, и тем не менее, если человек не видит источника запаха, то как правило точно определить его не может. Он мо­жет сказать, что запах ему знаком, что это запах чего-то съедобного, но назвать его происхождение большинство людей в такой ситуации не могут. Таково свойство нашего механизма восприятия.

Заболевания верхних дыхательных путей, приступы аллергии могут блокировать носовые пути или притупить остроту рецепто­ров обоняния. Но бывает и хроническая потеря обоняния, так на­зываемая аносмия .

Даже люди, нежалующиеся на обоняние, могут не чувство­вать некоторых запахов. Так, Дж. Эмур из Калифорнийского университета обнаружил, что 47% населения не чувствуют запаха гормона андростерона, 36% - не ощущают запаха солода, 12% - мускуса. Такие особенности восприятия передаются по наследст­ву, и изучение обоняния у близнецов подтверждает это.

Несмотря на все недостатки нашей обонятельной системы нос человека, как правило, лучше обнаруживает присутствие запаха, чем любой прибор. Все же приборы бывают необхо­димы для точного определения состава запаха. Для анализа компонентов запаха обычно применяют газовые хроматографы и масс-спектрографы. Хроматограф выделяет компоненты запаха, которые затем поступают в масс-спектрограф, где определяется их химическое строение.

Иногда обоняние человека используют в ком­бинации с прибором. Например, изготовители парфюмерии и ду­шистых пищевых добавок для того чтобы воспроизвести, например, аромат свежей земляники, с помощью хроматографа расщепляют его на сто с лишним компонентов. Опытный дегустатор запахов вдыхает инертный газ с этими компонентами, поочередно выходя­щими из хроматографа, и определяет три-четыре основных, наибо­лее заметных человеку компонента. Эти вещества затем мож­но синтезировать и, смешав в соответствующей пропорции, полу­чить естественный аромат.

Древняя восточная медицина использовала запахи для диагностики. Часто врачи, не имея сложных приборов и химических тестов для того чтобы поставить диагноз, полагались на собственное обоняние. В старинной медицинской литературе имеются све­дения о том, например, что запах, источаемый больным тифом, похож на аромат свежеиспеченного черного хлеба, а от больных золотухой (формой туберкулеза) исходит запах прокисшего пива.

Сегодня медики заново открывают ценность запаховой диагности­ки. Так обнаружено, что специфический запах слюны говорит о заболевании десен. Некоторые врачи экспериментируют с ката­логами запахов - листочками бумаги, пропитанными различными соединениями, запах которых характерен для той или иной болез­ни. Запах листочков сравнивают с запахом, исходящим от пациента.

В некото­рых медицинских центрах имеются специальные установки для изучения запахов болезней. Больного помещают в цилиндриче­скую камеру, через которую пропускается поток воздуха. На вы­ходе воздух анализируется газовыми хроматографами и масс-спектрографами. Изучаются возможности использования такой установки как инструмента для диагностики ряда заболеваний, особенно заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Запах и обоняние - явления гораздо более сложные и влияю­щие на нашу жизнь в большей степени, чем мы полагали до недав­них пор, и думается, что ученые, занимающиеся кругом этим проблем, стоят на пороге многих поразительных открытий.

Зрительные ощущения – вид ощущений, вызываемых воздействием на зрительную систему электромагнитных волн в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра. Данный диапазон занимает лишь часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают ощущения различного цвета. В приведенной ниже таблице представлены данные, отражающие зависимость ощущений цвета от длины электромагнитных волн. (В таблице представлены данные, разработанные Р.С. Немовым)

Аппаратом зрения является глаз. Световые волны, отраженные предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и формируются на сетчатке в виде изображения – образа. Выражение: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, – говорит о наибольшей предметности зрительного ощущения. Зрительные ощущения делятся на:

Ахроматические, отражающие переход от тьмы к свету (от черного к белому) через массу оттенков серого цвета;

Хроматические, отражающие цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Эмоциональное воздействие цвета связано с его физиологическим, психологическим и социальным смыслом.

Слуховые ощущения являются результатом механического воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000 Гц. Герц – это физическая единица, посредством которой оценивается частота колебания воздуха в секунду, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук.

Различают три вида звуковых ощущений:

Шумы и другие звуки, (возникающие в природе и в искусственной среде);

Речевые, (связанные с общением и средствами массовой коммуникации);

Музыкальные (искусственно создаваемые человеком для искусственных переживаний).

В этих видах ощущений слуховой анализатор выделяет четыре качества звука:

Сила (громкость, оценивается в децибеллах);

Высота (высокая и низкая частота колебаний в единицу времени);

Тембр (своеобразие окраски звука – речевого и музыкального);

Длительность (время звучания плюс темпо-ритмический узор).

Известно, что новорожденный уже с первых часов способен распознавать отчетливые звуки разной интенсивности. Он даже может отличить голос своей матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, также как и зрение функционирует уже у семимесячного плода).

В процессе развития человечества развились и органы чувств, а также функциональное место различных ощущений в жизнедеятельности людей с точки зрения их способности “доставлять” биологически значимую информацию. Так, например, оптические изображения, формирующиеся на сет­чатке глаз (ретинальные изображения), представляют собой световые узоры, которые важны лишь постольку, поскольку могут быть использованы для узнавания неоптических свойств вещей. Изображе­ние нельзя съесть, как не может есть и оно само; био­логически изображения несущественны.

Этого нельзя сказать обо всей сенсорной информации вообще. Ведь чувства вкуса и прикосновения прямо передают биоло­гически важную информацию: предмет твердый или горячий, съедобный или несъедобный. Эти чувства дают мозгу сведения, необходимые для сохра­нения жизни; к тому же значимость такой информации не зависит от того, что представляет собой данный объект как целое.

Эта информация важна и помимо опознания объектов. Появляется ли в руке ощущение ожога от пламени спички, от раскаленного утюга или от струи кипятка, разница невелика - рука во всех случаях отдергива­ется. Главное – появляется ощущение ожога; именно это ощущение передается непосредст­венно, природа же объекта может быть установлена позднее. Реакции такого рода примитивны, субперцеп­тивны; это реакции на физические условия, а не на сам объект. Опознание объекта и реагирование на его скры­тые свойства появляются гораздо позже.

В процессе биологической эволюции первыми, по-видимому, возникли чувства, обеспечивающие реакцию именно на такие физические условия, которые непосредственно необходимы для сохранения жизни. Осязание, вкус и восприятие изменения температуры должны были возникнуть раньше зрения, так как для того, чтобы воспринять зрительные образы, их нужно истолковать, - только так они могут быть связаны с миром предметов.

Необходимость истолкования требует наличия сложной нервной системы (своего рода “мыслителя”), поскольку поведение руководствуется скорее догадкой о том, что представляют собой объекты, чем прямой сенсорной информацией о них. Возникает вопрос: предшество­вало ли появление глаза развитию мозга или наоборот? В самом деле - зачем нужен глаз, если нет мозга, способного интерпретировать зрительную информацию? Но, с другой стороны, зачем нужен мозг, умеющий это делать, если нет глаз, способных “питать” мозг соответст­вующей информацией?

Не исключено, что развитие шло по пути преобразо­вания примитивной нервной системы, реагирующей на прикосновение, в зрительную систему, обслуживающую примитивные глаза, поскольку кожный покров был чувствителен не только к прикосновению, но и к свету. Зрение развилось, вероятно, из реакции на движущиеся по поверхности кожи тени - сигнал близкой опасности. Лишь позднее, с возникновением оптической системы, способной формировать изображение в глазу, появилось опознание объектов.

По-видимому, развитие зрения прошло несколько стадий: сначала концентрировались светочувствительные клетки, рассеянные до этого по поверхности кожи, затем образовались “глазные бока­лы”, дно которых было устлано светочувствительными клетками. “Бокалы” постепенно углублялись, вследствие чего возрастала контрастность теней, падающих на дно “бокала”, стенки которого все лучше защищали светочувствительное дно от косых лучей света.

Хруста­лик же, по-видимому, сначала представлял собой прос­то прозрачное окно, которое защищало “глазной бокал” от засорения частицами, плавающими в морской воде – тогда это была постоянная среда обитания живых существ. Эти защитные окна постепенно утолщались в центре, поскольку это давало количественный положительный эффект - увеличивало интенсивность освещения све­точувствительных клеток, а затем произошел качест­венный скачок - центральное утолщение окна привело к возникновению изображения; так появился настоящий “образотворческий” глаз. Древняя нервная система - анализатор прикосновений - получила в свое распоря­жение упорядоченный узор световых пятен.

Источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Классификация ощущений :

· По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах, сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущение в мышцах и сухожилиях), интероцепцию (ощущения во внутренних органах).

· В зависимости от модальности выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие виды ощущений.

Зрительные ощущения могут быть: ахроматическими (отражают переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов).

Слуховые ощущения могут быть: речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов.

Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущения и отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют контактным слухом.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Функция обоняния подавлена зрением, слухом, вкусом. Данные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают об опасности для организма воздушной среды, позволяют в ряде случаев определить состав химического вещества.

Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Кожные ощущения включают в себя: тактильную систему (ощущения прикосновения); температурную систему (ощущения тепла и холода); болевую систему.

Статические (гравитационные) ощущения отражают положение нашего тела в пространстве.

Кинестетические ощущения - это ощущения движения и положения отдельных частей тела. В результате этих ощущений складывается знание о силе, скорости, траектории движения частей тела.

Органические ощущения возникают от внутренних органов, образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

Свойства ощущений:

1. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения. Выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.


2. Локализация - пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

3. Интенсивность - количественная характеристика ощущений. Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Психофизика объясняет многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций.

4. Продолжительность - временная характеристика ощущения, зависящая от функционального состояния органа чувств, от времени действия раздражителя и его интенсивности. Установлено, что ощущение возникает и исчезает позже, чем начинает или заканчивает действовать раздражитель. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения (для тактильных - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс и т.д.). После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками).

5. Пороги чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Нижний и верхний пределы ощущений называются абсолютной чувствительностью. Она измеряется нижним и верхним порогом чувствительности. Минимальная величина раздражения, которая необходима для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений. Наряду с абсолютной различают относительную чувствительность - это чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения - это минимальное различение в силе двух раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения.

6. Сенсорная адаптация - это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. Адаптация (в переводе с латинского языка означает “приспособление”) - это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. Такое приспособление проявляется в понижении или повышении порогов чувствительности. Полная сенсорная адаптация вызывает отсутствие ощущения.

7. Синестезия (в переводе с греческого языка означает “соощущения”) - это переход ощущений одного вида в другой. Синестезия - проявление взаимодействия анализаторов. Явление синестезии - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители. Явление синестезии - свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма.

8. Сенсибилизация (в переводе с латинского языка означает “чувствительность”) - это повышенная чувствительность анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана: взаимодействием ощущений (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); физиологическим фактором (состоянием организма); ожиданием того или иного воздействия; значимостью такого воздействия; специальной установкой на различение раздражителей; упражнениями (например, дегустатор вин). Компенсаторная сенсибилизация отмечается у людей, лишенных какого-либо вида чувствительности.

Основные закономерности ощущений:

1. Абсолютная чувствительность (E) численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу (P) ощущений, то есть Е= 1/P.

2. Закон Бугера-Вебера. Порог различения имеет постоянную относительную величину, то есть всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражителю, чтобы получить едва заметное различение в ощущениях.

3. Закон Г.Фехнера. Интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее, то есть увеличивается в геометрической прогрессии интенсивность, а ощущения растут в арифметической прогрессии.

4. Закон Стивенса: соотношение между минимально возможным изменением ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная…

3. Восприятие

Человек воспринимает окружающий его мир и ориентируется в нем при помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами и явлениями внешнего мира обуславливает возникновение восприятий - отражений предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Классификация восприятий :

· В зависимости от участия воли и целенаправленности выделяют непроизвольное (не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное (преднамеренное и целенаправленное) восприятие.

· В зависимости от модальности рецепторов выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и т.д. восприятия.

· В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности выделяют симультанное (одноактное) и сукцессивное (поэтапное, последовательное) восприятие.

· В зависимости от формы существования материи выделяют восприятия пространства, времени, движения

свойства восприятия :

· Целостность - это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

· Структурность - это вычленение из общей структуры предмета его частей и определенных сторон.

· Избирательность - это преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности.

· Константность - это относительная независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия (освещенности, расстояния, угла зрения).

· Предметность - это соответствие образов восприятия реальным предметам действительности, это относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

· Осмысленность - это причисление воспринимаемого предмета к основной группе, классу, обобщение его в слове. Восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, в результате чего возникают перцептивные образы, всегда имеющие определенное смысловое значение. Восприятие связано с мышлением и речью. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

· Активность проявляется участием в процессе восприятия двигательных элементов анализаторов (возможностью активного перемещения тела или его частей).

· Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Апперцепция может быть личностной (зависит от индивидуальных особенностей человека) и ситуативной (например, ночью дерево кажется страшным существом).

4. Внимание

Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Виды внимания : непроизвольное, послепроизвольное и произвольное. Свойства внимания : устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, объем, рассеянность. Теории внимания : 1) Н. Ланге классифицировал теории в 7 групп (внимание как результат двигательного приспособления, как ограниченность объема сознания, как результат эмоций, как результат апперцепции, как особая активная способность духа, как усилие нервной системы, как теория нервного подавления). 2) Т.Рибо связывал внимание с эмоциями, зависящими от их интенсивности и продолжительности. 3) концепция установки Д.Н.Узнадзе устанавливала прямую связь внимания и установки. 4) П. Я. Гальперин определил внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, которое представляет собой психологическое действие. Главную функцию внимания он считал контроль. По его мнению, все акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий. До сих пор существуют споры о природе внимания.

Память

Память - психический процесс накопления, сохранения и воспроизведения информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи. В 80-х годах прошлого века немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, по его мнению, можно было изучить закономерности памяти, независимо от деятельности мышления (заучивание бессмысленных слогов). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, использовавшего сходные приемы при изучении нарушений процессов запоминания у психически больных, а также немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Торндайка, который изучал формирование навыков у животных в процессе выхода из лабиринта.

В начале XX в. исследования процессов памяти были продолжены И.П.Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условнорефлекторные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основой представлений о физиологических механизмах памяти.

Высшие формы памяти у детей впервые изучил выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.

Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

Наибольшее распространение в психологии получили ассоциативные теории памяти, которые предусматривают, что предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, когда воспроизведение одних влечет за собой воспроизводство других. Под действием реальных объективных связей предметов и явлений возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Одни ассоциации являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи - противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые - причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).

Основные виды памяти .

1. По продолжительности хранения информации:

· Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия) материала. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

· Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.

· Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы.

2. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

3. По характеру целей деятельности память подразделяется на непроизвольную и произвольную;

К основным процессам функционирования памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

Теории памяти: ассоциативная, бихевиористская (подкрепление памяти соответствующими стимулами), психоаналитическая (на процесс памяти влияют потребности, эмоции, мотивация), гештальтпсихология (акцент на целостность воспроизведения информации), деятельностное направление (процессы памяти обусловлены степенью их важности для деятельности, особенно практической).

Законы памяти: ассоциативный закон, закон осознания, закон эмоциональной окраски, закон актуальных потребностей, закон речевого и образного сопровождения памяти...