Речевое намерение. Речевая интенция. Проблема классификации речевых актов

Самолет Ту-22М (по классификации НАТО: Backfire) – сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Свой первый полет опытный Ту-22М3 выполнил 20 июня 1977 года. После окончания программы по летно-доводочным испытаниям машины самолет Ту-22М3 с 1978 года был запущен в серийное производство. При этом с 1981 по 1984 год ракетоносец проходил серию дополнительных испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями машины, в частности, на самолете отрабатывалось использование ракет Х-15. В окончательном варианте бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3 был принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года. За все годы производства на Казанском авиационном производственном объединении было собрано 268 бомбардировщиков Ту-22М3.

В феврале 2012 года появилась официальная информация о том, что Минобороны России подписало контракт на проведение модернизации около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. В этом варианте бомбардировщик должен получить абсолютно новое радиоэлектронное оборудование и возможность применения современного высокоточного класса «воздух-поверхность», к примеру, новых крылатых ракет Х-32. Всего в России на данный момент из 115 Ту-22М3 полностью боеспособными являются порядка 40 машин. Модернизацию 30 бомбардировщиков планируется провести до 2020 года. На 2012 год был переоборудован 1 самолет данного типа, который в настоящее время проходит комплекс испытаний.


В 2012 году в Центре боевого применения и переучивания летного состава российской Дальней авиации, расположенного в городе Рязани, начались занятия на курсах подготовки молодых пилотов – выпускников 2011 года. На этих курсах они могли освоить не только теоретические вопросы, но и отработать на практике навыки пилотирования на тренажерах, а также совершить настоящие полеты на бомбардировщиках Ту-95МС и Ту-22М3М. Здесь же в Рязанском авиацентре летный состав занимается обучением пилотирования и эксплуатации нового модернизированного бомбардировщик Ту-22М3М. Данная машина отличается от Ту-22М3 расширенной номенклатурой используемых средств поражения противника. На данном самолете используется современное оборудование, построенное на новой элементной базе, одновременно с этим были улучшены эргономические показатели кабины пилотов.

В настоящее время стоимость самолетов и авиационных средств поражения растет лавинообразными темпами, что ведет военную авиацию практически в тупик. Так, к примеру, в ценах 2010 года один истребитель 5-го поколения F-22 обходился бюджету США в 412,7 млн. долларов, «массовая» модель – F-35 стоил всего-то 115,7 млн. долларов, а цена «неприлично дешевого» истребителя Eurofighter составляла всего порядка 85 млн. евро. На этом фоне «классический» F-18E, который обходился заказчику в 50 млн. долларов, кажется совсем «бюджетным» решением. Стоимость российских перспективных разработок пока не разглашается, но вряд ли она будет в разы отличаться от затрат наших вероятных «друзей».

Не менее стремительными темпами растут и цены на авиационные средства поражения, особенно высокоточное оружие. Так в настоящее время на Западе упор делается на применение управляемого вооружения. Только уже сейчас модуль JDAM, который способен превратить обычную бомбу в высокоточную, даже в самой своей дешевой комплектации обходится западному налогоплательщику приблизительно в 30 000 долларов, в то время как цены на специально разработанные управляемые и корректируемые боеприпасы достигают сотен тысяч долларов. Более того, во всех крупных конфликтах последних лет (операция «Буря в Пустыне», бомбардировки Югославии, Ирак, Ливия, в гораздо меньше степени Афганистан) с определенного момента начинал наблюдаться дефицит высокоточных средств поражения, что было обусловлено невозможностью своевременно восполнять затраты высокоточных УР и КАБ.

Выход был найден в снижении стоимости авиационной техники, а также бортовых систем, вместе с пересмотром самой концепции использования авиационного вооружения. Большого ума, чтобы прийти к таким выводам не требуется, ум необходим для того, чтобы на практике реализовать данный подход, так как данная задача в современных реалиях представляется едва ли не фантастической. Однако в России уже существуют наработки в этом направлении. Примером можно считать самолеты Су-24М2, оснащенные БРЭО СВП-24 и модернизированные компанией ЗАО «Гефест и Т».


В 2012 году комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 планировалось установить на 4 сверхзвуковых дальних ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3. Об этом рассказывал гендиректор компании «Гефест и Т» Александр Панин в интервью журналистами ИТАР-ТАСС. Данное предприятие является создателем модификации комплекса СВП-24, который уже достаточно успешно эксплуатируется на модернизации российских фронтовых бомбардировщиков Су-24.

При этом подчеркивается, что установка систем СВП-24-22 предусматривается отдельной программой и будет осуществляться независимо от планов по глубокой модернизации, которой подлежат 30 ракетоносцев Ту-22М3. Новый комплекс СВП-24-22 позволяет с большей эффективностью решать боевые и навигационные задачи, а также добиться улучшения точностных характеристик авиационных систем поражения. Помимо этого комплекс обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку в сложных метеоусловиях и без наземных курсоглиссадных систем. Система БРЭО СВП-24 при этом является универсальной и может устанавливаться на многие типы самолетов и вертолетов ВВС России, включая бомбардировщики Ту-22М3, Су-24М или ударные вертолеты Ка-52. Еще одним ее неоспоримым достоинством является тот факт, что данная система позволяет снизить время наземной подготовки и контроля самолета в 4-5 раз. Для Ту-22М3, один летный час которого требует 51 человека-часа инженерно-технического обеспечения, это достаточно важно.

По информации газеты «Известия» из Ту-22М3 могут сделать настоящего убийцу ЕвроПРО, превратив устаревающий стратегический ракетоносец в носителя высокоточного оружия. Для этого самолет оснастят новой электроникой, а также, вероятнее всего, новой крылатой ракетой Х-32. Новая машина получит к названию еще одну букву М и будет называться Ту-22М3, при этом специалисты одного из предприятий, участвующих в модернизации, особо подчеркнули, что Ту-22 и Ту-22М, равно как и Ту-22М3 и Ту-22М3М будут совершенно разными машинами, в первую очередь по своим возможностям. По словам представителей ВВС страны, для того чтобы подготовить летчиков к управлению новым самолетом потребуется 2-3 месяца занятий в Рязанском учебном центре Дальней авиации.


При этом процесс переобучения стандартизован, пилотам необходимо будет изучить электронные приборы, освоить новую систему навигации и управления оружием, контроля обстановки возле самолета. Отныне вся важная информация будет выводиться на жидкокристаллические электронные дисплеи, а летчику останется лишь выбрать режим, цель и осуществить пуск ракет, почти как в компьютерных играх.

Константин Сивков, являющийся доктором военных наук и первым вице-президентом Академии геополитических проблем, отметил, что данная модернизация предполагает под собой полную замену системы навигации, управления вооружением и связи и обойдется от 30% до 50% от стоимости самолета. При этом модернизация 30 самолетов до версии Ту-22М3М улучшит боевые возможности парка Ту-22М3 на 20%. По его словам, модернизация лишь 30 самолетов будет достаточно для того, чтобы вывести из строя 1 американский авианосец, потопив при этом ряд кораблей сопровождения. В то время как модернизация всего парка ракетоносцев Ту-22М3 позволила бы поднять их эффективность на 100-120% по морским объектам и в 2-3 раза при действии по сухопутным целям.

Сивков предположил, что новая крылатая ракета Х-32 будет вести поиск цели «из-под крыла» бомбардировщика, как и ее предшественница Х-22. После пуска ракета сможет на собственном двигателе достичь цели, удаленной на несколько сотен километров и поразить ее, при этом обнаружить и поразить такую ракету крайне сложно.


В свою очередь Александр Коновалов президент Института стратегических оценок и анализа отметил, что поражение наземных объектов на сегодняшний день одно из наиболее слабых мест российской армии. Так как у современных российских тактических ракет небольшой радиус действия и достаточно низкая точность. В Грузии бомбардировщик Ту-22М3 был потерян именно по этой причине, самолету пришлось войти в зону организованной ПВО противника, для того чтобы выполнить атаку цели. А выйти из этой зоны после атаки уже очень сложно, отметил Коновалов.

По словам Коновалова, для того чтобы крылатая ракета смогла поразить наземный объект на удалении в несколько сотен километров, она должна иметь его точные координаты и совершать полет, постоянно уточняя свое положение в пространстве с помощью спутника или же поражаемую цель кто-то постоянно должен будет подсвечивать, а ракета будет осуществлять полет по отраженному сигналу. При этом есть и третий способ – корреляционная система, при которой в память ракеты будет загружаться подробная карта маршрута с изображением цели, которую необходимо уничтожить, а ракета в процессе полета будет снимать местность, над которой пролетает, сверяя полученные данные с картой маршрута. Именно такую систему могут получить российские ВВС в лице Ту-22М3М и крылатой ракеты Х-32.

Источники информации:
-http://modernarmy.ru/article/202
-http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10929685@egNews
-http://www.itar-tass.com/c96/497642.html
-http://telegrafist.org/2012/02/06/3401
-http://ru.wikipedia.org

Ту 22 М3 – стратегический многорежимный сверхзвуковой ракетоносец - бомбардировщик, предназначенный для поражения цели на территории противника, являющейся глубоко модернизированным вариантом ТУ 22М2 со значительно расширенными боевыми и оборонительными возможностями. Разработка машины ОКБ А.Н. Туполева велась с 1974 года, и 20 июня 1977 года состоялся первый испытательный полет. На вооружение в ВВС машина поступила в 1978 году и выпускалась до 1993 года Казанским авиационно –производственным объединением(КАПО). Выпуск ТУ 22 М3 был ограничен рамками соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений ОСВ-2 и за весь период было выпущено 268 единиц техники.

Ту-22 М3 фото

Ту-22 М3 по ряду показателей значительно превосходит своего предшественника Ту-22 М2, в частности по скоростному режиму - машина может развивать максимальную скорость до 2300 км/ч, увеличенному тактическому радиусу действия на 14-45 %(в зависимости от режима полета) и боевой эффективности.

Ту-22 М3 фото


По техническим характеристикам машина значительно превосходит своих зарубежных аналогов. Практическая дальность ТУ 22М3 составляет 7 тыс.км., крейсерская скорость 930 км/ч, максимальная 2300 км/ч, предельная подъемная масса машины может составлять 124 тонны.
Основные конструктивные особенности самолета заключаются в геометрической изменяемости крыла, в цельноповоротном стабилизаторе и вертикальном однокилевом оперении, выполненном из алюминиевых сплавов. Крыло состоит из поворотных консолей, которые могут принимать значения угла стреловидности, в зависимости от скорости, 200, 300 и 650, и неподвижной цельной части.

Поворотные узлы крыла защищены аэродинамическими гребнями, помогающие защитить консоли от перетекания воздуха. За счет отклоняемого горизонтального оперения, можно дублировать органы поперечного управления при возникновении внештатных ситуаций, связанных с их выходом из строя.

Ту-22 М3 фото

Самолет оснащается двумя турбореактивными двигателями НК-25, развивающие мощность с форсажной камерой до 25 тыс. кгс. Управление силовой установкой осуществляется электрической системой ЭСУД-25, а в случаи выхода ее из строя предусмотрена дублирующая гидромеханическая система. Внутренние баки самолета общей вместимостью 50 тысяч литров, расположены в киле, центроплане, в подвижной и неподвижной части крыла и центральной части фюзеляжа.

Ту-22 М3 кабина



Бортовое оборудования ТУ22М3 состоит из навигационно-пилотажного комплекса, позволяющего самолету в автоматическом режиме совершать полет по предварительно заданному маршруту, прицельно-навигационной системы РЛС, средства РЭП с помощью которых производится радиолокационная разведка, постановка помех, оповещение об облучении радарами, выброс тепловых ловушек и отражателей, станции ИК предусмотренной для оповещения экипажа о подлете ракет противника.

Ту-22 М3 схема

В боевое оснащение самолета может входить: три сверхзвуковых ракеты класса «воздух-земля», десять аэробаллистических ракет для поражения наземных целей противника, а так же до 12 тонн обычных или ядерных бомб, располагающихся в фюзеляже и на внешней подвески. Самолет так же оснащен оборонительным вооружением – пушкой ГШ-23 со скорострельностью до 4 тысяч выстрелов в минуту.
ТУ 22 М3 до сих пор стоит на вооружении России. В 2008 году самолет успешно выполнял боевые задачи входе войны в Южной Осетии, нанося прицельные авиационные удары по базам и складам боеприпасов противника.

ТУ-22 М3 характеристики

Модификация Ту-22М3
Размах крыльев, м
максимальный (65 град) 34.28
минимальный (20 град) 23.30
Длина, м 41.46
Высота, м 11.05
Площадь крыла, м2
максимальная (65 град) 183.57
минимальная (20 град) 175.80
Масса, кг
пустого 78000
нормальная взлетная 112000
максимальная взлетная 126000
Масса топлива, кг 53550
Тип двигателя 2 ДТРДФ НК-25
Тяга, кгс
бесфорсажная 2 х 14500
форсажная 2 х 25000
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2300
у земли 1050
Крейсерская скорость, км/ч 930
Практическая дальность, км 7000
Боевой радиус действий, км
на сверхзвуковой скорости 1500-1850
на дозвуковой скорости у земли 1500-1650
на дозвуковой скорости по смешанному профилю 2410
Практический потолок, м 13300
Экипаж, чел 4
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-23Л
12000 кг (нормальная)
1-3 УР типа Х-22М
10 аэробаллистических ракет Х-15

Ту-22 М3 видео

На Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) готовят к первому полёту первый модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М.

До 2020 года через в цехах КАЗ пройдут обновление до 30 самолётов Ту-22М3. На них заменят авионику, продлят ресурс планера до сорока календарных лет и будет выполнен комплекс работ по установке оборудования под ракету Х-32 (изд. 9-А-2362) — глубоко модернизированную ракету Х-22 с большей дальностью и новой помехозащищённой ГСН, способной работать в условиях применения противником средств РЭБ.

Но ещё более важным аспектом модернизации, чем обновление вооружения бомбардировщика, будет возвращение на самолёт аппаратуры дозаправки в воздухе, которую с машин линейки Ту-22М в своё время убрали под давлением американцев при подписании договора СНВ-2.

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. В ходе развития проекта общего у них осталось только тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300-2500 км/ч, дальность полёта на дозвуковых скоростях — 7000 км, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М показал дозвуковую дальность полёта — 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разбега — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ.

В декабре 1969 года было принято решение по модернизации Ту-22М в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 самолётов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная машина серии взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. По сравнению с версией М1, лётные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976 года самолёт приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания серийного производства в 1983 году в Казани построили 211 самолётов Ту-22М2.

Чтобы обеспечить заданные ещё в 1967 году параметры модернизация машины была продолжена. Она привела к созданию версии бомбардировщика Ту-22М3. Его первый полёт состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По лётно-техническим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходил Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность — 6800 км, боевая нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 таких самолётов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, под давлением США. По неофициальным данным, сегодня в строю имеется 62 ракетоносца Ту-22М3.

На модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160М) нанесли свой первый удар по ИГИЛ (организация запрещена в России). Ту-95МС и Ту-160М работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии. А усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщал: «В ходе выполнения ударов самолёты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров».

Чтобы понимать, на что способен этот бомбардировщик, приведём сравнение: одним ударом свободнопадающими бомбами Ту-22М2 перепахивал площадь, эквивалентную 35 футбольным полям — это без малого 250 000 кв. м! Возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом.

Осенью 2017 года появилась информация, что завершена разработка документации на Ту-22М3М, на Казанском авиазаводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях ВКС.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М будет абсолютно новым и унифицированным с Ту-160М2. Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс, самолёт получит стеклянную кабину с многофункциональными дисплеями. Силовая установка обновлённого бомбардировщика будет идентичной Ту-160М2 — это новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО «Кузнецов». Однако это утверждение вызывает сомнения, т.к. двигатель ещё только запускается в производство, и хватит ли мощностей у самарцев на одновременный выпуск двигателей и для Ту-160М2, и для Ту-22М3М.

Не нарушит ли Россия международных договоренностей, установив на Ту-22М3М аппаратуру дозаправки в воздухе? В ответе на запрос «БИЗНЕС Online» на авиазаводе аккуратно обошли эту тему.

«Договор СНВ-2 сейчас не действует, и мы вольны поступать в отношении Ту-22М3, как посчитаем нужным, — полагает главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. - Действующий договор — СНВ-3. По этому поводу там ничего не говорится. В договоре определяется количество носителей и количество ядерных боевых частей. Система зачётов такая: один дальний бомбардировщик засчитывается как один носитель и одна ядерная боевая часть».

Самолёт ждёт ещё одно интересное новшество. Оно не столь прогрессивно, как появление стеклянной кабины или аппаратура для заправки в воздухе, зато эффектно с точки зрения своего рода идеологии воздушного боя и авиаэстетики. С Ту-22М3М уберут кормовую пушечную установку.

«На сегодня это архаизм, — констатирует Мураховский. - Сегодня ближний воздушный бой и перехват истребителями с помощью стрелково-пушечного вооружения — это ретростиль. Поэтому, конечно, надо пушку убирать, но усиливать при этом самолёт современным комплексом радиоэлектронного подавления. Возможно, это не конкретно комплекс „Витебск“ будет, а что-то адаптированное под Ту-22М3: ведь масса пушки с боекомплектом достаточно большая, поэтому вместо нее вполне можно сделать достаточно мощную станцию радиоэлектронного и оптико-электронного подавления».

Таким образом, «второе дыхание» бомбардировщика Ту-22М3 по своему эффекту может оказаться посильнее возобновления производства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы уже в том, что она есть, а Ту-160М2 ещё только начинает строиться.

Наши заокеанские «друзья» будут впечатлены, когда Ту-22М3 получит аппаратуру, потенциально делающую машину ещё одной «длинной рукой» России.

Модернизация 2014-2020 гг. самолётов дальней авиации Ту-22М3 для ВМФ и ВКС России – оборонная необходимость сегодня. Он предназначен для широкого круга боевых задач, основной из которых по-прежнему является защита от авианосных ударных группировок (АУГ). Добавляется и защита сухопутных границ всех направлений. Модель Ту-22М3Р – дальний разведчик с мощной РЭБ. Новый Ту-22М3 обладает высокой скоростью 2300 км/ч, может быть вооружён всеми типами прежних ракет Х-15, Х-22, Х-32, Х-55, Х-555, Х-57. А появление в небе Сирии Ту-22М3 с ракетами Х-101 – это глобальное политическое событие, изменившее расстановку сил на планете.

С 2015-го больше всего на Западе боятся «Калибров» с обычным 400-килограммовым боезарядом Х-101 и ядерным 350 кт Х-102, которые демонстративно для НАТО применены в Сирии. Калибры Х-101 вдвое превосходят американские «Томагавки» по мощи и дальности и несравнимы в преодолении противоракетной обороны (ПРО). Ту-22М3 ВКС РФ с высоты 10 км удивили точными попаданиями по целям обычными бомбами. Это стало возможным благодаря системе прицеливания СВП-24-22. Пугают и совершенно новые разработки, которые появятся в ближайшие несколько лет – это гиперзвуковые ракеты «Циркон» со скоростью 8 Маха. С новым вооружением Ту-22М3 становится стратегическим и почти неуязвимым. А «Цирконами» будут вооружены и перспективные авиационные комплексы дальней авиации (ПАК ДА).

Место Ту-22М3 в истории дальней авиации

Всё началось с того, что при создании дальней авиации учитывался опыт Корейской войны 1950-1953 гг. На практике конфликта были выявлены проблемы турбовинтовых дозвуковых машин, уступивших реактивным. Так, 11 апреля 1951-го в «Чёрный четверг» американцы потеряли за один воздушный бой 25 самолётов В-29, грозных и значимых, которые бросали в 1945-м бомбы на японские города и готовились повторить то же самое над тремя сотнями советских городов. Медленные В-29 были сбиты в Корее скоростными МиГ-15. Это событие ускорило в СССР появление реактивного дальнего бомбардировщика Ту-16, разработки Дмитрия Маркова, главного конструктора КБ Туполева, этот самолёт наши военные увидели 27 апреля 1952-го. Через 5 месяцев Ту-16-е уже серийно строились на Казанском Авиазаводе.

С появлением в 1953-м тяжёлых бомбардировщиков Ту-16 началась новая эра дальней авиации (ДА). В то время они могли нести одну 9-тонную бомбу или две противокорабельные ракеты. Дозвуковая скорость 900 км/ч не могла устроить ВВС СССР и работы над созданием стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков не прекращались. Доставка ядерной бомбы уже не была основной задачей, кругозор военных ширился. После событий 1959-го на Кубе, куда США направило для «Морской блокады» 24 АУГ, руководству страны ещё сильнее захотелось получить сверхзвуковые ракетоносцы, чтобы как можно быстрее настичь врага на дальности 3 000 км и нанести ему сокрушительный удар.

Незадолго до этого, в феврале 1958-го, опытный образец Ту-22 был создан. Была спешка, машина с ракетой Х-22 была принята на вооружение, но не доработана. Из-за слабых двигателей требовался целый полк, чтобы донести достаточное количество противокорабельных ракет. В угоду скорости сократилась дистанция полёта, в отличие от Ту-16, у Ту-22, разработки того же Дмитрия Маркова, она получилась на 1000 км меньше. Высокая посадочная скорость 300 км/ч вынуждала садиться только на бетонную полосу первого класса длиной 2700 м. Катапультные кресла экипажа выстреливали вниз, это было опасно для жизни, т.к. с высоты 250 м не раскрывались парашюты. Плохим получился обзор из кабины и управление полётом. В 1962 г. государственная комиссия заказала модернизацию Ту-22 из-за недоработок и высокой аварийности, переходившей порой в трагедии.

В это время в КБ пришёл талантливый выпускник Московского Авиационного Института Александр Пухов, попавший под начало к выдающимся конструкторам Дмитрию Маркову, Сергею Егеру и к Туполевым, сыну Алексею Андреевичу и отцу Андрею Николаевичу. Ту-22М появился в замыслах старшего Туполева как подмена неудачному Ту-22, прежнее имя самолёта осталось, чтобы получить новый заказ, т.к. на модернизацию проще согласиться, нежели на создание неизвестного нового. Утром одного из рабочих дней Алексей Андреевич Туполев зашёл в кабинет и попросил юного сотрудника Пухова, – «Саша, погляди, вот Андрей Николаевич так видит компоновку 45-го». Сорок пятым называли Ту-22М. И на оборванной бумажке в 7х15 см был изображён общий вид с изменяемой стреловидностью, он протянул эскиз и попросил прорисовать. К вечеру того же дня в чертежах был прорисован внешний вид Ту-22М. С этого чертежа и началась талантливая деятельность будущего главного конструктора Ту-22М3.

15 декабря 1965-го главнокомандующий СССР Малиновский передал Л.И. Брежневу разведывательную информацию дальней авиации, где указывалось об обнаружении в Японском и Норвежском морях подлодок США типа «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» средней дальности 2000 км. Военно-воздушные силы заказали модернизацию разведывательного Ту-22, военно-морская авиация просила вооружить их крылатыми Х-22 для уничтожения субмарин и заодно увеличить дальность полёта. Системное проектирование привело к созданию ударного авиационного комплекса Ту-22М с 2-мя двигателями, перенесенными с киля в фюзеляж. В прежнем Ту-22 было 3 лётчика, располагавшиеся друг за другом, в Ту-22М впереди было 2 лётчика рядом, за ними ещё 2 человека, штурман и оператор.

Катапультирующие кресла установили с выстреливанием вверх, а главное, в конструкции появились крылья изменяемой стреловидности, что позволило на крейсерской скорости достигать сверхзвука и снизить посадочную скорость. В США уже появился F-111 с вдвое меньшей бомбовой нагрузкой, а появление американского В-1 туполевцы опередили на 5 лет. В 1969-м в США узнали о существовании Ту-22М, в 1970-м их спутник-разведчик сфотографировал внешний вид авиакомплекса. В НАТО его обозначили под прозвищем «Backfire» (Обратный огонь), то ли за пушку ГШ-23 сзади, то ли за 15-метровыю струю газов, напоминающую кометы в космосе, и занесли Ту-22М в книгу «Рекордов Гинеса» в качестве самого быстрого бомбардировщика. В 1970-м выпущена 1-я партия Ту-22М0, не удовлетворившая военных.

Ещё 9 самолётов построили в модификации Ту-22М1 с более мощными двигателями, тягой 20 т, они тоже не годились, т.к. не достигалась ни скорость в 2 Маха, ни минимальная стратегическая дальность полёта 5 600 км. И наконец, лётчиком-испытателем Веремеем в воздух был поднят Ту-22М2, комплекс обрадовал всех, дальность полёта достигла 5000 км, в носовой части стоял и дозаправщик. В июне 1974-го лётчик Подчинёнов сбросил с Ту-22М на Полтавском полигоне 21 т фугасных 500-килограмовых бомб по танкам-мишеням, превратив их при Брежневе в крошево. В августе 1976-го Ту-22М2 принят на вооружение в ДА и ВМФ. Новый бомбардировщик-ракетоносец устойчиво совершал полёт, легко управлялся, быстро набирал высоту. Высоко оценены обзор из кабины, у полностью автоматизированного «дальника» насчитывалось 20 бортовых вычислительных систем, стоял прицельный комплекс и имелось большое вооружение на 22 т.

Ту-22М

class="eliadunit">

Ту-22М2

Новый комплекс дальней авиации вызвал тревогу на Западе. Так, 14 мая 1976 года, после учебного полёта из Москвы на Дальний Восток и обратно на Ту-22М2 с одной дозаправкой в воздухе – 7000 км, на переговорах по СНВ-2 представители США подали ноту протеста и включили в свой список этот самолёт как стратегический. Правда, за неимением военных баз по всему миру как в НАТО, он недотягивал до этих показателей, полноправным стратегическим представителем являлся только Ту-160, появившийся позже, в 1981 году. Не сумевшие успокоить американцев, советские дипломаты, возглавляемые Громыко, согласились после бесплодных дискуссий и включили Ту-22М и в свой перечень, с условием, что таковыми считаться будут лишь те, что оборудуются дозаправочными штангами. Штанги сняли, и полёты больше не беспокоили военных США. А вот чтобы улучшить имевшиеся тактико-технические характеристики (ТТХ) на Ту-22М2, Дмитрий Марков решил установить не 22-тонные двигатели, а 25-тонные и довести стреловидность до 65 градусов – таким стал Ту-22М3 в июне 1977-го, обладавший уже долгожданной скоростью 2000 км/ч.

Ту-22М2

Изменения в Ту-22М3

В модели Ту-22М3 изменилась геометрия воздухозаборников и носовой части. Стало возможным нести 3 единицы 4,5-тонных сверхскоростных (1000 м/сек) Х-22 и в бомболюке вместить 6 сверхзвуковых Х-15 с дальностью 300 км, ещё 4 таких же ракеты можно было подвесить под крылья. В бомбардировочном положении можно было нести 24 т смертоносного груза. Четвёрка самолётов накрывала 70 га земной поверхности. В 1984-м в Афганистане Ту-22М3 бомбили вражеские базы в горах и минировали караванные пути из Пакистана. С целью лишить боевиков финансирования, на изумрудные шахты моджахедов сбрасывали 1,5 и 3 тонные бомбы. Спасаясь от переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК), Ту-22М3 проходили горы на сверхзвуке, в остальных случаях в них не позволяла попасть высота 10 – 13 км.

В 1992 году умер Дмитрий Марков, созданием Ту-22М2 сделавший прорыв в авиастроении. В декабре 2000-го главным конструктором стал А. Пухов, ведущий компоновщик этих машин, начиная с 1970-х, который сегодня довёл могучий комплекс 4-го поколения Ту-22М3 до совершенства.

Тактико-технические характеристики Ту-22М3

  • Экипаж – 4 чел.
  • Масса - 68 т.
  • Максимальный взлётный вес 126 т.
  • Масса топлива - 53,5 т.
  • Стреловидность 20 – 65 градусов.
  • Вооружение ракетоносца: пушка ГШ-23Л, бомбы ФАБ и КАБ от 100 до 3000 кг, 3 крылатые противокорабельные ракеты Х-22, 10 УР «воздух-поверхность» Х-15.
  • Двигатель - НК-25
  • Максимальная тяга в бесфорсажном режиме - 2х14500 кгс
  • Максимальная тяга на форсаже - 2х25000 кгс

Летные характеристики

  • Максимальная скорость - у земли 1050 км/ч, 2300 км/час.
  • Крейсерская скорость - 930 км/ч
  • Максимальная высота полёта 13,3 км.
  • Радиус боевого применения до 2400 км.
  • Перегоночная дальность 7000 км.
  • Взлетная скорость - 370 км/ч
  • Длина разбега - 2100м

Тактика противокорабельного боя с АУГ

Семь Ту-22М3 на большой скорости и в сопровождении истребителей прикрытия, самолётов-разведчиков и постановщиков помех А-50 или А-100, начинают атаковать АУГ. Одна Х-32 создаёт пробоину более 20 кв.м., две-три ракеты уничтожают авианосец, а одной хватает потопить подлодку, эсминец или фрегат.

Перевооружение 2017-2020

Вместо Х-22 в 2016-м принята Х-32 с защитой от радиопомех. Вместо Х-55 и Х-555 появились Х-101 и Х-102, в перспективе гиперзвуковые ракеты «Циркон». Безупречную точность бомбометания обеспечивает прицельно-вычислительная система СВП-24-22 2012 года, которая позволяет применять с одинаковым результатом даже бомбы времён ВОВ. Ту-22М3 меняет свою бортовую РЛС и мониторы, вооружена РЭБ последнего поколения.

P.S. Из 268-ми построенных Ту-22М3 осталось не более 170-ти самолётов, из них сегодня в РФ 30 в строю, которые планово модернизируются к 2020-му, остальные, забытые, смогут летать лишь после полного восстановления, и далеко не все.

class="eliadunit">

Вторую половину двадцатого столетия можно смело назвать эпохой стратегических бомбардировщиков. Эти огромные машины, вооруженные самым смертоносным оружием, какое только придумал человек, барражировали на заоблачных высотах, символизируя неминуемость ответного удара. Они обеспечивали гарантированное взаимное уничтожение в случае начала ядерного конфликта.

После того, как СССР получил ядерное оружие, возник вопрос о способах его доставки на территорию вероятного противника. Пошли двумя путями: началась разработка межконтинентальных баллистических ракет и стратегических самолетов-бомбардировщиков, которые были вооружены ядерными бомбами или крылатыми ракетами.

Западные страны, в особенности США, значительно превосходили Советский Союз в этом направлении. В 1949 году в Америке был построен В-36 – первый самолет, который смело можно назвать стратегическим бомбардировщиком. СССР в этом же году начал серийное производство Ту-4 – точной копии американского самолета B-29 . Но это скорее был дальний бомбардировщик, для «стратега» эта машина явно слабовата. Все вышеперечисленные машины являлись турбовинтовыми, но вскоре начинается новая эра в бомбардировочной авиации, и «стратеги» преодолевают скорость звука.

Тогда еще не было зенитных ракет, которые могли доставать высокоскоростные самолеты на больших высотах, поэтому увеличение скорости машин серьезно повышало их боевые качества. Однако полет на сверхзвуковых скоростях поставил перед конструкторами целый ряд сложнейших технических проблем.

В США были разработаны В-58 и А-5, а Советский Союз ответил на это созданием М-50 и Ту-22. Эти машины можно смело назвать шедеврами инженерной мысли, в них были собраны все технические достижения своего времени.

Бомбардировщик Ту-22 стал знаковой машиной для советской военной авиации . Этот самолет является настоящим долгожителем: свой первый полет он совершил в 1958 году, а закончилась его эксплуатация уже в России, в 1994 году. Ту-22 пережил несколько модернизаций, его последние модификации значительно отличались от машины, которая была сделана под руководством гениального российского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

История создания и применения

История Ту-22 весьма интересна. В 1954 году Туполев предложил руководству страны два проекта новых стратегических реактивных бомбардировщика, чтобы заменить самолет Ту-16. Был выбран один из них. В 1958 году начались первые испытательные полеты. Они проходили довольно сложно: самолет не давал тех характеристик (прежде всего скорости), которые были указаны в техническом задании. Во время испытательных полетов произошло несколько катастроф, погибли люди.

Тем не менее, началось серийное производство этого самолета. Практически сразу выяснилось, что Ту-22 не соответствует требованиям по скорости и дальности полета. Кроме того, были выявлены многочисленные дефекты и недочеты, произошло несколько серьезных аварий. Несмотря на все доработки, машина смогла достичь скорости лишь 1450 км/ч, хотя в техническом задании стояли цифры 1500-1600 км/ч. Существенно меньше от запланированной была дальность полета в сверхзвуковом и дозвуковом режимах. Продолжались поломки, отказы и катастрофы.

В 1962 году Ту-22, еще не пройдя испытаний, начинает поступать в части Дальней авиации. Для самолета нужно было проводить реконструкцию аэродромов, продлевать взлетно-посадочные полосы до 3000 метров. Освоение машины в войсках шло тяжело и сопровождалось многочисленными поломками и авариями. За характерную форму летчики прозвали новую машину «Шило».

У самолета была довольно высокая скорость взлета и посадки, при этом отработать их на существующих тренажерах было невозможно. Ту-22 оказался очень сложным в пилотировании. Из-за дефектов шасси при посадке часто возникали сильные вибрации, которые приводили к складыванию одной из стоек. Очень неудобной была и кабина, пилоты не могли дотянуться до многих тумблеров и рычагов управления. На высоких скоростях из-за неудачного расположения двигателей машина становилась трудноуправляемой. Летчики имели очень плохой обзор. Множество недостатков имела и силовая установка машины. Из-за нагрева в полете сильно деформировалась обшивка.

Экипаж состоял из командира, бортового оператора и штурмана.

История эксплуатации этой машины довольно драматична. По некоторым данным, до 1975 года в аварии различной степени тяжести попали более 70 самолетов Ту-22.

Отработать самолет смогли только к началу 70-х годов, хотя и позже с Ту-22 нередко случались ЧП.

Машина выпускалась на Казанском авиационном заводе. Всего было изготовлено 311 самолетов. Ту-22 участвовал в нескольких вооруженных конфликтах (ирано-иракская война, несколько конфликтов в Африке). Этот самолет активно экспортировали. Принимал участие Ту-22 и в афганской войне. Несколько Ту-22, переделанные под самолеты РЭБ, ставили помехи пакистанским истребителям.

На базе самолета Ту-22 были созданы самолет-разведчик, ракетоносец, самолет радиоэлектронной борьбы.

За время эксплуатации самолета известны случаи, когда экипаж отказывался лететь на Ту-22. Эта машина, безусловно, является самой аварийной в советских ВВС. Особенно капризен был Ту-22К (ракетоносец). Командиром такого самолета мог стать только летчик первого класса.

Ту-22 был довольно сложен в обслуживании. К полету его нужно было готовить три с половиной часа, а предварительная подготовка занимала целый рабочий день. Обслуживание и ремонт двигателей, расположенных на большой высоте, был очень неудобен.

Однако опыт, накопленный при ее создании и эксплуатации, позволил создать Ту-22М, который, несмотря на сходное название, был уже совсем другим самолетом. В российских ВВС Ту-22 еще использовался в начале 90-х годов, но постепенно машины ставили на консервацию или утилизировали.

Устройство Ту-22

Самолет Ту-22 построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом высокой стреловидности. Крыло имеет кессонную конструкцию.

Фюзеляж – полумонокок, разделенный на пять отсеков. В носовой части находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным колпаком. Дальше расположена кабина пилотов с приборами и органами управления. Вход в кабину осуществляется через нижние люки, через которые происходит и аварийная эвакуация экипажа. В третьем отсеке находится ниша для передней стойки шасси, а также топливные баки и некоторые виды оборудования.

Четвертый отсек – бомбовый, также здесь размещены два топливных бака. Пятый отсек – хвостовой, к нему прикрепляется хвостовое оперение и двигатели.

Хвостовое оперение – однокилевое. Двигатели находятся в двух мотогондолах. Силовая установка состоит из двух двигателей ТРД РД-7М, на поздних машинах они были заменены на более надёжные РД-7М2 с более высокими техническими характеристиками.

Шасси – трехопорное, состоит из передней стойки с двумя тормозными колесами и двух главных стоек, каждая из которых имеет по четыре тормозных колеса. Есть также и хвостовая опора. Ту-22 оснащен тормозным парашютом, контейнер которого расположен в хвостовой части самолета.

Ту-22 имеет три независимых гидравлических системы, одна из которых является аварийной.

Есть кондиционирование кабины экипажа, обогрев бомбового отсека и герметизация входных люков. Система спасения оборудована катапультными креслами, которые сбрасываются вниз и оснащены системами жизнеобеспечения и аварийными запасами. При посадке в кабину кресла опускаются вниз, а затем вместе с пилотами с помощью специального механизма поднимаются наверх. Минимальная высота, на которой экипаж мог катапультироваться, составляла 350 метров.

Самолет Ту-22 был оснащен весьма совершенным для своего времени комплексом радиоэлектронного оборудования.

Боевая нагрузка — до 9000 килограмм. В бомбовом отсеке могут быть установлены как ракеты, так и бомбы. Для защиты задней полусферы на самолете имеется пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), с дистанционным управлением.

Ту-22К мог нести одну крылатую ракету Х-22 «Буря» или 13 бомб свободного падения.

Технические характеристики

, кг/м²
(При нормальной взлётной массе) , кг
ТТХ Ту-22
Ту-22К
Blinder-B
Ту-22Р(Д)
Blinder-C
Технические характеристики
Экипаж 3 (командир, штурман, оператор)
Длина , м 42,6
Размах крыла , м 23,646
Высота , м 10,04
Площадь крыла , м² 151,25
Коэффициент удлинения крыла 3,7
Коэффициент сужения крыла 3,68
Нормальная взлётная масса , кг 92 000 85 000
Максимальная взлётная масса , кг - 91 000
Нормальная посадочная масса , кг 56 500/60 000 без/с Х-22 55 400
Максимальная посадочная масса , кг 65 000 65 000
Масса топлива , кг 42 900 48 500
Объём топливных баков , л 58530 (максимальный)
Силовая установка 2 × ТРДФ РД-7М2 2 × ТРДФ ВД-7М
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 1610 / 1550 1410
Крейсерская скорость , км/ч 950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая
Практическая дальность , км
(на дозвуковой скорости
на сверхзвуковой скорости
с дозаправкой)
4400
1560
6150
5650
2400
7150
Боевой радиус , км 2500-2700 -
Практический потолок , м 13 300 608 562
Тяговооружённость 0,3585 0,352
Максимальная эксплуатационная перегрузка +2 g
Вооружение
3000/9000
Ракета «воздух-поверхность» 1 × Х-22 нет
Авиационные бомбы 1 × ядерная 7У-31 или 246Н, различные виды свободнопадающих авиабомб
Оборонительное вооружение 1 × 23 мм пушка 261П в установке ДК-20, 500 патр.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них