Когда птицы собираются в стаи. Почему птицы собираются в стаи? Стая каких перелетных птиц обещает снег

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Ф.И.О: Мидукова Ольга Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБУ Школа №1 имени Виктора Носова г.о. Тольятти

Название материала: конспект урока

Название предмета(класс): литература, 6 класс

Конспект урока литературы в 6 классе.

Н.А.Некрасов. Стихотворение« Железная дорога» (1862)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательные: Научить анализировать прочитанное:определять тему и идею произведения;

выделять композиционные части;видеть средства художественной выразительности в тексте.

Развивающие: Развива ть умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся,

навыки самостоятельной работыс художественным произведением.

Воспитательные: Воспитыв ать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать

культуру труда.

Методы: частично- поисковый и репродуктивный

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная

беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа.

Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, презентация, репродукции.

Структура урока:

1 этап - организационный (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания)

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (актуализация ранее

полученных знаний, постановка учебной цели).

3 этап - обучающий (о рганизация процесса восприятия, осознания и осмысления текста

стихотворения).

4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап. Орг.момент.

2 этап. Объявление темы и цели урока. Сегодня мы обратимся к творчеству выдающегося

русскогопоэта Николая Алексеевича Некрасова и познакомимся с его замечательнымстихотворением

Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году(Слайд 1). Цель нашего урока -

проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Подготовка к усвоениюзнаний.

Слово учителя: Изучаятворчество Н.А.Некрасова в начальных классах, в 5 классе, вы

стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазайи зайцы», «Несжатая полоса».

Поэма «Мороз, Красный нос» и др.) Может быть, вы вспомните строчки из этих произведений?

Какова основная тематика произведений Некрасова? Сообщение учащегося.

Николай Алексеевич Некрасов вы рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в

душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков - наёмные

рабочиев России, которые, идя по берегу, тянулипри помощи бечевы речное судно против течения.

Отец будущего поэта был жестоким помещиком- крепостником. Он запрещал сыну бывать в

убогих крестьянских избах, играть с крестьянскими детьми. Но мальчик, улучив удобную минуту,

тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Поэтому нелегкую жизнь крестьян, их труд он

знал очень хорошо. Это и помогло в дальнейшем поэту в изображении нелегкой крестьянской доли.

горя желанием стать литератором. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом,

выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.Сильная воля и

постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который приехал в Петербург, не имея средств на жизнь,

состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором

крупнейших в стране журналов.

Слово учителя: Главной темой своего творчества Некрасовсделал судьбу труженика, судьбу

русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку

труда. Сегодня мы познакомимся состихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862

году.А эпиграфом к нашему уроку станут замечательные слова самого Некрасова о русском народе:

стихотворение?(Учащиеся делятся впечатлениями).

3 этап. Обучающий.Работа по содержанию текста.

Работа со словом

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?(С эпиграфа)

- Что такое эпиграф? Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает

перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Посмотрите на эпиграф Некрасова. - Чем он необычен? - Что обычно в качестве эпиграфа? - А что

играет роль повода для написания стихотворения.Стихотворение является откликом на разговор в

вагоне.В эпиграфе папаша- генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в

простонародную одежду -в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос

сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский

министр -«граф Петр Андреич Клейнмихель».

- Итак, в эпиграфе поставлен вопрос: Кто строил дорогу? Ответ: Граф Петр Андреевич

Клейнмихель. Наша поэтическая задача сегодня –проверка справедливости мнения, обозначенного в

эпиграфе. (Слайд 3).

Историческая справка(Слайд 4). Подготовленное сообщение учащегося.

-Как построено стихотворение? - Сколько частей выделяет автор? (4)

-Внимательно прослушаем 1часть. (чтение 1части наизусть)Спасибо. Оценка.

-Каким настроением он проникнут? Настроением бодрости, ясности, покоя.

Какова лексика 1 -й части? Лексика создает радостное настроение.

необыкновенной осени? - Какие средства вы знаете? Давайте найдем их в тексте.Эпитеты –усталые

силы, студеная речка, морозные ночи, ясные, тихие дни.Метафора- осень славная, воздух здоровый,

ядреный, безобразье в природе. Олицетворение - воздух бодрит. Сравнение- лед, как тающий сахар;

лес, как мягкая постель;листья, как ковер. Повтор - славная осень!Инверсия –на речке студеной; Лечу

я; по рельсам чугунным.

-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы? -Какой можно сделать

открывает прекрасное в самом обыденном.

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на

высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2- й главе.(Чтение 2- ой части) - Что можно сказать о построении 2ч? - С чего

рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать –значит правильно ответить на

вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто

тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги,

выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т. е. заставляет людей в

борьбе за жизнь создавать новое.

Перечитаем строки:

Многие -в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

- Какой художественный прием использован в этом отрывке? Антитеза.

мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается

совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи -десятники,

Секло начальство, давила нужда...»

Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто

мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об

угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве

железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т. е. «плоды пожинать». Она

вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев- десятников» и начальства.

Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие

определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду.

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки -Волги, с Оки,

С разных концов государства великого -

-К какому выводу подводит нас поэт? - Кто истинный строитель дороги? Простой народ -

труженик.Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.

Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и

научиться мужика уважать.

- Обратим внимание на репродукцию картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной

дороге» (1874) и иллюстрацию к стихотворению И. Глазунова «Железная дорога» (1970). Как эти

картины помогают понять особенности труда железнодорожных рабочих?

Художник выбрал в герои рабочих, показал их каторжный труд. Вот везет тяжело груженную

тачку рабочий с белым платком на голове. Его могучие руки, широкие плечи, уверенные движения

выдают огромную силу. Видно, он и душою крепок, никакой труд не сломит его, не согнет. За ним

привычно толкает тачку угрюмый усач с нависшими на лоб волосами - он погружен в свои невеселые

мысли. Третьим идет юноша, почти мальчик: он очень устал, у него уже нет сил сжимать рукояти тачки.

К рукоятям привязана лямка - рабочие перекидывают ее через плечи, чтобы, обессилев, не выпустить

тачку из рук. Лямка глубоко врезалась в худые плечи мальчика. Вдали на пригорке стоит надсмотрщик

в картузе, поддевке и красной рубахе навыпуск. В руке у него палка. Он готов обругать, а то и ударить

каждого, кто на минуту замешкается, остановится, распрямит спину.

Перед вами иллюстрация художника «Железная дорога»

Вы знаете, что Глазунов - иллюстратор русской классики. Главным объектом его изображения

является родной народ, его духовный мир. Человеческое лицо главное для Ильи Глазунова.

Вглядитесь в лица изображённых людей. Какие внутренние чувства, эмоции отражаются на них?

(На лицах людей усталость, измученность, безнадежность)

мнение генерала. Для него народ - варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины

природы, ни труд мужиков.

- 4 часть. Окончание работ. « Светлая сторона» жизни.

- Каков заработок? Окончание работ: Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у

канторы…Ничего, еще должны остались.

- Как ведут себя мужики? Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку,

бочку водки поставил и ….. закричали ура!

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I . Орг. момент

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V . Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

IX . Домашнее задание

X . Итог урока

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I . Орг. момент

— Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III . Чтение учащимися стихов

— Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV . Проверка домашнего задания

    Беседа

— В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

— Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

— Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3 . Вывод

— К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

— Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

— Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

— Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

— О ком это стихотворение?

— Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII . Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

— Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

— Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

— Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

— Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

— Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII . Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

— В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Учебно-методический комплекс

... творчеству поэта . УЭ – 1 Цель: способствовать совершенствованию навыка устного выступления на уроке ... . Каждое явление жизни – это отдельная тема ; совокупность тем – тематика произведения... стороне от веселых подруг… (Н.А.Некрасов ) *** Мой сад с каждым...

  • Рабочая программа по обучению грамоте и письму (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России» Класс 1

    Рабочая программа

    Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов , Л.Н.Толс той, А. П. Чехов... творчества и индивидуальной работы на уроках ; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам ... , поэт , композитор. Звучание окружающей жизни , ...

  • Урока Дата Тема урока Количество часов

    Урок

    Номер урока Дата Тема урока Количество часов Содержание Тип урока ... Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» 1 Стихи поэта о... поэта Урок чтения и обсуждения произведений Слово учителя, беседа, работа в группах Знать факты жизни и творчества поэта ...

  • Тема урока Кол во

    Урок

    Народной работе» (К. И. Чуковский) 1 Н, А. Некрасов – певец тяжёлой доли русского народа... Слово о поэте . Тема малой родины в творчестве Г. Тукая. Великая роль книги в жизни человека Рецептивная... 7 класс. № п/п Тема урока Кол-во ча-сов Элементы...

  • Урока Тема урока Опорные понятия

    Урок

    ... ». 60 урок Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта . Лирический пафос... тему «Поэт и поэзия». 61 урок Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Гражданская лирика, образ пророка. Некрасов ...