Единоверческий храмовый комплекс в михайловской слободе. Храмы московской областираменский район

Кирпичная церковь построена в 1699г. в вотчине московского Георгиевского монастыря. В 1830-х гг. здание было капитально перестроено и приобрело формы, характерные для позднего классицизма. При этом от первоначального храма остались только стены четверика со следами кокошниковв верхней части. Церковь получила новое завершение купольной ротондой с четырьмя декоративными главками по углам основного объема. Были заново выстроены апсида, трапезная и четырехъярусная колокольня. Сохранился иконостас первой половины XIXв., масляная живопись выполнена в начале XXв.



Михайловская слобода, храм Архангела Михаила

Странная судьба у этого храма. Построили его в XVII веке. Через 130 лет после постройки храм передали единоверцам, которые практически сразу его разобрали и переделали в модном стиле классицизма. В этом виде он простоял до революции. Однако безбожная власть храм не разрушила, а только закрыла. В современной России храм вернули единоверцам, которые 180-летний храм снова разобрали и заменили модным новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века. Вроде бы от чего ушли, к тому и пришли. Только два подлинных храма погибло не от войн и пожаров, а от человеческой неразумности.

Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней.

4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой.

18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма. Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые.

18 мая 1822 г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн. В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца.

В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле.

В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж.

В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. построена Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта с воскресной школой. Разобраны сохранившиеся святые врата и вместо них построена новая ограда и тройные святые врата. В 2003 г. построен храм-часовня Паисия Великого. В 2005 г. закончена реставрация колокольни храма. К 2008 г. существующий классический храм Архангела Михаила был разобран до четверика и фактически заменён новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века.

Использованы материалы сайта Московской епархии



Церковь Михаила Архангела в с.Михайловская слобода Раменского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2).



Церковь Собор Архангела Михаила, построенная исстари в селе Михайловском, в 1627 г. была «деревянная, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей; у церкви во дворе поп Артемий Иванов, во дворе пономарь Федка Гурьев, во дворе просвирница Марьица Иванова».

В окладных книгах Патриаршего казенного приказа пишется: за 1628 г. церковь Архангела Михаила в Лужках, дани 15 алтын, заезда гривна, кормовая гривна, за 1635 - 39 гг. - в вотчине Георгиевского девича монастыря, в селе Михайловском, в Лужках, дани 2 руб. 14 алтын 4 деньги, заезда гривна».

В записной книге печатных пошлин, собираемых в Патриаршем казенном приказе с благословенных грамот, выданных на построение церквей, за 1651 г. значится: «29 сентября запечатана благословенная грамота, по челобитью Георгиевского девичья монастыря, что на Дмитровке, игуменьи Анны с сестрами, в Московском уезде, в их монастырскую вотчину, село Михайловское, на один престол Михаила Архангела; пошлин гривна взято». Того же года 4 ноября «запечатана благословенная грамота, по челобитью вотчины Георгиевского девичья монастыря, села Михайловского, попа Терентия Андреева, на один престол во имя св. мученика Георгия; пошлин гривна взято».

В 1680 г. церковь Михаила Архангела построена вновь, деревянная, а старая в 1679 г. сгорела. По писцовым книгам 1627 - 28 гг. значится: в селе Михайловском к церкви Михаила Архангела пашни церковной 24 чети в поле, сена 40 копен; а по осмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского 1680 г. 26 июля и по сказке попа той церкви Моисея Афанасьева «церковной земли во владении у него, попа, только 5 десятин в поле, сена 30 копен. 23 ноября 1694 г. Большого Успенского собора диакон Панкратий взял антиминс ко освящению церкви великомуч. Георгия в село Михайловское, Слободка тож».

В 1704 г. церковь Михаила Архангела в селе Михайловском, Слободка тож, каменная, построенная, вероятно, в 1694 г.

Село Михайловское, на реке Москве, в 1627 г. Московского уезда, Молоцкого стана, «вотчина Георгиевского девичьего монастыря, что в Москве на Дмитровке, в селе на взгорье двор монастырский ставят новый». При селе находилась Слободка с 31 двором крестьян и бобылей, которые платили за свои дворы оброк в монастырь. К тому же селу принадлежали 4 озера: Михайлова заводь, Ворон, Косное и Стреясень. В 1646 г. в селе Михайловском числилось 48 дворов крестьянских; в 1678 г. - 87 дворов крестьянских и в 1704 г. - 86 дворов крестьянских с 272 чел., дворы монастырский, скотный, садовников и 2 двора нищих.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Россия,Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода
Первое упоминание 1627
Прежние названия до 1635 - Лужки
до 1760 - Михайловское

На древней и богатой православными святынями Подмосковной земле находится самый многочисленный на сегодняшний день единоверческий приход Русской Православной Церкви - община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода. Прежде чем начать повествование о самом храме, скажем несколько слов о Единоверии.

Единоверие получило официальный статус в Русской Православной Церкви 27 октября 1800 г. В этот день император Павел I удовлетворил прошение московских старообрядцев о даровании им законного священства от Русской Православной Церкви с дозволением продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах. Церковь и высочайшая власть благословили употребление дореформенных обрядов в бывших ранее старообрядческими общинах, которые стали именоваться единоверческими.

Московский митрополит Платон (Левшин) составил примечания к прошению старообрядцев о присоединении к Матери-Церкви, которые получили наименование Правил Единоверия. Само понятие «Единоверие» также было введено в обиход митрополитом Платоном. Он же предложил не называть присоединившихся к Церкви старообрядцами, ибо по его словам, в Церкви ничего нового и нет и нет новообрядцев, а называть их соединенцами или единоверцами.

Первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский (прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2000 г.) храм Архангела Михаила упоминается в Писцовой книге за 1627 г. В то время церковь была деревянная клетцки, а в церкви образы, и книги, и свечи и на колокольнице колокола и всякое строение приходных людей.

В 1679 г. деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, и уже в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. А в 1687 г. заложили кирпичную церковь, строительство которой завершили в 1689 г. Об этом свидетельствует надпись, выполненная на закладной белокаменной доске, и ныне расположенной у южного входа в храм: Лета 7195 зачата бысть св. церковь строить при Державе Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. По благословению Великаго Господина Святейшего Иоакима Патриарха Московскаго и всея России. Совершена в лето 7197 июля в 21 день тщанием и радением всечестныя Игумении Пелагеи Константинны.

Обращение храма Архангела Михаила в единоверческий

Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Его последствия очень тяжело переживали и жители села Михайловская Слобода, а также деревень Чулково, Кулаково и Дурнихи, составлявших приход храма Архангела Михаила, ибо большинство из них осталось приверженцами старых обрядов. После учреждения Единоверия в 1800 г. среди крестьян Михайловской Слободы и соседних деревень возникло движение к воссоединению с Русской Православной Церковью при условии сохранения им старых обрядов.

Видя отеческое отношение митрополита Платона (Левшина) к московским единоверцам, в особенности его попечение об устройстве Троице-Введенского единоверческого храма у Салтыкова моста, жители Михайловской Слободы и прилежащих к ней деревень обратились с прошением о дозволении совершать богослужения по старопечатным книгам в приходской церкви Архангела Михаила, желая быть сынами Святыя Церкви. Митрополит Платон устно благословил проведение таких богослужений, а формальное учреждение Единоверия в Михайловской Слободе состоялось при его преемнике архиепископе Дмитровском Августине (Виноградском).

4 июля 1817 г. Преосвященный Августин издал следующий указ: Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во спасение свое и в живот вечный. О чем не престанем возсылать недостойныя молитвы наши к верховному Пастыреначальнику, Господу нашему И. Хриcту, приводящему во двор Свой ины овцы, яже не суть от двора Его.

Церковь Михаила Архангела


Год постройки: 1699.
Церковь. Действует.
Престолы: Михаила Архангела.



В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. построена Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта с воскресной школой. Разобраны сохранившиеся святые врата и вместо них построена новая ограда и тройные святые врата.
В 2003 г. построен храм-часовня Паисия Великого.
В 2005 г. закончена реставрация колокольни храма.
К 2008 г. существующий классический храм Архангела Михаила был разобран до четверика и фактически заменён новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века.
Ныне - главный единоверческий храм Московской области.

Церковь Паисия Великого.

Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода. Год постройки: 2002. Архитектор: А.Анисимов. Церковь. Действует.
Престолы: Паисия Великого. Однокупольная приземистая церковь, стилизующая формы новгородского зодчества XV в. В храме устроена крестильня. Спроектирована по мотивам церкви Спаса на Бору в Московском Кремле, утраченной в советское время.

Церковь Михаила Архангела

Московская область, Раменский район, село Михайловская Слобода
Год постройки: 1699.
Церковь. Действует.
Престолы: Михаила Архангела.
Кирпичная церковь построена в 1699г. в вотчине московского Георгиевского монастыря. В 1830-х гг. здание было капитально перестроено и приобрело формы, характерные для позднего классицизма. При этом от первоначального храма остались только стены четверика со следами кокошниковв верхней части. Церковь получила новое завершение купольной ротондой с четырьмя декоративными главками по углам основного объема. Были заново выстроены апсида, трапезная и четырехъярусная колокольня. Сохранился иконостас первой половины XIXв., масляная живопись выполнена в начале XXв.
Михайловская слобода, храм Архангела Михаила
Странная судьба у этого храма. Построили его в XVII веке. Через 130 лет после постройки храм передали единоверцам, которые практически сразу его разобрали и переделали в модном стиле классицизма. В этом виде он простоял до революции. Однако безбожная власть храм не разрушила, а только закрыла. В современной России храм вернули единоверцам, которые 180-летний храм снова разобрали и заменили модным новоделом, стилизованным под московскую архитектуру XVII века. Вроде бы от чего ушли, к тому и пришли. Только два подлинных храма погибло не от войн и пожаров, а от человеческой неразумности. Первый храм Архангела Михаила был деревянный, о чём упомянуто в Писцовой книге за 1627 г. В 1679 г. деревянная церковь сгорела, но в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. В 1687 г. была заложена новая кирпичная церковь. Через два года, в 1689 г., она была построена. Церковь была пятиглавой, с шатровой колокольней. 4 июля 1817 г. по указу архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) церковь стала единоверческой.
18 июня 1819 г. митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви о переделке храма.Древний храм был перестроен в стиле классицизма, верхняя часть храма и апсида были разобраны, многоглавие заменили большим круглым световым барабаном перекрытым куполом. К храму была пристроена одна новая апсида. От первоначального храма сохранились только наружные стены четверика, с которых срубили декоративные наличники и оштукатурили. В храме были заложены старые окна и сделаны новые. 18 мая 1822г. перестроенный храм освятил протоиерей московской Единоверческой церкви Иоанн.
В 1833 г. к церкви пристраивается тёплая трапезная с двумя приделами, южным во имя Николая Чудотворца и северным во имя Георгия Победоносца. В 1837 г. бронницким купцом Василием Ильичом Кузнецовым вместо шатровой колокольни была построена новая четырехъярусная колокольня в классическом стиле. В 1930-е годы церковь закрыли, колокола сбросили. До 1941 года храм не использовался и стоял закрытый. В 1941 году службы в храме возобновились. Окончательно храм был закрыт в 1961 году и передан архиву Всесоюзной книжной палаты. Внутри храма сделали второй этаж. В 1989 г. храм был возвращён верующим. Началось активное строительство.

Михайловская Слобода.

Село Михайловская Слобода

История. На древней и богатой православными святынями Подмосковной земле находится самый многочисленный на сегодняшний день единоверческий приход Русской Православной Церкви - община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода.

Единоверие получило официальный статус в Русской Православной Церкви 27 октября 1800 г. В этот день император Павел I удовлетворил прошение московских старообрядцев о даровании им законного священства от Русской Православной Церкви с дозволением продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах. Церковь и высочайшая власть благословили употребление дореформенных обрядов в бывших ранее старообрядческими общинах, которые стали именоваться единоверческими.

Московский митрополит Платон (Левшин) составил примечания к прошению старообрядцев о присоединении к Матери-Церкви, которые получили наименование Правил Единоверия. Само понятие «Единоверие» также было введено в обиход митрополитом Платоном. Он же предложил не называть присоединившихся к Церкви старообрядцами, ибо по его словам, в Церкви ничего нового и нет и нет новообрядцев, а называть их соединенцами или единоверцами.

Первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский (прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2000 г.), чья архиерейская хиротония была совершена святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским , ровно 90 лет назад, дал Единоверию следующее определение: Это есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество.

Впервые храм Архангела Михаила упоминается в Писцовой книге за 1627 г. В то время церковь была деревянная клетцки, а в церкви образы, и книги, и свечи и на колокольнице колокола и всякое строение приходных людей.

В 1679 г. деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, и уже в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. А в 1687 г. заложили кирпичную церковь, строительство которой завершили в 1689 г. Об этом свидетельствует надпись, выполненная на закладной белокаменной доске, и ныне расположенной у южного входа в храм: Лета 7195 зачата бысть св. церковь строить при Державе Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. По благословению Великаго Господина Святейшего Иоакима Патриарха Московскаго и всея России. Совершена в лето 7197 июля в 21 день тщанием и радением всечестныя Игумении Пелагеи Константинны.

Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Его последствия очень тяжело переживали и жители села Михайловская Слобода, а также деревень Чулково, Кулаково и Дурнихи, составлявших приход храма Архангела Михаила, ибо большинство из них осталось приверженцами старых обрядов. После учреждения Единоверия в 1800 г. среди крестьян Михайловской Слободы и соседних деревень возникло движение к воссоединению с Русской Православной Церковью при условии сохранения им старых обрядов.

Видя отеческое отношение митрополита Платона (Левшина) к московским единоверцам, в особенности его попечение об устройстве Троице-Введенского единоверческого храма у Салтыкова моста, жители Михайловской Слободы и прилежащих к ней деревень обратились с прошением о дозволении совершать богослужения по старопечатным книгам в приходской церкви Архангела Михаила, желая быть сынами Святыя Церкви. Митрополит Платон устно благословил проведение таких богослужений, а формальное учреждение Единоверия в Михайловской Слободе состоялось при его преемнике архиепископе Дмитровском Августине (Виноградском).

4 июля 1817 г. Преосвященный Августин издал следующий указ: Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во спасение свое и в живот вечный. О чем не престанем возсылать недостойныя молитвы наши к верховному Пастыреначальнику, Господу нашему И. Хриcту, приводящему во двор Свой ины овцы, яже не суть от двора Его.

18 июня 1819 г. Московский митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви и благословил перестроить и благоукрасить храм.

17 мая 1822 г. после завершения реконструкции храма архиепископ Филарет (Дроздов) освятил для него антиминс, а уже на следующий день по сообщению священника Михаило-Архангельской церкви Александра Иванова вновь перестроенный храм во имя Архистратига Михаила на новоосвященном антиминсе по положению Единоверческих церквей мая 18-го дня сего 1822 года протоиереем московской Единоверческой церкви Иоанном Петровым освящен обще с священниками московским единоверческим же Алексеем Петровым и с ним Александром Ивановым и Иваном Андреевым.

В 1833 г. к церкви пристраивается трапезная, отапливаемая часть с двумя приделами: на южной стороне во имя святителя и чудотворца Николая , на северной - во имя святого великомученика Георгия Победоносца. А в 1837 г. тщанием старосты храма Архангела Михаила Бронницкого купца Василия Ильича Кузнецова была сооружена колокольня.

По количеству и составу членов общины приход был сельским, но весьма внушительным. Согласно архивным данным, в 1837 году число прихожан составляло 1791 человек. В том же году было открыто церковно-приходское училище, в котором по данным на 1858 год обучалось 32 мальчика и 11 девочек.

В 1892 г. тщанием благотворителей трапезная часть храма была украшена стенной живописью, а в 1906-1907 гг. - четверик церкви Архангела Михаила. В 1912 г. усердием попечителей было устроено духовое отопление.

В 1919 г. запретили ежегодные крестные ходы из Бронниц с чудотворным образом иконы Божией Матери Иерусалимской, чуть позже - крестные ходы по приходу. Закрыли церковно-приходское училище, в 1920 г. остатки его здания увезли в Чулково. На Рождество Христово 1929 г. запретили колокольный звон. 28 января 1930 г. колокола и вовсе были сброшены богоборцами. В этот день сторож храма Иван Иванович Рощин, прослуживший в Михайловской Слободе 48 лет, почил, не выдержав поругания святыни.

Самый трагический момент в истории единоверческого храма Архангела Михаила - его закрытие - произошел весной 1961 г. Власти планировали использовать храм под зернохранилище, но милостью Божьей в нем разместили архив Всесоюзной книжной палаты, что в какой-то мере способствовало его сохранению.

Как только наступила пора относительной религиозной свободы, жители Михайловской Слободы стали ратовать за возвращение храма. Особая заслуга в этом принадлежит Клавдии Мокеевне Макеевой, понесшей много трудов для воплощения заветной мечты тех, кто почти три десятка лет был лишен возможности возносить свои молитвы в храме, построенном и украшенном тщанием благочестивых предков.

В апреле 1989 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил своим указом священноинока Иринарха (Денисова) настоятелем вновь открытого единоверческого храма Архангела Михаила.

За прошедшие 19 лет совершенно изменились как сам облик храма, так и прилегающая к нему территория. Трудами и заботами настоятеля храма, попечителей и всех членов Михаило-Архангельского единоверческого общества реконструирован интерьер трапезной части и колокольни. Завершена роспись Никольского и Георгиевского приделов, а также притвора храма. Церковь украшают сохранившиеся древние и вновь написанные иконы.

В 2005 г. закончилась реставрация колокольни храма. Как и прежде ее украшают часы-куранты и замечательная звонница. Общий вес 15 колоколов составляет почти 7 тонн. Кроме реставрации на территории храма ведутся и строительные работы. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. - Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. - часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. - дом причта, в котором располагается также и воскресная школа и монастырская ограда со святыми вратами, в 2003 г. - храм-часовня преподобного Паисия Великого. В 2004 г. построен комплекс хозяйственных построек, примыкающих к северной от Святых врат части ограды храма. К югу от Святых врат построен административный корпус, в котором после окончания отделочных работ будут размещены издательство храма, музей, библиотека и другие приходские учреждения.

В настоящее время в былом великолепии восстанавливается древняя святыня - летний храм Архангела Михаила, пребывавший после возобновления богослужений в наиболее разрушенном состоянии.

Местность, на которой сегодня находится село Михайловская Слобода, была заселена с древности. В 1956 году в районе деревни , к юго-востоку от Михайловской Слободы, проводились раскопки городища Круглица, организованные Раменским краеведческим музеем под руководством археолога Л.И. Пимакина. Здесь были найдены металлические украшения, фрагменты керамики, орудий охоты и скотоводства, относящиеся к середине I тысячелетия н.э., раннему железному веку. В XI-XIII вв. городище являлось хорошо укрепленным волостным центром, о чем свидетельствуют два рва и земляной вал. На раннее заселение этих мест указывают также многочисленные славянские курганы, расположенные на близлежащей территории. В настоящее время памятник археологии городище Круглица фактически утрачен в результате современного строительства.

Первые письменные упоминания о селе, которое сегодня носит название Михайловская Слобода, относятся к первой половине XVII века. В писцовой книге за 1627 г. записано село Лужки Лужецкого стана. Название объясняется характером местности, территория вдоль реки на многие версты была занята обширными заливными лугами с множеством небольших озер.

В это время село входило во владение Георгиевского женского монастыря в (между улицами Тверской и Большой Дмитровкой) - первого родового монастыря Романовых. В Лужках стояла деревянная церковь Архангела Михаила, «а в церкви образы, и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое строение приходных людей». Село являлось центром монастырского хозяйства.

К 1635 году село упоминается в писцовых книгах как Михайловское, «что в Лужках». В этот период в селе отмечены деревянная церковь клетского типа, по форме напоминающая обычный жилой дом, монастырский и церковный дворы, более 30 крестьянских и бобыльских дворов. Новое название за селом закрепилось в честь храма Архангела Михаила. Рядом было поселение деловых людей (Слободка), которые платили оброк Георгиевскому монастырю.

По сведениям 1646 г. в Михайловском и Слободке насчитывалось 48 дворов. Оба поселения все чаще отождествляются с одним. В писцовых книгах за 1678 год указано уже одно село Михайловское, но в обиходе употребляется и другое название - Михайловская Слободка. К этому времени здесь числится 89 крестьянских дворов.

В 1679 году церковь архангела Михаила сгорела. Уже через год на ее месте был построен новый деревянный храм. Но небольшая церковь не отвечала потребностям быстрорастущего села, и в 1687 г. началось возведение новой церкви из кирпича на средства московского Георгиевского монастыря, строительство которой было закончено в 1689 году. У южного входа в храм сохранилась закладная белокаменная табличка с надписью: «Лета 7195 зачата бысть св. церковь строить при Державе Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. По благословению Великаго Господина Святейшего Иоакима Патриарха Московскаго и всея России. Совершена в лето 7197 июля в 21 день тщанием и радением всечестныя Игумении Пелагеи Константинны».

По данным начала XVIII века в Михайловском насчитывалось 272 жителя и 86 крестьянских дворов. В это время в селе имелись монастырский двор, скотный двор, двор садовников, два двора нищих.

В 1760-х годах село упоминается как Михайловская Слободка и является центром монастырской вотчины. В селе числилось 545 человек, проживающих в 98 дворах.

Прихожанами церкви Архангела Михаила были жители Михайловской Слободы, а также деревень , и . После учреждения в Единоверия по указу архиепископа Дмитровского Августина от 4 июля 1817 года храм Архангела Михаила стал единоверческим. После этого события приходская жизнь значительно оживилась. В 1819 году к церкви был приписан второй священник.

18 июня 1819 г. по прошению прихожан и священнослужителей храм был благословлен митрополитом Московским Серафимом на перестройку, а 18 мая 1822 года после завершения реконструкции - освящен протоиреем московской Единоверческой церкви Иоанном Петровым. В 1833 году к храму были пристроены трапезная и приделы во имя чудотворца Николая и великомученика Георгия Победоносца. В 1837 году возведена колокольня. После капитальной перестройки 1820-х - 1830-х годов здание церкви приобрело современные очертания. К 1837 году число прихожан церкви Архангела Михаила составило 1791 человек, в селе было открыто церковно-приходское училище, в котором к 1858 году обучалось 43 ученика - 32 мальчика и 11 девочек.

По данным 1878 г. в селе Михайловская Слобода, входившем в состав Чулковской волости, числилось 223 двора, в которых проживали 1139 человек. Крестьянские хозяйства были наделены землей в количестве 1070 десятин, из которых под пашню было выделено более 500 десятин, остальное - покосы и пастбища. За крестьянами числилось 124 коровы и 305 голов мелкого скота. Примерно в половине хозяйств были лошади.

К концу XIX века в Михайловской Слободе насчитывалось более 230 дворов, в которых проживали почти 1200 человек. Около половины местных жителей были обучены грамоте.

Урожаи были невысокими, и многие семьи занимались различными промыслами: работали на текстильных предприятиях, занимались обработкой камня, делали шапки и картузы, занимались извозом.

По сведениям 1912 года в Михайловской Слободе стояло 200 домов. В селе действовали земское училище и библиотека, работала церковно-приходская школа, открытая в середине XIX века. По данным переписи 1924 г. количество жителей села составило 1268 человек, количество домов - 250.

После провозглашения в декабре 1927 года курса на коллективизацию, в 1928 году в Михайловской Слободе был основан колхоз «Труд», ориентированный на молочное животноводство и земледелие. При колхозе были открыты столовая и двое детских яслей. В 1931 году работниками колхоза под руководством председателя Ивана Ивановича Кленова был заложен сад на 28 гектаров, высажено 2600 яблонь и сотни кустов смородины. В предвоенные годы колхоз был назван именем Тельмана и вошел в число лучших хозяйств области. В 1938 году председатель колхоза имени Тельмана И.И. Кленов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны большая часть мужского населения воевала на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. Оставшиеся в селе женщины, старики и дети самоотверженно трудились на колхозных полях, выполняли сельскохозяйственные работы. После войны в конце 40-х гг. колхоз вошел в состав вновь образованного совхоза имени Тельмана, в настоящее время это ЗАО племенное хозяйство «Чулковское».

Весной 1961 года в Михайловской Слободе была закрыта церковь Архангела Михаила, в помещениях храма расположился архив Всесоюзной книжной палаты. В апреле 1989 года после 28-летнего перерыва храм был вновь открыт для прихожан, настоятелем был назначен священноинок Иринарх, а 30 апреля было совершено первое богослужение.

По сведениям 1993 года в селе Михайловская Слобода насчитывалось 298 жителей, проживавших в 173 домах.

В настоящее время вокруг села расположены многочисленные дачные и садовые товарищества, среди которых «Антей», «Еганово», «Исток», «Косино», «Крот», «Флора» и другие.