Поскольку человек не познает окружающую реальность. Вариант. Онлайн тесты ЕГЭ Обществознание. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной педагогический институт

Курсовая работа

на тему

Личность как субъект политики

Космыниной Ольги

г. Орехово-Зуево

личность субъект политика

Глава 1 Личность как субъект и объект политики

Личность как первичный субъект и объект политики

Группы и классификации субъектов политики

Индивид как субъект политики

Патерналистская концепция личности

Политический человек у Платона и Аристотеля

Глава 2 Личность в политическом процессе

Личность в политическом процессе

Предпосылки для участия личности в политическом процессе

Черты личности, необходимые успешному политику

Основополагающие права человека и их роль

Человеческое измерение политики

Мотивация и предпосылки политической деятельности

Глава 3 Политическое участие

Понятие политического участия

Теории политического участия

Факторы политического участия

Типы политического поведения и участия

Заключение

Использованная литература

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.


Глава1. Личность как первичный субъект и объект политики

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различным. Так, известный американский политолог Г.Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике раз три группы ее субъектов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о своих непосредственных, местных, повседневных интересах и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Пожалуй, наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

В англоязычной политологии вместо термина «субъект политики» употребляется понятие «политический актер» (или «актор»). Это связано прежде всего с тем, что слово «субъект» (subject) в английском языке традиционно означает «подданный». Однако имеющиеся в мировой политической науке терминологические расхождения не меняют сути дела. Анализ субъектов политики занимает в ней одно из центральных мест.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под эти углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики. О таком понимании личности и пойдет речь в настоящей главе.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству.

Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, т.е. политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из отмеченных выше идей и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя - как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Политический человек у Платона и Аристотеля

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе

современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В

пол концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности.

В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного

верховенства цело (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем или аристократией - призвано утверждатьединомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельностьчеловека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своейземной жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественнымизаконами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическомтворчестве заведомо исключается и человек вы лишь объектомвласти.

Проблема участия личности в политике имеет многоплановое зна­чение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и по­этому проблема человек в политике все равно остается.

Вопрос о взаимоотношениях личности и власти является централь­ным вопросом всех социально-политических теорий. Эту проблему исследовал Платон в «Республике», где выделял различные поли­тические позиции в зависимости от «типа» человеческой природы; Аристотель в «Политике» отмечал, что человек по природе является политическим животным; Т. Гоббс в «Левиафане» сопоставлял «штучное тело Великого Левиафана» в лице государства с натураль­ным телом, которым является человек.

В марксизме проблема участия личности в политике занимает од­но из центральных мест, о чем свидетельствует классическое опреде­ление К. Маркса: «Личность - это совокупность всех общественных отношений». Заслуга марксизма состоит в том, что было дано пони­мание человек, как биосоциального существа. Являясь по своей сути продуктом общества, личность в то же время активно воздействует на это общество с целью изменить его, что и определяет ее сущность как субъекта политики.

По проблеме роли личности в истории сложилось два классических подхода. В одном из них преувеличивалась роль личности в общест­венном развитии, создавался ее культ. Сторонники второй, наоборот, считали, что личность не играет никакой самостоятельной роли, а лишь поступает в соответствии со сложившимися условиями. Оба эти под­хода, выражая крайние позиции, не смогли раскрыть истинную роль личности в политике.

Личность является продуктом исторического развития. Ее полити­ческое сознание формируется под влиянием социальной и политиче­ской действительности. Человек в своей деятельности может и ока­зывает обратное влияние на политический процесс, а, познав его объ­ективные закономерности, способен управлять этим процессом.

Для активного включения личности в политический процесс необ­ходимы следующие предпосылки:

]. Материальные, сущность которых изложена в открытом К. Марксом законе развития человеческой истории: «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религи­ей и т. д.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т,. 19. С. 350-351). История убедительно доказала, что для нормальной политической деятельно­сти человеку необходимо достижение определенного уровня благосос­тояния.

В современной политологии эта идея получила детальную разработку и подтверждение. Так, один из крупнейших американских политологов С. М. Липсет приходит к следующим выводам:

Чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим фор­мам функционирования;

Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политиче­ские убеждения и ориентации человек (более богатые являются более либеральными, а более бедные - интолерантными, нетер­пимыми);

Более высокий уровень национального благосостояния служит не­обходимой базой для более высокой профессиональной подготовки управленческих кадров (т. к. в условиях бедности государственная служба рассматривается как средство удовлетворения корыстных интересов и быстрого обогащения).

2. Социально-культурные предпосылки, к которым относятся соци­альная среда и образование. Социальная среда формирует основы ми­ровоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.

Не менее важное место занимает и образование. Общеизвестно ленин­ское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Не следует забывать и еще одно классическое высказывание В. И. Лени­на о том, что «Каждая кухарка может управлять государством, если ее этому научить». Как раз вторая часть этого выражения и указывает в первую очередь на важность образования.

Современная зарубежная политология на основе многочисленных ис­следований сделала общепризнанный вывод о том, что чем выше уро­вень образования личности, тем более она политически ориентирова­на, активнее се влияние на политику (С. М. Липсет, В. Кей, Г. Алмонд, С. Верба и др.)

3. Политико-правовые предпосылки определяют возможности участия личности в политике. К ним относится тип политического режима, сущ­ность политической культуры, правовая обеспеченность гарантий прав и свобод личности, а также участие членов общества на всех стадиях политического процесса, Эта группа предпосылок формирует в обще­стве своего рода гарантии для свободного выражения человеком своих политических интересов.

Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики. Участие личности в политике может быть различ­ным, что выражается в ее отношении к власти, политической активно­сти и влиянию.

Можно выделить несколько уровней политической активности лич­ности:

1. Рядовой член общества. Это человек с минимальным политиче­ским влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью по­литическими вопросами. В определенном смысле можно даже говорить об аполитичности такой личности.

2. Человек, как член общественного движения или организации, который принимает определенное участие в политической жизни общества. Он может участвовать в их деятельности. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек, участвующий самостоятельно в политической жизни. Как правило он является членом политической организации, но его непосред­ственное включение в политику определяется его возможностями и кон­кретной ролью, которую он выполняет как член этой организации. Это уже осознанное включение в политику.

4. Общественный деятель, в частности, политический деятель. Это так называемая политическая деятельность «по совместительству». Как правило, это руководитель общественной организации. Имея опреде­ленную профессию, сферу занятий, основную активность своей дея­тельности он направляет на решение политических вопросов. Это мо­жет быть связано и с личными устремлениями, и с позициями как ру­ководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный политик, для которого политика стала не только профессией, источником существования, но и главным занятием, смыс­лом всей его жизни. Эго руководители политических партий, ответствен­ные работники органов государственного управления и т, д,

6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Традицион­но лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Выделенные уровни политической активности личности лишь схематично отражают ее роль в политике. В реальной политической практике все зна­чительно сложнее.

В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму,то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости.Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональныйвключает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых,субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношениймежду личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверияк ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу,интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).


Похожая информация.


«Личность как субъект политики»

Выполнил:

Студентка ФК 312

Морозова Т.В.

Проверил:

Балахнин В.В.

Новосибирск,2008
Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Модели взаимоотношения власти и человека……………………….…4

Основные права, свободы и обязанности личности…………………...7

Правовой статус личности……………………………………………....9

Процесс политической социализации личности……………………...11

Политическое поведение личности…………………………………....13

Политическое участие личности……………………………………….15

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………...18

Субъект политики – это ее творец, он оказывает реальное воздействие на власть в соответствии со своими целями и намерениями. Субъектами политики являются такие участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъектами политики являются: государство, партия, лидер, нация, избиратель, рабочий класс, буржуазия, крестьянство и отдельная личность. Все они обладают определённой самостоятельностью.

Личность является исходным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Личностями являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Интересы, цели, стремления личности, интегрированные в раз­личные социальные и экономические структуры, определяют в конечном счете на­правление политического развития общества. И потому личность симво­лизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности и конечно же поли­тической деятельности. Субъектом политики личность становиться тогда, когда начинает осознавать свои социальные потребности и интересы, понимать причинную обусловленность социальных противоречий, ориентироваться в правилах и механизме политической жизни общества, постигать способы реализации поставленных перед собой целей и задач. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Личность выступает как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом.

Модели взаимоотношений власти и человека

В истории политической мысли представлен целый ряд моделей взаимоотно­шений государства, власти и личности. Очень древнее происхождение имеет па­терналистская трактовка роли личности в политической жизни. Основы такой трак­товки встречаются уже в учении Конфуция, отдельные моменты - в философии государства древнегрече­ского философа Платона, в работах средневековых схоластов, в учениях Нового времени. Российская многовековая традиция политической и социальной мысли насквозь пронизана патерналистскими взглядами.

Согласно патерналистским представлениям все общество представляется в качестве одной большой патриархальной семьи, во главе которой стоит государь-отец. Само общество делится на старших и простой народ. Рядовому члену общества отводится роль исполнителя, кото­рый лишен самостоятельного выбора в своем политическом поведении. Личность не является самостоятельным участником полити­ческого процесса. Он не принимает политических решений, вся ответственность за которые возлагается на государя, отца своего народа, покрови­теля и т. д.

В рамках патерналистской трактовки личности в политике роль политического лидера (государя) и политической элиты освящается как рели­гиозными обрядами и установлениями, так и многовековой традицией отношений власти. Традиционная система властных отношений в обществе, четко распределя­ющая экономические, политические, общекультурные характеристики каждого со­циального строя или сословия, гарантирует каждому человеку стабильное суще­ствование в определенных социальных рамках и в условиях психической гармонии, культурного постоянства. Патерналистская трактов­ка роли личности сохраняет свое значение и в наши дни.

Тоталитарная трактовка роли личности в политической жизни общества полу­чила свое в значительной мере завершенное оформление в трудах Платона. Раз­рабатывая проект идеального государства, он исходил из того, что каждый его член в своей политической деятельности подчинен интересам всего госу­дарства.

В таком государстве мудрые правители-философы, обладая верховным знанием и добродетелью, подробно регламентируют всю жизнедеятельность граждан, тща­тельно распределяя права и обязанности каждого гражданина. Регламентированию подвергается в таком государстве любая активность личности, в том числе и полити­ческая. Тоталитарный подход к роли личности в политике дает возможность осуществ­лять быструю мобилизацию всех материальных и духовных ресурсов общества для решения не только неотложных, но и крупномасштабных задач. Тоталитарные и авторитарные политические режимы, как показывает исторический опыт, оказыва­ются особенно эффективными в период кризисов, экономических и политических потрясений.

Аристотель выводит политику, отталкиваясь от природы человека. Он, в частности, утвер­ждал, что проживание человека в обществе - естественная предопределенность человека. Общение с другими людьми отвечает самой природе человека. И это общение происходит на трех уровнях: семья, селение и государство, как высшей формы человеческого общежития.

Именно в государственной жизни реализуется высшее назначение человека. С его помощью организуется гармоничное взаимодействие людей как членов единого организма и тем самым создаются условия для счастливой жизни всех.

Аристотель признавал право индивида на его извест­ную автономию, на обладание частной собственностью и т. д. Признавая право личности на участие в политической жизни, Аристотель не отделяет его от государ­ства. И потому личность рассматривается им как субъект и объект политики.

Качественно новое понимание роли личности в политической жизни об­щества возникло в рамках либеральной политической мысли. Либеральные мыслители объявляли человека высшей социальной ценностью, на основе потреб­ностей которой и должна строиться вся государственная система власти. Согласно либерализму, личность отделяется от государства. Она наделяется неотъемлемы­ми правами. Личность, согласно либеральным воззрениям, становится источником власти и ее легитим­ности.Государство в зна­чительной мере исключалось из сферы личной жизни человека. Ограничивались права государства по отношению к гражданскому обществу, где формируются основные запросы личности.

Немалый интерес представляет христианско-демократическая трактовка роли личности в политике. Данная теория исходит из того, что жизнь человека как творение Божие духов­на и уникальна. А это предполагает внимательное и осторожное отношение к сфе­ре личной жизни человека как со стороны государства, так и со стороны общества в целом. Человек сам вправе определять свое поведение в экономической, полити­ческой, культурной и национальной жизни.

Государство рассматривается не столько как источник при­нуждения, сколько как орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглажи­вания социальных контрастов, поддержания слабых.

В силу этого государство и индивид должны действовать в соответствии с прин­ципами солидарности и субсидарности. Принцип солидарности призван гуманизировать общество, придать ему большую социальную стабильность.

Принцип субсидарности говорит о том, что каждый член общества обязан сам заботиться о своем благосостоянии, государственная помощь должна носить изби­рательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку социального ижди­венчества.

Иными словами, не отвергая приоритета индивида и его прав, сторонники тако­го подхода настаивают на сохранении серьезных социальных функций государства.

Права человека и их классификация

Права человека восходят к достаточно древней идее естественного права, воз­никшей в первом тысячелетии до н.э. Еще древние софисты утверждали, что чело­век независимо от его положения в обществе обладает равными с другими права­ми, которые даны ему самой природой.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманисти­ческим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственны­ми ценностями. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Неудивитель­но, что проповеди Христа обращены, в первую очередь, к униженным и оскорблен­ным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем измерении - в отношении к Богу.

Права и свободы личности можно классифицировать также в зависимости от сферы их реализации.

Гражданские, или личные, права - это круг присущих человеку от рождения прав, которые обеспечивают индивидуальную свободу личности, защищают инди­вида от притеснений и произвольного вмешательства государства, различных организаций, других лиц. Эти права носят, в основном, негативный характер и являются, фундаментальными для самоиндентификации личности как части общества.

К гражданским правам относят право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, право на защиту чести и достоинства, на справедливый, независимый и публичный суд, право на тайну переписки и телефонных разговоров, право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также свободы личных действий, не противоречащих закону.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в управле­нии делами государства и общества. К такого рода правам относят свободу слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свободу избирать и быть из­бранным, свободу союзов, демонстраций и собраний и ряд других.

Гражданские и политические права первоначально были основным предметом борьбы человека и власти, государства и общества. Благодаря их утверждению личность постепенно обретала новые возможности в обществе, усиливала свое влияние на государство и проводимую им политику.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения каждым членом общества предметами потребления и основными элементами хо­зяйственной жизни: собственностью, трудом, возможностью проявлять хозяйствен­ную инициативу.

Важнейшим из экономических прав является право на частную собственность, которое рассматривается в качестве одного из основополагающих прав человека.Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Повсеместно для нее устанавливаются некие пределы, а также говорится об ее использовании в интересах общества.

Личные. Политические и экономические права нередко называют правами ли­беральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преиму­щественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающегося лишь в охране со стороны государства.

Социальные права относят к так называемому второму поколению прав чело­века. Они призваны обеспечить большинству населения приемлемый уровень жиз­ни, социальную защищенность. Сюда относят право, на социальное обеспечение, жилище, благоприятную природную среду, здравоохранение и т.д.

В последние десятилетия заявляют о себе права «третьего поколения», регули­рующие отношения между государством и личностью в сфере культуры и экологии.

Культурные права обеспечивают свободное и беспрепятственное духовное развитие личности. Эти права охраняют возможность индивида заниматься художе­ственным, техническим и прочими видами творчества без опасности произвольного вмешательства государственных, религиозных, национальных и прочих организа­ций и учреждений.

На основе концепции прав человека утверждается роль личности в политике как первичного ее носителя.

Права и свободы личности тесно связаны с обязанностями граждан: соблюдать законы государства, обязанность уважать права и свободы других людей, платить налоги, подчиняться распоряжениям законных органов власти, бережного относиться к окружающей среде, охранять памятники культуры.

Правовой статус личности

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно – правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащие нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом.

Рядовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельной категории людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права обязанности: военнослужащих, пенсионеров. Инвалидов, работников Крайнего Севера.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.д.

Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут бать реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях. Без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Процесс политической социализации

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социали­зации.

Политическая социализация - это процесс вхождения человека в мир поли­тики; формирование политических представлений, ориентации и установок; усвое­ние опыта, норм и традиций политической культуры.

Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколе­ниями людей. В процессе социализации формируется жизненная позиция чело­века на основе усвоения социального опыта. Особую роль в этом процессе игра­ет культура.С помощью социализации система навязывает новым поколениям граждан сложившиеся ценности и нормы политического поведения предшествующих поко­лений с целью обеспечения их постоянного воспроизводства. Политическая социа­лизация не только обеспечивает вертикальную связь поколений, что является пред­посылкой непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, спло­ченности и гражданском мире.

Словом, в силу своей сложности и противоречивости политическая социализа­ция по-разному трактуется в политической науке, предоставляя ученым возмож­ность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. А потому, несмотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется, еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации еще не выявлено.

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценнос­тей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой - демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представле­ния, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Можно со всей определенностью говорить, что в процессе социализации инди­вид не пассивен. Политическое воздействие, которое испытывает каждый индивид, является первой фазой в этом процессе. Это воздействие оказывает влияние на политическое поведение индивида в итоге взаимодействия двух систем - системы личности и политики. Результатом этого взаимодействия являются индивидуаль­ные политические ориентации. Они выражаются в позициях, мнениях и политиче­ском поведении индивидов. Следует сказать и о том, что способность индивида воспринимать и усваивать присущие социуму ценности, стандарты поведения зави­сят от набора политических знаний, умений и навыков человека,

Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие спо­собностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека.

Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов: возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также условий его существования.

Взаимодействие всех агентов политической социализации осуществляется государством и обществом. В случае, когда решающее влияние на процесс социализации оказывает государство, поощряется распространение конформистских на строений и консервативных убеждений. Нередко государство поощряет пассивность населения.

Политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов научения индивида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.

Политическое поведение личности

Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека может приобретать разнообразные формы и определяется исключительно многими факторами. Оно может быть активистским и пассивным, носить характер лидерства или являться массовым, сводиться к политическому участию или политической деятельности.

Важнейшим критерием политического поведения человека является степень его активности. Внешне политическая активность индивида или группы определяется сугубо психологическими особенностями - реактивными порогами, волевыми установками, эмоциональностью, импульсивностью, темпераментом. Но в то же время политическая активность характеризует устойчивые линии взаимодействия человека с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса.

Активистское поведение можно охарактеризовать как состояние перманентной приобщенности человека к политике, выражающееся в стремлении решать те или иные жизненно важные для него и его группы проблемы через воздействие на систему политической власти. Пассивное поведение, напротив, связано с отчуждением индивида от политической жизни, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в рамках гражданского общества.

Преобладание в обществе той или иной формы политической активности может быть связано с самыми различными особенностями общественного развития. Безусловное, массовое преобладание активистского типа характерно для общественных систем переходного типа, с высокой внутренней конфликтностью, находящихся в состоянии коренной ломки властных институтов, социальной структуры, ценностных установок и поведенческих стереотипов. С другой стороны, активистское поведение может быть связано и с высокой степенью гражданской идентичности, прочностью общепринятых идеологических установок и социальных норм. Политическая активность носит в таком случае конструктивный характер, а ее мотивация отражает высокий уровень гражданской ответственности. Пассивное поведение может быть вызвано, как объективной невозможностью влиять на политические решения, так и неспособностью, добровольным нежеланием принимать в них участие. В основе его может лежать гражданский конформизм, пассивное принятие существующего общественного порядка, так и полное несогласие с ним, выраженное в самоизоляции.

Особая форма политической активности складывается в тоталитарном обществе, когда наступает полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Пассивное в своей основе положение индивида может быть интегрировано в этом случае с формально активистскими формами поведения, предписанными и стимулируемыми государственной системой.

Политическое участие личности

Процесс взаимодействия общества и политики находит свое выражение в конкретных шагах, акциях и действиях политических субъектов. Эти действия играют решающую роль в демократических обществах, где политическая власть берет свое начало в народе-суверене, а принципы функционирования и способы организации общества предполагают активное участие личности во всех общественных делах, в политической жизни.

До середины XX в. понятие «политическое участие» рассматривалось как нор­мативная категория, т. е. как некое «долженствование», обязанность личности. Из­менения в таком понимании политического участия были связаны с работами аме­риканских ученых-«бихевиористов».

Для многих граждан характерен особый интерес к политике, а участие в политической жизни является эпизодическим. Многие граждане зачас­тую слабо информированы, а потому в своих политических действиях и решениях испытывают «внешние» влияния, например, влияние социальной группы, к которой гони принадлежат. Российские политологи рассматривают полити­ческое участие как влияние граждан на функционирование политической систе­мы, формирование политических институтов и выработку политических решений.

Политологи различают традиционные и нетрадиционные типы политического участия. К традиционному (ортодоксальному) типу политиче­ского участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, моби­лизующего значительные политические ресурсы. Этот тип участия обеспечивает устойчивое функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженных в законных формах.

Виды традиционного политического участия:

Подвергаться воздействию политических стимулов;

Принимать участие в политической дискуссии;

Выражать публично общественное мнение с тем, чтобы убедить в его в правоте других лиц;

Контактировать (лично или письменно) с политиком или представителем властной структуры;

Оказывать финансовое содействие партии или избирательной кампании того или иного кандидата в избранники;

Принимать участие в политических митингах;

Быть активным членом политической партии или организации.

Такая иерархия традиционного политического участия основана на учете интенсивности индивидуального обязательства,которое требует политическое участие.

Нетрадиционные формы политического участия отличает прямой характер действия, т. е. ставящий лицом к лицу граждан и обладателей власти в обход привычных каналов политического взаимодействия представительной демократии и посредничества элит. Эти действия являются автономными, нередко выходящими за правовые и институционные рамки государства. Инициатива в таких действиях ис­ходит от граждан, которые самостоятельно определяют цели, момент и средства действия. Данные виды политического участия являются действиями протеста, ста­вящими под вопрос установленный общественный порядок, существующие инсти­туты, власть или проводимую ею политику. Порывая с привычных ходом вещей, они способны прибегать к негативным действиям, иногда насильственным (столкнове­ния с силами порядка, баррикады, покушения и т. п.).

Заключение

Первичным субъектом политики является личность. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий.

Идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание в истории политической мысли. Проблему роли личности в политике поднимали в своих трудах Платон и Аристотель, развивали в своих теориях Т. Гоббс и Дж. Локк, а в интерпретации марксизма личность вообще является центром

Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны. Этим объясняется наличие лидеров и людей, их поддерживающих.

Для понимания роли и значения личности в политике принципиально важное значение имеет характер отношений государства и личности. Государство является символом принуждения человека к обязательному для него пове­дению. И в этом смысле государство является агентом неизбежного ограничения прав и свобод человека. Со своей стороны, личность выступает как начало свобод­ного и естественного волеизъявления, обладая собственной программой жизнеде­ятельности.

Список литературы

1. Мухаев Р.Т. политология: учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000

3. Клюев А.В. Человек в политическом измерении. Спб., 2000.

4. Желтов В.В. основы политологии – Ростов н/Дону: «Феникс», 2004.

5. Фирсов В.А. Основы права: курс лекций. – М.: НМЦ СПО, 1998.

6. Шилобод М.И. Политика и право. – М.: Дрофа, 1998.

7. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента, М., 2001.

8. Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1999.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Психологический факультет

Кафедра общей психологии

Специальность 050407 - Педагогика и психология девиантного поведения

Зачетная книжка № П - 1367

Контрольная работа по дисциплине: Политология

Тема 7. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Выполнил: Шакиров Д.Ф.

Введение

Проблема личности в политологии

Взаимоотношения личности и власти

Политическая социализация личности

Заключение

Список литературы

Введение

Наряду с политическим элитами, партиями, социальным и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека - в его политических свойствах.

Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них определенного отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе. Для обеспечения преемственности политического развития и сохранения целостности общества в ходе смены поколений важно знать, как осуществляется трансляция политических убеждений и стандартов политической жизни от одного поколения к другому и как происходит формирование самостоятельного и ответственного политического субъекта. Политические институты, политические лидеры, элиты, заинтересованные группы, церковь, семья, которые способствуют политической социализации, называются агентами социализации. На различных этапах социализации может доминировать влияние того или иного агента.

Цель работы - выявить особенности личности как субъекта и объекта политики.

Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется определенными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человек в политике все равно остается.

Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта :

Личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика.

Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики.

Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими чертами, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Вопрос о взаимоотношениях личности и власти является центральным вопросом всех социально-политических теорий. Эту проблему исследовал Платон в «Республике», где выделял различные политические позиции в зависимости от «типа» человеческой природы; Аристотель в «Политике» отмечал, что человек по природе является политическим животным; Т. Гоббс в «Левиафане» сопоставлял «штучное тело Великого Левиафана» в лице государства с натуральным телом, которым является человек.

В марксизме проблема участия личности в политике занимает одно из центральных мест, о чем свидетельствует классическое определение К. Маркса: «Личность - это совокупность всех общественных отношений». Заслуга марксизма состоит в том, что было дано понимание человек, как биосоциального существа. Являясь по своей сути продуктом общества, личность в то же время активно воздействует на это общество с целью изменить его, что и определяет ее сущность как субъекта политики .

В роли субъекта политического процесса личность принимает активное участие в государственной и общественной жизни страны. Это значит, что личность занимается политической деятельностью. В политической литературе последняя определяется как участие в выработке и проведении в жизнь политики, действия конкретных личностей по реализации соответствующих политических интересов.

Говоря о политической деятельности личности, обычно имеют в виду ее сознательную, целенаправленную, активную форму. Другими словами, речь идет о политической активности личности. Употребление понятия «политическая активность» чаще всего связано с желанием акцентировать внимание на качественной стороне политической деятельности личности. В таком случае политическая активность личности рассматривается как высшая степень политической деятельности. При этом не имеет решающего значения количественная характеристика, то есть интенсивность политического участия. Под политической активностью личности следует понимать определенное состояние политической деятельности, ее определенный уровень, связанный с пониманием и реализацией конкретных целей и задач той или иной социальной общности людей или политической организации.

Степень активности субъектов политического процесса далеко не одинакова. У одних она выше, у других - ниже. Последних бывает значительно больше, чем первых. При этом следует иметь в виду, что у наиболее активных субъектов политического процесса политическая деятельность обычно является инициативной, творческой. Для большинства же политически активных людей в основном характерна исполнительская деятельность. Разумеется, оба вида политической активности необходимы и важны. Речь в данном случае идет лишь об уровне самой политической активности личности. Первый, т. е. творческий уровень, принято считать высшим, второй, т. е. исполнительский, - низшим. Однако деление политической активности личности на два уровня представляет собой скорее вопрос теоретический, нежели практический. Но знать об этом все-таки надо.

Важным вопросом политической активности личности является ее характер. Как правило, политическую активность личность проявляет не в одиночку, а совместно с другими индивидами, будучи связанной с ними общими интересами и целями. Формы таких объединений чрезвычайно разнообразны. Наиболее распространенными среди них являются политические партии, движения, объединения, группы давления, неформальные самодеятельные образования. Говоря иначе, политическая активность личности может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной формах .

Политическая деятельность личности может характеризоваться сочетанием в ней стихийных и сознательных, пассивных и активных, эгоистических и общественно значимых политических действий и поступков. Она может протекать как в рамках законности, так и носить противоправный характер. Это, прежде всего, относится к различным формам непосредственной демократии, например, таким, как стачки, забастовки, акции протеста и т. д. Политическая активность личности может быть разовой, эпизодической, временной или постоянной. Нередко прежде безразличные к политической деятельности лица проявляют повышенный интерес к ней и предпринимают активные действия под влиянием существенным образом изменившихся условий жизни (например, падения уровня жизни) или под влиянием каких-то явлений и событий политической жизни общества, причем иногда даже совсем не радикального характера.

Направленность политической деятельности личности может быть различной. В одних случаях - это поддержка существующего в стране политического режима, стремление к укреплению, стабилизации государственной власти, защита прогрессивных политических институтов и т. д. В других случаях - это попытки дестабилизации общественно-политического строя, ослабления или отстранения от власти тех или иных политических сил и т. п.

Участие личности в политическом процессе, ее активность характеризуются многообразием форм и видов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые связаны с непосредственным (прямым) участием личности в решении вопросов государственной и общественной жизни. Наиболее широко распространены и известны среди них такие, как выборы, референдумы, митинги, демонстрации, политические стачки и забастовки, различные акции поддержки или протеста и многие другие.

Среди множества форм непосредственного участия граждан в решении политических вопросов особое место занимают выборы в органы государственной власти. Таким образом личность участвует в политическом процессе на той его стадии, которая связана с формированием политической системы общества. Выборы, равно как и другие формы политической деятельности, являются средством выражения каждой личностью своего отношения (положительного или отрицательного) к политическому режиму, его курсу, политическим институтам, политическим лидерам и т. д.

Ко второй группе относятся те формы, которые связаны с представительной демократией. Этим понятием принято обозначать участие личности в выработке, принятии и осуществлении политических решений путем передачи (делегирования) определенной части своих прав лицам, избираемым в различные представительные (чаще всего законодательные) органы политической власти - государственные, местного самоуправления, политических партий, движений, объединений и т. д. Самой распространенной в этом отношении формой является парламент. Его депутаты как раз и призваны представлять волю и интересы граждан - своих избирателей.

Формы непосредственной и представительной демократии говорят о том, что участвующие в них граждане ведут активную политическую деятельность. Они сознательно и целенаправленно стремятся оказать воздействие на властные политические организации и учреждения с тем, чтобы принимаемые ими решения учитывали интересы этих граждан. Это относятся и к участникам таких форм политической деятельности, как митинги, демонстрации, пикетирования, акции одобрения или протеста, а также к участникам выборов, референдумов .

Одни и те же формы политического участия могут иметь различную или противоположную направленность, что определяется в первую очередь политическими интересами действующих лиц. Так, митинги, демонстрации, пикетирования, уличные шествия, политические стачки, забастовки, акции протеста или одобрения могут быть организованы в поддержку существующего политического режима, принимаемых властями политических и иных решений, осуществляемого ими политического курса в целом, а могут ставить своей целью ослабление власти, отстранение от нее тех или иных государственных лидеров, коренные изменения в государственной и общественной жизни страны, замену господствующего политического режима новым и т. д. В соответствии с этим политическое участие граждан может быть прогрессивным или реакционным, созидательным или разрушительным по своей направленности.

Активность личности в политическом процессе проявляется в различных формах во всех основных сферах жизни общества. Очевидно, что в первую очередь и наиболее полно это происходит в политической сфере общественной жизни. Основными направлениями политической деятельности личности в этой сфере являются познавательная (изучение и усвоение политических идей, концепций, учений); исполнительная (добросовестное выполнение конституционных норм и обязанностей, уставных положений общественных организаций, соблюдение общественной дисциплины); созидательная (различные формы инициатив и самодеятельности граждан); управленческая (регулирование и контроль государственных и общественно-политических функций) и др.

Политическая активность личности проявляется также и в других сферах жизни общества - производственно-трудовой, социальной, правовой и духовной, будучи с ними неразрывно связанной. Ее специфика заключается в стремлении личности обеспечить достижение не только своих собственных целей и интересов, но и интересов государства и общества.

личность политология общество социализация

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение .

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия) .

Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти.

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции - обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.

Взаимоотношения индивида и власти во вне политических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.

Политическая социализация личности

Воспроизводство и развитие политической культуры осуществляются через усвоение и поддержание людьми ее языка, ценностей, норм, образцов поведения в процессе политической социализации. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, знаний и умений, благодаря которым индивид становится дееспособным участником политического взаимодействия. Иначе говоря, политическая социализация - это процесс становления индивида как субъекта политики, формирование у индивида качеств и свойств, позволяющих адаптироваться к данной политической системе и выполнять там определенные функции. Политическая социализация охватывает все формы приобщения индивида к политической культуре. Главный смысл политической социализации для индивида заключается в том, чтобы научиться ориентироваться в политической жизни и выполнять в ней определенные властные функции .

По своему содержанию политическая социализация, как и всякая социализация, - это двусторонний процесс. С одной стороны, этот процесс состоит в передаче обществом накопленного поколениями социально-политического опыта, символов, ценностей, норм и образцов поведения, а с другой - их освоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход высших по своей форме процессов общественно-политической жизни во внутренние процессы сознания, при котором они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализируются, становятся способными к дальнейшему развитию.

Одна из главных проблем политологии в этой сфере знания: как правильно организовать процесс социализации, от активности какой стороны этого процесса (общества или индивида) зависят политические итоги социализации. В американской политологии долгое время господствовала концепция социализации, опирающаяся на учение бихевиоризма. В этой концепции главной целью политической социализации считалось создание у индивида политической установки на существующую политическую систему. Активная роль в создании такой установки принадлежит самой системе. Личность представлялась как пассивный субъект воздействия политической системы, как резервуар, содержание которого заполняется предписаниями властных структур.

В рамках этого подхода развивалась теория «политической поддержки» Д. Истона и Дж. Дениса. Эти авторы считали, что силовыми методами добиться принятия политических ценностей невозможно. Надо помочь людям добровольно принять их. А это, по их мнению, возможно, если политическая система может задавать психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе политической культуры. А для этого необходимо поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Положительная установка индивидов на политическую систему формируется под воздействием агентов и институтов социализации. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за передачу общественно-политического опыта. Институты социализации - это учреждения и организации, которые влияют на процесс политической специализации и направляют его. Эта концепция удобна для политической власти, поскольку в ней предполагается возможность целенаправленного воздействия и контроля за процессом социализации и формированием субъектов с заранее заданными характеристиками .

Однако наука и практика показали, что добиться такого эффекта возможно только в тоталитарных государствах, где система воспитания и образования с самого раннего возраста находится под контролем государства. В странах с демократической политической культурой процесс политической социализации протекает более сложно. В этих странах сохраняется автономность субъекта социализации, и этот субъект избирательно осваивает политический опыт, ценности и образцы поведения.

От чего же зависит выбор индивида тех или иных ценностных ориентации, норм, образцов политического поведения? Исследования показывают, что этот выбор зависит от общей культуры, от тех внутренних убеждений и верований, ценностных ориентации, которые сформировались у него в процессе становления социального «я», его самосознания как личности. Таким образом, стало ясно, что влияние общества на формирование политических качеств личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются общей культурой. Именно она задает рамки политической социализации. А это означает, что процесс политической социализации не может быть рассмотрен как самостоятельный процесс отдельно от процесса социализации индивида в целом, становления индивида как личности. Необходимо выстроить такую модель социализации, которая бы, опираясь на общесоциологическую теорию социализации, показала специфику политической социализации.

В социологии выделяются первичный и вторичный этапы социализации. На каждом из этих этапов действуют различные агенты Социализации, и каждый этап связан с определенным жизненным циклом в биографии человека.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т. д.

Основываясь на теории политической поддержки, Д. Истон и Дж. Денис предложили определенную схему развития процесса социализации. Решающую роль они придавали первоначальной социализации, т. е. формированию тех психологических установок, которые приобретаются в детстве. Процесс первоначальной социализации, по их мнению, проходит в четыре периода :

Политизация. У ребенка в этот период формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей.

  1. Персонализация. Политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее: полицейского, Президента и т. д.
  2. Идеализация. Ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества.
  3. Институционализация - ребенок переходит от персонификации представлений о власти к институционализации, т. е. восприятию власти не через личности, а через обезличенные институты: парламент, армию, суд, партии и т. д.

Эта концепция строится на ряде необоснованных теоретических допущений. Например, первый период - политизация объясняется тем, что беспомощность детей, их психологическая уязвимость заставляют их искать поддержки у политических лидеров, у институтов власти, а не у родителей, сверстников и других агентов первичной социализации. Социально-психологические исследования в области социализации свидетельствуют об обратном. Первичным механизмом социализации является имитация. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. И образцами для подражания чаще всего выступают родители, родственники, соседи, друзья и т. д. На следующем этапе осуществляется идентификация. Идентификация - это способ осознания принадлежность к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают ценности, нормы, образцы поведения агентов первичной социализации как свои собственные. Они начинают выполнять те же роли и функции.

Процесс социализации вообще, тем более политической социализации, не заканчивается в детстве, он происходит на протяжении всей жизни человека. На каждой ступени жизненного цикла человека происходят два взаимодополняющих друг друга процесса: десоциализации и ресоциализации. Десоциализация - это процесс отказа от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Особенности первоначальной социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Ресоциализация же происходит тогда, когда у человека сформировалась определенная система взглядов, убеждений, и он как личность способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальной переоценке культурных норм и традиций, пересмотру своих идеологических позиций и т. д. В принципе ресоциализация может идти неправильно. Ее уровень отражает непрерывность самоконтроля личностью своих представлений, ценностей, способов политического поведения и идеологических позиций .

В западной политологии на основе характера политической культуры выделяют ряд основных типов социализации. Британо-американская гомогенная политическая культура предполагает гармоничный тип политической социализации, который обеспечивают культурно-однородная среда, зрелые демократические традиции, гражданское общество. В этом обществе существует уважительный диалог индивида и власти. Индивид основывает ценности доминирующей политической культуры непосредственно в процессе становления своего «я».

В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности и власти. Политическая культура стран Западной Европы фрагментарна. Существование значительного числа разнородных структур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах ценностных ориентации своей культурно-этнической группы. Однако наличие конфессионально-культурного многообразия не препятствует достижению политического согласия участников политического взаимодействия, благодаря их приверженности ценностям либерально-демократического типа (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, плюрализм и т. д.). Именно приверженность ценностям либерализма исторически обеспечивала способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур, подвижность и изменчивость политических пристрастий.

Общества не западной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Жесткая привязанность индивида местническим ценностям клана, рода, племени, препятствует достижению согласия между носителями различных ценностей и норм политического поведения. Для граждан этих стран характерен настрой на отторжение иных политических культур. А главное, в обществе отсутствуют единые, интегральные ценности.

Определенной разновидностью этого типа социализации является гегемонистский тип. Он предполагает вхождение в политическую жизнь только на основе признания ценностей какого-либо класса (буржуазии или пролетариата) или же религии (например ислам), а также идеологии (коммунизма, фашизма, либерализма). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые не приемлют иные ценности. Так осуществлялась политическая социализация в СССР, в фашистской Германии, в некоторых странах Азии (Иран) и Африки .

Заключение

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это - собственно права).

Политология выясняет роль и место человека в системе политических отношений, взаимоотношения между личностью и обществом. Понятие личность многозначно. Но наиболее «политологично» является ее понимание как социального индивида, совокупность в ней социально значимых черт. Марксизм видел в личности совокупность всех общественных отношений. Влияние со стороны общества человек испытывает в ходе активного взаимодействия с социальной реальностью. По накоплении социального опыта он превращается в сознательного субъекта общественного развития. В то же время личность и общество находятся в диалектической взаимосвязи. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс).

Развитие государства, общества приводит к изменениям в системе существующих взаимоотношений личности и государственно-правовых образований. Это происходит вследствие эволюционирования как институтов государственной власти, так и взглядов самой личности на свое место и роль в государственном управлении, в системе государственно-властных отношений, а также нате функции, которые государственная власть должна выполнять для общества и каждой личности.

Список литературы

1. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 2012, №2.

Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов./ Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 2014.

Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис: политические исследования. 2012 г. № 3.

Кашанина Т.В. Основы российского права. - М., 2012

Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М., 2013

Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право, 2011, №3.