Метафоры я не ищу гармонии в природе. Анализ стихотворения"я не ищу гармонии в природе". О красоте человеческих лиц

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.

Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.

Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».

Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.

Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…»), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.

Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.

Вопреки громкому заявлению в первой строке стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” посвящено как раз природным явлениям, о которых поэт глубоко размышляет. Краткий анализ “Я не ищу гармонии в природе” по плану представляет собой анализ этих размышлений. Использовать его можно на уроке литературы, чтобы объяснить ученикам 8 класса суть произведения.

Краткий анализ

История создания – произведение, которое называют программным, написано в 1947 году в Москве.

Тема стихотворения – прославление материнского начала природы, ее дикость, которую человек, не трогая основы, может привести к разумной гармонии.

Композиция – стихотворение композиционно делится на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по сути своей дисгармонична, вторая показывает ее суть, и третья подытоживает первые две, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием.

Эпитеты “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода” .

Метафоры “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода “.

История создания

Стихотворение написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (поэт провел там пять лет) искал философскую основу для своих произведений. Утратив прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней совсем не романтически .

Тема

Стихотворение посвящено природе, а именно, ее материнскому началу. Поэт рассматривает ее как неразумную мать, которая при этом искренне любит своего ребенка. Она не знает, куда использовать свою дикую силу, но сын – то есть человек, может помочь. Самое главное – не насиловать ее суть, а идти к сосуществованию, к гармонии. Такова основная мысль стиха.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что и обусловливает трехчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармоничного начала: по его мнению, сама суть окружающего мира, исключая то, что создано человеческими руками, дисгармонична.

Однако вторая часть несколько противоречит первой – в ней описывается природа в момент покоя, когда она засыпает, готовится к тому, чтобы все успокоилось и погрузилось в сладкую дрему.

И в третьей части поэт рассматривает ее как мать человечества – да, это дикая сила, но дикость и самой ей не мила. Она мечтает о мире, где технологии будут направлять ее в русло гармонии, при этом не изменяя ее суть.

Жанр

Это произведение – классический пример философской лирики, в нем Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него такие рассуждения были особенно актуальны, ведь ему приходилось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Пятистопный ямб с пиррихием, который поэт использовал при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Средства выразительности

  • Эпитеты – “ясный небосвод”, “ожесточенное пение”, “слепая ночь”, “тяжкий труд”, “человечья боль”, “дикая свобода” .
  • Метафоры – “не слышит сердце”, “пение ветров”, “сияньем немощным объята”, “полусон изнеможенья”, “налитые током провода “.

Все они работают на более глубокое раскрытие темы.

Урок №54. Литература, 8 класс Дата……………

Тема : Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса».

Цели:

Образовательные

Углубить знания уч-ся о творчестве поэта; помочь понять идею, художественные особенности стих-ий, авторскую позицию в произведениях, развития темы красоты в творчестве Заболоцкого..

Развивающие

Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать художественное произведение; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

Воспитательные

воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.

Оборудование : учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

    Оргмомент , самоопределение к деятельности.

    Актуализация изученного, проверка домашнего задания.

Опрос:

    Каковы темы и идеи произведений Н.Заболоцкого?

    Какова идея стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

    Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?

Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел.

Какие иллюстрации вы бы нарисовали к стихотворению Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»?

  1. Мотивация к изучению новой темы.

    Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы закончили разговор на сопоставлении стих-ия поэта и портрета. Любовь поэта к живописи сказалась не только в его многочисленных пейзажах и желании «души изменчивой приметы переносить на полотно».

Это отразилось, например, в стих-иях «В кино», «Старая актриса».

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса»

Выразительное чтение стихотворения «Старая актриса» => учитель (учебник: стр.78-79)

Выявление первичного восприятия

  • Какие впечатления остались после чтения сти-ия?

    Какие образы возникли в ходе чтения стих-ия?

    Что привлекло внимание в произведении, показалось непонятным?

Анализ стихотворения «Старая актриса»

1)Композиция стих-ия

Аналитическое задание: прочитайте стих-ие внимательно и выделите смысловые части.

  1. Описание прошлого старой актрисы

    Рассказ о настоящем актрисы

    Рассказ о судьбе бесприютной девочки, полуродственницы, полуслужанки

2)Художественные ассоциации

    Что объединяет стих-ие «Старая актриса» с произведениями ивописного искусства?

В стих-ии, как и на портрете, нарисованном художником, тщательно выписаны все детали.

    Образ старой актрисы

Аналитическая беседа:

«выраженье тяжелой заботы» на лице женщины =>отражение внутреннего мира человека

    Осуждает ли поэт старую актрису за скупость, вздорность?

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся стих-ия «Старая актриса»

    Обмен мнениями

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»

Выразительное чтение стихотворения – учитель

Слово учителя:

Первым стих-ем с пометой «1947 год» является стих-ие «Я не ищу гармонии в природе».

Это программное произведение, которым автор, нарушая хронологическую последовательность, начинает вторую часть подготовленного им перед смертью «Полного собрания»

Аналитическая беседа :

  • В какой строфе стих-ия высказана точка зрения, противополоная представлениям русских поэтов о гармоничности природного мира, благотворно влияющего на душу человека?

Исследовательское задание №1 : найдите в тексте словосочетания, воссоздающие дисгармоничность природного существования и стремление ее к гармонии.

В чем смысл противопоставления этих начал?

Выводы : с одной стороны – мир «противоречий»; с другой – предчувствие природы разумного союза с человеком.

Исследовательское задание №2 =>

Задание : определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор и какова их роль?

Метафоры

Мир насытится игрой

Олицетворения

Умолкнет ветер

Эпитеты

Слепая ночь

Выводы: в озникает образ природы, похожей на уставшего от бесплодных усилий человека.

Исследовательское задание №3 => групповая работа с последующим обсуждением.

Задание: прочитайте отр. со слов «И в этот час печальная природа…». Какой образ будущего видит во сне природа? Как в этом образе выражается авторское видение взаимоотношений человека и природы?

Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции. Жизнь природы связана с жизнью человека.

Опыты выразитель-ного чтения уч-ся

  • Опыты выразительного чтения уч-ся «Я не ищу гармонии в природе»

    Обмен мнениями

Словарная работа

  • Прообраз

Осмысление терминологии урока

Глагольная метафора, метафориче­ский эпитет

Консультация учителя по вопросам уч-ся

  1. Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

    Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

    Домашнее задание:

    Наизусть стих-ие (по выбору).

    Рефлексия.

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
4 Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
8 Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
12 Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
16 Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
20 Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
24 Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
28 И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
32 Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Ya ne ishchu garmonii v prirode.
Razumnoy sorazmernosti nachal
Ni v nedrakh skal, ni v yasnom nebosvode
Ya do sikh por, uvy, ne razlichal.
Kak svoyenraven mir yee dremuchy!
V ozhestochennom penii vetrov
Ne slyshit serdtse pravilnykh sozvuchy,
Dusha ne chuyet stroynykh golosov.
No v tikhy chas osennego zakata,
Kogda umolknet veter vdaleke.
Kogda, sianyem nemoshchnym obyata,
Slepaya noch opustitsya k reke,
Kogda, ustav ot buynogo dvizhenya,
Ot bespolezno tyazhkogo truda,
V trevozhnom polusne iznemozhenya
Zatikhnet potemnevshaya voda,
Kogda ogromny mir protivorechy
Nasytitsya besplodnoyu igroy, -
Kak by proobraz boli chelovechyey
Iz bezdny vod vstayet peredo mnoy.
I v etot chas pechalnaya priroda
Lezhit vokrug, vzdykhaya tyazhelo,
I ne mila yey dikaya svoboda,
Gde ot dobra neotdelimo zlo.
I snitsya yey blestyashchy val turbiny,
I merny zvuk razumnogo truda,
I penye trub, i zarevo plotiny,
I nalitye tokom provoda.
Tak, zasypaya na svoyey krovati,
Bezumnaya, no lyubyashchaya mat
Tait v sebe vysoky mir dityati,
Chtob vmeste s synom solntse uvidat.

Z yt boe ufhvjybb d ghbhjlt/
Hfpevyjq cjhfpvthyjcnb yfxfk
Yb d ytlhf[ crfk, yb d zcyjv yt,jcdjlt
Z lj cb[ gjh, eds, yt hfpkbxfk/
Rfr cdjtyhfdty vbh tt lhtvexbq!
D j;tcnjxtyyjv gtybb dtnhjd
Yt cksibn cthlwt ghfdbkmys[ cjpdexbq,
Leif yt xetn cnhjqys[ ujkjcjd/
Yj d nbznf,
Cktgfz yjxm jgecnbncz r htrt,
Rjulf, ecnfd jn ,eqyjuj ldb;tymz,
Jn ,tcgjktpyj nz;rjuj nhelf,
D nhtdj;yjv gjkecyt bpytvj;tymz
Pfnb}