Медные духовые. I. Акустические особенности медных духовых инструментов Что отличает тембры звучания медных инструментов

Валторна - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем. Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик. Самые известные валторнисты: Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732-1811), Антон Иванович Усов (Россия, 1895-1981), Герман Бауманн (Германия), Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия) и многие другие.

Натуральную валторну еще называют ручным горном . Рассмотрим ее основные составляющие. Главной частью инструмента является основная трубка. С одной стороны она заканчивается раструбом, а с другой – мундштуком. Это две части характерны для всех духовых инструментов. Основная трубка закручивается. В середине этого круга располагаются насадки в виде крюка. Круг трубки присоединяется к частям у раструба и мундштука с помощью перемычек...



– это музыкальный инструмент с названием, напоминающим слово «серпентарий». Однако не стоит думать, что в изготовлении инструмента были использованы змеи, это из разряда фантастики. Свое название инструмент получил, благодаря своему внешнему сходству со змеей. Серпент относится к семейству труб, которое славится своей многочисленностью и разнообразием. Труба- это медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с семнадцатого века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Серпент также является духовым инструментом, предок нескольких современных духовых инструментов.

Основная часть инструмента - это трубка, имеющая змеевидную изогнутую форму. Трубка широкая и конусообразная. Такая форма неслучайна: именно она способствует тому мягкому звучанию, которым и отличается серпент. На трубке располагаются игровые отверстия. Они находятся примерно в центральной части корпуса, чтобы музыканту удобно было играть, закрывая отверстия пальцами. Первоначально инструмент имел шесть игровых отверстий, расположенных группами по три, позднее добавлены три-пять отверстий с клапанами. Не полностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки. Венчает трубку чашеобразный мундштук, которым отличаются все духовые инструменты. В него дует музыкант во время исполнения различных мелодий.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – около трех октав. Это позволяет исполнять на серпенте не только программные произведения, но и различного рода импровизации, что значительно повышает рейтинг инструмента.
Материал, из которого сделан инструмент, в основном, дерево, поскольку корпус деревянный. Мундштук делается из рога животных или из слоновой кости. В более поздних конструкциях мундштук стал изготавливаться из металла...



Относится к семейству тубы. Туба- широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти девятнадцатого века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Сузафон является разновидностью тубы. Это медный духовой инструмент басового звучания. Инструмент сконструирован таким образом, что «надевается» на тело музыканта, и удерживается на левом плече, что позволяет легко играть при движении. Свое название получил в честь американского капельмейстера и композитора Джона Филиппа Соуза (1854-1932), который популяризировал его, используя в своём духовом оркестре. Д. Ф. Соуз, вопреки распространенному мнению, задумывал инструмент не столько как маршевый, а скорее как концертный, удобный для музыканта и с полным, богатым звуком. Звук был достигнут за счет расширения раструба и шейки инструмента, а также направления раструба вверх.

Основная трубка является основополагающей в инструменте. Здесь же располагаются клапанные трубки клапаны. Заканчивается основная трубка широким раструбом, что, впрочем, характерно, для тубы. На основной трубке находится и мундштук, необходимый для игры на сузафоне. Тональный диапазон сузафона довольно обширный, он охватывает до двух октав. Это позволяет исполнять на инструменте не только программные классические произведения, но и прибегать к импровизации, внося тем самым разнообразие в давно известные произведения...



Медный духовой мундштучный инструмент, являющийся разновидностью широкомензурных инструментов семейства саксгорнов (альт, тенор, туба), ведущих начало от сигнальных и почтовых рожков, бюгельгорнов и флюгельгорнов. В 1845 г. известный бельгийский музыкальный мастер А. Сакс создал семейство саксгорнов - медных духовых инструментов с улучшенной мензурой и более совершенным вентильным механизмом, которые сегодня составляют основную группу духовых оркестров. Все инструменты группы отличаются друг от друга только размерами.

В своем названии тенор-туба говорит о близком родстве к самой тубе, которая сейчас является незаменимым инструментом во всех симфонических оркестрах. Туба- широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Тенор-туба состоит из нескольких трубок. Они называются трубка первого, второго и третьего вентиля. Однако самая большая – это основная трубка. Как и у любого инструмента семейства тубы у тенор-тубы есть раструб, мундштук, а также вентильный механизм. Отличительной особенностью тенор-тубы является наличие клавиши вывода конденсата.

Тональный диапазон тенор-тубы довольно обширный – около трех октав. Это позволяет исполнять на инструменте не только программные классические произведения, но и прибегать время от времени к различного рода импровизациям, что еще больше украшает исполняемую мелодию. Несмотря на такое обилие трубок в конструкции тенор-тубы она не громоздка. Общая длина инструмента примерно шестьдесят сантиметров. Если распрямить загнутые трубки, то их длина можеи достигнуть и трех метров, но, к счастью, они компактно «уложены» внутри завитков, что позволяет транспортировать инструмент на любые расстояния...

Основные сведения Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины


Основные сведения Маримба - клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укрепленных на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона. Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой. Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Возникла маримба в


Основные сведения Сенсерро (кампана) - латиноамериканский ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания из семейства идеофонов: металлический колокольчик без языка, на котором играют деревянной палочкой. Другое его название - кампана. Современные сенсерро имеют форму несколько сплющенного с обеих сторон раструба. Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в


Основные сведения Бубен - ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов


Основные сведения Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году - вероятно, инструмент был завезен в Америку черными


Основные сведения Орган (лат. organum) - самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган


Основные сведения Бандонеон - духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Назван так по имени его изобретателя - Генриха Банда. Поначалу бандонеон использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает


Основные сведения Туба (итал. tuba - труба) - широкомензурный духовой медный музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Флюгельгорн (нем. flugelhorn, от flugel - крыло и horn - рог, рожок) - духовой медный музыкальный инструмент. Внешне флюгельгорн очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля. Флюгельгорн используется в джазовых ансамблях, иногда в


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения, применение Торама - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, труба в традиционной культуре народов эрзя и мокша, символ надежды. Зов торамы — призыв к объединению перед лицом врага и в этом качестве торама фигурирует в преданиях о мордовских вождях - тюштях. Торама - древний военный и пастуший сигнальный инструмент имеющий два типа. Пастухи-эрзяне трубили


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Шалмей (шаум) (от лат. calamus - труба) - средневековый духовой деревянный двухсекционный музыкальный инструмент. Шалмей пришел со Среднего Востока и является предшественником гобоя. Иногда шалмей называют гобоем эрохи Ренессанса. От шалмея произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмей изготавливался


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук - низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название - духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида - медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность - клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука - внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых - язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок - бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга - одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта - деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо - разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон - от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису - трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название - биландао. Всего трубок у него три или четыре - одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко - в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

(ит.— согпо, фр.— сог, нем.— Waldhorn, Horn, англ.— french horn)

Валторна ведет свое происхождение от охотничьего рога (нем.— Waldhorn — лесной рог). В конце XVII в. во Франции в результате усовершенствования инструмент получил цилиндрическую форму с конусообразным расширением в нижней части, оканчивающимся широким раструбом.

На нем можно было извлекать 16-17 натуральных звуков, обладающих красивым, мягким тембром. Фактически это была уже валторна. В 1681 г. она появилась в Чехии, а вскоре - в Германии.

Ограниченный звукоряд валторны явился причиной создания различных по величине инструментов. В начале XVIII в. в оркестрах использовались валторны следующих строев: си-бемоль (басовая), до, ре, ми-бемоль, ми, фа, соль, ля, си- бемоль (альтовая). Инструменты низких строев были громоздки и обладали слабым звуком. Инструменты высоких строев, наоборот, отличались неприятным резким звучанием. Наиболее выразительно звучали инструменты строя ми-бемоль, ми, фа, соль.

Главным направлением в усовершенствовании валторны было стремление к ее хроматизации. В 1750 г. дрезденский валторнист А. Й. Хампель предложил применение закрытых звуков на валторне с помощью особого положения руки исполнителя в раструбе инструмента: вставляя в раструб на разную глубину сложенные вместе пальцы правой руки, можно было добиться понижения натуральных звуков на полутон или тон. В качестве эффекта этот прием используется и в настоящее время. Немецкое его обозначение — stopfen (заткнуть), английское — stopping (остановка). Использование этого приема в процессе игры потребовало изменения положения инструмента по отношению к исполнителю: валторну нужно было повернуть вправо и вниз, в результате чего значительно смягчился ее тембр.

К этому же времени относится подключение к валторнам переменных кронов. Между мундштуком и началом трубки вставлялись кольцеобразные трубки (кроны) различной длины. Благодаря этому количество строев натуральных валторн увеличилось до 16. С помощью переменных кронов можно было производить смену различных строев валторны в процессе исполнения. Затем Хампель вместо кронов ввел инвенции — дугообразные разновеликие трубки. Изобретение переменных кронов и применение закрытых звуков явились важнейшими вехами на пути создания хроматической валторны.

В 1760 г. валторнист петербургского придворного оркестра Ф. Кёльбель сконструировал хроматическую валторну из сигнального охотничьего рога с помощью системы клапанов. Но этот инструмент, обладая преимуществами в технике, уступал натуральному по качеству звука и чистоте интонирования.

В 1814 г. немецкие музыкальные мастера Ф. Блюмель и Г. Штельцель изобрели двухвентильную валторну. Вентильный механизм значительно обогатил звукоряд инструмента, однако получить полный хроматический звукоряд на нем было невозможно. Полностью хроматическим инструментом стала трехвентильная валторна, изобретенная в конце 20-х годов XIX в. Однако из-за недостатков в конструкции вентильного инструмента по чистоте интонации и качеству звука его превосходила натуральная валторна. Поэтому композиторы очень осторожно использовали хроматическую валторну в симфоническом оркестре. Позже в результате дальнейшего усовершенствования хроматическая валторна постепенно вытесняла натуральную.

Из многочисленных строев хроматических валторн к концу XIX в. выделилась валторна среднего строя — фа. В состав духового оркестра хроматическая валторна вошла с момента ее изобретения. Применялся инструмент строя ми-бемоль, который в настоящее время почти полностью также вытеснила валторна строя фа.

Валторна современная имеет длинный (3,74 м), узкий, дважды уложенный в форму круга цилиндрический ствол, переходящий вблизи широкого раструба в конический. Глубокий и узкий мундштук имеет воронкообразную форму. В отличие от остальных медных духовых инструментов на валторне играют левой рукой. Правая рука поддерживает инструмент, а также используется для извлечения закрытых звуков.

Валторна строя фа является инструментом транспонирующим. Ее партии записываются обычно в скрипичном ключе и звучат чистой квинтой ниже. Звуки нижнего регистра инструмента могут быть записаны в басовом ключе. В этом случае звучат они чистой квартой выше. Но в симфонических партитурах (а чаще в педагогической литературе) встречаются партии валторны, записанные в басовом ключе чистой квинтой выше реального звучания (как в скрипичном). Применяемая иногда в духовом оркестре валторна строя ми-бемоль транспонирует на большую сексту вниз.

В начале XX в. появилась двойная валторна. Этот инструмент имеет двойной ряд кронов и квартвентиль, с помощью которого инструмент строя фа перестраивается в строй си-бемоль. Квартвентиль валторны отличается от квартвентилей тромбона, баритона и тубы тем, что посредством его включения длина общей трубки инструмента не увеличивается, а уменьшается. Это изобретение значительно облегчило извлечение звуков верхнего регистра. Вместе с тем, переключение валторны в строй си-бемоль расширило диапазон инструмента в нижнем регистре — от основного тона натурального звукоряда (си-бемоль контроктавы по звучанию) появилась возможность получить еще несколько педальных звуков в контроктаве.

Однако наличие двух независимых систем кронов двойной валторны сделало инструмент более громоздким, поэтому продолжалось его конструктивное усовершенствование. В результате появилась комбинированная валторна, которая имеет также два ряда кронов меньшего размера, которые в процессе игры действуют взаимосвязанно. При игре в строе фа струя воздуха проходит и через малые, и через большие (дополнительные) кроны. При игре в строе си-бемоль (с квартвентилем) струя воздуха проходит лишь через большие кроны. На некоторых современных инструментах имеется пятый вентиль, переключающий валторну строя фа в строй ми, а валторну строя си-бемоль (с квартвентилем) — в строй ля. Он служит главным образом для извлечения закрытых звуков без транспонирования.

Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее широким диапазоном. При наличии узкой мензуры и длинной трубки инструмент обладает натуральным звукорядом от второго до шестнадцатого (иногда до восемнадцатого) обертона. Вентильный механизм позволяет заполнить все интервалы между обертонами, а также дает возможность получить интонационно более чистые 7, 11, 13 и 14-й обертоны. Полный диапазон и аппликатура двойной валторны (см. пример 90).

Конструктивные особенности инструмента значительно повлияли на его тембр и динамику. По богатству тембровых и динамических красок с валторной не может сравниться ни один из медных духовых инструментов. Ее звучание может быть и мягким, и блестящим. Применение закрытых звуков создает эффектную смену тембров. В нижнем регистре (до до первой октавы) инструмент звучит мягко, нежно, но самые низкие звуки грубоваты и по тембру несколько напоминают тромбон. Более высокие звуки нижнего регистра (от соль малой октавы и выше) имеют светлый, выразительный характер. Но наиболее ярко и выразительно валторна звучит в среднем регистре (до первой — ре второй октавы), звукоизвлечение возможно в широком динамическом диапазоне — от рр до ff. Верхний регистр инструмента характеризуется яркостью и конкретностью, но по мере повышения звук приобретает напряженный характер. Самые высокие звуки (от ля-бемоль второй октавы и выше) затруднительны на р, резки на f и ff.

Валторна обладает большими техническими возможностями. На этом инструменте возможны различные диатонические и хроматические пассажи в быстром темпе, скачки (удачнее всего на интервалы не более октавы), двойное, тройное стаккато, губные трели в верхнем регистре (вентильные трели звучат менее отчетливо) . Однако наиболее характерным для валторны является спокойное, певучее звучание.

Сурдины на валторне применяются редко, т. к. тембр закрытых звуков сходен со звучанием засурдиненного инструмента. Разновидностью закрытого звука является застопоренный звук, извлекаемый посредством sforzando с одновременным введением кисти руки в раструб. В результате получается резкое, звенящее звучание. Для создания яркого, мощного звучания на валторне употребляется эффект игры раструбом вверх (ит.— campana in aria, фр.— pavilion en Fair, нем.— Schal- ltrichter in die Hohe).

Большой диапазон инструмента полностью не используется не только в оркестре, но и сольной практике, за редким исключением. Как правило, в симфоническом оркестре объем инструмента распределяется между четырьмя (иногда шестью) партиями валторн. При этом первой, третьей и пятой партиям поручают более высокие звуки, а второй, четвертой и шестой — более низкие.

Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

В
а́гнеровская ту́ба
(нем. Wagnertuba, англ. Wagner tuba, итал. Tuba wagneriana или Tuba di Wagner, фр. Tuba wagnerien; название происходит от имени композитора Рихарда Вагнера) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра, объединяющий в себе конструктивные особенности валторны и тубы. Название «вагнеровская туба» не совсем верно, поскольку по конструкции этот инструмент ближе к валторне, к тому же в нём используется валторновый мундштук, поэтому в абсолютном большинстве случаев играют на нём профессиональные валторнисты. Правильнее классифицировать его как разновидность валторны. Однако существующее название сложилось исторически сразу в нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому при отсутствии этого инструмента в оркестре эуфониум нередко её заменяет.

Изобретение этого инструмента приписывается Рихарду Вагнеру, впервые применившему его в своих произведениях. Предположительно в конструировании вагнеровской тубы поучаствовал также изобретатель саксофона Адольф Сакс. Вагнеровская туба используется композиторами довольно редко. Наиболее известные музыкальные произведения с участием этого инструмента - тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», симфонии Антона Брукнера № 7, 8 и 9, балет Игоря Стравинского «Петрушка», оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашняя симфония».

Труба (натуральная) , несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке.

Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках.

Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи.

“Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.

История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха. Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей. Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.

Т
руба-пикколо,
как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью - для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.

Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировть.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в "Петрушке",где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.

На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум,Людвиг Гюттлер,Морис Андре,Уинтон Марсалис,Хакан Харденбергер и многие другие.

Т
руба́
(итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

К
лапанный тромбон
отличается от обычного тромбона, тем, что изменение высоты нот осуществляется тремя клапанами (похожий принцип используется и в оркестровой трубе). Эти клапаны дают исполнителю достаточно большую свободу, но зато звук клапанного тромбона уступает по своей яркости и насыщенности обычному тромбону. До середины XX века клапанные тромбоны были широко распространены в танцевальных ансамблях и театральных оркестрах, сейчас же они по большей части применяются в джаз-музыке.

К
орне́т
(итал. cornetto - «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons - «рожок с поршнями») - медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а поршнями. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета - Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет - обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Т
у́ба
(итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) - широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя - вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра - это не портит внешний вид оркестра по фронту.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин.

Э
лектрогитара
- разновидность гитары с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Само слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара», но многие об этом забывают, ошибочно называя её «электронная гитара».

Некоторые считают, что электрогитары изготовляются из пластика или металла, но на самом же деле они делаются как правило из дерева. Самые распространённые материалы - ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми си соль ре ля ми (E B G D A E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара - электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы, для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Бас-гитара - струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространённых басовых инструментов.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель, играющий на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав - от ми контроктавы до соль первой октавы.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

Большие размеры;

Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);

Более толстые струны;

Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где все было наоборот - сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

И
нструмент, ведущий свой род от старинной цитры, предстаёт перед нами в одном из самых искусных профессиональных воплощений.

Венгерские цимбалы и по сей день встречаются главным образом в венгерских цыганских ансамблях, где на них виртуозно играют музыканты, одетые в национальные костюмы.

В конце XIX века, когда появилась концертная версия венгерских цимбал, инструмент всё ещё считался этническим, народным, несмотря на то, что к нему обращался маэстро Ференц Лист.

Ситуацию переменили выдающиеся представители венгерской композиторской школы Бела Барток и Зенон Кодай. Позднее к ним присоединился Игорь Стравинский, который никогда не упускал возможности для эксперимента с каким-либо новым звучанием. Индивидуальный тембр и стиль венгерских цимбал украсили и разнообразили музыкальную ткань его сочинения Байка про лису.

Ци́тра (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объем группы - от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. В оркестровых произведениях цитра чаще всего солирует.

Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

К
о́то
(яп. 琴) или японская цитра - японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710-793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

В настоящее время существует два основных типа инструмента:

Семиструнный «кин» длиной 1 м - используется как соло-инструмент;

и «со» - длиной от 1,80 до 2,00 м, с числом струн от 13 и выше - используется как оркестровый инструмент.

Г
итара Торреса.
Этот тип гитары производился с 1852 года испанским мастером по имени Антонио де Торрес Хурадо, жившим Альмерии.

Гитара Торреса являлась стандартной основой для создания современной классической гитары. Торрес увеличил размеры корпуса гитары и заново спроектировал элементы внутренней конструкции, что заметно улучшило звучание инструмента.

Эта гитара - прямой предшественник современной акустической. Название она получила в честь своего создателя - Антонио де Торреса (1817-1892). У гитары крупный корпус, особенно в нижней части. Внутри, под верхней декой, определенным образом расположены резонирующие планки, задача которых - усилить звук и улучшить тон.

Веерная система - это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но он её усовершенствовал. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.

Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.

Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки и продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом

Материалы: Он уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.

Отделка (розетки и пр.): Он делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, но всегда следовал контексту. Смотря за что платил клиент. Отделка большинства его гитар были простой. Если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.

Остальное: Он учитывал различные элементы - толщину и форму шейки, ширину порожка, угол колковой головки, механику, комбинацию и сочетание материалов, отделка и т.д. и т.п.

У
куле́ле
(от гавайского ʻukulele [ˈʔukuˈlele]) - четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Появился в 1880-е годы как развитие брагиньи - миниатюрной гитары с острова Мадейра, родственной португальскому кавакиньо. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой со времён гастролей гавайских музыкантов на Тихоокеанской выставке 1915 года в Сан-Франциско. Стандартный строй - GCEA (Соль-До-Ми-Ля).

Название переводится по одной версии как «прыгающая блоха», так как движение пальцев при игре на укулеле напоминает прыжки блохи, по другой - как «подарок, который пришёл сюда».

Существуют 4 вида укулеле:

сопрано (общая длина 53 см) - первый и наиболее распространенный вид;

концертная (58 см) - чуть более крупная;

тенор (66 см) - появилась в 20-х годах XX века;

баритон (76 см) - самая крупная, появилась в 40-х годах XX века.

Б
алала́йка
- русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Клавишные

О
рга́н Ха́ммонда
- электрический орган, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала

компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).